Как сделать своими руками сани для лошади
Добавить в избранное
На рынке сегодня можно найти много разных зимних повозок всех видов, типажей и любой конструкции, но их стоимость часто необоснованно высока. Используя самый простой чертёж или собственную смекалку, изготовлением саней для лошадиной упряжки можно заняться самостоятельно.
- Строение саней
- Виды и их характеристика
- Популярные материалы
- Дерево
- Видео: изготовление деревянных саней
- Пластмасса
- Сталь
- Как сделать сани для лошади своими руками
- Инструменты и материалы для работы
- Изготовление полозьев
- Пошаговая инструкция сборки
- Как правильно запрягать коня
Строение саней
Сани для упряжки лошади состоят из множества деталей, но их перечень зависит от конструкции. Строение повозки может быть каким угодно, учитывая существующие разновидности и неограниченную фантазию. В конструкции могут быть:
- полозья;
- подрезы;
- кованные скобы;
- рама;
- копылы;
- планки;
- боковые отводы;
- поперечины отводов;
- настил;
- щитки;
- поперечные доски щитка.
Основная часть — полозья, средняя длина которых в загнутом состоянии 2,25 м, при этом загнутая часть обычно не длиннее 80 см. Копылы нужны для крепления рамы, так же, как и планки. Щитки защищают от снега.
Ниже представлен простой чертёж саней для упряжки лошади:
И ещё одна простая схема саней из дерева:
Виды и их характеристика
Издавна конные сани имели не только практическое применение, но и сакральное значение у славян, западноевропейских племён, финнов и даже в Египте. Это средство передвижения использовалось древними для похоронных обрядов — на нём везли тело усопшего. Но на Руси их также использовали в свадебных традициях, как транспорт до церкви.
Сегодня есть несколько видов повозок:
- с низкими полозьями — устойчивы, но пригодны для езды только по уже укатанному снегу;
- с высокими полозьями — менее устойчивы, но хороши на ухабистых, рыхлых дорогах;
- розвальни — для перевозки габаритных грузов, массивные, но при этом лёгкие;
городские — имеют малый размер и предусматривают перевозку максимум двух человек, полоз узкий, обязательны подрезы (металлические полосы на полозьях, снижающие раскат);
Все эти виды зимние. При выборе важно учитывать местность, по которой они будут передвигаться, и для каких целей они вам нужны.
Популярные материалы
Раньше единственным материалом для изготовления саней было дерево, но сегодня к нему добавился металл и пластмасса. Вы можете выбрать любой из этих трёх вариантов или комбинировать их на своё усмотрение.
Дерево
Работать с деревом сложно, не имея соответствующих навыков. Если отсутствие опыта вас не останавливает, рекомендуется всё же проконсультироваться с опытным столяром. Для конных саней лучше всего выбрать:
- дуб;
- вяз;
- ясень;
- липу;
- черёмуху;
- берёзу.
Лучше всего поддаётся сгибанию черёмуха, а самый твёрдый материал — дуб, его придётся выпаривать, чтобы согнуть. Выбирая берёзу, учтите, что самая сочная она весной.
Дерево легкодоступно, обрабатывать его проще, чем металл, и конструкция получается довольно лёгкой, если не нагружать её лишним оформлением. По снегу деревянные сани передвигаются плавно, но не терпят большого давления и требуют тщательного ухода, чтобы материал не начал портиться.
Видео: изготовление деревянных саней
Пластмасса
Аналогично варианту со сталью пластмассовые полозья делают из пластиковых труб. Повозка легче деревянной и металлической, но не годится для перевозки тяжёлого груза. Желательно обшивать пластмассу металлическими полосами, чтобы во время поездок защитить материал от возможных механических повреждений.
Сталь
Для металлических саней выбирают углеродную или нержавеющую сталь. Качество езды от этого выбора не зависит. Сталь прочнее дерева и выдерживает большой вес, но не терпит сильных морозов. Если вам нужна повозка для транспортировки грузов, примите к сведению — полозья могут лопнуть в мороз.
Идеальный выбор — сплошные листы стали, но их стоимость высока. Дешевле обойдутся стальные трубы 2,5–5 см в диаметре. Длина таких труб должна быть на 1,5 м больше длины саней, так как металлические полозья сгибаются с обеих сторон, а не только спереди, как у дерева. Минус металлических конструкций в их весе, неизменный факт: чем легче повозка, тем выше она ценятся.
Как сделать сани для лошади своими руками
Надёжные выездные сани должны иметь достаточную ширину колеи и расстояние между полозьями, учитывая ширину дорог, по которым придётся передвигаться. Оптимальный вариант ширины полозьев — 90 см на ширину кузова — 1,2 м.
Инструменты и материалы для работы
Инструменты, которые могут вам понадобиться для изготовления конных саней:
- молоток и гвозди;
- пила;
- отвёртки и рулетка;
- лобзик;
- трубогиб;
- шлифовальная машина;
- сварочный аппарат;
- пассатижи;
- паяльная лампа;
- свёрла и дрель по дереву, металлу;
- кисти для покраски, лака.
Список примерных материалов в зависимости от типа саней для упряжки лошади:
- деревянные доски, брусья;
- фанерные листы;
- металлические листы;
- стальные трубы;
- металлические уголки, профиля;
- пластиковые трубы;
- краска по металлу или лак для дерева.
Изготовление полозьев
Самый сложный и важный элемент саней для упряжки лошади. Сегодня удобнее всего и практичнее делать их из стали. Решив делать стальные полозья из труб, их понадобиться загибать с обеих сторон. Делают сгибы специальным инструментом — трубогибом. Он значительно упрощает работу и делает её быстро.
Если трубогиб взять негде, выход из ситуации: набить трубу песком и разогреть её до высоких температур. Разогретые трубы хорошо поддаются физическому воздействию, но не перестарайтесь. Для быстроходных саней дополнительно приваривают к полозьям полоску из стали чуть больше шириной.
Полозья из пластмасс гнутся аналогично при помощи нагрева, но при сильно высоких температурах трубы плавятся и становятся непригодными к использованию. Из дерева изготавливать эти элементы удобнее, так как вырезать можно любую форму, но сложность в правильном размачивании и сгибе дерева. Как вариант, можно подобрать брусья нужной формы.
Пошаговая инструкция сборки
Для каждой боковой стороны конных саней нужны 2-3 боковые стойки длиной около 25 см. Количество перекладин на повозке зависит от количества стоек, как это хорошо видно на чертеже в начале статьи. Последовательность сборки:
- Из труб делаются кобылки и привариваются к полозьям (если они стальные), длина 10–30 см.
- Стойки с перекладинами соединяют при помощи сварочного аппарата или саморезов.
- Сверху перекладин крепят фанерный лист или широкие доски.
- На перекладины крепится лист фанеры или несколько широких досок.
- Там, где у вас крепиться оглобля, должна быть прикручена или приварена поперечная планка, а в ней петли и крючки.
- Стыки и швы шлифуются.
- По желанию выпиливается и крепится спинка.
- Готовую повозку вскрывают лаком или красят.
Следует облегчить части, которые не несут физической нагрузки.
Как правильно запрягать коня
От правильности затягивания упряжи будет зависеть ваша безопасность. Малейшая ошибка может привести к опрокидыванию повозки. Этапы упряжки коня в сани:
- Надеть на голову животного узду.
- Разогреть в руках удила, чтобы конь не испытывал болезненных ощущений от холодного металла.
- Накинуть упряжь, регулируя положение седёлки.
- Выровнять, поправить шлеи, если они перекрутились.
- Затянуть подпругу, проследив, чтобы она не сдавливала животному брюхо.
- Продеть хомут через голову и завести коня между оглобель.
- Закрепить дугу и оглобли петлями.
- Проверить крепление дуги.
- Затянуть супонь, закрепить вожжи.
Процесс не сложный, но требует предельной внимательности.Для самостоятельного изготовления саней для лошади не нужны специальные навыки и дорогостоящие материалы. В современных условиях на весь процесс может уйти всего неделя.
Как сделать сани для лошади своими руками
Самым древним средством передвижения в зимний период являются сани. Издавна на самодельных полозьях перемещали различные грузы большой массы и разнообразные тяжести. Кроме того сани являются широко применимым транспортным средством. Для любого сельского жителя вопрос — как сделать сани для лошади своими руками, актуален и в наше время. Поэтому можно смело утверждать, что такой вид транспорта – это далеко не быль.
Разновидности саней
В нашем государстве огромное число областей, и в каждой из них изначально существовали свои тонкости в изготовлении саней и телег. Для тех, кто желает изготовить сани для лошади своими руками, имеются чертежи разнообразных моделей.
В современном мире такие средства передвижения делятся на несколько основных видов:
- беговые;
- для города;
- сани-розвальни;
- для охоты.
Розвальни
Это самые простые и наиболее распространенные повозки. Сельские жители используют сани розвальни для транспортировки разнообразных грузов. Как они выглядят, смотрите на фото ниже:
Беговые
Такие экипажи используют для тренировки и работы молодых лошадей на конных заводах. Повозки изготавливают с низкой спинкой.
Для города
Данные модели выездных саней оснащены не только пластинами для скольжения, но и колесными шасси. Их используют для передвижения по тротуарам, земле и снежным покровам.
Для охоты
Для охоты или рыбалки незаменимыми являются – волокуши. Такое транспортное средство поможет решить множество проблем в условиях глубокого снега. Волокуши для охоты имеют тормоза.
Материалы для изготовления
Для того чтобы собственноручно изготовить сани конные, понадобится небольшое количество исходных материалов и инструментов. Приобрести их можно в любом строительном магазине.
Список материалов выглядит так:
- металлические листы;
- трубы диаметром 30 мм;
- уголки;
- фанерные листы;
- лак и краска по металлу.
Необходимые инструменты
Для изготовления любых видов саней, потребуются не только материалы, но и инструменты.
К ним относятся:
- аппарат для сварочных работ;
- рулетка;
- пила;
- рубанок;
- лобзик;
- молоток;
- отвертки и др.
Основные принципы построения
Несмотря на то, что русские сани весьма разнообразны, у них у всех одинаковый принцип строения. Основной их частью являются загнутые по краям полоски внизу короба. Обычная их длина в загнутом виде – 2 м. 25 см., а высота – не более 80 см. Ширина колеи между ними -57 см.
Кроме полос для скольжения к основным частям таких повозок относятся рама, щиток, скалка, оглобли. Все детали между собой должны быть качественно скреплены.
Изготовление полозьев
Полозья не только основная ходовая часть зимней повозки, но и требует наибольших трудозатрат при изготовлении. Этот элемент должен быть не только самым прочным у санка, но и довольно легким. Для изготовления «лыж» используют различные материалы.
Из металла
Для производства «санных лыж» применяют закаленную либо нержавеющую сталь. Качество езды ни как не зависит от того из какой именно стали сделаны эти «лыжи», поэтому выбор материала зависит только от предпочтений и платежеспособности изготовителя. Нужно помнить, что металлические полозья не приспособлены к сильным морозам, и поэтому, если чрезмерно нагружать сани при температурах значительно ниже 0С, то на полозьях могут образоваться трещины.
В идеале полозья саней должны быть выполнены из цельного листа металла. Однако для этого потребуется кузнечная мастерская и умение выковывать изделия. Исходя из этого, популярным материалом для полозьев на данный момент являются стальные трубы, диаметр которых 25 – 50 мм.
При подборе труб, следует помнить, что их длина должна быть на 1,5 м. больше чем предполагаемая длина повозки. Это необходимо для того чтобы загнуть полозы. Делать это необходимо с обеих сторон: спереди – чтобы обеспечить зимней повозке плавный ход, сзади – чтобы была возможность ездоку сдать назад. Изогнуть трубы можно двумя способами: с помощью нагрева либо трубогибом.
После того как полозья изогнуты, можно приступать к их скреплению между собой. Делается это с помощью других труб, которые согнуты буквой «П». Для того чтобы сделать каркас более прочным, их необходимо приваривать к полозьям на расстоянии 20 см. друг от друга, а благодаря П — образной форме, эти трубы будут выполнять обязанности копылов, на которые будет закрепляться настил. Так же в качестве копылов можно приварить к полозьям отрезки труб, нужного размера.
Если изготавливаются рабочие сани, то не стоит слишком высоко изгибать полозья. Для того чтобы усилить каркас, применяются металлические профили, уголки. Все части скрепляются между собой с помощью сварки, после чего места сваривания необходимо зачистить и отшлифовать.
Из дерева
Изготовить полозья можно и из древесины, но для этого мастер должен иметь не только теоретические знания, но и практические навыки. Потребуется не только подобрать подходящую древесину, но и правильно ее подготовить, чтобы она стала эластичной. Для этого существует масса способов и все они довольно трудоемкие. Поэтому лучше всего доверить изготовление таких полозьев профессионалам.
Из пластика
Можно сделать полозы из пластиковых труб. Это сделает конструкцию более легкой и маневренной, однако грузоперевозимость у данного вида саней довольно низкая. Трубы из ПВХ можно выгнуть с помощью специальных паяльных ламп. Такие полозья придется дополнительно обшить железом, это убережет пластик от повреждения во время заездов.
Сборка каркаса: пошаговая инструкция
После того как полозья будут готовы, необходимо приступать к монтажу каркаса. Для того чтобы в будущем не возникло каких-либо проблем, необходимо закрепить все детали очень тщательно и равномерно.
Ход сборки по шагам:
- Скрепляем полозья между собой с помощью отдельно изготовленных стоек и перекладин, которые скрепляются между собой при помощи сварки, либо трубами, выгнутыми в форме буквы «П». Примерная высота стоек – 25 – 30 см.
- На скрепляющие перекладины, необходимо укрепить широкие доски либо листы фанеры (ДВП). На том месте, где будут крепиться оглобли необходимо наварить либо прикрутить надежную поперечную планку, со специальными отверстиями для петель и крючков.
- Прикрепляем оглобли (их длина зависит от лошади).
- Все швы и места стыковок нужно тщательно зачистить и зашлифовать.
- Следующим шагом идет изготовление бортиков и сидения. Эти составляющие изготавливаются из древесины, для того чтобы облегчить конструкцию, лучше всего выпилить их из фанеры. Далее необходимо собрать каркас при помощи саморезов.
- Готовую основу обрабатывают и покрывают краской либо лаком.
Иногда для комфортной езды повозку обивают утеплителем. Можно изготовить маленькое детское сидение и закрепить его на уже готовом корпусе саней. Некоторые хозяева для безопасности снабжают свои зимние повозки ручным тормозом и ремнями безопасности.
Изготовление дуги
После того как каркас собран, оглобли прикреплены, приступаем к изготовлению дуги. Она необходима для того чтобы составить из повозки и сбруи единое целое.
Для того чтобы изготовить дугу нужно взять деревянный брусок длиной 1,5 – 2 м. и провести специальные процедуры, необходимые для придания эластичности бруску. Подготовка такая же, как для полозьев. После окончания загиба, края дуги необходимо стянуть плотным жгутом и оставить в таком виде на 40 дней для просушки. Последним шагом дуга обрабатывается, покрывается лакокрасочными составами и разрисовывается.
Для того чтобы изготовить зимнюю повозку, потребуется большое количество времени и терпения, ведь недаром в пословице говориться – «Готовь сани летом». Но вот когда наступит зима, выпадет много снега, то станет ясно, что все затраченные силы, нервы и время не пропали даром.
Видео
В видео ниже наглядно демонстрируется, как сделать сани для лошади своими руками:
Как сделать сани для лошади своими руками
Самым древним средством передвижения в зимний период являются сани. Издавна на самодельных полозьях перемещали различные грузы большой массы и разнообразные тяжести. Кроме того сани являются широко применимым транспортным средством. Для любого сельского жителя вопрос — как сделать сани для лошади своими руками, актуален и в наше время. Поэтому можно смело утверждать, что такой вид транспорта – это далеко не быль.
Разновидности саней
В нашем государстве огромное число областей, и в каждой из них изначально существовали свои тонкости в изготовлении саней и телег. Для тех, кто желает изготовить сани для лошади своими руками, имеются чертежи разнообразных моделей.
В современном мире такие средства передвижения делятся на несколько основных видов:
- беговые;
- для города;
- сани-розвальни;
- для охоты.
Розвальни
Это самые простые и наиболее распространенные повозки. Сельские жители используют сани розвальни для транспортировки разнообразных грузов. Как они выглядят, смотрите на фото ниже:
Беговые
Такие экипажи используют для тренировки и работы молодых лошадей на конных заводах. Повозки изготавливают с низкой спинкой.
Для города
Данные модели выездных саней оснащены не только пластинами для скольжения, но и колесными шасси. Их используют для передвижения по тротуарам, земле и снежным покровам.
Для охоты
Для охоты или рыбалки незаменимыми являются – волокуши. Такое транспортное средство поможет решить множество проблем в условиях глубокого снега. Волокуши для охоты имеют тормоза.
Материалы для изготовления
Для того чтобы собственноручно изготовить сани конные, понадобится небольшое количество исходных материалов и инструментов. Приобрести их можно в любом строительном магазине.
Список материалов выглядит так:
- металлические листы;
- трубы диаметром 30 мм;
- уголки;
- фанерные листы;
- лак и краска по металлу.
Необходимые инструменты
Для изготовления любых видов саней, потребуются не только материалы, но и инструменты.
К ним относятся:
- аппарат для сварочных работ;
- рулетка;
- пила;
- рубанок;
- лобзик;
- молоток;
- отвертки и др.
Основные принципы построения
Несмотря на то, что русские сани весьма разнообразны, у них у всех одинаковый принцип строения. Основной их частью являются загнутые по краям полоски внизу короба. Обычная их длина в загнутом виде – 2 м. 25 см., а высота – не более 80 см. Ширина колеи между ними -57 см.
Кроме полос для скольжения к основным частям таких повозок относятся рама, щиток, скалка, оглобли. Все детали между собой должны быть качественно скреплены.
Изготовление полозьев
Полозья не только основная ходовая часть зимней повозки, но и требует наибольших трудозатрат при изготовлении. Этот элемент должен быть не только самым прочным у санка, но и довольно легким. Для изготовления «лыж» используют различные материалы.
Из металла
Для производства «санных лыж» применяют закаленную либо нержавеющую сталь. Качество езды ни как не зависит от того из какой именно стали сделаны эти «лыжи», поэтому выбор материала зависит только от предпочтений и платежеспособности изготовителя. Нужно помнить, что металлические полозья не приспособлены к сильным морозам, и поэтому, если чрезмерно нагружать сани при температурах значительно ниже 0С, то на полозьях могут образоваться трещины.
В идеале полозья саней должны быть выполнены из цельного листа металла. Однако для этого потребуется кузнечная мастерская и умение выковывать изделия. Исходя из этого, популярным материалом для полозьев на данный момент являются стальные трубы, диаметр которых 25 – 50 мм.
При подборе труб, следует помнить, что их длина должна быть на 1,5 м. больше чем предполагаемая длина повозки. Это необходимо для того чтобы загнуть полозы. Делать это необходимо с обеих сторон: спереди – чтобы обеспечить зимней повозке плавный ход, сзади – чтобы была возможность ездоку сдать назад. Изогнуть трубы можно двумя способами: с помощью нагрева либо трубогибом.
После того как полозья изогнуты, можно приступать к их скреплению между собой. Делается это с помощью других труб, которые согнуты буквой «П». Для того чтобы сделать каркас более прочным, их необходимо приваривать к полозьям на расстоянии 20 см. друг от друга, а благодаря П — образной форме, эти трубы будут выполнять обязанности копылов, на которые будет закрепляться настил. Так же в качестве копылов можно приварить к полозьям отрезки труб, нужного размера.
Если изготавливаются рабочие сани, то не стоит слишком высоко изгибать полозья. Для того чтобы усилить каркас, применяются металлические профили, уголки. Все части скрепляются между собой с помощью сварки, после чего места сваривания необходимо зачистить и отшлифовать.
Из дерева
Изготовить полозья можно и из древесины, но для этого мастер должен иметь не только теоретические знания, но и практические навыки. Потребуется не только подобрать подходящую древесину, но и правильно ее подготовить, чтобы она стала эластичной. Для этого существует масса способов и все они довольно трудоемкие. Поэтому лучше всего доверить изготовление таких полозьев профессионалам.
Из пластика
Можно сделать полозы из пластиковых труб. Это сделает конструкцию более легкой и маневренной, однако грузоперевозимость у данного вида саней довольно низкая. Трубы из ПВХ можно выгнуть с помощью специальных паяльных ламп. Такие полозья придется дополнительно обшить железом, это убережет пластик от повреждения во время заездов.
Сборка каркаса: пошаговая инструкция
После того как полозья будут готовы, необходимо приступать к монтажу каркаса. Для того чтобы в будущем не возникло каких-либо проблем, необходимо закрепить все детали очень тщательно и равномерно.
Ход сборки по шагам:
- Скрепляем полозья между собой с помощью отдельно изготовленных стоек и перекладин, которые скрепляются между собой при помощи сварки, либо трубами, выгнутыми в форме буквы «П». Примерная высота стоек – 25 – 30 см.
- На скрепляющие перекладины, необходимо укрепить широкие доски либо листы фанеры (ДВП). На том месте, где будут крепиться оглобли необходимо наварить либо прикрутить надежную поперечную планку, со специальными отверстиями для петель и крючков.
- Прикрепляем оглобли (их длина зависит от лошади).
- Все швы и места стыковок нужно тщательно зачистить и зашлифовать.
- Следующим шагом идет изготовление бортиков и сидения. Эти составляющие изготавливаются из древесины, для того чтобы облегчить конструкцию, лучше всего выпилить их из фанеры. Далее необходимо собрать каркас при помощи саморезов.
- Готовую основу обрабатывают и покрывают краской либо лаком.
Иногда для комфортной езды повозку обивают утеплителем. Можно изготовить маленькое детское сидение и закрепить его на уже готовом корпусе саней. Некоторые хозяева для безопасности снабжают свои зимние повозки ручным тормозом и ремнями безопасности.
Изготовление дуги
После того как каркас собран, оглобли прикреплены, приступаем к изготовлению дуги. Она необходима для того чтобы составить из повозки и сбруи единое целое.
Для того чтобы изготовить дугу нужно взять деревянный брусок длиной 1,5 – 2 м. и провести специальные процедуры, необходимые для придания эластичности бруску. Подготовка такая же, как для полозьев. После окончания загиба, края дуги необходимо стянуть плотным жгутом и оставить в таком виде на 40 дней для просушки. Последним шагом дуга обрабатывается, покрывается лакокрасочными составами и разрисовывается.
Для того чтобы изготовить зимнюю повозку, потребуется большое количество времени и терпения, ведь недаром в пословице говориться – «Готовь сани летом». Но вот когда наступит зима, выпадет много снега, то станет ясно, что все затраченные силы, нервы и время не пропали даром.
Видео
В видео ниже наглядно демонстрируется, как сделать сани для лошади своими руками:
Виды саней для лошади и их самостоятельное изготовление
Сани – древнейший вид повозки. В силу невысокой цены и возможности изготовить самостоятельно, предки пользовались устройством круглый год. Оно служило не только в роли средства передвижения, но и принимало участие в обрядах. В настоящее время сани носят больше развлекательный характер.
Для каких целей могут понадобиться сани для лошади?
Сани всегда считались атрибутами настоящей русской зимы. Потерпев изменения, устройство всё так же используется при наличии снега. Сейчас сани можно встретить:
- при праздновании Нового года;
- на Масленицу;
- в роли аттракционов в парках развлечений.
В отдалённых уголках России, где инфраструктура развита плохо, до сих пор можно встретить запряжённых в сани лошадей. Они служат транспортной и грузовой единицей. Не редкость, и когда туристические компании используют сани в своей работе. Разработаны путешествия на санях на небольшие расстояния.
Подводя итог, можно сказать, что сани – это универсальное устройство, которое служит:
- средством передвижения;
- объектом развлечений и получения прибыли.
Виды саней для лошади
Различают несколько видов саней. Классификация производится по нескольким направлениям. По назначению:
- Беговые. Это лёгкое устройство, которое используется в роли тренажёра для рысистых пород лошадей.
- Возок. Закрытые сани с сиденьем и спинкой.
- Волокуши. Их можно назвать грузовыми. Это жерди, привязанные к лошади. На них устанавливается груз. Во время движения жерди волочатся по земле.
- Дровни. Сани, не имеющие кузова.
- Розвальни. Широкие, но низкие.
- Чуньки. Сани для перевозки груза в большом объёме.
- Городские. Двух- или одноместные сани. Отличаются небольшим весом и большой высотой. Полозья — узкие.
- Европейские. Усовершенствованный вариант, где имеется тормозная система.
- С низкими полозьями. Самые устойчивые, но использование возможно только на территории, где снег хорошо укатан.
- металлические;
- деревянные;
- пластмассовые.
Сейчас при изготовлении саней применяют все перечисленные материалы в комплексе. Так изделие получается надёжнее и дешевле.
Советы по выбору
Выбирая сани, первое с чем нужно определиться – для каких целей будет использоваться приспособление. Далее обратите внимание на:
- материал, из которого сани изготовлены;
- комплектующие;
- наличие или отсутствие сиденья;
- конструкцию полозьев.
От этого будет зависеть, сколько повозка будет весить. Лёгкие и хлипкие сани не смогут служить грузовым атрибутом.
При покупке или изготовлении повозки из древесины, отдайте предпочтение дубу, иве, берёзе или черёмухе.
Места, где можно купить сани для лошади
Приобрести готовые сани для лошадей можно в специализированных точках продаж. Фиксированной цены не существует. Всё зависит от особенностей модели (из какого материала изготовлена, вид полозьев и т. д.). Стоимость начинает расти с отметки 5 000 руб. и может доходить до 80 000 руб.
Приобрести новые повозки можно:
- у мастеров – готовую модель или по индивидуальному заказу;
- в интернет-магазинах – здесь самый большой выбор.
Арендовать сани можно в курортных городах, где преобладают горы и красивые пейзажи. Средняя стоимость проката повозки – 20 000 руб., вместе с лошадью.
Самостоятельное изготовление саней для лошади
Изготовить сани для лошадей можно самостоятельно, но это процесс трудоёмкий и требует определённых навыков. Приступая к работе, первое что нужно сделать, – это приготовить материал, из которого повозка будет производиться, взять инструменты и создать чертёж.
Выбор материалов
Первый этап самостоятельного изготовления саней – выбор материала для полозьев. Есть несколько вариантов:
- Дерево. Его следует подготовить и произвести обработку.
- Металл. Материал нужно выковать (лучше воспользоваться услугами профессионала).
После того, как материал выбран и подготовлен, вам понадобятся:
- трубы из металла;
- лист фанеры;
- уголок (можно заменить на металлический профиль);
- краска или лак;
- доски;
- металлические листы;
- чертёж;
- инструменты, с которыми сподручнее работать.
Подробная инструкция с чертежами
Перед сборкой нарисуйте сани с лошадью, и сделайте чертёж. Схема составляется на основании размеров повозки. Ширина полозьев имеет прямую зависимость с дорогой, разлёт должен соответствовать колее. Высота саней определяется на основании породы лошади, её размеров и высоты колеи дороги.
Для животного среднего размера берутся следующие показатели:
- длина – 1,8 м;
- ширина – 1,25 м;
- высота – 0,3 м;
- ширина между полозьями – 0,8 м.
Универсальный чертёж деревянных саней для лошади с металлической полосой на полозьях:
Изготовление можно начинать с полозьев, но умельцы советуют новичкам идти от обратного и сначала сделать сиденье:
- Выберите доски.
- Приготовьте материал, обработайте чтобы не было заноз.
- Вырежьте из досок сиденья оптимального для вас размера.
- Сделайте пазы для крепления с полозьями.
Следующий и завершающий этап изготовления саней для лошади – полозья. Это самое сложное в конструировании данного устройства.
Если в качестве материала вы выбрали металл, то возьмите нержавеющую сталь. Полозья должны быть кованными и плоскими. Придать такую форму самостоятельно невозможно, понадобится помощь.
Полозья из дерева выполняются следующим образом:
- Сделайте выкройку и перенесите её на дерево.
- Вырежьте полозья. В процессе работы используйте лобзик.
- Произведите зачистку рёбер вырезанных полозьев. Понадобится шлифованная машинка.
Скрепите полозья между собой:
- Прикрепите к полозьям дополнительные планки и закрепите их шипами округлой формы, на которых имеется клей (этап актуален только при изготовлении больших саней).
- Возьмите дрель и просверлите глухие дырки по центру круглых поперечин. Также просверлите отверстия в полозьях. Прикрепите поперечины с помощью шипов.
- Прикрепите к нижней части полозьев металлический лист (лучше брать алюминий – он легче), используя шурупы.
Далее закрепите полозья и сиденье, используя шипы. В момент крепления между составляющими должно остаться расстояние в 5 миллиметров.
Видео-инструкция по изготовлению саней для лошади:
Упражнения для приучения лошади к саням
Фермер, заимевший сани, не сможет сразу же запрячь лошадь в повозку. Животное испугается и после не подпустит к себе хозяина с атрибутом. Приучать к саням лошадь следует постепенно и максимально аккуратно.
Как приучить лошадь к саням:
- Обойдите с животным повозку несколько раз. Можно положить туда то, что заинтересует лошадь: сено, упряжь или дугу. Это поможет изучить новый предмет.
- После знакомства двиньте сани взад-вперёд. Главное — это привлечь внимание лошади.
- Начните заводить лошадь в оглобли, вперёд к саням. Еда поможет упросить задачу, т. к. животное будет тянуться к ней. Желательно сделать так, чтобы лошадь зашла сама. Со временем она привыкнет к узкому пространству оглобель.
- Покажите животному, что в санях в будущем будет находиться человек. Сядьте в повозку, находитесь всегда рядом с санями. В дальнейшем лошадь не будет пугаться вибраций, исходящих от саней во время движения с пассажиром.
Особенности катания на санях с лошадью
Катание на санях с лошадью не представляет для человека особенной опасности, поэтому и правил особых не существует. Главное в этом деле – правильно запрячь лошадь. Если процесс запрягания прошёл успешно, то единственное что нужно пассажирам – это крепко держаться за бортики повозки.
А вот водителю следует соблюдать осторожность во время движения на поворотах или в момент остановки. Резкие движения могут нарушить спокойствие пассажиров.
Как правильно запрячь лошадь в сани?
Запрячь лошадь в сани несложно, но чтобы обеспечить безопасность пассажиров, рекомендуется придерживаться определённого алгоритма. Он следующий:
- Наденьте уздечку на животное. Удила нагрейте в руке. Это поможет не повредить рот лошади.
- Возьмите в левую кисть упряжь, в правую – шею животного. Вторую руку держите так, чтобы седелка находилась на нужном месте.
- Приведите в порядок шлеи. Они должны ровно располагаться на теле лошади.
- Затяните подпругу. Проследите, чтобы не сильно передавило живот.
- Оденьте хомут через голову.
- Заведите лошадь в оглобли. Закрепите её за петлю сиделки и прикрепите дугу.
В наши дни сани продолжают использовать в качестве средства передвижения. Для кого-то повозка – это необходимость в быту, для других – способ развлечься. Изготовить атрибут можно самостоятельно, но нужны знания и навыки. В каких-то моментах может потребоваться помощь опытного мастера.
Как сделать необычную повозку из деревянных шпателей и палочек от мороженого на пружинной тяге
Деревенскую жизнь в глубинках нашей страны трудно представить без верного и надежного помощника – без лошади. Поэтому здесь понадобится и телега, и сани зимой для лошади, когда заметет. На лошади и груз привезти можно, и дров из лесу, и огород вспахать, да и просто на рынок по бездорожью съездить. Раньше практически в каждом селе был мастер по изготовлению телег и саней. А сегодня придется их либо покупать, либо делать самому, о чем мы поговорим в нашей статье.
Как сделать телегу?
Телега для лошади представляет собой отдельный вид гужевого транспорта и имеет несколько видов. Именно поэтому вам нужно сразу перед тем, как ее делать своими руками, определиться, для каких целей и какого типа вам нужна повозка. Если это будет исключительно работа по перевозке грузов, то достаточно будет иметь дроги или телегу по типу платформы, то есть без бортов с обычным плоским дном. Если же вам нужно будет перевозить на телеге сено, другие материалы и использовать ее в качестве транспортного средства, то нужно делать с бортами.
Также сразу стоит предусмотреть, сколько лошадей вы будете впрягать в повозку. Дело в том, что одноконная и пароконная телега отличается по своей сути и изготовлению. Одноконная в России имеет оглобли и дугу, а пароконная – дышло. Если вы будете делать украинский вариант, то здесь дышловая повозка или воз применяется как для одной лошади, так и для пары. Заметим, что дышловую телегу делать проще своими руками, чем дуговую.
Важные моменты
Прежде чем приступить к изготовлению, вам стоит немного узнать конструкцию телеги, ее основные части. Итак, главным элементом любой повозки является ее ходовая часть. А это две оси (передняя и задняя), колеса и сама рама, на которую устанавливается кузов или платформа. Также есть стойки, которые как бы выполняют роль амортизаторов. При этом задняя ось делается стационарной, то есть без движения, а передняя ось поворачивающаяся, за счет этого будет осуществляться поворот.
Следующие важные элементы – это оглобли в дуговой одноконной повозке или дышло в пароконной (украинский воз). Оглобли и дышло крепятся к передней оси, так как за счет них поворачиваются передние колеса. Раму желательно делать сварной металлической, так как на нее будет идти весь груз повозки. Саму же телегу делают деревянной.
Что касается размеров, то раньше стандартным была ширина телеги около 1,5 метра, а длина – 3 метра. Высота уже зависит от вашего желания и габаритов коня, но стандартно делается от 0,5 до 0,7 метра.
Инструменты и материалы
- Деревянные доски;
- сварная рама и оси колес;
- сварочный аппарат;
- 4 колеса (авто- или мототранспорт);
- металлические трубы или П-образный профиль;
- гвозди;
- молоток;
- инструменты по обработке дерева (пила, ножовка, наждачка, шлифовальная машинка);
- прочий инструмент по необходимости;
- чертежи.
Запрос вернул пустой результат.
Пошаговая инструкция
- Первым делом нам нужно сделать ходовую часть телеги. Это, как мы уже говорили, сварная сплошная рама и колесные оси. Если со сваркой никогда дело не имели, то придется обратиться к мастерам. Раму и оси можно сделать сплошными металлическими из профиля или из толстостенных труб.
- Делаем заднюю стационарную ось и переднюю поворачивающуюся на штыре на двух закрепленных шайбах.
- Перед тем как завершать переднюю ось, определяемся с типом повозки. Если дышловая, то под дышло делаем специальный держатель. Оглобли делаются сварными к передней оси на специальном держателе. То есть оглобли должны быть не съемными, но подвижными в стороны и даже вверх и вниз – за счет держателя. Также их можно закрепить на кронштейны и усилить специальными тяжами – катанка диаметром 10-12 мм, которая крепится к оглобле и передней оси.
- Завершаем ходовую часть установкой колес и по необходимости тормозами.
- Теперь можно переходить к основе телеги – кузов. Если делаем платформу, то здесь все просто – нарезаем необходимой длины и ширины доски и сбиваем в одну платформу, крепим к раме. Если же будут борта, то сначала делаем 4 продольные жерди, на которые потом прибиваем вертикально наклонные рейки. Боковые борта сразу закрепляем на раму, а передний и задний делаем съемным для большего удобства использования телеги в работе.
- Что касается оглобель, то их можно делать как металлическими из труб, так и деревянными. Дышло, как правило, делается только деревянное.
- Для удобства сидения в телеге можно в кузове сделать лавочку или даже прикрепить мягкие сидения.
- На готовую самодельную телегу сзади, если вы планируете выезжать на трассу, нужно приделать катафоты.
- Дуга – это особая часть оглобельной телеги, над которой придется потрудиться, если нет готовой. Она делается из дерева вяза или ветла, так как материал должен быть прочным и гибким. В старину также использовали дуб, березу и лещину.
- Самодельную заготовку под дугу нужно срезать ранней весной, когда в дереве только начинает двигаться сок. Сама заготовка под дугу берется толщиной от 8 до 12 см и длиной от 1,5 до 1,8 м.
- Гнуть дугу лучше в специальном станке (дужной), помещая края в выемки. Перед работой дерево сначала замачивают в холодной воде, а за полчаса до работы распаривают кипятком для большей гибкости. Если дерево гнется плохо, его распаривают несколько раз.
Запрос вернул пустой результат.
После полного сгибания края дуги связываются плотной веревкой и дают дереву просохнуть и принять нужную форму – около 45 дней. Как это делают в домашних условиях, смотрите на видео Олега Москаленко.
Профилегиб без токарных работ: цена, детали, инструменты
Задумав сделать профилегиб своими руками, мастер задаёт себе вопросы:
- Потребуется ли токарка?
- Во сколько обойдётся самоделка?
- Не дешевле ли купить профилегиб в магазине?
Чтобы ответить на них, сразу покажем, что получилось у участника портала Pin008.
А это пример работ, выполненных профилегибом.
А это видео, где показана работа этого самодельного трубогиба для профильной трубы.
Если вас заинтересовал самодельный станок для гибки труб Pin008, то для его изготовления вам понадобятся:
- подшипниковый узел UCP 204 – 4 шт.;
- швеллер прямой 8 (высота основания полки 8 см, ширина полки 4 см) – 2 м;
- ромбический домкрат от легкового автомобиля;
- подшипник 156704 – 3 шт.;
- резьбовая шпилька М20;
- гайки М20;
- шайбы под шпильку М20;
- звездочки от велосипеда – 2 шт.;
- велосипедная цепь.
- болгарка;
- мощная дрель;
- сварочный инвертор.
Далее мы расскажем, как из этих деталей собрать самодельный профилегиб.
Делаем сани своими руками
Купить сани может каждый, но не для всех это будет доступно, так как стоимость их весьма немалая. Что же, остается сделать своими руками. Тем более, что сани были излюбленным транспортом людей. Об этом смотрите на видео автора pashinkirill.
Инструменты и материалы
Перед тем как делать сани для лошади, вам нужно определиться, из какого материала будет самая важная часть – полозья. Они могут быть металлическими или деревянными. Если хотите делать из дерева, то понадобятся специальные умения и знания по подготовке дерева и его изгибания. С металлом проще, здесь нужно будет лишь в мастерской выковать полозья.
- Деревянные доски;
- фанера;
- листы металла;
- уголки или профиль металлический;
- металлические трубы;
- лак, краска;
- инструмент по обработке дерева;
- прочие инструменты по необходимости;
- чертежи.
Пошаговая инструкция
- Самое первое и самое сложное дело – это полозья. Их будем делать металлическими – так проще. Подойдет нержавеющая или обыкновенная углеродистая сталь. Полозья лучше сделать кованными плоскими из сплошного металлического листа, но также есть практика использования труб. Но чтобы их согнуть понадобятся помощники.
- Когда полозья готовы, переходим к основе — поперечные перекладины и стойки, которые располагаются с двух боков. Их делать можно из труб или профиля. Все части нужно будет сварить.
- Важная часть саней — тормоза. Когда полозья готовы, делаем их самым простым образом – колодочные в виде резины с рычагом. Это будет и ходовой, и стояночный тормоз.
- К передней части привариваем металлические пластины, на которые потом прикрепятся оглобли.
- Когда ходовая часть готова, из дерева делаем кузов саней – это как уже ваша фантазия будет работать. Конечно, сначала делаются чертежи. После дно и внутреннюю часть можно обшить фанерой и даже сверху прикрепить мягкий материал для удобства, например, дерматин или войлок.
- В последнюю очередь крепим деревянные оглобли и все – сани для лошади своими руками готовы!
Лінійка закрійника.: jaskravyjsvit
Можна зробити таку лінійку самому. Для цього необхідно наклеїти роздрукований макет на звичайну лінійку. Макет буде нижче.Майстер-клас з виготовлення лінійки:
Как сделать линейку закройщика своими руками за 10 минут.Линейка закройщика предназначена для построения выкройки в масштабе, моделирования одежды и расчета расхода ткани при раскрое.Линейка закройщика, кроме обычной шкалы, имеет специальную шкалу, где каждый сантиметр разделён на несколько делений (каждое деление — это сантиметр в масштабе).Классическая линейка закройщика имеет масштаб 1:4, но в современной литературе встречаются чертежи, выполненные в масштабе 1:6, а выкройки небольших деталей (манжеты, воротники) в масштабе 1:3.Поэтому есть необходимость иметь универсальный комплект масштабных линеек.Изготовить такой комплект портновских линеек совсем не сложно.
Распечатайте pdf файл в масштабе 1:1 (убедитесь, что в настройках печати установлена печать листов в фактическом размере).
Проверка распечатанной линейки
Убедитесь, что деления на линейке распечатанного листа соответствуют делениям канцелярской линейки.
«Ламинируем» линейку скотчем
«Заламинируйте» линейку скотчем (в этом случае подразумевается клейкая лента).
Аккуратно вырежьте линейку ножницам или используя канцелярский нож.джерело
Видео «Как делают сани»
Интересное видео о том, как делали сани и сбрую лошади для крепления саней в старые времена.
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!
Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Пожалуйста, напишите, что не так и оставьте рекомендации по статье
Оценить пользу статьи: Оцени автора (6 голос(ов), среднее: 3,17 из 5)
Делаем чертеж
Создание подробного чертежа считается сложным этапом. В процессе построения необходимо учитывать наличие декоративных мелочей, размер колёс и высоту боковых бортов. От этого зависит окончательный результат.
Когда нужно и как обрезать розы осенью на зиму: советы и пошаговые инструкции
Создание альпинария — особенности применения в ландшафтном дизайне. 145 фото самых красивых элементов дизайна
На рисунке должны присутствовать не только схемы и технические изображения, но и макет готового изделия.
Особое внимание рекомендуется уделить точным размерам. Данный критерий позволит иметь четкое представление о габаритах декорации.
Виды конных повозок
Сегодня больше используют оглобельные упряжки, пневматические резиновые колеса. Подводы стали грузоподъемнее — около 750 кг.
По фильмам многим знакома двуколка для лошади, которую тоже принимают за телегу. У подводы должно быть четыре колеса. У двуколки их только два. Хотя выделяют несколько видов подвод со своими особенностями.
Тележка
Транспортное средство для перевозки людей — тележка, оборудованная сидениями для извозчика (козлы) и пассажиров. К бортам с внутренней стороны приделаны ручки, необходимые для безопасности.
Такая конная повозка часто перемещается по дорогам с твердым покрытием. Колеса делают из пневматических шин. Тележки отличаются сравнительно небольшими размерами.
Крытого верха в такой конструкции нет, поэтому борта делают высокими. Они защищают от пыли, камешков, летящих из-под колес встречного траспорта.
Дроги
Другой вид подвод отличается более крупными размерами. Передок и задок соединены длинными брусьями (дрогами). Сверху и поперек кладут металлические листы. Такие телеги называют дрогами в честь брусьев.
Раньше эту конструкцию часто использовали для транспортировки умерших. Сегодня такая повозка с лошадью применяется для перевозки больших грузов, например, сена. Важно правильно закрепить поклажу.
Дрожками еще называют особые виды полу- или безрессорных подвод. Они короче и легче. У некоторых модификаций были крылья над колесами для защиты от грязи, откидной верх. Четырехместные телеги особой конструкции называли линейками, круглые — пролетками. До конца XIX дрожки применяли для испытания рысаков в русской упряжке. Подобные телеги уже можно отнести к другому виду подвод — экипажу.
Назначение
В зависимости от назначения, повозки для коней делятся на:
- пассажирские;
- грузовые;
- боевые;
- специализированные.
Среди пассажирских повозок, в свою очередь, различают:
- Карета для лошади – крытая повозка.
- Дилижанс – многоместная повозка, пассажирская или почтовая.
- Кибитка – повозка, выполняющая функцию жилища у кочевников.
- Коляска – маломестная повозка, которая имеет открытый верх.
- Бричка – это полуоткрытая повозка.
Среди грузовых повозок для лошади можно отметить:
- Арба – двухколесная повозка.
- Воз – четырехколесная повозка. Если воз крытый, его называют фургоном.
- Фура – большая, длинная повозка.
Разновидности боевых повозок:
Специализированные повозки делятся:
- полевая кухня;
- передвижная церковь;
- передвижной медицинский пункт.
Следует отметить, что независимо от того, какой вид повозки планирует изготовить мастер, основа телеги всегда будет примерно одинаковая. Сначала надо выполнить плоский настил на базе рамы, а уже потом размышлять над внешним обликом повозки. Будет это повозка, карета или экипаж – изобретатель решит позже, воплотив в реалии свои фантазии и воображение.
Новые правила подключения садовых и частных домов к электросетям
- Изменение № 1: можно оформить автономное подключение, минуя СНТ?
- Изменение № 2: Сроки подключения домов к электросетям сокращены
- Изменение № 3: Расширен перечень оснований для подключения к льготному тарифу
- Итоги
Изменение № 1: можно оформить автономное подключение, минуя СНТ?
У дачников появилась возможность подключиться к электросетям напрямую, заключив отдельный договор с электрокомпанией. Это позволит не зависеть от других членов СНТ и не брать на себя обязательства по оплате долгов неплательщиков.
Для того чтобы оформить автономное подключение, необходимо:
- выяснить название поставщика электричества на территорию конкретного СНТ и подать ему заявку на заключение индивидуального договора электроснабжения;
- к заявке приложить подтверждение членства в СНТ (справку или книжку садовода), а также документы о технологическом присоединении СНТ к электросетям;
- обратиться в сетевую организацию с заявкой на установку электросчетчика.
Минэнерго напоминает, что с 2020 года по заявке потребителей сетевики обязаны устанавливать индивидуальные электросчетчики (письмо Минэнерго РФ № 09-409 от 05.02.2021).
В системе «КонсультантПлюс» есть бланк протокола заседания правления СНТ о заключении договора с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства. Получите бесплатно пробный доступ к К+ и переходите к документу.
Изменение № 2: Сроки подключения домов к электросетям сокращены
Еще одним изменением стало существенное сокращение сроков подключения домов граждан к электросетям. Если ранее срок подключения составлял до четырех месяцев, то теперь он сократился до 30 рабочих дней.
Эта норма закреплена постановлением Правительства РФ № 639 от 26.04.2021.
Однако, чтобы воспользоваться сокращенным сроком, должны одновременно соблюдаться следующие условия:
- класс напряжения электросетей не более 0,4 кВ;
- расстояние от сетей до границ участка не более 15 м;
- нет возражений от собственников соседних участков, которые находятся между ЛЭП и участком заявителя;
- сетевой организации не требуется выполнять работы по строительству или реконструкции электросетей.
Изменение № 3: Расширен перечень оснований для подключения к льготному тарифу
Напоминаем, в настоящее время действует льготный тариф подключения к электросетям — всего 550 руб. (п. 17 постановления Правительства РФ № 861 от 27.12.2004).
Для того чтобы воспользоваться льготным тарифом, необходимо соблюдать следующие условия:
- потребляемая мощность устройств — не более 15 кВт;
- расстояние до ЛЭП с уровнем напряжения до 20 кВт — не более 300 м (в городе) или 500 м (в селе).
С марта 2021 года подключиться по льготному тарифу могут владельцы генераторов мощностью до 15 кВт (постановление Правительства РФ № 299 от 02.03.2021).
Владельцы таких генераторов подают электронную заявку поставщику и заключают с ним договор купли-продажи электроэнергии. Энергия, вырабатываемая генератором, будет учитываться по специальному двунаправленному счетчику и засчитываться при взаиморасчетах. Обращаем внимание, что доходы от реализации физлицом такой электроэнергии освобождены от НДФЛ (п. 28.1 ст. 217 НК РФ).
Итоги
Владельцы садовых участков теперь могут заключить автономный договор электроснабжения, минуя СНТ. Также сокращен срок подключения домов к электросетям. Владельцы автономных генераторов малой мощности могут продавать вырабатываемую энергию поставщику электричества, оплата будет идти в зачет платы за потребление из сетей.
Подробнее о порядке обложения доходов налогом на доходы физлиц узнайте из нашей рубрики «НДФЛ».
1) Вам нужно внимательно изучить п.6 Постановления Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (ред. от 26.04.2021) “Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг. “:
“Начиная с 1 января 2020 г. фактические расходы собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в его объектах электросетевого хозяйства в связи с обеспечением перетока электрической энергии в энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, которые присоединены к таким объектам электросетевого хозяйства на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключенного такими собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, в период, в котором указанный собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства оказывал с их использованием услуги по передаче электрической энергии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее – объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии), подлежат компенсации территориальной сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены такие объекты электросетевого хозяйства, по заявлению указанного собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 26.12.2019 N 1857)”
Вам надо написать заявление в электросетевую организацию, чтобы все потери с момента подачи заявления распределялись индивидуальным потребителям, а уже электросетевая организация должна вам возместить затраты СНТ по потерям.
2) Ван нужно внимательно изучить Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 02.03.2021) “О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии” (вместе с “Основными положениями. ” в части, касающейся СНТ.
В частности в п.2 указано, что СНТ имеет право отключить индивидуального потребителя, если произошло
“возникновение у граждан, ведущих садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу; ”
Таким образом, при надлежащем уведомлении, закон должен стоять на стороне СНТ, если вы просто отказывающихся оплачивать потери садоводов просто будете отключать.
Контроль мощности при присоединении физлиц до 15 кВт
Предисловие
Это статья про злоупотребление путем получения по льготной ставке присоединения физическими лицами к электрическим сетям мощностью 15 кВт и обхода этого порога[1]. Поскольку вопрос нуждается в более ясном нормативном и судебном регулировании, надеюсь, простительно изложение некоторых моментов в упрощенном виде.
Из-за чего сыр-бор
Допустим, вы энергетик и к вам приходит 10 садоводов, объединившихся в СНТ с намерением мирно выращивать салатик, кормить внуков свежими ягодками и жарить шашлычки. Все они далеки от энергетики как таковой и хотят получить волшебное подключение к электричеству, которое даст возможность потреблять электроэнергию в необходимом количестве (ч. 3 ст. 541 ГК РФ) и с надлежащим качеством (ч. 1 ст. 542 ГК ФР). За подключение они готовы заплатить по 550 рублей с каждого (п. 17 ПТП).
Что вы должны сделать дальше, как энергетик?
Во-первых, вы должны найти полкилометра (п. 17 ПТП) кабеля и примерно 9 опор, понижающую с 10 кВ до 0,4 кВ трансформаторную подстанцию мощностью 160 кВт (10 человек по 15 кВт + маленький запас[2]). Кстати, трансформаторная подстанция без учета оформления земли, фундамента, доставки, монтажа, и т.п. стоит на сей момент по рекламным предложениям около 100 тыс. руб., при том, что вы получите только 5,5 тыс. руб., что периодически вызывает у вас желание увеличить его в 100500 136 раз и слова «плата за присоединение к электрическим сетям» вы произносите не иначе как «ставка за чернила»[3].
Во-вторых, вы должны понимать, что трансформаторная подстанция и линия, даже такая маленькая, после постройки и оформления требует обслуживания и иногда даже капитального ремонта. Нужен человек, который будет ее осматривать, красить, вероятно чем-то заправлять (например, если у вас масляный трансформатор). В общем, почти как машина, которая вроде как на гарантии, но ТО раз в год требует. Чем больше оборудование, тем, как правило, оно сложнее и тем больше средств требует на свое обслуживание (но меньше на единицу полезной продукции при адекватной загрузке). Вам нужно ежегодно тратить на это деньги и заложить это куда-то в тариф, который как Москва.
Допустим, из общей инвестзаначки вы как энергетик-молодец выделили деньги и все построили. Дальше обычно начинается интересное. Например, местное муниципальное образование расширяется, СНТ попадает в зону перспективной застройки и вместо дачных домиков начинают расти коттеджи. Или какой-то инициативный внук вместо жарки шашлыков начинает варить машины дуговой электросваркой. Или председатель совета СНТ продает места общего пользования под участки еще 10 садоводам. Ну, в общем, всякое бывает – электрические плиты, водоподогреватели и котлы…[4] Не мы такие – жизнь такая.
Кстати, что такое электрическая мощность в нашем свежекупленном трансформаторе? Это особый товар В простом физическом смысле применительно к энергетике это скорость чего-либо. Мощность электростанции – это ее способность выработать указанное количество электроэнергии в какое-то количество времени. Мощность трансформатора – это его способность «переработать» указанное количество электроэнергии с одного уровня напряжения (силы тока и т.п.) на другой.
Итак, мы приходим к тому, что вместо 150 кВт установленной мощности подстанции, совокупная востребованная мощность нашего СНТ начинает составлять 200, 250, 300 кВт… Что происходит, если мощность превышается? При несильном превышении происходит примерно то же, что и в некоторых квартирах, если во время приема душа открыть воду где-то выше по трубе – применительно к нашему случаю у потребителей падает напряжение. Если это происходит сильно, как правило, в электроэнергетике, либо что-то начинает греться больше положенного, сильно больше положенного, либо что-то пробивает.
Кстати, из-за физики явления проблемы начинаются не только, собственно, у тех кто потребляет вместо 15 кВт 30-50 кВт, а даже в большей части у тех, кто придерживается нормы. Дальше обычно идут стандартные эффекты – скандалы, интриги, требования к энергетикам обеспечить качество и возможность потреблять сколько влезет…
Тут мы сталкиваемся с классическим конфликтом. Законослушным гражданам плохо, причем даже не потому что у них забрали их ресурс (мощность), а потому что в целом испортили качество того, что они потребляют. Экономически активным гражданам плохо, потому что за увеличение мощности (ведь в итоге тогда придется взять подстанцию на 250, 320 и больше кВт) нужно платить, но ведь если можно потреблять больше и не платить, то зачем тогда платить? Энергетикам плохо, потому что, зная про эту ситуацию, они сразу могут поставить подстанцию на 320 кВт и взять расходы по ее обслуживанию и капремонту, а также замене через пару десятков лет, а СНТ тем временем инвестиционный замысел не реализует, но расходы все равно куда-то нужно будет включать, так как подстанция будет стоять и функционировать, но им не разрешат.
Таким образом, мы имеем проблему – плохое электроснабжение и лишние расходы, а также причину этой проблемы – расходование мощности сверх выделенной и оплаченной отдельными потребителями.
Принуждение к миру
Самым простым, понятным и справедливым решением выглядит не давать тем, кто заплатил и присоединился по 15 кВт, потреблять больше этого значения. В настоящее время технически оно может реализовываться путем отключения потребителя при превышении заданного значения мощности. Практически оно реализуется либо в виде отдельных устройств (например, ОМ – ограничитель мощности) либо например в приборах учета. Отдельный холиварный вопрос – его реализация путем использования устройств защиты, например автоматических выключателей[5].
Забавно, что например, в Японии у бытового потребителя обычно установлен электрощиток с одним общим вводным автоматом, номинал которого используется при определении размера оплаты за электроэнергию (т.е. у них фактически для населения двухставочный тариф со ставками за мощность и за количество потребленной электроэнергии по прибору учета). Чтобы потребители не путались, они помечены цветами, например 10 амперный автомат – красным, соответственно в квитанции зачастую можно увидеть соответствующий цветной кружочек и фиксированную величину оплаты. Самый большой «бытовой» 60А автомат приведет к выставлению ежемесячно в счете TEPCO ¥ 1684,8 (примерно 1,086.75 руб. на момент написания). Забавны также выполненные с традиционной японской глубокой вежливостью пункты FAQ об этом, где вопрос, выглядит, например «One of the small, black circuit breaker switches keeps breaking the circuit. If I increase ampere capacity will it stop doing this?» и как бы намекает на то, что потребитель уже знает правильное решение (хотя корректно рекомендуется вызов специалистов для исключения неисправностей).
Но у нас, конечно, свой, особо духовный путь.
В пп. А п. 35 ППКУ дефинитивно закреплен запрет на превышение максимальной мощности бытовыми потребителями: Потребитель не вправе использовать бытовые машины (приборы, оборудование), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых[6] инженерных систем и доведенные до сведения потребителей.
В соответствии с пп. В п. 25 (1) ПТП, в технических условиях для заявителей, предусмотренных пунктами 12.1 и 14 настоящих Правил, должны быть указаны: требования к приборам учета электрической энергии (мощности), устройствам релейной защиты и устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности.
Интересно что если, например, требования к приборам учета конкретизированы в п. 26 ПТП, п. 138 ОПФРРЭЭ (класс точности 2,0, соответствующие метрологическим требованиям), требования к устройствам релейной защиты, например, в п.1.5.36 ПУЭ (Для безопасной установки и замены счетчиков в сетях напряжением до 380 В должна предусматриваться возможность отключения счетчика установленными до него на расстоянии не более 10 м коммутационным аппаратом или предохранителями.), то требования к устройствам, обеспечивающим контроль величины максимальной мощности, в общем виде нигде не конкретизированы.
Вместе с тем, вроде бы логичным выводом выглядит то, что отсутствие конкретных требований не должно влечь вывод, что их нет, и профильные ведомства это понимают.
Так, например, ФАС отмечает, что требование к наличию устройства контроля максимальной мощности (а не тока) являются правомерными. Территориальные органы ФАС частично данную позицию воспринимают (например, Постановление Краснодарского УФАС России от 01.10.2019 по делу N 023/04/9.21-1058/2019 О прекращении производства по делу об административном правонарушении, хотя Ростов упорствует). Минэнерго РФ, насколько можно судить, придерживается сходной позиции (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 11.05.2017 N 33-7128/2017 по делу N 2-672/2017).
Насколько следует из практики, к данным устройствам выработаны следующие требования:
– функция контроля максимальной мощности должна быть прямо указана в паспорте (это на тему автоматических выключателей, для которых в паспорте такой функции не предусмотрено);
– без указания конкретных торговых марок или наименований;
– без какого-либо распределения допустимой нагрузки по фазам (т.е. можно выбрать 15 кВт хоть с 1 фазы).
Вместе с тем, в судебной практике еще почему-то встречаются такие логические цепочки, как «требования есть, но конкретизации – нет, значит, требований нет» с вышеизложенным перекладыванием проблем с больной головы на здоровую (Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 05.03.2020 N Ф08-751/2020 по делу N А53-27684/2019) или вообще невероятная «сетевая организация должна вести учет резервируемой мощности, значит она должна вести и контроль используемой потребителем максимальной мощности» (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 15.07.2014 N Ф03-2659/2014 по делу N А73-13795/2013). Позиция профильных ФОИВов также иногда остается без внимания (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10.04.2019 N Ф02-942/2019 по делу N А19-18946/2018).
Кажется, по этому поводу назрела необходимость четкого высказывания КЭС ВС РФ.
Наказание
Отдельно рассмотрим вопрос последствий. Больше всех интересует, конечно, вопрос того, может ли потребление быть ограниченно при превышении максимальной мощности.
В соответствии с пп. Б п. 2 Правил введения ограничений в редакции Постановления Правительства РФ № 624[7], основанием для введения ограничений является нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в следующих действиях: нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении (в том числе превышение максимальной мощности энергопринимающего устройства потребителя), вызванное подключением потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики электропотребляющего оборудования либо изменением потребителем режима работы подключенного электропотребляющего оборудования. Особенности процесса отражены в п. 23 тех же правил, и предполагают уведомление, за исключением случаев если соответствующее ограничение режима потребления в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта вводится незамедлительно по получении исполнителем (субисполнителем) уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления либо незамедлительно по выявлении соответствующих обстоятельств.
В соответствии с пп. Г п. 115 ППКУ, Исполнитель ограничивает или приостанавливает предоставление коммунальных услуг без предварительного уведомления потребителя в случае использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования), мощность подключения которых превышает максимально допустимые нагрузки, рассчитанные исполнителем исходя из технических характеристик внутридомовых инженерных систем и доведенные до сведения потребителей, – с момента выявления нарушения. При этом предварительного уведомления потребителя не предусмотрено (как в п. 117).
С одной стороны, имеющихся норм при их правильном толковании достаточно.
С другой, ввиду пикантности ситуации и причин появления вышеизложенных логических цепочек в судах, хорошо бы вопрос действия автоматики изложить в актах более ясно (прям для самых-самых).
Но самое забавное, конечно, в показанном в самом начале каламбуре – превышение максимальной мощности из-за ухудшения параметров энергоснабжения и последующего выхода оборудования из строя зачастую влечет ограничения электроснабжения само по себе. И бороться с этим можно только контролем за такими превышениями, их учете при расчетах и введением ограничений.
В заключение можно сказать, что проблема установки устройств контроля величины максимальной мощности постепенно уйдет с заменой приборного парка на ИСУ. пп. Д п. 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2020 г. № 890 в качестве требований к функционалу предусмотрены передача значений максимальной и минимальной фактической активной, реактивной и полной мощности по точке поставки, а пп. В п. 9 – полное и (или) частичное ограничение режима потребления электрической энергии (приостановление или ограничение предоставления коммунальной услуги), а также возобновление подачи электрической энергии.
[1] Не то, чтобы вопрос был не актуален для других категорий, но с промпотребителями гораздо легче работать точечно.
[2] Да простят меня коллеги за размер этого резерва, и за указание мощности в кВт, а не кВА.
[3] Имеется ввиду, что 550 рублей хватает на чернила для того, чтобы написать бумаги «технические условия» и «договор о технологическом присоединении».
[4][4] В этом месте, кстати, интересно проследить «стандартную» мощность на квартиру, которая подымается советских времен и борьбу застройщиков с этими нормативами.
[5] Может быть, кто-то из читателей еще понят их «предшественников», которые при большой нагрузке, например, коротком замыкании, «выбивало» – предохранители автоматические резьбовые или электрические керамические с плавкими предохранителями (пробки). Механизм действия, в общем, аналогичен.
[6] Тема формулировок ППКУ и их применения к частным домохозяйствам – отдельная.
[7] Не то, чтобы до этого максимальная мощность не являлась характеристикой технологического присоединения, но тем не менее.