Простая настройка развала схождение своими руками

Регулировка развала схождения. Сход развал своими руками

Ни для кого не станет новостью, что неверно налаженный сход развала колеса, может привести не только к ухудшению качества покрышки, но и к большому расходу топлива. Именно поэтому, к выставлению схода развала стоит подойти ответственно.

Своими силами настроить сход развал совсем не сложно, как может показаться сначала. Мы попытаемся рассмотреть этот вопрос подробно и дать оптимальные советы новичкам механикам. Стабилизация пары управляющих колес – это тот самый важный аспект, который влияет на устойчивость машины на дороге. Что это значит? Колеса должны двигаться по прямой линии, а минуя поворот возвращаться в исходное положение.

Следуя из этого, острая необходимость процедуры стабилизации колес разъясняется очень просто. Когда автомобиль двигается, колеса, которые не стабилизированы, уходят в сторону в результате толчков от дороги. Тогда водитель должен возвращать колеса в нужное (прямолинейное) положение. Учитывая то, что это происходит постоянно, человек за рулем сильнее устает. К тому же, контакты рулевого привода быстрее износятся. А с увеличением скорости, растущая неустойчивость становиться не безопасной.

От чего зависит стабилизация управляемых колес? Ответ простой: от их схождения или развала. Регулировка схода развала колес может быть произведена в автомастерских, но вполне возможно решить эту проблему и своими руками.

Признаки что нужно регулировать сход развал

Первое, что необходимо сделать, это определить необходимость регулировки схода развала.

Рассмотрим это по пунктам:

  1. Непрерывный уход авто от заданного курса прямолинейного движения в ту или иную сторону.
  2. Неоднородная изношенность покрышек.
  3. При осмотре желобка протектора переднего колеса вдоль оси вращения, необходимо осмотреть края этого желобка. Кромки одинаковые – это значит, что нет причин для беспокойства, если же одна из них имеет некоторую заостренность, а другая – нет, значит у вас есть проблема. Но на это стоит обращать внимание лишь при спокойной езде. Если же вы являетесь поклонником быстрой скорости, то это условие может быть обманчивым.
  4. Трудность управления при маневрах.

Наличие хотя бы одно из таких симптомов говорит, что нужно устанавливать развал схождения. Водители имеющие некоторый опыт в ремонте авто своими руками при большом желании могут выполнять сход развал самостоятельно.

Как регулируется сход развал?

Для ремонта вам будут необходимы:

  • линейка;
  • мел;
  • стандартный набор инструментов;
  • шнур с отвесом;
  • ровная площадка с ямой или подъемником.

Сначала потребуется выяснить: насколько точно было произведено схождение раньше. Т.е. «нулевое» ли положение у рулевой рейки при прямолинейном движении. Как это сделать? Следуем дальнейшим указаниям:

  1. Поставить автомобиль на ровной поверхности.
  2. Затем повернуть максимально руль в одну сторону, сделав метку сверху на руле (посередине круга) повернуть руль до упора в другую сторону. При этом необходимо посчитать количество целых оборотов и частей целой окружности (долей).
  3. Когда посчитали поделить полученное количество на 2 и повернуть руль в это положение.

Если данный результат совпадает с привычным положением руля, то «нулевое» положение рейки выставлено. Если нет, это придется сделать самим.

Как выставить «нулевое» положение?

Необходимо снять руль, для этого отвинтите гайку. После зафиксировать его в посчитанном нами «нулевом» положении (спицы руля должны располагаться симметрично). Теперь мы будем ориентироваться по этому положению. Дабы себя проверить, нужно поочередно вращать руль влево/право — в обе стороны он должен поворачиваться на одинаковое количество оборотов, по этому поворачивая колесо до предела в стороны, подсчитывайте их.

Далее нужно ослабить стопорные гайки наконечников рулевых тяг. Одну тягу следует немного выкрутить, а вторую закрутить на такое же самое количество оборотов (это очень важно!). Такую процедуру можно сделать один раз и более не менять положение руля. А в дальнейшем – лишь регулировать схождения.

Как отрегулировать схождения колес?

После проверки прямолинейности нужно проверить степень загруженности транспорта, давления в покрышках, надежно ли крепление подвески и механизма руля на предмет наличия стука при повороте руля. После этого уже можно приступить непосредственно к проверке и настройке схождения.

Для определения уровня схождения колес, следует вычислить разницу между точками на ободе спереди и сзади его оси геометрии. Для этого нужно использовать специальную цепь с линейкой или натяжной прибор.

Чтоб измерить схождение линейка устанавливается меж колес, таким образом, чтоб наконечники труб уперлись в бок покрышек, а цепочки дотрагивались до земли. Когда вы установите стрелку на нулевое положение, машину следует немного перекатить вперед, чтобы линейка очутилась сзади оси колес. При этом стрелка должна показывать уровень схождения. В случае несовпадения с нормой она должна быть откорректирована.

Для того, чтобы отрегулировать схождение колес нужно вращать соединительные муфты боковых рулевых тяг. Когда эта операция проведена, контрольные гайки необходимо надежно затянуть.

Регулировка угла развала колес

Самым сложным процессом выступает проверка и регулировка развала колес, но и ее возможно выполнить своими силами. Чтоб это сделать машина поднимается так, чтоб колеса не дотрагивались до земли. После этого нужно вычислить места одинакового биения на боковых частях шин. Выставив колеса в положение движения по прямой, рядом с колесом следует подвесить груз. Мелом делаются метки по окружности колеса сверху и снизу. С помощью шнура с отвесом вычислите дистанцию от обода до шнура.

Разница дистанций между нитью груза и верхней частью обода и есть уровень развала.Для точности выполнения процедуры прокатите машину, чтоб колесо повернулось на 90. Повторить несколько раз и записать результаты.

Далее снимаем колесо автомобиля и отпускаем 2 болта крепления кронштейна стойки амортизатора к поворотному кулаку. Затем сдвигаем вовнутрь или наружу поворотный кулак, в каком направлении, и на какое расстояние, зависит от результатов ваших замеров. Именно таким образом вы сможете установить необходимый угол развала. После процедуры нужно подтянуть болты, поставить колесо и вновь провести замеры.

Делая сход-развал собственноручно, помните, что необходимо проводить замеры несколько раз (не меньше трех), после чего взять среднеарифметическое значение. Если развал-схождение отрегулированы правильно, транспортное средство не будет уходить в сторону при движении, а износ протектора шин будет равномерный.

Вся процедура регулировки проводится заново в том случае, если после проведенных работ машина всё равно «уходит» с траектории прямолинейного движения. О неправильном развале или схождении также скажет неравномерный износ покрышек, по этому диагностика шин также будет не лишней.

Самостоятельное выполнение такой нелегкой процедуры сэкономить приличную сумму денег, однако помните, что для большинства современных автомобилей рекомендуется проведение сход/развал в автосервисах. Дополнительно вы можете посмотреть обучающее видео, как самому сделать развал схождение тут.

Читайте также:
Регулировка люфта рулевого колеса на ВАЗ 2101-ВАЗ 2107

Развал-схождение: что это, как выставить правильно, и что будет, если его не делать

Наверняка вы сталкивались с тем, что автомобиль при отпущенном руле едет в сторону или кто-то из знакомых жаловался, что “пора бы мне уже съездить проверить развал”, хотя при это был категорически не прав. То, что в народе привычно называют “развал-схождение” — это замер и выставление углов установки колёс. Причём помимо собственно угла развала и угла схождений есть ещё и третий угол, ничуть не менее важный.

Что такое углы установки колес?

Каждый автопроизводитель для улучшения устойчивости и управляемости предусматривает для конкретной модели автомобиля определённое положение передних (и задних) колёс относительно друг друга и плоскости дороги. Параметры развала, схождения и кастера принято называть углами установки колес.

Под развалом понимают угол наклона колес по отношению к перпендикулярной плоскости (в обычном случае — к дороге). При отрицательном развале колёса визуально становятся будто “домиком”, при положительном угле развала верхняя часть колеса наклоняется наружу относительно нижней.

При отрицательном развале (слева) колёса стоят «домиком»

При отрицательном развале (слева) колёса стоят «домиком»

Схождение — это сумма углов между плоскостью, которая проходит через центры колес и продольной осью автомобиля. Звучит немного непонятно, но на деле всё просто: если оно положительное, то плоскости вращения колёс пересекаются впереди автомобиля словно “сходясь навстречу” друг другу, при отрицательном — где-то сзади (расхождение).

Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля

Положительное схождение (слева) – это именно схождение колёс навстречу друг другу впереди автомобиля

Кастер (иногда говорят кастор) от англ. Caster angle (угол продольного наклона) это угол, образованный вертикалью и проекцией оси поворота колеса на продольную плоскость автомобиля. При положительном кастере ось поворота колеса наклонена назад относительно направления движения, а при отрицательном — наоборот, “смотрит вперёд”.

Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд

Отрицательный кастер (слева) приводит к наклону стойки вперёд

Почему на разных машинах углы бывают разными?

Начнём с развала. При его околонулевых значениях автомобиль наиболее стабилен до тех пор, пока едет по прямой. И только в том случае, если подвеска достаточно жесткая: не просто так на старых автомобилях колёса имели положительный развал, то есть «домиком наоборот», что в некоторой степени компенсировало мягкость амортизаторов и нестабильность углов под нагрузкой.

На автомобилях с мягкой подвеской углы установки колёс в поворотах откровенно «уходят»

Однако со временем от положительного развала конструкторы начали уходить в сторону отрицательных значений (правда, всё равно не заваливая колёса на несколько градусов, как это делают в автоспорте). Это позволило улучшить устойчивость автомобиля в поворотах, поскольку колесо «не подламывается» и цепляется за дорогу лучше из-за большего пятна контакта.

Развал «домиком» улучшает устойчивость автомобиля при скоростном прохождении поворотов

Stance, baby: ярко выраженный отрицательный развал колёс является неотъемлемым атрибутом некоторых автомобильных субкультур

Поэтому околонулевые настройки в теории положительно влияют на устойчивость, а «минусовой развал» позволяет «вваливать» в повороты еще лучше, но уже способен привести к ускоренному износу внутренних дорожек шин. Именно поэтому, в отличие от спортсменов, и конструкторы автомобилей, и обычные «развальщики» предпочитают околонулевые значения.

Однако в зависимости от конструкции и кинематики подвески, жесткости упругих элементов, ширины колеи, вылета колёс и многих других факторов углы установки колёс на разных машинах заметно отличаются. Более того, они могут изменяться даже в пределах одной модели в зависимости от типа подвески (обычная или спортивная) и размерности шин.

Как регулируются углы установки колес?

На многих современных переднеприводных автомобилях углы развала передних колёс заданы конструктивно, да и кастер (угол продольного наклона стойки) не регулируется, поэтому вся настройка сводится к проверке и регулировке схождения.

Однако так было не всегда — на той же “восьмерке”, с которой выросли все остальные автомобили этой платформы , регулировались не только схождение с развалом, но и кастер. Интересно, что допуски при этом были довольно большими, а ремонтники при регулировке далеко не всегда меняли все углы, предпочитая во многих случаях не трогать кастер — дескать, возни много и толку особо никакого.

Заводские параметры углов Самары выглядят так: развал передних колёс = 0°±30′, схождение = 0°15′ ± 10′ и кастер = 0°20±30’0. Как видно, допуски действительно довольно большие — развал по заводским нормативам может “гулять” в пределах одного градуса, а кастер из пятидесяти “плюсовых” минут имеет законное право “уходить в минус”.

Передняя подвеска ВАЗ-2108 – классический Мак-Ферсон без подрамникабез подрамника

Допуски производителя на Самаре довольно большие, поэтому «среднестатистический» результат посещения стенда выглядит примерно так. Как видно, все параметры укладываются в «зелёный» диапазон

Некоторые автомобилисты утверждают, что отклонения в минуты (!) они способы заметить безо всякого стенда – просто внимательно взглянув на авто спереди…

На что влияет кастер?

С кастером ситуация обстоит не менее интересно. Чуть выше мы вспомнили, что при нулевом угле наклона стойка стоит строго вертикально – то есть, колесо со ступицей никуда не смещается относительно вертикали. При отрицательном кастере стойка в верхней части словно наклоняется вперёд, а колесо, соответственно, уходит назад. При положительном – наоборот.

На переднеприводных ВАЗах, например, параметр кастера изменяется с помощью регулировочных шайб, которые подкладываются под элементы передней подвески – кронштейны продольных рычагов (растяжек).

Кастер на Самаре задаётся с помощью нескольких шайб

Убрав шайбы, стойку можно «завалить» назад в пределах градуса, а колесо – наоборот, сместить относительно центра арки в сторону переднего бампера. В реальности, правда, наблюдается обычно обратная картина – на многих «пожилых» Самарах, «десятках», Приорах и Калинах колесо «уезжает» в сторону передней двери из-за ударов и усталости металла, причем вернуть его на место получается далеко не всегда, даже если убрать все шайбы.

Так выглядит нулевой кастер: колесо стоит в колесной арке симметрично по отношению к бамперу и крылу

Это уже не кастер, а приговор передней подвеске и даже кузову. Вернуть колесо на место «малой кровью» не выйдет

Чем больше угол наклона стойки, тем переднеприводный (и не только) автомобиль стабильнее ведёт себя на высоких скоростях. Положительный кастер способствует меньшему «вилянию» машины, которая становится не такой чувствительной к колеям и неровностям.

Кастер важен не только своим прямым воздействием на скоростные качества автомобиля, но и тем, что он влияет на углы схождения и развала, которые меняются в зависимости от наклона стойки. Поэтому начинать регулировку углов передних колёс нужно именно с кастера. Затем следует регулировка развала, а в самую последнюю очередь необходимо настраивать схождение, помня о взаимосвязанности этих параметров между собой.

Читайте также:
Распиновка Разъемов Автомагнитол Mystery mmd

При изменении кастера нужно раскручивать продольные растяжки подвески. Это требует времени и сил – особенно, если автомобиль старый

Какие выбрать углы?

Обычно выбор углов установки колес из допустимого диапазона является прерогативой самого «развальщика». И это не всегда хорошо, поскольку многие из них, годами занимаясь своей работой, руководствуются какими-то внутренними стереотипами, которые нередко противоречат теории, а на практике приводят к ухудшению ходовых качеств автомобиля и преждевременному износу шин. Поэтому к итоговым цифрам распечатки нужно относиться с большим вниманием, а в отдельных случаях – не стесняться давать рекомендации.

Какой же ставить угол наклона стойки, если он регулируется? На стандартной подвеске и при «обычной» манере вождения – максимально допустимый положительный, то есть 0°50′ для переднеприводной Самары, да и на других переднеприводниках кастер лучше ставить «побольше в плюс» — в пределах допусков, и если этот параметр настраивается, конечно. Это обеспечит автомобилю лучшую курсовую устойчивость на высоких скоростях и приведёт к «самостабилизации» руля в околонулевом положении. Допустимо и небольшое отклонение от заводских допусков – например, увеличение кастера до одного градуса (60-65′).

Свои углы» могут выглядеть примерно так

Удивительно, но современный стенд «знает» даже о том, что Самара выпускалась в двух поколениях!

Правда, за «чёткий ноль» придется расплатиться тем, что в поворотах руль несколько потяжелеет (усилителя-то нет!) и будет пытаться резче вернуться в прежнее положение. Однако к такой новой особенности машины можно привыкнуть буквально за несколько минут.

Что касается развала, то иные «городские гонщики» нередко «разваливают в минус» передние колёса до одного градуса и более. Однако при этом автомобиль станет более «нервным» и чувствительным к уклону дорогу, из-за которого руль может буквально «рваться из рук» (особенно – на больших и широких колёсах!). Еще одна плата за «спортивные амбиции» — преждевременный износ внутренних дорожек – шины-то стоят «домиком»!

Развал передних колёс на Самаре регулируется с помощью эксцентрикового болта (позиция 3 на рисунке) на корпусах передних амортизаторов

Лучше всего, если развал передних колёс после регулировки будет иметь «лёгкий намёк на минус» — то есть, в пределах -0°5-10′ на сторону. Правда, выставлять этот параметр с такой ювелирной точностью на советско-российской машине не так уж просто, да и далеко не все мастера согласны тратить своё рабочее время на подобные забавы.

Настройка всех углов установки передних колёс на ВАЗе занимает больше времени, чем на автомобилях вроде Renault Logan

При настройке схождения на переднеприводных ВАЗах также лучше всего сильно не отклоняться от околонулевых значений, помня о том, что даже при небольшой загрузке автомобиля (водитель и пассажир) оно начинает изменяться примерно на 5-7 минут, причём в какую именно сторону (в «плюс» или в «минус») зависит от положения «усов» рулевой рейки на конкретном автомобиле.

Обратите внимание, как изменяются углы схождения и развала при частичной загрузке! (первое фото – на пустом автомобиле, второе – с водителем весом 65 кг)

Что будет, если их не делать?

В большинстве случаев проверку углов установки колес рекомендуют выполнять не реже одного раза в 30 000 км и сразу же после того, если автомобиль угодил колесом в крупную яму или стал участником даже небольшого ДТП. Ведь и первое, и второе может привести к смещению элементов подвески, что нарушит параметры схождения, кастера или развала.

А что будет, если их не делать вообще? Ничего хорошего, разумеется. Как минимум, автомобиль будет хуже вести себя и на прямой, и в поворотах, ведь отклонение любого из параметров влияет и на устойчивость машины, и на её управляемость. Во-вторых, сбитые углы приведут к тому, что машину начнет уводить в сторону, поэтому водителю придется удерживать руль с большей силой для того, чтобы сохранить прямолинейное движение.

При настолько сбитом схождении левого колеса (параметр, выделенный красным), машина едет «как-то странно», постоянно рыская по дороге, а руль просто не возвращается обратно! Если всё оставить как есть, то протектора хватит буквально на пару тысяч километров.

Бывает, что машину не просто тянет влево или вправо, а она при движении все время «рыскает», отклоняясь туда-сюда от прямолинейной траектории. Кроме того, что ехать на таком автомобиле будет не слишком приятно, очень быстро владелец обнаружит, что колеса на той оси, где нарушены углы установки колёс, изнашиваются очень неравномерно и весьма преждевременно.

Износ внутренних дорожек — результат большого отрицательного развала

Известны случаи, когда из-за неправильного «схода-развала» проектор почти новой шины буквально «таял на глазах», исчезая всего за 10-15 тысяч километров!

Когда регулировка углов установки колес не помогает?

Далеко не всегда даже квалифицированный специалист на правильно отъюстированном стенде (а это очень важно!) сможет выставить углы установки колес в заданных производителем допусках. Обычно этому мешают изношенные детали подвески, в которых возникли заметные люфты. Ловить минуты там, где во время движения детали «гуляют» на целые градусы – занятие довольно бессмысленное. Поэтому опытный «развальщик» обычно начинает с первичной (то есть «грубой») диагностики ходовой части, внимательно осматривая резино-металлические элементы и проверяя их на взаимное перемещение. Во многих случаях прежде, чем заезжать на стенд «схода-развала», необходимо посетить пост общеремонтных работ для замены изношенных деталей подвески. И лишь «перетряхнув ходовку» можно пробовать добиться требуемых углов установки колес.

Бывает, что подвеска в порядке, но выставить схождение, развал или кастер все равно не получается. Причина – необратимая деформация кузова, что бывает после сильной аварии или вследствие коррозии силовых элементов. И если в первом случае еще хотя бы теоретически может помочь стапель, то на сильной «гнилой» машине малой кровью проблему не решить, а большой – не имеет смысла.

Иногда даже после того, как углы выставлены правильно, автомобиль всё равно уводит в сторону. В этом случае нужно попробовать переставить колёса местами (а лучше – сменить подозрительную пару), поскольку часто из-за деформации каркаса или неоднородности слоёв брекера шина становится «кривой»

Aleks-P Блог Как самому сделать развал схождение

Что такое сход-развал

Развал колес.

Развалом автомобильных колес считают угол между вертикалью вращения колеса и его плоскостью.

Читайте также:
Как поступить в школу полиции (милиции) после 9 и 11 класса

Развал бывает двух типов: положительный – верх автомобильного колеса направлен наружу; и отрицательный – тут предлагается направление верхней частью колеса вовнутрь.

Схождение колес.

Схождением колес считается угол между направлением движения и его вращением (плоскостью колеса). Обычно схождение автомобильных колес определяется сразу для всей оси (то есть двух колес одновременно) с использованием расчетов в миллиметрах. Однако некоторые практикуют такие измерения в градусах/минутах.

Что такое развал-схождение

Колёса автомобиля должны располагаться относительно горизонтальной плоскости под определённым углом (развал), это же касается и вертикальной плоскости (схождение). Это требуется для достижения лучшего сцепления шин с земной поверхностью и приемлемой управляемости транспортного средства.

Правильная установка углов развала и схождения обеспечивает стабильную управляемость и устойчивость транспортного средства

Схождение

Данная величина может быть как «плюсовой» (когда воображаемые линии, идущие параллельно ведущим колёсам, будут иметь точку пересечения перед «носом» ТС), так и «минусовой»(когда точка пересечения расположена сзади). Нужно понимать, что чем ближе к нулю угол схождения, тем меньше у ТС сопротивляемость эффекту качения.

Отрицательный угол схождения – это плохо. В данном случае будет наблюдаться ухудшенная управляемость и плохой отклик при вращении руля. Ко всему прочему это приведёт к рысканию машины во время поездок (особенно на высокой скорости). Значительно вырастет риск возникновения неуправляемого заноса.

При «плюсовом» схождении передних колёс ТС более отзывчиво в управлении, и автолюбителю будет легче входить в повороты. Колёса задней оси тоже рекомендуется устанавливать с положительным значением схождения, тогда машина станет максимально устойчивой при езде прямо.

При сильном несоответствии углов сходимости заводским настройкам наблюдается повышенный износ резины:

  • При положительном – на его наружной части;
  • При отрицательном – внутренних поверхностей.

Поэтому не рекомендуется экспериментировать с этим углом.

Развал

Развал — это угол между воображаемой вертикальной плоскостью и боковой плоскостью колеса. Если верхние части колёс «смотрят» в центр машины, угол развала считается отрицательным, а если наружу, то положительным. Значительное несоответствие углов развала параметрам, установленным производителем, приведёт к быстрому износу шин. Более того, машину начнёт «тащить» в сторону колеса, которое имеет максимальный угол развала.

Кастер

На поведение ТС во время вождения оказывает влияние кастер – угол между воображаемой вертикалью и осью поворота колёсных дисков во время поворота руля.

Его значение может иметь как положительные, так и отрицательные значения. Из-за этого угла ведущие колеса будут неизменно возвращаться в исходное (нейтральное) положение. От его значения зависит изменение развала колёс при повороте руля и стабилизация машины в момент передвижения по дуговой траектории. Чем больше это значение, тем значительнее будет стабилизирующий эффект.

Угол кастера — отклонение угла продольной оси от мнимой вертикальной линии

Углы развала и схождения следует постоянно контролировать, однако кастер устанавливается производителем при разработке ТС, и изменять его в большинстве случаев не приходится.

Важно, чтобы углы были одинаковы с обеих сторон ТС. В противном случае автомобиль может вести себя на дороге непредсказуемо – машину будет «уводить» в одну из сторон

Заводские настройки – 1 градус 30 минут (плюс/минус 30 минут).

Как сделать регулировку развала и схождения на ВАЗ-2107 своими руками.

Для того, чтобы выставить углы развала и схождения на вашем авто, не прибегая к услугам мастера, потребуются инструменты:

  • — стандартный набор гаечных ключей;
  • — раздвижные пассатижи;
  • — штангенциркуль;
  • — брусочек 22 мм толщиной;
  • — брусочек 6 мм толщиной;
  • — бечевка недлинная;
  • — бечевка длинная, с крючками с обоих концов.

Перед тем, как приниматься за регулировку колес, автомобиль следует подготовить. Необходимо:

  • — установить его на ровной площадке;
  • — проверить атмосферное давление во всех колесах;
  • — снять с дисков декоративные колпаки;
  • — обеспечить нагрузку автомобиля около 320 кг. Нагрузка должна быть распределена равномерно. Например, можно имитировать присутствие четверых пассажиров на всех местах и дополнительный груз весом 50 кг в багажнике авто.
  • — проверить топливный резервуар. Машина должна быть полностью заправлена.

Теперь нужно проверить, насколько угол развала отличается от штатного. Для этого следует выровнять колеса строго прямо, а затем несколько раз «прожать» переднюю и заднюю подвески с усилием около 50 кг.

Далее нужно привязать вертикально короткую бечевку, как показано на рисунке:

Его регулировка производится за счет болта с эксцентриком на стойке. Нужно отпустить его гайку и болтом отрегулировать градус. Натяжение второго болта кулака ослабляется симметрично.

Для проверки угла схождения следует взять длинную бечевку с крючьями. Одним концом нужно зацепить ее на передней плоскости переднего колеса, а другим – на противоположной, задней плоскости заднего. Бечевка должна быть натянута ровно, то есть, колеса перед замерами следует выровнять идеально..

Конструкция ВАЗ-2107 такова, что колея задних колес у него несколько уже, чем передних. При натянутой бечевке это очень хорошо видно. Ее следует натянуть так, чтобы при ровно стоящих передних колесах она в двух местах касалась резины на 1-2 мм, а сзади находилась в воздухе. Эту пустоту нужно компенсировать подкладыванием под бечевку брусочка толщиной в 22 мм. Затем нужно подложить брусочек 6 мм и проверить, продолжает ли бечевка касаться обеих точек переднего колеса. Если нет, то схождение нужно регулировать.

Для этого необходимо ослабить на наружной рулевой тяге хомуты муфты; затем раздвижными пассатижами следует вращать муфту, пока бечевка не коснется двух точек на покрышке одновременно. Достигнув результата, нужно тщательно затянуть ослабленные стяжные хомуты данной муфты.

Точно такая же процедура проводится с противоположной парой колес.

В данной таблице приводятся требуемые градусы развала, схождения и кастера.

Углы установки Значения
Развал 0±30’+40’-20’, (0˚30±20)*
Схождение 1-7 мм, (2-4)*
Продольный наклон шкворни (кастер) 4˚+1˚-1˚30’, (4˚±30’)*

*В скобках даны идеальные показатели для негруженого автомобиля.

Сделать установку нужного градуса развала и схождения колес на ВАЗ-2107 в домашних условиях совсем несложно. Для того, чтобы увидеть процесс воочию, можно посмотреть видеоролик, где подробно показывается вся процедура регулировки положения колес.

Как самостоятельно отрегулировать развал

Для регулировки развала потребуются:

  • отвес с грузом;
  • мел;
  • штангенциркуль с возможность измерения глубины отверстий (его можно заменить линейкой с четкими делениями или обычной строительной рулеткой);
  • домкрат;
  • колесный ключ;
  • набор рожковых и накидных ключей.

Для проверки и регулировки развала сделайте следующее:

  1. Установите автомобиль на смотровую яму или ровную площадку.
  2. Поверните колеса до упора сначала влево, затем вправо, после чего установите ровно.
  3. Нагрузите автомобиль людьми или мешками с песком, чтобы обеспечить максимально допустимый вес.
  4. Несколько раз резко, всем весом, нажмите сначала на левый, затем на правый угол багажника и капота. Это необходимо для того, чтобы подвеска заняла правильное положение.
  5. Закрепите на переднем крыле отвес таким образом, чтобы он проходил через центр колеса.
  6. Мелом нанесите на края колесного диска метки напротив нитки отвеса.
  7. С помощью штангенциркуля, линейки или рулетки измерьте расстояние от края диска до отвеса сверху и снизу колеса.
  8. Прокатите автомобиль вперед таким образом, чтобы метки колеса сдвинулись на 90 градусов и снова измерьте расстояние между колесным диском и отвесом.
  9. Прокатите автомобиль вперед, чтобы колесо повернулось еще на 90 градусов и метки поменялись местами.
  10. Если при всех трех измерениях разница расстояний не превышает 2 мм, то развал выставлен правильно. Если результаты измерений при повороте колеса отличаются больше, чем на 1 мм, колесный диск погнут и его необходимо заменить.
  11. Если во всех измерениях разница превышает 2 мм, развал необходимо отрегулировать. Способ регулировки развала зависит от типа подвески. На двухрычажной подвеске (ВАЗ классика, все автомобили семейства Волга и многие иномарки 70-80 годов прошлого века) развал регулируют изменением количества шайб, которые отодвигают верхний рычаг передней подвески от кузова. На подвеске типа «МакФерсон» развал регулируют с помощью верхнего болта-эксцентрика, соединяющего амортизаторную стойку и поворотный кулак. Более подробно эти операции описаны в инструкции по ремонту и эксплуатации вашего автомобиля. Единого мнения о том, нужно ли для регулировки развала снимать колесо, нет. Одни механики поддомкрачивают машину, расстояние между подкрылком и колесом увеличивается, позволяя менять развал. Другие предпочитают снять колесо, потому что это позволяет свободней откручивать и закручивать гайки. Поэтому выбирать, каким именно способом регулировать развал, придется вам.
  12. После регулировки необходимо снова проверить развал колес.
Читайте также:
Схемы подключения дневных ходовых огней: от генератора, через реле и от двигателя

Основные параметры для установки колес

Если автомобилисту необходимо сделать развал схождение колес своими руками, сначала необходимо определить те соединения в подвеске, которые влияют на изменение ориентации покрышек. Многие работы по замене деталей подвески предполагают последующую настройку развала схождения. Например, замена шаровой опоры, рулевых тяг и наконечников, амортизатора не обходится хотя бы без простой проверки основных размеров. Тогда удастся сохранить шины до следующего посещения СТО.

Не стоит заниматься установкой углов колес, если в подвеске автомобиля имеются неисправности. Только после замены всех поврежденных деталей и узлов, можно приступать к регулировке развал схождения.

Показатели развал схождения

Развал и схождение — это два разных параметра.

  1. Развалом принято называть угол, соединяющий плоскость вращения колеса и его вертикаль. Положительный развал наблюдается в том случае, когда верхняя часть колеса выступает наружу относительно низа. При отрицательном развале верх направлен внутрь машины.
  2. Схождение колес — это угол, который соединяет плоскость вращения колеса и направление его движения. При правильном схождении колеса расположены параллельно или передняя часть колеса несколько повернута внутрь авто.

Важные параметры для управляемых колес

Передняя подвеска имеет ряд отличий вследствие необходимости поворота колес. Здесь имеется несколько дополнительных параметров.

  • Важным показателем является продольный угол наклона поворотной оси колеса (кастр). Это угол связывает проекцию на продольную плоскость оси поворота колеса и вертикаль. Правильно отрегулированный кастр отвечает за самопроизвольное выравнивание колес на скорости. Оптимальный показатель продольного угла наклона составляет 6 градусов.
  • Поперечный угол наклона соединяет проекцию на вертикаль оси поворота колеса и поперечную плоскость.

Данные параметры обычно не регулируются, они зависят только от исправности деталей ходовой части.

Технология регулировки развал схождения

Регулировка происходит в два этапа. Сначала необходимо выполнить установку угла развала, а затем заняться регулировкой схождения.

Установка угла развала

Чтобы выставить угол развала своими руками необходимо установить машину на ровную площадку (желательно со смотровой ямой), подготовить такие аксессуары, как линейка, шнур-отвес и мел.

Технология регулировки развала колес выглядит следующим образом.

  1. Сначала колеса выставляются в строго прямолинейном направлении.
  2. На верхней и нижней части покрышки делаются мелом две отметки.
  3. К крылу автомобиля прикладывается шнур-отвес, который должен неподвижно свешиваться параллельно плоскости колеса.
  4. Теперь необходимо выполнить измерение расстояния от шнура до обода диска. Разница в измерении не должно превышать 3 мм.
  5. Следующим действием будет перемещение автомобиля вперед с целью поворота меток на угол 90 градусов. После этого процедура измерения повторяется. Это позволит получить более точные среднеарифметические значения.
  6. Для регулировки развала необходимо снять колесо, отпустить болты крепления поворотного кулака и амортизаторной стойки.
  7. Теперь в зависимости от данных измерений необходимо сдвинуть поворотный кулак внутрь или наружу.
  8. После этого болты закручиваются, колесо устанавливается на место и проводится контрольный замер.

Благодаря таким действиям удастся добиться правильного развала колеса. Для заднеприводных машин допускается погрешности в пределах +1…+3 мм, а для переднеприводных авто этот показатель ограничивается диапазоном -1…+1 мм.

Установка схождения колес

Для регулировки показателя угла схождения требуется телескопическая линейка. Обязательным условием будет наличие ровной поверхности и прямонаправленное положение колес.

  1. Работа начинается с установки мелом меток в виде точек на внутренней стороне обеих покрышек (спереди), вплотную к диску.
  2. Телескопическую линейку устанавливают таким образом, чтобы концы ее касались точек на шинах, но при этом измерительный инструмент не задевал деталей машины. В таком положении линейка фиксируется и делается замер.
  3. После этого автомобиль откатывается вперед так, чтобы телескопическое устройство сместилось назад, не задев никаких элементов подвески.
  4. Теперь осталось проверить полученные показания и сравнить их с замером в передней части.
  5. Если расстояние между шинами уменьшилось, следует укоротить рулевые тяги. При увеличении расстояния необходимо удлинить тяги. Для регулировки следует предварительно отпустить контргайки, расположенные возле рулевых наконечников. После установки угла схождения не забудьте закрутить гайки.

Проведение простых регулировочных действий своими руками позволит приблизительно выставить развал схождение в домашних условиях. Если после установки колес автомобиль во время движения тянет в одну из сторон, наблюдается плохой «накат», на глазах изнашивается внешняя или внутренняя сторона резины, следует обратиться на станцию техобслуживания для проведения более точных регулировок.

Проверяем и регулируем развал-схождение своими руками

Ходовая часть авто — это сложный компонент с множеством параметров. Любое вмешательство в неё приведёт к изменению углов установки колёс. В результате поведение машины на дороге меняется в худшую сторону: затрудняется прохождение поворотов, авто может вилять при торможении и разгоне, становится трудно направлять его в определённую сторону, возникают заносы. Чтобы исправить проблему, прибегают к развал-схождению. Можно ли сделать его своими руками и что для этого нужно?

Читайте также:
Самоделки из бензопилы своими руками: лодочный мотор

Что такое развал-схождение

Развалом колеса именуют угол между его центральной плоскостью и поверхностью дороги. Он напрямую влияет на качество сцепления и точность контроля авто. Если всё настроено правильно, колёса будут поворачивать именно туда, куда вы его направите.

Схождение — разница в расстояниях между крайними передними и задними точками колёсных дисков. Она измеряется в миллиметрах или градусах. Схождение влияет на срок службы покрышек. Если оно неправильное, шины быстро придут в негодность.

Ещё одним важным параметром колеса является кастер, т. е. продольный наклон шкворня. Он влияет на точность контроля авто и способность колёс к самобалансировке. Если кастер отрегулировать неправильно, возникнут трудности с рулевым управлением.

Развал-схождение — это регулировка перечисленных параметров для обеспечения управляемости и снижения износа покрышек.

Регулирование развал-схождения на стенде в автосервисе

Когда и зачем это вам нужно

Производители рекомендуют владельцам иномарок проводить процедуру каждые 30 000 км пробега, а обладателям отечественных авто — каждые 15 000 км. Срок может уменьшаться, если машина эксплуатируется в сложных условиях и часто ездит по плохим дорогам. В ряде случаев может потребоваться внеплановая процедура:

  • если диск смялся при въезде в яму на высокой скорости;
  • если проводился ремонт ходовой;
  • если на машину поставили укороченные пружины или клиренс менялся по другим причинам, были установлены автобаферы;
  • если при езде ясно чувствуется «увод» авто в сторону;
  • если покрышки начали изнашиваться гораздо быстрее;
  • если руль плохо возвращается после преодоления поворота.

Что вы получите по результатам развал-схождения?

  1. Улучшится курсовая устойчивость машины. При езде по прямой транспорт будет двигаться только вперёд, без смещения в сторону.
  2. Автомобиль станет более манёвренным, пропадут сильные заносы, упростится управление.
  3. Снизится расход топлива, возрастёт срок эксплуатации покрышек.

В зависимости от назначения может быть выбран тот или иной вид развала колёс

Признаки необходимости проведения таких работ на автомобиле

Есть несколько признаков и симптомов, по которым можно понять, что клёса пора регулировать.

  • При езде руль находится в центральном положении, а автомобиль отклоняется в сторону.
  • Руль повернут в одну из сторон, но машина всё равно едет по прямой.
  • Если вы только что купили автомобиль, обязательно обратитесь в автосервис за развал-схождением. Мастера на внутренней СТО магазина должны проводить процедуру перед продажей, но на практике так бывает не всегда. В идеале лучше спросить об этом перед покупкой.
  • При смене резины загляните на станцию технического обслуживания чтобы проверить развал-схождение. Возможно, делать его не придётся, но вероятность имеется.
  • Кроме того, обратите внимание на расход топлива и скорость износа покрышек. Если эти параметры увеличились, возможно, проблема именно в состоянии колёс.

Неравномерный износ покрышек — один из признаков необходимости развал-схождения

Развал-схождение задних колёс

Нужно ли выполнять развал-схождение задних колёс в переднеприводном автомобиле? Да, но надо иметь в виду небольшой нюанс. Если заднее колесо вывернуто наружу, задняя ось будет уводиться на обочину, что приведёт к появлению сильных заносов на поворотах. Если же колесо развёрнуто к центру поворота, машина будет с трудом поворачивать. Однако незначительное сведение этих частей авто одно к другому идёт только на пользу водителю, поскольку можно будет проще двигаться по прямой, а подвеска сможет лучше «подруливать» в определённую сторону даже при сильных порывах бокового ветра, что является несмоненной помощью водителю-новчику.

Итак, если нижние стороны задних колёс слегка повёрнуты друг к другу — это нормально. А вот их расхождение нуждается в устранении.

Проблемы ходовой и настройка параметров колёс

Обязательно выполняйте развал-схождение, если ходовая часть транспорта подвергалась ремонту. Особенно важно сделать это при замене следующих деталей:

  • сайлентблоков;
  • наконечников рулевых тяг;
  • рычагов подвески.

Теоретически при замене верхних и нижних шаровых, пружин и амортизаторов прибегать к процедуре не надо, но некоторые специалисты рекомендуют выполнять её при работах с абсолютно любым компонентом ходовой. На всякий случай.

Какими должны быть углы установки: отрицательные и положиельные величины

Оптимальное значение для легкового автомобиля — либо нулевое, либо слегка отрицательное (т. е. колёса должны быть немного направлены наружу нижней частью). Возможна установка положительного значения — от 0 до 4,5 градусов. В спортивных автомобилях используется отрицательное значение от -0,5 до -5,5 градусов. Благодаря этому достигается высокий уровень сцепления, повышается стабильность на поворотах.

У отрицательных углов есть минусы. Так, при езде по прямой внутренняя кромка покрышки будет быстрее изнашиваться, возможна нестабильность при разгоне и торможении на прямом пути. Оптимальным вариантом является установка показателя на уровне в -0,5 градусов.

Положительный и отрицательный развал

Регулировка развала и схождения без визита в автосервис

Подготовка

Приготовьте следующие предметы:

  • телескопическую линейку для проверки сход-развала;
  • мел;
  • шнур с отвесом;
  • стандартный набор ключей автомобилиста.

Линейка для измерения схождения. Когда-то ей комплектовался каждый автомобиль

Работы следует выполнять на площадке без неровностей. Желательно, чтобы на ней располагался подъёмник, но подойдёт и яма.

Сначала надо определить, насколько точен имеющийся показатель развал-схождения. Для этого ставим машину на ровную площадку, поворачиваем руль в одну сторону, пока он не упрётся в преграду, и делаем метку мелом на его середине. Затем вращаем рулевое колесо в обратную сторону (тоже максимально), считая количество понадобившихся для этого оборотов и окружностей. Результат делим на 2 и поворачиваем руль обратно на полученное число оборотов. Если в результате руль установлен в привычное вам положение, всё в порядке. Если нет — придётся заняться настройкой рейки.

Регулирование рулевой рейки своими руками

  1. Снимите руль, отвинтив гайку.
  2. Зафиксируйте управляющий элемент в определённом ранее оптимальном положении.
  3. Найдите гайки на наконечниках рулевых тяг и ослабьте их. Немного выкрутите одну из них, подсчитав количество нужных для этого оборотов. Затем закрутите вторую гайку на такое же количество оборотов.

Всё, автомобиль готов к настройке развал-схождения.

Схождение (со схемой)

  1. Авто должно стоять на ровной площадке. Колёса направлены вперёд. Лучше всего выполнять работу в яме.
  2. Нанесите на внутреннюю часть левого и правого колеса по метке — они должны располагаться рядом с дисками.
  3. Создайте в линейке предварительное натяжение. Поставьте её между колёсами так, чтобы измерительный прибор упирался в метки, но не касался других деталей автомобиля.
  4. Встряхните линейку. Совместите указатель с делением «0» (ноль).
  5. Оставив линейку на колёсах, немного прокатите автомобиль вперёд. Измерительный прибор должен повернуться вместе с колёсами без соприкосновения с элементами кузова и подвески.
  6. Посмотрите на линейку. Изменились ли показания? Если нет или изменились незначительно (до 1 деления), то со схождением всё в порядке. Если разница больше — нужна регулировка.
  7. Ослабьте контргайки на рулевых тягах. Поверните муфту, чтобы изменить длину тяги.
  8. Затяните контргайку и снова измерьте показания. Повторяйте, пока не получите нужный результат (т.е. от нуля до ± 1).
Читайте также:
Как зарегистрировать самодельный трактор

Вращаем контргайку для установки оптимального схождения

Развал: советы по самостоятельному проведению

Этот процесс труднее, чем регулировка схождения.

  1. Поднимите автомобиль, чтобы его колёса не касались земли.
  2. Установите колёса в положение для езды по прямой.
  3. Мелом сделайте пометки в максимально верхней и самой нижней частях обода колеса.
  4. Разместите на крыле шнур с грузом — таким образом, чтобы он и ваши пометки располагались в одной плоскости. Измерьте расстояние от шнура до каждой метки (мерить надо расстояние от шнура до диска, т.е. ориентируйтесь по нижней части метки). Запишите результат.
  5. Немного прокатите машину вперёд, чтобы колёса провернулись на 90 градусов. Сделайте новые метки в верхней и нижней частях, повторите процедуру с грузом и линейкой. Опять запишите результат.

Так надо мерить расстояние от колеса до шнура с отвесом

Разница в расстояниях между шнуром каждой из меток должна составлять ± 1 мм для машин с передним приводом и ± 3 мм в авто с задними ведущими колёсами. Если это так — с развалом всё в порядке. Если нет — выполните следующие действия.

  1. Домкратом приподнимите авто. Снимите колесо. Открутите 2 болта, которые присоединяют кронштейн амортизаторной стойки к поворотному кулаку.
  2. На поворотном кулаке расположен специальный болт. При его повороте деталь будет двигаться внутрь или наружу. Ваша задача на этом этапе — разместить кулак таким образом, чтобы колёса заняли правильное положение.
  3. Подтяните болты и поставьте колесо на место. Прокатите автомобиль вперёд на пару метров. Опять подвесьте шнур и измерьте расстояние от него до меток. Если расстояние нормализовалось, вы справились с регулировкой развала. Если нет — снимите колесо и повторяйте действия с поворотным кулаком до победного.

Видео: Как можно сделать проверку и отрегулировать развал-схождение на ВАЗ 2110

Главное, что требуется для самостоятельного развала-схождения — это точность и аккуратность. Внимательно следите за каждым показателем, от правильности замеров зависит успех всей работы.

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

Здесь имеются неточности, которые требуют пояснения и исправления. Например, в основной части, в определении развала-схождения указано что схождение влияет только на срок службы покрышек. На самом деле схождение больше влияет на управляемость автомобиля, чем развал. Кастер это угол продольного наклона оси поворота передних колёс, а не только шкворня(подвески бывают разных типов). При неправильной регулировке кастера будут не просто трудности с рулевым управлением, а вполне конкретные последствия – изменение усилия возврата колёс в прямолинейное положение. Считаю необходимым обязательно указать читателям, что у половины легковых автомобилей (если не большей части) развал и кастер устанавливается производителем сразу и навсегда и регулировке не подлежат. В “развал-схождение задних колес” написанное может вообще навредить автомобилистам. В многорычажной задней подвеске (а именно в ней предусмотрены регулировки углов установки колёс) категорически нельзя устанавливать свои, не рекомендованные производителем углы развала и схождения, во избежание не только нештатной управляемости, но и выхода из строя деталей подвески, т.к. это не спортивный болид, предусматривающий подобные эксперименты, и уж тем более рекомендовать это новичкам. Всё что описано как самостоятельная регулировка развала и схождения совершенно неприемлемо по точности, в сравнении с результатами работ на стенде углов установки колёс и может рекомендоваться лишь как временная мера, при внезапной необходимости замены детали влияющей на регулировку развала и схождения, когда необходимо как-то доехать до сервиса со стендом. Об этом необходимо сразу предупредить читателя. Танатаров Рашид

Как сделать развал-схождение колёс

Углы развала-схождения колес автомобиля можно отрегулировать своими руками, используя подручные средства и простые приспособления. В этом материале мы расскажем о том, как сделать развал-схождение самостоятельно в домашних условиях, и с какими трудностями чаще всего сталкиваются при регулировке углов установки колес.

Неправильная регулировка развала-схождения может являться причиной, например, быстрого износа покрышек, или того, что при движении по прямой машину будет уводить влево или вправо.

В конце этой статьи вы найдете видео, в котором подробно рассказано и показано все, что нужно знать о развале-схождении.

Развал-схождение – что это такое?

Для начала давайте разберемся с теорией: развал-схождение – что это? Какими бывают углы установки колёс, и как от них зависит поведение машины на дороге?

Развал – это угол между вертикалью и плоскостью колеса. Он обеспечивает надежный контакт покрышки с дорогой (смотрите на рисунке выше).

Схождение – это угол между направлением движения и плоскостью вращения колеса. От него зависит устойчивость автомобиля в поворотах и износ шин.

  • У заднеприводных автомобилей колеса должны быть слегка повернуты друг к другу – это называется положительное схождение. В движении они разъезжаются и становятся параллельно.
  • У переднеприводных – наоборот, схождение должно быть отрицательным (смотрите на схеме ниже).

Кастер – это угол продольного наклона шкворня. Данный параметр очень редко нуждается в корректировке, лишь на заново собранной передней подвеске из новых деталей, поэтому его регулировку мы рассматривать не будем.

Ремонт подвески или рулевого управления (замена тех же амортизаторов или рулевого шарнира) ведет к значительному изменению установочных углов колёс. Ежедневная эксплуатация автомобиля также со временем вносит свои коррективы в эти параметры, поэтому периодически возникает необходимость в регулировке развала-схождения.

Регулировать развал-схождение лучше всего два раза в год, при сезонной смене покрышек. За это время не раз угодишь в яму или наедешь на бордюр, от чего ходовая расшатывается и углы изменяются. Своевременная регулировка развала-схождения обойдется намного дешевле, чем комплект новой резины.

В 1955 году американский инженер Ли Хантер разработал первый стенд для регулировки развала-схождения. Датчики, установленные на колесах, посылали сфокусированные световые лучи и точно измеряли углы. Поэтому стенд назывался оптическим. Но уже в 1969-ом его подключили к компьютеру, а в 1995 году для измерения и регулировки углов стали впервые применять 3D технологии.

Правда советские автолюбители справлялись безо всяких стендов и компьютеров – при помощи гаечных ключей, штангенциркуля, нити и отвеса они регулировали углы развала и схождения своими руками.

Читайте также:
Как установить противотуманные фары (ПТФ) на Лада Веста

Инструкция по регулировке развала-схождения своими руками

Перед тем, как приступать к регулировке углов развала и схождения, в обязательном порядке необходимо проверить ходовую автомобиля. Если нужен ремонт, то развал-схождение делать бессмысленно. Рулевое управление и подвеска должны быть в полном порядке.

Обратите внимание на три момента, от которых очень сильно зависят углы установки колёс на автомобиле:

  1. Исправность ходовой (подробнее о диагностике подвески автомобиля);
  2. Давление в шинах;
  3. Загрузка машины.

Обязательно перед регулировкой развала-схождения проверяйте давление в покрышках и убедитесь в том, что случано не забыли в багажнике пару мешков картошки или цемента :)

В качестве примера, мы опишем, как сделать развал-схождение своими руками на автомобиле ВАЗ 2109.

Чтобы избежать лишних регулировок развала и схождения после ремонта ходовой, перед разборкой подвески следует метить все разъединяемые соединения относительно друг друга. Лучше всего это делать зубилом, керном или краской. Необходимо также считать число оборотов при выворачивании наконечников из рулевых тяг.

Регулировка угла развала колес

Регулировка углов развала выполняется в следующем порядке (напоминаем, что в нашем случае действия описаны для автомобиля ВАЗ 2109):

  1. Перед началом регулировки развала машина должна стоять на ровной площадке.
  2. Ставим на ободе колеса мелом по диаметру две вертикальные метки – одну сверху, другую снизу.
  3. Шнур с отвесом прикладываем к крылу, и вдоль меток линейкой или штангенциркулем измеряем расстояние от обода до шнура у верхней метки, а затем у нижней. Разница должна составлять ±3 мм.
  4. Обод может быть не идеальным, поэтому желательно прокатить машину, повернув колесо на 90°, и сделав еще 2 вертикальные метки. Снова производим замер.
  5. Проделайте тоже самое на втором колесе и запишите результат.
  6. После этого разверните машину на 180° и снова произведите замеры, запишите их и сравните.
  7. Затем снимите колесо и двумя ключами на 19 отпустите два болта крепления кронштейна стойки амортизатора к поворотному кулаку.
  8. Сдвиньте поворотный кулак ключом на 19 за счет эксцентриситета головки болта внутрь или наружу на необходимое расстояние, таким образом добиваясь необходимого угла развала.
  9. Подтяните болты, поставьте колесо на место, опустите автомобиль и качните несколько раз, нажав на крыло. Проведите замеры.
  10. Отойдите от машины на некоторое расстояние и посмотрите на положение передних колес, сравнивая их с плоскостью задних.

На заднеприводных автомобилях угол развала должен быть в пределах +1/+3мм, а на переднеприводных машинах нормальным считается развал в диапазоне от -1 до +1мм.

Регулировка угла схождения колес

Для регулировки угла схождения замеры удобнее всего производить специальной телескопической линейкой со шкалой.


Линейка для регулировки схождения

Работать удобнее на яме. Руль должен находиться в положении прямолинейного движения.

  • Перед регулировкой схождения, с внутренней стороны колёс мелом нанесите по одной метке на левой и правой покрышке как можно ближе дискам.
  • Создав в линейке предварительный натяг, установите ее, уперев концами в намеченные точки так, чтобы ее корпус не касался деталей кузова и подвески.
  • Слегка встряхните линейку, на подвижной шкале совместите «ноль» с неподвижным указателем. Зафиксируйте шкалу.
  • Осторожно прокатите автомобиль вперед, чтобы линейка вместе с колесами переместилась назад, но не коснулась деталей подвески и кузова.
  • Проверьте показания.

Если на ВАЗ 2109 расстояние между колесами сзади меньше чем спереди, то рулевые тяги надо укорачивать, а если больше, то – удлинять.

  1. Ключом на 27 ослабьте контргайки на рулевых тягах. Гайки с рисками на гранях имеют левую резьбу.
  2. Ключом на 24 вращайте муфту для изменения длины тяги.
  3. Не забывайте следить за горизонтальным положением спицы руля.
  4. Поставьте подвижную шкалу на линейке для регулировки схождения на «ноль» и прокатите машину назад.
  5. При показаниях от -1 до +1мм можно закончить регулировку угла схождения. Для дополнительно контроля прокатите автомобиль вперед.

Посмотрите по очереди со стороны каждого переднего колеса в створ каждого заднего. При горизонтально стоящей спице руля вы легко увидите есть или нет смещения обоих колес влево или вправо. Если смещение заметно явно, то, выкрутив одну тягу и закрутив другую на одинаковое количество оборотов, исправьте смещение.

После регулировки развала-схождения своими руками, стоит задуматься о том, какие выбрать колесные диски: штампованные или литые? Считается, что литые диски значительно снижают нагрузку на подвеску, а штампованные – более практичны.

Видео: что нужно знать о развале-схождении

Как поменять лампочку ближнего света на тойота королла 2008 — объясняем по пунктам

Замена лампы ближнего света на Королле — весьма простая процедура. Дело 5-ти минут и сгоревшая лампа будет заменена своими руками. Понадобится лишь плоская отвертка и новая лампа ближнего света.

Выбор ламп

Для оптики Toyota Corolla подойдут только определенные типы цоколей ламп. Сам цоколь предназначен для фиксации лампочки в корпусе, а также передачи к ней тока.

Самым лучшим вариантом для Тойота Королла 2013 из всех является HB4 Koito Whitebeam 12V 55W японского производителя. Такое освещение является надежным и очень ярким. Особенно рекомендуется покупать этот бренд для дальнего света. Из недостатков Които можно отметить только высокую цену.

Philips Crystal Vision HB4 – это еще один отличный вариант, который будет гореть очень ярким светом белого цвета.

Для Toyota Corolla существует несколько видов освещения, которое можно поставить, в зависимости от ваших потребительских нужд:

  • Всесезонное.
  • Долговечное.
  • С увеличенной светоотдачей.
  • Голубого освещения.

Рассмотрим основные черты, свойственные для каждого из этих типов ламп.

Всесезонные

Всесезонные, или всепогодные, лампы лучше всего устанавливать автовладельцам, которые много ездят за городом в темное время суток. Особенностью всесезонок является то, что их колба покрыта желтым слоем. Получается, что световой поток лампы становится желтого цвета, который гораздо эффективнее белого при влажной погоде. Если белый свет будет рассеиваться от влажных частиц, находящихся в воздухе, то в желтом такая проблема будет стоять не так остро: у желтого света коэффициент рассеивания меньше на 20 процентов. Это даст вам большую обзорность в туман, снегопад или дождь.

Долговечные

Рекомендуются тем, кто проводит много времени за рулем ночью. Такие лампы способны работать в целых два раза больше обыкновенных. Долговечность обеспечивается за счет вибростойкости цоколя и специального газа, находящегося в колбе. У производителей такие фары обозначаются Long Life.

С увеличенной светоотдачей

Заменить старые лампы на такие рекомендуются людям, у которых фары потеряли прозрачность и хуже пропускают огонь. Более мощный поток света (на 30 процентов сильнее, чем в обычных) достигается за счет большей температуры накала нити. Может показаться, что такая нить гораздо быстрее перегорит, но так не произойдет, потому что в колбу запущен специальный газ, который ее защищает.

Читайте также:
Регулировка дверей Лада Гранта: замок, уплотнитель, ограничитель

Голубого цвета

На самом деле их цвет близкий к голубому, однако продавцы все равно называют их лампами голубого свечения. Не разбирающиеся люди путают их свет с ксеноновым, потому что он действительно похож, просто не такой мощный. Такое освещение достигается за счет голубого напыления на колбе. Достоинством такого света является то, что от него глаза устают гораздо меньше, чем от обыкновенного.

Выбор ламп с цоколем HB4 ограничен.

Замена лампочек ближнего, дальнего света, противотуманок и габаритов на Тойота Королла 150

Срок эксплуатации штатных ламп достаточно долгий, перегорают редко, при повреждении, ударе, воспламенении. Чего нельзя сказать о купленных в автомагазине, на авторынке. Расходный материал низкого качества, неоригинального изготовления. По умолчанию в Тойота Королла 150 / 140 установлены осветительные элементы марки Philips Long Life. Средний срок использования превышает 3 – 4 года.

Требования к лампам при выборе аналогов штатных:

  • длительная эксплуатация;
  • эффект ксенона;
  • повышенная световая яркость;
  • светодиод (для ПТФ).

Поэтапная инструкция по замене ламп

Если у вас перегорела лампочка головной оптики на короле, подняв капот, вы увидите, что заменить ее без снятия всей фары не имеется возможным. На фото расположенном ниже это отчетливо видно.

Перед тем как приступать к разбору автомобиля, необходимо подготовить для него место. Лучше всего подойдет гараж. Заранее необходимо вымыть хотя бы переднюю часть автомобиля и высушить ее. Для совершения дальнейших действий должна присутствовать максимальная чистота.

Сделав все вышеперечисленное, Короллу необходимо слегка приподнять для того, что бы человек мог залезть под нее и открутить бампер. Это нужно для того, что бы получить доступ к оптике и заиметь возможность открутить ее от кузова. Но об этом поговорим ниже, а сейчас откручиваем бампер и снимаем его с защелок по бокам.

Открутив его, принимаемся к откручиванию самой фары. Для начала нам необходимо выкрутить болт под фарой, замер ключа 10.

Открутив нижний болт нам нужно открутить два верхних болта расположенных по краям, а также саморез, который выкручивается фигурной отверткой. В принципе это и все. Фару остается только вытащить. На фото показано местоположение всех креплений.

Снятие фары необходимо производить аккуратно, чтобы не уронить ее, а также не стоит забывать про защелку находящуюся у радиаторной решетки.

Когда фара практически вытащена, необходимо отсоединить пять штекеров, которые дают питание лампам. На фото отчетливо видно их местоположение.

Для того что бы штекер снялся без всяких проблем, нужно надавить пальцем на защелку и потянуть его на себя. На фотографии все четко видно.

Далее давайте разберемся с устройством самой фары. Для того чтобы нам заменить лампу, необходимо знать ее местоположение. Итак, давайте приступим. Разворачиваем лампу к себе задней частью и перечислим их с права на лево:

  1. Лампа ближнего света (красная стрелка справа на фото);
  2. Габаритная лампа (зеленый круг на фото);
  3. Корректор света (желтая стрелка на фотографии);
  4. Лампа дальнего света (Красная стрелка по центру фото);
  5. И наконец, лампочка подворотника (на картинке она крайняя слева).

Как мы поняли, нам нужно правое крайнее отверстие. Лампочку необходимо прокручивать в левую сторону для того чтобы вытащить ее. Ее замену нужно осуществлять аккуратно желательно не прикасаясь к самой лампе.

Сразу стоит предупредить и дать несколько очень важных советов, которые помогут сохранить ваши лампы в полной дееспособности. Для начала не стоит брать лампы голыми руками, а особенно прикасаться к стеклу. Это связано с тем, что при включении лампа очень сильно нагревается и при попадании жира или других частиц на стекло – лампа может легко перегореть. Поэтому лучше всего все операции производить в стерильных перчатках, а перед установкой протирать лампочки сухой, не имеющей ворса тряпкой. По окончанию установки, не стоит сразу подключать штекера, дайте лампе некоторое время, например, для того чтобы она высохла, если на ней имеется какая либо влага. И лишь после того как лампочка уже поставлена на место и вы уже убедились что на ней нет влаги, только тогда можно подключать ее к штекеру. Теперь поговорим про сами лампочки и про то как их устанавливать. На Короллах стоят лампочки неразборного типа.

Колодка лампочки имеет всего три направляющих, однако, по ним вы с легкостью разберетесь с тем, как правильно их вставлять. На колодке находится три направляющих, две из которых имеют большую длину по сравнению с третьей. Поэтому ее можно будет вставить только верном положении. Когда лампочка вставлена, проворачиваем ее вправо – тем самым мы фиксируем ее гнезде.

Установив лампу, даем ей некоторое время, после чего можем подключать все штекера обратно на свои места. Проверяем работу каждого из режимов, если все в порядке, ставим на место фару, бампер, то есть собираем автомобиль обратно до исходного состояния.

На этом занимательная процедура замены лампочки ближнего света заканчивается. Как мы увидели не все так просто с нашими японскими любимчиками. Иногда стоит значительно потрудиться для того что бы устранить какую то мелочь, например, поменять лампочку. Зато, теперь мы знаем, как их можно менять, весь процесс работы не должен занять у вас более половины дня. Если у вас есть время заменить ее самостоятельно, лучше всего так и поступить, так как на сервисе с вас сдерут приличную сумму денег, за процесс не стоящий того. И еще не факт что вам все сделают правильно, так как умельцев хватает.

Справочно

Белый свет лампы (свыше 5000К) имеет больше эстетическое, нежели практическое значение. В условиях тумана, повышенной сырости видимость останется ограниченной, эффективность такого освещения минимальная. Учитывайте данный фактор при покупке.

Осветительный прибор с увеличенной яркостью служит меньше аналогов со стандартным коэффициентом. Если вы нуждаетесь в дополнительном свете, будьте готовы к короткому ресурсу.

Ксеноновые лампы официально запрещены для установки на Toyota Corolla 150, а также прочие модификации. Вместо них активно инсталлируют светодиодные аналоги. Конечно, они несравнимы с галогеновыми, но на ближнем свете неплохо освещают дорогу.

Популярные изготовители диодных ламп для Toyota Corolla: KOITO, GE, MTF, NARVA, OSRAM, PHILIPS, VALEO, ДиаЛУЧ. Стоимость оригинальных диодных варьируется от 7000 рублей, в то время как китайская альтернативная оптика предлагает вариант подешевле, за 1500 – 2000 рублей.

Негорящий ближний свет: причины

Если у вас не горит свет, то это еще не значит, что проблема в лампах. Существует несколько причин этой неисправности:

Такая проблема решается просто: заменой его на новый, но обязательно ставить плавкий предохранитель такого же номинала, как сгоревший, иначе он сразу же выйдет из строя.

Читайте также:
Самодельный квадроцикл из ИЖа (фото, )
  • Замененный предохранитель может так же быстро выйти из строя, если имеются проблемы с проводкой автомобиля.
  • Неисправность реле. Посредством этого электрического элемента производится включение и выключение фар, поэтому очень часто суть проблемы находится именно в нем. Не обязательно сразу производить замену реле – оно может быть исправно, просто на контактах образовался нагар или окисление. Эти контакты можно почистить, после чего фары ближнего или дальнего света будут работать, как и раньше.
  • При длительной эксплуатации колба лампы тускнеет. Проблема заключается в том, что этот процесс происходит постепенно, и автовладелец не замечает разницы. Например, в 2004-м году фара светит ярко, в 2007-м чуть хуже, а в 2011–2012 совсем плохо, но за такой промежуток времени постепенные изменения сложно замечать.

    Последовательность действий при замене осветительных элементов на Тойота Королла 150

    Предварительно проводим профилактику, идентифицируем неисправные элементы, по мере необходимости проверяем (прозваниваем) электрическую проводку. Для таких целей лучше использовать специальный прибор – мультиметр.

    Он должен быть в наличии у каждого водителя, так как с его помощью проводят комплексную профилактику системы электрического питания, устраняют неполадки. В случае отсутствия – обратитесь за помощью к специалистам сервисного центра.

    Замена

    Для замены ламп ближнего света сначала необходимо открыть капот. В его пространстве будет видна пластиковая защита, которая держится на шести клипсах. В каждой клипсе в середине имеется заглушка, которую нужно поднять, нажав на ее сердцевину. Лучше всего это делать ножом с тонким лезвием.

    Снимаем всю панель защиты и откладываем. Теперь мы получили доступ к блоку передних фар ближнего света и подфарнику. Посмотрев туда, можно увидеть, что к каждой фаре идет фишка с двумя проводами.

    Осторожно снимаем ее, стараясь не повредить провода. Фишка приходила к цоколю лампочки, который выкручивается четвертью оборота против часовой стрелки.

    Передняя фара с лампой ближнего света на Королле E120, Е150 и Филдере может иметь резиновую заглушку, которая выкручивается также против часовой стрелки.

    Как только вы выкрутите цоколь с лампочкой и поставите новую, то не держитесь за саму лампочку, потому что она так может выйти из строя.

    Дело в том, что при попадании жира пальцев на стекло нить может перегореть. Теперь лампа ближнего света для Тойота Королла 2008 года установлена. Аналогичные операции производятся и для версий других годов. Эта инструкция подходит как для правой, так и для левой фары.

    Важно: замену лампочек в фаре стоит производить в сухую погоду. Потому что при попадании влаги на контакты лампы она может выйти из строя. При плохой погоде лучше заняться установкой в сухом гараже.

    Если с замененной лампочкой по-прежнему не горит ближний свет, то тогда проблема заключается в остальной электрической части: обратите внимание на предохранитель, реле и на то, до конца ли вставлен цоколь.

    Замена задних огней

    Для осуществления этой операции нам потребуется открыть багажник и обратить внимание на пластиковую крышку, которая расположена прямо за фарой. Открываем ее, подняв две защелки, на которых она фиксируется. Открыв эту крышку, мы получаем прямой доступ ко всем задним лампам.

    Следующий шаг: снятие фишки с той, которую хотим заменить.

    При снятии тянуть необходимо не за провод, а за пластиковую головку.

    Далее просто выкручиваем цоколь заднего габарита на ¼ оборота против часовой стрелки и производим замену лампочки. Данная методика свойственна и для Кароллы в 160 кузове, выпускаемой с 2016 года.

    Тойота Королла 150 устанавливаем на ровной поверхности, выворачиваем руль в противоположную сторону перегоревшей фары. Отверткой с крестообразным наконечником отвинчиваем пластиковый брызговик. Извлекаем две защелки, опускаем брызговик вниз. Против часовой стрелки проворачиваем цоколь ПТФ, извлекаем, заменяем новой. Колбу руками не трогаем.

    Светодиодные габариты

    Установка светодиодных габаритных огней – оправданное решение, потому что эти осветительные элементы потребляют гораздо меньше энергии и имеют приятный цвет свечения, напоминающий ксенон. Светодиодные лампы габаритов имеют такой же цоколь, как и обычные, поэтому устанавливаются аналогично. Такие габариты выглядят гораздо лучше и являются более надежными.

    Заключение

    Процесс замены ламп не является сложным. Главное в этом деле – следовать инструкции, приведенной выше, и покупать качественные световые приборы. Для замены освещения в передней оптике многие практикуют съем переднего бампера машины. Это делает больше пространства для замены, но и отнимает в два раза больше времени.

    Подсветка салона

    Проводим замену самостоятельно, процесс прост, интуитивно понятен. В случае возникновения затруднений привлекаем специалистов мастерской.

    Отверткой с плоским наконечником аккуратно поддеваем внешнюю крышку светильника. Она плотно посажена на обшивку в потолке тремя защелками. Неосторожные действия, чрезмерная сила повредят пластик, будьте внимательны. Снимаем крышку, извлекаем два диода, устанавливаем новые. Готово.

    Проводим дефектовку крышки, проверяем плотность посадки, фиксации.

    Освещение номерного знака

    Чтобы заменить подсветку номерного знака потребуется установить машину на ровной платформе, выжать ручной стояночный тормоз, открыть багажный отсек.

    Отверткой с плоским наконечником демонтировать ряд пластиковых клипс, снять обшивку с кузова, крышки багажника. По часовой стрелке выкручиваем патрон со старой лампой, вкручиваем новую. Собираем конструкцию, запускаем двигатель, проверяем исправность работы системы.

    Как поменять лампочку ближнего света на Тойота Королла

    Замена лампы ближнего света на Тойота Королла 120 (2000–2006 года) и 150 (2006–2013 года) не требует профессиональных знаний электрика. Эта операция совсем не сложная, и если вы будете следовать инструкции, приведенной ниже, то вопросом, как поменять лампочки, можно не задаваться.

    Перед тем как осуществлять покупку новых ламп, нужно знать, какие именно стоят в оптике Corolla.

    Для наглядности ниже приведен рисунок с обозначением подходящих лампочек для Короллы.

    Важно! Ближний HB4 не путать с H4

    Выбор ламп

    Для оптики Toyota Corolla подойдут только определенные типы цоколей ламп. Сам цоколь предназначен для фиксации лампочки в корпусе, а также передачи к ней тока.

    Самым лучшим вариантом для Тойота Королла 2013 из всех является HB4 Koito Whitebeam 12V 55W японского производителя. Такое освещение является надежным и очень ярким. Особенно рекомендуется покупать этот бренд для дальнего света. Из недостатков Които можно отметить только высокую цену.

    Читайте также:
    Схемы подключения дневных ходовых огней: от генератора, через реле и от двигателя

    Philips Crystal Vision HB4 – это еще один отличный вариант, который будет гореть очень ярким светом белого цвета.

    Для Toyota Corolla существует несколько видов освещения, которое можно поставить, в зависимости от ваших потребительских нужд:

    • Всесезонное.
    • Долговечное.
    • С увеличенной светоотдачей.
    • Голубого освещения.

    Рассмотрим основные черты, свойственные для каждого из этих типов ламп.

    Всесезонные

    Всесезонные, или всепогодные, лампы лучше всего устанавливать автовладельцам, которые много ездят за городом в темное время суток. Особенностью всесезонок является то, что их колба покрыта желтым слоем. Получается, что световой поток лампы становится желтого цвета, который гораздо эффективнее белого при влажной погоде. Если белый свет будет рассеиваться от влажных частиц, находящихся в воздухе, то в желтом такая проблема будет стоять не так остро: у желтого света коэффициент рассеивания меньше на 20 процентов. Это даст вам большую обзорность в туман, снегопад или дождь.

    Долговечные

    Рекомендуются тем, кто проводит много времени за рулем ночью. Такие лампы способны работать в целых два раза больше обыкновенных. Долговечность обеспечивается за счет вибростойкости цоколя и специального газа, находящегося в колбе. У производителей такие фары обозначаются Long Life.

    С увеличенной светоотдачей

    Заменить старые лампы на такие рекомендуются людям, у которых фары потеряли прозрачность и хуже пропускают огонь. Более мощный поток света (на 30 процентов сильнее, чем в обычных) достигается за счет большей температуры накала нити. Может показаться, что такая нить гораздо быстрее перегорит, но так не произойдет, потому что в колбу запущен специальный газ, который ее защищает.

    Голубого цвета

    На самом деле их цвет близкий к голубому, однако продавцы все равно называют их лампами голубого свечения. Не разбирающиеся люди путают их свет с ксеноновым, потому что он действительно похож, просто не такой мощный. Такое освещение достигается за счет голубого напыления на колбе. Достоинством такого света является то, что от него глаза устают гораздо меньше, чем от обыкновенного.

    Выбор ламп с цоколем HB4 ограничен.

    Замена

    Для замены ламп ближнего света сначала необходимо открыть капот. В его пространстве будет видна пластиковая защита, которая держится на шести клипсах. В каждой клипсе в середине имеется заглушка, которую нужно поднять, нажав на ее сердцевину. Лучше всего это делать ножом с тонким лезвием.

    Снимаем всю панель защиты и откладываем. Теперь мы получили доступ к блоку передних фар ближнего света и подфарнику. Посмотрев туда, можно увидеть, что к каждой фаре идет фишка с двумя проводами.

    Осторожно снимаем ее, стараясь не повредить провода. Фишка приходила к цоколю лампочки, который выкручивается четвертью оборота против часовой стрелки.

    Передняя фара с лампой ближнего света на Королле E120, Е150 и Филдере может иметь резиновую заглушку, которая выкручивается также против часовой стрелки.

    Как только вы выкрутите цоколь с лампочкой и поставите новую, то не держитесь за саму лампочку, потому что она так может выйти из строя.

    Дело в том, что при попадании жира пальцев на стекло нить может перегореть. Теперь лампа ближнего света для Тойота Королла 2008 года установлена. Аналогичные операции производятся и для версий других годов. Эта инструкция подходит как для правой, так и для левой фары.

    Важно: замену лампочек в фаре стоит производить в сухую погоду. Потому что при попадании влаги на контакты лампы она может выйти из строя. При плохой погоде лучше заняться установкой в сухом гараже.

    Если с замененной лампочкой по-прежнему не горит ближний свет, то тогда проблема заключается в остальной электрической части: обратите внимание на предохранитель, реле и на то, до конца ли вставлен цоколь.

    Негорящий ближний свет: причины

    Если у вас не горит свет, то это еще не значит, что проблема в лампах. Существует несколько причин этой неисправности:

    Такая проблема решается просто: заменой его на новый, но обязательно ставить плавкий предохранитель такого же номинала, как сгоревший, иначе он сразу же выйдет из строя.

  • Замененный предохранитель может так же быстро выйти из строя, если имеются проблемы с проводкой автомобиля.
  • Неисправность реле. Посредством этого электрического элемента производится включение и выключение фар, поэтому очень часто суть проблемы находится именно в нем. Не обязательно сразу производить замену реле – оно может быть исправно, просто на контактах образовался нагар или окисление. Эти контакты можно почистить, после чего фары ближнего или дальнего света будут работать, как и раньше.
  • При длительной эксплуатации колба лампы тускнеет. Проблема заключается в том, что этот процесс происходит постепенно, и автовладелец не замечает разницы. Например, в 2004-м году фара светит ярко, в 2007-м чуть хуже, а в 2011–2012 совсем плохо, но за такой промежуток времени постепенные изменения сложно замечать.

    Замена задних огней

    Для осуществления этой операции нам потребуется открыть багажник и обратить внимание на пластиковую крышку, которая расположена прямо за фарой. Открываем ее, подняв две защелки, на которых она фиксируется. Открыв эту крышку, мы получаем прямой доступ ко всем задним лампам.

    Следующий шаг: снятие фишки с той, которую хотим заменить.

    При снятии тянуть необходимо не за провод, а за пластиковую головку.

    Далее просто выкручиваем цоколь заднего габарита на ¼ оборота против часовой стрелки и производим замену лампочки. Данная методика свойственна и для Кароллы в 160 кузове, выпускаемой с 2016 года.

    Светодиодные габариты

    Установка светодиодных габаритных огней – оправданное решение, потому что эти осветительные элементы потребляют гораздо меньше энергии и имеют приятный цвет свечения, напоминающий ксенон. Светодиодные лампы габаритов имеют такой же цоколь, как и обычные, поэтому устанавливаются аналогично. Такие габариты выглядят гораздо лучше и являются более надежными.

    Заключение

    Процесс замены ламп не является сложным. Главное в этом деле – следовать инструкции, приведенной выше, и покупать качественные световые приборы. Для замены освещения в передней оптике многие практикуют съем переднего бампера машины. Это делает больше пространства для замены, но и отнимает в два раза больше времени.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: