Лодка из фанеры своими руками: чертежи и изготовление

Как сделать лодку из фанеры

Сборка

Чертеж в натуральную величину

По сделанным отметкам осуществляется выпиливание необходимых деталей – для этой цели лучше использовать ручной лобзик, так как фанера достаточно тонкая и сделать ровный распил прямых линий электрической пилкой будет сложно;

Сборка корпуса

После того, как основные детали выпилены — можно приступать непосредственно к сборке. В первую очередь собирается нижняя часть лодки — части корпуса стягивается посредством медной проволоки, а чтобы внутренняя часть сохранила свою форму — одновременно вставляются носовые и кормовые поперечины;

Крепление посредством проволоки и крестиков

Зафиксированные части склеиваются посредством эпоксидного клея. Чтобы проклеить швы — необходимо добавить в него опилки, полученные в результате распила фанеры. Таким образом, клей практически не даст усадки и швы получаться ровными. Одновременно вся внутренняя поверхность оклеивается стеклотканью таким образом, чтобы структура ткани была полностью пропитана клеем;

Склеивание швов и пропитка поверхности стеклотканью

  • По истечению срока высыхания клея, наружная часть корпуса подвергается обработке – закруглению и шлифовке швов, удалению временных креплений и тд. Затем осуществляется оклейка корпуса стеклотканью снаружи;
  • Верхняя палуба собирается из реек, материал и толщина которых — указаны в проекте. В качестве временной фиксации можно использовать клеевой пистолет. После сборки поверхность палубы покрывается стеклотканью и пропитывается смолой. После высыхания внешнего слоя палуба оклеивается стеклотканью изнутри;

Сборка палубы из реек

Перед соединением корпуса и палубы осуществляется монтаж пяточных упоров – чаще всего это осуществляется путем приклеивания деталей к корпусу;

В первую очередь корпус и палуба склеивается изнутри смесью клея и стружки. Затем оклеивается наружная сторона шва – после высыхания клея швы шлифуются, и собирается кокпит, материалом для которого могут послужить остатки фанеры;

Склеивание палубы и корпуса

Лодка из ПВХ

Надувные лодки из ПВХ под мотор, пожалуй, наиболее трудные в изготовлении плавсредства. К плюсам последних можно отнести то, что они достаточно легкие, их можно взять в пешие походы, а поместятся они в обычный рюкзак.

А вот минусов у таких лодок достаточно много:

  • Непрочные, подверженные проколам: такую лодку довольно просто порвать, зацепившись за куст или острый камень.
  • Дорогостоящие: себестоимость изготовления достаточно высокая, так как специальный материал для лодок стоит довольно дорого.
  • Нужно обладать определенными навыками: знать хотя бы принципы раскройки материала. Даже если вы найдете готовые выкройки, незнание основных правил закройщиков может привести к порче дорогостоящего материала.
  • При склеивании также недопустимы ошибки, так как детали вы уже не всегда сможете отклеить обратно, а, соответственно, это опять же ведет к дополнительным материальным затратам.

Самодельная лодка из фанеры

Как самому сделать лодку для рыбалки из фанеры? Для
работы потребуется точный чертёж и фанера — проклеенный натуральный берёзовый
шпон толщиной приблизительно 5 мм.

С помощью бумажных шаблонов на фанерные листы наносятся
выкройки деталей.

  • Пилой по дереву или электролобзиком необходимо вырезать
    все заготовки.
  • Склейте транцы со шпангоутами.
  • Теперь прикрепите к транцу днище и борта, сведя их
    спереди друг с другом.

  • Для крепления деталей обшивки используется шовный
    материал (в случае, если лодка изготавливается не из очень толстой фанеры) или
    клей. В этом случае необходимо стесать края фанеры под углом.
    1. Убедитесь в том, что все детали сходятся по размерам. В
      противном случае придётся разобрать лодку и исправить недостатки.

    1. Возьмите эпоксидную смолу и аэросил и смешайте компоненты
      1:1 при помощи специальной насадки на дрели.
    2. Усиление углов между бортами, днищем и транцами
      выполняется деревянными галтелями — небольшими уголками, предназначенными для
      жесткости соединения.
    3. Теперь следует наклеить на все внутренние поверхности
      швов полоски из стеклопластика или стеклоткани. При этом необходимо тщательно
      промазывать все стыки эпоксидно-аэросильной смесью.
    4. Необходимо дождаться, пока клей полностью просохнет, а
      после этого следует установить шпангоуты в соответствующие места.

    Теперь требуется уложить на днище настил, прикрепить
    уключины и сидение.

  • Если конструкция лодки предполагает кокпит (закрытая
    носовая часть), то следует установить крышку, зафиксировав её на бортах и
    шпангоутах.
  • После того как лодка полностью просохнет, переверните и
    отшлифуйте её наружную поверхность. После этого требуется проклеить дно
    стеклотканью и обработать швы эпоксидным составом.
  • Перед покраской необходимо обработать наружную поверхность
    конструкции пропиткой для древесины, зашпаклевать все щели и обработать
    грунтовкой.

  • Покрасить лодку лучше всего специальной пигментной
    смесью, предназначенной для деревянных судов, но можно использовать и любую
    обычную краску.
  • Как делаются самодельные лодки из фанеры?

    Небольшое, устойчивое, способное поднимать на борт 2-3 человека и одновременно легкое судно, имеющее возможности хождения, как с помощью весел, так и мотора или паруса, вполне возможно, создать и без специальной подготовки, ибо лодки такого класса создать по плечу и новичкам. И именно для таких самоделок, применяющих самые простые инструменты и ограниченных в средствах, самым доступным материалом является фанера.

    Прочный и одновременно легко поддающийся обработке как с помощью электрических, так и ручных инструментов фанера очень широко применяется не только в строительстве маломерных судов, но и вполне солидных морских яхт.

    При этом для маломерного судна фанера как нельзя лучше может реализовать возможность установки лодочного мотора, способного развивать вполне приличные скорости.

    Инструменты и материалы

    Как ни странно, для самостоятельной постройки лодки самым необходимым условием является правильно подобранное помещение, в котором свободно можно расположить лодку, при этом обязательным условием является наличие вентиляции и при работе в холодную пору года отопления, способного поддерживать комфортную температур для работы и не допускать перепадов температуры воздуха.

    Читайте также:
    Рекомендации по обработке фанеры, особенности обработки и использования фанеры

    При изготовлении чертежей понадобятся:

    • чертежные принадлежности:
    • карандаши;
    • резинки;
    • лекала;
    • длинные металлические линейки и большие треугольники;
    • рейсшина;
    • картон и чертежная бумага;
    • клей для бумаги;
    • калькулятор;

    В процессе постройки будут нужны:

    • электрический лобзик;
    • молоток;
    • топор;
    • струбцины (и скорее всего, очень много – как минимум 10 штук);
    • кисти, шпатель металлический, шпатели резиновые;
    • шуруповерт;
    • рубанки ручные или электрорубанок;
    • отвертки;
    • стамески;
    • степлер;
    • пилы ручные и электрическая циркулярная пила;

    В качестве материалов для изготовления рекомендуется:

    • фанера стандартных размеров 1,5м *1,5м;
    • доски – сосновые, дубовые:
    • ткань для оклейки корпуса;
    • шпаклевка для заделывания трещин и стыков листов;
    • специальный водонепроницаемый клей;
    • олифа натуральная или водоотталкивающая пропитка для дерева;
    • краска масляная (в случае если владелец приверженец традиционного способа окраски корпуса) или специальная эмаль для корпусов суден;
    • гвозди, шурупы, саморезы;
    • металлическая полоса, металл для уключин и креплений;

    Параметры будущей лодки

    Оптимальными параметрами для лодки из фанеры толщиной 4-5 мм является:

    1. общая длинна корпуса от носа до транца 4.5 метра;
    2. ширина поверху в самом широком месте корпуса – 1,05 метра;
    3. глубина лодки – 0.4 метра.

    Из чего состоит лодка

    Главным элементом каркаса лодки является киль – основание, на которое крепятся все остальные части корпуса.

    Нос лодки, образуемый форштевнем, крепится с одной стороны, а в корме – ахтерштевень. Это элементы, отвечающие за продольную жесткость конструкции. Они могут быть как из цельного дерева, так и составными – склеенными отдельными частями, и закрепленные гвоздями или шурупами.

    Изгибы корпуса и поперечные формы образуются благодаря шпангоутам – поперечным элементам корпуса, придающим ему дополнительную жесткость. Доски поверху форштевня и ахтерштевня, соединенная со шпангоутами по обеим сторонам образуют борта.

    Полученный таким образом каркас обшивается поверху фанерой.

    Внутри лодки делается настил – слань, он, выполняет роль нижней палубы для того, чтобы не становиться на днище лодки.

    Лодки из фанеры под мотор

    Лодки для использования мотора, принципиально не отличаются от тех, которые предназначены под весла или парус. Основное отличие здесь заключается в том, что для крепления двигателя видоизменена корма – у них установлена транцевая доска или транец из многослойной фанеры, способной выдержать крепление двигателя.

    Отдельные более современные лодки могут иметь и другие элементы маломерных судов такого класса – кокпит, палубные стрингеры, боковые стрингеры. Для обеспечения плавучести в таких лодках предусматриваются герметичные ниши для заполнения пеной способные держать лодку на поверхности в случае опрокидывания.

    Заключение

    На сегодняшний день многие домашние мастера изготавливают фанерные лодки своими руками. И при большом желании вы также сможете сделать собственное плавсредство самостоятельно. Для этого нужен лишь материал и ваша прилежность в работе.

    В данной статье мы рассмотрели, как построить лодку из фанеры своими руками, используя подручный инструмент. В процессе изготовления, вы можете вносить в конструкцию некоторые коррективы, в зависимости от своих личных предпочтений. В зависимости от назначения и грузоподъемности вами может быть изготовлена совершенно оригинальная конструкция, правильность расчетов которой, вы сможете проверить, изготовив макет, о чем шла речь выше. (см. также Как правильно изготовить мебель из фанеры своими руками)

    В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительный материал по данной теме.

    Изготовление лодки из фанеры своими руками

    Отдых на воде пользуется огромной популярностью. Это отличный способ провести выходной с друзьями или семьей. Для такого отдыха не обойтись без плавательного средства, которое пригодится и любителям рыбалки. Надувная лодка, конечно, может использоваться для отдыха на воде, но является недолговечной, неудобной и неустойчивой. А покупка деревянного или металлического изделия обойдется достаточно дорого. Отличным решением в таком случае станет изготовление лодки из фанеры своими руками. Сделать ее можно на основе уже готовых чертежей или спроектировать по индивидуальным размерам. Для изготовления потребуются минимальные столярные навыки, доступные инструменты и материалы.

    Преимущества использования фанеры для изготовления лодки

    Фанера является легким, доступным и универсальным материалом, который может использоваться для различных строительных и ремонтных работ. К преимуществам использования фанерных листов для изготовления лодки следует отнести:

    1. Прочность и легкость. Готовая конструкция из фанеры получается невероятно легкой, чем цельная древесина. При этом прочность клееного шпона практически не уступает дереву.
    2. Устойчивость готовой конструкции. Фанерные листы имеют четкие геометрические пропорции, что не только делает разметку и монтаж простым, но и гарантирует отличный показатель устойчивости лодки.
    3. Доступность. Фанера является доступным материалом, поэтому и лодка на ее основе обойдется недорого. К тому же дополнительно может потребоваться только специальный клей, отделочные материалы и простые инструменты.
    4. Аккуратный внешний вид. Фанерная лодка получается очень аккуратной, и ничем не уступает покупным конструкциям.
    5. Простота изготовления. Самостоятельно изготовить лодку из фанеры сможет каждый человек, обладающий хотя бы минимальными столярными навыками. При этом строительство займет от одного до нескольких дней в зависимости от сложности конструкции и интенсивности работы.

    Чтобы конструкция из фанеры получилась прочной, устойчивой и долговечной, особое внимание следует уделить предварительным расчетам. Если есть хотя бы малейшие сомнения в своих силах, лучше использовать готовый чертеж.

    Читайте также:
    Как сделать самодельный строгальный станок

    Подробное описание изготовления лодки из фанеры можно найти в видео:

    Чертежи

    Первым и самым главным этапом строительства лодки является подготовка чертежей, по которым будут изготавливаться все элементы лодки. Чертежи должны включать в себя не только информацию о форме и количестве деталей, но и точные размеры каждой из них. После чего информация с чертежа переносится на фанеру. От выполнения этого процесса будет зависеть возможность правильно соблюдать плавательное средство.

    Одним из самых простых простым является чертеж катера «Север 520». Он содержит минимальное число деталей, что упрощает процесс переноса их с бумаги на фанеру и сбора цельной конструкции.

    На основе фанеры можно изготовить даже моторную лодку. При ее проектировании также можно сделать чертеж самостоятельно, а можно воспользоваться уже готовым чертежом.

    Чертеж фанерной лодки должен включать в себя не только общий вид с обозначенными деталями и размерами. Важно сделать отдельный чертеж транцев, сечение по мидель-шпангоуту, а также другую детализацию.

    Любой из готовых проектов можно видоизменить по своему вкусу и потребностям. Однако если планируется изменение размеров, то делать это нужно пропорционально для всех деталей.

    Выбор фанеры для изготовления лодки

    Основным элементом для изготовления плавательного средства является фанера. Поэтому именно ее выбору следует уделить максимум внимание. Существует множество видов фанеры, которая может использоваться для ремонта, строительства или изготовления мебели. Однако для строительства лодки из фанеры может использоваться только бакелитовая фанера, которая имеет толщину 4-5 мм.

    Бакелитовая фанера отличается высоким показателем прочности и при этом обладает устойчивостью к влаге. Для изготовления данного материала используются лиственные деревья. Морская фанера имеет различные сорта. Чтобы лодка не протекала, была прочной и служила долго, следует использовать только элитный материал или первого сорта. При использовании материала более низкого сорта, могут возникнуть проблемы в процессе строительства, а его дефекты станут недостатками плавательного средства.

    Материалы и инструменты

    Для изготовления плавательного средства из фанеры можно использовать инструменты, которые имеются в арсенале практически каждого человека. Необходимые инструменты:

    • пила для работы с деревом;
    • электрический лобзик, а также набор полотен для лобзика;
    • машинка для шлифования;
    • молоток;
    • струбцины для крепления фанеры в процессе монтажа;
    • кисточки для нанесения грунтовки, лака и краски.

    Помимо инструментов необходимо подготовить и материалы:

    1. Фанера. Основной материал для строительства лодки. В данном случае используется только специальная бакелитовая фанера, которая обладает толщиной 4-5 мм, не пропитывается водой и служит долго. Также необходимо подготовить и несколько толстых плит (12-15 мм) для изготовления шпангоутов и киля.
    2. Древесина. Она необходима для монтажа распорок, сидений и бортиков. Следует отдавать предпочтение легким породам дерева. Оптимальным вариантом станет елка и сосна. Однако ель может расколотиться при работе, а сосна обладает более низким показателем влагостойкости. Поэтому в зависимости от выбора породы дерева потребуется соблюдать рекомендации по работе с ней.
    3. Гибкая тонкая проволока. Используется для скрепления деталей обшивки. Помимо проволоки могут использоваться пластиковые хомуты, толстая леска и другие прочные и тонкие материалы.
    4. Клей. Специалисты рекомендуют для герметизации швов использовать клеевые составы на основе эпоксидных смол. Для надежности рекомендуется использовать клей не только для швов, но и всей поверхности лодки.
    5. Лакокрасочные материалы. Требуются не только для придания плавательному средству красивого и аккуратного внешнего вида, но и для защиты древесины и фанеры от влаги и негативного воздействия окружающей среды. Помимо лака и краски потребуется использовать специальные пропитки, которые защищает древесину от влаги, плесени и грибка.
    6. Стеклоткань. Используется для защиты швов.

    Для самодельной лодки из фанеры следует использовать только качественные материалы. Фанера должна быть высокого качества и без дефектов. Ведь именно от этого будет зависеть не только внешний вид готового изделия, но и безопасность на воде.

    Технология изготовления лодки

    Изготовление лодки из фанерных листов является достаточно сложным процессом. Однако если придерживаться рекомендаций и последовательности выполнения работ, сделать такую лодку можно всего за несколько дней. Пошаговое описание процесса изготовления лодки:

    1. Согласно предварительно составленному чертежу необходимо выпилить при помощи лобзика необходимые детали. Крайне важно, чтобы детали получились точно такого же размера, как и на чертежах. В противном случае при сборке возникнет нестыковка и придется заново выпиливать детали. Допустимая погрешность составляет всего 1 мм.
    2. Необходимо склеить детали заднего борта и шпангоутов. Это гарантирует высокий уровень прочности и необходимую толщину конструкции. После склеивания данные элементы станут достаточно тяжелыми, однако на качестве лодки это никак не скажется.
    3. Для соединения транцев и шпангоутов рекомендуется использовать дополнительные закрепляющие элементы, что гарантирует высокий показатель прочности. Для этого лучше всего использовать саморезы. Их длина должна быть такой, чтобы прочно соединить детали, но при этом не пройти насквозь них. Для работы рекомендуется использовать оцинкованные саморезы.
    4. Чтобы упросить и облегчить работы, необходимо изготовить козлы, используя при этом брусья размером 50 на 50 мм. На них будет удобно поместить транец при установке.
    5. После чего необходимо прикрепить днище и бортики к транцу так, чтобы на носу они соединились.
    6. При использовании фанеры небольшой толщины рекомендуется все детали дополнительно обработать клеевым составом, уделяя особое внимание местам стыков деталей.
    7. При строительстве моторной лодки транец следует обязательно проклеить стеклотканью, а также дополнительно укрепить досками из твердых сортов.
    8. По окончанию черновой сборки все элементы необходимо зафиксировать и проклеить. Останется только зашпаклевать неровности, грунтовать и покрасить.
    Читайте также:
    Переделка мебели своими руками: старая стенка, комод, стол, тумбочка, фото-идеи

    Несмотря на сложность проведения сборки, данный вариант изготовления плавательного средства является наиболее доступным. Однако следует использовать качественную фанеры, которая прослужит долго, и не будет впитывать влагу.

    Лодка из фанеры: подбор инструментов, материалов, чертежи, сборка корпуса, проклейка швов и установка дополнительных деталей, финишная отделка

    Если вы – заядлый рыбак, или просто не представляете себе теплое время года без отдыха на воде, то небольшое речное судно для вас будет очень уместным приобретением. Однако готовые изделия такого типа стоят немало, а вот самодельная лодка из фанеры достаточно проста – так что есть смысл потратить некоторое время на освоение методики, и затем с минимальными затратами средств и сил собрать небольшой ялик, байдарку или плоскодонку.

    В нашей статье мы опишем процесс изготовления такой конструкции, начиная с подбора материала и заканчивая технологией отделки.

    Изготовить такое суденышко сложно, но вполне реально

    Что нам нужно

    Набор инструментов

    Приступая к работе, нам следует позаботиться о наличии всех необходимых инструментов.

    В принципе, набор потребуется простой:

    Выпиливать заготовки удобнее всего дисковой пилой

    • пила по дереву (дисковая или сабельная);
    • электролобзик с набором полотен;
    • шлифовальная машинка с насадками для обработки фанеры;
    • дрель и сверла разного диаметра;
    • шуруповерт;
    • струбцины для фиксации склеиваемых деталей;

    Вместо струбцин в некоторых случаях подойдут зажимы для бумаги

    • ручной инструмент – молотки, пассатижи, стамески и т.д.
    • измерительный инструмент – рулетка и уровень.

    Работы лучше выполнять в свободном гараже или мастерской. В принципе, детали можно собирать и на полу, но работать будет куда удобнее, если мы из бруса и толстых досок сконструируем специальные козлы, на которых и будут размещаться все элементы нашей будущей лодки.

    Подбор материалов

    Проекты лодок из фанеры, в изобилии представленные в интернете, предполагают использование самых разных материалов. Мы рассмотрим одну из наиболее простых модификаций, поскольку новичкам лучше отрабатывать методики на несложных образцах.

    Заготовки для работы

    Для постройки судна нам будут нужны:

    Фанера для лодки должна соответствовать ряду требований:

    К ним относятся:

    Чертежи лодки и перенос их на материал

    Прежде чем приступать к закупке материалов, нам будут нужны чертежи лодок из фанеры. Строить схему плоскодонки или туристической байдарки самостоятельно стоит только в том случае, если у вас есть достаточный опыт, и вы четко понимаете, какого размера вам нужна лодка, и какую конструкцию она обязана иметь. Новичку же лучше воспользоваться готовым проектом – благо, найти его в сети не составит труда.

    Чертежи лодки из фанеры с крупными схемами устройства основных узлов

    Итак, перед тем как из фанеры сделать лодку, поступаем следующим образом:

    1. На основе чертежей делаем шаблоны нужной формы и размера из оберточной бумаги или старых обоев.
    2. Выкройка лодки из фанеры прикладывается к деревянной панели и обводится по контуру.
    3. Точно так же шаблоны используются для разметки досок и брусьев, из которых будет делаться внутренний каркас.

    Еще одна схема: плоскодонка с фанерными бортами и дощатым днищем

    При переносе размеров на заготовки мы с высокой вероятностью столкнемся с трудностями. Связано это с тем, чтоб стандартный размер фанерного листа (максимум 3000 мм по длине) часто бывает меньше, чем запланированные габариты лодки. В этом случае нам необходимо освоить методику склейки фанеры:

    Торцы двух деталей подгоняем друг к другу.

    1. Аккуратно стесываем края на длину, превышающую толщину листа примерно в 7 – 8 раз.
    2. Полученные скосы смазываем столярным или полимерным клеем и надежно зажимаем струбцинами.
    3. После полной полимеризации клея мы получаем достаточно длинный лист с прочным соединением «на ус».

    Схема склейки фанерных листов

    Методика работы

    Сборка корпуса лодки

    В этом разделе мы расскажем, как самому сделать лодку из фанеры, пользуясь заготовками, чертежами и шаблонами, подготовленными так, как указано выше.

    Инструкция предполагает выполнение работ по следующей схеме:

    1. Вначале с помощью электролобзика или сабельной пилы вырезаем из фанеры все детали . При выпиливании стараемся действовать предельно аккуратно, строго соблюдая размеры – даже расхождение на 1 мм может привести к тому, что при сборке бортов у нас образуются крупные щели, и придется выполнять трудоемкую подгонку.

    Перед тем как сделать лодку из фанеры, обязательно проверяем точность подгонки деталей

    1. Шпангоуты вырезаем из более толстой доски, или же склеиваем из нескольких слоев фанеры . При склейке масса детали, естественно, увеличится, но на плавучести конструкции это отразится не сильно.
    2. Гребные лодки из фанеры делаются со стандартной кормовой доской (транцем), а вот для моторки нужно установить более прочную деталь . Довольно часто кормовой транец делают многослойным: фанера 8-10 мм + стеклоткань + дубовая доска около 15 мм.

    Совет!
    Многослойные детали иногда дополнительно стягиваются саморезами.
    При этом длина крепежа подбирается таким образом, чтобы шляпки были заглублены примерно на 0,5 мм, а острые края не выступали наружу.

    1. Склеенный или цельный транец устанавливаем на козлы или верстак и прикладываем к нему деревянные заготовки бортов . После этого фиксируем детали струбцинами и сводим фанерные листы на носу, формируя контур лодки.

    Начальный этап сборки

    1. Приступаем к сборке корпуса . Детали крепим либо с помощью шовного материала (проволока, леска), либо с использованием клея. При склеивании стесываем торцы соединяемых фанерных листов под нужным углом и внимательно следим, чтобы не было расхождения бортов в килевой части.
    2. На этом этапе устанавливаем внутрь корпуса шпангоуты . Используя эти детали в качестве распорок, окончательно придаем форму бортам.
    Читайте также:
    Организуем в спальне родителей детский уголок

    Склейка деталей с зажимом струбцинами

    1. Дополнительно укрепляем каркас поперечинами – часть из них будут использоваться в качестве временных распорок, а часть можно будет оставить для формирования настила.
    2. После завершения черновой сборки внимательно осматриваем конструкцию , проверяя, насколько точно сошлись швы, и нет ли необходимости в подрезке каркаса.

    Проклейка швов и установка дополнительных деталей

    При изготовлении фанерной лодки своими руками этап склейки элементов и герметизации всех швов является одним из наиболее ответственных.

    От качества выполнения всех операций напрямую зависит надёжность и долговечность нашего плавсредства, потому действуем очень аккуратно:

    1. Сначала готовим клеевой состав. Нам его будет нужно довольно много, а цена специализированных клеев весьма высока, так что мастера предпочитают использовать самодельное средство на основе эпоксидной смолы и двуокиси кремния (так называемый аэросил). Компоненты смешиваем в пропорции 1:1, а затем с помощью насадки на дрель доводим до консистенции густой сметаны.

    Совет!
    Состав содержит большое количество летучих токсичных компонентов, потому и процесс его приготовления, и саму проклейку стоит проводить в хорошо проветриваемом помещении с обязательным использованием средств для защиты органов дыхания.

    1. Полученной клеевой массой промазываем все стыки между деревянными деталями. Шпангоуты и распорки перед этим вынимаем.

    Почти любая технология изготовления лодки из фанеры предполагает проклейку швов для их герметизации

    1. Вдоль каждого шва внутри корпуса укладываем полосу из стеклоткани шириной около 100 мм. Поверх полосы наносим еще один слой эпоксидно-кремниевого клея.
    2. Когда проклеенные швы полностью высохнут, устанавливаем на место шпангоуты. Фиксируем их на днище и бортах с помощью клея, дополнительно усиливая крепление полосами стеклоткани внахлест.

    Когда конструкция будет полностью зафиксирована, приступаем к оборудованию лодки:

    1. На дно укладываем доски настила, размещая их на шпангоутах.
    2. Борта усиливаем дополнительными верхними брусьями, на которых отдельно закрепляем уключины.

    Совет!
    Каждую уключину фиксируем с использованием широкой фанерной пластины, которая предназначена для равномерного распределения нагрузки при гребле.

    1. В носовой части устанавливаем несколько поперечин. Поверх них укладываем треугольный щит из влагостойкой фанеры, формируя кокпит – закрытое пространство на носу лодки.

    Фото почти готовой лодки с приклеенными бортами, установленными шпангоутами и каркасом для кокпита

    1. После того как клей полностью высохнет, снимаем лодку с козлов и укладываем на основание днищем вверх.
    2. Шлифуем и обезжириваем швы, после чего промазываем их снаружи тем же клеевым составом, который использовался при внутренней обработке.

    Наружная проклейка швов

    Финишная отделка плавсредства

    Нам остается придать нашей лодке привлекательный внешний вид, одновременно защитив ее деревянные детали от воздействия влаги.

    1. Используя шлифовальную машинку, тщательно обрабатываем все поверхности, удаляя выступающие деревянные волокна.

    Совет!
    Если для работы использовалась шлифованная фанера, то обработке подвергаем только проклеенные швы.

    1. Обезжириваем древесину, нанося на материал растворитель. При этом следим, чтобы состав не повредил клеевые соединения.
    2. Обрабатываем деревянные части влагозащитной пропиткой. Лучше всего здесь подойдут комплексные средства от Tikkurila – они одинаково хорошо защищают фанеру и дерево как от пресной, так и от соленой воды.

    Краска для днища и бортов

    1. После высыхания пропитки для дерева шпаклюем все швы и неровности, а затем грунтуем лодку.
    2. Окрашиваем борта и днище влагостойкой краской в два-три слоя. Оптимальный расход в данном случае составляет от 1 до 1,5 л на 1 м2 поверхности.
    3. Внутри лодку можно или покрасить тем же составом, или обработать лаком, устойчивым к истиранию и увлажнению.

    Внешний вид изделия, готового к использованию

    После того как краска и лак полностью высохнут, можно приступать к испытанию ходовых качеств нашего судна!

    Заключение

    Воспользовавшись приведенными выше советами о том, как делается лодка из фанеры, вы сможете своими силами с минимальными финансовыми затратами сконструировать простое, но достаточно надёжное плавсредство. Чтобы разобраться в нюансах, рекомендуем вам внимательно изучить видео в этой статье, а все вопросы, возникающие ходе просмотре и работы, можно будет задать в комментариях к этому материалу.

    Чертежи лодки из фанеры своими руками. Терминология. Характеристики листов. Требования условий эксплуатации. Размеры

    Капитан Врунгель считал, что, как корабль назовёшь, он так и поплывёт. Не будем спорить со старым, испытанным морским волком, но всё-таки выдвинем и своё мнение – насколько более тщательно и аккуратно вы подготовите чертежи лодки из фанеры своими руками, так она и будет служить вам долгие годы и в любую погоду. Именно чертежи судна и определят все ваши дальнейшие решения.

    Именно они введут вас в этот мир судостроения, в котором правит англо-голландская терминология. А разбираться в терминологии элементов конструкции лодок, а значит успешно читать предлагаемый чертёж, принципиально важно.

    До того, как вы разместите в лодке, сделанной своими руками, пару вёсел, необходимо пройти немалый путь и для начала завести себе чертеж лодки из фанеры

    1. Согласно старой аксиоме начинать от печки
    2. Терминология
    3. Фанера
    4. Характеристики фанеры
    5. Принципиальная характеристика
    6. Требования условий эксплуатации
    7. Размеры
    8. Выводы

    Согласно старой аксиоме начинать от печки

    Действительно, терминология, если вы бросаетесь в такую бездонную область, как построение лодки, имеет огромное и решающее значение. Предлагаем вашему вниманию её основы, касающиеся конструкции лодок, и которые повсеместно фигурируют на чертежах.

    Читайте также:
    Из какого металла варить банную печь, выбор стали для печки в сауну

    Терминология

    Поэтому очень внимательно усвойте эти термины, они буквально пронизывают любой сколько-нибудь стоящий чертеж лодки из любого материала. Вид сбоку

    На виде сбоку отмечаем следующие конструктивные элементы лодки, и нельзя сказать, какой из них наиболее важен, какой менее, все элементы обязательны к использованию:

    • A – шпангоут. Вы можете выбрать вариант обычной плоскодонки, без шпангоутов, но когда речь идёт о таком стремлении, брошенном в Интернет, как «чертежи фанерная лодка своими руками», надёжность и прочность конструкции выступает на передний план, а значит – шпангоуты обязательны;
    • Шпация – расстояние между двумя шпангоутами. Важнейшая характеристика конструкция любой лодки;
    • B — ахтерштевень;
    • C — форштевень;
    • D – брус
    • E – кильсон. Очень желательный элемент конструкции, который, правда, часто для лодок отбрасывается;
    • F – привальный брус. Без этого элемента не обойтись, если вы собираетесь в лодке делать и надстройку. Для открытых моделей привальный брус не используется.
    • I – брештук. Очень советуем этим элементом не пренебрегать, от него сильно зависит прочность всей конструкции.
    • J – кница. Кница также предельно важна в обеспечении прочности лодки.
    • K – стрингер. Также незаменимый элемент, если подходит к постройке предельно внимательно.

    Вид сверху

    Вид сверху вводит ещё несколько важных терминов:

    • A – бимс;
    • B – полубимс. Переходит в полный бимс, если вы не сооружаете на лодке надстройку;
    • C – каренгс;
    • D – мидельвейс.

    Вид с бака

    Вид с бака вводит термины, которые будут принципиально важны на более продвинутом этапе строительства, когда появляется необходимость укрепить корпус лодки и установить парус и киль, улучшив к тому же и ходовые качества:

    • A – шпунтовые пояса;
    • B – киль. Обеспечивая вес киля процентов в 50 от веса всей лодки, вы значительно повышаете её остойчивость. Ведь никогда не знаешь, как на тебе или на будущих пассажирах скажется качка, а солидный запас сосательных конфет и даже имбиря мало чем сможет помочь в продлении удовольствия присутствия на воде, разве что быстро добраться до берега;
    • C – степс. Обязателен, если вы ставите мачту;
    • D – шпунт;
    • E – пяртнерс. Так называется отверстие в надстройке для прохода мачты. Само собой, если у вас нет надстройки, то о пяртнерсе можете пока забыть;
    • F – бархоут. Очень ответственный шпунтовый пояс на уровне ватерлинии, воды;
    • H – ширстрек. Самый верхний шпунтовый пояс.
    • G – уровень воды;
    • I – ватервейс. Данный элемент уже является элементом надстройки.

    Можно без преувеличения сказать, что чем точнее и скрупулёзнее будут выполнены чертежи фанерной лодки, тем удачнее будет её плавание в будущем после постройки

    Фанера

    Самым распространённым материалом для изготовления лодок сегодня, безусловно, является углепластик. Но этот материал – вотчина промышленности. Когда речь идёт о самостоятельном творчестве, то на передний план выходит такой «народный» материал, как фанера .

    Фанера или по-другому, древесно-слоистая плита – строительный материал, создаваемый склеиванием специально выработанного шпона. Обычно количество слоёв шпона нечётное и, в любом случае, больше 3. Чтобы повысить прочность фанеры, каждый последующий слой шпона своими волокнами древесины перпендикулярен волокнам предыдущего слоя. Шпангоуты – основа основ любого плавающего средства. Чертежи фанерных лодок, претендующих на нечто большее, чем звание плоскодонки, должны иметь отдельный вариант — расположение шпангоутов

    Характеристики фанеры

    При выборе фанеры для строительства лодки очень важно правильно выбрать её тип.

    По расположению волокон древесины на внешних слоях различают фанеру:

    • Продольную, когда волокна направлены по длинной стороне, и,
    • Поперечной – по короткой.

    Для строительства лодки лучше выбирать – продольную. Конечно, возможен и такой изометрический чертёж, но это самый простой вариант для рубрики «чертежи лодки из фанеры бесплатно» — здесь нет шпангоутов, а работа во многом схожа со сборкой детского конструктора, разве что детали в десятки раз больше

    По предназначению фанера делится на:

    • строительную,
    • промышленную,
    • упаковочную,
    • мебельную, и,
    • конструкционную – именно эту и выбираем для наших целей.

    Существует классификация фанеры и по отношению к воздействию влаги, что принципиально важно для лодки:

    • ФБА – такая фанера считается экологически наиболее чистой, но её выбирать не стоит, она не отвечает жестким требованиям по влагостойкости;
    • ФК – так обозначается достаточно устойчивая к влаге фанера;
    • ФСФ – а так, с повышенной влагостойкостью;
    • ФБ – пропитанная бакелитовым лаком, такая фанера считается самой стойкой и может использоваться даже в агрессивных средах, что важно в нашем случае, и под водой;
    • БС – такая уже просто пропитывается бакелитовым клеем. Считайте, что если в вашем распоряжении оказалась такая фанера, то на 50% успех всего дела обеспечен. Такая фанера довольно долгое время специально использовалась в авиа и судостроении. В ней счастливо соединились все качества, необходимые для лодочных дел мастера – прекрасная гибкость, высочайшая прочность, полная водонепроницаемость, а ещё устойчивость к гниению и раскисанию;
    • БВ – а вот эта пусть не вводит в заблуждение, она во многом похожа на БС, но не обладает влагостойкостью.

    О надстройке можно будет подумать и позже, сначала главное – надёжный корпус. Первое испытание на плавучесть и выравнивание ватерлинии происходит без надстройки

    Полезный совет!
    При выборе фанеры для строительства лодки советуем обратить внимание на ламинированную фанеру.
    По крайней мере, будет просто замечательно, если вы используете такую в качестве шпунтовых поясов или на внешнем стороне корпуса, если он однослойный.
    Это очень заметно улучшит ходовые качества вашего творения, ведь вода – среда, в которой существенную роль играет сила трения.
    С другой стороны, не стоит использовать ламинированную фанеру внутри лодки.
    Её скользкая сама по себе поверхность, да ещё и смоченная водой, может доставить немало неприятностей.

    Принципиальная характеристика

    Когда речь идёт об использовании фанеры для строительства лодки принципиальным будет выбор фанеры по её качеству, определяемом количеством сучков на метр квадратный наружного слоя.

    Читайте также:
    Тротуарная плитка своими руками: все про самостоятельное изготовление

    Здесь различают 5 степеней качества:

    • E – так называемое, элитное качество, когда сучки отсутствуют совсем. Излишне, наверное, говорить, что всегда необходимо стремиться к выбору именно такой фанеры;
    • Ну, а далее, незамысловатая классификация качества — I, II, III и IV. В последнем случае количество сучков не контролируется.
    • I – максимальная длина сучков и коробления не превышает 20 мм;
    • II — трещины не более 200 мм, допустимы вставки древесины, а просачивание клея допустимо только на площади в 2% от общей площади листа;
    • III – не более 10 штук сучков диаметром не более 6 мм. Вводится даже ограничение на общее количество недостатков – не более 9;
    • IV – это самое плохое качество с даже выпавшими сучками и дефектами кромок под 5 мм.

    Надёжный инструментарий залог успеха всей работы. Инструкция каждого используемого инструмента должна чётко оговаривать возможность работы с фанерой

    Требования условий эксплуатации

    Скорее всего, для строительства лодки вы выберете фанеру из хвойных пород дерева, как самую распространённую. Существует и березовая фанера, но её использование ограничивается слишком высокой ценой.

    Здесь очень важно другое – качество обработки наружной поверхности листа фанеры.

    По этому показателю различают фанеру:

    • НШ – нешлифованную;
    • Ш1 – шлифованная с одной стороны;
    • Ш2 — шлифованная с двух сторон.

    Здесь принципиальным и обязательным является использование шлифованной стороны фанеры с внешней стороны корпуса. Желательным же является, в целях безопасности, не использовать шлифованную сторону внутри. Чертежи самодельных лодок из фанеры под мотор должны точно оговаривать допустимую нагрузку со стороны мотора – несоответствие можно самым негативным образом сказаться на ходовых качествах лодки

    Размеры

    Естественной характеристикой любого листа фанеры является его размер.

    Промышленность, согласно стандартам, выпускает листы следующих четырёх размеров:

    • 1525 х 1525 мм;
    • 1220 х 2440 мм;
    • 1500 х 3000 мм;
    • 1525 х 3050 мм.

    Ваш выбор во многом будет зависеть от размеров лодки.

    Полезный совет!
    Все приведённые характеристики фанеры обязательно должны быть указаны в спецификации чертежей лодки.
    Ни в коем случае не соглашайтесь на приобретение предлагаемых чертежей лодки, если они не сопровождаются подробной пояснительной запиской, описывающей все нюансы изготовления, а главное выбора типа фанеры.
    На чертежах должны быть указаны степени обработки внешних сторон корпуса.
    В этой связи шлифовальный станок будет одним из самых востребованных в вашей работе.

    Выводы

    Строительство лодки – увлекательнейший творческий процесс для людей, которым ещё нравиться жить, которые не боятся экспериментировать и имеют конструкторскую жилку. (см. также Как правильно изготовить мебель из фанеры своими руками) Но, с другой стороны, не стоит изобретать велосипед, обязательно познакомьтесь со всеми фото материалами, изучите терминологию и различные конструктивные решения.

    Настройте себя на возможные переделки неудачных решений. Умейте «разговаривать с собой» и общаться с бывалыми мастерами. Только в этом случае возможен успех всего предприятия под названием «строительство лодки из фанеры своими руками». Если вы романтик и выбираете в качестве источника энергии передвижения – обычный ветер, а значит, ставите парус, подумайте о хорошем «башмаке» для грот-мачты, надёжность этой части конструкции должна быть, по меньшей мере, идеальной

    В представленном видео в этой статье вы найдёте дополнительную информацию по данной теме.

    Как сделать лодку из фанеры своими руками: размеры и чертежи

    При изготовлении лодки из фанеры, вы столкнётесь с двумя основными проблемами. Во-первых, нужно правильно размерить и изготовить детали. Во-вторых, важно правильно собрать каркас лодки. Далее в статье я подробно опишу, как посчитать размеры для всех составных частей, и по ходу построения каркаса буду акцентировать внимание на особо важных моментах.

    Размеры и чертежи

    Первое, что нужно сделать – определится с размерами лодки. Будем делать лодку 3000 мм длиной, 1400 в ширину и 500 мм высотой.
    Определимся с длиной основы каркаса. Для этого нам нужно знать длину лодки, два угла а и b, высоту лодки.

    Длину и высоту мы знаем – 3000мм и 500 мм. Угол а – 100, угол b – 120.

    Зная эти значения посчитаем длину основы каркаса.

    L=3000-(h*tg(a-90)+h*tg(b-90))=2623 ,где h -высота лодки

    Теперь найдем длину носа и транца. Поскольку они находятся под наклоном, то их длина будет больше чем высота лодки.

    L транца= √(〖(h*tg(a-90))〗^2+h^2 )=508

    L носа= √(〖(h*tg(b-90))〗^2+h^2 )=577

    Нужно определится с шириной дна. Возьмем половину от ширины лодки – 700 мм. Нижняя ширина транца будет на 10% меньше, т.е. 630 мм. Максимальной ширины лодка достигает в 1/3 от транца.

    В нашем случае, максимальная ширина будет на расстоянии 1000 мм от конца лодки. Таким образом, трансформируем брус, так что бы максимальный изгиб был в точке 1/3*длину лодки от транца.

    Длина фанеры для борта будет равна длине трансформированных брусов (верхнего и нижнего соответственно). Ширина будет ровная длине носа с одной стороны и длине транца с другой.

    Читайте также:
    Схема устройства вентиляции в многоэтажном многоквартирном доме

    Остальные размеры зависят от ситуации.

    Каркас лодки

    Основой послужит брус 50*50*2523 мм. К нему с одной стороны прикручиваем транец 50*50*630 мм, под углом 90 градусов. От концов транса к носу прикручиваем деформированные брусы (максимальная выпуклость бруса на 1000 мм от транца).

    Делаем 6 равнорасположенных вырезов вдоль всего основания (с нижней стороны). Размеры вырезов 50*25 мм. Вставляем 6 брусов 25*25 мм вдоль проделанных вырезов. Крепим их к основанию и боковым брусам. Нижняя часть каркаса готова.

    Прикручиваем нос и транец. Между носом и транцем снова крепим деформированные брусы, но теперь уже по верху. Расстояние между брусами борта в высоту – 500 мм, в ширину 350 мм. По сути борты у нас располагаются под углом к основанию (угол, примерно 120 градусов в точке максимальной выпуклости).

    Делаем каркас для бортов

    Примечание. Обратите внимание, как прикручены брусы: от края верхнего, до края нижнего бруса. Это важно!
    Для сего используем брус 25*25 мм.

    На этом каркас для лодки готов, далее будем обшивать каркас фанерой.

    Обшивка каркаса

    Фанеру к брусам крепим саморезами длиной 20 мм. Сначала крепим борты. Фанера должна плотно прилегать к каркасу.

    Затем обшиваем транец и дно лодки

    Проклеиваем водоустойчивым клеем все стыки фанер. Обрабатывайте клеем все участки лодки, которые на ваш взгляд, получились уязвимыми.

    Далее зашиваем нос лодки и крепим сидения. Обшиваем лодку с внутренней стороны (по желанию). Можно сделать пол и не обшивать борты, все зависит от того, как много у вас фанеры. Не обшивайте лодку с внутренней стороны доской, это добавит лишнего веса.

    Все оставшиеся детали так же на ваш вкус, лодка готова и ее можно ставить на воду.

    Процесс самостоятельной установки сайдинга на фасад деревянного дома

    Чтобы получить привлекательный, надежный и недорогой вариант отделки, стоит выбрать установку сайдинга своими руками на деревянный дом. Этот материал выпускается разных цветов и фактур, среди которых каждый сможет найти свой вариант.

    Выбор материалов

    Перед тем как обшить сайдингом деревянный дом, стоит изучить базовую информацию о видах материала. Можно дать следующую краткую характеристику:

    • пластиковый сайдинг — самый дешевый, практичный, но боится механических воздействий;
    • металлический — прочный и долговечный, но нужна защита от ржавчины (не относится к алюминиевому);
    • деревянный — отлично вписывается в свойства деревянного дома и будет самым лучшим вариантом, но покупателей может отпугнуть цена;
    • фиброцементный — не так популярен, не горюч, прочный, но сложен в монтаже и обладает большой массой.

    Далее стоит подобрать материал обрешетки. Она может быть изготовлена из дерева или легкого металлического профиля. Установку металлической обрешетки проще выполнять для неровного основания. Такой каркас будет прочным и надежным.

    Но обшивка сайдингом деревянного дома своими руками по деревянному каркасу обойдется дешевле. Также не придется беспокоится о защите элементом стены и обрешетки в местах их соприкосновения, поскольку они выполнены из материала со схожими свойствами. При покупке и отборе древесины на обрешетку важно контролировать, чтобы дерево было:

    • без расслоений;
    • без деформаций;
    • без синюшных пятен или следов гнили.

    Деревянную обрешетку до начала работ пропитывают антипиренами и антисептиками. Первые повышают стойкость к огню, а вторые к плесени и грибку.

    Подготовка основания

    Перед тем, как обшить деревянный дом сайдингом своими руками, потребуется внимательно осмотреть стену. Нужно проверить ее прочность и отсутствие сильных повреждений. Далее требуется удалить старую отделку, которая может помешать закреплять новый отделочный материал. Основание очищают от грязи и пыли.

    После завершения очистки рекомендуется обработать стену антисептиком и антипиреном. Такая подготовка позволит избежать множества проблем со стенами в дальнейшем.

    Монтаж каркаса

    Отделка деревянного дома начинается с монтажа направляющих. Для подавляющего большинства сайдинга обрешетку требуется крепить вертикально. Ее шаг подбирается в зависимости от утеплителя. Расстояние в чистоте между направляющими должно быть на пару сантиметров меньше ширины минеральной ваты. Для полистирола расстояние подбирается точно под ширину.

    Для изготовления деревянной обрешетки чаще всего берут бруски размерами 40х40 мм или 50х80 мм. При использовании металлического варианта потребуется комплект специальных профилей разного сечения.

    Рейки каркаса устанавливаются с шагом 40 см, в т.ч. вокруг проемов. В самом низу рейки быть не должно

    Для крепления каркаса к деревянной стене используют гвозди или саморезы. Первые при этом обязательно должны иметь антикоррозийное покрытие из цинка или алюминия.
    Перед началом крепления обрешетки строительным стелером монтируют пароизоляцию. Для этого можно использовать обычную полиэтиленовую пленку, но лучше купить специальную пароизоляционную мембрану. К выбору материалов в деревянном доме стоит отнестись крайне ответственно. Не рекомендуется применять те, которые перекроют движение воздуха через стены. По этой причине мембрана лучше, чем пленка.

    При отделке деревянного дома сайдингом пароизоляцию крепят с нахлестом 10 см. Перед началом работ рекомендуется прочитать инструкцию производителя. Далее крепят направляющие с необходимым шагом, начиная установку с углов. Проверку ровности выполняют с помощью строительного уровня.

    Между направляющими обрешетки укладывают утеплитель. Лучше, если это будет минеральная вата — по причине хорошей проницаемости для воздуха. Поверх ваты требуется закрепить слой гидроизоляции и ветрозащиты. Лучшим вариантом станут современные пародиффузионные (не путать с пароизоляционными) ветрозащитные мембраны.

    Закрепление стартового J-профиля

    Облицовка дома сайдингом своими руками на следующем этапе предполагает следующий порядок действий:

    1. Нахождение нижней точки на обрешетке с помощью уровня. Необходимо отмерить от этой точки вверх 50 см и отметить эту точку (например, слабо вкрученным саморезом).
    2. Последовательная разметка линии саморезами по периметру здания.
    3. Протягивание шнура на расстоянии 50 см от низа по саморезам.
    4. Разметка расположения угловых профилей на рейках. Профиль при этом укладывается к углу, отмечаются его края.
    5. Фиксация первого стартового профиля по веревке с зазором 6 мм от будущей границы углового профиля.
    6. Закрепление остальных стартовых полос с зазором между соседними, равным 10-12 мм для температурного расширения.
    7. Проверка установки стартовых планок по уровню.
    Читайте также:
    Ремонт бензопилы Stihl MS 180

    Монтаж стартового профиля

    Профиль должен быть смонтирован идеально ровно. Если на этом этапе есть отклонения, вся отделка сайдингом деревянного дома будет перекошена.

    Угловые профили

    Перед тем, как крепить сайдинг, потребуется установить угловые планки. Они могут быть для наружных и для внутренних углов. Первые монтируются в таком порядке:

    1. Разметка расположения краев софитов.
    2. Прикладывание направляющей к углу здания. Между профилем и софитом (крышей) должен оставаться зазор в 3 мм. Нижняя граница профиля располагается на 6 мм ниже границы стартового профиля. Планку закрепляют саморезами в верхней части.
    3. Проверка вертикальности с помощью строительного уровня или отвеса. Корректировка расположения при необходимости. Закрепление саморезами низа и середины. Крепежи не нужно предусматривать слишком часто.

    Монтаж углового профиля

    При необходимости стыковать профиль по высоте, место стыковки располагают на одном уровне по всем углам здания. Стыковку выполняют внахлест. Часть с отверстиями для крепежа верхней планки при этом подрезают так, чтобы между ней и такой же деталью нижней панели оставался зазор 9 мм. Вместо углового профиля, монтируя сайдинг на деревянный дом, разрешается использовать два стартовых.

    Пошаговая инструкция по монтажу профилей для внутренних углов выглядит практически также. Но в этом случае используются другие планки.

    Варианты решений внутренних углов

    Обрамления проемов

    Закрепляя сайдинг своими руками с утеплением, можно столкнуться с трудностями именно на этом этапе работ. Крепление в этом случае зависит от того, как проем расположен относительно плоскости наружной стены: заподлицо или утоплено.

    Вокруг окон обязательно выполняется гидроизоляция

    Отделывать фасад в случае проемов заподлицо стоит в таком порядке:

    1. Выполнение гидроизоляции проемов.
    2. Закрепление наличников или профилей J-типа. Для каждого проема нужно использовать по 4 наличника: 2 горизонтальных и 2 вертикальных.
    3. Выполняется соединение профилей между собой. На каждой стороне верхнего профиля делают по надрезу-мостику. Их отгибают вниз, чтобы отвести атмосферные осадки в нижний профиль. Участки материала на вертикальных планках, которые препятствуют соединению с верхними, следует удалить. Боковые и верхний профиль соединяют так, чтобы мостики оказались внутри.
    4. Операции повторяют с нижним наличником. Но мостики в этом случае подрезают в боковых элементах.

    Установка профилей вокруг окон

    Чтобы выполнить работу с утопленными проемами, нужно соблюдать те же рекомендации, что и в предыдущем случае. Различия заключаются в использовании разных по форме профилей.

    Установка первой панели

    Работу стоит начинать с той стороны строения, которая меньше всего заметна. В этом случае есть возможность потренироваться и «набить руку». Первую панель сначала вставляют в угловой профиль и в замковое соединения стартового, защелкивают. Между нижней частью замка и первым элементом сайдинга требуется оставить зазор в 6 мм для компенсации температурного расширения.

    Правильный крепеж ламелей

    Следующим действием становится фиксация первой планки облицовки на обрешетку. Для этого используют саморезы. Сайдинг имеет вытянутые отверстия для крепежей, саморез требуется располагать посередине этого отверстия. Все крепежи располагают строго перпендикулярно к поверхности стены. Саморезы сильно не затягивают, это нужно для предотвращения деформаций и повреждений при температурном расширении.

    Установка остальных панелей

    Отделка сайдингом с утеплением (или без него) далее выполняется двумя способами:

    • наращивание внахлест;
    • наращивание с применением Н-профиля.

    При первом способе потребуется предварительно укоротить замки панелей и рамки для крепежа, чтобы длина нахлеста составляла 2,5 см. Установка Н-профиля выполняется по тому же принципу, что и угловых элементов. Необходимо помнить про зазоры 0,6 см от стартовой планки и 0,3 см от софита.

    Каждые 2—3 ряда стоит проверять горизонтальность расположения сайдинга с помощью строительного уровня. При прохождении проемов, кусок отделки попадающей в окно или дверь просто обрезают.

    Завершение отделки

    Как правильно обшить здание под крышей? Нужно следовать такому алгоритму:

    1. Замер расстояния между нижней частью замка финишной планки и предпоследней панелью сайдинга. Из этого расстояния вычитают 1-2 мм на отступ и получают необходимую ширину последней панели. Элемент размечают и отрезают верхнюю часть, в которой предусмотрено замковое соединение.
    2. В верхней части последней планки делают зацепы, которые располагаются с шагом 20 см. Для этого выполняют надрезы и отгибают их в наружную сторону.
    3. Подготовленную планку вставляют в предпоследнюю панель и защелкивают в финишном профиле.

    Чтобы обшить фронтон, используют профили для внутренних углов или стартовые. Технология монтажа похожа на облицовку основной части стены. Точно также нужно подрезать панели и помнить о зазорах в 6 и 9 мм. Последний самый верхний участок фронтона можно закрепить саморезом прямо через материал панели. Так можно делать только здесь, в остальных случаях сверление отверстий не допускается.

    Все о отделке и обшивке сайдингом деревянного дома своими руками + фото монтажа

    22.06.2017 9,009 Просмотров

    Обшивка сайдингом — относительно недорогая и несложная отделочная операция, доступная для выполнения своими руками.

    Читайте также:
    Кухонная столешница из плитки своими руками, цена, фото, -инструкция по монтажу

    Для деревянных домов такой способ наиболее удобен, поскольку оштукатуривание древесины — задача сложная и ненадежная.

    Кроме того, возможность образования вентилируемого фасада, предохраняющего деревянные стены от намокания и гниения, очень важна, поскольку она способствует увеличению срока службы дома.

    Виды сайдинга

    Изготовление сайдинга началось около полувека назад с деревянных обшивочных панелей, похожих на горизонтальную вагонку. С тех пор ассортимент существенно расширился.

    На сегодня имеются такие виды материала:

    При этом, каждый тип материала имеет свои разновидности, состав и прочие варианты изготовления.

    Кроме того, сайдинг имеет разные варианты оформления.

    Популярные виды профиля:

    Богатый выбор профиля и цветовой гаммы создает широкие возможности для отделки домов в разных стилях и сочетаниях цвета, при этом выполняя, по сути, одну и ту же работу.

    Какой сайдинг лучше всего подходит для деревянного дома?

    Наиболее удачный выбор сайдинга для обшивки деревянного дома обусловлен специфическими особенностями материала стен и самой обшивки.

    Древесина должна иметь возможность просушки, защиту от возгорания или появления насекомых, грызунов, плесени или грибка. Такие требования более полно обеспечивают металлический и виниловый сайдинг.

    Эти виды являются самыми распространенными, легко устанавливаются и практически не нуждаются в уходе.

    Между собой они различаются величиной температурного расширения (она больше у винилового сайдинга), особенностями материала (металл может изгибаться, винил от этого часто ломается), упругостью (металлические панели сохраняют вмятины, а виниловые возвращаются в исходную форму).

    Специалисты рекомендуют использовать металлический сайдинг, но он в среднем вдвое дороже, чем виниловый, что несколько ослабляет его позиции.

    Выбор обрешетки – какая лучше для деревянного дома, деревянная или металлическая?

    Обрешетка служит для решения нескольких задач:

    • Опора для панелей сайдинга.
    • Обеспечение вентиляционного зазора.
    • Механическая поддержка наружного утеплителя.

    Для одновременного исполнения этих функций требуется два слоя обрешетки:

    • Первый — собственнообрешетка — устанавливается непосредственно на поверхность стены соосно с панелями сайдинга, между планками обрешетки крепятся плиты утеплителя. Толщина планок обрешетки должна соответствовать толщине утеплителя (или быть немного больше).
    • Второй слой — контробрешетка — устанавливается поперек первого. Он создает вентиляционный зазор, параллельно с этим являясь опорой для панелей сайдинга.

    В качестве материала для обрешетки используются:

    • Деревянные бруски.
    • Металлические направляющие для ГКЛ.

    Использование деревянных брусков традиционно, их проще всего крепить к деревянным стенам, но особенности материала во многом неудовлетворительны. Древесина сложна в настройке плоскости, изменяет свои размеры при усушке или набухании, подвержена гниению и короблению.

    До недавнего времени деревянные бруски обходились намного дешевле металлических направляющих, но на сегодня такая разница практически исчезла.

    Свойства металлических планок значительно превосходят деревянные — они практически идеально прямые, удобны в настройке плоскости и не изменяют своих качеств со временем.

    Скорость установки и настройки плоскости при использовании металлических направляющих намного выше, а результат гораздо качественнее, чем при монтаже деревянной обрешетки.

    Наконец, металлические планки не горят, что немаловажно для деревянных стен, опасность пожара для которых намного реальнее, чем для каменных строений.

    Монтаж выбранной обрешетки

    Прежде всего следует разметить площадь стен, наметить оси планок в соответствии с шагом обрешетки. По размеченным осям крепятся прямые подвесы для гипсокартона. Расстояние между ними — около 60 см, для металлического сайдинга число опор можно увеличить.

    Монтаж обрешетки начинается с установки двух крайних планок. Их положение тщательно настраивается по строительному уровню или отвесу, после чего между ними натягиваются шнуры для настройки плоскости во время монтажа промежуточных планок.

    Промежуточные планки устанавливаются в ранее подготовленные подвесы, их положение регулируется по натянутым шнурам.

    Оконные проемы также оформляются планками обрешетки. Если окна установлены в единой плоскости со стеной, то понадобится только обрамление проема по периметру планками (обычно двойным рядом), при глубине проема более 20 см необходимо по откосам также установить планки, контролируя их плоскость.

    Утепление, пароизоляция и гидроизоляция

    Деревянные стены имеют хорошие теплоизоляционные свойства, но стыки между бревнами или брусьями — источник проникновения холодного наружного воздуха. Зачастую перед установкой сайдинга стены утепляют, снижая тем самым расходы на отопление и улучшая микроклимат помещения.

    Для наружного утепления деревянного дома наилучшим вариантом будет использование минваты, причем, мягких сортов. Такой выбор продиктован особенностями поверхности деревянных построек, стены которых имеют множество неровностей и перепадов.

    Мягкая структура утеплителя обеспечит плотное прилегание материала к стене, исключит образование пустот или промежутков. Для более плотного контакта рекомендуется использовать тонкую рулонную минвату в несколько слоев, так будет легче прижимать материал к стене и фиксировать его на поверхности.

    Пароизоляция утеплителя в данном случае неактуальна, поскольку атмосферный воздух не имеет достаточной упругости пара, а поступающий изнутри пар должен быть эффективно выведен наружу.

    В этом случае потребуется эффективная гидроизоляция, препятствующая проникновению влаги в утеплитель извне. Это может быть дождевая вода, просочившаяся под обшивку, туман и т.д.

    Наилучший вариант — установка гидрозащитной мембраны (пленка, имеющая отверстия специального размера, позволяющая проход паров в одну сторону, но исключающая доступ влаги в обратную). Такое покрытие обеспечит вывод пара, просушку утеплителя и защитит его от контактов с наружной влажностью.

    Монтаж стартовой планки

    Стартовая планка служит нижней опорой полотна сайдинга, обеспечивая фиксацию замка первого ряда панелей. С ее монтажа начинается установка сайдинга на подготовленную обрешетку.

    Порядок действий:

    • Определяется нижняя точка (край) полотна обшивки. Это может быть верхний срез цоколя или иная высота.
    • От нее вверх отмечается 40 мм и проводится по периметру дома горизонтальная линия. Горизонталь проверяется по уровню, ошибки не допускаются.
    • К проведенной линии верхним краем прислоняется стартовая планка и фиксируется саморезами. Первая планка устанавливается на расстоянии ширины полки углового профиля плюс 6 мм от угла. Расстояние между саморезами рекомендуется соблюдать в пределах 20-30 см, завинчивать их до упора ни в коем случае нельзя.
    • Стартовая планка должна свободно двигаться благодаря овальным крепежным отверстиям, для чего саморезы завинчиваются точно посередине. Это условие относится ко всем элементам сайдинга, поскольку требуется обеспечить компенсацию температурных расширений материала. Особенно важно это для винилового сайдинга, коэффициент расширения которого выше, чем у металлического. Следующая стартовая полоса по этой же причине не должна крепиться встык, делается зазор 6-12 мм.
    Читайте также:
    Рекомендации по обработке фанеры, особенности обработки и использования фанеры

    Использование J-профиля в качестве стартовой планки не рекомендуется, поскольку в углублении накапливается дождевая вода, а форма профиля не обеспечивает надежной фиксации замка панели. При сильном порыве ветра такую панель может сорвать, что создает опасность для всего полотна обшивки.

    Как производится крепление сайдинга?

    • Крепление сайдинга не требует никаких дополнительных операций (сверление отверстий, использование отдельных крепежных элементов) кроме подгонки по длине или подрезки верхних панелей для установки в финишные планки. Все соединения производятся в штатные замки или фиксируются на обрешетке по отверстиям в гвоздевых планках элементов. При этом необходимо соблюдать важные условия:
    • Саморезы завинчиваются строго перпендикулярно поверхности и точно посередине продолговатого отверстия для возможности некоторого перемещения в ту или иную сторону.
    • Шляпки саморезов должны иметь не менее 1 см в диаметре и не прижимают плотно элементы. Весь сайдинг должен слегка «болтаться», иметь возможность перемещения при температурном расширении. Невыполнение этого условия приведет к вспучиванию поверхности полотна или частичному разрушению панелей.

    Наиболее актуально это для виниловых панелей, их расширение (или сжатие) проявляется в наибольшей степени. По этой причине не рекомендуется использовать сайдинг темных тонов.

    Монтаж внутренних угловых планок

    Монтаж внутренних углов производится сразу после установки стартовых планок (одновременно с внешними углами и профилем). Угловая планка прикрепляется на 4-6 мм ниже, чем край стартовой планки.

    Для того,чтобы гвоздевая планка не торчала снизу, ее подрезают на 4-6 мм. Сверху между угловой планкой и софитом оставляют температурный зазор в 1-3 мм. Если угловая планка опирается на цоколь, то также необходим зазор 4-6 мм.

    Верхний саморез завинчивается по верхнему срезу отверстия гвоздевой планки, не давая элементу возможности опуститься вниз. Остальные саморезы завинчиваются в обычном порядке, посередине отверстий.

    Установка внешних угловых планок

    Установка внешних угловых планок производится аналогично с внутренними, необходимо обеспечить те же величины зазоров и допусков.

    Если высота стены превышает длину угловой планки, следует соединять их внахлест 25 мм, для чего следует на нужную высоту подрезать гвоздевые планки верхнего профиля с учетом температурного зазора. Соединение производится по направлению стока воды — верхний профиль на нижнем.

    Сборка Н-профиля

    Н-профиль позволяет аккуратно стыковать панели в продольном направлении. Его установка полностью аналогична монтажу угловых профилей.

    Выбор месторасположения Н-профилей диктуется эстетическими соображениями владельца — можно их устанавливать симметрично, обеспечивая одинаковую длину панелей, или использовать некоторые панели целиком, подрезая другой пролет.

    Монтаж рядовых панелей

    Панели сайдинга устанавливаются обычно снизу вверх (хотя иногда бывает и наоборот). Первая панель вставляется в гнезда углового и Н-профиля (или двух угловых), снизу защелкивается в замок стартовой планки и крепится саморезами по верхней гвоздевой планке.

    Следующий ряд панелей устанавливается подобным образом — снизу защелкивается в замок предыдущей панели, сверху — фиксация саморезами. Таким образом устанавливается все полотно до верха.

    Как обойти сайдингом окна и дверные проемы

    Порядок оформления оконных и дверных проемов зависит от глубины их установки относительно плоскости стены (от ширины наружных откосов).

    При отсутствии откосов, т.е. когда оконный или дверной блок установлен вровень с плоскостью стены, используются обычные наличники, оформляющие проем по периметру (для дверей — с трех сторон).

    Если глубина установки не превышает 20 см, используется J-профиль, а при откосах больше 20 см — делается набор из нарезанных кусков основной панели, повторяющий обшивку стен по откосам.

    По наружному периметру в таких случаях устанавливается внешняя угловая планка, а по оконной (дверной) коробке — финишная планка. Обшивка такого типа напоминает отделку узкого участка стены.

    Установка финишной планки

    Финишная планка устанавливается перед монтажом верхней панели сайдинга. Ее располагают обычно вплотную к карнизу или софиту, верхняя панель сайдинга подрезается по гвоздевой планке и заводится под завиток профиля финишной планки.

    Снизу верхняя панель штатным образом защелкивается в замок предыдущей панели, завершая таким образом монтаж участка полотна.

    Заключение

    Обшивка сайдингом деревянного дома не слишком отличается от обычной установки, кроме выбора утеплителя и необходимости учета специфических свойств материала стен. При этом, монтажные работы совершенно аналогичны обычным. Основным требованием, помимо выполнения стандартных технологических правил монтажа, становится обеспечение качественной вентиляции и пожарной безопасности.

    Полезное видео

    В данном видео вы узнаете как производится обшивка деревянного дома:

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: