Готика, региональные особенности готического искусства

История готического стиля в живописи

Средневековье – время крестовых походов, доминирования религии над светской жизнью, переломный период в развитии европейских стран. На фоне политических и военных преобразований сформировался узнаваемый, яркий стиль – готика, оказавший влияние на развитие живописи, архитектуры, музыки, скульптуры.

Зарождение и развитие стиля

Периодом формирования стиля стало развитое Средневековье, XII века в странах Западной Европы, в XIII – XVI веках — в Центральной Европе. Грандиозность стиля граничит с устрашением, которое способны вызывать работы живописцев и архитекторов этого периода.

Готическая живопись отличается специфической композицией, обилием цветов и оттенков, динамичностью изображения, напряженностью сюжета. В рамках изучения творений живописцев стоит рассмотреть книжную миниатюру, как репрезентативное направлении в искусстве.

Родиной стиля является Франция, где в XII веке. Оттуда готика распространилась в Германию, Испанию, Англию, Австрию. В следующем столетии готические влияния стали заметны в Италии, где сформировалось местное самобытное ответвление стиля. В период раннего нового времени стиль оформился в интернациональный формат. Дольше всего влияния готики были заметны в странах Восточной Европы.
Готика в живописи в Средние века появилась в искусстве создавать витражи.

Особенности стиля на раннем этапе развития

Готика сменила романский стиль – сложно не заметить принципиальные различия этих направлений искусства. В искусстве готика ассоциируется с величием, грандиозностью, особой декоративностью.
Особенность готической живописи – наличие значительного разнообразия в региональном развитии стиля. Определить единую «формулу», по которой можно дать четкую характеристику направлению искусства, невозможно. В результате исследований многих искусствоведов, готическому стилю на всей территории распространения свойственны такие черты:

  • Особое построение композиции, иллюзия материальности изображения, созданная мастерами средневековья.
  • На полотне преимущественно соседствуют различные группы лиц – их взаимодействие декоративно, лишено естественности.
  • Готика не полностью отошла от романского влияния передавать через личность изображенного человека определенный скрытый символический смысл.
  • Изображения на картинах не выглядят целостными, композиция расчлененная, каждый элемент необходимо рассматривать отдельно.
  • Картины передают реальность через метафоры.
  • Экспрессия, передаваемая через оттенки и динамику сюжета.
  • Схематичность отображения действия.
  • Религиозность, доминирование библейских и мистических сюжетов.

Наиболее ярким жанром считается портрет.

Развитие искусства книжной миниатюры

Оформление книг в Средние века трудно не узнать. Книжная миниатюра достигла высокого уровня развития, отображая религиозные, светские сюжеты при помощи ярких красок в узнаваемом, готическом стиле:

  1. В миниатюрах отображалась взаимосвязь реального и мистического, переплетение светского и религиозного.
  2. Иллюстрации характеризуются многоплановостью, плоской передачей динамического сюжета.
  3. Особое внимание уделяют деталям: узорам, иллюстрации бытовых сцен, эмоциональности передачи атмосферы изображения, птицам, бабочкам, зверям.
  4. Техника исполнения миниатюр позволяет передать движение – сцены, отображенные в книге, не статичны.
  5. Для исполнения миниатюры художники выбирали яркие краски.

Миниатюра зародилась во Франции в XIII веке, наиболее известным творцом был Жан Пюссель. Благодаря развитию миниатюры в искусстве, сформировалась узнаваемая парижская школа миниатюры.

В период развитого Средневековья стало принято украшать миниатюрами не только художественные и религиозные книги, но и научные трактаты, хроники. Узоры стали более филигранные, ажурные, угловатые. Миниатюра стала более осмысленной, точнее передавала суть события, которое отображено художником.
Примером наиболее удачной передачи суть явлений и событий при помощи миниатюры является «Большая французская хроника».

Интернациональная готика

На последних этапах развития стиля в период развитого средневековья появилось интернациональное направление. Родина – Богемия, Северная Италия, Бургундия. Именно с этим направлением связывают искусство периода «заката Средних веков» или «осени Средневековья».

Отличительными чертами являлась декоративность, пышность, обилие насыщенных красок. Это наиболее вычурная готика, характеризующаяся экзальтированностью, утонченностью, особой экспрессией.

Термин «интернациональная готика» предложили только в конце XIX века искусствоведы Юлиус Шлоссер и Луи Куражо. А использовать его для обозначения поздней готики начали только во второй половине XX века. До этого времени направление называли «поздней готикой», «придворной готикой», «особенной готикой», если речь идет о живописи Германии, «мягкий стиль», «космополитическое искусство». С XX века «поздней» начали называть полотна, созданные до 1430 года, остальные перешли в разряд «интернациональной».

Узнать картины в этом направлении просто:

  • Отсутствие изображения фона и пренебрежение пространством. Фон, преимущественно, золотой;
  • Графичность изображения;
  • Гротескность;
  • Плоское изображение, лишенное перспективы;
  • Отсутствие дополнительных предметов, которые обычно сопровождают изображенных людей;
  • Внимание облачению людей;
  • Эмоциональность в изображении лиц.

Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. Готическое искусство этого типа имела свои особенности в каждой стране, что должно бы позволять искусствоведам без труда понять, к какой стране принадлежит конкретное полотно. Но это не так. По причине активного культурного обмена и сети династических браков, из-за которых культурные особенности растекались по всему континенту, очень трудно точно установить, из какой страны был художник или где была написана картина, если отсутствует подпись автора.

Еще одна причина сложностей идентификации – работа художников на заказ. По этой причине француз мог писать полотна для итальянского, испанского двора, его работы могли быть подарены, а из-за этого образовывалась еще большая культурная путаница.

Тематикой ранних произведений в готическом стиле была религия, библейские сюжеты. Интернациональное направление отходит от этой готической догмы. Период развитого Средневековья характеризуется появлением работ на светскую тематику – их заказывают представители дворянства для декорирования интерьера.

Готика — мистическое искусство Средневековья

Готика (gotico) в живописи пришла на смену романскому стилю. Термин «готика» ввел в употребление итальянский художник и искусствовед Джорджо Вазари при определении периода между Средневековьем и эпохой Возрождения. Движущей силой творчества архитекторов и живописцев периода готики выступало христианское мировоззрение, пронизывающее все сферы жизни людей той эпохи. Готический стиль развивался во всех видах искусства под сильным влиянием церкви.

Читайте также:
Фундамент столбчатый из пластиковых труб

Готика появилась во Франции, а датой рождения готического стиля принято считать 14 июля 1140 года. Именно тогда началось обновление церкви в бенедиктинском аббатстве Сен-Дени, служившем усыпальницей королей в эпоху Меровингов. В ходе реконструкции монастыря впервые были реализованы характерные элементы готической архитектуры — нервюрные своды, которые затем стали отличительной чертой всех зданий, построенных в этом стиле.

Готика в живописи появилась на несколько десятилетий позднее, чем в архитектуре. Направление развивалось на фоне политической нестабильности, которая была характерна для Европы периода раннего Средневековья. Изменения происходили и в католической церкви — большая часть еретических сект была уничтожена, одновременно возросло влияние нищенствующих монашеских орденов, призывающих прихожан к братской любви и аскетизму.

Под влиянием исторических перемен трансформировались представления о живописи, появились новые приемы и сюжеты. Ранний готический период ознаменовался зарождением принципиально иного подхода к изображению казни Христа. Картины передавали боль Спасителя, скорбь Богоматери, отношение к происходящему свидетелей распятия. Живописные сцены отличал натурализм, который ранее был нехарактерен для творчества художников.

Зарождение готики

Одним из ярких образцов ранней готики стали часословы. Страницы молитвенников украшали изысканными миниатюрами, которые можно рассматривать часами. К концу XIII века искусство декорирования богослужебных книг достигло своего апогея — издания были настолько богато украшены, что превратились в предметы роскоши. Торговля часословами процветала при дворе Людовика IX, а в Париже появилось множество мастерских, где изготавливали иллюстрированные молитвенники.

Распространение готического архитектурного стиля с его ажурными орнаментами и большими окнами повлекло изменения в отделке церквей. Характерные для романики фрески стали вытесняться витражами и мозаикой, а живопись в храме — играть подчиненную роль. Новые требования к росписи стен привели к тому, что художники заимствовали мотивы из архитектурных элементов и дополняли картины орнаментами, которые служили продолжением нервюрных сводов.

В сюжетах готики господствовала религиозная тематика, но напряженность в отношениях церкви и общества привела к тому, что в живопись начинают проникать новые мотивы. Художники все больше уделяют внимание элементам, которые ранее изображались лишь символически. В сценках появляются детальные изображения цветов и предметов культа. Джотто (Giotto) украсил нишу церкви в Падуе детально прорисованными подсвечниками, а его ученик Таддео Гадди (Taddeo Gaddi) сделал центром композиции набор для богослужения из чаши для святых даров и бутылок. Фрески итальянских мастеров можно считать первыми натюрмортами в европейском искусстве.

Развитие готики в изобразительном искусстве

На развитие средневековой живописи в немалой степени повлияли философские взгляды Фомы Аквинского. В своих трактатах теолог призывал творцов отойти от символизма и высказал мысль о том, что произведение искусства должно отображать материальный мир.

Призыв к реалистичности нашел отражение в церковной живописи — композиция не изменилась, но персонажи на картинах приобрели индивидуальность. Лица стали узнаваемыми, жесты естественными, а пейзажи из фона постепенно превратились в эстетический объект, затрагивающий чувства зрителя. В замкнутых помещениях, где разворачивается действие, появились окна, в которых просматриваются детально прописанные виды окрестностей.

Эмоциональную окраску приобрели герои христианских сюжетов. Богоматерь с младенцем стали изображать в центре обыденной сцены в окружении предметов быта, животных и растений, что давало зрителю возможность установить личный контакт с картиной. Внешность Мадонны также претерпела изменения — в ней угадываются черты реальных женщин, живших в ту эпоху.

Возросла роль архитектуры — здания и интерьеры выступают полноправными участниками действия. Изменения восприятия мира художниками нашли отражение в работах фламандского мастера Яна ван Эйка (Jan van Eyck). В сцене «Благовещения» на одной из створок Гентского алтаря ангел и Дева Мария изображены в комнате, где детали интерьера прописаны настолько подробно и объемно, что кажутся настоящими.

Особенности готического стиля живописи

Среди характерных черт готической живописи выделяются:

  • глубокая религиозность сюжетов;
  • передача реального мира через метафоры;
  • линейное построение композиции;
  • яркие и сочные цвета;
  • обилие действий на одном полотне.

В период зарождения стиля в творениях живописцев не было единства сюжета — персонажи взаимодействуют между собой скорее декоративно, чем естественно. Орнамент лишь подчеркивал разделение композиции на отдельные сюжеты, что делало картины схожими с повествованием — художник побуждал зрителя рассматривать элементы последовательно, один за другим.

Фламандские мастера достигли невероятных высот в создании масштабных картин, объединяющих разрозненные сценки. Художники разворачивали действие на фоне замка, двора или природы, разделяя сюжеты элементами пейзажа или архитектуры. Благодаря этому картина воспринимается как единое целое. Такая форма получила название «непрерывное повествование». Один из самых известных примеров — произведение Ханса Мёмлинга (Hans Memling) «Семь радостей Богоматери», написанное в 1480 году для собора в Брюгге.

На завершающем этапе развития стиля появилась так называемая интернациональная готика. Направление было характерно для придворной живописи первой половиной XV века, где главенствуют светские мотивы с высокой детализацией убранства и одежды. Появляются первые портреты, наделенные индивидуальностью, которая затем нашла яркое отражение в творчестве мастеров эпохи Ренессанса.

На аукционе Very Important Lot на продажу выставлены антикварные произведения, копии картин признанных мастеров и творчество художников современности.

Готический стиль: средневековая готика в архитектуре и искусстве

Историческое и культурное развитие неразрывно связаны. Особенно ярко этот процесс прослеживается в западноевропейских государствах, где перемены в технической, гражданской и религиозной сферах проявились не только в укреплении и развитии городов, но и стали причиной культурного расцвета. Результатом последнего стало появление готического искусства. Это направление полностью отвечало духу своего времени – было противоречивым, монументальным и затрагивало все сословия.

Читайте также:
Схема подключения проводов в распределительной коробке: рассмотрим подробно

История становления

ХII — ХIII вв. стали периодом наивысшего развития средневековой христианской культуры для большинства Европейских стран. Рост и расширение городов, становление рыцарства, развитие ремесленничества, науки и укрепление человеческого сознания стали решающими факторами в формировании готического искусства.

Изначально “стиль готика” применялся в архитектуре, а позже стал проникать и в прочие сферы жизни. Он зародился во французском городе Иль де Франц и пришло на смену романскому стилю. Церковь монастыря Сен-Дени является первой готической постройкой.

Наследие готики, подаренное архитектуре Эпохи Возрождения выражено в этом фото.

Особенности архитектуры

В период зарождения готического направления архитектура выступала одним из главенствующих видов искусства. В особенности это касалось соборных помещений. Соборы и церкви вмещают красивейшие образцы архитектуры, скульптуры и живописи. Впоследствии слившись с традициями деревянного зодчества и каменной архитектуры Древней Руси, это направление обрело свое проявление, в русском архитектурном стиле – нарышкинское барокко.

В эпоху Средневековья собор был не просто церковью, а важным элементом жизни города, в нём проводились не только ритуальные службы, но и театральные представления, академические лекции или заседания городского совета.

Во многом интерьер готического собора получил свой теперешний вид благодаря не только эстетическим, но и технологическим новшествам, ставшим основой направления, а именно:

  • Стрельчатые арки. Такие конструкции способны выдержать нагрузку верхнего свода здания, что позволяет избавиться от большого числа внутренних стен, присущих романскому стилю архитектуры.
  • Каркасная система строительства, ставшая не менее важным открытием готической архитектуры. Она дала возможность сделать здания выше, и в то же время уменьшит толщину несущих стен.

Сочетание выше указанных элементов позволило заметно расширить площадь помещений храма. Как пример, на фото представлен миланский собор Дуомо. Еще такие тенденции были замечены в колониальном стиле.

Характерные черты соборного интерьера

Что касается внутреннего убранства, то здания, выполненные в готическом стиле, украшались массивными окнами, витражами и настенными росписями, также применялись колонны с арками или аркбутанами (открытыми полуарками). Архитектурный стиль “готика” изобилует вертикальными линиями, подчёркивающими возвышенность и красоту созданных сооружений.

Фасады домов украшались колоннами, лепниной с кельтскими или цветочными орнаментами и гротескными скульптурами мифических героев и существ. Поэтому здания, возведённые в стиле “готика”, отличаются монументальностью, изобилием прямых линий, стремящихся ввысь шпилей и небывалым простором комнат.

Мебель

Эти же каноны касаются и к мебели. Практически все предметы интерьера в готическом стиле производились по церковным мотивам. В период расцвета готики мебельная отрасль уже окончательно сформировалась, и в ней присутствовали практически все современные виды мебели.

Изобретение лесопильни – главный фактор в развитии мебельного ремесла.

Благодаря этому появилась возможность изготавливать предметы не из тяжелых древесных массивов, а из тонких досок. Это дало возможность производить качественную мебель не только для церквей, но и обычных домов. Для декора применялись филёнки с ленточным плетением или ажурным орнаментом. Каркас изделий украшался и архитектурными элементами – башенками, шпилями.

Наиболее распространённым атрибутом жилища в те времена был сундук, который применялся не только для хранения всевозможных ценностей, но и в виде места для сидения. Такие предметы мебели остались к классическом представлении английского стиля. Он украшался различными ажурными филёнками и рамками. Позднее из сундуков развились кухонные шкафы и буфеты.

В целом готическая мебель довольно проста, это различные этажерки, ширмы, сундуки, резные шкафы, кресла и кровати с балдахином.

Основными видами сырья для подобных изделий служили наиболее прочные виды древесины – дуб, ель и сосна.

Облицовка комнат

Что касается оформления стен жилищ, то для этих целей использовали каменную кладку, которую покрывали узкой кружевной росписью, коврами или облицовывали деревянными панелями. В готическом интерьере поверхность стен нередко разделяли по горизонтали на верхнюю и нижнюю. Эти поверхности контрастно отличались по цвету фактуре.

В качестве напольного покрытия использовали камень, доски или плиты, а жилые зоны покрывали коврами.

Говоря о потолке, строители традиционно оставляли открытыми потолочные балки и стропила. Изредка его украшали ажурными росписями или скульптурными элементами.

Ещё одной немало важно отличительной чертой готического стиля в интерьере являются стрельчатые окна. Они выделялись значительными размерами и украшались орнаментами, башенками или витражами.

Модные веяния средневековой Европы

Готический стиль, так глубоко проникший в архитектуру, скульптуру и живопись, не мог не отразиться и на одежде времён позднего средневековья. Однако стоит понимать, что во времена развития готики сословные различия между людьми были довольно сильны, поэтому одежда феодалов, рядовых горожан и крестьян значительно отличалась. Так право носить шелка и длинные шлейфы имели только представители высших сословий.

В готической одежде чётко проявлялось стремление к прямым линиям и вытянутым силуэтам. С развитием готики в средневековую моду стали входить туфли с вытянутыми носами и заострённые шляпы. Наиболее предпочтительным материалом выступал бархат. Одежда обильно украшалась ленточными или растительными орнаментами.

Готический стиль в мужской одежде предполагал две разновидности костюма – короткий и узкий или длинный и свободный.

Одежда знатных мужчин зачастую включала следующие элементы:

  • котарди – узкий кафтан с широкими или узкими рукавами;
  • блио – короткий кафтан с зауженным верхом и широкими несшитыми с боков полами;
  • пурпуэн – короткая куртка с узкими рукавами, её принято было носить с узкими штанами-чулками;
  • нарамник – согнутая пополам не сшитая ткань с прорезью для головы. Его было принято носить в качестве плаща. Нарамник иногда сшивали по бокам, оставляя прорези для рук, подобный вариант называли сюртуком. Плащи могли быть как длинными, так и короткими.
Читайте также:
Дровница своими руками: проекты для камина и улицы на даче

Одежда женщин состояла из камизы (жилет) и котта (разновидность платья). Котт обладал узким верхом, длинной широкой юбкой и шнуровкой сбоку или сзади. Готические платья имели удлинённую талию, на юбке спереди делалось несколько драпирующих складок. Дамы знатного происхождения имели на юбке шлейф, и чем длиннее он был, тем более высокий статус имела его обладательница.

Наиболее распространённым вариантом женского головного убора был горж. Он был похож на тканевую трубку, расширяющуюся к низу, и имел сзади разрез.

Искусство

Расцвет готического искусства пришёлся на момент начала развития средневековой научной мысли. Так монастыри утрачивали роль главенствующих центров культуры. Мастера стали обращаться не только к религиозным мотивам, но и более обыденным сюжетам. В целом готическое искусство полностью отражает противоречие своей эпохи – это классицизм, причудливое переплетение реализма и человечности а так же догматичное религиозное наследие. В данном периоде начинает зарождаться светская архитектура – кроме ратуш и церквей возводятся и каменные дома для обеспеченных граждан, формируется тип городского многоэтажного дома.

Однако классический готический стиль наглядней всего проявился именно в церковной архитектуре. Так соборы и церкви вмещают не только все отличительные черты и новшества стиля, но и уникальные декоративные и скульптурные элементы.

Влияние византийского стиля в архитектуре ярко прослеживается в таких течениях средневекового искусства, как романский стиль и готика.

Неотрывно от архитектуры в средневековом готическом искусстве развивалась и скульптура. Сюжеты и содержание последней были полностью подчинены религиозным мотивам. Нередко в скульптурах воплощались и реальные исторические события, живущие епископы и короли.

Ниже приведены несколько отличительных черт готических скульптур:

  1. Максимальное наделение героев человеческими эмоциями и чертами.
  2. Обособленность скульптуры от стены, в отличие от романского стиля. Так готические скульптуры всегда объёмны, они находится на постаментах у стены и нередко выходит за её пределы.
  3. Обилие объёмных складок и натуралистичность изображений и пропорций тел героев.

Наряду со скульптурой получила широкое развитие и витражная живопись. Техника исполнения витражей не изменилась, однако цветовая палитра и тематики стали значительно богаче и разнообразней. Так вместе с изображением религиозных сюжетов стали появляться и витражи на бытовые темы.

Также особое место в готической культуре занимают книги, которые уже начинают писать не только в церковнослужители, но и городские мастера. Зачастую это были романы, басни, хроники, трактаты и притчи. Вместе с книжным делом развивается и книжная миниатюра. Готические книжные иллюстрации отличаются особой реалистичностью и крайне высоким качеством исполнения.

Культура

Рассматривая вопрос культурного развития западноевропейских стран в период готики можно выделить следующие особенности:

  • Главенствующая роль христианской религии в обществе. Хоть в искусстве и начало ощущаться стремление к очеловечиванию персонажей и реалистичной передаче эмоций, человек всё ещё продолжал рассматриваться как греховное создание, требующее спасения и очищения души.
  • На базе фольклора активно развиваются национальные культуры европейских народов.
  • Укрепление рыцарской культуры. Рыцарский кодекс нередко отражается в поэзии и литературе этого периода.
  • Развивается научная мысль и университетское образование.

Выдающиеся культурные деятели

Прародителем готического архитектурного стиля является аббат Сугерий. Будучи священнослужителем монастыря Сен-Дени, он перестроил обветшавшую на тот момент церковь аббатства в невиданном ранее стиле. В реконструированной церкви были воплощены все основные технические и эстетические приёмы направления, которого позднее назвали готическим.

Говоря о личностях, поспособствовавших развитию готической культуры, нельзя не упомянуть и Клауса Слютера. Одним из самых известных его произведений является скульптура Колодец Моисея. Он выполнен в виде шестигранного подножия Распятия, которое окружено монументальными статуями ветхозаветных пророков. В углах группы размещены скульптуры скорбящих ангелов. В работах Слютера ярко прослеживается готический натурализм и монументальность. Его герои пластичны и близки к натуре.

Ещё одним исконно готическим видом искусства являются книжные миниатюры. Яркими представителями данного жанра выступают братья Лимбурги. Их миниатюры отличались не только высокой реалистичностью и передачей объёма, но и поэтическим и правдивым изображением повседневного быта и природы.

Ламинат brilliant – современный материал, выполненный в классических тонах.

Какие бывают расцветки обоев, их виды и характеристики, как они комбинируются, читайте тут.

Видео-обзор о достопримечательностях в готическом стиле

Заключение

Готический стиль ознаменовал целую эпоху в истории средневековой Европы. Переход к данному направлению стал возможным благодаря изменениям не только в эстетическом восприятии, но и научному и техническому развитию. В целом готический стиль отличается особой монументальностью, стремлению к возвышенному. Однако данное направление ещё не отличается ни особым изяществом, ни роскошью. Хоть в искусстве и начинают отражаться обыденные сцены, религиозная тематика всё ещё остаётся главенствующей.

Это же можно проследить и в других исторических стилях, таких, как античный стиль. Что же касается дальнейшего развития стилей, определяющих роскошь и достаток, то это все прослеживается в барокко и викторианском стиле.

Рекомендуем также ознакомиться с нашей статьей о том, что такое Ампир и стилем Рококо в искусстве.

Глава 3 Региональные особенности готического стиля

Из Иль-де-Франс готический архитектурный стиль распространился в Западную, Среднюю и Южную Европу — в Германию, Англию и т. д. В Италии он господствовал недолго и, как «варварский стиль», быстро уступил место Ренессансу, а поскольку он пришёл сюда из Германии, то до сих пор называется «stile tedesco» — немецкий стиль. В каждой стране готический стиль приобретал национальную окраску. И хотя основные архитектурные особенности были сохранены, каждый регион привнес в готический стиль свои социо – культурные и природные изменения. Переход от романского стиля к готическому проходил в каждом регионе по разному, вырабатывая свои собственные черты и композицию. Отдельные народы вносили в формообразующий процесс свои коррективы применительно к собственным представлениям о монументальном в архитектуре. В каждой стране готический стиль принимал особые черты, но несмотря на это, он явился вторым общеевропейским художественным стилем средневековья

Читайте также:
Как сделать клейстер из муки и воды: рецепт как сварить

Готический стиль во Франции

Более трех столетий продержалась готика во Франции: последняя треть XII и первая четверть XIII века — ранняя готика; с 20-х гг. до конца XIII века — зрелая, или высокая, готика; XIV—XV века — поздняя готика, иногда называемая «лучистой», а затем «пламенеющая», чья бурно разросшаяся декоративность обретает уже самостоятельное значение[16].

Франция является родиной готического стиля в архитектуре, поэтому здесь присутствуют архитектурные сооружения всех периодов. Каменные готические соборы получили во Франции свою классическую форму. Как правило, это 3-5 – нефные базилики с поперечным нефом (Шартрский собор). На фасадах соборов варьируются стрельчатые арки и богатые архитектурно-пластические декорации, детали — узорные вимперги,фиалы, краббы и т. д. Статуи на консолях перед колонками порталов и в их верхней арочной галерее, рельефы на цоколях и в тимпанахпорталов, а также на капителях колонн образуют цельную символическую сюжетную систему, в которую входят персонажи и эпизоды Священного писания, аллегорические образы.

Готический стиль во Франции проявился и в светских постройках. На главной площади городов строились ратуши с обильным декором, нередко с башней (ратуша в Сен-Кантене, 1351—1509), возводились королевские и дворянские замки (Амбуаз (1492-1498), Гайон (1501—10)), дома богатых горожан[17].

В Готике Франции органически переплелись лиризм и трагические аффекты, возвышенная духовность и социальная сатира, фантастический гротеск и фольклорность. В эту в эпоху расцвела книжная миниатюра и появилась алтарная живопись; достигло высокого подъёма декоративное, искусство, связанное с высоким уровнем развития цехового ремесла.

В 15 в. готический стиль переживает во Франции свой поздний этап, получивший название «пламенеющей готики»: своды становятся очень сложными, в кружеве каменных форм возникает мотив, напоминающий язычок пламени, этот рисунок переходит с оконных проемов на порталы и даже панели стен (церковь Сен Маклу в Руане). По-видимому, работавшие там мастера оказались под влиянием характерного для Англии декоративного направления. В пользу этого говорит тот факт, что произведения в стиле пламенеющей готики чаще встречаются в Нормандии, которая в эпоху Столетней войны входила в состав английского королевства. В поздней Готике, во Франции, получили распространение скульптурные алтари в интерьерах, объединяющие деревянную раскрашенную и позолоченную скульптуру, и темперную живопись на деревянных досках. Сложился новый эмоциональный строй образов, отличающийся драматической (нередко экзальтированной) экспрессией, особенно в сценах страданий Христа и святых. Появились росписи на светские сюжеты (в папском дворце в Авиньоне, 14—15 вв.)[18]. Части храмов украшались рельефами, статуями, растительным орнаментом, изображениями фантастических животных; характерно обилие в декоре светских мотивов (сцены труда ремесленников и крестьян, гротескные и сатирические изображения). Разнообразна и тематика витражей, в гамме которых преобладали красные, синие и жёлтые тона.

Среди соборных сооружений во Франции классическими примерами готического стиля являются Собор Нотр-Дам де Пари, который является великолепным образцом раннего готического стиля, Собор в Реймсе и Амьенский Собор (зрелая готика)[19].

Готический стиль в Англии

Англия была первой страной, перенявшей от Франции вслед за романским готический стиль, который она переработала на свой лад. Условия, определившие историческое развитие английского государства, определили и характер английской готики. Как и страны материковой Европы, Англия переживала в то время экономический подъем. Однако в отличие от этих стран развитие промышленности и торговли Англии определялось в первую очередь не городом, а деревней, где производилось и перерабатывалось сырье, предназначенное на вывоз. Не бюргерство. а дворянство играло в английской экономике главную роль, и, значит, городские интересы не имели в стране решающего значения. Вот почему храмовое строительство оставалось там преимущественно монастырским, как и в романское время. Собор воздвигался не в центре города как символ его богатства и славы, а за городом, где помещался монастырь[20]. Во Франции или в Германии собор царил над теснившимися у его подножия низкими жилищами горожан, а в Англии собор гармонически вписывался в пейзаж, служивший ему живописным обрамлением, и потому был ниже и протяженнее. Но английские зодчие выразили стремление в верх по своему. Воздвигая соборы все более вытянутыми в длину, они снабжали их стрельчатыми дугами, многократно повторяющимися в окнах, и таким же изобилием настенных вертикальных переплетов, с добавлением третьей башни, уже не фасадной, а расположенной над средокрестьем (примером такого стиля может служить Собор в Солсбери – классический памятник английской готики[21]). Растянутость храмового здания, узаконенное его место среди ровного живописного пейзажа с упором на вертикальность не архитектурного целого, а архитектурно-декоративных деталей фасада и интерьера — таковы отличительные черты английского готического зодчества.

В развитии английской готики можно условно выделить три периода. На последние десятилетия 13 в. и самое начало 14 в. приходится период ранней готики. Этот стиль ближе к французскому, тогда обычно применяли простые четырехчастные своды. Декоративных элементов немного. Узким окнам приданы стрельчатые завершения. Более разработанная система декорации появляется в Вестминстерском аббатстве в самом конце периода. Вестминстерское аббатство – «самое французское» из английских зданий, самое высокое, построенное с применением системы контрфорсов.[22]

Читайте также:
Перегородки из гипсокартона KNAUF, С111, С112, С115, С116

В 14 в. зарождается т.н. украшенная готика. Как следует из ее названия, декоративность приходит на смену строгости ранней английской готики. Изменение притерпевают окна соборов. Их ширина увеличивается настолько, что становится необходимым наличие декоративных скульптурных элементов между панелями витража. Сначала завершения окон сплошь заполняются окружностями и дугами, затем этот рисунок сменяется вьющимися кривыми, образующими сложный орнамент. В 15 в. на смену «украшенной готике» приходит «перпендикулярная готика». Это название связано с преобладанием вертикальных линий в рисунке декоративных элементов. Перпендикулярная готика просуществовала до начала 16 в.

Многие английские соборы были монастырскими, но даже те, что не входили в состав монастырей, сохраняли в своем облике черты монастырской архитектуры, например примыкающий к собору замкнутый двор, или клуатр. Часто главный вход в собор устраивался со стороны одного из боковых нефов, а не с западной стороны. В связи с относительно небольшой высотой сводов, возвышавшихся над сравнительно узкими нефами, и достаточно большой толщиной стен не возникало необходимости в использовании контрфорсов и аркбутанов[23].

В городском жилищном строительстве большую роль продолжал играть типичный для Англии фахверк. В общем, английское направление готики не слишком отличалось от французского готического стиля, однако привнесло в готику свои национальные особенности.

Готический стиль в Германии

Переход от романской архитектуры к готике происходил в Германии значительно медленнее чем во Франции. В противоположность Франции и Англии, где в условиях развитого феодализма начали складываться централизованные монархии, в Германии в силу особых исторических условий политическая раздробленность продолжала усиливаться. «Вормский конкордат» закрепил феодальную раздробленность страны, и германское королевство фактически распалось на отдельные княжества. В связи с этим готический стиль имел свои региональные особенности даже внутри страны[24].

В Германию готика тоже пришла из Франции примерно в середине 13 века и первое время оставалась практически без изменений (Кельнский собор был прототипом Амьенского)[25]. Однако немецкие зодчие изменили классический архитектурный ансамбль. Французская роза была заменена стрельчатым окном над главным входом, были нарушены боковые горизонтали контрфорсами. В поздний период немецкие мастера сооружали над соборами ажурные каменные шпили. Большинство церквей были с внутренним зальным пространством (Элизабеткирхе в Марбурге, 1235- 83), в юго – западных областях сложился тип 1-башенного собора (Фрайбургский Собор[26]), на севере и северо-востоке,возникла так называемая кирпичная готика, создавшая новые конструктивные и художественные приемы (монастырь в Корине, 1275-1334; Мариенкирхе в Любеке). Для декорирования кирпичной готики применялся глазурованный и фигурный кирпич. Многообразны по типам, композиции и декору каменные, кирпичные и фахверковые светские постройки (городские ворота, ратуши, цеховые и складские здания, танцевальные залы)[27].

Все эти особенности германской архитектуры наиболее существенно изменили классическую французскую готику, однако эти изменения ничуть не умаляют искусство немецких зодчих, а даже наоборот. Некоторые искусствоведы утверждают, что только в немецком зодчестве полностью выявлена сущность готического стиля и использованы все его возможности. В общем можно сказать, что германские архитектурные произведения принадлежат к выдающимся произведение готического искусства.

Заключение

Эпоха готического стиля началась в XII веке, и повсеместно заменила собой господствующий ранее романский стиль. Такой переход был подготовлен социо-культурными, религиозными и политическими изменениями, начинавшими происходить в средневековом обществе. Во всех областях жизни средневекового общества возрастает значение светского, рационального начала. Церковь постепенно утрачивает доминирующие позиции в духовной сфере. По мере развития городской культуры, с одной стороны, начали ослабевать церковные ограничения в области искусства, а с другой – стремясь максимально использовать идеологическую и эмоциональную силу искусства в своих целях, церковь окончательно вырабатывает свое отношение к искусству, нашедшее выражение в трактатах философов этого времени[28]. Средневековые схоласты утверждали, что искусство есть подражание природе. Хотя дидактизм, способность выражать религиозные догматы и ценности, по-прежнему признавался главной задачей искусства, схоласты не отрицали и эмоциональную силу искусства, его способность вызывать восхищение.

В замысле готического собора проявились и новые идеи католической церкви, и возросшее самосознание городских слоев, и новые представления о мире. Динамическая устремленность ввысь всех форм собора отражала христианскую идею устремленности души праведника к небу, где ей обещано вечное блаженство. Религиозные сюжеты сохраняют свое доминирующее положение в готическом искусстве. Образы готической скульптуры, олицетворяющие догматы и ценности христианства, сам облик собора, все формы готического искусства призваны были способствовать мистическому восприятию Бога и мира. Вместе с тем нарастающий интерес к человеческим чувствам, к красоте реального мира, стремление к индивидуализации образов, возрастание роли светских сюжетов, усиление реалистических тенденций – все это отличает готический стиль от романского как более зрелый стиль искусства, отразивший дух своего времени, его новые веяния – пробуждение разума и чувств, нарастающий интерес к человеку[29].

Готический стиль изменил облик средневекового города, способствовал развитию светского строительства. В городах начинают возводить Ратуши с открытыми галереями. Замки аристократов все более напоминают дворцы. Богатые горожане строят дома с островерхими двускатными крышами, узкими окнами, стрельчатыми дверными проемами, угловыми башенками.

В готическую эпоху высокого расцвета достигло декоративно-прикладное искусство. Готика преобразила бытовые вещи, мебель, различные предметы церковного обихода. В этот период оформляется готическое письмо с вытянутыми и изломанными линиями. В готическом стиле работали золотых и серебряных дел мастера, скульпторы и резчики по дереву, граверы по дереву и меди. Расцветает и искусство миниатюры, в котором прослеживается усиление светских мотивов. Даже в иллюстрации религиозного содержания художник часто включал бытовые детали, рисовал на полях книг всевозможных химер или вольные сюжеты, например, сценки из городской жизни.

Читайте также:
Вежливая подсветка салона автомобиля своими руками и другие виды подсветок

Готическое искусство с его интересом к явлениям реального мира, усилением роли светских сюжетов, стремлением к жизненной выразительности, конкретности скульптурных образов подготовило расцвет искусства Ренессанса.

Список Источников

1. Всеобщая история архитектуры 12 т. Архитектура Западной Европы в Средние века. Т. 4.

2. Гоголь Н. В. Об архитектуре нынешнего времени. М.; 1952г.

3. Гюго. В. Собор Парижской Богоматери.

4.Мандельштам О. Э. Камень. М.; 1923г.

Список литературы

1. Власов В.Г. Готический стиль. http://www.pseudology.org/Architecture/GothicStyle.htm

2. Готический стиль http://www.dbfolio.com/gothic.htm/

3. Готика. http://cih.ru/ae/af13.html

4. Готический и романский стили – единство и противоположность. История Архитектуры. http://www.arhitekto.ru/txt/3fgot14.shtml

5. Готический стиль в архитектуре. http://www.gothic.com.ua/Sections/Architecture/261.html

6. Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., 2005.

7. Ивлев С.А. Художественная культура Средневековья. М., 2001.

8. Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Эстетика средневековья. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. http://www.countries.ru/library/middle_ages/srveste.htm

9. Культурология: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. Проф. А.Н.Марковой. 3-е изд. – М.1998.

10. Муратова К. М. Мастера французской готики Х11-Х111 веков. Искусство, М., 1988.

11. Петров М. И. История европейской культуры. РОССПЭН. 2004.

[1] Гуревич П.С. Культурология: Учебник. М., 2005. Ст. 192.

[2] Власов В.Г. Готический стиль. http://www.pseudology.org/Architecture/GothicStyle.htm

[3] Гоголь Н. В. Об архитектуре нынешнего времени. М.; 1952г.

[4] Мадельштам О. Э. Камень М.; 1923г.

[5] Гюго В. Собор Парижской Богоматери.

[6] Готический стиль http://www.dbfolio.com/gothic.htm/

[7] Готический и романский стили – единство и противоположность. История Архитектуры. http://www.arhitekto.ru/txt/3fgot14.shtml

[8] Всеобщая история архитектуры в 12 т. Архитектура Западной Европы в Средние века. Т. 4. М.; 1967г.

[9] Готика. http://cih.ru/ae/af13.html

[10] Власов В.Г. Готический стиль. http://www.pseudology.org/Architecture/GothicStyle.htm

[11] Приложение 1.

[12] Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Эстетика средневековья. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. Ст. 154

[13] Ивлев С.А. Художественная культура Средневековья. М., 2001. Ст. 98.

[14] Кондрашов В. А., Чичина Е. А. Эстетика средневековья. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. http://www.countries.ru/library/middle_ages/srveste.htm

[15] Всеобщая история архитектуры в 12 т. Архитектура Западной Европы в Средние века. Т. 4. М.; 1967г.

[16] Муратова К. М. Мастера французской готики Х11-Х111 веков. Искусство, М., 1988. Ст 58.

[17] Готический стиль в архитектуре. http://www.gothic.com.ua/Sections/Architecture/261.html

[19] Приложение 1.

[20] Всеобщая история архитектуры в 12 т. Архитектура Западной Европы в Средние века. Т. 4. М.; 1967г. Ст. 425.

[21] Приложение 2

[23] Готический стиль в архитектуре. http://www.gothic.com.ua/Sections/Architecture/261.html

[24] Всеобщая история архитектуры в 12 т. Архитектура Западной Европы в Средние века. Т. 4. М.; 1967г. Ст. 433.

[25] Приложение 3

[27] Готический стиль в архитектуре. http://www.gothic.com.ua/Sections/Architecture/261.html

[28] Культурология: Учеб. Пособие для вузов/Под ред. Проф. А.Н.Марковой. 3-е изд. – М.1998. Ст. 186.

[29] Петров М. И. История европейской культуры. РОССПЭН. 2004. Ст. 112.

Дата добавления: 2019-09-08 ; просмотров: 329 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Готика. Архитектура. Скульптура.

Готический храм. Кельн

Вторым великим стилем средневековья была готика. Готический стиль зародился во Франции, и именно там были созданы самые прекрасные произведения этого стиля. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Господствовал готический стиль с 12 по 16 век, хотя в Италии от его отказались уже в 15 веке. Свое имя готический стиль получил уже позднее от германского племени – “готов”, хотя они к этому стилю не имели никакого отношения. Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. В наше время готический стиль считается одним из самых тонких, прекрасных и удивительных художественных явлений.

Витражи в готическом храме

Витражи в готическом храме

Витражи в готическом храме


Великий русский писатель Н.В.Гоголь писал так восторженно отзывался о готике:«Готическая архитектура…есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека…В ней все соединено вместе: этот стихийно и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные и узкие с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений; эта легкая паутина резьбы, опутывающая своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо, величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость — это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура.»

Внутреннее помещение храма – нервюры, арки, витражи.


Готика — художественный стиль, завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти в Восточной Европе. Его возникновение и развитие связаны с ростом и богатством монастырей, а также превращением городов в крупные центры торговли и ремесел. В романскую эпоху главное назначение замков и монастырей было защитить, укрыть от врага, поэтому сооружения были тяжеловесными, массивными, и главной трудностью было сооружение прочных и тяжелых перекрытий

Реймский собор


В эпоху готики стремились , наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными. Чтобы достичь этой легкости, романские церкви достраивали в соответствии с требованиями готического стиля. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Но от тяжеловесной романской архитектуры остались массивная гладь стены, грузные башни, сдержанный скульптурный декор. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м ( з а о с т р е н н ы м кверху ) аркам окон, дверных проемов. Церкви больше не похожи на крепости , как в романский период, но легко возносятся к небу своими стройными, заостренными башнями — будто они вовсе не из камня.

Читайте также:
Как собрать шкаф-купе 3-х дверный: инструкция с

Собор Парижской Богоматери

Готический витраж


Огромные окна из цветных стекол — витражи — занимают столько места, что почти не остается стен. Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких — то стеблей. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра ), которые переплетаются между собой. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Все части постройки будто устремляются ввысь.Как бы взлетевшие остроконечные башни иногда покрывают здание подобно лесу. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. На входившего в церковь производили огромное впечатление ее простор, высота, торжественная величавость. Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий свет и делал все окружающее таинственным и неземным.

Шартрский собор во Франции


Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Родиной готики считается Франция. Всемирную известность принесли соборы Парижа , Амьена и Реймса — во Франции, соборы Кёльна и Наумбурга — в Германии, соборы в Вене, Праге. Сооружения готики в Италии нередко отделывали многоцветными мраморными блоками чередующихся цветов: белого, зеленоватого, серого, иногда розового. В эпоху готики вся Западная Европа покрылась живописными феодальными замками с многочисленными башнями, зубчатыми стенами и подъемными мостами. Стенами были обнесены и тогдашние города. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу.

Собор в Солсбери, Англия.

Собор Парижской Богоматери

Готический собор

Скульпторы научились передавать переживания людей, их характеры.


Готическая скульптура была заметным шагом в сторону выразительности и правдивости в передаче натуры. Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная ) скульптура, как в Греции.Обычно фигуры очень высокие , стройные, вытянутые, плавно изогнутые , в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Позы естественные, одухотворенные. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы ( мадонны ) с младенцем Христом на руках. Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда и его жены Уты в соборе немецкого города Наумбурга. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Граф Эккехард — типичный феодал, властный и решительный, держится невозмутимо и с достоинством. Полная противоположность ему нежная, хрупкая и обаятельная Ута; на ее лице словно застыла какая-то светлая мечта; очень естествен жест, которым она прижалась щекой к воротнику плаща.

Скульптура стала не только рельефной, но и объемной

Ветхозаветные пророки. Собор в Шартре.1145- 1155.

Изображения простых людей за работой, за домашними делами, чтением.

Граф Эккехард и его жена Ута.

Готическая книжная миниатюра


Начала также развиваться и миниатюрная живопись в качестве иллюстраций к книгам. С замечательной живостью и изяществом изображали времена года, развлечения знати.

Готическая книжная миниатюра

Готический костюм


Готические черты ярко проявлялись также в художественных предметах быта и одежде. Обувь с удлиненным носком, высокие, конической формы дамские головные уборы («хеннен») и другие детали одежды вторят заостренным формам тогдашней архитектуры и отмечены печатью тонкого вкуса.

Чем закрыть беседку от дождя и ветра, просто и стильно

Есть варианты, которые предусматривают частичную защиту беседки от негативных погодных условий. Мы же рассмотрим только те, которые помогут создать абсолютно комфортную и уютную атмосферу для отдыха.

Защита, стиль и уют – основные современные составляющие

  1. Выбор способов защиты от атмосферного воздействия
  2. Выбираем направление для самых стильных
  3. Остекление: легкость, воздушность и визуальная простота
  4. Комбинированная защита. Безрамное остекление с другими материалами
  5. Классика и стиль: «Беседка с колоннами»
  6. Идеализация классики: «Мангальный домик»
  7. Комбинированный вариант белый камень и стекло
  8. Игра с цветовой палитрой
  9. Шторы из бамбука – экологичность и стиль
  10. От стиля к простоте и надежности
  11. Вертикальные маркизы, как средство защиты беседки от дождя и ветра
  12. Рольставни, как надежная защита от снега и дождя
  13. Обшивка беседки поликарбонатом
  14. От простого к сложному: использование натуральных материалов
  15. Имитация бруса
  16. Блокхаус для садовых домиков
  17. Вагонка, как обшивка и защитный материал
  18. Чем закрыть беседку самостоятельно?
  19. Чем хороши рулонные акриловые шторы?
  20. Мягкие окна, что это такое?

Выбор способов защиты от атмосферного воздействия

В зависимости от того, для каких целей будет использоваться постройка, зависит и сам выбор способов защиты для нее.

Временная прозрачная пленка

Многие предпочитают отдых под открытым небом, а погодные условия не особо беспокоят. И считают такое пребывание на природе вполне комфортным. Поэтому здесь можно ограничиться:

  • маскировочной камуфляжной сеткой;
  • прозрачной пленкой;
  • тентом:
  • живой изгородью;
  • акриловыми шторами.

Если рассматривать материал, как временную защиту, с возможностью быстро монтировать и демонтировать, уместны будут следующие решения:

  • рольставни;
  • вертикальные маркизы.
  • мягкие окна;
  • шторы из бамбука.

Тем, кто предпочитает элитный отдых при любых погодных условиях и при этом хотят сохранить стиль и целостность ландшафта, то подойдут конструкции, требующие квалифицированного проектирования:

  • безрамное остекление;
  • обшивка блокхаусом;
  • монтаж поликарбоната;
  • рамное остекление.

Правильно подобранные материалы и способ их установки позволят не только комфортно проводить время, но и защитить несущие части конструкции от пагубного воздействия разрушающих природных факторов. Далее, приглашаем вас к просмотру видео-обзора: «Чем и как закрыть беседку от дождя и ветра».

Выбираем направление для самых стильных

Само слово «беседка» уже наталкивает нас на мысль об отдыхе и комфорте. А в качестве синонима можно подобрать такой термин, как «релакс». Поэтому важно, чтобы отдых на природе был удобным, а погодные условия не нарушили теплую атмосферу.

Читайте также:
Выбираем тип материала для перегородок в квартире сравнение материалов для межкомнатных перегородок

Давайте для начала рассмотрим более современные тенденции, которые подойдут всем, кто ценит стиль и целостность ландшафта:

  1. Безрамное остекление – свобода и простота.
  2. Комбинированная защита (безрамное остекление с природными материалами).
  3. Шторы из бамбука – дизайнерская хитрость.

Все три варианта относятся к дорогостоящей категории. Акцент в том, чтобы сохранить целостность архитектуры (дом, беседка, ландшафт).

Остекление: легкость, воздушность и визуальная простота

Интересный вариант для всех тех, кто любит стиль и изящество. Кроме того, такая «система» имеет ряд положительных характеристик с технической точки зрения. Основой самой системы являются специальные профиля из алюминия. В них устанавливается стекло, которое рассчитано на максимальные нагрузки.

Уникальный вариант для небольшой постройки

Основные преимущественные особенности.

  1. Самая основная – это надежная защита от внешних негативных воздействий.
  2. Система позволяет обеспечить комфортный панорамный вид. Отдых на природе оставит только приятные впечатления, даже в ненастную погоду.
  3. Благодаря «дизайнерской хитрости» беседка не потеряет внешней привлекательности и будет выглядеть воздушно и просторно. Надежное стекло защитит от пыли и шума.
  4. Установка раздвижных створок позволит проводить манипуляции «тепло-холодно».
  5. По желанию, можно затонировать стекла, это добавит постройке приватность и теплоту.

Комбинированная защита. Безрамное остекление с другими материалами

Стекло легко комбинирует с другими материалами, особенно природного происхождения. Остекление только придаст легкости и подчеркнет «изюм» самой главной детали в архитектуре. Давайте рассмотрим несколько интересных дизайнерских решений.

Классика и стиль: «Беседка с колоннами»

Сама «фишка» такого оформления – это разумное использование пространства, прилегающего к основной постройке.

Экономия визуального пространства

Предусмотренные дизайнером колонны, совсем не показались преградой для безрамного оформления. Ведь профиля занимают всего пару сантиметров. Именно такой плюс позволяет реализацию защиты начиная от огромных террас, заканчивая простой мобильной беседкой.

Идеализация классики: «Мангальный домик»

Идеальный вариант для любителей жить за городом. Основной «изюм», это плавный переход из одной зоны в другую. Идеальное использование пространства участка. К чему сложности и ограничения (мангал, беседка, наружная печка).

Три зоны в одном помещении

Такое дизайнерское решение станет не просто надежной защитой от негативных воздействий внешней среды, но и позволит насладится полноценным отдыхом. В один момент, помещение просто превращается в «лужайку посреди леса».

Комбинированный вариант белый камень и стекло

В этом примере наглядно показано, как бесполезное помещение превратилась в уютную пристройку, которую можно использовать, как веранду-беседку.

Надежная защита и дизайнерское решение

Веранду остеклили с 3-х сторон, добавили кресла, тем самым создали простое и практичное решение для отдыха в загородном доме.

Игра с цветовой палитрой

Еще один пример с практичным использованием пространства. Обычные стекла создали чрезвычайно уютную атмосферу и надежную защиту от дождя и ветра.

Разделение зон при помощи цветовой палитры

Благодаря удачному цветовому сочетанию, получилось гармоничное место для отдыха и комфортное пространство. Наглядная демонстрация сложнейшей дизайнерской работы и профессионализма по созданию остекления.

Шторы из бамбука – экологичность и стиль

Решение подойдет людям, которые предпочитают природность и экологичность. Если говорить с точки зрения надежности от непогоды, то это не оптимальный вариант. Если обсуждать материал с позиции стиля и экологичности, то защита вполне уместна для летнего отдыха и справится с палящими солнечными лучами.

Отделка беседки тростником и бамбуком

Изделия из натуральных материалов подойдут больше для отдыха за городом в летний, жаркий период. Материал может справиться только с солнечными лучами.

Если постройка выполнена из древесины, то бамбуковые шторы подчеркнут слияние с природой и гармонично впишут ее в ландшафт сада.

От стиля к простоте и надежности

Давайте затронем тему «просто и надежно» и рассмотрим в этом разделе три универсальных, практичных и современных варианта.

Простые современные методы

К этой категории можно отнести:

  • вертикальные маркизы. Основная функция – это надежная защита от солнца, дождя и ветра;
  • рольставни. Оградят беседку от зимней и дождливой ненастной погоды;
  • защита поликарбонатом. Идеальный вариант для того, чтобы закрыть беседку от ветра, снега и дождя. Не очень подходит для защиты от УФ. Поэтому постройку рекомендуется устанавливать в теневое место участка.

Если вы предпочитаете быстрое и надежное решение, то все три варианта вполне справятся с данной задачей.

Вертикальные маркизы, как средство защиты беседки от дождя и ветра

Кассетный тип маркизов

В настоящее время пользователи предпочитают открытые типы материала. Ткань смещается вверх и накручивается на барабан.

Кассетный вид работает аналогично, но при этом гарантируют отличную герметичность. Ткань движется П-образно, тем самым предотвращает прогибание под воздействием порывистых ветров.

Многие используют маркизы не только в качестве защиты, но и как дизайнерский атрибут. Данное направление отличается от фундаментальности надежных защитных материалов. Поэтому сложно выделить преимущества и недостатки.

Рольставни, как надежная защита от снега и дождя

Данное направление считается современным и относительно надежным решением. Если беседка эксплуатируется круглый год, то, как вариант можно рассмотреть пенозаполненный профиль. Его разработали специально для проемов средней величины.

Надежная защита не только от осадков, но и от посторонних глаз

  1. отличная тепловая и звуковая изоляция;
  2. материал мало весит, не смотря на большую площадь полотна и состоит из узких планок;
  3. защитит от любопытных глаз, палящего солнца, дождя и снега;
  4. конструкция разъемная-съемная. Ее можно установить в любое удобное время и также легко демонтировать и создать открытое пространство;
  5. благодаря легкости профилей, ими можно умело управлять вручную.

Материал надежно защитит беседку от дождей ветров и любопытства. Но в качестве защиты от вандализма – материал не практичный.

Обшивка беседки поликарбонатом

При помощи данного материала можно закрыть не просто некоторые проемы, но и создать целую полноценную конструкцию на базе металлического или деревянного каркаса.

Читайте также:
9 лучших сетевых дрелей-шуруповертов

Беседка-пристройка к дому

К преимуществам можно отнести:

  • гибкость;
  • жароустойчивость;
  • легкость при установке;
  • гибкую ценовую политику.

Если вы еще не определились, чем закрыть беседку от ветра и дождя самостоятельно, то можно рассмотреть обшивку поликарбонатом.

От простого к сложному: использование натуральных материалов

Данное направление подойдет людям, которые предпочитают не нарушать целостность и слияние постройки с природой.

Использование натурального материала

Использование натуральных материалов древесного происхождения позволят закрыть беседку от негативных природных воздействий и создать полноценную природную атмосферу:

  1. Имитация бруса, как обшивка и надежная защита.
  2. Отделка блокхаусом – популярный отделочный материал, нивелирует воздействие внешней среды.
  3. Деревянная вагонка – старый проверенный способ.

Имитация бруса

Несмотря на то, что строительные рынки переполнены современными, искусственными материалами, многие пользователи отдают предпочтение старым, проверенным способам.

Защита из бруса

Популярные виды древесных материалов:

Сосна Чаще всего применяется для летних построек. Используется для внешней и внутренней обшивки. Благодаря структуре материала, вагонку применяют не только в качестве защиты от внешней среды, но и как дизайнерское оформление. При помощи сосны создают разные геометрические структуры.
Деревянные рейки Можно использовать, как защиту от УФ лучей, а с позиции отделки, как футеровка.
Блокхаус Отличное решение для внешней обшивки и защиты строения от осадков.

Помимо эстетики, есть масса существенных преимуществ:

  • высокая тепловая и звуковая изоляция.
  • экологичность.
  • благодаря морилке, краскам и лаку можно придать материалу самую интересную структуру.
  • монтаж производится обычным креплением на несущие опоры.
  • при своевременной обработке, максимально защитит конструкцию от ненастной погоды.

Деревянные брусья и рейки не утрачивают своей популярности, так как ими можно обшить любую постройку, также использовать, как футерованный материал для облагораживания беседок из камня.

Блокхаус для садовых домиков

Данное направление не зря является популярным, как в качестве оформления, так и надежной защиты:

Приятный садовый домик

  • простой монтаж, не нужно специальной подготовки;
  • отлично подойдет для внешней отделки и защиты от непогоды;
  • гибкая ценовая политика;
  • отличается высокими декоративными качествами;
  • экологичность;
  • отличная тепловая и шумовая изоляция.

Несмотря на неоспоримые преимущества, есть все-таки несколько минусов: пожароопасность и пониженная биологическая устойчивость. При рассмотрении материала в качестве оформления садового домика, стоит это учесть.

Вагонка, как обшивка и защитный материал

Особенно пользовалась популярностью еще в 90-е годы. Многие искусственные, современные материалы пытались ее «вытеснить», но от этого ее качественные особенности не изменились.

Надежная защита сосновой вагонкой

Материал можно встретить из разных древесных пород. Но самым оптимальным вариантом является именно сосна. Пиломатериал придаст постройке уютную атмосферу, некое ощущение «теплого домашнего уюта».

Чем закрыть беседку самостоятельно?

Выше были рассмотрены интересные, качественные варианты. Но в большинстве случаев без профессиональной поддержки не обойтись. Но, к счастью, есть и простое решение задачи, где понадобится фантазия и желание обустроить «садовое гнездышко».

Оформление и защита при помощи акриловых штор

Для начала нужно определиться, какая цель преследуется.

  1. Акриловые шторы. Временная и простая защита от осадков.
  2. Мягкие окна. Найти решение на несколько сезонов.

Оба варианта могут быть привлекательными, а самое главное бюджетными. Акриловые шторы и мягкие окна можно сделать самостоятельно.

Чем хороши рулонные акриловые шторы?

Такой вариант подойдет для открытых беседок с незастекленными окнами. Здесь все легко и просто: шторы устанавливаются в открытые проемы. Таким образом, вы сможете провести мероприятие, даже, если помешал дождь или ветер.

Красивая современная модель

Преимущества данного материала:

  • легко устанавливаются и компактно сворачиваются;
  • в свернутом виде шторы не занимают много места;
  • подойдет любая плотна ткань, которую можно подобрать под любой стиль и экстерьер;
  • акриловые шторы полноценно защитят постройку от пыли, солнца и дождя. И при этом есть отличный доступ свежего воздуха.

Материал оказался настоящим открытием, благодаря разнообразным вариантам крепления и простому функционалу. Это решение не дорогое, которое выдержит 1-2 сезона.

Мягкие окна, что это такое?

ПВХ – это современный материал, который используется для открытых беседок.

Недорогое дизайнерское решение

Мягкое окно выступает, как обманка, но вполне может справится со своими прямыми функциями – защитить беседку от дождя и ветра. Часто ПВХ используют для защиты помещений от насекомых. Смысл такого решения – это недорогая защита зима-лето.

К основным преимуществам можно отнести то, что материал не требует специальной установки (деревянных или пластиковых рам). Это позволит сэкономить бюджет и при этом вы можете получить основной функционал – защиту.

Смотря, как подойти к вопросу, в некоторых случаях помимо защиты, мягкие окна могут придать дизайнерской «фишки» садовому домику.

Чем закрыть беседку от ветра и дождя?

Беседки отличаются от простых навесов тем, что имеют боковые стенки, которые уберегают хозяев от непогоды. Рассмотрим самые популярные варианты для защиты беседки от дождя и ветра.

  1. Мягкое остекление из ПВХ
  2. Безрамное остекление
  3. Шторы из ткани или брезента
  4. Рулонные шторы из бамбука
  5. Озеленение
  6. Декоративная решётка из дерева
  7. Обшивка поликарбонатом

Мягкое остекление из ПВХ

Мягкие окна – отличный вариант для тех, кто не хочет тратиться на стеклопакеты для беседки.

  • Прозрачные полотна из ПВХ помогают поддерживать комфортную температуру в помещении и защищают от сквозняков.
  • Они хорошо пропускают свет, а пыль и насекомых – нет.
  • Производители гарантируют десятилетний срок службы при простом уходе (достаточно протирать их мыльной водой).
  • Мягкие окна универсальны, поэтому впишутся в любой ландшафтный дизайн.
  • Материал не растягивается и не боится низких температур.
Читайте также:
Перегородки из гипсокартона KNAUF, С111, С112, С115, С116

В комплект к окнам входят специальные ремешки: они позволяют установить ПВХ-полотна своими руками. Чтобы закрыть беседку с боков, необходимо снабдить каркас окон люверсами, которые позволят надёжно зафиксировать изделия. При необходимости их можно закатать в валик. Также существуют приспособления на магнитах и молниях.

Главный недостаток ПВХ-окон – заломы, которые могут возникнуть на некачественной плёнке. Стоит отметить, что чем толще материал, тем надёжнее он закрывает беседку от дождя и ветра.

Безрамное остекление

Основой системы безрамного остекления являются алюминиевые горизонтальные профили, которые устанавливаются внизу (на полу или парапете) и под крышей. В них вставляется закалённое стекло, которое рассчитано на высокие механические нагрузки.

  • Такое остекление обеспечивает панорамный вид из постройки, а также уберегает от ветра и дождя.
  • За счёт стёкол беседка выглядит просторно и воздушно, защищает от шума и пыли.
  • Раздвижные створки можно перемещать по своему усмотрению: в ненастье легко закрыть беседку от непогоды, а в жаркий день – открыть для проветривания.
  • Стёкла могут быть тонированными – это добавит уюта и приватности.

К минусам безрамного остекления относится его высокая цена, тщательная подготовка опоры, а также достаточно высокий уровень тепловых потерь.

Шторы из ткани или брезента

Если постройка открытого типа и остекление вызывает трудности, можно закрыть проёмы в беседке плотной тканью – портьерами. Подойдёт специальная солнцезащитная материя или прочный брезент, который убережёт не только от дождя, снега и ветра, но и от насекомых.

Существуют как обычные занавески, несущие скорее декоративную функцию, так и более практичные рулонные шторы. Если постройка используется только в тёплое время года, можно использовать тюль или недорогую москитную сетку: они обеспечат приватность и не позволят комарам залететь внутрь.

Недостаток такого варианта – высокая теплопроводность, поэтому шторы можно использовать только летом, убирая их на зиму. Если не закрепить шторы внизу, то в ненастье порывы ветра доставят находящимся внутри сильный дискомфорт.

Рулонные шторы из бамбука

Если вы хотите закрыть окна в беседке экологичным, природным материалом, подойдут изделия из тростника или бамбука. Это не самый надёжный вариант для защиты от насекомых и непогоды, но с солнечными лучами шторы справятся на отлично.

Полотна из натуральных материалов подходят для летнего отдыха, но не защищают от влаги, ветра и снега.

Бамбуковые шторы для беседки следует выбирать, если постройка выполнена из дерева: так вы подчеркнёте единение с природой и впишете постройку в дизайн сада и огорода.

Озеленение

Этот способ подходит тем, кто стремится создать тень на участке и скрыться от солнца. С помощью вьюнов закрыть беседку от ветра и дождя не получится: чтобы живая стена защитила от сильных сквозняков, необходимо вырастить плотное укрытие, что не всегда возможно.

В качестве изгороди подойдёт многолетний девичий виноград (партеноциссус), неприхотливый хмель или плющ. При посадке стоит учитывать, что эти лианы являются агрессорами: без обрезки и контроля они заполонят огромную территорию.

Озеленение актуально лишь в летние месяцы, а значит не годится для круглогодичного использования беседок и веранд. Зато зелёные насаждения помогут огородить постройку от любопытных взглядов соседей по даче.

Декоративная решётка из дерева

Деревянной сеткой, или шпалерой, можно закрыть верхнюю часть стен беседки, но для летней перголы подойдёт вариант и с нижней обрешёткой. Зашить беседку шпалерами можно самостоятельно, купив их в магазине строительных материалов или изготовив своими руками из тонких реек.

Решётка частично защитит от ветра, придаст постройке прочности и создаст благоприятную атмосферу внутри. Шпалеры эстетичны, обеспечивают приватность и являются хорошей опорой для вьющихся растений.

Если вы захотите закрыть беседку решёткой, это не займёт много времени. Но поскольку деревянная шпалера находится на улице, её следует пропитать защитными составами и покрыть лаком.

Обшивка поликарбонатом

С помощью поликарбоната можно закрыть не только проемы в беседке, но и создать цельную конструкцию на металлическом каркасе.

  • Это гибкий и жароустойчивый материал, который не вызывает трудностей при установке и имеет разнообразную расцветку.
  • Он идеален для тёплой поры, но в солнечные дни активно пропускает ультрафиолет и создаёт эффект парника.
  • Одно из главных преимуществ поликарбоната – его доступная цена.
  • А чтобы самостоятельно закрыть беседку от ветра, снега и дождя, не понадобится сложное дополнительное оборудование – подойдёт обычный столярный инструмент.

Специальная защитная плёнка при монтаже должна быть с внешней стороны, перед установкой листа её необходимо удалить.

Поликарбонат позволяет заделать проёмы достаточно надёжно, чтобы ни ветер, ни снег не проникли внутрь постройки.

Все рассмотренные способы обшивки и защиты беседок отличаются не только своим видом, но и ценой. Прежде чем остановиться на одном из них, следует определиться с двумя факторами: будет ли использоваться постройка в холодные месяцы и вписывается ли материал в ландшафтный дизайн участка.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: