Что такое эволюция, делювий, пролювий, коллювий, аллювий

Что такое эволюция, делювий, пролювий, коллювий, аллювий

ВОПРОС 1. Ледниковый период в плейстоцене. Циклы оледенений и потеплений. Причины оледенений. Формирование ледникового рельефа.

Плейстоцен — время великих оледенений, в этом геологическом периоде суровые ледниковые эпохи чередовались с относительно тёплыми межледниковьями.

В эпоху Плейстоцена (начался 2,5 миллионов лет назад), климат на планете был достаточно нестабильным: каждые 40-100 тысяч лет наступало сильное похолодание (оледенение). Во время таких похолоданий, континенты покрывались многометровым слоем льда. Затем опять наступал теплый отрезок времени, ледник отступал (таял), что вызывало повышение уровня воды в океане. Таким образом, происходило чередование теплых и холодных отрезков времени. В это время в горах и на равнинах полярных и умеренных широт возникли огромные ледниковые щиты, которые, увеличиваясь, покрывали огромные территории в умеренных широтах. Представить, как выглядела Земля в тот период, можно, взглянув на Антарктиду или Гренландию.

В начале этой эпохи начали разрастаться крупные ледники на Лабрадоре и в Квебеке (Лаврентийский ледниковый покров), в Гренландии, на Британских о-вах, в Скандинавии, Сибири, Патагонии и Антарктиде. По мнению некоторых гляциологов, большой центр оледенения находился также к западу от Гудзонова залива. Третий очаг оледенения, называемый Кордильерским, располагался в центре Британской Колумбии. Исландия была полностью перекрыта льдом. Альпы, Кавказ и горы Новой Зеландии тоже являлись важными центрами оледенения. Многочисленные долинные ледники формировались в горах Аляски, Каскадных горах (штаты Вашингтон и Орегон), в Сьерра-Неваде (шт. Калифорния) и в Скалистых горах Канады и США. Аналогичное горно-долинное оледенение распространялось в Андах и в высоких горах Центральной Азии. Покровный ледник, который начал формироваться на Лабрадоре, продвинулся затем на юг вплоть до штата Нью-Джерси – более чем на 2400 км от места своего зарождения, полностью перекрыв горы Новой Англии и штат Нью-Йорк. Разрастание ледников происходило также в Европе и Сибири, однако Британские о-ва никогда полностью не покрывались льдом. Неизвестна продолжительность первого плейстоценового оледенения. Вероятно, она составляла по крайней мере 50 тыс. лет, а может быть, и вдвое больше. Затем наступил длительный период, во время которого бóльшая часть покрывавшейся ледниками суши освободилась от льдов.

В плейстоцене в Северной Америке, Европе и Северной Азии было еще три аналогичных оледенения. Самое последнее из них в Северной Америке и Европе происходило в течение последних 30 тыс. лет, где лед окончательно растаял ок. 10 тыс. лет назад. В общих чертах установлена синхронность четырех плейстоценовых оледенений Северной Америки и Европы.

Ледниковый рельеф. Экзарационный рельеф, созданный покровными ледниками. Обладая значительной толщиной и весом, ледники производили мощную экзарационную работу. Во многих местностях они уничтожили весь почвенный покров и частично подстилающие рыхлые отложения и прорезали глубокие ложбины и борозды в коренных породах. В центральном Квебеке эти ложбины заняты многочисленными мелководными озерами вытянутой формы. Ледниковые борозды прослеживаются вдоль Канадской трансконтинентальной автомагистрали и близ города Садбери (пров. Онтарио). Горы штата Нью-Йорк и Новой Англии были выположены и отпрепарированы, а существовавшие там доледниковые долины расширены и углублены потоками льда. Ледники также расширили котловины пяти Великих озер США и Канады, а поверхности скальных пород отполировали и покрыли штриховкой.

Ледниково-аккумулятивный рельеф, созданный покровными ледниками. Основные морены. Слово «морена» впервые было применено для обозначения гряд и холмов, сложенных валунами и мелкоземом и встречающихся у концов ледников во Французских Альпах. В составе основных морен преобладает материал отложенных морен, а их поверхность представляет собой пересеченную равнину с небольшими холмами и грядами разных форм и размеров и с многочисленными небольшими котловинами, заполненными озерами и болотами. Мощность основных морен варьирует в больших пределах в зависимости от объема принесенного льдом материала.

Основные морены занимают обширные площади в США, Канаде, на Британских о-вах, в Польше, Финляндии, северной Германии и России. Для окрестностей Понтиака (шт. Мичиган) и Уотерлу (шт. Висконсин) характерны ландшафты основной морены. Тысячи небольших озер усеивают поверхность основных морен в Манитобе и Онтарио (Канада), Миннесоте (США), Финляндии и Польше.

Конечные морены образуют мощные широкие пояса вдоль края покровного ледника. Они представлены грядами или более или менее изолированными холмами мощностью до нескольких десятков метров, шириной до нескольких километров и, в большинстве случаев, длиной во много километров. Часто край покровного ледника не был ровным, а разделялся на довольно четко обособленные лопасти. Положение края ледника реконструируется по конечным моренам. Вероятно, во время отложения этих морен край ледника длительное время находился почти в неподвижном (стационарном) состоянии. При этом формировалась не одна гряда, а целый комплекс гряд, холмов и котловин, который заметно возвышается над поверхностью сопредельных основных морен.

Друмлины – вытянутые холмы, по форме напоминающие ложку, перевернутую выпуклой стороной кверху. Эти формы состоят из материала отложенной морены, а в некоторых (но не во всех) случаях имеют ядро из коренных пород. Друмлины обычно встречаются большими группами – по нескольку десятков или даже сотен. Большинство этих форм рельефа имеет размеры 900–2000 м в длину, 180–460 м в ширину и 15–45 м в высоту. Валуны на их поверхности нередко ориентированы длинными осями по направлению движения льда, которое осуществлялось от крутого склона к пологому.

Зандровые равнины сложены материалом, принесенным потоками талых ледниковых вод, и обычно примыкают к внешнему краю конечных морен. Эти грубосортированные отложения состоят из песка, гальки, глины и валунов (максимальный размер которых зависел от транспортирующей способности потоков). Зандровые поля обычно широко распространены вдоль внешнего края конечных морен, но бывают и исключения.

Озы – это длинные узкие извилистые гряды, сложенные в основном сортированными осадками, протяженностью от нескольких метров до нескольких километров и высотой до 45 м. Озы формировались в результате деятельности подледниковых потоков талых вод, выработавших во льду туннели и откладывавших там наносы. Озы встречаются всюду, где существовали ледниковые покровы. Сотни таких форм находятся как восточнее, так и западнее Гудзонова залива.

Читайте также:
Пятна от кофе на бумаге: как вывести?

Камы – это небольшие крутосклонные холмы и короткие гряды неправильной формы, сложенные сортированными осадками.

Озерно-ледниковые равнины занимают днища бывших озер. В плейстоцене возникли многочисленные озера ледникового происхождения, которые затем были спущены. Потоки талых ледниковых вод приносили в эти озера обломочный материал, который там подвергался сортировке.

ВОПРОС 2. Эрозия. Склоновые процессы. Транспорт эллювия. Образование делювия, коллювия, пролювия и селевых отложений.

Эрозия (от лат. erosio — разъедание) — разрушение горных пород и почв поверхностными водными потоками и ветром, включающее в себя отрыв и вынос обломков материала и сопровождающееся их отложением. Склоновые процессы – процессы преобразования склонов совместным действием денудации(процесс переноса (водой, ветром, льдом, непосредственным действием силы тяжести) продуктов разрушения горных пород) и аккумуляции(накопление на поверхности суши или на дне водного бассейна, реки минеральных веществ или органических остатков). Рыхлые частицы или целые блоки горных пород смещаются вниз под действием различных сил и аккумулируются в нижних частях склонов и у подножия, или этот материал уносится рекой, волнами и др. Характер склоновых процессов зависит от пород, которыми сложен склон, от его крутизны, от климатических условий и т.д. Если подножие склона не подмывается рекой или морем, то под действием склоновых процессов склон становится более пологим. Элювий – продукты выветривания горных пород в виде мелких угловатых частиц и обломков, оставшиеся на месте своего образования. Элювиальные отложения формируются на горизонтальных или слабонаклонных поверхностях, где слабо протекает денудация. Процесс выноса вещества из геологического или почвенного горизонта называется элювиацией. В геологии, элювиальные отложения — это то, что осталось на месте в результате выветривания.

Делювий — скопление рыхлых продуктов выветривания горных пород у подножия и у нижних частей возвышенностей, путем размыва и переноса дождевыми и талыми снеговыми водами.

Коллювий — обломочный материал, накопившийся на склонах гор или у их подножий путем перемещения с расположенных выше участков под влиянием силы тяжести (осыпи, обвалы, оползни) и движения оттаивающих, насыщенных водой продуктов выветривания в областях распространения многолетнемерзлых горных пород. После достижения подошвы склона коллювиальные отложения обычно захватываются реками и ледниками.

Пролювий – продукты разрушения горных пород, выносимые водными (временными) потоками к подножиям возвышенностей.

Селевые потоки – бурные кратковременные потоки, состоящие из воды, сильно насыщенной твердыми материалами (скальные обломи, грунтовые массы, щебень и др.), движущейся с большой скоростью, разрушающей на своем пути возможные преграды и выносящей в низовые реки большое количество твердых включений. Селевые отложения – это продукты выноса селевых потоков, слагающие формы рельефа селевого пролювиального, аллювиального генезиса. Аллювий – это несцементированные отложения постоянных водных потоков (рек, ручьев), состоящие из обломков различной степени обкатаности и размеров (валун, галька, гравий, песок, суглинок, глина).

ГЕНЕТИЧЕСКИЕ ТИПЫ ОТЛОЖЕНИЙ

Генетический тип – это отложения, сформировавшиеся в результате деятельности определенных факторов: воды, ветра, льда и др.

На исследуемой территории генетические типы представлены континентальными отложениями. Возраст этих отложений четвертичный.

Континентальные отложения представлены делювием, аллювием, пролювием, элювием, а также коллювием. Их можно объединить в следующие ряды: водный, склоновый и гипергенный.

Аллювий – отложения, формирующиеся постоянными водными потоками в речных долинах.

В своем маршруте по р. Агой вверх по течению за автодорожным мостом мы наблюдали аллювиальные отложения. Для здешнего аллювия характерно высокое содержание галечника, слабая сортировка материала, отсутствие четкой слоистости, грубообломочный материал. Различают три основных типа аллювия: русловой, пойменный и старичный. На изученной территории, мы наблюдали как русловой, так и пойменный аллювий. Русловым аллювием образовано русло р. Агой, а также его притоки (рис.25). Для пойменных отложений характерна невысокая сортировка материала и мощность составляет приблизительно 1метр.


Рис. 25. Речной аллювий, р. Агой (фото Сидоренко Е., 2012)

Морской аллювий (рис. 26) мы наблюдали на побережье Черного моря, пос. Агой. От речного аллювия морской отличается хорошей сортировкой обломочного материала и окатанностью.


Рис. 26. Морской аллювий (фото Сидоренко Е., 2012)

Элювий – продукты выветривания горных пород, накопившиеся на месте своего образования. Элювий слагает коры выветривания и почвы.

В ходе маршрута по щ. Ковалева были изучены эллювиальные отложения. Было отмечено, что на их поверхности залегают глины с дресвой, а в нижней части элювий представлен щебнем и глыбами. Также очень хорошо представлены элювиальные отложения, которые были отмечены в ходе маршрута, на отметке 120 м водораздельного хребта. Здесь водораздельное пространство сложено мелко щебнистым и дресвяным материалов верхней части механической зоны коры выветривания, по которому развиваются почвы.

Склоновый ряд представлен обвально-оползневыми отложениями: коллювий. К этому типу относятся отложения склонов, образовавшихся в результате оползней, обвалов. Коллювий отличается от делювия более худшей сортировкой. Обвально – оползневое тело можно наблюдать 700 метров западнее скалы Киселева. Высота обвала 12 метров, при ширине в 30 метров. В основании тела располагаются глыбы песчаника диаметром до 0,8 метра, выше располагается дресвяно-щебнистая масса. Обвал произошел относительно недавно, предположительно из-за сильной обводнённости грунтов, в подтверждение этого является то что, деревья находятся в вегетативном состоянии.

Пролювий – самостоятельный генетический тип континентальных отложений, образующих конусы выноса у устьев оврагов и горных рек, сложен продуктами выветривания (материнских) горных пород разной размерности.


Рис. 27. Конус выноса в районе металлобазы

(фото Сидоренко Е., 2012)

В ходе маршрута вверх по течению реки Агой, в районе металлобазы мы наблюдали конус выноса (рис. 27), сформированный галечниковым материалом с суглинистым и супесчаным наполнителем.

Читайте также:
Как сделать подрамник

Делювий – обломочные плохо окатанные несортированные отложения, образующиеся у подножия гор путем размыва и переноса дождевыми и талыми снеговыми водами продуктов выветривания горных пород и почвенного слоя. На склонах гор и возвышенностей состав делювия закономерно измельчается от верхней к нижней части. Делювий обычно располагается в виде шлейфов, которые имеют наибольшую мощность у подножия склона. На исследуемой территории делювиальные отложения широко распространены и наблюдались нами во многих маршрутах. В нижней части склона они обычно образуют так называемый делювиальный шлейф – наклонную площадку, смягчающую переход к прилегающей равнине.

На исследуемой территории нами были отмечены многие типы генетических отложений, что свидетельствует как об активной эрозионно-абразионной, так и аккумулятивной деятельности окружающей среды в данной местности. В гипсометрическом отношении элювиальные отложения находятся на абсолютных отметках водораздельных хребтов, делювий на склонах и у подножий, как и пролювий. На самых нижних отметках находятся аллювиальные отложения(см приложение).

Также в ходе маршрутов к устью реки Агой, нами были отмечены лиманные глины, относящиеся к генетической группе отложений застойных вод, охватывающих устьевые части рек.

Из морских континентальных отложений наиболее четко выраженной является олистострома, встреченная на маршруте по р. Агой от устья в западном направлении. Также стоить отметить, что морские отложения являются более окатанными, нежели речные (прил.16).

НЕТ СРАВНЕНИЯ ГАЛЬКИ ПО ОСНОВНЫМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ.

Контрольная работа: Продукты выветривания горных пород. Карстовые формы рельефа

Критерии отличия пролювия, делювия, пролювия

Перечислите известные вам формы рельефа, связанные с процессами карстования

Какие факторы определяют современные осадконакопления

Список использованных источников

1. Критерии отличия пролювия, делювия, элювия

Пролювий, делювий и элювий являются продуктами выветривания горных пород.

Пролювий (от лат. proluo – выношу течением) – рыхлые образования, являющиеся продуктами разрушения горных пород, выносимые временными водными потоками к подножиям возвышенностей.

Пролювий образует конусы выноса, которые сливаются в одну наклонную полосу – пролювиальный шлейф.

У вершин конусов состав обломочного материала гальки и щебня с песчано-глинистым цементом (фангломераты), у их подножия – более тонкие и отсортированные осадке, нередко лёссовидные супесии и суглинки (пролювиальные лёссы).

Пролювий наиболее развит в предгорьях аридных и семиаридных областей, где по периферии области распространения пролювий иногда откладываются алеврито-глинистые осадки временных разливов (такыры, соры), часто загипсованные и засоленные.

Термин предложен русским геологом А.П. Павловым для отложений временных, текущих с гор потоков, представленных суглинисто-глинистым лёссовидным материалом.

Элювий (элювиальные отложения) (лат. eluo – «вымываю») – рыхлые геологические отложения и почвы, формируемые в результате выветривания поверхностных горных пород на месте первоначального залегания или в результате выветривания и последующей аккумуляции его продуктов под действием силы тяжести. Элювиальные отложения формируются на горизонтальных или слабонаклонных поверхностях.

Процесс выноса вещества из геологического или почвенного горизонта называется элювиацией. Существует разница в использовании этого термина в геологии и почвоведении. В почвоведении под элювиацией понимается вызываемый прохождением водных осадков через горизонты почвы перенос разрушенных веществ из верхних слоев почвы в нижние. Накопление этих веществ (иллювиальных отложений) в нижних слоях называется иллювиацией.

Делювий имеет широкое распространение, покрывает склоны и их подошвы за исключением обрывистых участков и районов пустынь. Делювий разнообразен, по минеральному составу отличается от подстилающих коренных пород и соответствует элювию, расположенному по склону выше. Отложения неотсортированные, то есть наряду с механическими частицами встречаются единичные крупные обломки. Состав делювия: в горных и предгорных районах суглинки, супеси, пески с включениями щебня и крупных обломков. На равнинах – суглинки, супеси, реже глины.

2. Перечислите известные вам формы рельефа, связанные с процессами карстования

элювиация карстование осадконакопление рельеф

Под термином «карст» понимают совокупность специфических форм рельефа и особенностей наземной и подземной гидрографии, свойственной некоторым областям, сложенным растворимыми горными породами, такими, как каменная соль, гипс, известняк, доломит и др. И хотя каменная соль и гипс обладают большей растворимостью, чем известняки и доломиты, гипсовый и соляной карст развит сравнительно мало из-за незначительного распространения этих пород, особенно выходов их на дневную поверхность.

Наиболее распространенные поверхностные формы рельефа карстовых областей. В зависимости от того, выходят ли карстующиеся породы на земную поверхность, или они перекрыты сверху некарстующимися отложениями, различают голый и закрытый (покрытый) карст. Голый карст чаще всего свойствен горным территориям, где наиболее интенсивно идут процессы денудации, закрытый – равнинам. Наибольшее разнообразие форм рельефа и наибольшая активность карстовых процессов обычно свойственна голому карсту.

Дождевые или талые воды, стекая по поверхности известняков, разъедают стенки трещин. В результате образуется микрорельеф карров или шраттов – система гребней и разделяющих их рытвин или борозд. Борозды и гребни располагаются примерно параллельно друг друга, если четко выражено падение слоев и трещиноватость пород совпадает с направлением падения. При более сложной системе трещиноватости карры располагаются совершенно неправильно, пересекаются, разветвляются и вновь сливаются. Глубина борозд может достигать 2,0 м.

Покрытые каррами пространства называют карровыми полями. По мере расширения трещин гребни становятся все уже, надламываются и распадаются на отдельные обломки. Такие старые карровые поля представляют собой нередко хаотические нагромождения крупных и мелких обломков известняка с кое-где сохранившимися и выступающими над этими нагромождениями карровыми гребнями.

Карры могут образоваться и в прибрежной полосе при воздействии морского прибоя на карстующиеся породы.

При растворении известняков всегда остается нерастворимая часть, представленная глинистым материалом красного или кирпичного цвета. Этот элювиальный материал, накапливаясь на поверхности пород, образует своеобразную кору выветривания, характерную для карстовых областей, -так называемую терра-росса. При значительном накоплении в трещинах глинистый материал терра-росса может полностью закупоривать их и тогда процесс каррообразования прекращается. Следовательно, трещиноватость – одно из основных условий каррообразования.

Читайте также:
Как правильно разводить краску для покраски авто своими руками,

При интенсивной вертикальной циркуляции воды процесс растворения карстующихся пород приводит к образованию понор – каналов, поглощающих поверхностные воды и отводящих их в глубину закарстованного массива. Величина и форма понор разнообразны и зависят от степени их разработанности. На поверхности поноры выражены зияющими трещинами или отверстиями, в глубине ими начинается сложная система каналов вертикальной циркуляции воды.

Расширение устий понор в процессе дальнейшего растворения приводит к образованию карстовых воронок различных размеров и форм в зависимости от возраста, типа карстующихся пород и их залегания: от щеле- и колодцеобразных до блюдцеобразных. В закрытом карсте воронки образуются не только за счет растворения, но и в результате механического выноса – суффозии – в поноры залегающих с поверхности нерастворимых пород. Такие воронки называют кирстово-суффозионными или воронками просасывания. Карстовые блюдца, воронки и неглубокие колодцы в западноевропейской литературе носят название долины.

Карстовые формы рельефа могут быть беспорядочно разбросаны по поверхности карстового массива или сосредоточены вдоль определенных линий, обусловленных направлением подземного стока или залеганием карстующихся пород. Эти формы не являются «застывшими». Они могут переходить одна в другую. Так, карстовое блюдце в результате углубления, а карстовый колодец в результате выполаживания склонов могут превратиться в карстовую воронку.

Если стенки понора продолжают растворяться, то канал становится достаточно большим и превращается в естественный колодец или естественную шахту. Карстовые шахты и колодцы нередко достигают очень большой глубины (в несколько десятков или сотен метров). Одна из таких шахт в северной Италии, в окрестностях г. Верона, достигает глубины 637 м. Общее направление шахт близко к вертикальному, но имеются и значительные отклонения, отдельные участки шахт могут быть почти горизонтальными или наклонными. Шахты часто закладываются на пересечении нескольких систем трещиноватости. При дальнейшем растворении стенок шахты могут превратиться в достаточно широкие подземные ходы, в пещеры.

Естественными колодцами нередко называют формы типа естественных шахт, но меньших размеров. Некоторые исследователи закрепляют термин «колодец» за определенными формами, которые образуются не за счет поверхностного выщелачивания, а путем обрушения свода над подземной полостью. В таких случаях возникают отрицательные формы рельефа цилиндрической формы, с вертикальными стенками и загроможденным обломками дном. Часто такие колодцы располагаются рядами, как бы отмечу я на поверхности направление подземных галерей, над которыми они образуются.

Провальные, или поверхностные, воронки, сливаясь, образуют слепые овраги или формы довольно причудливых очертаний, получившие название «увала». Известны, например, увала до 700 м в поперечнике при глубинах до 30 м. Такие образования представляют собой как бы переходные формы к еще более крупным карстовым ваннам – польям.

Полья – обширные, обычно плоскодонные и с крутыми стенками карстовые понижения в несколько километров, а в некоторых случаях – в несколько десятков километров в поперечнике. Площадь Попова полья в западной Герцеговине (Югославия) достигает, например, 180 км2. По ровному дну полья иногда протекает водоток, который в большинстве случаев появляется из одной стенки полья и скрывается в подземной галерее в противоположной стенке.

Происхождение польев не всегда ясно. Видимо, они образуются разными путями. Некоторые исследователи считают, что полье это одна из поздних стадий развития карстового рельефа, образующаяся за счет слияния многих карстовых воронок и котловин. При этом, если в ходе развития карстового процесса достигается базис карстовой денудации – уровень грунтовых вод, дальнейшее развитие такой формы будет возможно только за счет отступания стенок, т. е. роста в ширину, что и приводит к образованию полья. Однако довольно часто встречаются полья с сухим дном, а то и с многочисленными карстовыми формами, либо приуроченными к поверхности дна полья, либо погребенными под продуктами выветривания.

По всей вероятности, возможно не менее четырех различных случаев образования польев. Прежде всего выделяют полья тектонического происхождения – грабены или мульды, получающие черты карстовых образований со всеми свойственными им морфологическими и гидрогеологическими особенностями, присущими карсту. Как правило, это наиболее крупные полья. Примером такого полья является уже упоминавшееся Попово полье в Югославии. Нередко в строении тектонического полья принимают участие и некарстующиеся породы.

Полья могут образоваться за счет размыва и выноса продуктов размыва нерастворимых пород, залегающих среди растворимых известняков. В этом случае размеры полья определяются массой нерастворимой породы, формой ее залегания. Стенки такого полья представляют собой отпрепарированные контакты между нерастворимой породой и известняками. По мнению Н. А. Гвоздецкого, такое происхождение имеет, например, Шаорское полье в Западной Грузии.

Третий путь образования полья уже упоминался – это формирование крупной карстовой котловины за счет слияния более мелких отрицательных форм рельефа. Очертания таких польев обычно бывают очень изрезанными.

Наконец, полья могут образоваться путем провала над подземной долиной реки. О возможности подобного происхождения польев свидетельствует наличие таких своеобразных форм рельефа, как естественные мосты – остатки обрушившегося свода подземной галереи, соединяющие два противоположных склона полья. Таково, например, происхождение Ракбахского полья в западной части Югославии. По дну этого полья протекает река, которая появляется с одной стороны полья и уходит вновь в подземную полость и противоположной части полья.

Г. Лун, исследовавший карст в Западном Тавре (Турция), пришел к выводу, что полья Западного Тавра первоначально были речными долинами, по развитие карстового процесса привело к исчезновению рек. Дальнейшее расширение брошенных долин и превращение их в полья связано с коррелирующим воздействием на стенки котловин временно заливающих их вод. Накопление водоупорных продуктов выветривания на дне польев, во-первых, способствует задержанию временных вод, а во-вторых, препятствует дальнейшему развитию карста вглубь.

3. Какие факторы определяют современные осадконакопления

Читайте также:
Монтаж печей – каминов, установка печи в доме

Процесс современного осадконакопления контролируется следующими факторами: а) климатической зональностью; б) вертикальной зональностью; г) циркумконтинентальная зональность (удаленность от континентов).

Каждой климатической зоне с характерным для нее соотношением температуры и водообмена океана с атмосферой соответствуют определенные комплексы осадков. Так, в ледовой приантарктической зоне преобладают грубые ледниковые и айсберговые осадки, а в тропической гумидной зоне, где протекают интенсивные процессы химического выветривания, крупными реками выносится преимущественно глинистый материал. Распределение биогенных осадков на дне океанов и морей также в большинстве случаев свидетельствует об их приуроченности к определенным климатическим зонам, хотя в ряде случаев эта связь значительно более сложная, что определяется вертикальным перемещением вод и постоянными течениями.

Вертикальная зональность проявляется в уменьшении крупности обломочного материала по мере увеличения глубины моря и ослабления подвижности придонных вод. Еще большее значение вертикальная зональность имеет в образовании биогенных и особенно карбонатных осадков, которые могут сохраняться только до критических глубин.

Циркумконтинентальная зональность определяет интенсивность поступления осадочного материала в различные части водоема и закономерность изменения его состава по мере удаления от континентов. Поступление осадочного материала тесным образом связано с климатом и рельефом окружающей суши. В условиях горного рельефа и гумидного климата в океаны и моря многоводными реками поставляется большое количество осадочного вещества, во много раз большее, чем с континентов в аридных зонах.

Обломочные, терригенные осадки наиболее широко распространены вдоль побережий материков и в пределах их подводных окраин, но присутствуют в том или ином количестве и во всех остальных типах осадков даже в центральных частях океана. Среди них выделяются: грубообломочные осадки, или псефиты (греч. «псефос» – камешек), – глыбы, валуны, галечники, гравий; песчаные осадки, или псаммиты (греч. «псамос» – песок); алевритовые осадки (греч. «алевра» – пшеничная мука); глинистые осадки, или пелиты (греч. «пелос» – глина).

4. Ситуационная задача

Составьте сравнительную таблицу факторов, вызывающих собственно-гравитационные процессы, водно-гравитационные, гравитационно-водные процессы.

Гравитационные геологические процессы выражаются в перемещении горных пород по поверхности Земли под непосредственным действием силы тяжести из возвышенных участков в пониженные. Отложения, формирующиеся в результате гравитационных процессов, называются коллювиальными

Гравитационные процессы бывают:

собственно-гравитационные (мгновенные провалы, обвалы простые и сложные, оползнеобвалы, камнепады, вывалы, осыпи – обвальная группа; просадка, склоновый крипп- крипповая группа);

водно-гравитационные (оползни; глыбовые, блоковые, террасовидные, цирковидные – оползневая группа);

гравитационно-водные (оползневые потоки, оплывины, грязекаменные потоки или сели – оползне-потоковая группа);

5. Расчетное задание

Объяснить, почему в Девонском году 400, Триасовом 380, в современном 365 дней.

Определение времени развития отдельных, в основном кратковременных, событий представляется возможным с помощью анализа сезонного (годичного) развития Земли. Эти методы называются сезонно-климатическими. Развитие ряда геологических и тем более биологических процессов связано с сезонными (годичными) изменениями климата, например всем известные годичные кольца на стволах деревьев сохраняются и на ископаемых окаменелых стволах. Такие же годичные слои роста обнаруживаются и в кораллах.

На основании изучения древних четырехлучевых кораллов американский ученый Дж. Уэльс сделал вывод, что в девонском году было 400 дней, в триасовом 380.

Это свидетельствует о более быстром по сравнению с современным временем вращением Земли.

Список использованных источников

1. Бушинский Г.И., Теняков В.А. Выветривание – процессы, породы и руды // Литология и полезные ископаемые. – 1977. – № 5. – С. 10-19.

2. Гвоздецкий Н.А. Карст. – М., 1981. – 214 с.

3. Гидрогеология / Под. ред. В.М. Шестакова и М.С. Орлова. – М., 1984. – 303 с.

4. Соколов Д.С. Основные условия развития карста. – М., 1962. – 321 с.

Отложения склонов и подножий (коллювий и делювий)

Коллювиальные и делювиальные отложения разнообразны. Накапливаются они на склонах различной крутизны и около их подножий. Это и позволяет объединить довольно разные генетические типы отложений в одну группу. В образовании отложений склонов и подножий главная роль часто принадлежит действию силы тяжести.
Коллювиальные и делювиальные отложения на склонах и у подножий широко распространены. Повседневный опыт показывает, насколько редко встречаются склоны, лишенные покровных образований, т. е. такие, у которых на поверхность выступали бы непосредственно коренные породы. Едва ли будет ошибкой сказать, что именно рассматриваемая группа отложений наиболее широко распространена на современной поверхности суши. Вместе с тем представители этой группы в ископаемом состоянии встречаются редко. Отложения, образовавшиеся на склонах, имеют определенное геологическое значение. Ископаемые их аналоги помогают палеогеографическим реконструкциям. Они важны и в практическом отношении: в них иногда находятся россыпные месторождения, огнеупорное сырье, строительные камни, кирпичные глины и т. д. Кроме того, правильное распознавание оползневых, обвальных и тому подобных накоплений имеет большое значение при всех видах инженерно-геологических исследований. Заказать и купить фильтры для воды в Уфе вы сможете на сайте aquafirma.ru

Осыпи и обвалы. Осыпи возникают в горах и вообще на крутых склонах в результате главным образом физического выветривания скальных пород и скатывания и оползания вниз по склону продуктов разрушения. Этот процесс может происходить как под действием силы тяжести, так и с помощью стекающей по поверхности и просачивающейся внутрь дождевой и снеговой воды. Многократное замерзание и оттаивание также способствует движению обломков вниз по склону. В образовании и передвижении осыпей участвуют и многие другие силы: ударное действие падающих глыб; замерзание воды и таяние льда; сжатие и расширение обломков под действием колебаний температуры; ударное действие дождя; изменение величины трения между обломками под влиянием их обледенения или увлажнения; движение лавин; солифлюкционные процессы.
Обвальные накопления близки к осыпям. Отличаются обвалы тем, что происходят быстро, принимая иногда катастрофический характер. Чаще всего обвалы приурочены к районам, где уклоны превышают 40—45°. Толчком для их образования может явиться сильный ливень, подмыв основания склона рекой, землетрясение и т. п.
Оползневые накопления. Оползневые накопления (по Е. В. Милановскому—«деляпсий», лат. delapsere — соскальзывать), довольно широко распространены.
Под оползнями понимают движения земляных масс вниз по склонам в горах, по берегам речных долин, в обрывах морских берегов, оврагах и искусственных выемках. Часто оползни захватывают значительные массы пород на большом протяжении, выводя их из условий первоначального залегания .
В процессе оползания горные породы теряют свою первоначальную структуру и текстуру, претерпевают неравномерное раздробление и перемешивание, образуют своеобразные отложения, создают оригинальные формы рельефа.

Читайте также:
Как оформить заявку на сруб дерева

Сползающие породы обычно отличаются от подстилающих. Оползневое тело представляет собой беспорядочно перемешанный материал, состоящий из крупных обломков, смешанных с мелкоземом, обычно с глиной. Оползневые отложения чаще не-слоисты и нередко носят брекчиевидный характер.
Особый характер имеют оползневые образования в пластичных осадках на дне водоемов. Мощность оползневых накоплений может достигать нескольких десятков метров.
Солифлюкционные накопления. Под солифлюкцией (лат. solum — почва и fluctio — истечение) понимают процесс преимущественно медленного течения полужидкой массы глинистого грунта вниз по склону. Этот процесс имеет место там, где грунты оказываются переувлажненными, а это бывает главным образом в двух климатических зонах: во-первых, в областях развития вечной мерзлоты, где мерзлый слой служит водоупорным горизонтом; в результате образуется переувлажненный почвенный или подпочвенный слой, легко приобретающий подвижность; во-вторых, это происходит во влажных тропиках, где в сезон муссонных ливней глинистые почвы сильно переувлажняются и начинают стекать вниз. Процессы солифлюкции нарушают целост-ность почвенных горизонтов, а также дают на склонах характерные геоморфологические образования — натечные языки, оплывины, натечные террасы. Развиваются солифлюкционные процессы уже на склонах в 2—3° и прекращаются при уклонах свыше 30°: на склонах с большим уклоном вода стекает по поверхности быстро и увлажнение грунта уменьшается.

Делювий. Делювиальные отложения (лат. deluere — смывать) как самостоятельный генетический тип были впервые выделены А. П. Павловым еще в конце прошлого века (1888). К ним он отнес разнообразные по петрографическому составу образования, покрывающие более или менее мощным покровом склоны возвышенностей. Это — продукты выветривания коренных пород, лежащих выше по склону и перемещенных дождевыми и снеговыми водами. В зависимости от того, какие продукты элювиального процесса подвергаются размыву и в каких условиях рельефа это происходит, состав делювия может меняться в широких пределах. Так, при переносе бурными ливневыми потоками по крутым склонам делювий будет состоять из грубых обломков. При размыве глинистых и мергельных материнских пород и делювий будет тонкозернистым, глинистым.
В делювиальных образованиях слоистость и сортировка материала или вовсе отсутствуют, или наблюдается неправильная местная слоистость и слабая сортировка.
Мощность делювия значительно изменяется даже на коротком расстоянии и зависит от подстилающего рельефа: во впадинах достигает нескольких десятков метров, а на поднятиях уменьшается до единиц метров. Иногда на поднятиях делювий может совсем выклиниваться.
Особенно энергично делювий формируется в засушливых областях на склонах, лишенных растительности или со слабым растительным покровом. Размыв склонов, уничтожая почвенный слой, очень вредит земледелию. В областях с богатым и устойчи-вым растительным покровом и с высокой культурой земледелия делювий в современную эпоху не образуется.

В предгорных областях делювиальные образования часто сочетаются с пролювиальными, от которых их не всегда легко отличить. Нередко делювиальный чехол распространяется на бортовые части речных долин, где может перекрывать аллювиальные отложения или чередоваться с ними. С возможностью таких случаев нужно считаться при изучении древних аллювиальных и пролювиальных толщ. В отложениях геологического прошлого делювий встречается главным образом среди отложений четвертичной системы и редко среди более древних.
Полезные ископаемые в делювии представлены иногда россыпными минералами. Глинистый делювий иногда может использоваться как кирпичное и керамзитовое сырье. Делювий, образовавшийся из размытой коры выветривания, может содержать каолиновые глины и др. В результате некоторой сортировки материала дождевыми водами качество полезного ископаемого в делювии иногда оказывается выше, чем в коре выветривания.

Геология

о теории и практике

Делювий и коллювий

Породы выветриваются не только на плоских поверхностях водоразделов, но и на их склонах, где рыхлые продукты не могут уже задерживаться и под давлением собственного веса, под действием дождевых и талых снеговых вод перемещаются под уклон.

А. П. Павлов назвал скопления на склонах и у подножия возвышенностей рыхлых продуктов выветривания, сползающих по склону под воздействием дождевых и талых снеговых вод, делювием (от лат. deluo — смываю). Обломочный материал, смещенный под действием силы тяжести и накопленный на склонах и у их подножий (оползни, осыпи, обвалы), называется коллювием (от лат. colluvio — скопление, беспорядочная груда). Однако четкого разграничения в применении этих терминов нет, так как перемещение рыхлых продуктов выветривания по склонам происходит обычно под совместным действием силы тяжести и воды, причем значение каждого из этих факторов даже на одном и том же участке меняется: то превалирует один, то другой.

Характер движения рыхлых материалов вниз по склону обусловливается крутизной склона, силой трения, размерами и формой обломков, насыщенностью водой, колебаниями температуры, наличием или отсутствием растительного покрова и т. п. Рыхлые продукты выветривания сползают тем интенсивнее, чем круче склон. На очень крутых и отвесных участках склона обломки пород сваливаются по мере образования. Максимальный угол уклона, при котором рыхлый материал удерживается на склоне, называется углом естественного откоса. Для различных материалов этот угол меняется от 27 до 37°. В россыпях каменных глыб угол естественного откоса тем больше, чем крупнее глыбы, чем более шероховата их поверхность, неправильны и угловаты формы. Для мелкообломочного материала угол естественного откоса зависит от сцепления частиц между собой и величины внутреннего трения. Рыхлый материал, залегающий на склоне под углом естественного откоса, легко приходит в движение от различных, часто незначительных причин (например, от сотрясения, вызванного прохождением у подножия склона тяжелого транспорта). Однако перемещение рыхлого материала происходит и по очень пологим склонам.

Читайте также:
Мебельная кромка из ПВХ и меламина: выбор, виды и поклейка

Силы трения и сцепления частиц рыхлого материала между собой препятствуют перемещению вдоль любой поверхности как внутри слоя рыхлых пород, так и на границе этого слоя с коренными породами. Если вес рыхлого материала станет больше этих сил, он начнет скользить под уклон. Увеличение веса рыхлых продуктов выветривания чаще всего происходит после дождей за счет пропитывания их водой, которая одновременно снижает и силу трения. Поэтому продолжительные дожди часто вызывают развитие оползней и накопление коллювиальных масс на склонах и у их подножий. Своеобразные формы этот процесс принимает в зоне развития многолетней мерзлоты, где оттаивающий летом активный слой грунта легко насыщается дождевыми и талыми водами, проникновению которых на глубину препятствует нерастаявшая мерзлота. Пропитанный водой грунт стекает уже при углах склона от 3 до 5° со скоростью от сантиметров до десятков метров в год. Процесс этот получил название солифлюкции (от лат. solum — почва, fluxus — течение).

С явлениями солифлюкции связано образование солифлюкционных и нагорных террас, земляных рек, шлейфов и валов.

Деятельность дождевых и талых снеговых вод при движении рыхлых продуктов выветривания по склонам проявляется также в смывании. Различают линейный и плоскостной смыв. Линейный смыв связан с деятельностью потоков, приуроченных к ложбинам на поверхности Земли (долинам, оврагам и пр.) и рассматривается в гл. IX. Плоскостным смывом называют размывающую деятельность дождевых и талых снеговых вод, распределяющуюся более или менее равномерно по всей поверхности склона. Струйки этих вод увлекают илистые, глинистые и песчаные частицы и отлагают их у основания склонов, где скорость течения снижается. Смывание происходит как на поверхности, так и внутри массы рыхлых пород (вымывание). Рыхлый материал, легко впитывающий воду (песок, дресва), смывается труднее, чем водоупорный (глина, ил). Наиболее легко смывается мелкозем, заполняющий промежутки между глыбами в каменной россыпи. На обнаженных склонах смывание происходит значительно интенсивнее, чем на покрытых растительностью.

Сползанию со склонов рыхлого материала способствуют попеременное нагревание и охлаждение его, сопровождающиеся изменением объема, особенно хорошо заметным в каменных россыпях. Каменные глыбы сильно нагреваются днем и охлаждаются ночью, испытывая то заметное расширение, то сокращение объема и связанные с этим взаимные перемещения, направленные преимущественно вниз по склону. Ю. А. Билибин указывает, что такие перемещения на гольцах сопровождаются специфическим звуком и, повторяясь изо дня в день, дают в совокупности весьма значительный эффект (1938 г.). Не меньшее значение при перемещении на склонах рыхлого материала имеет морозный сдвиг — вымораживание обломков и блоков горных пород по трещинам и смещение грунта при замерзании насыщающей его воды. Наконец, движение рыхлых масс вниз по склонам вызывается толчками, возникающими при различных сотрясениях поверхности (землетрясения, взрывы и пр.), увеличением крутизны прибрежных склонов в результате размывания их реками и волнами морей и озер, увеличением нагрузки за счет различных искусственных сооружений и другими причинами.

Таким образом, сползание рыхлых продуктов выветривания по склонам связано с различными процессами, проявляющимися обычно в пределах одного и того же участка и воздействующих на одну и ту же толщу рыхлого материала. Поэтому в подавляющем большинстве случаев оказывается возможным лишь установить, что продукты выветривания, покрывающие склоны и накопленные у их основания, смещены с места своего образования и что процесс их смещения достаточно сложен и вызван разными причинами. С генетической точки зрения их нельзя называть ни делювием, в понимании А. П. Павлова, ни коллювием. Иногда коллювием называют обломочный материал, накопленный у подножия склонов в горах (осыпи, глыбовые россыпи и т. п.), а делювием — аналогичные образования равнинных областей, состоящие преимущественно из щебня и мелкозема, перемещенного плоскостным смывом. Однако такое деление в генетическом отношении вряд ли правильно, так как в горах плоскостной смыв играет такую же большую роль, как и на равнинах.

Учитывая трудности генетической классификации, Ю. А. Билибин предложил называть делювием все продукты выветривания, смещенные с места образования вниз по склонам без участия линейного смыва (т. е. не переработанные водными потоками). Коллювием Ю. А. Билибин назвал разновидность делювия, достигшую подножия склона и прекратившую движение. Эта простая и удобная классификация прочно вошла в практику геологических и поисковых работ, хотя и не разделяется некоторыми геологами. В дальнейшем изложении термины «делювий» и «коллювий» употребляются в понимании Ю. А. Билибина.

Состав и строение делювия. Образование делювия на склонах происходит одновременно и в тесной связи с выветриванием коренных пород, слагающих эти склоны. Поэтому между элювием и делювием резкую границу провести очень трудно. Известны случаи, когда выходящие на склоне коренные породы в верхних выветрелых трещиноватых участках загибаются вниз по склону под действием собственного веса, т. е. смещаются почти без нарушения целостности. Вообще же элювий отсутствует только на отвесных и очень крутых склонах, где обломки коренных пород, отделяясь от них, сразу же сползают вниз и превращаются в делювий. На более пологих склонах элювием можно считать продукты выветривания, залегающие вблизи от выходов коренных пород и еще достаточпо однородные. Продукты выветривания, более заметно смещенные и перемешанные с обломками других пород, следует называть делювием.

Выветривание делювия происходит одновременно с его оползанием по склону, поэтому чем выше по склону выходит данная порода, тем в более измененном и измельченном состоянии достигают ее обломки подножия склона. Обломки пород, выходящих в нижней части склона, достигают его подножия мало измененными. При движении делювия вниз по склону происходят перемешивание обломочного материала и образование несовершенной слоистости. Обломки выходящей на склоне породы, сползая вниз, сначала располагаются в виде более или менее однородного слоя. Этот слой подстилается продуктами выветривания породы, выходящей ниже по склону, и перекрывается обломками пород, выходящих выше по склону. Двигаясь под уклон, этот слой постепенно смешивается с подстилающими и перекрывающими его обломочными материалами, теряет индивидуальность и исчезает, тогда как подстилающие его (образованные позже) слои на некотором участке склона продолжают еще существовать. По мере сползания их постигает та же участь, но в это время под ними появляются новые более молодые слои и т. д. Таким образом, в делювии можно выделить два горизонта: верхний, более древний, неслоистый, сложенный перемешанными обломками пород, выходящих наиболее высоко по склону и перемещенных на значительное расстояние, и нижний, состоящий из однородных, не смешавшихся еще слоев, сложенных продуктами выветривания пород, залегающими вблизи от места своего образования.

Читайте также:
Текст заявления участковому на соседей Образцы заявлений в полицию, милицию

Таким образом, обломки породы на месте ее выхода залегают в основании толщи делювия. При сползании их положение в разрезе постепенно меняется: в результате перемешивания они могут появиться на поверхности. Если склон сложен неоднородными породами, среди которых встречаются достаточно прочные, распадающиеся при выветривании на крупные глыбы, образуется слоистость иного порядка: измельченный материал проваливается между глыбами в нижнюю часть делювия. При этом происходит довольно совершенное его перемешивание. В этом мелкоземе встречаются лишь недавно отделившиеся от коренной породы крупные глыбы, не успевшие еще проникнуть на поверхность.

Крупные глыбы относительно быстро сползают со склонов. При их перемещении более мягкие породы размельчаются и быстро проникают в нижние слои делювия. Поэтому по составу делювиальных каменных россыпей можно лишь приблизительно судить о коренных породах, слагающих склон. Это следует иметь в виду при производстве геологосъемочных и поисковых работ. Месторождения многих полезных ископаемых легко разрушаются на поверхности, и отсутствие их обломков в делювиальной каменной россыпи отнюдь не говорит об отсутствии их в коренном залегании.

Скорость и характер движения делювия меняются в широких пределах, начиная от катастрофически быстрых перемещений при обвалах и некоторых оползнях до чрезвычайно медленного и в то же время наиболее универсального скольжения в процессе так называемого покровного сползания, о характере которого можно судить лишь по результатам его проявления за длительный период. При покровном сползании делювий перемещается по всей поверхности склона, но с разными скоростями. На каждом склоне есть едва заметные линейно вытянутые ложбинки, по которым делювий движется несколько быстрее, чем между ними. Такие депрессии называют бессточными ложбинами стока или деллями. Особенно хорошо делли выражены в крупноглыбовых россыпях, где к ним приурочены каменные потоки, сползающие со склонов заметно быстрее всей массы делювия. Поверхность каменных потоков иногда бывает ровной, иногда покрыта продольными валами и бороздами. На участках, где движение каменных потоков замедляется, под давлением сползающих масс делювия образуются дугообразно изогнутые поперечные валы.

Делювий накапливается у основания возвышенности в виде коллю-виального шлейфа ее подножий. Нижние части делювия при этом прекращают движение, отодвигая подножие склонов в сторону от возвышенности и выполаживая ее: коллювиальный шлейф сам становится частью склона, по которой продолжается сползание рыхлого материала, все время увеличивающее ширину и мощность коллювия. Таким образом, мощность коллювиального шлейфа непостоянна и в зависимости от продолжительности накопления рыхлого материала бывает различной (в древних долинах до 20—30 м). В коллювии обломочный материал обычно хорошо перемешан и признаки слоистости отсутствуют.

1 комментарий к “ Делювий и коллювий ”

а можно подробнее о Линейном смыве? пыталась найти эту 9 главу – не получилось Т_Т

Окрашиваем автомобиль в камуфляж самостоятельно

Каждый автовладелец желает, чтобы его авто выделялось среди других транспортных средств, и основным способом выделиться всегда был и остается внешний тюнинг автомобильного кузова. В последнее время все большую популярность в этом вопросе стал завоевывать тюнинг под камуфляж, хотя среди поклонников охоты и рыбалки он был популярен всегда. Но что бы ни было причиной популярности камуфляжа на авто, нас сегодня интересует только вопрос, как сделать камуфляж на машине без помощи специалистов. Об этом и рассказываем ниже.

Виды камуфляжа и способы его нанесения на автомобиль

Чтобы «одеть» свой автомобиль в камуфляж, можно просто обратиться в сервисный центр и через несколько дней забрать свой преображенный автомобиль. Но подобный вариант не совсем выгоден в финансовом плане, поэтому стоит хотя бы попытаться сделать камуфляж на авто своими руками. А перед тем, как приступать к непосредственной покраске, нелишним будет ознакомиться с видами камуфляжа, среди которых вы сможете выбрать и вариант для себя. Среди всех существующих видов камуфляжа сегодня выделяют четыре основных:

Зимний камуфляж. Предполагает использование белого фона, по которому наносятся пятна серого и черного цветов с заостренными углами.

Пустынный камуфляж. В основном используются только песчаные оттенки – желтый, коричневый и серый для контрастности. По этой причине такой вид камуфляжа еще называют песочным.

Цифровой камуфляж. Сделать такой камуфляж в домашних условиях сложнее всего, но только если не прибегать к использованию виниловой пленки, на которую уже такой рисунок нанесен. Цветовые сочетания в таком случае могут использоваться самые разные и даже повторять все вышеописанные виды. Особенность цифрового камуфляжа заключается в форме цветовых пятен, которые выглядят как сильно увеличенный цифровой рисунок, состоящий из большого количества квадратиков.

Лесной или военный камуфляж – это просто имитация защитной военной расцветки, которая может по-разному модифицироваться в зависимости от ваших пожеланий.

Читайте также:
Тойота Королла 110 кузов: особенности и характеристики

Какие инструменты понадобятся для того, чтобы создать камуфляж на авто своими руками

Покраска авто в камуфляж не может осуществляться без предварительной подготовки необходимых инструментов и материалов, набор которых будет меняться в зависимости от того, каким именно способом вы решили выполнить работу.

С какими инструментами можно сделать камуфляж без трафарета?

Если вы решились на подобный способ нанесения камуфляжа – значит, вам не впервые предстоит работать с краской и с ее нанесением на авто, поскольку работать без трафарета на самом деле очень сложно. Для этого придется использовать:

• Огромное количество старых газет или другой бумаги (к примеру, можно порвать свои старые студенческие конспекты).

• Большой запас малярного скотча разной толщины (5 рулонов узкого и столько же широкого).

• Чистые и сухие тряпки из фланели.

• Около 200 г бензина.

• 500 г растворителя для краски.

• Специальный лак для нанесения на кузов автомобиля (он может обладать глянцевым или матовым эффектом, так что тут уже вам выбирать).

• Галогеновая лампа на 1 КВт.

• Строительный шпатель (удобнее всего работать с инструментом, ширина которого составляет 70 мм).

• Автоэмаль. Зачастую она продается в баллончиках под давлением, в таком виде ее и нужно брать. Для того чтобы покрыть ею весь кузов автомобиля, понадобится примерно по 4 баллончика каждого цвета.

Инструменты для покраски авто в камуфляж с использованием трафарета

Для такого способа нанесения камуфляжа вам, в первую очередь, необходимо будет заранее определиться с видом рисунка и размером цветовых пятен на камуфляже. После этого подготовьте виниловые пленки или очень плотный картон, из которого вы сможете вырезать трафарет. Но помимо него, вам в работе пригодятся все те же инструменты, что и при создании камуфляжа без трафарета.

Оклейка машины виниловой пленкой камуфляж

Это самый простой работы нанесения камуфляжа, поскольку он подразумевает наличие виниловой пленки необходимой расцветки и ее приклеивание к кузову авто. Чтобы это сделать, кроме пленки, нужно также подготовить:

• Острый нож для обрезки краев пленки.

• Специальный спрей, которым необходимо обрабатывать пленку во время поклейки.

• Резиновый и войлочный ракели, которые пригодится для разравнивания пленки и удаления из-под нее воздуха.

• Герметик для обработки краев пленки.

Особенности подготовки авто к покраске

Для осуществления покраски необходимо подготовить гараж или любое другое удобное для вас место под навесом, где была бы также надежная вентиляция (в работе с винилом этот вопрос не будет стоять так остро). Гараж необходимо хорошенько убрать и, желательно, пройтись мокрой тряпкой, чтобы удалить всю пыль. После этого стоит также позаботиться об автомобиле:

1. При помощи воды удалите полностью все загрязнения с поверхности кузова.

2. Дайте автомобилю время высохнуть и демонтируйте все элементы, которые могут быть забрызганы краской (если нет желания демонтировать, их можно заклеить скотчем или пленкой).

3. Обезжирьте поверхность кузова, протерев ее тряпкой, смоченной в бензине. Учтите, что после этой процедуры на поверхности кузова не должны оставаться ворсинки.

Если во время подготовки кузова вы заметили вздутие старого лакокрасочного покрытия, перед нанесением нового слоя краски его необходимо обязательно удалить шпателем, предварительно разогрев лампой.

Как происходит процесс нанесения краски на автомобиль при создании камуфляжа?

Итак, как же покрасить машину в камуфляж своими руками? Весь процесс выполнения работы будет значительно отличаться, в зависимости от выбранного способа создания камуфляжа. Каждый из этих способов мы разберем по отдельности.

Покраска авто в камуфляж без трафарета

Такой способ покраски достаточно сильно растянут во времени и при этом он сильно ограничивает нас в выборе рисунка, поскольку без трафарета очень трудно нанести сложные формы. В целом же процедура создания камуфляжа на авто осуществляется следующим образом:

1. Используя самый узкий малярный скотч, создаем на поверхности кузова форму будущего рисунка. Старайтесь не загибать скотч, иначе под него просочится краска и испортит вам целостность рисунка.

2. Вокруг созданных вами пятен обложите газеты, чтобы краска не летела дальше очерченных границ. Газеты лучше закрепить при помощи широкого скотча.

3. Первым наносим наиболее темный цвет из выбранного вами спектра красок. После высыхания покрываем его еще одним слоем, чтобы цвет был более насыщенным, а слой краски более надежным.

4. Когда пятна одного цвета полностью высохнут, скотч и газеты необходимо удалить и сформировать новые пятна. Учтите, что второй цвет должен немного находить на первый.

5. Наносим второй цвет также в два слоя. При этом не стоит спешить – обязательно дождитесь полного высыхания всех слоев. Последней наносите наиболее светлый слой краски.

6. В завершение удаляем все остатки малярного скотча и газет, которые были приклеены к кузову, и осматриваем свою работу. Если во время нанесения краски она попала «не туда», ее следует удалить при помощи обычного растворителя.

7. Весь кузов покрываем специальным автомобильным лаком, чтобы сделать краску равномерной. Для этого не забудьте добавить в лак специальный закрепитель и растворитель, используя пропорции, указанные в инструкции.Лак также необходимо нанести в несколько слоев.

Как сделать камуфляж на автомобиль с трафаретом?

Принцип нанесения краски в этом случае остается тем же, что и без трафарета. Единственная разница заключается в том, что не приходится морочиться со скотчем и газетами – на нужные места вы просто клеите трафарет и заполняете это отверстие краской. Единственным минусом такого способа создания камуфляжа является то, что все пятна на авто получаются одинаковыми по размеру. Если же вы хотите «разнообразия», вам придется еще потратить немало времени на вырезание трафаретов. Но если вы желаете получить отменный результат и действительно уникальную расцветку кузова – подобная проблема не станет для вас преградой.

Читайте также:
Ремонт газлифта своими руками

Как сделать камуфляж винил на авто?

Оклейка машины пленкой камуфляж – это, наверное, самый простой способ не только преобразить внешний вид своего автомобиля, но и покрыть его кузов защитным слоем пленки. Наносится она следующим образом:

1. Сначала примерьте свою пленку на кузов автомобиля и сделайте на ней при помощи малярного скотча отметки, где именно нужно обрезать. Но перед тем, как начать раскройку, учтите, что на неровных и выгнутых местах пленки понадобится немного больше. Остатки лучше обрезать уже после наклейки.

2. Используя специальный спрей, обрабатываем клейкую поверхность пленки и прикладываем ее к поверхности автомобильного кузова. На данном этапе месторасположение виниловой пленки еще можно корректировать и выравнивать.

3. Возьмите резиновый ракель и разровняйте пленку. Старайтесь сделать так, чтобы под ней не осталось ни одного пузырька воздуха.

4. Чтобы пленка еще лучше разровнялась и приклеилась к кузову, пройдитесь по ее поверхности строительным феном. Важно! Не переусердствуйте со строительным феном, поскольку вы рискуете повредить целостность пленки слишком высокой температурой.

5. Особое внимание необходимо уделить местам загибов. Старайтесь, чтобы пленка идеально разровнялась, что можно сделать только при помощи дополнительного ее подогрева.

6. Пройдитесь по поверхности пленки войлочным ракелем, чтобы полностью ее разровнять. При необходимости еще раз подогрейте феном.

7. Срежьте выступающие края пленки при помощи ножа и обработайте все края герметиком, чтобы со временем пленка не отслоилась. Учтите, что после нанесения на кузов пленки автомобиль стоит оставить в гараже как минимум на 12 часов. Только после этого процесс оклеивания можно будет считать завершенным, но даже с учетом этого мыть автомобиль не рекомендуется еще на протяжении недели.

Преимущества каждого вида камуфляжа

Если вы не можете окончательно определиться с тем, какой вид камуфляжа нанести на свое авто, приводим преимущества каждого из вышеописанных:

• Зимний камуфляж. Идеально подходит не только для маскировки автомобиля в зимний период, когда, смешавшись со снегом, грязь делает пейзаж бело-серо-черным. Летом на природе такое авто в принципе не будет давать никакой маскировки, но в городе станет отличным урбанистическим атрибутом. Но при этом на поверхности такого автомобиля практически не заметна грязь, потому что, засыхая на кузове, она будет становиться частью тюнинга.

• Цифровой камуфляж принято считать наиболее современным, которому отдает предпочтение молодое поколение. Он утратил свое предназначение маскировки и используется исключительно как декоративный.

• Пустынный камуфляж. В такие цвета в основном окрашивают свои автомобили те, кто не понаслышке знает, что такое пустыня. Пустынный камуфляж больше подходит для осеннего периода, хотя летом и весной также будет давать отличную маскировку.

• Хорошо сделанный лесной камуфляж отличается не только тем, что обеспечивает хорошую маскировку в лесу, но и делает авто по-военному солидным. По сути, это самый яркий вариант камуфляжа.

Стоит также упомянуть и о виниловой пленке, которая может объединять все перечисленные виды камуфляжа на авто. Но, кроме привлекательного внешнего вида, с ее использованием вы получаете:

• Дополнительную защиту кузова от неожиданных повреждений, а в некоторых случаях даже от вмятин.

• Под виниловой пленкой будет надежно сохраняться родное лакокрасочное покрытие автомобиля. При желании через пару лет вы сможете снять винил и снова ездить на авто без камуфляжа.

• Такое покрытие автомобиля является достаточно долговечным, особенно если учитывать все правила по эксплуатации.

• Возможность преобразить внешний вид автомобиля без обращения за помощью к специалистам.

В целом же хочется отметить, что какой бы вариант окраса автомобиля вы ни выбрали, при наличии необходимого количества времени и достаточном желании покраску любого транспортного средства можно выполнить и в домашних условиях. Тем более что денежные затраты в таком случае будут минимальными.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Покраска машины в камуфляж

Жил я не тужил и был у меня УАЗ, вот он

Но хотелось покрасить, что б красиво и почему то хотелось попробовать именно камуфляж.

Начал курить интернет. Камуфляж, по научному, называется деформирующий окрас, задача которого, усложнить идентификацию объекта на местности, его форму, оборудование, особенности. Как оказалось, настоящий камуфляж не наносится как попало, а есть определенные схемы. Кстати говоря, актуальные схемы окраса — военная тайна.

Но “В 1989 году министерство обороны СССР издало “Альбом образцов рисунков деформирующего окрашивания вооружения и военной техники”. В четвертой его части приводятся образцы маскировки автотехники, в том числе для пустыни. “Деформирующая окраска имеет вид различных по форме многоцветных пятен под фон местности”, – говорится в издании.”.

Точно не помню уже, но вроде основные принципы окраса — темный цвет по краям, не повторяемость рисунка, без прямых линий и острых углов, нессиметричность, пятна располагаются по диагонали, вот вроде так.

Смотрел много фото, как именно военные окрашивают и как люди окрашивают свои машины. Местами не плохие варианты, попадались, но хотелось что-нибудь своё.

В итоге скачал картинки камуфляжа, ну те что наносятся на одежду и т.п. Загрузил фото УАЗа в фотошоп и попримерял. В итоге очень понравился такой вариант.

Задачи сделать всё по науке, не стояла. Хотелось что бы красиво было) Поэтому на этом варианте и остановился.

В итоге скачал фото уазов в интернете с разных сторон(потому что железной крыши нет, а планировал так красить когда поставлю себе железную крышу), и примерно расположил в фотошопе камуфляж так, что бы можно было по этим фото и красить всю машину.

Читайте также:
Проверка электросчетчика

И жил я хорошо, пока не наступила весна и не “зачесалось”, что называется. Да и намазывать машину вэдэхой для блеска, я подустал, летом пыль мигом оседает на таком “омоложении” цвета.

В итоге решил — покрашу из баллончиков!
В планах, конечно полностью всю машину разобрать, проварить, всё выправить/подогнать, зачистить до металла, зашпатлевать, загрунтовать и покрасить хорошей краской из компрессора. Но это трудно, долго, дорого и будет не скоро, если когда нибудь будет. Ибо гаража под УАЗ нету, как и компрессора и сварки полуавтомата( Именно поэтому, решил хотя бы прикину как будет смотреться в реальности, немного набью руку и подберу цвета, так оно и дешевле будет, наверное)

Самый сложный вопрос — выбор правильных цветов. Из фотошопа я сделал образцы цветов(а их 4), скинул на телефон и ходил по магазинам автокраски, подбирал, готовые баллоны.

Итак цвета 4:
1. базовый зеленый
2. светло желтый
3. салатовый
4. темно зеленый

Краски алкид, спрей.
1. Нужный базовый не нашел, решил будет хаки(это неправильное решение)
2. Светло желтый, именно чуть светлый — не нашел, в итоге взял цвет — слоновая кость(это не очень правильный цвет, но приемлимый)
3. салатовый, нашел, точное название не помню, не сфотал.(тоже не очень правильный цвет, но приемлимый)
4. темно зеленый, цвет — зеленый сад(имхо это правильный цвет)

План окраски:
1. помыть машину
2. заматовать по мокрому, наждачкой 600 или 800, как мне сказали, 420 если на сухую(уже не помню, или 600 на сухую, а 800 по мокрому правильно)
3. снова помыть
4. закрыть стекла, фонари, зеркала и другие элементы малярным скотчем и мусорными пакетами
5. обезжирить
6. покрыть базовым цветом хаки
7. валиками для маскировки дверных проемов, выложить желтые пятна, малярным скочем и мусорными пакетами закрыть не окрашиваемые области и покрасить
8. 9. — тоже самое что в п. 7, но уже салатовые пятна и потом темно зеленые.

И работа началась

И тут я понял, что хаки как базовый цвет, оставлять никак нельзя. Как вариант, я покупал краску — темно зеленый цвет, на фото выше она есть, но в реальности, она очень яркая, это не тот вариант.

Пошла аналитическая работа. Начал разбираться какой цвет мне нужен, пошел в дело фотошоп и интернет. В итоге стал искать по таблицам цветов RAL, максимально правильные цвета. И таки нашел! Разве что, кроме светло желтого(такого там подобрать не смог).

В итоге принял решение, вместо хаки — RAL 6028, салатовый цвет неплох, но слишком светлый, его перекрашу более темным RAL 6025. Остальные трогать не буду.

У себя в городе, нашел магазины которые цвета RAL разливают в баллоны. Взял 3 баллона 6028 и 2 6025.

Снова пошла работа

На данный момент, осталось заменить хаки на левой стороне и заднем борту.
Вот что получилось

Чего в итоге.
4 баллона хаки — купил зря
3 баллона темно зеленой краски — купил зря
3 баллона — слоновая кость, хватило в притирку, с учетом +1 баллон слоновой кости только еще более светлой(так как в первый раз в магазине было только 2 баллона слоновой кости, поэтому светлую местами ложил первым слоем).
3 баллона краски — зеленый сад, хватило с запасом
3 баллона RAL 6028 — не хватило, буду брать ещё баллон
2 баллона RAL 6025, хватило впритирку
Поролоновые валики для маскировки дверных проемов, взял 120 метров, буду еще 20 покупать, потому что протупил, когда в первый заход красил, валики снимал и не отдирая скотч скидывал в кучу, поэтому второй раз их использовать не удалось, оставалось метров 20 их и использовал при перекрашивании, раз по 5, пока они совсем прилипать не перестали.
Бумажный скотч, рулончиков 15 я использовал, щас 3 осталось, ещё 2 куплю.
Бумажные пакеты, 10 упаковок по 30 штук по 60 литров.

Выводы:
1. лучше потратиться и подобрать цвета в нормальном магазине, что бы потом нужный цвет заправили в баллоны. Дорого, 500-600 рублей баллон, против 150-250 за обычный заводской баллон, но если таки браться за это непростое дело — то экономить на краске не стоит.
2. беречь поролоновые валики, они не дешевые, 10 метров стоит 120-160 рублей. И использовать по нескольку раз
3. новые валики, не обклеивать дополнительно скотчем, они и так хорошо держатся, просто валики и сразу к ним потом скотчем приклеивать мусорные пакеты что б закрывать не окрашиваемые участки
4. малярного скотча брать с запасом

Имхо, RAL 6028 все таки лучше чуть зеленее, а то цвет получился бирюзовый прям. Принципе приятный, но немного гламурно. 6025 в самый раз, зеленый сад тоже в самый раз, а вот слоновую кость, всё таки заменить лучше на что то светло желтое. И телефон у меня не очень хорошие фото делает, в реальности цвета конечно красивые и машина смотрится супер! Разве что, матовым лаком ещё покрыть бы.

После того как докрашу зад и левый бок, устраню мелкие косяки — следы от скотча, где то краска не туда попала, где то скот отдирал и краска тоже отошла и т.п. Уайт спиритом уберу краску с резинок и тента, после покрою лаком, вот не знаю, думаю попробую матовым. После всего, скину фото. Перекрашивать слоновую кость уже не буду.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: