Как построить дорогу?

Технология строительства автодорог

Количество и качество автодорог свидетельствует не только о благосостоянии населенного пункта (будь то мегаполис или небольшой поселок), но и характеризует уровень развития страны в целом. С чего же стоит начать выполнение строительных работ? Ведь строительство автомобильных дорог — это сложный многоэтапный процесс, который требует больших финансовых и физических затрат. Первоочередной задачей является выбор надежного подрядчика, в чьем арсенале имеется квалифицированная команда профессионалов и специализированная техника. Подрядная организация в лице специалиста составляет список мероприятий по выполнению поставленной задачи и производит калькуляцию себестоимости работ.

Этапы строительства автомобильной дороги

Качественно сделанная автодорога должна соответствовать необходимым стандартам, так как это является залогом безопасности и комфорта не только водителей, но и пешеходов. Первым этапом любого строительства или реконструкции является проектирование, после чего разрабатывается план постройки дороги. Последующие работы можно разделить на такие этапы:

  • топографическая съемка и разбивка участка. Специалисты подрядной организации проводят геодезические работы на местности, делают замер территории и анализ рельефа, определяют глубину грунтовых вод и тип грунта;
  • подготовительные работы. На этом этапе осуществляется расчистка местности, перенос коммуникаций, а также устраняются всевозможные преграды, которые могут стать помехой при строительстве дороги;
  • составление сметы затрат и закупка необходимых стройматериалов;
  • земляные работы. Для качественного строительства автодороги в первую очередь происходит устранение рельефа территории, разравнивание грунта, при необходимости — создание углублений, или же, наоборот, возведение насыпей. Для этого применяют специализированную технику;
  • монтаж водоотвода. При строительстве новой дороги обязательным этапом является устройство водоотвода, который обеспечит безопасное устранение воды с автодорожного покрытия на достаточное расстояние;
  • укладка «подушки». Правильно уложенное основание является залогом успешного конечного результата строительства дороги. «Подушка» служит амортизационным слоем и сглаживает механическое воздействие на дорожное покрытие. Для создания основания используют песчано‑гравийную смесь, или же песок и гравий по отдельности. Материалы укладываются слоями, после чего тщательно разравниваются и утрамбовываются при помощи спецтехники;
  • укладка финишного слоя и разметка дороги. Использование современных инновационных технологий обеспечивает высокое качество дорожного покрытия. После укладки полотна автодорогу подготавливают к открытию движения — на ее поверхность наносят разметку, устанавливают знаки и прочее.

При необходимости до начала выполнения запланированных дорожных работ происходит строительство временной объездной дороги. Ее сооружают в виде насыпи той высоты, которая указана в рабочем проекте. После завершения строительства объезд демонтируют.

Финишное покрытие — залог долговечности и надежности дороги

Верхний слой дороги подвержен наибольшему износу, так как на него ежедневно оказывается давление большой массой проезжающих автомобилей. Поэтому от того, насколько профессионально проведены строительные работы и какие материалы при этом использовались, напрямую зависит надежность и долговечность автомобильной дороги. Существует следующие распространенные виды дорожных покрытий:

  • асфальтобетон. Такой вид укладки в строительстве еще называют «дорожным пирогом» (из‑за его многослойности). Послойное распределение щебня, песка, каменной муки и расплавленного асфальта дают возможность поверхности выдерживать большие транспортные нагрузки. Количество слоев зависит от многих факторов (например, от степени загруженности дороги). Добавление в смесь такого материала, как щебень, наделяет покрытие высокой износостойкостью и водонепроницаемостью. Благодаря шероховатой структуре щебня обеспечивается необходимое трение между дорогой и шиной, что не дает автомобилю буксировать;
  • литой асфальт. Представляет собой вязкотекучую смесь, которая готовится под воздействием высокого температурного режима из тех же материалов, что и асфальтобетонное покрытие. На стройплощадку ее доставляют в специальных контейнерах, которые способны сохранить ее температуру, поскольку именно горячую смесь выливают на место будущей дороги. Такой асфальт способен выдержать большие транспортные нагрузки, обладает высокой износостойкостью, противостоит коррозии от воздействия шин с шипами и реагентов, которые препятствуют скольжению в зимний период.

Спецтехника, используемая при строительстве автомобильной дороги

Для укладывания асфальта используют специализированную технику, которая способствует оптимизации рабочих процессов, экономии времени и трудозатрат. Применение современных технологий на стройплощадке в принципе невозможно без спецоборудования. Кроме того, спецтехника, которую используют для строительства асфальтовых дорог, оказывает большое влияние на конечный результат проделанной работы. Чтобы качественно и в срок выполнить поставленные задачи, обычно используют стандартный набор спецмашин, а именно:

  • экскаватор. При строительстве дороги его применяют для транспортировки сыпучих материалов (щебня, песка и прочих) и перемещения грунта;
  • бульдозер. Спецтранспорт используют для расчистки поверхности и ее планировки, перевозки и резания грунта;
  • грейдер. Назначение агрегата в дорожном строительстве заключается в планировке основания и устройстве земляного полотна при строительстве дороги;
  • асфальтоукладчик. Его основными функциями являются распределение и утрамбовка асфальтобетонной смеси по предварительно подготовленному дорожному полотну;
  • каток. Спецмашину используют для уплотнения и утрамбовки асфальта;
  • бетоносмесители. Применяют для изготовления бетонных смесей.

Кроме того, спецтехника, которую используют для строительства дорог, является достаточно дорогостоящей, поэтому многим предприятиям и организациям выгоднее воспользоваться услугой аренды. Это поможет арендатору избежать расходов, связанных не только с приобретением, обслуживанием и ремонтом собственных спецмашин, но и с простоем оборудования, после окончания строительства дороги, а также с выплатой зарплаты дополнительному обслуживающему персоналу.

Постоянно расширяющаяся сеть автодорожных магистралей требует внедрения инновационных технологий и разработок, которые связаны с дорожным строительством. Использование качественных материалов, современной спецтехники позволяет не только существенно снизить стоимость работ, но и построить действительно надежные и безопасные автотрассы. Среди многих компаний, занимающихся строительством, реконструкцией и ремонтом дорог, ООО «Лидинг» сумела накопить многолетний опыт по использованию передовых европейских технологий, чтобы воплотить их в процессе работы.

Читайте также:
Как построить частный дом?

Как сделать дорогу от А до Я

Владельцы новых участков часто сталкиваются с отсутствием нормального подъезда к дому. Ситуация неприятная и осложняется тем, что многие не знают, как правильно сделать дорогу к дому, не нарушая законы и существующие нормы. Незаконный монтаж автодороги карается штрафом, поэтому нужно согласовать все этапы строительства с собственником территории. Кроме этого, нужно знать, как сделать дорогу к дому, кто такой хороший и добросовестный подрядчик, как его найти.

С какими проблемами можно столкнуться

Прежде чем заказывать строительство дорожного полотна к дому и познакомиться с нюансами работ, необходимо сразу приготовиться к возможным проблемам. Ведь, кто предупрежден – тот вооружен.

На первый взгляд кажется, что строительство автодороги к своему дому или участку – дело не хлопотное. Расстояние предстоит заасфальтировать небольшое, но на деле здесь кроется много подводных камней.

Несогласованное асфальтирование даже двух квадратных метров обернется для владельца серьезными неприятностями, а если нужно замостить путь к целому поселку, потребуется решить еще больше вопросов.

Каждый собственник имеет право на качественный подъезд к своему участку. Это неоспоримо и не подлежит даже обсуждению. Но нужно правильно построить дорогу, чтобы не столкнуться с непреодолимыми трудностями.

Необходимо помнить, что территория от дома к трассе общего пользования принадлежит органам местного самоуправления или частному лицу. Прежде чем приступать к застройке территории, нужно найти этого собственника и согласовать с ним прокладку дорожного полотна.

Чем длиннее будет дорожное полотно, тем сложнее пройти все этапы согласования технической документации. Необходимо проложить автодорогу в соответствии с действующими законодательными правилами строительства, предоставить качественный проект, а также данные инженерных изысканий.

Чтобы не забивать себе голову вопросами, как сделать дорогу на даче качественно, стоит обратиться в дорожно-строительные организации, которые предлагают строительство дорожных покрытий под ключ. Здесь вам составят проект, проведут необходимые геологические и геодезические исследования, решат вопрос с собственником территории.

Как можно сделать дорогу

Перед заказом строительства автодороги, необходимо узнать особенности укладки дорожного полотна. Если знать весь процесс изнутри, можно уберечь себя на этапе строительства от недобросовестных подрядчиков, которые для экономии могут использовать упрощенную технологию строительства дорожного покрытия или неподходящие материалы.

Работы по строительству начинаются с инженерных изысканий. Только после тщательного анализа территории инженеры приступают к составлению проекта, который пойдет на согласование с собственником. На этапе проектирования собственник узнает стоимость прокладки трассы, а также ознакомится со списком предстоящих работ, сроками, материалами.

Как правильно сделать дорогу к участку:

  • подготовка – инженерные изыскания, разработка проекта, расчет сметы, согласование документации с собственником и контролирующими органами;
  • разработка – вырубка растений, перенос коммуникаций или сооружений;
  • земляные работы – удаление верхнего слоя грунта, формирование насыпи, выравнивание поверхности, трамбовка;
  • монтаж водоотвода, дренажной системы;
  • формирование дорожного основания – укладка геотекстиля, отсыпка песчаной «подушки», монтаж георешетки, отсыпка щебня;
  • укладка финишного покрытия – укладка асфальтобетона, грунта, щебня или гравия;
  • благоустройство территории – монтаж бордюров, тротуара, дорожных знаков, разметка.

Любой этап строительно-монтажных работ проводится с соблюдением технологий и положений ГОСТ.

Как построить дорогу к даче или поселку

Сегодня для финишного покрытия используется несколько материалов:

  • песок – для тротуаров или пешеходных зон;
  • как проложить дорогу к участку – взять гравий – для автодорог с низкой транспортной загруженностью, подходит для прокладки пути к дому;
  • как сделать автомобильную дорогу? – использовать щебень – для трасс высокой загруженности, подходит для прокладки пути к дачному поселку от федеральной трассы.

Как сделать дорогу на улице: технологии

В дорожном строительстве используется несколько технологий укладки асфальта. Метод подбирается по назначению дорожного полотна.

Горячее асфальтирование используется чаще других технологий, поскольку в результате получается полотно высокой прочности, подходящее для передвижения грузового и легкового транспорта. Для укладки смесь нагревают до температуры 120 градусов, а затем распределяют в горячем виде по поверхности.

Литой асфальт предполагает заливку горячей смеси на участок без трамбовки. Преимущество – быстрый монтаж, но такая технология укладки дорожного полотна обойдется недешево.

Холодный асфальт используют для ямочного ремонта. Для строительства автомобильных путей методика не подходит, так как полотно не обладает хорошим уровнем износостойкости и прочности. Преимущество методики – укладывать асфальт можно даже в дождь и при отрицательных температурах.

Как сделать дорогу на даче

Для поселков и дачных участков дорожное полотно необязательно асфальтировать. Автодорога на даче может быть грунтовой или щебеночной. Она дешевле, рассчитана на небольшой трафик и прослужит много лет при соблюдении условий эксплуатации.

В современном дорожном строительстве используют четыре варианта, как сделать дорогу домой:

  • традиционная двухполосная трасса 4 категории;
  • стабилизированный грунт;
  • щебенчатое полотно;
  • покрытие из асфальтовой крошки.
Читайте также:
Как построить крыльцо своими руками: пошаговая инструкция

Как построить дорогу к участку под ключ

При заказе автодороги под ключ вы получаете проведение всех мероприятий, необходимых для строительства нового полотна. Заказчику не придется тратить время на согласование, проектирование, другие детали, так как подрядчик возьмет на себя все обязанности.

В строительство под ключ входят:

  • инженерные изыскания;
  • проектирование;
  • дорожные работы;
  • закупка материалов;
  • аренда и доставка спецтехники;
  • благоустройство территории.

Чтобы получить качественное дорожное покрытие и избежать неприятностей, нужно правильно подойти к поиску подрядчика. Как отличить добросовестного подрядчика от мошенников, и как сделать проселочную дорогу? Обязательно прочитайте советы ниже.

Как правильно сделать дорогу на даче – решает подрядчик

От выбора строительной организации зависит долговечность и качество полотна. Если дорожное полотно строится с нарушением технологий или ошибками, получить качественное покрытие не получится. Характеристики будут значительно снижены, а это прямой путь к быстрому износу.

Поэтому большую роль играет поиск и подбор подрядчика с высокой квалификацией и хорошим оснащением. При выборе подрядчика нужно смотреть на следующие факторы:

  • сколько лет компания существует на рынке;
  • какой штат сотрудников есть в компании;
  • наличие собственной спецтехники, оборудования;
  • цены.

Почем стоит обращать внимание на цены? Дело в том, что они у большинства добросовестных подрядчиков будут на одном уровне. Слишком заниженные цены могут свидетельствовать о нарушении технологии укладки, что приведет к ее быстрому разрушению.

Хороший подрядчик предоставляет все услуги по дорожному строительству от проектирования до благоустройства. Наличие собственной спецтехники освободит владельца участка от дополнительных расходов на аренду.

Компании, у которых есть своя спецтехника, могут предложить более низкую цену на асфальтирование, поскольку аренда обходится недешево.

У хорошего подрядчика клиент получит качественную работу от начала до конца:

  • согласованность каждого этапа;
  • соблюдение сроков;
  • соблюдение качества;
  • квалифицированных сотрудников;
  • аренду спецтехники;
  • снижение расходов на эксплуатацию.

Заказчику не придется тратить свое время, чтобы приезжать на объект и проверять строительство. Прораб будет присылать фотоотчет с места стройки, а также предоставлять другие данные по требованию. Не придется искать материалы или организовывать доставки, хороший подрядчик возьмет организационные и закупочные вопросы на себя.

Как сделать дорогу к участку дешевле

Потратить меньше на строительстве автодороги к дому можно, если воспользоваться небольшими хитростями. Если дорожное полотно предназначено для одного владельца дома, а значит, не предполагается передвижение большого количества автомобилей, тратить деньги на асфальтирование не стоит. Можно проложить бюджетную щебеночную или грунтовую автодорогу, которая прослужит много лет при низкой транспортной загруженности.

Сделать дорогу дешевой и качественной можно только с добросовестным подрядчиком. Если у подрядчика есть свое производство материалов, собственный парк спецтехники, высококвалифицированные инженеры и большой опыт в укладке дорожных покрытий, вы сможете потратить гораздо меньше.

Компания «Адора» – надежный подрядчик, который выполнит дорожно-строительные работы любой сложности. В нашем распоряжении 37 единиц спецтехники и более 60 специалистов разного профиля, включая инженеров, проектировщиков, асфальтоукладчиков, строителей. Вы получите качественное дорожное полотно по низким ценам. Заказать услугу можно в Москве и Московской области.

Как сделать дорогу на даче своими руками

Из чего делать дорогу

Дороги подразделяются на дороги с твердым покрытием и без оного. К первым относятся дороги из асфальта, бетона или брусчатки (булыжника), ко вторым – грунтовые дороги. Что подойдет именно вам — на 95% диктуется бюджетом.

Наиболее дорогие и наиболее долговечные – дороги из тесаного камня (булыжника). Следующим по цене идет менее прочный бетон и, наконец, асфальт. «Грунтовка» – вариант в разы более дешевый, но, разумеется, и менее долговечный.

Строительство дороги на даче

Асфальт требует дорожной техники, которая в дачном хозяйстве вряд ли найдётся, потому рассматривать, как сделать дорогу на даче своими руками из асфальтобетона, вряд ли есть смысл.

Дорога грунтовая со щебёночным (гравийным) покрытием представляется наиболее привлекательным вариантом с точки зрения финансовых затрат.

Грунтовая дорога с щебёночным покрытием

Как сделать дорогу своими руками

Какой бы вариант вы не выбрали, основным инструментом дорожного дела и доныне служит следующий.

Инструменты, необходимые для строительства дороги

Устройство дороги из брусчатки

Лопата, лом, кирка. Именно эти инструменты понадобятся для выравнивания земляного полотна и разработки грунта.
Для разбивки направления и высотных отметок нужны будут ровные колья (забивать их можно обухом того же топора, которым выстругивали): пара длинных – для выставления направления; десяток коротких, по полметра. Метров сто прочного шнура.

Рулетка, желательно, тридцатиметровая.
Если предполагается выполнять бетонное покрытие, то инструменты понадобятся аналогичные тем, что использовались для выравнивания пола. Т. е. правило и полутерок для разравнивания и заглаживания. Разумеется, требования к качеству тут не такие строгие, как к полам, но чем более гладкой и ровной получится поверхность, тем дольше прослужит полотно.
Тачка (носилки) для перевозки (переноски) сыпучих материалов.
Трамбовка ручная для уплотнения грунта и подбивки брусчатки.

Читайте также:
Как и чем прочистить дымоход от сажи: обзор средств и технологии очистки

Разбивка и разметка

До того как начать земляные работы, необходимо выполнить разметку трассы, что при спокойном рельефе большинства дачных поселков проблем не составит. Как правило, сделать дорогу на даче своими руками можно лишь в конкретном месте, по единственно возможному направлению. Обычно там уже есть тропинка или проселок, поэтому серьезные изыскательские работы с составлением карты рельефа не нужны. Достаточно через каждые десять-пятнадцать метров забить колышки, размечающие края дороги, и по мере производства работ натягивать между ними шнур, обозначая участок работ.

Земляные работы

Глубина корыта зависит от грунта, на котором вы сооружаете свою автостраду: чем грунт слабее, тем глубже корыто. Но в любом случае, нужно снять хотя бы верхний растительный слой на глубину как минимум 10-15 см. Вынутый грунт вывозят или используют для благоустройства. Дно корыта выстилают «геотекстилем», защищая его от повреждений при выполнении последующих работ слоем мелкого щебня (отсева) или песка.

Дополнительно об устройстве корыта можно узнать в материалах об устройстве на дачах дорожек и тропинок: разница лишь в объемах работ.

Теперь давайте рассмотрим особенности устройства каждого покрытия, после того как земляные работы по устройству корыта окончены.

Покрытие из брусчатки, дорога из брусчатки

Для устройства покрытия из естественных камней вам понадобится инструмент для колки и обработки камня: небольшая кувалда, зубила, клинья. Из электроинструмента незаменима УШМ («болгарка») или мощный перфоратор с комплектом насадок по камню. Для камней искусственных, которые не нуждаются в дополнительной обработке, можно обойтись только «болгаркой», хотя, разумеется, стационарный станок для резки каменной плитки более предпочтителен.

Схема устройства дороги с покрытием из брусчатки

Камни укладывают на песчаную подушку вплотную друг к другу, подтесывая при необходимости. Осаживаются массивным резиновым или деревянным молотком (трамбовкой) до тех пор, пока усадка полностью не прекратится. Швы между камнями просыпаются цементно-песчаной смесью в пропорции 1:5.

Если слабые грунты диктуют значительную глубину корыта, до нужной отметки полотно доводится отсыпкой балласта. При этом сначала укладываются камни крупных фракций, которые затем расклиниваются более мелкими и просыпаются песком (рис. 1).

Бетонное покрытие, бетонная дорога

Теперь разберемся, как сделать дорогу для дачи своими руками из бетона.

В качестве балласта для дороги с бетонным покрытием используют щебень фракции 20-40, выравнивающий песчаный слой не устраивают. Если по дороге возможно движение большегрузных автомобилей, полотно желательно усилить вязаной сеткой с ячейкой стороной 250-300 мм из арматуры A-I диаметром 6 мм. Или сварной проволочной сеткой со стороной ячейки 150-200 мм и диаметром проволоки 3-4 мм.

Схема устройства дороги на даче с покрытием из бетона, асфальта

Для дорожного полотна не применяют инвентарные маяки из оцинкованной стали, поскольку с течением времени бетон вокруг них разрушается, а сами маяки, стираясь и ломаясь, создают опасность для колес. Бетон укладывают по маячным рейкам, которые после схватывания состава (обычно уже на следующий день или через сутки) удаляют. Оставшиеся канавки заделывают бетоном такой же марки на мелком заполнителе.

Для полотна применяют бетон марки не ниже 200 при толщине слоя не менее 100 мм.

Грунтовое полотно, грунтовая дорога своими руками

Не стоит считать, что достаточно выровнять полосу земли, и грунтовая дорога готова. Подобное конструктивное решение может привести к тому, что из сооружения, делающего передвижение удобнее, дорога после парочки осенних дождей превратится в эффективное фортификационное сооружение, и для её преодоления (причем поперек) понадобится трактор.

Сначала нужно снять растительный слой, после чего уложить геоткань. Затем полотно отсыпают суглинком, который уплотняют трамбовкой или тщательно укатывают. Завершающим этапом грунтовой дороги будет уплотнение полотна щебнем. Для этого щебень фракции 20-40 рассыпают тонким слоем и трамбовкой вбивают в грунт.

Устройство простой грунтовой дороги

Такая дорога может служить без ремонтов долгие годы даже при достаточно оживленном движении.

Осталось сказать еще о двух обязательных для дороги мероприятиях:

для всех видов дороги обязательно делаем небольшой (порядка 3%) уклон для стока воды, от средины к краям;
вдоль дороги по возможности делаем водоотводные канавы (кюветы) (рис. 2).

Заключение

Как вы убедились, дорожное строительство далеко не столь простое дело, как может показаться на первый взгляд. Впрочем, теперь вы вооружены теорией и, разумеется, справитесь.

Оставляйте ваши советы и комментарии ниже. Подписывайтесь на новостную рассылку. Успехов вам, и добра вашей семье!

Дорога к участку

Дороги, ведущие к частному дому, проще обустроить самостоятельно: местные власти и обычные трассы ремонтирую нечасто. Потому, комфортное транспортное сообщение от основной магистрали до подъезда к участку – часто дело рук владельцев земли.

Организовать строительство дороги к участку можно как самостоятельно, так и вместе с соседями, которые тоже будут пользоваться новым отрезком обустроенного подъезда. Тем более, если через него лежит путь к их владениям, запретить пользование дорогой вы не сможете. Таким образом, чтобы не возникло неприятных ситуаций, первое, что нужно сделать – договориться с соседями. Строительство дороги – процесс не обязательно дорогостоящий и трудозатратный. Далее мы приведем несколько способов укладки полотна разного качества и стоимости.

Читайте также:
Cкважина на даче своими руками: как самому пробурить скважину на песок

Подготовительный этап

Перед строительством дороги к участку необходимо выполнить разметку территории. Можно воспользоваться обычными колышками и веревкой, которую следует натянуть между ними.

Для правильной разбивки местности нужно придерживаться установленных правил согласно СНиП 2.07.01-89:

  • 1) Ширина полосы движения в населенном пункте до групп зданий должна составлять 2,75 метра, минимальное количество полос – 2.
  • 2) К отдельно стоящим домам прокладывают второстепенные проезды шириной 3,5 метра в количестве одной полосы.
  • 3) Дороги между участками в глубине квартала должны соответствовать ширине 2,75-3,0 метра с устройством пешеходного тротуара 0,9-1,0 метра.

При этом, на однополосных дорогах необходимо обустройство карманов для пропуска встречного потока машин через каждые 75 метров, у фасадов зданий с входом ширину дороги увеличивают до 5,5 метров.

Тупики не должны превышать 150 метров, их необходимо оборудовать поворотом для разворота мусоровозов и пожарных машин.

Границу участка дороги регламентирует СНиП 30-02-97. Согласно документу, расстояние от дома до дороги должно быть не менее 5 метров, этого требуют правила пожарной безопасности. Забор не должен притеснять проезжую часть. Более точное расстояние можно уточнить по градостроительному плану в администрации местности.

Способ 1: уплотнение грунта

Уплотненный грунт – самый бюджетный способ организации проезда, но самый ненадежный: такую дорогу придется периодически уплотнять. Этот вариант устройства подойдет тем улицам, где не ходит тяжелая техника, а на поверхности располагаются плотные и сухие грунты: каменистые, крупный песок. Уплотнение грунта бесполезно на мелких глинах и рыхлых породах.

Уплотнение верхнего слоя почвы осуществляет тяжелая техника:

  • Бульдозер разравняет основные неровности и снимет верхний слой;
  • Каток уплотнит грунт.

В стоимость дороги, по сути, войдет только аренда техники.

Способ 2: засыпка щебнем

Засыпанная щебнем дорога к даче – вариант часто встречающийся в сельской местности и частных кооперативах. Её не размывает водой, засыпка выдерживает нагрузку даже от нечастого передвижения большегрузов. Полотно будет служить долго, если уложить его по правильной технологии.

Как сделать дорогу:

  1. Первым делом необходимо снять верхний слой грунта: он самый рыхлый и непригодный для устройства покрытия. Срезают почву грейдером или бульдозером. Толщина слоя определяется индивидуально, в среднем – 20-30 см.
  2. Выстилка геотекстиля под первый и последующий слои пирога дороги обязательна: он укрепляет основание.
  3. Переходим к обустройству песчаной подушки: она дренирует поступающую воду и не дает покрытию размыться, изменить форму. Следует выбрать крупный песок, отсыпать на поверхность будущей дороги слой минимум 20 см и хорошо его уплотнить.
  4. Теперь выкладываем первый слой (10-20 см) крупного щебня фракции 40-70 мм. Сюда можно добавить бой бетона и кирпича. Поливаем, уплотняем его и сверху закрываем геотекстилем или специальной дорожной сеткой. Этого можно не делать, но с ткань лучше держит камни на месте и полотно будет держаться крепко.
  5. Второй слой щебня помельче (20-40 мм) засыпаем поверх первого и так же поливаем, уплотняем, закрываем геотекстилем.
  6. Далее загоняем на участок грейдер и выравниваем плоскость полотна по проекту.
  7. Теперь укрепляем поверхность дороги мелкой щебенкой 5-20 мм и укатываем ее. Она заполнит пространство между крупными частицами и сделает передвижение по полотну комфортным.

Стоимость 100 метров такой дороги выходит около 20-30 тыс. руб. Можно сэкономить и обойтись одном слоем щебня, но такое покрытие постоянно придется обновлять. Его стоимость составит 15 000 руб. за 100 погонных метров.

Способ 3: дорожные плиты

Это готовые железобетонные изделия. Их выпускают в разных размерах, соответственно, от этого зависит цена. Например, 2П 30.15-10 обладает размерами 3000×1500×160 мм и стоит примерно 6-6500 руб. Дороговато, но такое покрытие плитами имеет ряд плюсов:

  • 1) По дороге без ущерба могут ездить автомобили с любой массой;
  • 2) Полотно не размывается;
  • 3) При правильной укладке плиты не ломаются.

Если предполагается строительство дороги к участку небольшой протяженности, этот вариант оптимален. Стоимость 1 метра, исходя из выбранной нами плиты, получается около 4 тысяч рублей.

Перед укладкой плит срезают грунт, уплотняют его, закрывают геотекстилем и песком, затем щебнем. Такая подушка примет на себя нагрузки и распределит их по всей поверхности плиты, не давая ей сломаться.

Способ 4: Укладка асфальта

Это первое, что приходит на ум, когда заходит речь об устройстве дороги. И правда, это самое прочное и комфортно дорожное покрытие, но при условии плавильной его укладки. В свою очередь, процесс этот весьма трудоемкий, требует применения специального оборудования и материалов.

Перед строительством полотна необходимо получить разрешение хозяина дороги, в случае частного сектора это согласие от администрации поселения.

Доверить строительство асфальта лучше профессионалам, стоимость проведения работ с используемыми материалами и техникой выйдет примерно в 50 тысяч рублей за 100 метров асфальтированного полотна. С соблюдением всех норм процесс займет неделю.

Способ 5: брусчатка и плитка тротуарная

Это эстетичные виды дорожного покрытия, идеально подходят для обустройства подъезда к участку до входной двери.

Читайте также:
Сделать забор на даче своими руками легко

Если сравнить брусчатку и плиту, можно прийти к выводу, что это примерно одно и то же изделие: нет четкого распределения по форме и толщине, цвету. Основное отличие заключается в несущей способности элементов:

  • Плитка подходит для покрытия тротуаров и проездов для легких автомобилей;
  • По брусчатке может ездить тяжелая техника, покрытие при этом не портится.

Вывод: для подъезда к территории и между участками целесообразно выбрать брусчатку. Лучше, если она будет вырезана из цельного камня твердых пород. Плитка идеальна для садовых дорожек, придомовой территории и зон отдыха. Владельцы частных домов, выбравшие брусчатку в качестве покрытия дороги до участка, используют ее и для строительства полотна придомовой территории – изделие ничем не уступает плитке по эстетическим свойствам.

Что понадобится для укладки плитки и брусчатки:

  • Цементно-песчаный раствор, который можно приготовить прямо на строительной площадке;
  • Лопаты штыковые и совковые;
  • Болгарка со сменными дисками для пиления бордюра и брусчатки при необходимости;
  • Рулетка;
  • Гидроуровень;
  • Грабли;
  • Гладилка для песка, можно заменить доской с приколоченной ручкой;
  • Кельмы;
  • Молоток резиновый для фиксации брусчатки. Обычный не подойдет.
  • Емкость для смешивания компонентов;
  • Поливочный шланг с насадкой-дождиком;
  • Виброплита для уплотнения грунта и песка.

Построить дорожное покрытие из брусчатки несложно, достаточно придерживаться алгоритма:

  1. После разметки снимают слой грунта лопатами, сверяя ровность дна уровнем. Необходимо добиться максимально ровной поверхности основания. При строительстве проезда между участками эту работу может выполнить бульдозер.
  2. При высоком уровне грунтовых вод по краям дополнительно выкапывают траншеи под трубы.
  3. На подготовленное дно укладывают геотекстиль. Если требуется положить полотна внахлест, он должен составлять 30-50сантиметров. Необходимо, чтобы края траншеи тоже были закрыты.
  4. Насыпаем на дно песок толщиной 10 см и поливаем его обильно из шланга с насадкой-дождиком. Тщательно утрамбовываем виброплитой несколько раз, каждый раз смачивая песок.
  5. Закрываем песок геотекстилем и выставляем бордюры, сверяем их ровность.
  6. Затираем тощим бетоном швы между бордюрами и оставляем застывать.
  7. Засыпаем щебень фракцией 5-20 мм слоем 10 см и утрамбовываем виброплитой.
  8. Снова закрываем слой геотекстилем и приступаем к укладке брусчатки или плитки.
  9. Готовим раствор: 5 частей песка и 1 часть цемента затворяем таким количеством возы, чтобы получилась густая, но подвижная смесь. Выкладываем её на подготовленное основание слоем 4-8 см. Разравниваем граблями.
  10. Укладываем плитку или брусчатку по схеме или произвольно (зависит от формы изделия). Для соблюдения расстояния используем крестики для швов. Если нужна подрезка, следует произвести ее заранее до выкладки раствора. Каждый элемент пристукиваеи резиновым молотком.
  11. Послу выкладки дорожки подметаем и проходим по полотну виброплитой.
  12. Заполнение швов между брусчаткой и плиткой заполняем обычным песком.

Подъезд к участку из брусчатки – дорогое удовольствие, но дорога прослужит не одно десятилетия без потребности в ремонте.

Стоимость дороги определяется ценой материалов, в среднем – до 5 тысяч за квадратный метр.

Обустройство въезда деревянными шпалами

Часто можно встретить въезды на частную территорию, оформленные шпалами. Это дешевый и эффективный способ создания проезда на небольшом участке.

  • 1) Снимаем верхний слой грунта;
  • 2) Желательно уложить геотекстиль;
  • 3) Засыпаем щебень слоем 20 см, уплотняем;
  • 4) Выкладываем шпалы.

Щебень отводит воду от дерева и шпала лучше сохраняется. Плюс способа – низкая стоимость дорожного участка.

Как построить проезд через канаву

Случается, что вдоль участка проложены дренажные канавы, и закапывать их никак нельзя. Решением станет укладка в канаву трубы. Как устроить проезд:

  1. Проводим работы в сухую погоду. На дно ямы насыпаем слой щебня не менее 20 см. Он будет служить дренирующей подушкой, чтобы при смене сезонов грунты не вытолкнули трубу и не меняли ее положения.
  2. Укладываем трубу из металла или асбестоцемента диаметром не менее 20 мм, чтобы при необходимости ее можно было прочистить от мусора.
  3. Засыпаем трубу песчано-гравийной смесью и утрамбовываем слой.
  4. Края трубы бетонируем для фиксации ее положения.
  5. Засыпаем грунт до нужной отметки, утрамбовываем.
  6. Оформляем дорожное полотно любым способом.

Обустройство подъездной дороги к участку: «дедовский» метод

Промышленная технология стабилизации грунта в «народном» исполнении от участников портала.

Необустроенные подъездные пути к участку — традиционная проблема любого человека, задумавшего строительство дома. Весной или осенью, стоит растаять снегу или пройти дождю, как грунтовые дороги превращаются в полосу препятствий, по которой можно проехать только на полноприводном внедорожнике или тракторе. Кроме этого, разбитые пути часто непреодолимы для тяжелой строительной техники. В грязи вязнут миксеры с бетоном, манипуляторы, грузовики со стеновыми блоками и плитами перекрытий. В результате срываются сроки строительства, застройщик тратит нервы и деньги, и ищет способ сделать качественную и сравнительно недорогую подъездную дорогу.

В этой статье мы расскажем о малораспространённой в частном строительстве технологии стабилизации грунта при помощи извести, жидкого стекла и цемента.

  • Преимущества промышленной технологии стабилизации грунта.
  • Как произвести укрепление подъездной грунтовой дороги своими руками.

Промышленная технология стабилизации грунта

Некачественные общественные дороги и плохие подъездные пути к частным участкам — традиционная российская проблема. Обычная картинка: после окончания зимы с дорог вместе со снегом уходит асфальт, а грунтовые пути в деревнях и загородных поселениях напоминают кашу из грязи.

Читайте также:
Маленький дачный домик: 20 милых идей

Чаще всего дорожники жалуются на наши суровые климатические условия, которые просто не выдерживает дорожное полотно. В сельской местности жители сетуют, что сколько не вываливай на дорогу бетонного или кирпичного боя или щебня, он всё равно весной уйдёт под землю. Каждый год ситуация повторяется снова и снова. Есть ли выход из этого положения?

За границей, в частности, в Германии и США, уже десятилетиями применяется технология стабилизации грунтов. Метод позволяет в кратчайшие сроки и при сравнительно небольших затратах, строить километры надёжных и долговечных дорог.

Такая дорога полностью готова для укладки асфальтобетона (строительство шоссе) или может эксплуатироваться, как обычная грунтовка или подъездной путь (без асфальтового покрытия), по которому могут ездить легковушки и грузовики.

Прежде, чем мы расскажем об этой методике, немного теории. Даже самый качественный асфальт, если его положить на нестабильное — просадочное основание, вскоре деформируется. В трещины попадёт вода, а песчаную «подушку» поднимет силами морозного пучения. В дальнейшем циклы заморозки и оттаивания приведут к увеличениям трещин, колейности, а также ускоренному износу (под нагрузкой от транспорта) дорожного покрытия.

Вывод: качественная дорога нуждается в надёжном основании. Это также важно и для обычной подъездной дороги в сельской местности. Поэтому хорошо подготовленное грунтовое основание (так же, как и для фундамента дома) — база всей дороги.

Стандартная технология подготовки дорожного основания заключается в создании «подушки» из песка и щебня. Для этого снимается верхний растительный слой почвы и производится выравнивание поверхности. Затем укладывается слой песка, который утрамбовывается. На него укладывают щебень, после чего «расстилают» асфальтобетон.

Недостатки этого способа:

  • дороговизна, т.к. приходится завозить много недешевых строительных материалов и «гонять» тяжелую строительную технику;
  • большой объём земляных работ;
  • недолговечность.

Последний пункт особенно важен. С большими расходами ещё можно смириться, если гарантирован качественный результат, но зачастую вскоре «подушка» переувлажняется, покрытие приходит в негодность, и приходится снова заниматься точечным ремонтом дороги.

Технология стабилизации грунта позволяет избавиться от стандартной песчано-щебеночной «подушки», сократить количество строительной техники, провести все этапы подготовки основания фактически за один приём и при этом получить износоустойчивое, твёрдое и водонепроницаемое покрытие.

Суть технологии заключается в следующем: по дороге, подлежащей ремонту, или по новообустраиваемому пути движется специальный комбайн — машина ресайклер.

Ресайклер оснащен фрезами из твердосплавного материала, которые вращаются в барабане. Комбайн, двигаясь, измельчает старое дорожное покрытие. Главный нюанс: в барабан с фрезами подаётся специальный химический раствор — добавка, растворённая в воде — гидрофобизатор, и вяжущий компонент — цемент.

Пропорции водно-цементной смеси и её дозировка подбираются на основании состава перемалываемого грунта.

На выходе получается водонепроницаемое модифицированное прочное основание, которое после прохода грейдеров и виброкатков уплотняется. После окончательного набора прочности грунтоцемента по нему спокойно может ездить тяжелогруженый транспорт.

Экономическая целесообразность метода заключается в высокой скорости строительства. Нет необходимости завозить десятки и сотни тонн песка и щебня. Т.к. ресайклер использует «родной» грунт (после снятия плодородного слоя), который уже находится на дороге, включая суглинок, песок, щебень, остатки изношенного асфальта и т.д.

Соответственно: уменьшается цена за 1 кв. м такого покрытия, которое служит многие годы и не нуждается в ремонте или регулярном обновлении.

Укрепление подъездной грунтовой дороги своими руками

Рассмотрев хорошо себя зарекомендовавший промышленный метод, переходим к варианту его применения для «частников». Стандартная технология, по которой действуют обычные застройщики, когда хотят обустроить подъездные пути — заказ грузовиков со строительным мусором. Это могут быть отходы от сносимой многоэтажки, кирпичный или бетонный бой.

Вся эта масса сгружается кучами на «поплывшую» по весне подъездную дорогу, бой выравнивается бульдозером и утрамбовывается трактором. Затем на это основание (при наличии средств) дополнительно высыпается асфальтовая крошка или известняковый (более дешевый, чем гранитный) щебень. Результат такой деятельности — подъездной путь «работает» только один-два строительных сезона. После чего вся эта масса неравномерно «уходит» в грунт.

Грузовики за лето набивают в грунтовке глубокие колеи, которые весной снова заполняются водой, и ремонт дороги приходится повторять заново. А это — новые расходы и фактически впустую зарытые в землю деньги.

Borodak Пользователь FORUMHOUSE

У меня есть участок, и я начал строиться. Грунт на участке – глина. Как только она намокает, то становится, как пластилин. Трактор зарывается по самое брюхо. Подъездная дорога тоже проблемная. Дренажных канав по бокам нет. Грузовик с песком на грунтовке буксует и роет глубокие колеи. Пришлось его вытаскивать. По рассказам соседей, дорогу «правили» путём многократного подсыпания асфальтовой крошки, но толку от этого чуть. Хочу сделать въезд на участок, но так, чтобы не разориться на этом. Слышал про метод известкования грунта, задумался – работает ли он?

Читайте также:
Как утеплить бетонный пол в частном доме, утепление бетонного пола первого этажа своими руками

На фото ниже участок и подъездная дорога Borodak.

Ситуация, знакомая многим.

imorsh Пользователь FORUMHOUSE

Не советую в зимние месяцы заниматься обустройством дорог. У нас в ноябре несколько лет назад люди не стали ждать морозов, загнали на бездорожье трактор, который утонул в грязи. Пришлось его потом выкапывать. Лучше подождать, когда всё подсохнет, сделать водоотвод, а потом приступить к строительству грунтовки. Про использование извести для укрепления дороги слышал, но сам не делал.

Один из факторов, усложняющих строительство долговечной грунтовой дороги в посёлке — отсутствие водоотвода от полотна. В результате грунт переувлажняется, со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Поэтому, в первую очередь, требуется обустроить дренажные канавы.

Так вода будет быстрее уходить, а дорога подсыхать.

Т.к. Borodak ждать не мог, у него возникла следующая идея:

  1. Нанять рабочих и прокопать вдоль дороги водоотводящие траншеи, глубиной 0.3-0.4 м.
  2. Разрыхлить грунт.
  3. Высыпать на него известь.
  4. Перемешать грунт с известью.
  5. Утрамбовать грунт.
  6. Повторить операцию, создав таким образом 2-3 слоя.

DENdi Пользователь FORUMHOUSE

Я пробовал зимой налить на землю гашеной извести — свежегашеное молочко (известь, растворённая в воде). Грунт стал заметно твёрже, но тяжелый грузовик, наверное, не проедет, думаю повторить процедуру.

Булатов Пользователь FORUMHOUSE

Я долго мучился с грунтом на участке — торф с глиной, в результате весной машины проваливались. Решил применить известкование. Развёл известь в воде в пропорции 3 кг на 10 литров. Пролил гашеной известью грунт. Подождал месяц. Результат: грунт стал крепче, и машина не провалилась.

Метод укрепления грунта известью основан на способности гидроксида кальция абсорбировать влагу.

Метод известкования грунта в нашей стране применялся ещё в 1926-30-х годах. Он показал хорошие результаты в дорожном строительстве при обустройстве дорог на влагонасыщенном грунте.

Недостаток способа – низкая морозоустойчивость грунта, обработанного известью.

Ещё один похожий метод – силикатирование грунта, т.е. обработка грунта жидким стеклом. Метод также был успешно опробован на опытных участках дорог в 20-х годах прошлого века в СССР. Кроме этого, во время Великой Отечественной войны бойцы наступающей Красной армии использовали методику силикатирования «разбитых» грунтовых дорог для их укрепления, чтобы по ним могла проехать военная техника.

При взаимодействии жидкого стекла с грунтом образуется постепенно твердеющий гель, который связывает частицы почвы друг с другом.

Способ также не получил широкого распространения из-за низкой морозостойкости. Переходим к рассмотрению третьего способа — цементации грунта, который в целом повторяет промышленный способ, описанный выше.

Denengine Пользователь FORUMHOUSE

Я взял за основу методику стабилизации и укрепления грунта цементом, вычитав о ней в книге, выпущенной в СССР ещё в 1941 году! Купил следующее оборудование:

  • мотоблок с фрезами для измельчения грунта на глубину 20-25 см;
  • виброплиту с бензиновым приводом весом 90 кг;
  • цемент М500 – 50 мешков по 50 кг каждый;
  • мыло хозяйственной порошковое 60 пакетов, можно использовать жидкое техническое мыло.

Denengine действовал так: брал цемент, из расчёта 5-7% от объёма перемешиваемого грунта, и равномерно рассыпал его на дороге. Затем несколько раз перепахал грунт мотоблоком для равномерного перемешивания грунтоцемента. Добавил порошковое мыло, увлажнил дорогу. Ещё 3 раза все перепахал, а затем прошелся по дороге виброплитой два раза.

В результате получилось водоустойчивое и прочное покрытие.

Даже после сильных дождей после проезда джипа на дороге не остаётся следов от шин.

Затраты на обустройство грунтовки составили 23 тыс. руб (сейчас выйдет дороже).

По словам пользователя, после начала строительства по этой дороге прошли: экскаватор, 16 грузовиков, манипулятор, под завязку нагруженный блоками ФБС и дорожными плитами. Весь транспорт спокойно проехал по дороге, не застрял и не «убил» грунтовку.

Сезон показал, что в сухом состоянии дорога напоминает укатанный асфальт. Я укрепил полотно всего на глубину около 15 см. После проезда грузовиков дорогу немного подразбило, но не критично. Летом ещё раз повторю укрепление грунта.

Подведение итогов: строительная практика показывает, что зачастую не нужно искать какие-то чудо-методы обустройства подъездных дорог. Всё уже давно придумано и является «хорошо забытым старым». Надо только следовать проверенным решениям.

А те пользователи портала, которые хотели бы узнать о «стандартных» методиках строительства грунтовок и «пирожках» дорожных покрытий на основе геотекстиля, щебня и песка, могут прочитать об этом во второй части статьи.

Мини-дом – компактный сруб от участника FORUMHOUSE

Наш портал пестрит примерами строительства и эксплуатации небольших, или, как их принято сейчас называть, мини-домов, но обычно это либо каркасно-модульные, либо каркасные конструкции. Как оказалось, бревно – тоже подходящий стеновой материал, особенно, когда концепция строительства – экологичность и натуральность. Своим опытом со всеми заинтересованными поделился один из наших умельцев, с ником mike099. Его тема собрала все звезды, что говорит о ее актуальности, поэтому имеет смысл расширить охват аудитории, рассмотрев процесс строительства поэтапно:

  • Эко-избушка.
  • Подготовка.
  • Фундамент.
  • Коробка.
  • Крыша.
  • Внутренние работы.

Эко-избушка всего 30 м²

Давно закралась мечта о строительстве деревянного дома – экологически чистого, практически без красок, минваты, пенопласта и прочих «благ» современной промышленности. Задача – с минимальными усилиями построить добротный, комфортный дом, пригодный для зимних наездов и круглогодичного проживания, посему дранка, валуны, мезонины, русские печки и прочие прелести веков минувших в проект не вошли.

Умелец сразу определился с конструктивом:

  • Cвайный фундамент.
  • Коробка из рубленого вручную бревна.
  • Металлическая кровля.
  • В качестве утеплителя для перекрытий – опилки с глиной и опилки с известью.
Читайте также:
Деревянная лестница на второй этаж своими руками

Подготовка

Этап подготовки включил расчистку участка, копку колодца, установку покупной деревянной бытовки и туалета, после чего наступил этап выбора проекта. Изначально умелец замахивался на полутораэтажный сруб 8×9 метров с пятью комнатами, но по мере осмысления вырисовывалась совершенно иная конструкция. От второго этажа, хоть и мансардного, отказался, как по причине нежелания заниматься лестничным фитнесом, так и ввиду других причин. Кроме того, при запланированном печном отоплении будет большая разница температур между уровнями. Плюс, проблематично утеплить опилками скатную кровлю, с перекрытием и холодным чердаком гораздо проще. Далее настала очередь квадратуры, и результатом подбора оптимальной планировки стал проект сруба 6×6 метров, с набором функциональных помещений.

Были учтены и жизненно-необходимые для комфортного существования метры, и экономия на эксплуатации за счет сокращения расходов на отопление, и дачная специфика – дом для «чайку попить и спать». Однако такая корректировка масштабов привела к отказу от запланированной рубки бревна в чашку. Шестиметровое бревно только-только вписывается в план, а семиметровое значительно дороже, и работают с ним единицы. Да, визуально рубка в чашку выигрывает, но и «ласточкин хвост» с пересекой вполне функционален, а торцы можно закрыть наличниками.

Фундамент

Предпочтение винтовым сваям было отдано из-за желания попробовать «суперсовременное решение» и сэкономить, а также ввиду скорости и относительной простоты монтажа. Всего вкрутили девять свай – по три точки опирания на каждую несущую балку, диаметр сваи 108 мм, толщина – 4 мм. Несмотря на некоторые проблемы при установке свай и хлипкость покрытия, позиционируемого как прочный защитный слой, а по факту без усилий сдираемого ногтем, выбором умелец доволен. Мало того, возможно баню также поставит на сваи, хотя и признает, что лента или плита «понадежнее будут».

Коробка

Сруб собирали на мох, заранее заказанный из другой области, перед монтажом мох высыпали на просушку, так как при завозе он был еще свежий и особо не усох за две недели, проведенные в ожидании своего часа. Сделать бревенчатые же перегородки оказалось проблематичным из-за небольших габаритов четырехстенка, да и стоимость коробки в этом случае подскочила бы почти в половину. Поэтому за один день нанятая бригада привезла и еще за один собрала просто коробку, и хотя мох после сборки живописно свисал по всем стенам, ушло значительно меньше запланированного, как показала практика – явно не доложили.

Сборка стен сруба своими руками

Раскладка стен сруба довольно проста, если соблюдать базовые требования к технологии сруба. Стандартный венец сруба раскладывается из 4 (четырех) бревен. Зачастую, каждая сторона венца складывается из 1 одного бревна, но ранее ставили срубы и со стенами из двух бревен, которые связывались между собой специальным образом. В настоящее время такие конструкции не встречаются.

Правила раскладки бревен в срубе

  • Раскладка бревна в венце должна осуществляться таким образом, что бы более тонкие и плотные годовые кольца дерева смотрели наружу, а более широкая сторона от сердцевины была обращена во внутрь строения. Плотная сторона бревна менее подвержена трещинам при усадке, а широкая часть заболони создает некоторый эффект теплоизоляции является теплее.

Северную часть бревна следует укладывать наружу. С серверной стороны сердцевина ствола дерева имеет более плотные годовые кольца. Благодаря разнице в плотности колец, южная сторона бревна лучше удерживает тепло и должна быть обращена во внутрь дома, а северная более устойчива к изменениям окружающей среды и располагается наружу. Конечно, редко когда массовый застройщик срубов будет обращать внимание на такую особенность , данная рекомендация может быть полезна хозяевам скрупулёзно и со всей серьезностью относящимся к возведению своего сруба.

  • Искривленное бревно выпуклой стороной укладывается или вверх или вниз. Выпуклость недолжна смотреть во внутрь или наружу. После окончательной сборки сруба кривизна заметна не будет.
  • Между бревнами, для предотвращения продувания и теплопотерь укладывается слой уплотнителя из льна (пакли), природного мха, джута и прочих специальных материалов. Толщина мха или другого уплотнителя между бревнами должна составлять примерно 2 см. Раскладывать уплотнитель следует равномерным слоем, с выпуском на 10 см из продольного паза и на 5 см из чаши бревна.

Нельзя допускать сборку сруба без уплотнителя, для последующей конопатки. Таким образом не забить все пустоты между бревнами, которые будут продуваться и в которых будут образоваться грибок и могут заводится насекомые.

  • Укладка верхнего венца

Бревна с разнящимся диаметром от комеля к вершине могут раскладываться двумя способами:

Первый способ – это когда в углу венца пересекаются комель одного бревна с вершиной перпендикулярного бревна.

Читайте также:
Как утеплить бетонный пол в частном доме, утепление бетонного пола первого этажа своими руками

Второй способ – это когда в двух противоположных углах пересекаются две вершины и два комеля бревна. При этом, в каждом последующем венце пересечения вершин и комеля чередуются. То есть, если в углу нижнего венца пересекались две вершины, то в этом же углу верхнего венца должны пересекаться две комельные части.

Перечисленные способы подходят для любого способа рубки чаши.

Кладку верхнего бревна удобнее и практичней будет выполнять вдвоем, чтобы не сдвинуть разложенный уплотнитель. В одиночку также возможно, но сложнее уложить бревно в чашу с сохранением уплотнителя на бревне. После укладки, что бы бревно плотнее село, его поверхность простукивается деревянной кувалдой, в народе такой инструмента называют «баба».

Крепление бревен сруба нагелями

Каждые два-три венца скрепляют между собой деревянными нагелями.

Нагель представляет собой ровную деревянную палку цилиндрической формы, длиной примерно 40-43 см, с диаметром 2-2,5 см. В качестве нагеля может использоваться и четырех угольный брусок, с подходящей диагональю. Для нагеля может использоваться любая сухая порода дерева.

Такое сплачивание необходимо для того что бы:

  • сохранить жесткость и прочность стены сруба
  • чтобы было минимальным, возможное образование щелей между венцами во время усадки и усушки сруба.
  • сдерживают и сохраняют бревна в одной плоскости во время усадки

нагеля для сруба заводского производства

Отверстия для сплачивания нагелем высверливаются каждые 3 бревна в высоту, сверлом с диаметром от 20 мм и длиной от 45 мм. Расстояния между отверстиями на поверхности одного бревна должно составлять от 1 до 1,5 метра и 20 см от чаши, окна или дверного проема. Строительным карандашом или маркером, на бревне отмечается расположение нагеля. Для того, чтобы отверстия не совпали с находящимися ниже.

примерная схема расположения нагелей в венцах

Если в качестве уплотнителя использовался джут или пакля то в местах сверления их нужно убрать, а после сверления вернуть на место. Эта мера предосторожности необходима для того, чтобы сверло не заклинило в бревне из-за намотанного на него уплотнителя.

Если сверло заклинит, то при работе на высоте, это может быть травмоопасно и создаст большие трудности по его извлечению из бревна. При использовании в качестве уплотнителя мха, таких проблем не возникает.

Диаметр нагеля должен быть таким, чтобы при вбивании в бревно, он с трудом заходил в отверстие. Длина нагеля должна быть на 5 см меньше длины самого отверстия. После вбивания, нагель должен быть немного углублен в бревне.

Большой ошибкой и полным нарушением технологии является использование в качестве нагелей изделий из металла (арматура, пруты и прочие).

В холодное время года, точка росы находится внутри бревна и на металле, будет концентрироваться влага, что неизбежно приведет к возникновению процессов гниения дерева. Кроме того, при усушки сруба, жесткость металла не дает бревнам равномерно усаживаться в своей плоскости, что приводит к образованию больших щелей между венцами.

Долговечность сруба на металлических нагелях в несколько раз меньше чем сруба скрепленного деревянными нагелями, с соблюдением технологии.

Когда выпиливать окна и двери сруба

Обустраивать проемы в срубе можно на трех этапах работ:

Выпил проемов в глухом срубе после усадки.

При данном варианте сохраняется максимально ровная геометрия усадки и появляется возможность точно, под размеры конкретной двери ил окна вырезать проем.

Однако вырезка в глухом срубе проемов сопровождается большим расходом строительного материала. Во время усадки внутри колодца сруба из-за плохой вентиляции возникает риск образования плесени и грибка, а так же увеличивается срок усадки строения. Потому дополнительно необходимо обустроить вентиляцию. Искусственная вентиляция создается или же путем частичного выреза небольших проемов в местах предполагаемых дверей и окон, или же сруб должен стоять на вентилируемом основании, например на сваях без полового настила и с открыто для продува обрешеткой кровли.

впил двери в глухом срубе

Обустройство проемов во время сборки сруба

Такой способ экономит строительный материал и средства, поскольку не нужно оплачивать кубы древесины, которые будут выпилены в проемах. Вентиляция такого сруба лучше и усадка происходит быстрее. В проемах устанавливается временная обсада на период усадки, которая представляет собой направляющий брусок, срощеный с обсадной доской. Конструкция обсады бруском вставляется в выпиленный в торцах проемов паз и закрепляется. Таким образом, обеспечивается сохранение геометрия проемов во время усушки. При этом, не создается препятствие для усадки по вертикали ( вверх и вниз) и практически сводит к нулю движение бревен в горизонте.

Если двери и окна установить в проемы сразу после сборки сруба, до его усадки, то однозначно во время усушки они будут повреждены, и дополнительно придётся нести расходы на новые материалы.

Обрезка торцов сруба

По сборки колодца сруба, выходящие наружу торцы бревен обычно обрезают пилой, для придания эстетичного внешнего вида. Следует учитывать что выступ бревна должен оставаться не менее 20 см от угла. При помощи отвеса размечаем прямую вертикальную линию по всем выступам бревен и обрезаем их в размер. Сразу после обрезки, торцы бревен необходимо пропитать и промазать акриловой краской и составами на основе ПВА иди же клеем ПВА в чистом виде. Такая мера нужна для того, что бы торцы бревен сохли равномерно со всем телом бревна и меньше растрескивались.

Читайте также:
Cкважина на даче своими руками: как самому пробурить скважину на песок

Конопатка сруба

Конопачение сруба – это процесс набивания межвенцовых проемов уплотнителем, на который укладывались бревна при рубке. Представляет собой длительный и трудоемкий процесс, являющийся обязательным, поскольку от качества конопатки сруба зависит его теплоемкость и продуваемость сквознякам. Конопачение сруба выполняется в два этапа: сразу после монтажа колодца сруба и после его усадки. Во время дальнейшей эксплуатации, так же могут возникать не сквозные щели которые рекомендуется проконопачивать.

Для конопачения используется металлическая конопатка, инструмент похожий на зубило, но с большей длиной заостренной части. Рекомендуется иметь сразу несколько конопаток в ассортименте. Простукивается конопатка деревянной киянкой, использование для этих целей молотка может быть опасно для кистей и будет более трудоемким процессом. Для конопачения используется высушенный, а затем увлажнённый мох.

Конопачение одного венца осуществляется сразу с двух сторон: со внешней и со внутренней. Нельзя переходить от одного венца к другому, не проконопатив его полностью, поскольку это может привести к перекосам в горизонте венцов. Конопатка начинается с раскладывания сухого уплотнителя вдоль выбранного участка между бревнами. Далее уплотнитель подбивается конопаткой для фиксации, подворачивается снизу и снова подбивается во внутрь. Последние волокна уплотнителя рекомендуется немного смачивать распыляющим способом для придания прочности мху или пакле. Когда Вы начинаете чувствовать, что уплотнитель пружинит, то это является признаком того что щель полностью забита и больше усердствовать не нужно.

Таким же образом выполняется второе конопачение после садки, но времени этот процесс занимает уже меньше и проходит с меньшими усилиями.

Обработка и покрытие стен сруба

Обработку стен сруба защитными и красящими составами необходимо выполнять только в двух случая: если с бревна при его первичной обработке полностью сняли защитный плотный слой, в результате чего оголились рыхлые волокна, целостность которых также повреждена способом обработки. В данном случае, бревно нужно чем-то защищать от влажности и насекомых. Такие бревна можно определить по слишком светлому цвету. Подобная обработка выполняется производственным способом как маркетинговый ход, для того чтобы порадовать глаз заказчика, но в ущерб эксплуатационным свойствам и долговечности бревна. И второй случай, когда поверхность сруба покрывается лакокрасящими составами для более эстетичного внешнего вида.

сруб с не покрашенной поверхностью

В старину никогда и ничем не покрывали поверхность рубленных домов, дерево свободно дышало и такие дома стояли не одно столетие и служили домашним очагом для многих поколений. Современные срубы таким долголетием похвастаться не могут. Причина в том, что окрашенная поверхность бревна препятствует циркуляции воздуха и влаги естественным способом, в результате накапливается излишняя влага и возникает грибок.

Если же все таки покрывать сруб каким –либо составом, то желательно использовать дышащие, дорогостояще составы европейского производства, реальный срок действия которых до 5 лет. После чего, покрытие необходимо обновлять.

сруб с обработанной поверхностью

Рядовые же покрытия для дерева любого назначения не могут быть безопасными для здоровья, через дышащее дерево и межвенцовый уплотнитель, они однозначно проникают в дом, в воздух и тело. Особенно не рекомендуется такое покрытия для бани, поскольку действие таких химикатов усиливается в несколько раз и вместо банного оздоровления Вы будете получать прямо противоположный эффект.

Сухое дерево можно покрывать сразу после сборки, мокрое только после полной усадки, иначе сруб придется перекрашивать, так как после изменения объемов поверхности бревна будут видны неприкрашенные места. Кроме того лакокрасочный слой будет препятствовать воздухообмену, а значит и замедлять процесс усушки.

Срок усадки сруба, в зависимости от влажности материала составляет от 1 до 2 лет

Если бревно потемнело, то используя болгарку и шлифовочный диск верхние 1-2 мм необходимо снять. Не рекомендуют покрывать бревна красками с двух сторон, поскольку оно полностью перестает дышать, одну из сторон можно отделать вагонкой или же просто оставить в первоначальном виде.

Самым лучшим вариантом для долговечности и экологичности сруба является использование скобленного бревна, высушенного естественным способом с сохранением поверхностного слоя.

После полной усадки сруба и конопатки можно приступать к монтаж полового настила, кровли, дверных и оконных проемов, полной внутренней отделке дома.

сруб с не окрашенной поверхностью

Сборка сруба интересный и понятный процесс, если приложить небольшие усилия к тому, чтобы в нем разобраться. Процесс, занимающий продолжительное время, иногда требующий выполнения трудоемкой и монотонной работы, однако долговечность, необыкновенная природная атмосфера внутри такого дома и постоянное наблюдение результата собственного труда стоит приложенных стараний.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: