Работа выхлопной системы на мотоцикле

Работа выхлопной системы на мотоцикле

Принцип работы выпускного тракта основан на генерации волн давления при открытии выпускных каналов. Волны распространяются со скоростью звука и создают положительное и отрицательное (относительно атмосферного) давление. Каждое изменение диаметра трубы меняет давление с положительного на отрицательное и наоборот. Варьируя диаметр и длину трубы, мы можем определять нахождение в ней выхлопных газов и помогать удалять отработавшие газы на определенных оборотах коленчатого вала. Единственной проблемой является то, что этот эффект работает только на определенных оборотах коленчатого вала, например, 9500, 8000 или 10000мин-1. Настроившись на определенные обороты КВ, на других режимах эффект будет проявляться в гораздо меньшей степени.

На современных гражданских мотоциклах выхлопная система обычно состоит из двух частей – из приемной трубы и глушителя. Приемная труба обычно выполняется двух- или трехстенной.

Совпадение длины и диаметра приемной трубы. Форма глушителя. Фазы и подъем кулачков распредвала. Длина впускного коллектора. Размеры карбюратора. Форма и пропускная способность воздушного фильтра. По совпадению всех этих вещей, производитель мотоцикла выпускает глушитель, гасящий шум от выхлопных газов, позволяя при этом двигателю выдавать мощность в широком диапазоне оборотов коленчатого вала. Но мы продолжаем и сверлим дырки в глушителях и потрошим их, ради того, чтобы было ГРОМЧЕ!

Раньше мы использовали “Snuff-or-Nots” или “Snuffer nuts” (устройство наподобие поворотной пластины с отверстием, аналог сегодняшней флейты/ДБ-киллера). Прибавляет кучу «лошадей», как мы думали. Не знаю, насколько мы ехали быстрее, но совершенно точно ехали громче! Боюсь, эти времена ушли навсегда. Мотодвигатели с начали 80-х — отлично настроенные агрегаты, и старый трюк со “Snuff-or-Nots” с ними больше не пройдет.

Лучше всего будет оставить выхлоп в покое, этот шум действительно раздражает. Есть мнение, что чем сильнее грохот от тебя, тем больше ты в безопасности. Водители будут тебя слышать и потому не переедут. Не думаю, что свалить в закат рыча от тех, кто меня видел и слышал и обсудили с другими такими же людьми, является хорошей затеей. По-моему, прямотоки (“loud pipes”) лишь вызывают агрессию со стороны окружающих и интерес со стороны полиции, что из этих зол лучше – решать Вам. Федеральное правительство начинает задумываться над этим вопросом и в конечном счете просто выдавит производителей прямотоков с рынка.

Самой большой проблемой стоковых глушителей являются условия, в которых они работают. На каждый галлон (прибл. 3,78л) бензина через выхлопную трубу проходит галлон водяного пара, который инициирует ржавчину на внутренней стенке выхлопной трубы. Было бы совсем не плохо подобрать недорогой неоригинальный глушитель за 40$, как для автомобиля. К сожалению, с мотоциклами это не так. Для двух колес приемные трубы и «банка» стоят целое состояние, оригинальный глушитель на Honda Shadow, к примеру, стоит до 970 баксов.

Единственным хорошим недорогим решением является афтермаркет (неоригинальные запчасти). Комплект для той же Shadow, скажем, обойдется примерно в 300$. С этим смириться куда проще. Некоторые производители предлагают банки со сменной набивкой из минеральной ваты. Проблемой с неоригинальными частями может оказаться, что ваш мотор работает не так, как должен. Если производитель привел рекомендации по установке комплекта жиклеров и игл (Dynojet, Jet-kit), то все не так страшно. В противном случае попробуйте посмотреть таблицы настройки карбюраторов, должно помочь. Чем громче выхлоп, тем больше шансы, что нужно апгрейдить карбюратор(ы). По моим личным наблюдениям, без научных обоснований.

Если же у вас проблемы только с самим глушителем, попробуйте заменить только банку. Super Trapp продает настраиваемые глушители диаметром 3″ и 4″. Просто добавляешь пластины на срез банки. Больше пластин – меньше сопротивление и больше громкости, и наоборот. Это дает возможность настроить глушитель под двигатель. Это отлично работает для эндуро и кросса, потому как пластины выступают в роли пламегасителей, необходимых для любого офф-роада. Пламегасители задерживают искры диаметром больше 0.023″ (0,58мм). Это предотвращает возникновение огня. e Super Trapp также выпускает комплекты набивки. По ценам на 2007 год это примерно 150-200$.

Самый дешевый способ – починить имеющиеся трубы. Однако это может быть не лучшей идеей – труба редко ржавеет в одном месте. Проблема в том, что хром на наружной поверхности выкрашивается. Механики, ремонтирующие глушитель, любят взять «шведки» и смять трубу, которую впоследствии меняют. Ваши трубы покрыты слоем хрома, поэтому оберните губки «шведок» мягким материалом. Если вы нашли слабое место или дырку, заварите или запаяйте это место, используя пластину тонкого металла. Также вам могут предложить термоленту, которой необходимо обмотать трубу и закрыть дыру. Это бросается в глаза и выглядит уродливо, однако дешево и может помочь вам докатать сезон.
Подведем итоги? Три варианта на выбор, от дорогого к дешевому.

1. Использовать оригинальные запчасти.
2. Обратиться к афтермаркету.
3. Отремонтировать имеющиеся детали.

Строение выхлопной системы, что полезно знать пилоту?

Мы уже обсуждали, что многие неоправданно считают заслугой выхлопной системы только звук выхлопа. Однако, продвинутые мотоциклисты в курсе, что правильно подобранная выхлопная система способна улучшить работу двигателя и даже увеличить показатели лошадиных сил. Советую вернуться к статьям (“Выхлопная система мотоцикла – в чем ее основная задача?”) и (“Самостоятельная очистка выхлопной системы мотоцикла”), из которых мы подчерпнули основные задачи выхлопного узла.

Выхлопная система мотоцикла обязана обеспечить четкий отвод и охлаждение газов таким образом, чтобы отраженный поток газа вернулся к выпускному клапану к моменту его следующего открытия. Чем новее модель мотоцикла, тем сложнее и продуманнее будет отвод газа.

Читайте также:
Руководство по козлению на мотоцикле

Форма и длина

Первым делом затронем именно эту сторону вопроса. Напомню, что объем выхлопной трубы должен в несколько раз превосходить объемы цилиндров. Поэтому короткие выхлопные трубы менее эффективны, чем длинные. Газы из коротких систем всегда будут более горячими и опасными для ног пилота.

Во-вторых, форма выхлопной трубы обязана быть максимально плавной и округленной. Резкие углы будут затормаживать движение газов и накалять место изгиба, а значит в изгибе случится прогар или трещина, а это ремонт, морока и недовольные пользователи.

К форме хочется отнести конфигурацию выхлопной системы, а именно две выходящие от каждого цилиндра трубы, а может быть по 2 в 1 системе, а может быть и все 4 в 1. Случается даже интересный переходный вариант 4 в 2 и эти 2 в 1 выхлопную трубу.

Конфигурация выхлопной системы будет очень сильно зависеть от строения двигателя. Для двухтактных мотоциклов рекомендуются отдельные трубы на каждый цилиндр, потому что в таком случае рабочий объем выхлопной системы настолько превышает объемы двигателя, что газы способны достаточно расшириться при выпуске, чтобы полностью охладиться.

Случаются и более сложные формы коллекторов-пауков, которые соединяются в общий диффузор.

Выпускной коллектор

В народе его называют «колено» за характерный изгиб. О мягких округлых формах мы уже говорили. Настало время разобраться с системами 4 в 1 и 4 в 2. Здесь нечего мудрить, все элементарно. Когда двигатель имеет в коллекторе сначала 4 выхода по 1 на цилиндр, которые в последствии быстро соединяются в 1 и выходят на глушитель.

Система 4 в 1 признана одной из самых удачных для езды на высоких оборотах, поэтому она так популярна среди профессиональных мотогонок и спортивных моделей.

Коллекторы с длинным соединением в 1 осуществляют переход от 4, через 2 в 1, но это не шибко популярный вид, хотя они хороши для любителей и новичков, так как улучшают характеристики на более широком спектре оборотов, нежели 4 в 1, который отрабатывает на все 100000 при повышенных нагрузках.

Что до материала, коллекторы принимают на себя первый удар раскаленных газов. Поэтому их делают в основном из нержавейки.

После остановки двигателя внутри выхлопной системы в коллекторе образовывается конденсат. Если у вас чугунный коллектор, то конденсат может вызвать коррозию.

Существуют еще и керамические коллекторы. Интересная тема для тех, кому жизненно важно снизить вес мотоцикла. Коллекторы из керамики весят действительно мало, но и снашиваются со скоростью тех же выхлопных газов, быстро трескаются и требуют замены. С другой стороны, если вы профессиональный пилот гоночного трека, вы и так после заезда меняете чуть ли не половину расходников, начиная с покрышек и заканчивая цепью, почему бы не поменять еще и коллектор, раз пошла такая пьянка?

Для гражданских мотоциклистов беспроигрышным вариантом все равно будет нержавеющая сталь, потому что она не боится конденсата и достаточно долговечна.

Диффузор

Промежуточная часть выхлопной системы между коленом и глушителем. Обычно в нем происходит расширение газов для охлаждения перед тем, как покинуть трубу.

Глушитель

Самая любимая, лакомая и вкусная часть выхлопной системы. Именно она со всеми своими примочками отвечает за тембр голоса вашего мотоцикла. Именно «банку» без конца меняют пилоты, когда им не нравится звук выхлопа.

К слову, внутри глушителя можно обнаружить разные начинки от катализаторов и фильтров до Db Killer, он же среди простых смертных отзывается на «флейту», и мы чуть не забыли про мощностной клапан! Теперь по очереди.

Катализаторы и фильтра — наполнения, которые призваны подводить выхлоп мотоцикла к необходимой экологической норме. Они есть не везде, но встречаются достаточно часто в молодых моделях.

Db Killer/флейта — система внутри корпуса с множеством каналов и отверстий, через которые проходят газы. Система призвана увеличить сопротивление потокам газа. Если вынуть флейту, то система превращается в прямоточный аналог с совершенно другим звуком выхлопа и меньшим сопротивлением газов.

Существуют модели выхлопных систем в которых можно регулировать открытие заслонок нажатием кнопки на руле, тем самым форсировать выхлоп и звук в зависимости от ситуации. Примером такой системы будет Dr. Jekill & Mr. Hyde, которая поставляется в комплекте с кнопкой управления для руля и уже может быть установлена на многие топовые бренды.

Мощностной клапан — суть его в распределении отраженной волны газового потока. Делается это для того, чтобы поток газа не достиг выпускного клапана в момент его закрытия. Клапан пропускает только те отраженные волны, которые способствуют наполняемости цилиндра и избавлению его от отработанных излишков. Самые известные системы SAEC – Suzuki, EXUP – Yamaha.

По материалам изготовления популярными стали:

  • Карбон
  • Нержавеющая сталь
  • Титан
  • Алюминий

Итак, мы выяснили, что выхлопная система мотоцикла достаточно сложна и многогранна. Чем новее модель мотоцикла, тем замысловатее будет ее выхлопная система. В век электроники многие функции мотоцикла зависят от обратной связи с электрикой. Так, например, при вынимании чипа, мотоцикл может не заводиться, а только предательски мигать лампочкой на панели, указывая, что фокус не удался. Дистанционная регулировка уровня выхлопа так же интересное нововведение, на ряду с постоянными разработками инженеров.

Читайте также:
Как научиться водить мотоцикл

Работа выхлопной системы на мотоцикле

В редакцию обращаются многие читатели с просьбой рассказать о переделке или замене глушителей, периодичности очистки и с другими вопросами, связанными с системой выпуска двухтактных двигателей. Ответы на них даются в этой статье.

Многие мотоциклисты считают, что глушители в двухтактных двигателях служат только для уменьшения шума выпуска отработавших газов. В действительности — это лишь одна их функция. Другая, не менее важная, — способствовать лучшему наполнению цилиндра. О ней часто забывают.

Рис. 1. Глушители:
а – мотоцикла ИЖ;
б – мотороллера ВП-150М

Первый процесс хорошо изучен, и создание конструкций глушителей, только уменьшающих шум выпуске, не представляет больших трудностей. Принцип их работы — в снижении давления, скорости и температуры отработавших газов, выходящих в атмосферу. Достигается это за счет расширения потока газов в корпусе глушителя и дробления его с изменением направления в специальных вставках (рис. 1). Сопротивление движению газов в трубе и глушителе при этом должно быть минимально возможным — тогда они быстро и полностью освобождают цилиндр. Поэтому двухтактные двигатели так требовательны к чистоте выпускной системы. Нагар, откладывающийся в выпускных патрубках цилиндра, трубах, глушителе и вставках, уменьшает их проходные сечения. Из-за этого к моменту открытия перепускного (продувочного) окна давление в цилиндре может оказаться больше давления поступающей в него смеси, и тогда отработавшие газы проникнут в кривошипную камеру, а затем вместе со свежей смесью возвратятся в цилиндр. В нем они перемешаются с не успевшими выйти газами, образуя рабочую смесь очень низкого качества. В результате двигатель перегревается, мощность его падает.

Поскольку масло для смазки двухтактного двигателя находится в рабочей смеси, количество отложений в выпускной системе в виде нагара и несгоревшего масла значительно больше, чем у четырехтактного. Это обязывает владельцев мотоциклов с двухтактным двигателем чистить систему после 3—5 тысяч километров пробега.

Более сложной проблемой является улучшение наполнения цилиндра. Для этого надо создать в определенный момент разрежение и подпор у выпускных окон.

Разрежение ускоряет выход газов из цилиндра, освобождая его объем для заполнения свежей смесью. Подпор (волна повышенного давления), созданный в момент, когда свежая смесь начинает выходить в выпускную систему (вслед за отработавшими газами), возвращает ее обратно, увеличивая таким образом заряд цилиндра. Мощность двигателя возрастает, а расход топлива уменьшается.

Рис. 2. Схема волн давления в системе выпуска:
а – прямая волна;
б – возвращение свежей смеси в мотоцикл;

И разрежение и подпор могут создать отработавшие газы. Дело в том, что при движении поршня вниз, когда его верхняя кромка открывает выпускное окно (перепускные окна закрыты), отработавшие газы под давлением 4—5 кг/см2 с огромной скоростью устремляются в выпускную систему, создавая в ней волну повышенного давления (рис. 2, а). Отражаясь от конца глушителя, перегородок, вставок, она возвращается обратно. Ее амплитуда имеет знак, противоположный знаку прямой волны, поэтому, складываясь, эти две волны образуют зону пониженного давления, которая и ускоряет выход газов из цилиндра.

Обратная волна, отразившись от кромки окна цилиндра, идет к концу глушителя и возвращается назад теперь уже со знаком амплитуды, совпадающим со знаком прямой волны. Складываясь, они образуют у выпускного окна волну повышенного давления, которая и возвращает начавшую выходить свежую смесь обратно в цилиндр (рис. 2, б). Таким образом, блуждающая волна должна проходить в выпускной системе вперед и назад два раза за период выпуска и продувки.

В выпускной системе действующих двигателей блуждающие волны создают столь сложную кертину, что произвести даже приблизительный расчет можно только при помощи электронных вычислительных машин. Поэтому конструкцию выпускной системы, особенно глушителей, тщательно подбирают при многочисленных и разнообразных испытаниях. Трудность задачи усугубляется тем, что скорость распространения волн зависит от скорости движения поршня (числа оборотов коленчатого вала). Создать глушитель, одинаково эффективный для всего диапазона рабочих оборотов вала, пока не удается. Глушители, устанавливаемые на дорожные мотоциклы, рассчитаны на скорости, которыми наиболее часто пользуются.

Рис. 3. Глушители спортивных мотоциклов

На спортивных мотоциклах система выпуска служит главным образом для повышения мощности двигателя (улучшением наполнения) в узком диапазоне высоких оборотов коленчатого вала. В глушителях этих мотоциклов (рис. 3), как правило, отсутствует внутренний набор, служащий для уменьшения шума. Увеличение заряда цилиндра достигается подбором объема, формы и длины глушителя.

Из сказанного выше видно, что ставить глушители с других машин или дорабатывать их без предварительных испытаний — значит заведомо уменьшить мощность двигателя или увеличить шум.

Совершенно недопустимо, например, удалять из глушителей мотоциклов Ява внутреннюю трубу, что, к сожалению, делают некоторые их владельцы. Превращая свою машину в стреляющий пулемет, они полагают, что увеличивают мощность и скорость ее. В действительности же происходит обратное. И правы работники ГАИ, задерживая таких горе-мотоциклистов, не считающихся с окружающими людьми.

Глушитель для мотоциклов

  • Глушители для мотоциклов, и какие они бывают
  • Прямоточный глушитель своими руками
  • Зачем нужен мотоциклистам прямоток на мотоцикл

Виды глушителей

Глушитель на мотоцикл – приспособление, которое ослабляет силу звука двигателя.Глушители необходимы не столько для уменьшения шума, сколько для изменения тембра. А на психику и ухо человека высокочастотные звуки действуют неприятнее низких тонов.

Рев спортивных мотоциклов многие связывают с глушителем. И считают, что начинка глушителя может понизить мощность машины. Но это не так. При замене или переделывании глушителя теряется лишь незначительное количество лошадиных сил.

Читайте также:
Выбор мотоцикла для новичков. Советы

Существует глушитель впуска и выпуска шума. И научные исследования доказали, что если правильно подобрать основные элементы, можно улучшить наполнение цилиндра. Подобные глушители называют резонансными.

Подавлением шума занимается часть глушителя, находящаяся за первой перегородкой, и состоит она из акустического фильтра. Эти фильтры на спортивных мотоциклах выполнены проще, так как в спортивной мототехнике допускается уровень шума более высокий.

Решая переделать глушитель, нужно помнить следующее. Иногда при улучшении одной детали приходится жертвовать качеством другой. Ни у кого еще не получалось создать универсальный мотоцикл.

Производители рекомендуют использовать заводские глушители для мотоцикла. Полость глушителя покрывается нагаром, который может закрыть каналы акустического фильтра. Поэтому полость устройства нужно регулярно очищать. Образовавшийся нагар препятствует выходу отработавших газов, и снижается мощность двигателя. После каждых пяти-десяти тысяч километров глушители нужно очищать.

Оригинальные глушители достаточно тихие и хорошие. Недостатком их можно считать их тяжелый вес и размеры. Недостатком многие считают и их высокую цену. Глушители производятся многими фирмами, и можно при желании воспользоваться неродным глушителем. Чаще всего это открытые глушители. В них выхлопные газы выходят из двигателя без каких-либо препятствий. Но они создают много шума.

Любителям громкого рева мотоциклов можно приобрести самый дешевый глушитель, который и не глушит ничего. Но если рев мотоцикла вас не устраивает, тогда покупать придется дорогой вариант.

Такие глушители отличаются дизайном и материалом изготовления. Их четыре вида:

  • Титановый. Он считается самым лучшим. Он легкий, красиво выглядит, и не очень горячий.
  • Алюминиевый. Достаточно легкий. Выглядит похуже титанового, но есть недостаток. Можно сильно обжечься.
  • Карбоновый. Красиво выглядит, легкий и холодный. Но существенный недостаток его в том, что даже при вибрациях он может рассыпаться.
  • Нержавейка. Крепкий и тяжелый, но очень горячий.

Каждый вид глушителя имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому выбирать нужно самим.

Прямоточный глушитель своими руками

Купить прямоточный глушитель можно в любых специализированных магазинах. Обычно ими интересуются молодые мотоциклисты, которые мечтают о высоких скоростях. Но настоящие байкеры не подкупаются наклейками известных брендов. Они все необходимое делают своими руками.

Если появилось желание войти в мир для настоящих мужчин, нужно изготовить прямоточный глушитель своими руками. При езде с нормальной скоростью его шум не будет отличаться от других мотоциклов. Но с повышением скорости проявляется характерный рокот мотора.
Что для этого нужно сделать?

  • Берется отрезок трубы, который имеет в диаметре 60 мм, и разрезается пополам. Вначале обрабатывается одна часть и посередине приваривается фланец. Наружная часть не меняется. Это входной патрубок. В половине трубы, которая расположится в глушителе, нужно просверлить с помощью электродрели большое количество отверстий. Использовать нужно сверло 5-6 мм. Фланец с наконечником на десять миллиметров утопить в трубе диаметром 100 мм и вварить его.
  • Готовим второй патрубок. Ко второму отрезку трубы приварить фланец. Он должен быть от края на расстоянии 80 мм. Эта часть трубы вставится в глушитель.
  • В трубу диаметром 100 мм аккуратно разложить минераловатный утеплитель. Это для борьбы с шумопонижением. Для этого свернуть вату по диаметру трубы и пропихивать ее до противоположной стороны.
  • Сверните сетку и опустите ее внутрь утеплителя, который был вставлен в трубу. Сетка должна надеться на патрубок с отверстиями.
  • Теперь в трубу нужно вставить внутрь коротким концом фланец с патрубком, который подготовили заранее. Его нужно утопить в глубину на 10 мм и приварить.
  • Со старого глушителя можно срезать элементы крепления и перенести на прямоточный глушитель, приварив их.

Зачем нужен мотоциклистам прямоток на мотоцикл

Система выпуска выхлопных газов предназначена для выполнения нескольких задач. Отводятся выхлопные газы. Выпуск выхлопных газов лучше наполняет цилиндры двигателя. И тушит шумы. Отработанная смесь вылетает из цилиндров с очень высокой скоростью и поэтому создается громкий шум. Именно глушитель уменьшает шумы выхлопных газов за счет устроенных в нем препятствий.

Прямоточный глушитель просто не имеет перегородок, которые уменьшают шум. В этом случае выхлопные газы выходят без препятствий, и повышается мощность двигателя. Поэтому шум на таких мотоциклах подобен реву.

Прямоточный глушитель или прямоток на мотоцикл издает своеобразный рев двигателя и не многими людьми принимается. Считается, что мотоциклы с таким глушителем мешают людям и загрязняют атмосферу.

Мотоциклисты, пропагандирующие спокойную езду по городу, не принимают прямоточные глушители. Но опытные байкеры уверены, что прямоток – это не только пассивная безопасность, но даже активная, на дорогах. Чем? Тем, что можно обозначить свое местонахождение в потоке машин.

Иногда трудно даже сигналом или фарами показать некоторым водителям, что ты находишься рядом. И только рев глушителя помогает это сделать. И случается, что звук глушителя останавливает водителя от беспечного маневра, который мог бы повлечь за собой аварию.

Байкадемия

Все о мотоциклах

Анатомия мотоцикла: устройство топливной и выхлопной систем

Помните одно из главных требований к двигателям, которое мы рассмотрели в предыдущей части? Правильно, линейность кривых мощности и крутящего момента. Так вот, кроме параметров самого двигателя (размерность поршневой группы, диаметр, количество и угол развала клапанов, высота их подъема, форма камер сгорания, кулачков распредвалов и впускных/выпускных каналов и т.п.) на форму кривых влияет то, как настроена впускная и выпускная системы мотоцикла. Отсюда и первое требование – они должны слаженно играть свою партию в оркестре под названием «двигатель» и способствовать линейности его характеристик (желательно не в ущерб мощности) независимо от изменяющихся внешних условий.

Читайте также:
Какое масло лить в мотоцикл?

Алюминиевый бак мотоцикла Макса Бьяджи

Второе требование – безопасность топливной системы. Наш зверь питается очень огнеопасным эликсиром – высокооктановым гоночным топливом. Если во время заправки или аварии произойдет возгорание, последствия могут оказаться очень плохими.

Третье требование связано с концепцией централизации масс и как следствие – с управляемостью. Гоночный мотоцикл в начале гонки несет примерно 20 литров топлива, которое плещется, всячески портит управляемость и к тому же изменяет свою массу в процессе езды. Отсюда вывод – эти отрицательные проявления необходимо минимизировать.

Выхлопная система Suzuki GSV-R напоминает резонатор двухтактника

Требование номер четыре – шумность выхлопа. На это требование нам, в общем-то, наплевать, но умолчать о нем тоже было бы ошибкой. Последнее важное требование характерно для гонок на выносливость. Как мы помним из предыдущих частей, они кардинально отличаются от SBK и GP своей протяженностью. Значит, нужно обеспечить быструю дозаправку и хорошую экономичность.

Двухтактные резонаторы класса GP-125 теперь ушли в историю

Традиционно начнем наш путь по впускной и выпускной системам с «мелочевки» GP-125 и GP-250. Двухтактные двигатели этих мотоциклов «питаются» через карбюраторы переменного разрежения (благодаря современным четырехтактным «японцам» я сам чуть не забыл, что такие карбы все еще существуют!). Да, задача получения линейной характеристики двигателя в этих классах остро не стоит, а вот максимальная мощность – золотой ключик к победе. Команды идут абсолютно на все, чтобы добавить своему питомцу хоть малую каплю мощности. Эта «охота на лошадей» превращает настройку карбюратора в настоящий ад для механиков. Ведь даже небольшое изменение влажности воздуха или атмосферного давления может чувствительно повлиять на смесеобразование и мощность двигателя. Но это только «цветочки». Изменившаяся кривая мощности и крутящего момента заставляет менять не только жиклеры и иглы в карбюраторах – надо перелопатить практически все: шестерни в КП, звездочки главной передачи, настройку подвески, карту опережения зажигания… Вот он, механический ад! В это трудно поверить, но взаимосвязь между узлами легких двухтактников действительно настолько велика. Поэтому главный прибор в паддоках GP-125 и GP-250 – электронная (или на худой конец, обычная) метеостанция, на которой отображаются практически все параметры окружающей среды, а порой и прогноз погоды со спутника.

При каждом изменении погоды приходится менять жиклеры

Утром гоночного дня работа механиков и вовсе превращается в кошмар. Погода контролируется каждые пять минут. Во время предстартового цейтнота, когда мотоцикл уже катят на пит-лейн, иногда можно наблюдать, как свита механиков на ходу меняет жиклеры в карбюраторах. Причиной тому не отложенное с вечера дело и не разгильдяйство персонала, а растреклятая погода. Ну а если метеоусловия меняются во время гонки, то выигрывает тот, кто смог лучше предугадать ход дел в «небесной канцелярии».

Выпускная система двухтактников GP, в отличие от карбюраторов, приносит гораздо меньше головной боли. Кроме настройки мощностного клапана (аналог EXUP в дорожных спортбайках) обычно ничего не меняют. Но некоторые команды все же возят с собой две-три выхлопные системы для разных треков.

В системах впрыска душевого типа инжектро “стреляет” прямо во впускное отверстие

Следующая ступень гоночной иерархии – класс Superbike. Вместе с переходом на четырехтактные двигатели меняется и система смесеобразования. Карбюраторы уступают место электронному впрыску топлива. Казалось бы, такой переход не должен вызывать никаких затруднений. Ведь топливная система становится проще: форсунка, заслонка, да бензин под давлением. Это не так. Многие удивятся: ведь в автомобилях впрыск топлива успешно применяется десятки лет, так в чем же сложность «трансплантировать» систему на мотоциклы? На самом деле все гораздо сложнее. (Для справедливости следует заметить, что впрыск топлива на гоночные мотоциклы пытались внедрить еще во времена GP-500, но успеха достигли только сравнительно недавно). Чтобы понять, в чем сложность, ответьте на вопрос: где вы видели автомобили, двигатели которых раскручиваются до 15000 оборотов в минуту (F1 не в счет)? Из-за такого гигантского диапазона оборотов скорость бензо-воздушной смеси во впускном тракте двигателя (и соответственно, давление) также меняется в широких пределах. Обеспечить оптимальное смесеобразование в таком диапазоне скоростей – чудовищно сложно. Именно поэтому в мотогонках, да и на мотоциклах вообще впрыск топлива появился гораздо позже, чем на автомобилях. Но вернемся к нашим «коровам» SBK.

Карбоновый воздушный короб легче и жестче пластикового

В литровых болидах BSB и WSB чаще всего используется система впрыска топлива душевого типа. Инжектор расположен в корпусе воздушного фильтра на определенном расстоянии от впускного патрубка и направляет струю распыленного топлива прямо во впускной тракт. Такая схема впрыска обеспечивает наилучшую атомизацию топлива при больших скоростях воздуха и позволяет получать большие величины максимальной мощности. Но есть у нее и недостаток. Дело в том, что в зависимости от скорости воздушного потока (которая, в свою очередь зависит от оборотов) для оптимального смесеобразования необходимо менять расстояние от инжектора до впускного патрубка. Общее правило таково: чем больше скорость потока воздуха, тем дальше от впускного клапана должен находиться инжектор. Это объясняется тем, что топливу требуется определенное время, чтобы равномерно распылиться в воздухе. А при больших скоростях воздушного потока микроскопические капли бензина, вылетевшие из близкорасположенного инжектора, не успевают полностью смешаться с воздухом до попадания в цилиндр. Именно поэтому на многих спортбайках устанавливают по два инжектора на цилиндр: один ближе к впускным клапанам («стреляет» под углом к потоку), а другой – душевого типа (стреляет вдоль потока воздуха прямо в «дыру») – дальше. Первый работает во всем диапазоне оборотов и отвечает за «низы», средние обороты и обеспечивает мгновенный отклик на поворот ручки газа. Второй включается только на высоких оборотах и помогает достичь пиковой мощности.

Читайте также:
Как выставить зажигание на скутере – выбираем подход к работе

Погодные станции позволяют механикам следить за давлением и влажностью воздуха

Кроме количества и положения инжекторов на характер двигателя влияет длина впускных патрубков. В настоящее время большинство команд не используют этот феномен и применяют патрубки фиксированной длины (в SBK это обусловлено тех. нормами чемпионата). Но в смежном классе Superstock есть необычный представитель, в двигателе которого установлены патрубки переменной длины. Это MV Agusta F4 Tamburini. Прежде, чем мы приступим к рассмотрению этой гениальной системы, давайте немного разберемся с физикой газодинамических процессов.

Мотоцикл MV Agusta имеет характерную “четырехстволку” глушителей

В момент, когда открывается впускной клапан, сразу за ним образуется волна низкого давления, которая распространяется по впускному тракту в сторону воздушного фильтра. Когда эта волна достигает конца впускного патрубка, она отражается в обратном направлении и попутно инвертируется – превращается в волну высокого давления. Если рассчитать длину впускного тракта таким образом, чтобы эта волна подоспела к моменту очередного открытия клапана, то скорость газов возрастет и наполняемость цилиндра улучшится. Как следствие, возрастет и мощность. Однако беда в том, что на разных оборотах интервалы между волнами тоже разные. Если длина впускного тракта фиксированная (как в большинстве мотоциклов), то описанный волновой эффект будет ощутимо помогать только в узком диапазоне оборотов. За пределами этого диапазона волны могут не только не помогать, но даже мешать эффективной наполняемости.

Выхлопные системы Serpent изготавливаются методом гидроформинга

Абсолютно такое же явление наблюдается и выпускной системе. Отличие лишь в том, что при открытии выпускного клапана образуется волна высокого давления, которая, достигнув открытого конца выхлопной системы, точно так же отражается обратно и инвертируется, превращаясь в волну низкого давления. Если эта отраженная волна достигнет клапана в момент его очередного открытия, то поможет высосать выхлопные газы из цилиндра, что также положительно скажется на мощности.
За волной высокого давления всегда следует «впадина» – зона низкого давления. Точно копируя поведение своего антипода, она достигает конца трубы, отражается и инвертируется, превращаясь в волну высокого давления. Если эта волна достигнет клапана перед тем, как он начнет закрываться, то она «задует» часть бензо-воздушной смеси, успевшей вылететь «в трубу», обратно в цилиндр. На лицо еще один положительный эффект удачно рассчитанной газодинамики выхлопа.

Схема 4-в-1 обеспечивает макисмальную эффективность на высоких оборотах

В случае выпускных систем дорожных мотоциклов решение конфликта «полезных» и «вредных» волн было найдено давно. Это знакомые нам системы EXUP от Yamaha, SAEC от Suzuki, а также другие системы, общее название которых – мощностной клапан.* Цель таких систем – пропускать «хорошие» отраженные волны, которые улучшают наполняемость цилиндра, и задерживать «плохие», которые эту наполняемость могут ухудшить. Другими словами, алгоритм работы мощностных клапанов можно выразить так: «Пущать то, что полезно, и не пущать то, что вредно». А вот оптимизировать впускной тракт, благодаря его меньшей длине, оказалось возможным, именно изменяя эту самую длину (хотя многие производители, например, Suzuki, в своей системе SDTV пошли по пути установки во впускной тракт второй заслонки – своеобразного аналога мощностного клапана SAEC в выпускном тракте). Именно этот принцип и используется в мотоцикле MV Agusta, учавствующем в гонках Superstock.
Вместо применения двойных заслонок, которые пропускают «полезные» волны и тормозят «вредные», в MV Agusta реализована система впускных патрубков переменной длины. Ее преимущество в том, что вместо разделения на «полезные» и «вредные», она превращает все волны в «полезные». В результате этого эффективность впуска получается лучше, чем в системах других производителей.

Выпускная система супербайка Ducati 999

Классы гоночной техники с приставкой «Super» действительно поражают воображение своими технологиями. Но по сравнению с аппаратами MotoGP даже эти ракеты выглядят не так уж «супер». Хоть конструктивно узлы впуска и смесеобразования байков SBK и MotoGP похожи, между ними есть колоссальное отличие – система Fly-by-wire. Она характерна только для королевского класса. Если в двух словах, то в аппаратах MotoGP ручка газа более не связана тросом с заслонками во впускном тракте, а управляет ими через бортовой компьютер, который попутно сглаживает ошибки пилота и выполняет целую кучу других «умных» действий. Но это уже из разряда электронных чудес, которые будут описаны чуть позже.

Пилоты Yamaha жаловались на высокий уровень шума, и механикам пришлось устанавливать глушители

Выпускные системы байков MotoGP отличаются от «труб» мотоциклов других классов практически поголовным отсутствием глушителей (единственное исключение – Yamaha M1). Это обусловлено тем, что нормы шумности в этом классе очень демократичные, и глушащие насадки попросту не нужны. Поэтому вместо привычных «прямотоков» мы любуемся «простыми» титановыми раструбами. Но простота их только кажущаяся. В качестве примера возьмем выпускную систему Suzuki GSV-R. Даже процесс ее изготовления не оставит никого без эмоций. Только представьте себе: на одну «трубу» уходит около двух недель (!) сварочных работ! Вот вам и простой раструб! А все из-за того, что точность при изготовлении «мегафона» должна быть в буквальном смысле слова на космическом уровне. Ну а те, кто лично присутствовал хотя бы на одном этапе MotoGP не дадут соврать: звук выхлопа литровых болидов выворачивает на изнанку душу вместе с кишечником!

Читайте также:
Покраска скутера своими руками: фото

Такой узел позволяет безопасно заправить спортбайк за считанные секунды

Последний класс гоночной техники, участвующий в нашем исследовании – Endurance. Здесь все как обычно – наизнанку. «Мозги» настраиваются на экономичность, часто из-за этого мощность остается на уровне обычных дорожных спортбайков (известны случаи, когда она оказывалась даже ниже первоначальной). Дополнительное время на пит-стопах экономится за счет специальной системы заправки. В бензобаке мотоцикла, участвующего в гонках на выносливость, вместо одной привычной горловины устанавливают две. По одной из них поступает бензин, а вторая призвана помочь вытесняемому бензином воздуху быстро покинуть бак. В итоге на дозаправку уходит примерно пять-восемь секунд.

Бензобак заполняется губкой, предотвращающей колыхания топлива

Множество технических хитростей, применяемых при разработке топливных и выпускных систем, можно найти во многих классах гоночной техники. Для улучшения управляемости и уменьшения влияния плещущегося бензина на поведение мотоцикла бензобаки выполняются с учетом требований централизации масс. Другими словами, они изготавливаются такой формы, чтобы центр масс бензина как можно ближе располагался к центру масс мотоцикла и мало зависел от количества этого самого бензина. Еще одна хитрость – бензобак часто заполняется специальной губкой, предотвращающей чрезмерные колыхания топлива при ускорении, торможении и прохождении поворотов. Эта же губка не позволяет бензину мгновенно выливаться из бака при его разрушении вследствие аварии, уменьшая, таким образом, пожароопасность. В топливные магистрали, соединяющие бак с системой впрыска или карбюраторами, «врезаны» специальные самозапирающиеся разъемы, имеющие строго нормированное усилие на разъединение. Это усилие многократно меньше усилия разрыва топливных шлангов, которые они соединяют. Если при аварии бензобак отрывается от мотоцикла, разъемы разъединяются задолго до того, когда натяжение бензомагистрали достигнет критического предела, и таким образом предотвращают ее разрыв. А свойство разъемов автоматически запираться при разъединении предотвращает утечку топлива.

Автор Антон Барсуков, фото автора

* На гоночных мотоциклах от применения систем типа EXUP отказались потому, что они чувствительно отнимают мощность и эффективно работают только на низких и средних оборотах, т.е. в режимах, редких в условиях гонки. Оптимальная газодинамика гоночных выпускных систем достигается путем их точного расчета и изготовления.

Как выбрать мотоцикл

Романтика путешествий заканчивается там, где начинается комфорт. Если вы готовы пожертвовать двумя колесами и взять в руки руль с ручкой газа, то добро пожаловать в братство мотоциклистов.

Мотоцикл — это совершенно особенное средство передвижения. И недостаток крыши над головой, уютного теплого салона компенсируется свободой, порывом ветра в лицо, ревом мотора и бескрайней дорогой впереди. О том, какие бывают мотоциклы и как выбрать тот, который точно придется по душе, мы поговорим сегодня.

А зачем он вообще нужен?

С самого начала следует определиться, для чего вам вообще нужен мотоцикл. Это серьезная покупка, машина, для управления которой уже нужны водительские права.

Мотоцикл — средство передвижения с повышенной опасностью как для окружающих (привет любителям погонять по людным улицам), так и для самого водителя из-за банального отсутствия окружающей защиты.

Тема по выбору мотоцикла — это хождение по лезвию ножа, где на пути встречаются комментарии владельцев разных машин, и у каждого свое мнение по поводу того, какой мотоцикл выбрать. Кому-то нужно выкрутить ручку газа до упора и на трех сотнях пролететь ночью по пустой прямой дороге в спальном районе, потому что спящие граждане должны обязательно «заценить» новый глушитель. Кто-то напротив, будет использовать мотоцикл для неспешного лавирования по дороге, наслаждаясь рокотом двигателя и свободой, которую не словить в автомобиле.

Типы мотоциклов

Если вы уже тертый байкер, который готов в очередной раз сменить своего железного коня на что-то поновее и помощнее, то вам любые подсказки будут нипочем. Вы точно знаете, чего хотите. Будем рассматривать выбор мотоцикла с точки зрения новичка.

Итак, если вы точно уверены, что хотите почувствовать ветер свободы в лицо (а также пыль, дождь и трость бабушки, которая переходила дорогу), то для начала нужно разобраться в том, какие мотоциклы вообще бывают.

Есть общепринятые классы данного вида транспорта. Среди них все чаще появляются промежуточные типы, которые выделяют сами мотоциклисты и любители. Также существуют «кастомные» машины — это значит, что они были сделаны по индивидуальному проекту.

Классические

Наверное, такие модели лучше всего знакомы любому, кто видит мотоциклиста в городе. Особенно если человек родился в СССР и видел, что такое ИЖ «Планета», «Ява» и прочее.

Данные мотоциклы предназначены для ежедневных поездок по городу без «выпендрежа». Просто добраться из точки А в точку Б. В длительные заезды на таких отправиться вряд ли получится — грузоподъемность не та, да и эргономика не позволит удобнее усесться в седле, чтобы преодолеть 500 километров без боли в спине.

Читайте также:
Как правильно выбрать скутер, японские скутеры, Honda lead

Характерные черты: водитель сидит вертикально, руль расположен довольно низко, как на велосипеде. Изгиб руля тоже не отличается изощренностью. Такие мотоциклы распространены на востоке, где ими пользуются каждый день. Соответственно запас ресурсов весьма высок, коробка передач износоустойчива, а механизмы неприхотливы, как и сама конструкция.

Что касается двигателей в классических мотоциклах, то они обладают наибольшим разнообразием. Могут быть как двух, так и четырехтактными. Иметь разное количество цилиндров и все будет зависеть только от того, чего хотел добиться производитель.

Классика весит не много, особенно в сравнении с некоторыми другими типами мотоциклов. При завале машины на бок, хозяин сможет без особых проблем поднять ее обратно. Правда, есть и двухсоткилограммовые модели, там уже придется попотеть.

Спортивные

Иногда такие мотоциклы именуют гоночными, и на это есть весомые причины. Если вы как раз тот самый житель спального района, где по ночам раздается надрывное «уииии» по дороге, то должны точно знать, как выглядит спортбайк. Каждый винтик такой машины сделан с упором на то, чтобы выдерживать большие скорости и предоставлять хозяину максимальную управляемость при особом центре тяжести.

Саму конструкцию мотоцикла облегчают, используя для запчастей легковесные сплавы и материалы вроде карбона. Все это превращают в обтекаемую аэродинамическую конструкцию, которая рассекает воздух вместе с наездником: для этого изменяют и наклон руля, а также немного поднимают сиденье (из-за этого приходится сидеть с наклоном вперед, что дополнительно увеличивает обтекаемость).

Для дальних заездов использовать такой мотоцикл не лучшая идея. Они хорошо ведут себя, в основном, на высококачественных дорожных покрытиях. Стоят дорого, в основном из-за хорошего мощного двигателя, который благодаря форсированию выдает больше мощности с единицы объема.

Туреры

Туристические мотоциклы. Как можно понять из названия, их можно использовать для заездов на большие расстояния. Это, своего рода, лимузины среди мотоциклов. Предназначены для плавной езды без заигрываний со скоростью. На такой машине за день можно проехать тысячу километров.

Чтобы водителю было комфортно в таких путешествиях, туреры оснащаются особыми мягкими сиденьями. В некоторых есть даже подобие спинки, как у автомобиля. Вообще, такой мотоцикл с натяжкой можно и автомобилем назвать, разве что колеса у него два и крыши над головой нет.

Размеры туреров впечатляют — это широкие, грузные машины. Имеют высокое ветровое стекло, или аналогичный обтекатель, который почти полностью закрывает лицо байкера от набегающих потоков ветра. По бокам у мотоцикла широкие обтекатели, защищающие ноги от боковых столкновений и брызг грязи. Поиграть в «шашечки» на дороге уже не получится — места не хватит.

Для большей устойчивости центр тяжести в турерах находится очень низко, а сама машина может весить до неприличия много. Некоторые модели пересекают черту в 500 кг. Если такая штука завалится на бок, то без помощи не обойтись. Маневренности для извилистых дорог и узких улочек тоже может не хватать.

Двигатели рассчитаны на длительные заезды, поэтому часто работают на малых оборотах — около 2–3 тысяч. Для сравнения, у спортивных машин обороты находятся на среднем уровне около 10 тысяч, а могут быть и того выше.

По своей стоимости сравнимы с неплохим авто, поэтому следует трижды подумать, прежде чем решаться на такую покупку.

Круизер

В народе «круизер», а по правилам «крузер». Так или иначе, если кто-то и слышит слово «байкер», то с высокой вероятностью представляет себе сурового мужика именно на такой машине. Одно лишь название Harley Davidson говорит само за себя. Эта компания чаще всего уделяет внимание именно круизерам.

Такой мотоцикл нужен не для гонок. Это «Титаник» на дороге, и дело не в размерах, а в плавности передвижения, изящных входах в повороты, посадке водителя. Круизер пригодится для неспешной езды по городу с ноткой стиля. Да и само название «круизер» недвусмысленно вызывает ассоциации с круизным лайнером.

Посадка у водителя на таких мотоциклах довольно низкая, что позволяет с комфортом доставать ногами до земли даже людям маленького роста. Руль же наоборот часто расположен достаточно высоко. Новички могут назвать это неудобным элементом, но на деле все проще, чем кажется.

Имеют довольно большую массу, что компенсируется низким центром тяжести. Управлять такой машиной довольно просто и не нужно учиться чему-то принципиально новому. Да, если «Харлей» завалится на бок, то придется попотеть, особенно если вы не крупный волосатый байкер. Впрочем, существует множество техник, с помощью которых мотоцикл сможет поднять даже хрупкая девушка.

В качестве двигателя чаще всего используются двухцилиндровые V-образные моторы, у которых хватит мощности на все задумки водителя. При всем уважении к неспешному управлению, если выкрутить ручку газа у современного круизера, то он может дать фору многим автомобилям и мотоциклам.

Еще одна отличительная черта — ширина колес. Часто у круизеров переднее колесо «вертлявое» и узкое, а заднее имеет широкую покрышку, которая дает устойчивость на асфальте.

Чопперы

После некоторых размышлений, мы вынесли этот тип мотоциклов в отдельную категорию. Дело в том, что много лет не умолкает спор о том, чем отличается чоппер от круизера. Да и люди часто путают эти два вида мотоциклов, а байкеры, тем временем, от таких разговоров лишь недовольно морщатся.

Чопперы не бывают серийными. Эту особенность просто упускают те, кто не ездит на мотоцикле. Если хотите, то круизер — это блестящий хромированный монстр, который с правильным глушителем может выдать такой рев (читайте «нежный рокот, любимый сердцу любого байкера»), что остальные мотоциклы нервно курят в сторонке. Часто они имеют старомодный дизайн, что угадывается в машинах от многих фирм с многолетней историей.

Читайте также:
Как зарядить аккумулятор мотоцикла

Чопперы — это, в основном, кастомные мотоциклы. Узнать их можно по удлиненной передней вилке. Все лишнее с машины снято, остались только самые нужные вещи. Это нужно для придания эстетического вида и свободной «кастомизации» по желанию владельца. Руль расположен очень высоко, ноги ездока вытянуты сильно вперед. Бак небольшой и имеет каплевидную форму. На чопперы обычно не вешают все эти жалкие блестяшки, вроде боковых зеркал, сигналов поворотников, переднего тормоза, переднего крыла. Ну и правда, зачем это вот все, безопасность ваша?

Маневренности чопперам явно не хватает, из-за длинной вилки управлять таким мотоциклом довольно сложно. Стоят они очень дорого, поэтому часто их собирают своими руками с помощью сварочного аппарата и надежды на то, что оно поедет. Подобные вундервафли на дороге — это почти со 100% вероятностью творение безумных гаражных гениев.

Кросс

Легкие и маневренные мотоциклы для езды по бездорожью. Очень любимы молодежью и угонщиками в странах третьего мира. На обычных дорогах на них будет скучно, да это и ни к чему: колесам кроссовых мотоциклов нужна грязь, пыль, земля. Довольно специфические устройства для тех, кто занимается мотоспортом.

Эндуро

За затейливым названием кроется простой прием: на кроссовый мотоцикл устанавливаются все необходимые штуки, чтобы сделать передвижение на нем комфортным в городских условиях: добавляются фары, стоп-сигналы, повороты и прочее.

На таких мотоциклах можно ездить по дорогам общего пользования, в отличие от кроссов, которые даже на учет в ГАИ поставить будет проблемой.

Эндуро — отличный мотоцикл для начинающих. Легкий, поворотливый, 300 километров в час не выжмет. Одинаково хорошо чувствует себя как на асфальте, так и на бездорожье. На таком можно отправиться куда подальше (в хорошем смысле слова).

Стритбайк

Это некое подобие спортбайка, только считается более уличным, особенно для наших реалий. Весит меньше, углы поворотов руля больше, т. к. не предполагается развитие огромных скоростей, а упор больше делается на маневренность.

На стритах любит делать трюки особый подвид байкеров, которым иногда нечем заняться. Заниматься «стантрайдингом» — большой риск. Стрит довольно легко поставить в положение «вилли» (на заднее колесо), а также можно красиво прожигать резину, хвастаясь перед девушками. Правда, зачастую такие трюки заканчиваются печально.

Мы не будем упоминать об остальных классификациях мотоциклов, вроде дрэгстеров, кастомов, бобберов и прочих бэггеров — все эти модификации предназначены для тех, кто уже много лет ловит ветер за рулем. Достать такие машины в свободной продаже практически нереально, их покупают напрямую у производителей за океаном.

С какой стороны подойти к выбору мотоцикла?

Мотоцикл — это не кофеварка, здесь за час будет сложно определиться, что именно вам подойдет. Наверняка, вы уже и сами знаете. Вот только неоправданная покупка может привести не только к финансовым тратам, но и к различного рода травмам, а то и хуже.

Что выбрать новичку? Стоит ли гнаться за мощностью? Ответом на большинство вопросов будет: «Хочу спортбайк, ничего не хочу слышать». Покупка спортивных мотоциклов неопытными водителями может привести к ужасающим последствиям. Для езды на таком мотоцикле нужна специальная подготовка, большой опыт. Где их получить? «Наездить» хотя бы несколько тысяч километров на более простом аппарате.

Нет, никто вам не запретит приобрести мощный спортбайк, но есть шанс, что после первого же заезда, предварительно почистив сиденье, вы отправитесь его продавать.

Для начала стоит определиться с размерами водителя. Грузный мужчина за 100 кг будет не просто нелепо смотреться на небольшом мотоцикле, ему будет просто некомфортно на малогабаритной машине. В этом случае лучше присматриваться к классическим мотоциклам. Людям небольшого роста подойдут мотоциклы класса «Эндуро» в качестве первого средства передвижения.

Второе, на что следует обратить внимание — объем двигателя. Начинать свое путешествие в байкерский «движ» лучше с чего-то маломощного. Объема в 150 кубических сантиметров достаточно для новичка. Даже на такой машине можно неосторожным движением ручки газа спровоцировать ДТП. Мотоцикл с этим объемом способен выдать достаточную скорость — около 90 км/ч, которой хватает для комфортных поездок и за городом.

От 200 до 400 кубов — это уже серьезный зверь, с которым нужно уметь управляться. Поддадите газку, нечаянно нажмете передний тормоз и вот вы уже летите ласточкой.

Что касается 600 кубиков, то это заявка на мощь. Для этого объема тоже нужен навык. Обычно мотоциклы с большим объемом переходят в класс круизеров, туреров и прочих машин, где мощность компенсируется массой аппарата.

Масса — еще один фактор выбора мотоцикла. Тяжелый байк — это солидно, но проблема в том, что с ним нужно уметь управляться. Мотоциклы падают и новички с них тоже. Как мы уже писали выше, не забывайте, что чаще всего упавший байк придется поднимать самому. Средний такой «Харлей» весит под три сотни килограммов. Не каждый потянет этот вес, особенно если не знать приемов, которые помогут в такой ситуации.

Читайте также:
Honda DN-01 и скутеры

Дорогой мотоцикл тоже брать не стоит. Нужно понимать, что это ваш первый байк, который нужен для того, чтобы набраться опыта. С его помощью вы поймете чего хотите в будущем. На нем обязательно появятся царапины, ссадины, будут возникать поломки из-за неправильного переключения передач и многое другое. Лучше взять что-то подешевле и понадежнее, все равно в скором времени вы, вероятно, продадите свой байк и купите что-то новое.

С окраской первого мотоцикла тоже лучше не мудрить. Пусть он будет ярким. Это нужно не для того, чтобы хвастаться друзьям. Все проще — так вы будете лучше заметны другим водителям на дороге, особенно в ночное время суток. Иссиня-черный Night Rod прекрасен, но в руках неопытного мотоциклиста он превратится в дьявольскую машину, несущую опасность для всех участников движения.

Одежда для мотоциклиста

Раз уж вы решили пересесть с велосипеда на что-то помощнее и с «моторчиком», то важно помнить, что скорости у мотоцикла побольше будет, а значит и падать с него больнее. Даже на низкой скорости, задев зеркало соседней машины в утреннем трафике, можно здорово улететь с сиденья и проехаться ладошками и коленками по асфальту. Представили и стало не очень приятно? Тогда не забудьте о том, что к мотоциклу нужна специальная одежда.

Про шлем говорить долго не нужно, ведь это обязательный элемент экипировки мотоциклиста, без которого вообще нельзя выезжать на дорогу.

При езде на спортивных мотоциклах желательно иметь специальную экипировку в виде куртки из особых материалов, которые переживают то самое скольжение по асфальту, а также перчатки, брюки и ботинки. Весь этот комплект поможет минимизировать травмы от падений.

Байкеры на круизерах тоже не просто так разодеты в кожаные куртки и штаны — эти материалы защищают тело при падении.

Выводы

Чтобы лишний раз не повторяться, скажем кратко: опытный мотоциклист всегда знает, чего он конкретно хочет. У него в коллекции побывал не один мотоцикл, как водитель он себе набил уже немало шишек, чувствует дорогу идеально и управляется с байком с закрытыми глазами и без рук.

Новичку в первую очередь следует определиться с типом мотоцикла, который он хочет приобрести, а также со стилем вождения. Мотоцикл должен соответствовать весу байкера и его навыкам.

Покупать мощные машины не стоит, на первый раз достаточно будет малообъемной «классики» или «эндуро». Можно присмотреться к спортивным мотоциклам, но покупать его в качестве первого байка точно не нужно. Дело ваше, но помните: одно неосторожное движение ручкой газа и такой мотоцикл может уехать с вами (или из под вас) в далекие дали.

Что касается технических характеристик, то в этом лучше положиться на мнение специалистов. Либо обратитесь к знакомым, которые колесят по дорогам не один год, либо к технически подкованному в этой сфере человеку.

Как выбрать мотоцикл: мужчине, девушке, новичку

Если планируется покупка мотоцикла, нужно изучить виды данного ТС, рассмотреть их особенности. Также следует решить, для каких целей приобретается байк, по каким дорогам человек будет ездить. Рекомендуется подробно рассмотреть, как выбрать мотоцикл, взвесить все «за» и «против», и только потом совершить покупку.

Виды и классы мотоциклов

Единой классификации байков нет, и в разных источниках деление ТС отличается. Из-за этого люди путаются, когда решают, какой мотоцикл выбрать. Можно рассмотреть основные типы, их особенности, чтобы примерно понять, чем они отличаются друг от друга.

Основные виды мотоциклов:

  • Классик. Универсальный байк, удобен для эксплуатации в условиях города. Конструкция классическая, обеспечивающая прямую посадку байкера.
  • Неоклассика. Современный мотоцикл, сделанный в ретро-стиле.
  • Кастом. Относится к байкам американского стиля, чаще всего делается по заказы, поэтому каждая модель уникальна.
  • Скрэмблер. Подходит и для города, и для бездорожья.
  • Боббер. Он лёгкий, имеет маленький топливный бак, аккумулятор, седло. Рекомендован для быстрой езды.
  • Чоппер. Тяжёлый мото в американском стиле. Руль удлинённый, посадка водителя позволяет вытягивать ноги вперёд, движок с низкими оборотами.
  • Драгстер. Отличается конструктивной устойчивостью, имеет мощный высокофорсированный движок. Подходит для мини-заездов на дорогах общего пользования.
  • Круизер. Рекомендован для тех, кто ездит на дальние расстояния. Конструкция удобная, поэтому байкер во время езды будет чувствовать себя комфортно.
  • Пауэр-круизер. По характеристикам напоминает спортбайк. Двигатель больше 100 лошадиных сил, тормозная система надёжная.
  • Кросс. На общих трассах не используется, как и в городе. У байка одно предназначение – спортивное.
  • Эндуро. Подходит для туризма по бездорожью. Внешне напоминает кросс.
  • Мотард. Создан для обычных дорог, лёгок в управлении, имеет мощный мотор.
  • Спидвей. Спортивные мотоциклы без КПП, тормозов, обтекателей.
  • Спортбайк. Мощный и быстрый, предназначен для шоссейно-кольцевых мотогонок.
  • Нейкед. У байка нет пластика и облицовочных элементов, по техническим данным напоминает спортивные мотоциклы. Используется для езды по городу.
  • Туристический. Он крупный, рекомендован для дальних путешествий по хорошим дорогам. Управлять им сложно. Топливный бак вместительный, присутствуют средства безопасности и круиз-контроль.
  • Минибайк. Отличается небольшим размером и маленьким весом. Быстрый и манёвренный.

Есть и другие виды мотоциклов, деление на классы осуществляется в зависимости от конструктивных признаков и специализации. Учитывая большое разнообразие байков, бывает сложно определиться, какой лучше приобрести.

Плюсы и минусы мотоциклов

Перед покупкой нужно учесть плюсы и минусы мотоцикла. Нужно для себя решить, действительно ли следует потратить деньги на байк.

Читайте также:
Как поменять масло на скутере

Плюсы мотоцикла:

  1. Манёвренность. Можно не стоять в пробке, с лёгкостью проезжать по узким переулкам.
  2. Скорость. Байк не нуждается в прогревании двигателя, быстро ездит, поэтому без задержек доставит человека в нужное место.
  3. Свобода паркинга. Не нужно долго искать место остановки, что актуально для больших городов.
  4. Небольшой расход топлива. Классические байки потребляют от 5 до 8 л горючего на 100 км.

Минусы мотоцикла:

  1. Сезонность. В основном люди ездят на байке с апреля по октябрь, так как дождь и снег мешают комфортному передвижению.
  2. Опасность. При столкновении есть высокий риск получить серьёзные травмы.
  3. Ограниченное количество пассажиров. Байк рассчитан максимум на двух человек.

Если минусы не пугают, тогда останется разобраться, как выбрать мотоцикл по росту и весу.

На что обратить внимание при выборе мотоцикла?

Для начала следует изучить виды мотоциклов и их названия, подобрать подходящую модель. Если байк первый, то можно остановиться на классическом варианте. Важный фактор, на который стоит обратить внимание – рост человека. Высота по седлу бывает разной, например, кроссовые байки и эндуро-мотоциклы имеют высокий клиренс. Это оправдано тем, что пилот почти всегда стоит над мотом, а ногой «ловит» его исключительно на крутых поворотах. При этом в условиях города это будет неудобно, так как переходы, светофоры и перекрёстки вынуждают человека останавливаться. Хорошо, если пилот будет твёрдо стоять двумя ногами на асфальте, так как это безопасно.

Другой вопрос, как выбрать мотоцикл по росту. Необходимо ориентироваться на высоту по седлу и на свои данные. Можно дополнительно проконсультироваться со специалистом и узнать у него, подойдёт ли конкретная модель для определённого роста.

Также нужно разобраться, как выбрать мотоцикл по весу, таблица поможет это сделать. Не следует новичкам покупать слишком тяжёлые модели с длинными колёсными базами. Идеальным соотношением веса считается 1/3. То есть, вес пилота нужно умножить на 3. Именно столько должен весить мотоцикл, чтобы им было удобно управлять.

Как выбрать мотоцикл девушке?

Если девушка выбирает свой первый мотоцикл, нужно учесть множество разных факторов. Необходимо ориентироваться на то, является ли удобным положение за рулём. Желательно взять ТС на несколько часов и протестировать, чтобы убедиться в отсутствии проблем. Хорошо, если можно опробовать несколько разных мотоциклов и для себя понять, какая между ними разница.

Разбираясь в том, как выбрать мотоцикл девушке, нужно учесть следующие моменты. Женщина должна поворачивать руль в обоих направлениях без напряжения, с лёгкостью дотягиваться до всех органов управления. Важно, чтобы удавалось без труда поставить обе ноги на землю. Отдельно нужно обратить внимание на расположение тормозного рычага.

Чтобы обучение прошло легко, нужно купить мотоцикл, размеры и мощность которого в пределах лёгкой досягаемости. Это позволит правильно отточить навыки, а потом можно будет перейти на более крупную модель.

Как выбрать мотоцикл новичку?

Нередко люди не знают, как выбрать первый мотоцикл, потому как нет опыта в этом деле. Для начала нужно ознакомиться с общими рекомендациями и прислушаться к ним.

  1. Первый байк должен быть не слишком мощным.
  2. Стоит отдать предпочтения лёгким моделям, так как ими легче управлять.
  3. Не рекомендуется сразу брать очень дорогую модель, учиться лучше на недорогих мотоциклах.
  4. Желательно купить яркий байк, чтобы новичка было хорошо видно на дороге. Это уменьшит вероятность аварийной ситуации.

Когда нужен мотоцикл для начинающих, следует разобраться, какой выбрать. Если у человека нет опыта вождения, лучше остановиться на моделях с объёмом до 300 кубов. Они резвые, а расход бензина небольшой. Для начала этого хватит. Брать 600 кубовый байк новичку не рекомендуется, так как он очень быстро разгоняется и резко тормозит. Его нужно уметь использовать, иначе аварий не избежать.

Если человек планирует ездить в городе, то ТС должно иметь некоторые особенности. Байк должен быть манёвренным и хорошо управляемым, рекомендованная высота по седлу – средняя или низкая. Эти моменты нужно учесть, чтобы было удобно ездить в городе.

Для путешествий лучше купить байк с большим топливным баком, чтобы от заправки до заправки можно было проехать 400-500 км. Должна быть мягкая подвеска, умеренно высокий клиренс, хорошая защита от ветра. В идеале – наличие ABS, так как это повышает безопасность. Всё эти моменты нужно учесть, чтобы потом не пришлось жалеть о покупке.

Полезные советы

Разобравшись с тем, как выбрать мотоцикл для новичка, понадобится учесть ещё некоторые моменты. Безопаснее приобретать новый байк в проверенном салоне, так как удастся избежать многих неприятностей. Если приходится покупать с рук, нужно внимательно прочитать документы, сверить заявленный год выпуска с реальным. Стоит спросить, сколько было владельцев, почему продают. Нужно изучить внешний вид, посмотреть, есть ли следы от падений.

Важно проверить бензобак на отсутствие ржавчины, осмотреть рамы на наличие следов сварки. В норме мотоцикл заведётся без предварительного прогрева, звук мотора должен быть ровным.

Если тщательно проверить байк, учесть вышеуказанные моменты, удастся не допустить ошибок. В этом случае покупка окажется удачной, и человек останется доволен мотоциклом.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: