Делаем цепи противоскольжения своими руками: материалы и способы изготовления

Самодельные цепи противоскольжения с быстрой установкой

Приближается зима, не говоря о том, то уже сейчас за городом встречается довольно много луж и грязи. Чтобы преодолевать такие препятствия, нужен хороший внедорожник, или же для своего автомобиля можно сделать цепи противоскольжения и возить с собой.

Основной проблемой таких устройств можно считать то, что их проблемно быстро ставить на автомобиль, особенно это касается зимы, когда работать нужно в снегу и на морозе. А ведь проехав проблемный участок, цепи необходимо еще и снять, так как долго ездить на них вредно для шин, да и по трассе ездить запрещено.

Одному автору пришло в голову крепить цепи противоскольжения, используя резинки с крюками. Теперь для установки цепей не нужны гаечные ключи и прочее. Для надежности конструкции вместо резины лучше всего использовать пружины.

Материалы и инструменты для самоделки:

Из материалов:
– стальная цепь (длина и толщина будет зависеть от диаметра колес);
– резинки с крюками или стальные пружины для фиксирования цепей;
– пару карабинов для быстрого соединения звеньев цепи.








Процесс изготовления цепей противоскольжения:

Шаг первый. Измеряем длину окружности шины
Первым делом нужно будет изготовить два кольца из цепи, по диаметру они должны быть такими, чтобы лежали примерно на половине ширины шины, ну или далее к центру. Кольца автор соединяет с помощью карабинов с резьбой.

Эти кольца нужны для крепления поперечных элементов, которые и вступают в зацеп с дорогой.




















Ну а далее нужно нарезать нужное количество цепей нужной длины. Длина должна быть такой, чтобы хорошо натянуть цепи на колесе, иначе они слетят. Тут они подгоняются в зависимости от ширины шины и расположения боковых колец.

Шаг третий. Окончательная сборка
Теперь все детали соединяются между собой, образуя цельные гусеницы. Соединяется все с помощью хороших крепких карабинов. Ну а после этого гусеницы нужно установить на колесо, а чтобы натянуть цепи, понадобятся металлические пружины или, в крайнем случае, резина. Для простоты крепления автор на концах резиновых полосок установил крюки.

Как сделать цепи противоскольжения своими руками?

Желая сэкономить, многие автовладельцы предпочитают делать цепи противоскольжения своими руками вместо того, чтобы покупать изделия заводского изготовления. Для этого необходимо правильно выбрать материал, размер комплектующих и способ плетения.

Для чего нужны цепи противоскольжения на автомобиль?

Аксессуар применяется в условиях плохого сцепления колес с дорогой, т.е. когда машина движется по одной из следующих поверхностей:

  • льду;
  • глубокому снегу;
  • раскисшей грязи.

В такой ситуации наблюдается пробуксовывание шин, автомобиль движется с трудом либо остается на месте.

Цепи противоскольжения имеют вид крупноячеистой сетки, плотно охватывающей колесо. В результате на покрышках образуется сильно выраженный рельеф, как на т.н. агрессивном протекторе специальных шин для внедорожников. Выступающие элементы внедряются в покрытие, давая возможность автомобилю зацепиться за него.

Разновидности и классы

Изделия отличаются по нескольким признакам.

Виды по типу материала

Выделяют 2 группы:

  • жесткие;
  • мягкие.

У первых каждый элемент представляет собой металлическую цепь. Используются материалы:

  • сталь, в т.ч. нержавеющая (дорогой вариант);
  • алюминий;
  • титан (элитный обвес, выполняется под заказ).

Преимущества жесткого оснащения:

  • долговечность;
  • повышенная проходимость.
  • существенный износ резины и механизмов автомобиля (подвески, рулевой колонки, коробки передач и т.д.);
  • запрет на перемещение по асфальту;
  • ограничение по скорости (не более 40 км/ч);
  • сильный шум;
  • большой вес;
  • повышенные требования к надежности (в случае разрыва цепь может сильно повредить автомобиль и стать причиной аварии).

Мягкий обвес делают из следующих материалов:

  • резины;
  • пластмассы;
  • полиуретана.

Изделие армируют проволокой. Есть модели с металлическими шипами. Они лишены недостатков жестких цепей (меньше вредят резине, не шумят и позволяют разогнаться до 80 км/ч), но уступают в проходимости и служат всего несколько лет.

Читайте также:
Отключение иммобилайзера ВАЗ, Нива Шевроле и других авто (АПС-4 и АПС-6)

Виды по рисунку

Наиболее распространены 3 типа:

  1. «Лестница».
  2. «Ромб».
  3. «Соты».
  • простота конструкции;
  • низкая стоимость;
  • высокое тяговое усилие.
  • вибрации во время движения машины, обуславливающие перегрузки трансмиссии, подвески и других механизмов;
  • плохое сцепление в поперечном направлении;
  • затрудненный выход автомобиля из колеи.

«Ромб» устроен сложнее и стоит дороже. Его преимущества:

  • уверенный выход из колеи;
  • хорошая управляемость.
  • слабое сцепление в поперечном направлении;
  • низкое тяговое усилие;
  • вибрационные нагрузки на ходовую часть.

Наиболее дороги и сложны в изготовлении «соты». Они же наиболее практичны. Автомобиль с таким оснащением:

  • уверенно выходит из колеи;
  • плавно передвигается по плотному грунту;
  • легок в управлении;
  • не сползает в сторону (за счет хорошего сцепления в поперечном направлении).

Недостаток только 1: «соты» несколько уступают в тяговом усилии «лестнице».

Устройство противоскольжения

В конструкции цепей выделяют следующие составляющие:

  1. Несущие кольца или обвязка. Располагаются по обе стороны колеса.
  2. Поперечные элементы (грунтозацепы). Соединяют кольца между собой, облегая шину. Выполняют главную функцию: внедряются в снег или грязь, обеспечивая зацепление.
  3. Замки. Фиксируют обвес на покрышке и обеспечивают плотное прилегание к ней. Свободно висящая цепь сильно повреждает резину.

Разные виды цепей противоскольжения отличаются конструкцией грунтозацепов и размером звеньев.

Схемы плетения

У «лестницы» поперечные элементы представляют собой прямые отрезки, перехватывающие шину перпендикулярно. С виду они похожи на перекладины, чем и объясняется название этой схемы плетения.

У «ромба» грунтозацеп образован 2 сходящимися под углом прямыми отрезками. Точка их пересечения лежит посредине рабочей поверхности шины. Соседние поперечные элементы формируют подобие ромба.

Грунтозацепы «соты» сплетаются из прямых участков, лежащих в 3 направлениях:

  • вдоль шины;
  • перпендикулярно ей;
  • под углом.

В результате соседние элементы формируют периодически повторяющиеся 6-угольные фрагменты.

Размер звеньев

С увеличением данного параметра возрастают:

  • долговечность;
  • проходимость (кроме гололеда).

Одновременно ускоряется износ шин и ходовой. Поэтому цепи с крупным звеном (6-19 мм) устанавливают только на грузовых машинах и спецтехнике. Для легковых и кроссоверов подойдет размер 3,5-6 мм. Чем мельче обвес, тем лучше он вгрызается в лед.

Пошаговая инструкция по изготовлению

Комплект цепей на колеса ведущего моста (2 шт.) стоит до 9 тыс. руб. Для сравнения: 4 летние покрышки «Кама» для автомобилей семейства ВАЗ обходятся в 7 тыс. руб.

Таким образом, решение изготовить обвесы самому выглядит привлекательным, тем более что процесс этот не отличается сложностью.

Выбор и подготовка материалов

Необходимо приобрести комплектующие:

  • стальную цепь;
  • соединительные элементы;
  • замки с натяжным устройством.

Бюджетный вариант допускает применение троса в качестве обвязки. Тогда дорогая цепь потребуется только для поперечных элементов. Такое исполнение характеризуется низкой надежностью, поскольку трос со временем расплетается или перетирается. При отсутствии стеснения в средствах обвязку лучше тоже выполнить из цепи. Предпочтительна нержавеющая сталь.

В среднем на 2 устройства противоскольжения требуется около 15 м цепи. Точную длину рассчитывают исходя из размера автомобильных колес. При этом диаметр несущих боковых колец подбирают так, чтобы они располагались на середине высоты покрышки.

Количество грунтозацепов принимают таким, чтобы на пятно контакта шины с дорогой их приходилось не менее 2.

Соединительные элементы для скрепления отдельных участков цепи между собой можно изготовить самостоятельно. Болгаркой разрезают звено, немного разгибают, затем после сборки снова сжимают и заваривают стык.

Самодельный ромб

Сборка осуществляется в следующем порядке:

  1. Колесо снимают с автомобиля и кладут на горизонтальную поверхность.
  2. Вдоль шины на середине ее боковой поверхности выкладывают цепь в виде кольца.
  3. К ее концу прикручивают часть замка.
  4. Помечают звено цепи, к которому будет прикрепляться вторая сторона фиксатора, и делают разрез болгаркой.
  5. Крепят замок соединительным кольцом к другому концу обвязки.
  6. Выполняют точную копию для противоположной плоскости колеса.
  7. Несколько ослабив замки, крепят оба кольца в рабочем положении веревкой или изолентой.
  8. Вычерчивают мелом на покрышке ромбовидные грунтозацепы, стараясь сделать рисунок равномерно распределенным.
  9. Прикладывают цепь к одному из вычерченных участков, чтобы замерить его длину.
  10. Отрезают необходимый фрагмент.
  11. Используя его как шаблон, нарезают цепь на куски в количестве, в 2 раза превышающем число грунтозацепов.
  12. Собирают поперечные элементы, соединяя отдельные куски кольцами, затем прикрепляют их к обвязке.
Читайте также:
Ремонт пыльника ШРУСа в полевых условиях

Колесное устройство противоскольжения готово.

Сота своими руками

Применяют тот же порядок действий, только ромбы в рисунке чередуют с прямыми участками. Плетение начинают формировать с наружной стороны. Здесь оно состоит из полуромбов с прямыми отрезками.

Рисунок можно выполнить 2 способами:

  • собрать из коротких кусков, соединив их кольцами;
  • выложить одним цельным фрагментом цепи.

Рисунок на внутренней части дополняет наружный. Он набирается из отдельных коротких фрагментов, составляющих вторую половину ромба.

«Соты» крепят к обвязке одним из 2 способов:

  • болтами и гайками с крупными шайбами (бюджетный вариант);
  • кронштейнами (потребуется 3 разных типа).

Устройство для противоположного колеса изготавливается зеркально.

Самодельная лесенка

Наиболее простой вариант. Правую и левую обвязки скрепляют прямыми отрезками в количестве 13-15 шт., уложенными поперек шины.

Виды замков

Применяют 3 типа соединителей:

  1. S-образный.
  2. Крюк с пружиной.
  3. С храповиком.

Первый вариант устроен просто, но имеет ряд недостатков:

  • неудобен в монтаже (приходится затягивать гаечным ключом);
  • ненадежен (есть риск отвинчивания);
  • не поддается регулировке.

Подпружиненный замок с крюком застегивается 1 движением и не может самопроизвольно раскрыться. По этой причине данная разновидность более распространена. Для защелкивания нужна отвертка. Опытные пользователи рекомендуют с целью повышения надежности дополнительно связать части замка проволокой диаметром 1-3 мм.

Детали с храповиком самые сложные и стоят дороже других. Одновременно они являются наиболее практичными:

  • обеспечивают высокую надежность фиксации;
  • защелкиваются без применения инструментов.

Бюджетный вариант замка – длинный болт с 2 широкими шайбами и таким же количеством гаек. Установка производится в 2 этапа: сначала противобуксовочное устройство стягивают, навинчивая гайку, затем ее контрят второй.

Критерии выбора цепи

Жесткий обвес применяют в условиях, когда участок бездорожья имеет большую продолжительность.

Если труднопроходимые отрезки прерывистые и часто сменяются грунтовым или асфальтовым покрытием, используют мягкие устройства противоскольжения. В них можно перемещаться по плотной поверхности, тогда как жесткие пришлось бы постоянно снимать и надевать снова.

Выбор рисунка тоже зависит от этого фактора:

  • «лестница» – для кратковременного использования на особо труднопроходимых участках;
  • «ромб» и «соты» – для длительных поездок.

Предпочтительный материал для жестких цепей – нержавеющая сталь. Алюминиевые мало весят, но быстро рвутся.

Если участки бездорожья короткие и встречаются редко, целесообразно использовать т.н. противобуксовочные браслеты. Они легко устанавливаются, даже на авто, застрявшее в грязи, но охватывают только часть колеса, поэтому для длительного применения не предназначены.

Как правильно надевать?

Существует 2 способа:

  • с применением домкрата;
  • без подъема машины.

Первый вариант наиболее прост. Автомобиль приподнимают так, чтобы колесо повисло в воздухе, укладывают цепь и стягивают замок. Затем транспортное средство опускают и подтягивают устройство (оно ослабится из-за сдавливания шины).

Второй способ используется при отсутствии домкрата:

  1. Обвесы раскладывают перед колесами, тщательно расправив.
  2. Наезжают на них так, чтобы из-под покрышки выглядывал конец длиной в 20-25 см.
  3. Охватывают цепью шину и стягивают замок.

После установки следует медленно проехать 20-30 м, чтобы приспособление улеглось, и подтянуть замки.

Опасность использования цепей против скольжения

В случае разрыва стальное антибуксовочное устройство может нанести следующий ущерб:

  1. Разбить крыло и прилегающие части кузова.
  2. Привести к аварии в результате зацепления за элементы ходовой.
Читайте также:
Вездеходы (снегоболотоходы): гусеничные

Избежать этого помогут следующие меры:

  1. Применение качественных замков и соединительных колец.
  2. Правильная установка с плотным стягиванием.
  3. Передвижение со скоростью не более 40 км/ч.

При быстрой езде возрастают центробежные силы и вероятность разрыва становится выше.

Установка момента зажигания или как выставить УОЗ на снегоходе

Речь пойдет об установке момента зажигания и причинах смещения угла опережения зажигания (УОЗ), процессе его регулировки. УОЗ один из важнейших параметров, оказывающих влияние на работу двигателя. Изучив статью, вы поймете как установить зажигание снегохода, если нет специальных меток на картере двигателя и основании зажигания. Большинство пользователей, при установке зажигания, ограничиваются простым совмещением метки основания магдино с меткой, нанесенной на картере двигателя. Таким же образом поступают при монтаже в заводских условиях. К сожалению, практика показывает, что даже новый снегоход – только сошедший с конвейера, может обладать смещенным УОЗ. Когда же в процессе эксплуатации по каким – то причинам приходится заменить элемент зажигания, к примеру коммутатор, то никому не известно, в каком диапазоне будет вынужден работать двигатель. Отчасти связано это с наличием на рынке большого количества не оригинальной продукции. Следующей причиной является незнание потребителем свойств товара (взаимозаменяемости з/частей) при замене, или невозможность приобретения необходимых. И, конечно же, не следует забывать о том, что каждый двигатель по своему уникален, особенно в нашей стране.

Давайте ознакомимся с некоторыми общепринятыми понятиями.

Раннее зажигание – преждевременный момент подачи искры и воспламенения топлива на пути движения поршня вверх.

Позднее зажигание – поздний момент подачи искры и воспламенения топлива при ходе поршня вниз.

Детонация – воспламенение топлива, идущее в разрез с расчетными параметрами. В камере сгорания вместо нормального возгорания топлива происходит его взрывы. Больше всего при этом, пожалуй, страдают поршня. Под воздействием взрывов поршень раскачивается, резко смещаясь относительно плоскости вращения шатуна, ударяется о стенки цилиндра, нарушая масляную пленку. Двигатель в этот момент, как правило, работает с резкими металлическими – цокающими звуками – высокой тональности, происходит падение мощности, перегрев. По поводу этих звуков в народе бытует ошибочное мнение с дословной формулировкой – “пальцы звенят”. При возникновении детонации, не редко оплавляются края поршня или происходит прогар днища. Процесс возникновения детонации часто связан с углом опережения зажигания. Представьте с какой скоростью двигается поршень в цилиндре при постоянно меняющихся условиях, возможно, это поможет понять насколько важна своевременная подача искры. Ведь в случае поломки, кроме времени на эвакуацию снегохода и дорогостоящего ремонта, от надежности двигателя порой зависят жизнь и здоровье снегоходчика, а также его спутников – то, что проедет снегоход за час, пешком не всякий пройдет за день.

Подведем итог!

Что такое УОЗ? – момент подачи искрового промежутка относительно положения коленчатого вала. Чем выше обороты двигателя, тем раньше необходимо подавать искру в цилиндр, ведь топливу необходимо время на воспламенение и на оборот.

На что влияет УОЗ? – на такие важные характеристики двигателя, как: тяга, рабочая температура двигателя, приёмистость, расход топлива, запуск, надежность. В силу неправильно УОЗ двигатель подвержен саморазрушению.

Что влияет на УОЗ? – положение основания магдино относительно картера двигателя. Вы наверняка знаете, что на картере и основании имеются специальные метки, по которым ориентируют взаимное расположение этих элементов

Различие маховиков по исполнению, или применение маховика с разными магдино двигателя, также гарантированно сместят угол опережения зажигания в ту или иную сторону

Не пройдет незамеченным, казалось бы, обычная замена коммутатора. Таким образом существуют коммутаторы и магдино, которые не совместимы в принципе или будут обеспечивать неправильную подачу искры. Подробнее о совместимости элементов зажиганий читайте в статье “Взаимозаменяемость коммутаторов снегохода”.

Читайте также:
Ремонт коробки передач ВАЗ-2109

Перейдем к делу и выясним, как выставить правильный угол опережения зажигания на примере снегохода Буран. Кроме желания и снегохода понадобится специальный прибор – СТРОБОСКОП для снегохода.

Установка и проверка зажигания снегохода с помощью стробоскопа в первую очередь полезна:

  • для установки зажигания, если нет меток на картере или основании;
  • для установки электронного зажигания взамен контактного;
  • для проверки УОЗ снегохода, при замене одного или нескольких элементов зажигания.

Если, вы имеете свой стробоскоп и уверены, что он будет работать со снегоходным зажиганием, тогда необходимо расчертить градуированную шкалу. Для этого на листе бумаги рисуется круг, диаметр которого равен диаметру неподвижной части ведущего вариатора, установленного на Вашем снегоходе. Центром круга является центр торца коленчатого вала двигателя. С помощью транспортира отмечаем градусы. Шкала должна обладать хорошей точностью – это важно

На шкале УОЗ имеется три различных радиуса, под разные диаметры вариаторов. Готовый шаблон (шкала УОЗ для снегохода) можно купить у нас в магазине.

Шаблонную табличку или ваш чертеж градусной шкалы необходимо закрепить на кожухе охлаждения двигателя, в любом удобном месте, таким образом, что бы дуга шкалы совпала с внешним диаметром неподвижного конуса вариатора

Следующим шагом выставляем левый поршень двигателя в верхней мертвой точке – ВМТ. Для чего выкручиваем свечи зажигания. Во избежание выхода из строя элементов системы зажигания – при прокручивании двигателя, свечи зажигания необходимо вновь вставить в высоковольтные колпачки и надежно соединить с массой. Вставляем в свечной колодец левого цилиндра специальное приспособление – индикатор. Если у Вас его не имеется, можно воспользоваться штангель циркулем, также для этих целей подойдет любой пруток достаточной длины или отвертка. Постепенно прокручивая руками вариатор, по ходу вращения двигателя, наблюдаем за движением вставленного в свечной колодец приспособления. В верхней мертвой точке (ВМТ) поршень на мгновение остановится, а затем продолжит свое движение в обратном направлении. Выставив поршень в ВМТ, наносим на вариатор метку против 00 градусов – прикрепленной к кожуху двигателя шкалы. Должно получиться, как показано на фотографии

Подключаем СТРОБОСКОП, при этом сигнал необходимо снимать с высоковольтного провода цилиндра, по которому была выставлена ВМТ. Установив свечи зажигания на место, запускаем двигатель приступаем к процессу проверки существующего УОЗ снегохода. Работу со стробоскопом лучше производить при низком уровне освещения. Для чего, направляем лампу стробоскопа на градуированную шкалу и увеличиваем обороты двигателя до максимальных. Лампа стробоскопа будет вспыхивать в момент возникновения искры в левом цилиндре, показывая с какой меткой градусной шкалы, совпадает метка вариатора. Это и будет являться существующим УОЗ. Наблюдая за смещением метки вариатора относительно градусной шкалы при различных оборотах двигателя, Вы сможете сделать выводы, и при необходимости произвести регулировку. Чтобы сместить УОЗ в ту или иную сторону, необходимо заглушить двигатель, ослабить винты крепления основания магдино и повернуть его на необходимую величину. Затем повторить процедуру проверки УОЗ с использованием стробоскопа. Следует учитывать, что поворот основания магдино против часовой стрелки приводит к увеличению УОЗ, а по часовой стрелке к его уменьшению. Смещение основания по пазу на 0,9 мм. эквивалентно изменению УОЗ на 1 градус.

Внимание! Работы проводятся при снятой защите вариатора, вблизи вращающихся с высокой скоростью частей – БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ И ОСМОТРИТЕЛЬНЫ. Ремень вариатора при регулировке зажигания НЕ СНИМАТЬ!

Стремиться необходимо к следующим показаниям:

Читайте также:
Подключение двигателя от стиральной машины

– для двигателя Рысь (максимальные обороты) – УОЗ должен быть 21 – 23 градуса.

– для двигателя снегохода Буран 28 л.с. (максимальные обороты) – УОЗ должен быть 26-28 градусов на 5500об/мин.

– для двигателя снегохода Буран 34 л.с.(максимальные обороты) – УОЗ должен быть 22-24 градусов на 5500 об/мин.

– для снегохода Тайга с установленным зажиганием Ducati energia выпуска до 2008г. – УОЗ фиксированный 16 – 18 градусов.

– для снегоходов Тайга с Российскими системами зажигания, УОЗ, как правило, составляет: 8. 10 градусов – при 400 об/мин (обороты пуска); 14. 15 градусов – на оборотах х/х; 17..19 градусов – при 3000 об/мин; 20. 22 градуса – при 5500 об/мин.

Информацию по другим двигателям следует искать в технической литературе по снегоходу.

Помимо высоких оборотов, дополнительно УОЗ можно проверить

– в режиме холостого хода (1000 – 1500 оборотов) примерно 14..17 градусов

– на оборотах пуска около 8,5 – 11 градусов. Обороты пуска соответствуют вращению коленвала в режиме запуска стартером и составляют примерно 400 об/мин.

Выставить правильные обороты двигателя поможет универсальный электронный ТАХОМЕТР.

Приоритетными показаниями при регулировке, считается положение основания магдино, обеспечивающее необходимый угол при максимальных оборотах коленчатого вала двигателя.

В таблице представлены показания УОЗ при применении различных комплектующих. Данные являются официальной информацией ОАО “Русская механика”.

В окончание статьи следует добавить, что из – за существующей на рынке контрафактной продукции, встречаются элементы зажигания, при установке которых параметры УОЗ нет возможности выставить в рекомендованные пределы. Рекомендуем отказаться от эксплуатации снегохода с такими комплектующими и произвести замену. Также, для проверки зажигания подходят далеко не все существующие на рынке стробоскопы. Кроме того, не стремитесь к приобретению стробоскопа, имеющего функцию тахометра. Из за особенностей снегоходной системы зажигания, функция тахометра, как правило, не работает или работает, выдавая неверные показания. Отдельно к стробоскопу можно заказать готовую шкалу УОЗ – для установки зажигания на любом снегоходе, выполненная с высокой точностью, на лазерной установке. Шкала подходит для установки зажигания (УОЗ) на снегоходах Буран, Тайга, Рысь и некоторых других снегоходов.

Не забудьте поблагодарить автора, нажав кнопку рейтинг вверху страницы, или разместив ссылку на статью в сети интернет. Спасибо

Как «зажигать» на «Буране»

Для быстрого передвижения и перевозки грузов по снегу служит неприхотливый и надежный снегоход ?Буран?. Обладая хорошей маневренностью, он может без труда преодолевать как заснеженную целину, так и лесные участки. За счет простоты устройства эта машина отличается легкостью эксплуатации и непритязательностью обслуживания. Одним из надежных узлов данного снегохода является его система зажигания.

Разновидности систем зажигания

До девяностых годов снегоходы марки ?Буран? были оборудованы простым контактным зажиганием, которое в начале 90-х заменило электронное шестиконтактное. В его состав, кроме кнопок и проводов, входили такие основные элементы:

  • коммутатор, имеющий шесть выводов с разъемами или клеммами на концах проводов;
  • основание (магдино) с двумя управляющими катушками;
  • маховик с магнитами;
  • бобина (высоковольтный трансформатор), из которой идут провода на свечи. Их существует два вида: двойная и одинарная бобина, что соответствует подключению необходимого числа свечей. В случае использования одинарного трансформатора на ?Буране? подключения устанавливается два.

Особенностью данного зажигания являлась передача двух управляющих сигналов, благодаря которым образовывалась искра на свечах и более точно формировался угол опережения зажигания.

Но со временем самым распространенным вариантом для данных снегоходов стало пяти контактное зажигание. Оно получило популярность благодаря тому, что требуемые характеристики стало возможным добиться с помощью одного управляющего импульса и соответственно ? одной катушки. Поэтому в нем коммутатор имеет пять проводов (на один вывод меньше).

Читайте также:
Самодельный квадроцикл из ИЖа (фото, )

Благодаря уменьшению составляющих (исключения из схемы одной катушки) пятиконтактное устройство стало более простым и надежным, соответственно, этому варианту при выборе стали отдавать предпочтение.

Установка и регулировка зажигания

На снегоходе ?Буран? пятиконтактное зажигание монтируется согласно схеме. Его подключение и установка проходит в таком порядке:

  • в коммутаторе белый провод замыкают на корпус (массу). Это следует сделать качественно, иначе работа данного устройства станет невозможной;
  • на трансформатор подводится синий провод коммутатора, включив в цепь замок зажигания. Второй провод трансформатора заземляется;
  • на зарядную катушку (через аварийный выключатель и кнопку ?стоп?) идут два провода ? черный и красный;
  • последний, желтый (иногда ? зеленый), провод крепится к управляющей катушке на магдино.

После монтажа следует установка УОЗ с помощью стробоскопа, для каждого мотора и коммутатора эти значения индивидуальны. Как пример возьмем 34-сильный мотор и коммутатор 453631.006-01 и рассмотрим, какой будет заводская установка данного угла при разном количестве оборотов.

Изначально выкрутив левую свечу, выставляем данный поршень в ВМТ (верхнюю мертвую точку). Самому это можно сделать с помощью шила или отвертки, которые вставляются в отверстие от свечи. После чего нужно поставить метку (краской или лаком для ногтей) на шкиве вариатора, а напротив нее еще одну на кожухе охлаждения. Запитав стробоскоп и подсоединив провод сигнала к высоковольтному проводу свечи, следует завести снегоход. Заводская установка угла выглядит так:

  • минус 1,5C? с погрешностью +/- 0,5 при оборотах в минуту 400;
  • 9C? с погрешностью +/- 2 при оборотах в минуту 3000;
  • 11C? с погрешностью +/- 2 при оборотах в минуту 5500.
Производители систем зажигания и примерные цены

Для снегохода ?Буран? пятиконтактное зажигание, в основном, выпускают отечественные производители:

  • уфимское предприятие ФГУП ?УАПО?;
  • рыбинский завод ОАО ?РЗП?;
  • московское предприятие ООО ?Компания Флэймз?.

В продаже можно найти:

  • коммутатор стоимостью от 900 до 1400 рублей;
  • маховик в пределах от 1700 до 2100 рублей;
  • основание (магдино) колеблется от 1100 до 1400 рублей;
  • трансформатор можно подыскать в пределах от 600 до 900 рублей.

Система зажигания

Примечание:
См. так же диагностику системы зажигания тут.

Система зажигания РЗП двигателя РМЗ-500

В зависимости от исполнения конструкции снегохода, элементы системы зажигания могут иметь два варианта расположения.

Расположение элементов системы зажигания с креплением на раме снегохода:
1. Катушка зажигания 2. Коммутатор 3. Статор (основание) магдино 4. Маховик магдино

Расположение элементов системы зажигания с креплением на маслобаке:
1. Катушка зажигания 2. Коммутатор 3. Статор (основание) магдино 4. Маховик магдино

Угол опережения зажигания определяется положением основания (статора) магдино относительно метки на картере двигателя. Обычно метки основания и метки на картере совпадают. Если по какой-либо причине есть сомнения в правильности установки угла опережения зажигания, выполните сначала следующее:

Проверьте наличие и целостность сегментной шпонки, которая фиксирует маховик на конусе коленвала.

Удостоверьтесь в совпадении меток на основании магдино и картере.

Убедитесь в отсутствии повреждений основания магдино и маховика.

Стойка со штоком

После этого выполните следующие операции:

Зачистите места вокруг свечей зажигания и выньте свечи.

Снимите ручной стартер с двигателя.

Установите индикатор ВМТ в свечное отверстие.

Установите поршень в положение ВМТ.

Установите шкалу индикатора в положение 0.

Поверните маховик магдино на 1 / 6 оборота против часовой стрелки, затем вращая маховик по часовой стрелке, установите 1,66 мм до ВМТ (см. раздел 10-01).

Нанесите метки на маховике магдино и корпусе вентилятора.

Метка на корпусе вентилятора

Метка на маховике

Проверка угла опережения зажигания (РЗП)

При необходимости установку угла опережения зажигания производите по совмещению специальных меток на статоре магдино и картере двигателя. При совмещении указанных меток на работающем двигателе угол опережения зажигания должен составлять 16. 18° при частоте вращения 6000 мин”1.

Читайте также:
12 лучших производителей литых дисков — ТОП 12

Примечание: При проверке угла опережения зажигания двигатель должен быть холодным. Не давайте работать двигателю на холостом ходу более 20 с. Проведите проверку быстро.

Подсоедините стробоскоп к проводу свечи и к клеммам аккумуляторной батареи.

Запустите двигатель с помощью шнура аварийного запуска или электростартера и плавно увеличьте обороты до 6000 в минуту.

Метки должны совпадать. Если метки не совпадают, поверните основание магдино по или против часовой стрелки, в зависимости от несовпадения меток. Допуск ± 1 мм.

Примечание: Поворот основания по часовой стрелке делает зажигание более поздним, против часовой стрелки – более ранним.

Если отметки все равно не совпадают, то может быть неисправен датчик на основании магдино или коммутатор.

Заменяйте по одной детали и проверяйте, как указано выше.

Система зажигания DUCATI двигателя РМЗ-500

В зависимости от исполнения конструкции снегохода, элементы системы зажигания могут иметь два варианта расположения.

Расположение элементов системы зажигания с креплением на раме снегохода:
1. Коммутатор со встроенным трансформатором 2. Статор (основание) магдино 3. Маховик магдино 4. Датчик

Расположение элементов системы зажигания с креплением на маслобаке:
1. Коммутатор со встроенным трансформатором 2. Статор (основание) магдино 3. Маховик магдино 4. Датчик

Угол опережения зажигания определяется положением датчика относительно метки на маховике магнето.

Если по какой-либо причине есть сомнения в правильности установки угла опережения зажигания, выполните сначала следующее:

Проверьте наличие и целостность сегментной шпонки, которая фиксирует маховик на конусе коленвала.

Удостоверьтесь в совпадении меток на датчике и маховике магдино.

Убедитесь в отсутствии повреждений датчика, статора и маховика магдино.

После этого выполните следующие операции:

Зачистите места вокруг свечей зажигания и выньте свечи.

Снимите ручной стартер с двигателя.

Установите индикатор ВМТ в свечное отверстие.

Установите поршень в положение ВМТ (стрелка индикатора останавливается, когда поршень меняет направление).

Установите шкалу индикатора в положение 0 (на точное место расположение ВМТ).

Повторите вращение маховика в разные стороны и при прекращении движения стрелки, еще раз отрегулируйте 0 на индикаторе.

Поверните маховик магдино на 1 / 6 оборота против часовой стрелки, затем вращая маховик по часовой стрелке, установите 1,66 мм до ВМТ (см. соотв. раздел).

Убедитесь, что метки, расположенные на маховике магнето и датчике совпадают.

Если метки не совпадают, ослабьте винты датчика и пододвинув его совместите метки.

При помощи щупа 0,5 мм проверьте воздушный зазор между центральным полюсом датчика и выступом маховика (допускается зазор 0,45…0,55 мм).

1. Метка на датчике

2. Метка на маховике магнето

Примечание: Эти метки не могут быть использованы при проверке угла опережения зажигания с помощью стробоскопа. Для этой цели следует нанести другую метку на маховике магнето и корпусе вентилятора.

1. Нанесите метку на корпусе вентилятора

2. Нанесите метку на маховике магнето

3. Совместить при разметке 1 и 2

Проверка угла опережения зажигания ( DUCATI )

Нанесите новые метки следующим образом:

Установите маховик магнето таким образом, чтобы старые метки совпадали.

Нанесите новые метки на маховике и на корпусе вентилятора, как показано на рисунке.

Новые метки можно использовать при установке момента зажигания с помощью стробоскопа.

Примечание: При проверке угла опережения зажигания двигатель должен быть холодным. Не давайте работать двигателю на холостом ходу более 20 с. Проведите проверку быстро.

МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ

Уприте концы лыж в стену, поднимите заднюю часть снегохода, так чтобы гусеница не касалась земли. Не допускайте нахождения людей сзади и спереди снегохода во время работы двигателя. Держитесь на расстоянии от гусеницы и не носите широкую одежду, которая может быть захвачена движущимися частями снегохода.

Читайте также:
Тахограф на Камаз - установка и подключение

Подсоедините стробоскоп к проводу свечи и к клеммам аккумуляторной батареи.

Запустите двигатель с помощью шнура аварийного запуска или электростартера и увеличьте обороты до 2000 в минуту.

Нанесенные Вами метки на маховике и на корпусе вентилятора должны, полностью совпадать.

Если метки не совпадают, причиной неисправности могут быть датчик (проверьте заземление) или коммутатор. Произведите замену детали и еще раз проверьте метки.

Примечание: Во избежание искажений показаний стробоскопа, наблюдайте метки на маховике и корпусе вентилятора по прямой линии.

Примечание: Проверка момента установки зажигания проводится при 2000-6000 оборотов в минуту.

После проведения проверки установите на место снятые детали.

Видео

Как выставить угол опережения зажигания на слух

В этой статье узнаете, как правильно отрегулировать зажигание без стробоскопа…

Приветствую, автолюбители на сайте RtiIvaz.ru! В случаях, когда метки (ГРМ) нарушены и вы не знаете, как найти метки на маховике и выставить угол опережения зажигания, то самый простой дедовский метод, это поставить поршень в верхнюю мёртвую точку (ВМТ).

Для этого. Снимаем высоковольтный провод и выкручиваем свечу зажигания первого цилиндра и в свечное отверстие вставляем жало отвёртки.

Далее, с помощью ключа проворачиваем коленчатый вал двигателя, установив его на храповик вала. Одной рукой держим отвёртку прямо, а другой рукой проворачиваем вал.

Необходимо поймать такой момент, когда поршень поднимется в самый верх, но ещё не начнёт опускаться – это и будет (ВМТ).

Затем делаем следующее. Снимаем заглушку над маховиком, для этого понадобится фонарик или переносная лампа, чтобы найти и увидеть ноль на теле маховика.

Если до этого, двигатель у вас работал, и вы хотите проверить угол зажигания, то просто снимите крышку трамблёра и начните проворачивать коленчатый вал. При этом необходимо совместить носик бегунка с меткой на теле корпуса трамблёра.

Когда бегунок смотрит напротив метки на корпусе трамблёра, далее ищем «0» на маховике.

Пока в отверстии под заглушкой мы видим риску на маховике, которая совместилась со стрелкой кожуха, но нам необходимо найти ноль. Затем, используя жало отвёртки, потихоньку проворачиваем маховик за зубья, пока не появится «0» и совместится с меткой.

Теперь смотрим на бегунок трамблёра. Видим, что бегунок ушёл от риски, что подсказывает об очень раннем зажигании.

Установка угла опережения зажигания

  • С помощью рожкового ключа, в этом случае, это ключ на «13», ослабляем гайку крепления трамблёра;
  • Затем, вращая корпус трамблёра по часовой стрелке, совмещаем центр бегунка с риской на корпусе;
  • Затягиваем крепёжную гайку.

На этом первоначальная установка зажигания выполнена. Бегунок в данный момент установлен как раз напротив вывода 1 цилиндра на крышке трамблёра.

Бегунок на 8 клапанном двигателе двигается только по часовой стрелке, а напротив часовой движется только на 16-клапанном. Порядок расположения проводов на крышке трамблёра, соответствует работе цилиндров 1-3-4-2.

В крышке изнутри видим выводы, по которым бегунок, крутясь, распределяет искру по высоковольтным проводам. Попутно нужно почистить бегунок и внутри крышки ветошью от налёта графита.

Как видим, установить зажигание можете своими руками этим методом либо обратиться на СТО, где угол опережения зажигания выставят по стробоскопу.

Автор видео Андрей Северный (см. внизу видео) делает следующим образом. Поворачивая корпус трамблёра немного против часовой стрелки, выставляет пораньше зажигание и запускает двигатель. Если детонации нет, то так и оставляет для дальнейшей эксплуатации авто.

Если же есть детонация, то поворачивает по часовой стрелке, делая зажигание немного позднее.

Читайте также:
Запуск двигателя в сильный мороз ПРАВИЛЬНО

Получается, что при проворачивании корпуса против часовой стрелки, трамблёр двигается навстречу бегунку и, следовательно, искра в цилиндре произойдёт пораньше.

И вот у нас бегунок смотрит против метки на корпусе. Затем одеваем крышку трамблёра и поднимаем фиксаторы крышки.

Проверка метки газораспределения

В этом положении проверим метки газораспределения, для чего снимаем защитный кожух, который крепится двумя гайками.

Как сняли кожух, на тыльной стороне шкива распределительного вала можно увидеть метку в виде лунки. На некоторых моторах метка находится на лицевой стороне шкива, и она должна совместиться с меткой на кожухе.

Аналогично меняется и ремень ГРМ. На маховике устанавливается «0», бегунок ставится напротив риски на корпусе трамблёра, и совмещаем метки на ремне газораспределения.

Нужно демонтировать два шкива, пластиковую защиту и отпустив натяжной ролик, снимаем старый ремень ГРМ. Затем ставим новый ремень, проверяем, что все метки на месте и ставим снятые элементы.

Итак. Заводим двигатель и посмотрим, как он себя поведёт после установки зажигания. Запустили мотор и видим, что при резких подачах газа, двигатель плохо отзывается.

Откручиваем крепёж трамблёра и проворачиваем корпус влево, чтобы сделать зажигание немного раньше. Затягиваем гайку крепежа и запускаем двигатель вновь для проверки работы.

После запуска видим, что мотор стал сразу хорошо отзываться на нажатия педали газа, стало быть, зажигание установлено правильно. Детонации при этом не слышно. Сейчас необходимо проверить работу двигателя на ходу.

Проверка работы двигателя на ходу

Для этого мотор прогреем и можно выезжать на дорогу для проверки. При резком разгоне, либо когда машина нагружена, то возможна детонация, которая должна быть еле заметная и кратковременная.

Если же при проверке детонация длительная, то необходимо корпус трамблёра отпустить и провернуть его немного по часовой стрелке и вновь проверить двигатель в движении.

Добиваемся незначительной детонации в виде 2-3х цоканий…

Главное — не путать передачи, включив вместо 2-й, четвёртую передачу, когда раздаётся длительный цокот из-под капота.

При правильной установке момента зажигания двигатель не должен тупить, и вяло отзываться на газ, но при этом не должно быть детонации. Нужно найти «золотую» середину.

Смотрите на видео, как машина идёт на 5-той передаче, где-то 60 км/ч. При нажатии на педаль акселератора проскочила лёгкая еле заметная детонация. Значит, в этом случае, найдена золотая середина при установке угла опережения зажигания. Двигатель отзывается хорошо и не детонирует.

При этом машина отлично отзывается на педаль газа. Можно чуток установить пораньше, но можно оставить и как есть.

В комментариях напишите, кто и как выставляет зажигание на автомобилях и, использует ли стробоскоп при установке.

Автор видео Андрей Северный

Кому видео было полезным поделитесь с друзьями в соц. сетях. До свиданья!

Может кому пригодится. Установка УОЗ без стробоскопа.

Вообще считается, чтоб без стробоскопа и базового режима настроить УОЗ точно нельзя. Но…на территории бывшего СССР не бывает ничего невозможного :D Понятное дело, что не каждый владелец хочет покупать стробоскоп и входить в базовый — именно для таких людей захотел найти способ “ручной” настройки.
Было любопытно, как это осуществить. Почитав разные варианты из сети и попробовав на деле — понял что они не дают совпадения с углом в 15гр. в базовом. Но методом тыка все-таки способ был найден :D Даже мультиметр для этого не нужен впринципе :D Часть фото продублирую из исходного отчета (где входим в базовый и используем стробоскоп) — ссылка

Настройка УОЗ без стробоскопа для 2,3, поехали :D
1) Для начала проверить, что метки распредвала и коленвала верно стоят. Для вращения двигателя крутим ключом “на 32” шкив насоса ГУР, свечи выкручивать не надо, оно и так крутится (иногда чуть буксует, можно рукой прижимать ремень ГУРа к шкиву).
Метки должны быть в положении:
-на ГБЦ:
Изображение
При этом под заливной крышкой видим, что кулачки разведены одинаково в стороны:
Изображение
-на блоке шкив коленвала имеет метку, которая должна совпасть с меткой на защитной крышке:
Изображение
-на КПП при этом в окошке рассекается метка “0”:
Изображение
ВАЖНО проверить совпадение меток, ведь КВ и РВ делают разное кол-во оборотов. Только когда видны метки РВ (точка) и КВ (“0”) — идем дальше.

Читайте также:
Отключение иммобилайзера ВАЗ, Нива Шевроле и других авто (АПС-4 и АПС-6)

2)Если все ОК, то в этом положении, когда видны все метки, вставляем трамблер и бегунок по его меткам, примерно так:
Изображение
Надеваем крышку и ВВ провода так:
Изображение

3) Ключом “на 32” за шкив насоса ГУР чуть сдвигаем метку КВ “0” и выставляем “15”. У меня помазаны канцелярским белым корректором — чтоб лучше видеть:
Изображение

4)Центральный ВВ-провод кинуть в сторону на пластик (можно и без свечи):
Изображение

5) Еще пару фото для взаимного ориентировочного (!) расположения с бегунком/без него при правильном УОЗ:
Изображение

Изображение
6)Подключаем мультиметр (режим постоянного напряжения DC, до 20v), красный щуп — к красно-черному проводу фишки, черный щуп — к среднему проводу. Не разъединяя фишки от траблера. (Мультиметр вобщем-то не нужен и чехол фишки не надо стягивать, но об этом позже). Поворачиваем ключ зажигания в первое положение, появится напряжение 10,5в на тестере:
Изображение

7)Теперь секретная технология :D Берем бегунок в руку и одним пальцем давим на центр в направлении к ГБЦ, а вторым пальцем давим на него в направлении “по часовой стрелке”:
Изображение
Дело в том, что там всякие люфты есть на зубьях и валу, поэтому чтоб настроить УОЗ мега-точно нужно именно так жать, как показано.

8 ) Одновременно удерживая бегунок, второй рукой крутим корпус траблера (лапка должна быть слегка ослаблена гайкой “на 13”). Крутим сначала корпус “против часовой” — смотрим на показания мультиметра, в какой-то момент его значение “10,5в” сменится на “5в”. Затем очень медленно крутим корпус “по часовой”, в момент когда значени “5в” сменится на “10,5в” сработает реле бензонасоса с характерным звуком (“у-у-у” :) ). Вот в этот самый момент и нужно остановиться — УОЗ будет таким, как надо, затягиваем лапку.

Вот этот звук срабатывания реле б/насоса можно и использовать как ориентир. Т.е. мультиметром можно вовсе не пользоваться, просто крутим корпус “против часовой” градусов на 10, а затем медленно “по часовой” крутим, пока не “загудит” бензонасос — и в этот момент останавливаемся и затягиваем лапку. Можно ориентироваться на фото из п.5 — итоговое финальное положение у Вас будет примерно такое (отклонение метки может быть в пределах пару мм от того, что на фото). Главное — это момент срабатывания реле.
Возвращаем на место “пыльник”:
Изображение
И надеваем крышку, втыкаем центральный провод, заводимся и катаемся.

Все, УОЗ настроен правильно. Я попробовал для статистики 2 разных трамблера воткнуть и выставить УОЗ таким способом, затем сравнил результат со стандартным способом (вход в базовый режим и свечение стробоскопом) — совпадение способов идеальное, стробоскоп светит четко в “15”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: