Установка верхнего и нижнего порожков гитары

Порожки для гитары. Советы по выбору и описание технических деталей

Порожки для гитары. Общая информация

Еще одна незаменимая часть струнного инструмента – это порожки, на которых лежат струны. Обычно это деревянная или пластмассовая деталь, которая нужна для отделения струн друг от друга, а также создания нужного угла наклона при натяжении. В данной статье мы подробно расскажем о том, что такое порожки для гитары, для чего они нужны и, что делать в случае их поломки.

Для чего нужны гитарные порожки

Порожки располагаются в верхней части грифа гитары и на деке. Они имеют небольшие желоба, в которые вставляется струна, и в которых она находится постоянно. Гитарные порожки нужны, во-первых, для того, чтобы ограничить звучащую область струны, и во-вторых – чтобы отделить струны друг от друга на определенное расстояние и пресечь их смещение. Чем выше установлен порожек – тем выше струна поднимается над грифом. Если установить его слишком высоко, то инструмент не будет давать чистый тон из-за излишнего натяжения струн . Если слишком низко – то струны начнут звенеть об лады и гриф.

Типы гитарных порожков

Материалы

Существует несколько самых распространенных материалов, из которых изготавливаются порожки.

Пластик – самый распространенный материал, который используется на большинстве заводских инструментов. Материал не очень долговечный, потому что со временем он пропиливается струнами. Многие производители используют так называемый высокотехнологичный пластик, который имитирует кость. Это – самый дешевый и распространенный вариант. Очень часто встречается на акустических инструментах, например, из него сделаны порожки для классической гитары.

Графитовые порожки отличаются тем, что естественно смазывают струну. Чаще всего устанавливаются на гитаре с тремоло-машинкой.

Костяные порожки считаются наиболее правильными для установки на инструменты. Помимо того, что они дают струнам яркое звучание, как и графитовые, они смазывают струну.

Латунь – устаревший материал, который часто устанавливали на винтажные гитары. Имеет своеобразный звук, отличается долговечностью.

Слоновая кость – дорогой и редкий материал, который дает струнам теплое и собранное звучание.

Нижний порожек для гитары

Обычно устанавливается на акустических гитарах. Представляет собой пластиковую деталь с небольшими выемками под струны. На электрогитарах нижнего порожка нет, но есть бридж – специальный механизм, который выполняет функцию порожка, а также помогает регулировать мензуру и высоту струн.

Верхний порожек для гитары

Небольшая деталь, которая устанавливается между гитарным грифом и головой. В нем есть более глубокие, в отличие от нижнего порожка, выемки, выточенные под отдельные струны определенного размера.

Порожки с выемками

Уже готовые детали, которые продаются в музыкальных магазинах. Имеют проточенные заранее выемки – остается только вклеить их в инструмент.

Заготовки под порожки

Заготовки без выемок. Подразумевается, что человек должен сам проточить их под тот размер струн, на которых он играет. Очень удобно, если вы используете калибр струн сильно толще стандартного 10-46.

Порожки на акустических и классических гитарах

На акустических и классических гитарах нижние порожки имеют схожий с верхними внешний вид и назначение. Они вклеиваются под розетку, над местом, где крепятся струны. Кроме этого, нижние порожки располагаются под углом, чтобы еще сильнее ограничить играющую часть каждой струны.

Порожки на электрогитарах и бас-гитарах

Как уже было сказано, на электроинструментах нет отдельно нижнего порожка, на его месте находится бридж. Это механическая конструкция, в которой есть детали с выемкой, выполняющие функцию порожка. Кроме этого, бридж регулирует высоту струн, а также мензуру – при помощи специальных винтов, которые двигают площадки, на которых лежат струны.

Как выбрать гитарные порожки

В случае если вы заметили, что у вас начали дребезжать струны , в первую очередь стоит проверить именно порожки. Кроме этого, сточившиеся выемки могут привести к тому, что инструмент перестанет держать строй. В этом разделе мы собрали главные советы по выбору гитарных порожков.

Длина порожка гитары

Перед началом подбора детали, и ремонта гитары , стоит вытащить старый порожек и провести замеры. Нижние порожки для акустических гитар обычно длиннее и тоньше верхних.

Высота порожка на гитаре

Помните, что если вы установите верхний порожек для гитары слишком высоко – то инструмент не будет строить, поэтому на эту деталь стоит обратить пристальное внимание. Обычно высота порожка считается с учетом углубления на грифе, куда его будут ставить.

Размеры порожка для гитары

Этот пункт актуален для тех, кто вместо готовых порожков использует заготовки. Здесь вам нужно не только измерить его длину и высоту, но также вычислить расстояние, на котором делать углубления. Обычно оно равно 0.04 дюйма, или 0.1 сантиметра.

Материал

В случае не электроинструментов очень важно, чтобы и верхний, и нижний порожек для гитары были сделаны из одного материала. Его выбор напрямую зависит от ваших финансовых возможностей и представления о том, какой звук вам нужен. Если же вы не разбираетесь в этом, рекомендуем установить пластиковые, стандартные порожки, которые подойдут для любого инструмента.

Подходящий тип

Если вы играете только на стандартных комплектах – то выбирайте уже готовые порожки, которые можно быстро вклеить на место старых. Если же калибр струн у вас, уменьшенный или увеличенный, то лучше возьмите заготовку, и прошлифуйте углубление именно под ваш вариант. Причина проста – стандартные заводские порожки рассчитаны на стандартную толщину струн, и если вы используете более толстые варианты, то они могут не входить в выемку и просто лежать на порожке. Это приведет к тому, что инструмент не будет строить.

Порожек для акустической гитары

Порожек для акустической гитары играет ключевую роль, несмотря на незначительные размеры. Деталь, ограничивающая звучащую струну, задает высоту струн. От приспособлений зависит, точно ли струна лежит на грифе, будет ли она строить по мензуре, удобно ли руке гитариста играть на инструменте.

Читайте также:
Чем оттереть зеленку с кожзаменителя?

Материалом изготовления является черное дерево, кость. Для гитар массового производства их изготавливают из пластмассы. Чтобы струны не смещались, приспособления располагают в желобках. Верхний закреплен к грифу сверху, нижний – опора для петли подгрифка. От высоты зависит звучание струн. Для высокого расположения потребуется больше усилий, чтобы прижать струны. Дополнительное натяжение дает не совсем верный звук. Если уровень занижен, это приведет к дребезжанию струн о лады.

Верхний

Из названия элемента понятно, что верхний порожек для акустической гитары размещается на грифе, откуда начинает звучание струна. Габариты совпадают с грифом по ширине. На нем расположены насечки. Сильно звучащая или выдающая неверную тональность указывает на неправильную установку или пропил детали. Насечками регулируются промежутки между струнами, которые прочно укладываются в желобки, не задевая друг друга, не соскальзывают во время интенсивной игры.

Для чего нужен

Приспособление отвечает за настройку звучания, приобретается в специализированной торговой сети. Для установки учитывают параметры:

  • радиус накладки;
  • ширину грифа;
  • высоту ладов.

Для инструментов с разными струнами параметры различны.

Изготавливают из различных материалов. В процессе установки проводится полная отстройка инструмента:

  1. Деталь выставляют по высоте.
  2. Проводят пропил.
  3. Производят тонкую доводку для настройки инструмента.

Из чего изготавливают

Материал подбирается любой, но каждый будет демонстрировать собственные характеристики:

  1. Кориан представляет собой синтетический компонент, который требует тонкой доводки. Производят большие количества заготовок. Обеспечивает ровный, чистый звук.
  2. Таск – материал, по виду напоминающий кость. Можно приобрести заготовку, легко обрабатывается. Издает ровное и теплое звучание.
  3. Никель. Трудно обрабатывается. Издает яркий звук с прекрасной артикуляцией и сустейном.
  4. Латунный – изготавливается из твердого материала. Издает яркий звук с великолепным сустейном.
  5. Графит является самосмазывающимся, подходит для тремоло грифов. Легко обрабатывается. Дает мягкое и ровное звучание.
  6. Кость – натуральная твердая основа. Работу по пропиливанию пазов нужно проводить тщательно, чтобы струны в них не застревали. Производимый звук характеризуется чистотой и детализацией.

Обратите внимание! Помимо перечисленных материалов, изготавливают также из пластмассы, реже – из дерева.

Кроме особенностей материала,п при выборе инструмента нужно еще обращать внимание на тип струн, калибр, звук, по которому можно установить, из чего сделан элемент.

Как выбрать

Для правильного выбора учитывают форму грифа, радиус накладки. Стандартные размеры приспособления:

  • 1-3/4»;
  • 1-11/16»;
  • 1-5/8″.

Существуют другие разновидности:

  1. Локовые, в функции которых входит запирание струны для использования гитаристом тремоло системы. У локового звук тоньше, у обычного – дольше резонирует.
  2. LSR вид с применением ролика, при помощи которого звук минует порожек и возвращается, использовав тремоло.
  3. Тип Earvana способствует интонированию, сохраняет строй с тремоло.

Как на качество звука влияют материалы

От приспособления напрямую зависит тон гитары:

  1. Элемент влияет на качество звука открытых струн.
  2. Сустейн увеличивается от жесткости используемого сырья.
  3. Легкость движения обеспечивается текстурой, способностью материала к самосмазыванию.
  4. Важное значение для звучания и хорошей игры имеет глубина струн, правильный угол наклона.

Лучшим материалом, влияющим на звук, считается кость, благодаря следующим свойствам:

  • плотность;
  • легко обрабатывается;
  • обеспечивает яркое звучание;
  • держит настройку.

Ископаемая слоновая кость сравнима по тональным характеристикам с костью. Этот вид повлиял на выразительность звучания и богатство сустейна. По качеству звука превосходит все остальные. Но у нее есть слабое место – сложно настроить готовое изделие.

Пластик – сырье бюджетных инструментов, имеющий крайне низкое качество:

  1. Эти элементы непригодны для экспертной игры.
  2. У них серьезные проблемы с настройкой.
  3. Производят слабый звук, трудные в работе, хрупкие, ломкие.

Лучшее решение при поломке – замена на более качественную деталь.

Описанное выше не касается изделий из пластика Graph Tech TUSQ:

  1. Изготовлены из качественных материалов.
  2. Им свойственно тонкое звучание при ярком басовом отклике.

Как заменить

Если появилась необходимость замены верхнего порожка на акустической гитаре (классика или дредноут), произвести это нужно следующим образом:

  1. Необходимо снять струны или очень сильно их расслабить, если есть запас.
  2. Верхний просто вставлен в паз, поскольку струны своим натяжением его держат.
  3. Гитару нужно положить на горизонтальную поверхность.
  4. Приспособление расшевелить, попытаться выбить в сторону, вынуть из паза.
  5. Заготовку нового покупают чуть больших размеров – подгонять легче, чем добавлять объем.
  6. Затем на прежнее место устанавливают подогнанную заготовку нового элемента.
  7. Натянуть 3 или 4 струну, чтобы прижать элемент.
  8. Натянуть оставшиеся.

Нижний

Большую роль играет нижний порожек для акустической гитары, так как он:

  1. Обозначает точку отсечки, дает точный строй.
  2. Регулирует высоту струн.
  3. Оказывает влияние на улучшение звука.
  4. Считается частью подставки.

Если допустить неточности в подготовке детали, появятся нарушения в гитарном строе, задребезжат струны.

Роль нижнего аксессуара

Нижний элемент – важнейшая часть инструмента. Благодаря аксессуару получают оптимальное звучание, комфорт во время игры.

Требования к детали предъявляются, если устанавливается пьезозвукосниматель, который ощущает колебания, производимые порожком. Если он непрочно расположен в пазу, то передаст звукоснимателю более интенсивные вибрации. Если есть звукосниматель, аксессуар делают из Микарты. Это материал синтетический, плотность ниже, чем у кости, но при более высокой однородности происходит значительное усиление звука. На приспособление опираются струны. Высота над подставкой должна быть –1/8″-3/16″(3,2 мм-4,8 мм), в результате обеспечивается угол перелома величиной 35о. Угол перелома определяет момент прикладывания к деке. Если угол слишком мал – результат будет малоэффективен. Дека перегружается за счет большого угла, что мешает ее вибрациям и приводит к снижению громкости и тембра.

Если установка высоты правильная, но не соответствует высота порожка над подставкой, понадобится замена положения грифа. Если деталь имеет меньший радиус, струны дребезжат, так как они рядом с ладами. Если у грифа радиус меньше, начинаются неполадки с интонацией. Один из краев порожка имеет закругление.

Читайте также:
Полки для кухни своими руками: деревянные, как сделать угловые полочки, -инструкция, пошаговое фото

Получается, что у нижнего аксессуара важные функции, контроль за их четким выполнением значительно улучшит звук инструмента.

Из чего производят

Изготавливают из того же сырья, что и верхний. Для бюджетного варианта применяют пластик, который не соответствует требованиям. Отдельные его сорта по качеству равны кости. Неслучайно изделие имеет название «Косточка». Для дорогих инструментов используется слоновая и другие кости.

Применяется не только природное сырье, но и синтетическое:

  • микарта;
  • латунь;
  • кориан;
  • никель;
  • металл.

Легко поддаются полировке, а струны резонируют и прекрасно звучат.

Как выбрать

Выбирая костяные аксессуары, главное – не ошибиться в происхождении материала. Вместо натуральной кости, можно попасть на китайский пластик. Элемент часто изготавливают из искусственной кости, пластика, по свойствам похожего на кость. Порожек будет изнашиваться гораздо быстрее. Чтобы проверить истинность, нужно нажать на него. Кость не продавится, а пластик имеет свойство сжиматься.

Обратите внимание! Качество кости в массовой продаже недостаточно высокое из-за механической обработки. Поскольку кости переваривают, пережигают, недостаточно обезжиривают.

Такое изделие становится хрупким, быстро выходит из строя. Нижний элемент, сделанный из него, быстро разрушится, так как нарушена структура кости.

Как влияет материал изделия

Приспособления, изготовленные из кости, считаются лучшими. Несмотря на то что кость трудна в обработке, она имеет длительный эксплуатационный срок и великолепный тембр. Пластик имеет небольшой срок использования, быстро истирается, изнашивается, главное – он поглощает энергию звука. Звук теряет качество от непрочной установки в паз корпуса. Только из кости, подогнанный идеально к пазу, способен дать яркий, сочный звук.

Как заменить

Для замены нижнего порожка на акустической гитаре делается заготовка или приобретается в магазине готовая запасная часть. Берется косточка, отпиливается кусочек по размеру, чтобы она установилась в паз – должна лечь на дно. Натягиваются две (1-я и 6-я), узелки от них заправляются в подставку. Слегка подтягиваются, чтобы прижали изделие. Затем оставшиеся доводят до нормального уровня высоты.

Советы и рекомендации >Отстройка мензуры двенадцатиструнной акустической гитары путем подгонки нижнего порожка

Среди читателей Гитаршколы, немалое количество гитаристов, которые в своем арсенале имеют двенадцатиструнную гитару. В связи с этим нам иногда поступают вопросы, как ее настроить. В сегодняшнем уроке как раз об этом и поговорим.

Настройка нижнего порожка двенадцатиструнной акустической гитары — задача не из легких. Она усложняется еще больше, когда дело доходит до винтажных двенадцатиструнок. Раньше о компенсированных нижних порожках для двенадцатиструнных акустических гитар не было и речи! Поэтому небольшие отклонения в строе таких гитар считались чем-то самим собой разумеющимся. Но те времена ушли. Музыка и музыкальные технологии вышли на новый уровень, и музыкантам и продюсерам не приходится больше мириться с тем, что та или иная струна не строит на том или ином ладу.

Настройка мензуры двенадцатиструнной акустической гитары с прямым нижним порожком предполагает подбор угла и точки начала вибрирующей части струны для каждой отдельной струны. Эта задача требует определенного навыка и терпения. Давайте разберемся, в чем она заключается.

Для примера возьмем отличную гитару Martin D-12-20 1972 года. Однажды ее владелец решил отнести ее в мастерскую. На тот момент гитара была в очень хорошем состоянии, с тем лишь исключением, что она хронически не строила, а струны располагались слишком высоко над грифом. Часто старые двенадцатиструнки требуют замены грифа, а это довольно дорогое удовольствие. Но в данном случае угол грифа по отношению к корпусу был в порядке. К счастью для владельца гитары, проблема была значительно проще. Дело было в том, что на гитаре был установлен слишком высокий и к тому же кривой нижний порожек (см. Фото 1 ).

Нужно было, во-первых, отрегулировать высоту струн за счет изменения формы порожка, а во-вторых, настроить мензуру каждой струны. Было ясно, что если решить эти две задачи, гитара зазвучит значительно лучше и будет хорошо строить даже на высоких ладах.

Необходимые инструменты

Для работы с нижним порожком двенадцатиструнной гитары вам понадобятся следующие инструменты: измеритель высоты струн над грифом, измеритель радиуса и радиус-блок, соответствующий радиусу грифа. Также потребуется механический карандаш, каподастр, наждачная бумага (зернистость 80 и 400) и набор небольших плоских пилок.

Предварительный этап настройки гитары

Прежде чем приступить к работе, нужно настроить гитару и произвести необходимые замеры. Они будут служить вам в качестве ориентиров. Лучше всего записать результаты замеров на бумажку, чтобы не забыть их.

Сначала установите каподастр на первый лад и измерьте высоту первой и одиннадцатой струн над двенадцатым ладом с помощью специального измерителя. (Будем считать, что наша гитара настроена по стандартной схеме.) Измерять нужно расстояние между высшей точкой двенадцатого лада и нижней границей струны.

Идем дальше. Каподастр все еще расположен на первом ладу. Зажмите одиннадцатую и двенадцатую струны на четырнадцатом ладу и измерьте самое большое расстояние между нижней границей одиннадцатой струны и порожком лада. Обычно оно приходится на середину грифа, примерно в районе седьмого-девятого ладов. Это место можно найти, прижимая одиннадцатую и двенадцатую струны то там, то там. При этом струны должны быть зажаты на четырнадцатом ладу.

Затем снимите каподастр и проверьте высоту струн над порожком первого лада.

Проверьте мензуру каждой струны при помощи тюнера. (На двенадцатиструнной гитаре это сделать несколько сложнее, чем на обычной шестиструнной, потому что вам придется подцеплять каждую струну отдельно.) Начните с первой струны. Сыграйте флажолет на двенадцатом ладу, проверив, чтобы он строил. После этого зажмите ту же ноту. Если зажатая нота ниже или выше соответствующего флажолета, запишите разницу в центах. Повторите то же самое для каждой струны.

Читайте также:
Деревянный забор на даче своими руками фото, чертежи

Исходные данные нашей «подопытной» гитары

Вот результаты предварительных измерений для гитары D-12-20: расстояние от порожка двенадцатого лада до первой струны — 6/64″. Для одиннадцатой струны — 7/64. Слишком высоко. Самое большое расстояние от струны до грифа при зажатии струн на первом и четырнадцатом ладу — .012″. Это идеально подходит для стиля игры хозяина гитары. Высота первой струны над порожком первого лада составила 1/64″, одиннадцатой струны — 2/64″. И вновь хороший результат. Сделав все эти замеры, я понял, что мне нужно всего лишь уменьшить высоту нижнего порожка.

Я проверил мензуру струн, сравнив флажолеты с зажатыми нотами, и обнаружил, что большая часть зажатых нот звучала на 2-6 центов выше соответствующих флажолетов, а пары струн G и D были на 3 цента ниже флажолетов.

Теперь у меня были все данные для продолжения работы.

Подгонка нижнего порожка

Дальше нужно было проверить, соответствует ли радиус нижнего порожка радиусу грифа. Как я и думал, до соответствия было очень и очень далеко. Радиус грифа составлял 14″ (см. Фото 2 ), а радиус порожка — всего лишь 8″. Это значит, что изгиб порожка был значительно заметнее изгиба грифа, а в этом случае пары струн D и G располагаются выше других струн.

Я взял радиус-блок на 14″ и наждачную бумагу зернистостью 80 и подогнал радиус порожка к радиусу грифа. Вот как можно это сделать: расположите радиус-блок так, чтобы его прогиб был направлен вниз, и прикрепите на его поверхность наждачную бумагу. Переверните порожек и начинайте аккуратно спиливать лишнее, водя им по поверхности радиус-блока. Если вы расположите источник света позади порожка, вы легко увидите, сколько и в каком месте нужно удалить (см. Фото 3 ).

В нашем случае струны были расположены высоко, поэтому мне пришлось спилить примерно 1/32″ верхней части порожка на том месте, где расположены пары струн Е. В средней части порожка я удалил довольно много, чтобы сгладить его изгиб.

Завершив эту работу, вновь установите порожек на гитару и приготовьте механический карандаш.

Разметка порожка

Самое время нанести на порожек метки, чтобы определиться с точками соприкосновения со струнами и углами для каждой струны (см. Фото 4 ). Но перед тем, как начать разметку, поговорим о том, как струны должны располагаться на нижнем порожке. Мы начнем с точек соприкосновения, а затем займемся углами.

Хочу предупредить сразу: эту задачу не всегда получается решить с первого раза. Вы можете попробовать прикинуть, где должна располагаться каждая струна на порожке, но сделать это правильно с первой попытки довольно сложно.

Очень полезно мысленно разделить двенадцать струн на три группы:

  • • шесть струн E, A, D, G, B и E, которые есть и на обычной гитаре. Причем нижние четыре — это струны с обмоткой. Это все понятно.
  • • струны, настраиваемые на интервал в октаву (E, A, D, G) по отношению к струнам E, A, D и G.
  • • унисонные струны B и E. Последняя группа — струны без обмотки.

Для начала займемся первой группой — стандартными струнами. Как правило, лучше всего, когда струны Е (нижняя) и В отходят от порожка уже на заднем его краю (ближе к бочонкам, удерживающим струны). Что касается струны G, здесь крайней точкой соприкосновения должен быть передний край порожка (ближе к резонаторному отверстию).

Остаются струны Е (высокая), D и А. Высокая Е-струна обычно отходит от порожка примерно посередине между крайней точкой соприкосновения для струны В (на заднем краю порожка) и крайней точкой соприкосновения для струны G (на переднем краю порожка). Точку соприкосновения для струны D мы расположим ближе к точке для струны G, а для струны А — ближе к точке для низкой Е-струны.

Струны с интервалом в октаву — отдельная история. Октавные струны для нижней Е-струны и струны G отходят от порожка на переднем его краю. Октавные струны для струн А и D смещаются в направлении бочонков.

А вот унисонные струны В и Е располагаются на том же уровне, что и их пары.

Теперь к вопросу о том, как каждая струна переходит от отверстия к краю порожка. В случае данной конкретной гитары отверстия для шести стандартных струн смещены назад, в направлении заднего края бриджа. Отверстия для шести дополнительных струн (четыре октавных и две унисонных) расположены сразу за нижним порожком.

На заднем краю порожка нужно сделать своеобразные «рампы» для каждой струны, чтобы они не перетирались об острый угол. Это продлит срок службы струн и увеличит сустейн. Угол для основных струн должен быть более пологим, чем угол для дополнительных шести струн.

Обработка порожка 12-ти струнной гитары пилкой

Здесь вы можете проявить все ваши творческие способности. Основываясь на показаниях только что нанесенной разметки, отрегулируйте крайнюю точку соприкосновения с порожком и угол для каждой струны (см. Фото 5 ) с помощью маленькой плоской пилки. Это нужно делать очень медленно и аккуратно. Передний край порожка (тот, что ближе к резонаторному отверстию) должен получиться четким.

Проверка мензуры двенадцатиструнной гитары

Как я уже упоминал, процесс настройки мензуры для двенадцатиструнной гитары очень трудоемок. Завершив предыдущий этап, установите новые струны, настройте их и проверьте мензуру.

Цель — добиться того, чтобы высота ноты, зажатой на двенадцатом ладу, и высота флажолета, извлеченного на том же ладу, совпадали. Обязательно пользуйтесь тюнером при проверке. Если зажатая нота выше, сместите точку отхода струны от порожка немного назад. И наоборот — если зажатая нота ниже, сместите эту точку вперед, в направлении резонаторного отверстия. В итоге у вас должно получиться нечто наподобие того, что получилось у меня (см. Фото 6 ). Не отчаивайтесь, если вам придется ослаблять и снимать струны, подпиливать порожек, вновь натягивать струны, настраивать их и перепроверять мензуру пять, десять или даже сто раз. Это вполне нормально.

Читайте также:
Душ в доме своими руками: -инструкция как сделать душевую для дачи в домашних условиях, фото

И в завершение

Как только вы победите мензуру, снимите струны последний раз, выньте порожек и отполируйте его наждачной бумагой зернистостью 400, а затем протрите мягкой тряпочкой. Установите струны и настройте их. Вы справились!

Этот процесс сложен и требует навыка и опыта, но ведь ради двенадцатиструнной гитары, строящей на всех ладах, стоит и попотеть! А вы как считаете?

А что делать, если струна на акустической гитаре не строит на 12 ладу?

Порожек для гитары: виды, материалы и правила выбора

В данном материале мы поговорим о небольшом, но весьма важном элементе любой гитары – верхнем порожке. Изучив наш материал, вы узнаете, что такое и зачем необходим верхний порожек, из чего его производят и какой из вариантов лучше вам подойдет. Дополнительно мы расскажем о локовых конструкциях.

А перед началом чтения рекомендуем ознакомиться с ассортиментом фурнитуры в интернет-магазине Струнки.ру и выбрать для себя наиболее подходящую модель:

Зачем нужен верхний гитарный порожек?

Несмотря на свою величину, данная деталь струнных инструментов является, по сути, важнейшей наряду с бриджем/нижним порожком. Именно здесь, на перегибе струны, начинается их колебание и резонирование. Расположение порожка напрямую определяет величину мензуры и способность гитары строить. Пропилы порожка также влияют и на звучание гитары: неправильный пропил может стать причиной появления звона, а также излишне большой высоты струн по отношению к грифу.

Скажем проще: порожек влияет на каждый аспект игры, включая и настройку гитары, и ее звучание, и удобство.

Величина верхнего порожка и его форма зависит от особенностей инструмента: радиуса грифа, его ширины, размера ладов. Именно по этой причине универсальной модели порожка найти вы не сможете, а подбирать его нужно весьма внимательно и принимая во внимание параметры своей гитары.

Не стоит забывать также и о том, что грамотная установка верхнего порожка предполагает предварительную тщательную настройку гитары, включая шлифовку межладовых перегородок.

Материалы, из которых может быть изготовлен верхний порожек

Расскажем об особенностях самых популярных материалов, которые используются для изготовления порожков.

Кость (Bone)

Имеет достаточно твердую фактуру высокой плотности, использовался на большинстве винтажных гитар. Пропиливание необходимо осуществлять очень аккуратно – из-за особенностей материала в пазах под струны могут образовываться мини-зазубрины, из-за которых струна будет застревать в пропиле.

Костяной верхний порожек обеспечивает в меру яркое и весьма детализированное звучание без лишних призвуков.

Непростой для формования материал, который при шлифовке издает крайне неприятный запах.

Графит (Graphite)

Главная его особенность – способность к «самосмазыванию». Это обеспечивает лучшее движение струны в пазах и станет большим плюсом для обладателей инструментов с такими бриджами и грифами, из-за конструкционных особенностей которых струна не лежит в прорезях порожка ровно.

Помимо мягкого движения струны в пропилах, модели из графита обеспечивают ровное и достаточно мягкое звучание.

Большим плюсом является также доступная цена комплектующих из графита и то, что их продают в заготовках – а пропилы вы можете сделать сами с помощью специального инструмента, либо поручить эту работу гитарному мастеру.

Никелевые порожки (Nickel Nut)

Материал по своим характеристикам похож на те сплавы, из которых изготавливаются межладовые пластины. Чаще всего никелевые верхние порожки для гитары имеют меньшую толщину по сравнению с порожками из других материалов – по своему внешнему виду они скорее похожи на слегка увеличенные лады.

Дают яркое звучание, достаточно просто полируются, однако пропиливание и шлифовку лучше доверить гитарному мастеру – для этого потребуются навыки и специальное оборудование.

Латунный порожек (Brass Nut)

Пожалуй, наиболее твердый и долговечный материал, который достаточно просто и быстро полируется и выглядит очень стильно, особенно в сочетании с фурнитурой в цветовом оформлении «золото».

Латунные порожки дают кристальное и яркое звучание, а также достаточно длительный сустейн – особо это заметно на бас- и слайд-гитарах.

Материал достаточно трудный в обработке: при полировке и шлифовке он достаточно сильно нагревается и пылит.

Таск (Tusq)

Синтетический самозмазывающийся состав, который при затвердевании становится внешне похож на кость, но обладает большей прочностью. Обеспечивает ровное и мягкое звучание, имеет доступную стоимость, продается в заготовках и достаточно прост в обработке.

Кориан (Corian)

Прочный, но простой в формовании и шлифовке синтетический материал, который также применяют при производстве столеншниц для кухонь. Обеспечивает ровное и чистое звучание, но требует тщательной шлифовки и доводки. Также продается в виде заготовок, имеет не очень высокую цену.

Как выбрать верхний порожек для гитары?

Как мы уже говорили, от особенностей и качества данной фурнитуры зависит как удобство во время музицирования, так и качество звучания инструмента – особенно при звукоизвлечении открытых струн. Модели порожков из металлических сплавов более долговечны, но их звучание подойдет далеко не всем: верхний порожек из латуни или никеля обеспечивает более резкое звучание с более густым и длительным сустейном. При этом цена металлических порожков выше, чем у порожков из других материалов.

Вторыми по дороговизне являются костяные порожки. Причина проста – данный натуральный материал является достаточно редким, его не так просто обрабатывать. При этом костяные порожки достаточно долговечны, обеспечивают мягкое и «теплое» звучание. Подойдут любителям винтажности и натуральных материалов.

Читайте также:
Проводка в квартире своими руками - планирование и расчет электросети

Порожки из синтетических сплавов (таск, кориан, делрин, синтетический графит) имеют наиболее низкую цену. Они не столь долговечны, но обладают полезными свойствами и очень просты в обработки. Верхние порожки из данных материалов можно установить на гитару самостоятельно, сделав пропилы с помощью специальных надфилей.

По большей части производители комплектующих придерживаются трех стандартов по ширине порожка:

44,5 мм)
1+11/16” (

Однако перед покупкой нового порожка мы все же рекомендуем провести точные замеры и проконсультироваться с продавцом – это поможет избежать необходимости подтачивать отдельные ребра порожка, если он слишком велик, или покупать новый в случае, если он оказался меньше необходимого.

Порожки с локовым механизмом

Суть таких конструкций состоит в том, чтобы надежно фиксировать струну в месте ее верхнего перегиба. Зачем это нужно? Когда вы используете рычаг тремоло, струна скользит по пропилу внутри порожка и при этом не всегда возвращается в первоначальное положение. Из-за этого строй «инструмента» плывет. Локовый порожек надежно фиксирует струны в пазах и помогает надежно и точно удерживать строй гитары.

Стоит учитывать, однако, что локовые порожки достаточно сильно влияют на звучание инструмента, делая его более «тонким», резким и высоким, струны резонируют немного хуже по сравнению с костяными и синтетическими порожками.

Таким образом, можем дать следующие рекомендации:

  • Хотите выбрать порожек понадежнее и имеете бюджет в 10-20$, а также готовы обратиться к мастеру – выбирайте латунные верхние порожки;
  • Если хотите заменить верхний порожек самостоятельно, при этом не затрачивая больше 5-10$ – смотрите в сторону графитовых или пластиковых верхних порожков;
  • Хотите получить более винтажное и мягкое звучание – вам подойдет костяной порожек;
  • Металлические сплавы обеспечивают более длительный сустейн и более резкий звук, синтетические материалы и кость сделают звучание более мягким;
  • Если у вас установлена тремоло-система и ваш инструмент необходимо часто подстраивать после использования рычага, то вам стоит купить локовые порожки (топ-локи).

Снижаем высоту струн правильно

Самая распространенная «доводка» гитары в домашних условиях – опускание струн.
Мало кто довольствуется стандартным значением 3,7 мм по 12 ладу. Всегда хочется меньше, еще меньше, еще и еще – покуда струны не начинают «ладить». И тогда доводка начинается по новому кругу, но уже с причитаниями о некачественной заводской сборке.

Попробуем рассказать о самом, на наш взгляд, рациональном способе уменьшения высоты струн.

Ничего сложного в нем нет. Есть только строгая последовательность действий. И, конечно, аккуратность. Важно помнить, что спешка нужна совсем в другом деле.

Прежде всего, условимся, что у нас стандартная ситуация, при которой высота косточки (бриджевого порожка) – достаточна для маневра, а гриф – без дефектов и прямой.

Сразу замерим высоту шестой (самой толстой) струны над порожком 12 лада.
Измеряется такая высота одним единственным способом – от ВЕРХА ЛАДА до НИЗА СТРУНЫ. Никаких других способов не существует. Не нужно ничего придумывать.
Берем слесарную (металлическую) линейку, где ноль – заподлицо, ставим её нулем ЗА шестую струну – прямо на лад. Так лучше всего видно. И смотрим расстояние от верха порожка до низа струны.

Предположим, что у нас получилось – 3,5 мм.

Нам нужно:
Ослабить струны настолько, чтобы их можно было:

  1. не снимать полностью, но
  2. просто освободить от них накладку грифа, зафиксировав где-нибудь снизу с помощью прищепки, проволоки – любым способом.

Струны зафиксированы внизу.
Далее – выводим анкер в среднее положение, т.е. в такое, при котором анкер не влияет на гриф. Находится такое положение легко – крутим анкер в разные стороны и находим место, где он крутится безо всяких усилий. Так и оставляем.
Теперь – пусть древесина грифа немного отдохнет и примет свое естественное положение. Оставим гриф в покое на часа два.

Следующий шаг.
Контролируя линейкой – выравниваем гриф с помощью анкера. Гриф должен стать прямым настолько, насколько это возможно. Не каждый инструмент позволяет добиться идеально прямого грифа. Постараемся, во всяком случае, чтобы изгиб был минимален, а лучше всего – чтобы никакого изгиба не было.

Теперь – отрегулируем высоту косточки.
Берем за основу первоначальную высоту струн над порожком 12 лада. Как мы помним, у нас получилось 3,5 мм. А мы хотим, опять же предположим, 2,5 мм.
Нужно убрать 1 мм.

Не спешим сразу стачивать косточку на 1 мм. Что мы хотим – не равно тому, что у нас получится. Может быть, что мы сможем опустить струны еще ниже, а может случиться и так, что остановимся на долях миллиметра.

Достаточно стачивать за раз по половине миллиметра.
Стачиваем на любой ровной абразивной поверхности. Можно взять шкурку – и закрепить ее на ровном бруске, можно использовать напильник, можно шлифовальный круг. Подойдет что угодно – лишь бы абразивная поверхность была идеально ровной.

Стачиваем косточку понемногу, периодически возвращая ее на место и натягивая струны. Все струны можно не натягивать – достаточно трех самых толстых. У них наибольшая амплитуда колебаний и именно с ними возникают проблемы с задеванием ладов.

Теперь, – внимание! – принцип такой:
Нужно стачивать косточку ровно до того момента, как струны начнут немного «ладить», т.е. задевать лады. У каждого гитариста этот момент наступит по-разному, в зависимости от индивидуального стиля игры, от силы атаки.
Гитаристу с экспрессивной техникой игры – не стоит и думать о слишком низком положении струн. Законы физики не изменить. Амплитуда колебаний струны не должна превышать расстояние струны до ладов.

Итак.
Мы сточили косточку при ровном грифе настолько, что струны стали чуть-чуть «ладить».
Отлично.
Устанавливаем все струны обратно, ставим их в привычный строй, а после – опять даем грифу время отреагировать – теперь уже на давление струн, выгибающих его к корпусу. Часа два будет достаточно.

Читайте также:
Как установить антимоскитную сетку на магнитах для двери: особенности выбора и установки защитного устройства

Через два часа – подстраиваем струны и проверяем. Вполне может случиться так, что наши струны, которые до этого немного «ладили», «ладить» уже перестанут, т.к. гриф немного пошел к корпусу и приподнял их.
Если такого не произошло и струны все же «ладят» – снова берем в руки анкерный ключ и начинаем очень аккуратно натягивать гриф к корпусу. Никаких резких движений – совсем понемногу, по четверти оборота.
Нам нужен такой изгиб грифа, при котором струны перестанут задевать лады.

Как только это произошло – поздравляю! – регулировка закончена. Получившееся расстояние – минимальное для вашей гитары и для вашего стиля звукоизвлечения.
На более низкое расстояние вы опустить их уже не сможете.

Такой способ подходит и для акустических, и для классических гитар Crusader, т.к. все они оснащены анкерами. Для классических гитар некоторых фирм, не оснащенных анкерным стержнем, способ снижения высоты струн будет другой.

Утепление стен снаружи пенопластом: плюсы и минусы теплоизоляции

Настоящие и будущие хозяева собственных домов хорошо осведомлены о том, что, только создав зданию качественную теплоизоляцию, можно обеспечить постоянную, комфортную температуру в помещениях, и попутно добиться снижение затрат на отопление. По этой тривиальной причине используют различные утеплители. Поскольку выбор данных материалов довольно большой, многие владельцы сталкиваются с мучительным выбором одного из претендентов. Кто-то следует советам знакомых, хвалящих выбранный ими теплоизолятор. Другие пытаются самостоятельно изучить все возможные варианты, а потом выбрать из них самый лучший — эффективный, лишенный серьезных недостатков. Тем, кто еще не успел принять окончательное решение, может быть интересен один из возможных способов — утепление стен снаружи пенопластом. Сильные и слабые стороны данного материала нужно узнать, чтобы не столкнуться в будущем с неприятными сюрпризами.

Пенопласт и пенополистирол: отличия

Прежде чем переходить к изучению темы «Утепление стен снаружи пенопластом», надо рассмотреть один вопрос, интересующий многих: чем отличается пенопласт от пенополистирола. Оба материала остаются одними из самых популярных утеплителей, нередко их называют одинаково, не разбираясь, не вдаваясь в подробности.

Ответ лежит на поверхности: в этом случае помогает название. Пенопластом считается любой вспененный пластик, это собирательное название. Им может быть разный «пенный» материал — пенополивинилхлорид (ППВХ или винипор), пенополиуретан (ППУ) или пенополистирол. Поскольку сейчас наиболее часто, причем в разных сферах, используется именно последний, то пенопластом обычно называют как раз пенополистирол.

Однако специалисты — профессиональные строители — относят эти материалы к совершенно разным утеплителям. Первый из них непосредственно пенопласт — беспрессовый пенополистирол, второй — экструдированный вид, который изготавливают совершенно другим методом.

Беспрессовый пенополистирол (БСП)

БСП — это «настоящий» пенопласт, который состоит из множества белых воздушных шариков, соединенных вместе. Производят его из того же сырья — из полистирола, однако технология изготовления дает возможность получить совершенно другой продукт.

Для производства БСП в стирол добавляют гранулы с низкокипящей жидкостью, например, с пентаном. Затем смесь нагревают: во время этого этапа гранулы увеличиваются, пена полностью заполняет форму. Потом «полуфабрикат» спекают в автоклавах до тех пор, пока не происходит полимеризация стирола.

На выходе получают беспрессовый пенополистирол — белоснежный продукт, состоящий из мелких шариков, которые склеены между собой. Доля воздуха в этом материале составляет 98%. Прочность материала невысока: он достаточно легко крошится и ломается. Зато он отличается крайне низким коэффициентом теплопроводности.

Экструдированный (экструзионный) пенополистирол

Это тоже пенопласт, но только уж конкретный его вид — ЭППС, XPS. Строители называют этот материал экструдированным или экструзионным. Разница между «старым» и «новым» утеплителем кроется в технологии производства.

Метод получения этого вида называется экструзией. Полистирольные гранулы при высокой температуре и таком же давлении смешиваются с компонентом-вспенивателем, а потом выдавливаются экструдером, придающем массе форму. Такой материал отличается от беспрессового пенополистирола закрытыми ячейками, которые делают его максимально прочным, более плотным.

Как видно, сырье используется идентичное, а результат отличается достаточно сильно. Метод экструзии позволяет получить утеплитель более высокого качества, но это не означает, что у данного материала полностью отсутствуют недостатки. Теперь предстоит познакомиться с преимуществами и слабыми местами того и другого претендента.

Утепление стен снаружи пенопластом: плюсы и минусы

Дополнительный теплоизоляционный слой для стен в многоквартирных и частных домах — логичное решение, которое продиктовано «капризами» природы — нестабильностью температуры в осенне-зимний период. На рынке есть большое количество материалов, но с выбором надежного и самого достойного нередко возникают сложности. Пенопласт не последний кандидат в списке, его применяют уже на протяжении долгого времени, и никаких серьезных претензий у хозяев, как правило, не возникает. Тому, кто только решает вопрос о выборе утеплителя, не помешает узнать о его достоинствах и недостатках.

Плюсы утепления пенопластом

Принято сразу хвалить любой материал, поэтому сначала надо привести список плюсов.

  1. Отличные теплоизолирующие качества. Пенопласт — твердая вспененная масса, внутри которой находится множество воздушных ячеек. Именно благодаря им материал отличается хорошими теплоизолирующими свойствами, ведь воздух не самый лучший проводник тепла.
  2. Простота работы с пенопластом. Ее гарантирует легкость теплоизоляционного материала. Причина этой «невесомости» тоже воздух. Кроить материал достаточно просто, поэтому подгонку деталей делают прямо на месте монтажа. Такую работу нередко проводят самостоятельно.
  3. Универсальность использования. Пенопласт применяют для утепления цоколя, стен, кровли, пола, потолков. Им защищают как жилые, так и промышленные строения. Есть два вида теплоизолятора: для стен традиционно используют плиты, для крыши (чердачного помещения) — крошку (шарики).
  4. Устойчивость к перепадам температур. Пенопласт сохраняет свои качества даже в экстремальных условиях: при крайне низких и высоких показателях. Его рабочий диапазон широк — от -50° до +50°. Это свойство наиболее важно при утеплении фасада здания.
  5. Возможность экономии на транспортировке. Плиты пенопласта отличаются небольшим весом и таким же размером, поэтому доставку можно организовать самостоятельно и бесплатно.
  6. Нетоксичность. Согласно строительным стандартам, пенопласт относится к безопасным материалам, так как в обычных условиях он не выделяет никаких вредных веществ.
  7. Относительно хорошие звукоизоляционные характеристики. Поэтому помимо тепла хозяева гарантируют отсутствие в доме посторонних звуков.
  8. Достаточная влагостойкость. Это утеплитель практически не боится воды, не впитывает ее.
  9. Отсутствие «интереса» со стороны насекомых, плесневого грибка и микроорганизмов.
Читайте также:
Как правильно объединить лоджию с комнатой? Можно ли сделать присоединение лоджии к кухне и как

Главное достоинство этого варианта утепления — невысокая цена теплоизолятора. Этот плюс зачастую перевешивает даже некоторые недостатки, которые присутствуют у любого материала.

Минусы пенопласта как утеплителя

Положительных качеств у материала много, но, обдумывая утепление стен снаружи пенопластом, необходимо познакомиться со слабыми сторонами этого решения. Первый недостаток — большое количество мусора при распиливании плит. Но есть и другие.

  1. Разрушение при минусовой температуре и одновременном воздействии влаги. По этой причине для утепления основания или полуподвального помещения может потребоваться более масштабная операция — обустройство опалубки и заливка раствора либо кирпичная кладка.
  2. Неустойчивость к воздействию ультрафиолета: влияние его на пенопласт, без преувеличений, разрушительно. По этой причине утеплитель нельзя хранить там, где на него попадут солнечные лучи. После монтажа пенопласт рекомендуют максимально быстро закрыть от ультрафиолета.
  3. Хрупкость — одна из главных претензий к пенопласту. Материал не сможет выдержать серьезные нагрузки, поэтому дополнительно его укрепляют снаружи. Плиты покрывают армирующей сеткой, затем стены штукатурят.
  4. Утеплитель практически не умеет «дышать», он очень плохо пропускает воздух. По этим причинам пенопласт не рекомендуют использовать внутри помещений, где самое важное условие — обеспечение идеального микроклимата.
  5. Горючесть — это главный недостаток, который активно обсуждается. При воспламенении данный полимер начинает выделять токсичные вещества. Способность самозатухать имеют только изделия известных производителей.
  6. Разрушение из-за воздействия лакокрасочных материалов: например, нитрокрасок. По этой причине список отделочных материалов несколько сужается: с пенопластом нельзя использовать те виды, в которых присутствует растворитель.
  7. Выделение неприятного запаха. Этот процесс начинается со временем из-за естественного старения материала. С другой сторону, данный недостаток для утепления фасадов большой роли не играет.
  8. Нежелательность использования для систем вентилируемых фасадов из-за очень низкой паропроницаемости (0,012 мг/м*ч*Па).

Еще одна претензия, которую высказывают скептики-противники, — малый срок службы пенопласта без потери свойств. Говорят, что лабораторные испытания подтвердили, что он составляет примерно 5-7 лет. Хозяева утепленных домов опровергают данный факт.

Серьезны ли некоторые недостатки?

Что касается срока эксплуатации пенопласта, то долговечность и надежность изделий зависит от производителя. Как правило, на рынке можно «повстречаться» с низкосортными материалами, при изготовлении которых нормы не соблюдаются. Приобретая качественный утеплитель, можно надеяться на долгий срок эксплуатации: производители пенопласта утверждают, что он составляет как минимум 20 лет.

Выделение вредных субстанций при невысоких температурах также свойственно не слишком качественным утеплителям. Такие материалы со временем начинают выделять стирол (фенилэтилен, винилбензол), являющийся слаботоксичным, но все же опасным углеводородом. Поэтому использование изделий из пенопласта в теплых помещениях (в банях или в кухнях) не рекомендуется.

Самый обсуждаемый минус пенопласта (впрочем, как и минваты) — повышенный интерес к нему грызунов. Его легко прогрызть, а внутри можно устроить норы-комнаты и завести семью. Поэтому в тех местностях, где есть мыши или крысы, экспериментировать с материалом себе дороже, так как теплоизоляция станет неэффективной очень быстро. Однако в этом случае спасением может быть серьезное (металлическое) армирование. Есть и другие способы.

Многие минусы можно не принимать во внимание, так как материал будет надежно защищен от многих факторов, угрожающих ему. К ним относится огонь, ультрафиолет и вечно голодная «живность», селящаяся там, где «есть, что поесть».

Достоинства и недостатки экструдированного вида

Так как, говоря про утепление стен снаружи пенопластом, иногда подразумевают именно экструзионный пенополистирол, то нельзя рассмотреть его плюсы и минусы. Поскольку это более совершенная разновидность материала, то преимущества перед старым «коллегой» у него есть, однако не лишен ЭППС и слабых мест.

Плюсы экструзионного пенополистирола

Его считают более совершенным материалом не зря. В списке его достоинств:

  • почти безупречная геометрия, упрощающая монтаж;
  • длительный срок эксплуатации: он составляет 50 лет;
  • более низкая теплопроводность благодаря закрытым ячейкам;
  • присутствие замков на торцах: эта система соединений гарантирует отсутствие мостков холода;
  • такой же простой монтаж из-за небольшого веса, зато меньший шанс случайного повреждения материала;
  • максимальная прочность, поэтому данный материал традиционно используют для создания несъемной опалубки;
  • податливость утеплителя: экструдированная разновидность пенополистирола облегчает работу, она проще, ровнее режется;
  • возможность использования для утепления полуподвальных помещений, фундаментов, цоколей, потому что ЭППС более стоек при неблагоприятных условиях (влага плюс отрицательная температура).

Впечатляющий набор аргументов «за» позволяет говорить о большом преимуществе экструдированного пенополистирола над «простоватым» пенопластом. Но чтобы рассмотреть относительно новый утеплитель объективно и беспристрастно, теперь надо узнать о его слабых сторонах.

Недостатки ЭППС

У всего есть свои минусы, однако в случае строительного материала главное понять, насколько они существенны. Если сравнивать этот теплоизолятор с обычным пенопластом, то к недостаткам экструдированного пенополистирола относится:

  • более низкая паропроницаемость (например, 0,007-0,012 мг/м*ч*Па у пеноплекса);
  • недостаточно хорошая звукоизоляция;
  • более высокая цена утеплителя;
  • больший вес материала;
  • большая плотность.

Первый минус обязательно скажется на микроклимате помещения, поэтому в этом случае хозяевам придется обеспечить создание максимально эффективную систему вентиляции . Высокая плотность — замечательное качество для пенополистирола-опалубки, но для утеплителя она не всегда достоинство.

Читайте также:
Расчет мощности холодильника в кВт: важная информация для каждого

Утепление стен снаружи пенопластом

Прежде чем рассматривать утепление стен снаружи пенопластом, нужно выбрать «правильный» материал.

Характеристики

Плотность пенопласта — первая характеристика материала, которую необходимо учитывать. Чаще используют плиты с показателями 15, 25 или 35. Если говорить про утепление стен снаружи пенопластом, то в этом случае «золотой серединой» становится плотность 25.

Меньшее значение приведет к снижению эффективности теплоизоляции. Большее не лучший вариант по двум причинам:

  • из-за более «разорительной» цены такого утеплителя;
  • из-за того, что высокая плотность означает некоторую потерю теплоизоляционных свойств, так как количество главного теплоизолятора-воздуха в материале снижается.

Поэтому последний вариант нецелесообразно рассматривать вообще, тем более, для регионов с суровыми зимами.

Для теплоизоляции дома можно использовать плиты любой толщины — от 50 до 150 мм. Выбор этого параметра целиком зависит от местности, где находится здание. Для южных широт оптимальным будет минимальное значение.

В регионах, где температура зимой относительно низкая (до -25°), для жилых зданий выбирают толщину 100 мм, а для хозяйственных построек ограничиваются 50 мм. Местности с сильными морозами требуют максимальной пенопластовой защиты — 150 мм.

Этапы работ

Для монтажа утеплителей есть два способа получить желаемое: это мокрый и вентилируемый фасад. Для пенопласта используют первый, причем не имеет значение, какой материал используется — БСП или экструдированный пенополистирол. «Мокрое дело» — клеевой метод. В этом случае плиты крепят на клей непосредственно к стенам здания. Работа включает несколько этапов.

  1. Сначала занимаются стенами. Их тщательно выравнивают, удаляют выступающие элементы и закрывают впадины.
  2. Основание обрабатывают грунтовкой глубокого проникновения. Два слоя необходимы для стен из кирпича, ячеистых бетонов и т. п.
  3. На стенах, используя уровень, делают разметку — проводят линию, определяющую, где будет укладываться первый ряд плит.
  4. Пенопластовые изделия начинают наклеивать снизу, рядами. Смещение их по горизонтали — требование обязательное. Минимальное расстояние — 150 мм, в противном случае швы сразу превратятся в мостки холода.
  5. Клей наносят либо точечно на изделия, либо полосами (по 100 мм) на основание. Спустя сутки после завершения операции плиты дополнительно фиксируют тарельчатыми дюбелями с широкими шляпками — зонтиками. Минимум на каждый элемент — 5 штук.

Все стыки тщательно заполняют клеем. Или задувают монтажной пеной, а после ее застывания срезают излишки и переходят к отделке фасада. Сначала утеплитель шпаклюют (покрывают клеем), потом вдавливают в незастывший состав армирующую сетку, потом ее закрывают слоем шпаклевки, после высыхания грунтуют. Последний этап — нанесение декоративной штукатурки или облицовка другим отделочным материалом.

Имеет ли смысл рассматривать утепление стен снаружи пенопластом? Скорее да, чем нет, поскольку идеальных, полностью безопасных искусственных материалов вообще не существует. Многие доводы «против» все же условны, так как рассматриваются ситуации, с которыми хозяева, скорее всего, не столкнутся вообще.

К тому же к утеплителям, «работающим» на улице, не предъявляют таких жестких требований, как к «домашним защитникам тепла». Поэтому оба вида пенополистирола остаются востребованными вариантами.

Подробную информацию о пенополистироле в роли утеплителя даст следующее видео:

Утепление дома пенопластом: плюсы и минусы – личный опыт и подробная инструкция

Для утепления дома можно использовать различные материалы, но одним из наиболее популярных и недорогих считается пенопласт. Его легко монтировать – с этим вполне под силу справиться даже неопытному в строительстве человеку. Но есть у такого метода утепления как плюсы, так и минусы, которые важно учитывать еще перед началом работы. Подписчик нашей группы vk.com Беляев А. поделился своей историей утепления дома пенопластом, а также рассказал о достоинствах и недостатках такого метода.

Утепление дома пенопластом: плюсы и минусы – личный опыт и подробная инструкция

Утепление дома пенопластом: личный опыт

Свой рассказ хочу начать с того, как я вообще утеплял пенопластом дом снаружи. Это важно знать для того, чтобы оценить реальные достоинства и недостатки такого метода. Я перерыл в интернете кучу информации, и толковой нашел мало где, поэтому частично руководствовался инструкциями, что-то додумывал сам. Вкратце расскажу и покажу, что и как я делал.

В первую очередь я подготовил стены – очистил их, выровнял, устранил различные дефекты вроде трещин и небольших отверстий. Все их нужно замазать, а лишние части застывшего раствора удалить. Для удобства можно соорудить строительные леса – например, из различных досок, которые могут быть на участке. Я же арендовал уже готовые, чтобы сэкономить время, тем более, что мне это недорого вышло.

Сначала нужно заняться подготовкой стен

Следующим шагом стала грунтовка стен. Я наносил два слоя, поскольку стену у меня из газобетонных блоков. На этом подготовку можно считать законченной – можно укладывать листы пенопласта. У меня фундамент ровный, поэтому я монтировал плиты прямо на него, но, если у вас иная ситуация, придется докупать и устанавливать еще и опорный профиль.

Обрабатываем стены грунтовкой

Укладываются пенополистирольные плиты с использованием специального клея – нужно его замесить в такой емкости, из которой можно будет быстро и легко его брать. Ничего от себя я не придумывал, разводил его так, как указано на упаковке. Использовал для этого строительный миксер.

Начинал я, конечно, с нижней части стены. На каждой плите я сделал вырез – на фото ниже показано, как именно. Для этого я использовал ножовку с мелким зубом. Клей наносится сначала по периметру – толщина слоя должна быть внушительной, около 2,5-3 см. В центре же достаточно всего несколько «пятен» клея. Если плита большая, их, конечно, должно быть побольше. Лучше клея особо не жалеть, чтобы потом не пришлось переделывать.

Читайте также:
Посадка тигридии и уход в открытом грунте и домашних условиях (фото и советы)

Приклеиваю первый ряд блоков Вот как наносится клей

Важно! При нанесении клея старайтесь, чтобы он не попал на торцы плит.

Монтировать пенополистирольные блоки нужно по принципу кирпичной кладки, то есть со смещением – желательно наполовину, но как минимум на 15 см. Вертикальные швы совпадать не должны. Я заранее наметил на стене, как именно будут располагаться плиты пенопласта.

Для того, чтобы убедиться, что пенопласт я укладываю правильно и ровно, я после каждой плиты проверял это с помощью строительного уровня. Так я и выкладывал плиты в первом ряду – одну за другой.

Потом можно переходить и к следующим рядам. С углами и проемами есть некоторые нюансы – о них расскажу позже. Хочу обратить ваше внимание на то, что все блоки должны быть плотно друг с другом состыкованы. Зазоры я заполнял монтажной пеной. Лишнее после ее застывания просто срезал ножом.

Заполнение зазоров

Желательно, чтобы слой утеплителя был ровным, поэтому все выступающие участки я шлифовал.

Важно! Утепление дома пенопластом – работа достаточно сложная и трудозатратная, в одиночку справиться проблематично. Рекомендую делать это хотя бы с одним помощником – так будет меньше «косяков» и работа пойдет быстрее.

Как я утеплял углы дома пенопластом

С углами приходится «мучиться» немного больше – с одной из сторон плита должна выступать на толщину такой же плиты, которая будет установлена на другой от угла стене. Также на второй стене пенопласт должен быть уложен по «противоположному» принципу. Если вдруг останется излишек плиты, его можно просто срезать. Стороны должны меняться, то есть сначала плита «торчит» сначала от одной стены, потом от другой, потом снова от первой и так далее. Я специально изобразил это на фото для большего понимания.

По такой схеме утепляются углы

Очень важно! Та часть, которая выступает, должна остаться чистой, то есть клей на нее наносить не нужно.

Если углы у вас внутренние, то все происходит аналогичным образом. Конечно, я все предварительно размечал – на глаз лучше ничего не делать, потому что ошибиться просто.

На выступающую часть блока клей не наносим

Как я утеплял оконные и дверные проемы

С дверными и оконными проемами тоже есть некоторые сложности. Важно, чтобы оставалось достаточно места для открытия и закрытия что двери, что окна. Тут есть два варианта установки: либо дверь монтируется на одном уровне с утеплителем, то есть его внешним краем (тогда нужен специальный крепеж), либо на уровне со стеной, то есть она будет немного «утопленной». Тогда пенопласт обязательно нужно подпилить по краю, иначе нормально открыть не получится. Я решил установить дверь на уровне со стеной, поэтому заранее определил, сколько блоков мне потребуется, и подпилил их. Это легко делается обычной ножовкой.

Нужно подпилить часть блока

Перед монтажом пенопласта нужно установить раму, если вы ее еще не установили, и обезжирить ее, чтобы плиты не стали отходить.

Далее придется довольно сильно потрудиться. Сначала отмеряем и отрезаем профили для теплоизоляции проемов, учитывая, что те, которые будут примыкать к углам, должны быть срезаны под углом в 45 градусов. Сразу после этого я его и закрепил, проверив, чтобы прилегал от максимально плотно.

Закрепляем профиль

Затем используем стеклосетку – ее нужно нарезать на полосы, толщина которых = толщине слоя утеплителя плюс примерно 10 сантиметров для закрепления. Ее я закрепил с помощью клеевой смеси. Не страшно, если сетка «утонет» в клею. Сверху, кстати, я нанес еще один слой состава.

Теперь можно переходить непосредственно к монтажу пенопласта – то есть тех плит, которые мы заранее обрезали.

Монтаж стеклосетки

С окнами дела обстоят аналогично – их можно установить как на уровне стены, так и на краю утеплителя. Однако хочу заметить, что лучше, если слой пенопласта совсем немного перекроет оконный блок – так будет теплее в доме в холодное время года.

По углам оконного проема не должно быть стыков плит пенопласта – лучше вырезать блоки специально под окно. На фото ниже показано, как это может выглядеть. Такая «мелочь» может сильно повлиять на то, будет ли в доме действительно тепло.

По углам пенопласт должен располагаться таким образом, стыков быть не должно

Надежно соединяем утеплитель со стеной

Часто пенопласт прикрепляют только на клей, и этого достаточно, но я рекомендую дополнительно соединять утеплитель со стеной еще и тарельчатыми дюбелями. Лишним это точно не будет – лучше потратить чуть больше времени и средств, но быть уверенным, что с утеплителем ничего не случится.

Конечно, длина таких дюбелей может быть разной, так что для вашего случая нужно рассчитать ее, учитывая толщину утеплителя, клея, распорной части дюбеля и еще двух-трех см «на запас». Крепить их можно прямо на блоке – по углам и в центре, а можно на швах. И тот, и тот способ эффективен.

Плиты можно дополнительно зафиксировать с помощью тарельчатых дюбелей

Сначала я сверлил отверстия под дюбели, затем устанавливал их, используя дрель. Иногда эти дюбели просто забиваются – зависит от того, какие вы приобрели.

Затем утеплитель обязательно нужно армировать, иначе материал может просто испортиться и перестать «работать» как надо. Нужно приготовить штукатурно-клеевую смесь, нанести тонкий слой, прижать армирующую стенку и сверху пригладить. Лучше начинать с окон-дверей, а затем частями «обрабатывать» так все стены. Дополнительно я использовал профиль-капельник.

Очень важно тут учитывать то, что если у вас несколько отрезков сетки, то они должны укладываться с нахлестом хотя бы в 10 см.

Читайте также:
Покраска металлических дверей своими руками: особенности

Монтаж армирующей сетки

Затем я выровнял поверхность и зашпаклевал ее. На этом все! Можно заниматься «украшением» стен снаружи, но это уже заслуживает отдельного поста.

В конце стену нужно зашпаклевать

Утепление дома пенопластом: плюсы и минусы из личного опыта

Всю процедуру утепления дома пенопластом я знаю очень хорошо, поскольку и сам этим занимался, утепляя свой дом, и других консультировал по этому поводу. Хочу и вам рассказать о плюсах и минусах такого способа, чтобы каждый смог понять для себя, стоит ли действительно этим заниматься.

Итак, начнем с достоинств утепления дома пенопластом.

  1. Воздух, как известно, очень плохо проводит тепло, а его благодаря вспениванию в пенополистирольных плитах много. Логично, что пенопласт – отличный теплоизолирующий материал, который очень часто используется в строительстве. Часто ему не очень «доверяют», но я могу точно сказать, что он отлично сдерживает холод.
  2. Пенопластовые плиты очень легкие – все благодаря тому же воздуху, которого много в них. Не придется надрываться и сильно напрягаться при транспортировке и переносе плит. Это же достоинство обуславливает еще и то, что пенопласт очень легко разрезать – с этим легко справится ножовка или даже канцелярский нож (если плита не очень толстая). Чтобы прикрепить такую плиту к стене, особо «сложных» приспособлений не потребуется – достаточно специального клея, который, кстати, еще и создаст дополнительный теплоизоляционный слой.

Пенопласт очень легкий, поэтому с ним удобно работать

  • Кроме того, что пенопласт плохо проводит тепло, он еще и звук не пропускает, а значит, в доме будет и тепло, и тихо. Я считаю, что это огромный плюс – благодаря пенопластовому «слою», возможно, вам не придется обустраивать дополнительную звукоизоляцию, если вы планировали это сделать.
  • Пенопласт можно легко использовать для утепления не только стен, но и крыши, потолка, подвала, чердака, фундамента и т.д. Правда, хочу обратить внимание на один нюанс: если стена выходит на улицу, изнутри утеплять ее пенопластом не стоит. Стена просто перестанет согреваться (ведь, как я говорил раньше, пенопласт плохо проводит тепло). Стена из-за этого может начать разрушаться, ведь тока росы будет смещена. Ее просто разрушит постоянное воздействие влаги и перепад температур. Лучше утеплять стены, которые выходят на улицу, только снаружи – от этого будет намного больше пользы.
  • Пенопласту совершенно не страшна влага, поэтому не придется обустраивать гидроизоляцию при установке такого утеплителя. Также этому материалу не страшны ни грибок, ни плесень, потому что он не впитывает влагу.
  • Чем пенопласт легче, тем лучше он будет «теплоизолировать» помещение. Чем он плотнее, тем меньше в нем воздуха, значит, он будет хуже сдерживать тепло. Так что выбирать можно даже дешевые варианты плит.

    Пенопластом можно утеплять не только стены, но и крышу, подвал, чердак и др.

  • Безусловно, одним из главных достоинств пенопласта является и его стоимость – она в разы ниже, чем цены других теплоизоляционных материалов.
  • К сожалению, есть у такого материала и минусы – их учитывать очень важно.

    1. Пенопласт, даже если он плотный, все же остается хрупким – механических нагрузок он очень боится. Его легко сломать и испортить, а значит, его нужно обязательно укрепить, если вы утепляете дом снаружи. Я рассказывал ранее, как именно я это делал, таким образом нивелировав этот недостаток.
    2. Еще один минус вытекает из плюса – пенопласт не пропускает воздух и совсем не «дышит», поэтому, если не продумать этот нюанс, в помещении может испортиться микроклимат.
    3. Пенопласт не очень любит лакокрасочные изделия и некоторые краски – материал может разрушиться под их воздействием. Следовательно, некоторых отделочных работ придется избежать, если вы утеплили дом таким образом. Я считаю, что это не столь существенный минус, поскольку можно просто выбрать подходящие составы для отделки.
    4. Более «серьезный» недостаток заключается в том, что пенопласт боится огня. Если вы понимаете, что в том или ином помещении высока вероятность возгорания, лучше его изнутри такими плитами не утеплять.

    Пенопласт боится огня, и это один из главных его минусов

  • Как я и говорил ранее, лучше не использовать пенопласт для утепления жилых помещении изнутри – это может привести к разрушению стены, нарушить микроклимат, а также материал может выделять неприятный запах. Это не только неприятно, но и опасно для здоровья – особенно, если пенопласт часто нагревается.
  • Очень любят пенопласт различные грызуны – они могут прогрызть в нем себе ходы и норы, нарушив целостность. Из-за этого пенопласт может просто перестать «работать» так, как это необходимо. Даже если вам кажется, что на вашем участке мыши и крысы – редкие гости, вы можете сильно ошибаться. Избежать этого можно, надежно защитив и укрепив пенопласт. Есть и другой вариант – просто использовать другой утеплитель, например, эковату.
  • Пенопласт очень любят грызуны

    Несмотря на все минусы, я считаю пенопласт отличным материалом для утепления дома. Это дешево, не слишком сложно, а энергосберегающий эффект очевиден – в доме действительно станет значительно теплее. Защитить этот утеплитель от пагубных воздействий не очень сложно: главное выбрать качественное покрытие. Я могу смело рекомендовать пенопласт для утепления дома снаружи, и надеюсь, что мой опыт поможет вам точно определиться с материалом и сделать всё правильно.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: