Советы по выбору мотоцикла эндуро

Китайский или японский эндуро? Выбор мотоцикла с разбивкой по цене

Очень многие, горя желанием купить эндуро, затрудняются с выбором мотоцикла. Имея определенную сумму денег, часто задаются вопросом: «Какой же мотоцикл приобрести, новый китайский, старый японский или европейский эндуро?» В этой статье, как владелец китайских и японских мотоциклов, а так же имеющий тесный опыт общения с европейскими эндуро, а именно с Бета и КТМ, постараюсь ответить на этот насущный вопрос.

Содержание:

  • Выбор эндуро мотоцикла до 100 000 рублей
  • Эндуро от 100 000 до 200 000 рублей
  • Эндуро от 200 000 до 300 000 рублей
  • Выбор эндуро мотоцикла по цене 300 000р. и более
  • Между китайскими и японскими мотоциклами нет разницы!

Забавно, но в то время когда я ездил на китайском эндуро, мне частенько писали, мол зачем твой выбор мотоцикла пал на этот китай, намного лучше взять хоть и древний, но японский мотоцикл. Потом, когда я гонял на старом японце, меня доставали с диаметрально противоположными высказываниями: «Это десять раз пропуканный японец, будет ломаться, запчастей не найдешь, а если найдешь, то очень дорого»… и так далее. Так что это почти как с выбором религии, споры по крайней мере, не менее жаркие.

По-своему, и те и те отчасти правы. В этой статье, я постараюсь максимально развернуто высказать свое мнение по этому поводу.

Мои мотоциклы Kayo T2 и Suzuki TS200R

Разделим мотоциклы на несколько ценовых категории: до 100 тысяч, от 100 до 200 тысяч, и от 200 до 300, и от 300 тысяч и дороже.

Выбор мотоцикла эндуро до 100 000 рублей

В ценовой категории до 100 тысяч рублей, выбор мотоцикла однозначен и безальтернативен, только китайские эндуро. В теории за эти скромные для мотоцикла деньги, можно даже найти «чистокровного» японца, но мотоциклом его уже назвать будет сложно. Скорее это будут ржавые останки металла и даже какой-то пластик, ведь как мы знаем, полимеры не разлагаются))) Одним словом, это будет сплошной геморрой, на восстановление которого вы потратите не малую сумму, и в любом случае выйдете из указанного бюджета. Такой конечно можно взять, но только в том случае, если вы любитель восстанавливать древности. Но к езде на мотоцикле, это имеет сомнительное отношение. Так же стоит упомянуть, китайский эндуро по цене до 100 тысяч рублей. Это будет мотоцикл самого начального уровня. И в этом моменте, вам стоит определится, для каких целей вам нужен мотоцикл, для фановых покатушек в относительной близи к дому или вам больше нравятся туристические вылазки на несколько сот километров. Я уже немного касался этой темы в статье «Лучший первый мотоцикл для новичка», советую прочитать. Если же вкратце, то для покатушек, я советую брать Motoland XT250HS или ZUUM PX220, так как они максимально прочные, качественные и в целом сбалансированные. Если для туризма и комфорта, то Motoland Enduro LT, ST или EX.

Motoland XT250HS

Эндуро мотоциклы от 100 000 до 200 000 рублей

По цене от 100 до 200 тысяч рублей, можно взять уже китайцев среднего уровня, которые вполне себе ничего. Здесь установлены более взрослые подвески и тормоза. Движки хоть и не топовые, но с вполне вменяемой мощностью, которые кстати, ни разу не уступают своим японским визави, но об этом чуть позже. В нижней границе этого ценового сегмента, в стане китайцев, балом правят мотоциклы с двигателем 172FMM от Zongshen. Он простой, надежный и довольно мощный, учитывая конечно цену. Какой-то определенный бренд в этот раз я не буду выделять, так как за конкретную цену можно выбрать мотоциклы от разных производителей, примерно похожие по характеристикам и цене. Подробней с мотоциклами эндуро и не только, вы можете ознакомиться на нашем сайте motolifeshop.ru, или о выборе мотоцикла проконсультироваться со мной https://vk.com/id33761688, я открыт для общения. Что же касается китайских мотоциклов в верхней части этого сегмента, то тут выбор не велик. Или Motoland XR250 PRO или опять-таки Motoland WRX250 Lite WFA, который я недавно взял для себя. Ах да, есть еще Motoland XT250STW. Все эти мотоциклы объединяет движок Zongshen 170MM-2, который, собственно, родной брат 172-му, но имеет 4 клапана, вместо 2-х и жидкостное охлаждение.

Что касаемо японцев, то в категории от 100 до 200 тысяч, уже есть что выбрать. Это и двухтактники, типа Suzuki RMX, Kawasaki KDX и Honda CRM. У меня кстати был один из подобных представителей, под названием Suzuki TS200R. О нем у меня снята целая серия видео. Но особняком, в этой категории, стоят конечно же мотоциклы легендарной тройки, Honda XR250, Yamaha TTR и Suzuki Djabel (или DR). Сюда же можно добавить Kawasaki KLX. Вот только стоит помнить, что это всё-таки мотоциклы двойного назначения, предназначенные для неспешных мотопрогулок и мототуризма. Для хард-эндуро, те же китайские «конкуренты» подходят лучше. И тому есть несколько причин. Во-первых, вышеописанные китайские мотоциклы, это спортивные эндуро, у которых предназначение покуташки по лесу, горам, бревнам и камням. Они легче, у них больше защитного пластика, который к тому же еще и не ломкий. А всё тот же 172-й двигатель, совсем не уступает этим японцам по мощности.

Читайте также:
Выбираем кроссовый мотоцикл: 2-х или 4-х тактный?

Honda XR250

Преимуществом представителей Японии, можно однозначно назвать высокое качество, надежность и продуманность. Но вот только в последние годы, большинство отдает свое предпочтение в выборе мотоцикла, все-таки в пользу китайцев. Почему? Дело в том, что в связи с принятым в последние годы, таможенным законодательствам, ввозить японские мотоциклы с их родины, стало не целесообразно. А те экземпляры, что находятся у нас в стране, доживают последние годы. Всё-таки ничто не вечно. Да и еще их часто используют в харде, к чему, как уже было сказано, они не сильно то предназначены. Чтобы найти живой экземпляр, нужно еще и знатно поколесить по стране. Китайские же эндуро, можно купить чуть ли не в ближайшем супермаркете. Кроме того, доступность запчастей на японские эндуро и их цена, далеко не радует владельцев. Иногда поиск запчастей на пепелацы из прошлого тысячелетия, превращается в настоящий квест. Ну и последний гвоздь в крышку гроба «престарелых» японских мотоциклов, это то, что китайские эндуро за эту цену, за последние годы, сильно подтянули в качестве и надежности. Ну и конечно же, они новые. Но как и любая новая техника, они сильнее будут терять в цене. Повторюсь, не потому, что это китайская техника, а потому, что эта техника новая! Б/У-шные китайцы, по моим наблюдениям и моей практике, в цене теряют не сильно больше, чем японцы.

Эндуро мотоциклы от 200 000 до 300 000 рублей

А вот в категории 200-300 тысяч, в вопросе выбора мотоцикла, уже совсем всё не однозначно. Здесь и топовые китайцы, и японские эндуро, которые уже не такие старые и обладают очень даже «веселыми» характеристиками. Но давайте по порядку. У меня на YouTube канале «Moto Life Enduro« довольно много обзоров на топовые китайские эндуро мотоциклы. Это лучшее, что предлагают китайские производители. Здесь и современные подвески, и отличные тормоза, и мощные двигатели. Кроме того, всё выше описанные преимущества, такие как легкая доступность как самих мотоциклов, так и запчастей, никуда не делись. Яркими представителями класса, можно назвать ZUUM CX300R и Avantis 300Pro.

Но таких японцев как Honda CRM или Yamaha WR-F, уж точно не стоит сбрасывать со счетов. Японцы (в особенности Yamaha), по характеристикам, хоть и не на голову, но пока что превосходят китайских коней. Опять-таки продуманность и эргономика на их стороне. Против играет только возраст. Все-таки 10-12 лет для хард эндуро, это много. Кроме того, стоимость обслуживания совсем не копейки. Чтобы тщательно откапиталить технически сложный движок Yamaha, зачастую необходимо потратится на сумму более 100 тысяч рублей! Но тем не менее, вопрос о том, на каких мотоциклах лучше остановить свой выбор, китайских топах или японских хард-эндуро, оставлю без ответа.

Yamaha WR250F

Также, в этой ценовой категории, на сцене появляются еще и европейские хард-эндуро. За деньги 200-300 тысяч, большинство из них, будут полумертвые колесницы. Но если тщательно и долго поискать, можно наткнуться, например, на KTM EXC200, Husqvarna, НефтьНефть, ну в смысле GasGas, или уж совсем редкий TM. Найти правда такие мотоциклы, да и еще в хорошем состоянии, это всё равно, что найти сено в стоге иголок, уколоться придется и не раз))) И да, о не дешевом и частом обслуживании, как всегда не забываем.

Husqvarna TE310

Выбор эндуро мотоцикла по цене 300 000р. и более

А вот при цене 300+, уже вполне можно свой выбор мотоцикла, остановить на европейце. Если хотите прям свежий-свежий во всех смыслах, то стоит добавить еще сотню, а то и две и взять KTM, Husqvarna или, например, Sherco. Но а за 300+ тысяч рублей, европейский хард эндуро, будет всё равно далеко не идеальный, но можно найти и вполне живой. Мой хороший знакомы, в прошлом году взял KTM EXC350F. Да, он был довольно потрепанный, но со временем знакомый его восстановил. Также за эти деньги уже реально прихватить вполне «крепкого» японца, свежих годов выпуска. Но в этот раз, по всем параметрам будут уже выигрывать европейцы.

Между китайскими и японскими мотоциклами нет разницы!

Подводя итоги, можно констатировать факт, что мотоциклы в каждой ценовой категории, на самом деле примерно равны. Вы не заметите принципиальной разницы между, например Honda или Motoland, при условии, что стоить они будут одинаково. У каждого из них будут свои плюсы и минусы. Но их возможности, а также радость от управления этими эндуро, поверьте мне, будет одинаковая. Я ничего не имею против японских мотоциклов, как ничего не имею против китая. А за европейцев, так я вообще за))) Хотите хоть и менее продуманную техники, но новую, здесь и сейчас, то ваш выбор мотоцикла стоит остановить на китайском эндуро. Напротив, готовы потратить достаточно много времени на поиск мотоцикла и в случае чего, на пару месяцев простоя, в ожидании запчастей, но зато при этом приобрести легендарную надежность, то ваш выбор мотоциклы из Японии.

Читайте также:
Какой шлем выбрать для мотоцикла?

Короче, возвращаясь в начало этой статьи, и владельцы китайских мотоциклов правы, как правы и владельцы японских мотоциклов. Так что все эти споры, о том какие все-таки эндуро лучше, совершенно бессмысленны. Не заморачивайте себе голову и выбирайте мотоцикл тот, на который хватает денег и тот, который больше нравится вам!

Если вдруг решите купить мотоцикл, мы с удовольствием поможем подобрать правильный motolifeshop.ru

Сайт работает на мощном и быстром хостинге Beget

“Все будут ездить на эндуро”. Разбираемся, какие мотоциклы подходят для поездки на рыбалку или в дальнее путешествие

Цитата, вынесенная в заголовок, известна многим мотоциклистам. Но она совсем не поясняет, куда ездить и почему именно на этой технике. Мотопутешественник Александр Дежкунов, накатавший на таких мотоциклах не один десяток километров, попробует объяснить, что может подтолкнуть к покупке эндуро и какой кубатуре отдать предпочтение.

Эти мотоциклы принято делить на три группы, но классификация достаточно условная. В общем подход достаточно прост: чем выше масса мотоцикла, тем меньше в нем эндуро и внедорожности. Ключевыми параметрами для выбора подходящего мотоцикла будут ответы на вопросы: куда (где), кто и зачем. Несомненно, можно и на хард эндуро по шоссе 1000 км за день махнуть или на литровом турэндуро прорываться через лесовозные колеи – как известно, слабоумие и отвага не знают границ. Но мы все-таки о том, как использовать технику рационально и с наибольшим удовольствием.

Хард эндуро. Для самых “диких”

Это мотоциклы для агрессивной езды преимущественно в стойке и исключительно на бездорожье. Основной диапазон кубатуры одноцилиндровых двигателей – 125-450 куб. см. На большинстве моделей нет “поворотников”, их нельзя использовать на дорогах общего пользования (да и проблематично в силу конструкции).

Если вы любитель экстрима и живете в местности, где за воротами начинаются лесные дороги с оврагами, либо в хозяйстве есть большой пикап, микроавтобус или автомобиль с прицепом, на которых “хард” можно довезти до подходящей местности и “отжечь”, – это ваш вариант. Хард эндуро – из названия и так все понятно.

Выбор как объема, так и типа двигателя (двухтактный или четырехтактный) – отдельная большая тема без очевидного верного ответа. Можно лишь с учетом тяжести условий, уровня навыков и величины финансов варьировать выбор от достаточно “народных” японцев до недешевых спортивных КTM.

Honda CRF250X

Yamaha WR250F

KTM 350 EXC-F

Husqvarna FE350

SUZUKI RMX450Z

Софт эндуро. Нежнее, еще нежнее

На них можно передвигаться и по бездорожью, и по дорогам общего пользования. Кубатура моторов в основном такая же, как у “хардов”. Главное отличие – более “гражданская” конструкция с чуть меньшим запасом прочности, не такие энергоемкие подвески и “зажатые” двигатели, наличие “поворотников” и более удобное сиденье.

Эта группа уже позволяет не только получить удовольствие от преодоления бездорожья, но и выполнять вполне конкретные задачи: передвигаться по сельской местности, ездить на рыбалку и охоту, а также отправляться в небольшие путешествия по достаточно глухим местам.

В принципе, софт эндуро подходят и для езды по городу – высокая посадка обеспечивает неплохой обзор, а мощности двигателя достаточно для уверенного маневрирования в потоке. На борт “софта” теоретически можно брать и пассажира, но практически лишь при сильной необходимости – второй человек на мотоцикле будет чувствовать себя как бедный родственник.

YamahaTTR250

Yamaha WR250R

Suzuki DR250 Djebel

Honda XR250 Baja

Suzuki DRZ400S

И если “внедорожников” объемом 250-400 куб. см на рынке достаточно, то вот “шестисотки” софт эндуро вещь крайне редкая – модели можно пересчитать по пальцам одной руки.

Yamaha TTR 600

Есть еще один аппарат от австрийского производителя, который при официальном позиционировании как туристический эндуро в силу серьезной энерговооруженности, наличия спартанского сиденья и с учетом требовательности к пилоту уместнее отнести к софт эндуро. Это 690 Enduro R от KTM. Очень редкий пример современной “честной” внедорожной техники.

КТМ 690 Enduro R

Туристические эндуро. Сел и катись

Самые популярные эндуро, а потому и выбрать есть из чего. Именно к этой группе относится цитата из заголовка. Туристический эндуро можно использовать и как повседневный мотоцикл, и как средство для путешествий. Их разберем более подробно.

Но для начала немного горькой правды: турэндуро – это мир противоречий и компромиссов. Заранее невыполнимая установка – сделать мотоцикл, идеально подходящий и для бездорожья, и для шоссе. Можно лишь построить универсальную технику. И тут вспоминается фраза, которую когда-то прочитал на форуме клуба владельцев Honda Transalp: универсальная вещь одинакова плоха для всего. И в этом своя правда. У универсального турэндуро слабый двигатель на шоссе, а на бездорожье он слишком тяжел.

Туристический эндуро – мотоцикл для дорог с любым качеством покрытия. Но именно дорог. Я бы все многообразие моделей турэндуро вместил в интервал от 50% асфальта/50% гравийки до 95% асфальта/5% гравийки.

Смысл выбора правильного мотоцикла под конкретные условия применения (допустим, путешествия) – это не просто доехать до конкретного места, но еще и получать максимум удовольствия в процессе езды.

Читайте также:
Как перевезти мотоцикл

Условно все турэндуро я бы разделил на четыре подгруппы. О них поговорим дальше.

Одноцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 600-800 куб. см. Эти мотоциклы лучше всего подходят под определение “турэндуро”, на таких аппаратах можно далеко уехать от асфальтовых дорог. Многие не согласятся, но я бы рекомендовал использование одноцилиндровых турэндуро без пассажира. Только без второго номера “одностволки” полностью раскроют свой потенциал за пределами асфальта и подарят удовольствие при посещении красивых мест.

Выбор здесь богат: более “туристические” Suzuki XF 650 Freewind, Aprilia Pegaso 650, BMW F650 GS и более “внедорожные” Suzuki DR 800 Big, BMW F650 GS Dakar, Yamaha XTZ 660 Tenere. “Внедорожные” одноцилиндровые турэндуро наиболее интересны как мотоциклы для покорения всех уголков мира на двух колесах. Для формулы 50% асфальта/50% гравийки лучше всего подойдут BMW F650 GS Dakar и Yamaha XTZ 660 Tenere.

Aprilia Pegaso 650

Suzuki DR 800 Big

BMW F650GS Dakar

Yamaha XTZ 660 Tenere

Двухцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 400-750 куб. см – с этой группы начинаются модели, наиболее подходящие для поездок с пассажиром. Меньшая вибронагруженность и большая эластичность двухцилиндрового мотора – выбор райдеров, которым важнее комфорт при езде по дорогам, чем красоты удаленных уголков. При этом мощности двигателя недостаточно для быстрых прохватов по хорошей трассе и уверенных обгонов, особенно при наличии пассажира.

Это отличная техника, если вы планируете загрузить багаж, водрузить “+1” и в спокойном размеренном ритме со скоростью 100-110 км/ч отправиться в дальние края со съездами на гравий и хорошие грунтовые дороги. Но заранее нужно быть готовым к тому, что особого удовольствия от вождения на хорошем асфальте мотоцикл не доставит. Как, в принципе, и на гравийке (при наличии пассажира). Как и в случае с “одностволками”, есть более “туристические” и более свежие Suzuki DL 650 V-Strom, Honda XL700 Transalp и довольно возрастные “внедорожные” Honda XL600/650 Transalp, Honda XRV750 Africa Twin, Yamaha XTZ750 Super Tenere.

Отдельного упоминания заслуживают две легендарные модели Honda – Transalp 600 и Africa Twin 750. Феноменальная надежность и сочетание потребительских качеств позволяют этим немолодым мотоциклам древней конструкции быть актуальными до сих пор. “Туристить” по удаленным локациям на них можно довольно долго.

Для двоих предпочтительнее “Африка”. Подобные мотоциклы с карбюратором интересны для поездок в страны с низким и нестабильным качеством топлива. Правда, стоимость аппаратов в хорошем состоянии демократичной никак не назовешь.

Если не ставить целью конкретно путешествия, то я бы рассматривал тот же Transalp как мотоцикл “съездить на рыбалку за 100 км по шоссе и дальше по полевым и лесным дорожкам до реки”. Для долгих поездок нужно мудрить с сиденьем – уже через час езды на “Трансальпе” чувствуется дискомфорт. Если же хочется посадить пассажира, загрузить максимум скарба и отправиться “на дальняк” преимущественно по асфальтовым дорогам, то в плане комфорта и при относительно невысокой цене в сегменте 650-к оптимальным выбором видится Suzuki DL650.

Honda XL600 Transalp

Honda XRV750 AfricaTwin

Yamaha XTZ750 Super Tenere

Suzuki DL650V-Strom

Двух- и трехцилиндровые турэндуро с объемом двигателя 800 куб. см. В этой категории упомяну всего пару мотоциклов. Теоретически можно было бы не выделять их в отдельную подгруппу. Но два современных аппарата – BMW F800GS и Triumph Tiger 800 – занимают свою нишу. Это мотоциклы для достаточно азартных водителей – наряду с отличными подвесками они обладают достаточно веселыми мощными двигателями, позволяющими при должном умении откручивать ручку “газа” на гравийках и грунтовках. Быстро, весело, задорно и желательно без пассажира. Главным минусом можно назвать разве что высокую стоимость аппаратов.

BMW F800GS

Triumph Tiger 800XС

Турэндуро с объемом двигателя 1000+ куб. см – это настоящая находка для длительных путешествий вдвоем по дорогам с твердым покрытием. Но для литровых “слонов” в термине “туристический эндуро” второе слово практически теряет свой смысл. Виной всему “сухая” масса за 200 кг, которая после заправки жидкостями и загрузки мотоцикла скарбом приближается к 300 кг. Фактически это “дорожники” с более всеядной подвеской и увеличенным клиренсом. Желание “поэндурить” пропадает, как правило, после первого же падения – груженый мотоцикл с высоким центром тяжести поднять в одиночку на рыхлых покрытиях практически нереально.

Но если изначально рассматривать мотоциклы исключительно как туристические аппараты с мощными моторами, прямой посадкой, комфортным сиденьем (в том числе и для пассажира), отличной ветрозащитой, удовольствие от езды будет дополнять удовольствие от окружающих видов. Наиболее популярные литровые турэндуро начального ценового диапазона (и самые возрастные соответственно) – Aprilia ETV1000 Caponord, Honda XL1000 Varadero, Suzuki DL1000V-Strom, и конечно же, иконы и законодатели класса – BMWR1100GS и BMWR1150GS. Из свежего: BMW R1200GS и R1250GS, Triumph Tiger 1200, Honda CRF1000 Africa Twin, Yamaha XT1200Z SuperTenere.

Из наиболее удачных попыток добавить эндуро к туризму следует отметить свежую литровую Africa Twin. И естественно, куда же без самых азартных “внедорожников” – спортивных KTM. 990, 1090, 1190 и 1290 не для масс и не для спокойного туризма, эти мотоциклы предназначены для динамичной езды в режиме ралли, что предполагает серьезные требования к пилоту. Да и кощунство на такой продуманной технике просто ездить. Так что желающим “летать на литре” прямая дорога к австрийцам.

Читайте также:
Как увеличить мощность двигателя мотоцикла

Кардан или цепь, литые колеса или спицованные, V-образный, рядный двигатель или “оппозит” – выбрать есть из чего. Откровенно неудачных моделей в этом списке нет, разве что от ранних карбюраторных Varadero стоит отказаться по причине высокого расхода топлива при больших пробегах.

Honda XL1000 Varadero

BMW R1150GS

Triumph TigerExplorer 1200

Honda CRF 1000 AfricaTwin

Yamaha XT1200Z Super Tenere

KTM 990 Adventure

Есть также целый ряд прекрасных аппаратов вроде Yamaha TDM 850/900, Kawasaki Versys 650/1000, Honda VFR800X Crossrunner и VFR1200X Crosstourer, Ducati Multistrada 1200 и т.д. Де-юре они позиционируются как туристические эндуро. Но в силу своей абсолютной паркетности даже для частичного использования на гравии я бы их не рассматривал. Это отличные мотоциклы, но для асфальта любой степени убитости.

Небольшая ремарка для тех, кто однозначно планирует открывать для себя красивые места, путешествуя вдвоем. Если хочется забираться подальше, а “второй номер” предрасположен к самостоятельному вождению, то лучше путешествовать на двух подходящих мотоциклах. Даже если вместо свежего условного “литра” за 8-10 тысяч долларов купить две более возрастные одноствольные 650-ки – количество полученных положительных эмоций на живописных дорожках будет в разы больше.

Наш вердикт

Почему же все будут ездить на эндуро? Видимо потому, что прямая посадка, отличная ветрозащита и поглощающие неровности подвески обеспечивают наилучший комфорт при езде по всем видам (в том числе наших не самых лучших) дорог по сравнению с другими классами мотоциклов. А ценить комфорт с возрастом начинаем мы все.

P.S. В этой статье упомянул только самые популярные модели, потому как тема более чем обширная и подробный обзор одной статьей не обойдется. Минус всего класса – значительная высота по седлу, поэтому при невысоком росте выбор существенно сужается. Предварительно “примериться” к конкретной модели мотоцикла можно на сайте cycle-ergo.com, введя свои параметры.

Сезон заканчивается –​ пора решать, на чем ездить в следующем году! Мотоциклы в базе объявлений Автобизнеса

Как выбрать эндуро для новичка?

Легкие, надежные, маневренные эндуро привлекают мотолюбителей тем, что им по плечу дороги, которые не под силу другим. Они проще относятся к ошибкам, предоставляя больше свободы, поэтому на них легче получить первые навыки езды. Чем же привлекательны эти мотоциклы и какой эндуро выбрать новичку?

Что такое эндуро?

Название берет начало от слова «indurare», что в переводе с латинского означает «выносливый», «терпеливый». Действительно, мотоцикл этого класса в основном предназначен для бездорожья, но широко востребован не только благодаря этому – он комфортабелен и быстр, как метеор.

Исторически байк связан с мотоспортом – гонками с препятствиями на дорогах (которые назвать таковыми можно лишь условно), требующих от мотоциклиста и его железного коня смелости, силы и выносливости. В ходе эволюции эндуро стали применяться по нескольким направлениям, в том числе и любительском по обычным дорогам.

Характерными особенностями мотоциклов эндуро являются:

  • сравнительно небольшая весовая категория;
  • одно(двух)цилиндровый двигатель;
  • большее по диаметру переднее колесо;
  • широкий высоко поставленный руль;
  • маломощность;
  • большой подвесочный размах;
  • низкое моторное звучание.

Классификация

Существует три основных группы байков этого класса.

Внешний вид становится поводом для ошибочного отнесения их к спортивным мотоциклам. Действительно, у них много общего – и это не случайно, ведь харды строятся нередко на базе кроссовиков. Однако это абсолютно не значит, что так оно и есть.

От остальных своих собратьев-эндуро хард в первую очередь отличается:

  • отменной прочностью ходовой;
  • энергоемкостью;
  • ударостойкостью деталей и отделки при минимальной массе;
  • высокой удельной мощностью в сравнении с другими эндуро и соотношением к весу.

Однако у хардов есть и минусы: измерение ресурса в моточасах, схожее с кроссовыми байками, и более сжатые, чем у «гражданских» мотоциклов, интервалы техобслуживания.

Этот класс пригоден для езды как по внедорожью на природе, так и по накатанным городским проспектам. Поэтому его часто называют байком двойного применения (англ. Dual-purpose bike) или компромиссным эндуро.

Прекрасный вариант для любителей наслаждаться природой, рыбаков, жителей деревни. Ему не страшны кочки, ямы и другие препятствия.

Сегодня, к сожалению, эта категория у производителей характеризуется явным смещением в сторону асфальтовых мотоциклов.

Туристический эндуро

Комфортен для дальних путешествий, оснащен оборудованием от защитных дуг до систем навигации. Наиболее востребованный класс байков, особенно за рубежом, продажи значительно превосходят другие типы эндуро.

Мощный двигатель и прочные подвески – все это рассчитано на большую загруженность не в ущерб техническим параметрам и ресурсу. Минусом является, пожалуй, только усложнение езды по российскому бездорожью из-за большого веса и габаритов. Все остальное – на высшем уровне.

Покупая эндуро, прежде всего следует исходить из своих целей, финансовых возможностей и наличия опыта.

Какой эндуро купить для начала: 250- или 400-кубовый?

Чтобы понять, на каком эндуро и почему лучше всего делать свои первые шаги начинающему мотоциклисту, нужно смотреть не только на предназначение байка, но и на кубатуру движка.

Читайте также:
Со скольки лет можно ездить на мотоцикле?

«Софт» (до 250 кубов)

Весят в среднем 120 кг. Небольшая масса и габариты являются одним из основных достоинств в сравнении с более кубатурными эндуро. Относительно недорогие. Им по плечу любые загородные условия, при этом они маневренны в мегаполисе.

Не норовисты, без проблем простят некоторые оплошности управления, поэтому вполне годятся новичкам для освоения езды. Небольшой подъем по седлу очень кстати мотоциклистам маленького роста. Двигатели простые с одним цилиндром воздушного охлаждения.

Легкие (250-300 кубов)

Самые, пожалуй, популярные у российских мотоциклистов внедорожники. Главное достоинство так называемых «четвертинок» состоит в том, что они универсальны и стоят меньше кубатурных собратьев. Для старта новичка и обучения навыкам вождения они также прекрасно подходят.

При небольшом весе 250-ки имеют хорошую мощность. Они придают уверенности в городском потоке и на трассе, где надежный и неприхотливый одноцилиндровик позволяет промчаться с ветерком до 140км/ч. Благодаря крепкой ходовой, энергоемким подвескам и разноразмерным колесам обеспечивается спокойное прохождение разбитых проселочных дорог и бездорожья, преодоление рвов, камней, бревен, бордюров и т.д.

К этому же классу (250-300) относится и более жесткий вариант. Его отличает спортивный уклон – более прочные подвески, небольшой бензобак, узкие седла, символические фары. Это в принципе такой же кроссач, поэтому новичку, не имеющему хороших навыков, приобретать его не рекомендуется. Реализация всех возможностей жесткого эндуро в 300 кубов под силу только опытному мотоциклисту.

Если рассматривать по классу назначения, то софт и туристические 250-кубовые эндуро могут быть идеальным вариантом для новичка. Они имеют более спокойный характер и практически каждый начинающий мотоциклист сможет без проблем их оседлать.

«Средние» (400-650 кубов)

Класс сбалансированных универсалов и мощных спортивных байков для новичков вряд ли сгодится – за рулем этих эндуро место только натренированным мотоциклистам. В целом же это отличная техника для ежедневных прогонов и дальнобоя по любым дорогам. На трассе комфортабельнее и скорострельнее, чем «чекушки». Весят в среднем 140 кг.

«Тяжелые» (от 650 кубов)

Предназначены в основном для дальних странствий по дорогам и бездорожью. Есть жесткие вариации – продолжатели рода первых чемпионов известных гонок; есть мягкие – вседорожники. Ни на те, ни на другие новичкам лучше не садиться.

Весят такие монстры 1.5-2 центнера. Кроме классических одноцилиндровых двигателей, среди них можно увидеть и двухцилиндровые, и V-образные вариации.

Другие критерии выбора эндуро для новичка

Вариант софт (250 кубов и меньше) лучше всего подходит новичку, поскольку отвечает основным критериям мотоцикла для начинающих:

  • Легкость и простота управления. Управлять им просто, как велосипедом, да и протиснется он везде из-за узкого профиля и высокого руля – не заденет зеркала большинства авто.
  • Хороший обзор. Достигается благодаря высокой прямой посадке – можно смотреть поверх автомобилей без проблем.
  • Одноцилиндровый двигатель. Обеспечивает тягу с самых низов, что как раз подходит начинающим.
  • Простота и небольшие затраты в обслуживании.
  • Достаточная для новичков скорость. Любителям прокатиться с ветерком вполне хватит крейсерской скорости за 100 км/ч (плюс-минус 10). Ограничивает скорость отсутствие обтекателя и длинный подвесочный ход, при этом она не зависит от кубатуры двигателя (поэтому при выборе софта не стоит гнаться за мощностью – масса важнее). Время разгона до 100 км зависит от быстроты переключения передач (они короткие), для новичка будет полезным поучиться делать это быстро. К тому же будет возможность освоить навык работы своим весом.

Рейтинг лучших эндуро для новичков

Итак, вы уже собрали нужную сумму денег, чтобы приобрести подходящий байк. Спешить не стоит, ведь нужно подобрать эндуро согласно своим желаниям и потребностям. Варианты, которые будут представлены ниже, подойдут по всем критериям.

Honda XR 250 Baja

Его не перепутаешь с аналогичными моделями – производитель обеспечил мотоцикл большой сдвоенной фарой и более надежным мотором с хорошей нижней тягой, что будет не лишним на бездорожье.

28 л.с. и вес в 119 кг – вполне подходящий вариант для новичка, чтобы почувствовать, что такое настоящий байк. Но для дальних путешествий он вряд ли подойдет, так как оснащен жестким и узким сиденьем, к тому же загруженный зад ощутимо разгружает переднее колесо, что не добавляет комфорта.

Оснащение задней подвески рычажной системой дает ей возможность работать лучше маятника. Именно эта модель покоряла просторы Алтая, высокогорья Тывы и другие горные местности, где показала себя превосходно.

Стоимость б /у модели составит от 2000 до 5000 у.е., а новой – от 6000 у.е.

Смотрите обзор и тест-драйв этой модели эндуро:

Yamaha TTR250 Raid

Представляет собой популярную версию «туриста» TT-R 250. Отличается большим седлом и баком, рассчитанным на 400 км. Двигатель надежен и прост, охлаждение воздушное. Пригоден для мегаполиса и дальних непростых походов. Огромная фара защищена рамкой и светит мощно.

Подвески не такие крутые, как на Хонде, но для легкого бездорожья вполне пригодны, а новичку пока и не нужны прыжки с препятствиями. А вот научиться управлять эндуро на нем можно. Данная модель проста в управлении и маневрах. Движок хорошо показывает на низах и на верхах – это тоже плюс для начинающих. Весит 120 кг, имеет мощность в 30 л.с.

Стоит от 1500 до 3500 у.е. в зависимости от пройденного километража. Без пробега обойдется в районе 4000 у.е.

Обзор характеристик, преимуществ и недостатков Yamaha TTR250 Raid представлен в этом видео:

Читайте также:
Российский скутер Stels – отличная альтернатива китайским производителям

Yamaha XT 250 Serow

Вмещает в себя лучшее серии XT – надежность и простоту. Производители разрабатывали эту модель специально для сложного бездорожья. Оснащен мотоцикл четырехтактным движком (воздушное охлаждение, двухклапанная головка).

Ходовая – с усредненными подвесочными ходами и современной полудуплексной рамой. 20 лошадиных сил, легкий вес (119 кг) плюс великолепный внешний вид и простота в управлении – отличный выбор для новичка. Yamaha Serow способен дать фору многим байкам на бездорожье, но для дальних путешествий не очень годится.

Стоимость новой модели может составлять до 8000 у.е., а с пробегом – от 1900 до 7000 у.е. в зависимости от года выпуска и количества намотанных километров.

Обзор и тест-драйв этого эндуро представлен в следующем видео:

Yamaha WR250R

Выпускается сравнительно недавно, особенно если сравнивать с предыдущими моделями – с 2008 г. Напоминает по дизайну кроссовые эндуро, что только придает привлекательности. Рама из алюминия – это облегчает массу мотоцикла.

Ход подвески с двух сторон одинаковый и считается одним из наиболее удачных среди аналогичных моделей – 27 см. Отлично регулируются задние амортизаторы. Единственное, что может считаться недостатком – мотоциклистам низкого роста будет сложно им управлять, т.к. высота по седлу составляет 930 мм.

Стоят подержанные модели от 3500 до 7500 у.е., а новые – от 8000 у.е.

Обзор основных характеристик Yamaha WR250R и тест-драйв мотоцикла смотрите в этом видео:

Suzuki Djebel 250

Мотоцикл хорошо сбалансирован и набирает год от года все большую популярность на российском бездорожье и не только. В массовое производство запущен в середине девяностых, задуман производителем как эндуро-путешественник.

Оснащен объемным семнадцатилитровым бензобаком и мощным движком, имеет воздушно-масляное охлаждение с радиатором. Длинная база обеспечивает устойчивость на трассе, а маленький вес (118 кг) и тридцать «лошадок» дают не завязнуть в грязи.

Модель можно купить за 1000-3000 у.е.

Смотрите видеообзор и впечатления от езды на этом эндуро:

При огромном разнообразии мотоциклов рассказать обо всех моделях эндуро невозможно. Тем не менее, основные критерии обозначены. С учетом бюджета и предпочтений новичку легче будет сориентироваться при покупке нужной модели. Ну а на каком конкретно байке остановить свой выбор, каждый решает сам.

Как я выбирал спортивный эндурик…

Вдоволь накатавшись на китайском эндурике полезли мысли о том что мне его стало маловато.
Движок откровенно слабый, несмотря на 400 кубов. Китайские кубы они такие. Подвеска… Ну как-бы она есть, и вроде работает, но фигово. Да и сам мопед тяжелый, 140кг. И это я его снял с него всё лишнее.
Итак. После нового года было принято решение искать что-то посерьезнее.

Какие были критерии отбора:
Такты: 2
Объем: 250-300 кубов
Сцепление: Гидравлика
Возраст: Не больше 3 лет
Документы: Спортинвентарь с прозрачной историей (не ворованый)
Состояние: Чем лучше, тем лучше
Желательно без прогрессии
Наличие запчастей

Теперь подробнее, что и почему.
Почему 2Т? Потому что я считаю что 2Т для эндуро идеален.
Да, у него мало низов. Но в отличии от кросса в эндуро надо работать больше сцеплением, а не газом. Да, он не тормозит двигателем, но мне как раз это нравится. Да, на нем сложно держать ровный газ. Но это и не нужно в основном, или ты разгоняешься, или тормозишь. Это не кросс.
Зато плюсы мне кажутся существеннее. Как правило меньший вес и ЦТ ниже чем на 4Т за счет легкой головы. Мопед легче реанимировать после плавания. Мгновенно набирает обороты.
Есть еще много плюсов и минусов в обслуживании, но в целом 2Т и 4Т выходят одинаково если это спортивная техника.
По объему тоже понятно, если 2т то 250 кубов за глаза, но 300 тоже рассматривались.
Со сцеплением тоже критично, т.к. пальцы не железные. Поэтому все японцы отпали сразу, они все на тросах.
По поводу документов. Я понял что мне не нужен мопед с ПТС т.к. по дорогам я не езжу. Мне больше интересны закрытые треки, леса, поля. Поэтому искал именно спортинвентарь. Но при этом не хотелось брать ворованный, поэтому старался проверять вины всякими способами.
Прогрессию тоже не хотелось. Я не такой профи чтобы понять разницу в прогрессии и, к примеру, аммортом с PDS, но минус в ней мне очевидны, рычаг который утыкается в бревна, и собиратель грязи который надо пребирать полностью.

Если собрать все эти капризы вместе, получается выбор-то не шибко большой.
В 2Т и сцепление укладываются только европейцы. Sherco, Gas-Gas, KTM, Husaberg, Husqvarna.
Sherco и Gas-Gas достаточно редкие у нас, хотя я чуть было не взял одного француза. Но он ушел раньше чем я собрался ехать смотреть. Да и предложений было 1-2 за всё время что я искал(пару месяцев).
К слову сказать как раз этой зимой-весной все двухтактники начали пропадать с рынка б/у мопедов. Я так подозреваю всему виной новые эко-нормы в европе благодаря которым в этом году появились инжекторные 2Т эндурики. Но эти-же нормы запретили производство карбовых 2Т мотоциклов и в 2017 году внезапно стало невозможно купить новый 2Т эндуро, их просто не производили. В результате народ передумал продавать свои старые 2Т. Но это мои предположения, но уж слишком явно это проскакивало.
Так вот, оставались только KTM, Husaberg и Husqvarna. Хаска мне не нравилась тем что она с прогрессией. КТМ тем что он рыжий, не люблю я этот цвет. А хусабергов тупо мало.
Но в итоге я рассматривал ВСЕХ этих производителей и брал уже конкретно по совокупности характеристик. Да и предложений было реально мало.
Одно время даже думал заказать новый KTM 18 модельного года, но получил-бы я его только… Да вот вроде они только начали приходить в Россию недавно.
Мне повезло. Я нашел Husaberg в своём любимом, синем цвете. Пробег 183 часа, мопед практически в стоке, не убитый.

Читайте также:
Как оформить мотоцикл (автомобиль) без документов

Сколько жрет, сколько прет и впечатления в следующий раз :)

Выбор первого мотоцикла. Почему эндуро?

Скоро весна и новички начнут думать (хотя думать надо было еще осенью и зимой — но, как показывает практика, в России все делается в последний момент) о покупке первого мотоцикла и с чего начать. Конечно, многие будут грезить спортами с кучей пластика, но, по факту, они не смогут на них ездить, про чоппера — но, не факт, что смогут на них ездить вообще. Многие новички, наверняка, выйдут по советам на Yamaha YBR — но он слишком мелок и нежен, многих отпугнет его несерьезный внешний вид велосипеда с моторчиком.

Поэтому я советую купить эндуро!

Плюсы эндуро в качестве первого мотоцикла:

  • Можно без прав, без опыта, выкатываться по полям, около гаражей, в общем, не по дорогам общего пользования — поверьте, падать на траву менее травматично для тела и мотоцикла чем на асфальт.

  • Эндуро легко выдерживает не жесткие падения (а они обязательно будут у новичка) и косяки при вождении — уронил с подножки, зацепил бордюр и тп: пластик на эндуро мягкий и гнется, а не ломается, покрашен в массе, а наклейки всегда можно обновить. Его достаточно трудно поцарапать, подножки и лапки тормоза и КПП складываются — все сделано для того чтобы не бояться жизненных печалек.
  • Косметические царапины на эндуро — это нормально и никто на них не будет смотреть, а они появятся неизбежно при падениях, которых не избежать (более того, при учебе вождению, нужно учится и правильно падать).
  • Он прост в управлении даже для новичка (не касается тяжелых и злых хард эндуро): с самых низов мотор тянет, ускорение более менее линейное, легко можно катиться с небольшой скоростью, тормоза обычно не резкие, предсказуемые, посадка вертикальная. И, в тоже время, он даст все нужные, для успешного вождения мотоцикла, навыки.
  • Небольшой вес — легче управлять и поднимать.
  • Эндурики надежны и просты по конструкции: читая мануалы в интернетиках можно большую часть работ сделать самому по обслуживанию и ремонту: поменять фильтры, масло, смазать цепь — все элементарно и интуитивно понятно в силу простоты конструкции. Пример на моем, не самом надежном, мотоцикле.
  • Расширение географии покатушек — ограничивает только фантазия и возможности сцепления шин: можно ездить в городе, по грунтовке, по полям, лесам, камням и рекам — везде уместно. Можно забираться туда, куда другой технике путь заказан.



    Низкая ветрозащита и невысокая максимальная скорость будут естественными ограничениями от горячности на первых порах приобретения опыта — вначале мотопути не до гонок по трассам.

  • Эндуро, как правило, ликвиден: легко приобрести по сходной цене, легко потом будет продать, не сильно потеряв в цене.
  • Ресурс и надежность японских эндуро достаточно высоки — мотоциклы 90-х вполне успешно ездят без серьезных ремонтов.
  • Запчасти, расходные материалы на распространенные модели практически всегда в наличии и (фильтра/резина/ручки/рычаги/масло/цепь/звезды и тп) стоят разумных денег, а если чего нет, то можно заказать и не придется долго ждать.
  • Экономичен: расход топлива в умеренном режиме редко превышает 5 литров бензина на сотню.
  • Удобен в городе из-за узости и высоты руля: удобная вертикальная посадка, руль над зеркалами большинства машин проходит, прошивать пробки самое то.
  • Ему пофиг на качество дороги (кто живет в России прекрасно понимает что никаких дорог на самом деле у нас нет). Поначалу новичок будет попадать в ямы, стыки, обочины, песок, разметку и т.п постоянно.
  • Экипировка для эндуро стоит разумных денег (как правило, на другие мотоциклы оказывается дороже).
  • При желании, можно иметь два комплекта колес — эндуро и мотард.
  • Можно ездить зимой, поставив шипы.

    Читайте также:
    Как заряжать гелевый аккумулятор для скутера: способы

  • Удовольствие от вождения на эндуро обеспечено, причем довольно скоро после начального обучения.
  • Все будут ездить на Эндуро!
  • У эндуро есть и некоторые минусы:

    • Высота по седлу — от 800 мм, обусловлены длиноходными подвесками и высоким дорожным просветом, то есть ногами человеку среднего роста достаточно тяжело доставать, а при первых выездах это кажется достаточно важным, но быстро привыкаешь. Я например со своим ростом и относительно низкой высотой по сидению кое как достаю.

  • Девки редко любят грязных эндуристов))
  • Ездить только по асфальту — скучно.
  • Часто бензобак не позволяет совершать дальние перегоны, а света передней фары в темное время недостаточна (относится не ко всем моделям).
  • По ценам на данный момент: за сотню можно найти живой эндурик японского производства, за полторы — вполне бодрый, за 50-90 китайский. Можно и новый дилерский, но ценник нынче не особо гуманный.

    Считаю что для начала лучшим выбором будет одноцилиндровый четырехтактный с воздушным охлаждением и кубатурой 200-250 кубов эндуро.

    Работа выхлопной системы на мотоцикле

    Работа двухтактного двигателя немыслима без системы выпуска, в которую органически входит и глушитель . Он не только выполняет функцию, вытекающую из названия, – уменьшает шум выхлопа, но и существенно влияет на такие характеристики мотора, как мощность, крутящий момент, экономичность.

    Рассмотрим типичную конструкцию глушителя, схематически показанную на рисунке.

    Глушитель дорожного мотоцикла:

    1 – входной патрубок; 2 – передняя часть; 3 – обратный конус; 4 – задняя часть; 5 – перегородка; 6 – центральная трубка акустического фильтра; I – II – мощностной участок; II – II – шумоглушащий участок.

    Передняя часть имеет вид длинного конуса, а задняя – цилиндра. У места их соединения (сечение II) установлена внутренняя деталь в виде сравнительно короткого обратного конуса. Участок между сечениями I и II нередко называют мощностным, поскольку он в значительной степени определяет настройку мотора на заданный диапазон рабочих оборотов и влияет на другие.
    Участок II—III служит главным образом для шумоглушения. Здесь устанавливают “акустический фильтр”, который может иметь разные конструктивные особенности, но выполняет одну задачу: резко снижает уровень шума и одновременно изменяет его тембр на более благоприятный для слуха. Тем, кому приходило в голову пустить двигатель без выпускной системы, знакомы крайне неприятные ощущения от резкого звука выхлопа.
    Шумопоглащающая часть тоже в некоторой мере влияет на работу двигателя. В частности, от неё зависят давление и температура газов на мощностном участке, а, следовательно, и протекание продувки.
    Несмотря на то, что происходящие в глушителе процессы давно изучены теоретиками и существуют методы их расчета, на деле конструирование глушителя – вещь сложная, в которой немалое место отводится экспериментальной работе. В поисках лучшей конструкции мотозаводы иногда испытывают десятки вариантов глушителя.
    Теперь, не вдаваясь в лишние тонкости, представьте себе, что происходит в глушителе на участке I—II. Когда над верхней кромкой поршня открывается выпускное окно, в него с огромной скоростью устремляются отработавшие газы в выпускной трубе, за ними резко повышается давление. Волны давления движутся в газовой среде со скоростью звука (для этой среды). В глушителе, учитывая температуру газа, эта скорость составляет около 500 м/с. Такая волна давления, покинув срез выпускного окна, достигает препятствия на своем пути – обратного конуса и, отразившись от него (вспомните эхо!), движется обратно к окну. Если она вернется к нему в нужный момент, когда продувка заканчивается и начинается активный процесс выброса в окно свежей горючей смеси (крайне нежелательный), волна давления, подойдя к окну, выполнит роль своеобразного клапана, препятствующего такому выбросу. В результате увеличится наполнение цилиндра, а потому – и мощность.
    Предположим, волне в направлениях туда и обратно нужно преодолеть путь 1 м, на что понадобится 0,002 с. Это время не зависит от оборотов двигателя, зато время, на протяжении которого открыто окно, непосредственно связано с оборотами. Вот почему система выпуска может быть настроена и даст положительный эффект лишь при определенных оборотах двигателя, когда времена движения волны, давления и открытого состояния окна совпадают или близки, а не во всех возможных диапазонах оборотов.
    Поток отработавших газов обладает определенной инерционностью. При положении поршня вблизи нижней мертвой точки, когда выпускные и продувочные окна полностью открыты, в трубе за выпускным окном появляется разрежение, благодаря чему выпускная система способствует отсасыванию отработавших газов из цилиндра, улучшая его продувку. Следовательно, в момент нахождения поршня около НМТ от выпускного окна по трубе устремляется волна разрежения. Дойдя до места расширения канала, то есть до начала прямого конуса, она отражается обратной волной разрежения. Вернувшись к окну в расчетный момент, определенный конструктором, эта волна обеспечивает лучшую очистку цилиндра от остаточных газов.
    Размеры глушителя, форма прямого и обратного конусов существенно сказываются на характеристиках двигателя. Изменяя эти элементы, можно в ряде случаев добиваться улучшения работы двигателя в требуемом диапазоне оборотов без существенных потерь мощности на других, например максимальных. Стремление расширить диапазон оборотов, при которых выпускная система дает положительный эффект, приводит к усложнению конструкции глушителя. Мотоциклист может обнаружить в нем, кроме основных элементов, о которых уже сказано, дополнительные перегородки, трубки и т. п.
    В эксплуатации от состояния системы на участке I—II (наличия вмятин, пробоин, наслоений нагара, нарушения крепления деталей) может сильно зависеть мощность мотора. Известны случаи, когда из-за отложений нагара в конце выпускной трубы и в начале прямого конуса максимальная скорость мотоциклов Ява-350, “ИЖ Планета”, “Юпитер” снижалась на 20-30 км/ч, что равносильно падению мощности мотора вдвое! Соответственно ухудшались приемистость, динамика разгона и тяговое усилие, ощущаемое на подъемах. Словом, езда на таком мотоцикле вряд ли кому- либо доставляла удовольствие. При снижении мощности обязательно возрастает расход топлива!
    Дело здесь не только в уменьшении сечения канала из-за отложения нагара, сколько в нарушении его формы, вследствие чего ухудшается работа системы выпуска как целого. Об этих особенностях нужно помнить тем, кто необдуманно вмешивается в конструкцию глушителя. Не менее наивно поступают и те, кто глушители, скажем, ЯВЫ пытаются приспособить к своему ИЖу или наоборот.
    Шумоглушащая часть II—III имеет определенное расчетное сопротивление, и пока глушитель новый, все в нем согласованно, нормально работает. Когда же элементы акустического фильтра – перегородки с отверстиями, сверления, каналы и т. д. – обрастут слоем нагара, сопротивление этой части системы резко увеличивается, что вызывает повышение давления и температуры на участке I—II и соответственно скорости движения волн давления в разрежения. В итоге характеристика мотора изменяется в нежелательном направлении – мощность падает, а максимум ее сдвигается в сторону более высоких чисел оборотов.
    Очистка акустического фильтра обычно не представляет проблемы. Как правило, этот элемент легко извлечь из глушителя, после чего его обжигают в пламени, скажем на костре, до полного сгорания остатков смол, масла и т. п. После этого достаточно слегка постучать по элементу, чтобы сухой нагар (зола) с него осыпался.
    С самим глушителем – сложнее. Тут можно поступать по-разному. Наслоения в передней части при желании можно чистить я просто механическим способом, вынув из глушителя патрубок и воспользовавшись подходящим скребком, отверткой. Патрубки чистят при помощи стального “ерша”, выпускные окна и канал в цилиндре – скребками.
    Очень эффектен способ очистки глушителя – выжиганием. Но, приемлем он только для хромированного глушителя, окрашенный может обгореть.
    Хромированная поверхность, если она чистая, обычно не страдает, а некоторое пожелтение легко устраняется полировкой. Глушитель устанавливают или подвешивают вертикально над источником огня, например горящей тряпкой, пропитанной бензином. В глушителе, как в дымовой трубе, возникает сильная тяга воздуха, поэтому вскоре загораются жирные отложения внутри, а над верхним концом появляются языки пламени. В течение нескольких минут в глушителе сгорает все, что способно гореть. После этого нужно лишь дать ему остыть, а затем осторожно обстучать его деревянным бруском. Сухой шлак высыпается наружу.
    Глушители некоторых спортивных мотоциклов, для которых, по условиям соревнований, более высокий уровень шума, устроены проще. Как правило, у них нет (или почти нет) шумоглушащей части, и, в сущности, весь глушитель состоит из прямого и обратного конусов, входного и выходного патрубков, да короткой цилиндрической части. Глушитель кроссового мотоцикла, в связи с особыми требованиями к размещению на такой машине, может иметь довольно сложную конфигурацию. Шум в результате получается достаточно сильный, но он не идет ни в какое сравнение с шумом мотора, у которого вообще нет выпускной системы.
    В заключение напомним, что эксплуатировать дорожные мотоциклы, мотороллеры и мопеды, уровень шума которых превышает величину, установленную заводом, запрещается. Поэтому нельзя удалять из глушителя акустический элемент.

    Читайте также:
    Женщина и мотоцикл: как выбрать мотоцикл или скутер для девушки

    Как устроен глушитель мотоцикла?

    Мотоциклетный выхлоп – это сложная конструкция. Чем современнее модель, тем более она замысловата. При этом работа большинства опций напрямую связана с электрикой. К примеру, если вынуть чип, то «железный конь» может вовсе не завестись, а просто мигнуть лампочкой. Мы остановимся на том, как устроен глушитель мотоцикла, его принцип работы и параметры. Благодаря данной информации можно разобраться быстров причине поломки, изменение звука работающего двигателя.

    Современные модели мотоциклов оснащаются звукопоглощающими или резонаторными глушителями. В редких вариантах можно встретить комбинированную систему. Чаще всего устанавливают резонаторные глушители. Однако любители грохочущего звука предпочитают звукопоглощающие виды, изготовленные из нержавейки или алюминия. Они отличаются также эстетичным внешним видом и улучшают «дыхание». Модели из других материалов стоят дороже.

    Титановые глушители зарекомендовали себя, как особо прочные. Поэтому их выбирают любители активной езды. Установка такого вида помогает свести к минимуму возможность повреждения глушителя при столкновении с асфальтовым покрытием.

    Как работает выхлоп?

    Главная обязанность – обеспечение отвода и охлаждения воздуха так, чтобы отраженный газ возвращался обратно к выпуску до его открытия. Однако некоторые забывают об этом, акцентируя внимание только на качестве звука. Так, глушитель еще и:

    1. Улучшает наполняемость мотора, увеличивая его мощность.
    2. Гасит пламя от оставшегося горючего.
    3. Уменьшает уровень шума.

    В идеале выхлоп работает так:

    • впускной клапан открывается;
    • создается волна уменьшенного давления, идущая к воздушному фильтру;
    • около конца патрубка поток частично отражается, из-за чего образуется высокое давление;
    • выпускной клапан открывается;
    • струя повышенного давления проходит до самого конца системы выхлопа;
    • газы отражаются, превращаясь в волну с низким давлением.

    Для эффективного и быстрого охлаждения газов они должны расшириться. Для этого объем системы выхлопа должен быть значительно больше объема цилиндра.

    По правилам, длина впускного тракта рассчитана так, чтобы отраженный газ направился обратно четко к раскрытию клапана. В этом случае наполняемость цилиндра становится больше, благодаря чему увеличивается мощность мотоцикла. Отраженные волны, возвращаясь к новому выпуску, способствуют удалению отработанного газа.

    Если же газ вернется к клапану, пока тот еще закрыт, то он при открытии направит часть волн назад.

    Гашение пламени, охлаждение газов и отведение их в заднюю часть мотоцикла

    Это вторая по важности функция выхлопа, защищающая преимущественно водителя, а не сам аппарат. Без глушителя мотоцикл заводить категорически не рекомендуется, потому что из трубы вылетает пламя, которое может нанести непоправимый вред.

    Читайте также:
    Как оформить мотоцикл (автомобиль) без документов

    Горячий газ обязательно нужно остужать – это и делают трубы. Для того, чтобы дым и разгоряченный воздух не доставляли водителю неудобств, труба выведена в хвостовую часть аппарата. Наиболее оптимальное расположение выхлопа – когда трубы не направлены на чувствительные детали мотоцикла. Некоторые забывают про это, из-за чего опаляются кофры или другие пластиковые части.

    Экологичность

    В настоящее время большое внимание уделяется экологии. Поэтому современные модели оснащены сложными выхлопными системами с катализаторами и фильтрами.

    Снижение уровня шума

    Это не такая важная опция, но без нее никуда. При правильной настройке выхлопа мотоцикл издает бархатистое «урчание», которое так любят пилоты. Однако звук – это не цель при разработке, а только сопутствующая характеристика.

    Высокий грубый тон выхлопа не нравится никому – пониженный тембр куда приятнее на слух. По этой причине многие водители гонятся за красивыми урчащими звуками, а после установки такого выхлопа узнают, что дополнительно увеличили мощность своего железного коня. Хорошо настроенный и исправный выхлоп способен улучшить характеристики мотоцикла.

    Форма и длина

    Как говорилось выше, объем трубы выхлопа должен быть больше, чем объем цилиндра. Поэтому от короткой трубы будет меньше эффекта, чем от длинной. К тому же, раскаленный газ из короткой системы будет опасен для пилота.

    Формы конструкции должны быть округлыми. На острых углах начнет замедляться движение воздуха, из-за чего места изгибов будут раскаляться, в результате чего со временем появится трещина.

    Конфигурация выхлопа тоже относится к форме – это выходящие из цилиндров трубы. Их может быть разное количество:

    • 2 в 1 системе;
    • 4 в 1 системе;
    • 4, переходящие в 2, а затем в 1 систему;
    • иные паукообразные варианты, соединяющиеся общим диффузором.

    Это зависит от самого мотора. На двухтактные аппараты обычно ставят по отдельной трубе на цилиндр. Тогда объем выхлопа так сильно превосходит объем двигателя, что волны воздуха могут достаточно расширяться на выпуске для полного охлаждения.

    Выпускной коллектор

    На сленге мотоциклистов он называется «коленом» из-за схожего изгиба.

    Наиболее популярная система конфигурации – 4 в 1. То есть, коллектор имеет 4 выхода на цилиндр, соединяющихся в единый и выходящих к глушителю. Подходит для езды на больших оборотах, и поэтому ее часто выбирают мотоспортсмены.

    Эта система чаще всего изготавливается из нержавеющей стали, потому что принимает первую волну разгоряченного воздуха. Если же она сделана, к примеру, из чугуна, то образовываемый после выключения мотора конденсат способен привести к коррозии. Нержавейка же этого не боится, плюс она довольно долговечная.

    В некоторых случаях коллекторы делают из керамики. Однако это пользуется спросом преимущественно у профессиональных пилотов, так как данный материал хорош лишь тем, что у него сравнительно маленький вес. Основной минус – крайне быстро изнашивается.

    Диффузор

    Находится между глушителем и коллектором. В диффузоре горячий воздух расширяется для охлаждения перед выходом из трубы.

    Глушитель

    Та самая часть, которая способна менять тембр выхлопа. Именно ее пилоты переустанавливают, когда хотят изменить звучание.

    Внутрь глушителя могут устанавливаться разные примочки. Чаще всего встречаются:

    1. Катализаторы и фильтры – помогают приводить выхлоп к экологичному уровню. Встречаются в более современных моделях.
    2. Db Killer – система, имеющая много каналов с отверстиями, пропускающих сквозь себя воздушные волны. Она увеличивает сопротивление газовым потокам. Без такой «флейты» выхлопная система станет похожа на прямоток с абсолютно другим звучанием.

    Некоторые мотоциклы позволяют открывать и закрывать заслонки с помощью кнопки на руле. Это помогает изменять звуки и выхлоп по ситуации. Наиболее известная марка такой системы – Dr. Jekill & Mr. Hyde, которую можно поставить на многие аппараты.

    Рассматривая, как устроен глушитель мотоцикла, нельзя не упомянуть про мощностной клапан. Он распределяет отраженные волны воздушного потока. Это необходимо, чтобы газ не добрался до выпускного клапана, когда тот закрывается. Клапан пропускает лишь волны, наполняющие цилиндр и избавляющие его от переработанного воздуха. Чаще всего при изготовлении используют: титан, алюминий, карбон, нержавейка.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: