Бетонные дорожки своими руками

Делаем дорожки из бетона самостоятельно — пошаговое руководство и полезные советы

При благоустройстве придомовой территории отдельное внимание уделяется оформлению дорожного покрытия. Самыми доступными и эффектными считаются дорожки из бетона.

Плюсы и минусы бетонных дорожек

К достоинствам бетонных дорожек относятся:

  • доступность и быстрота изготовления;
  • экономичность;
  • возможность создания различных форм;
  • многообразие для декора;
  • долговечность.

Наряду с достоинствами имеются и недостатки:

  • трудоемкость подготовительных работ;
  • возникновение трещин;
  • невозможность перепланировки;
  • обязательное устройство опалубочной конструкции;
  • потребность в бетономешалке (если планируется большой объем работ);
  • дорожки со временем дают усадку.

Из всех вышеперечисленных недостатков существенным является последний: в связи с проседанием грунта и вымыванием основания дорожки могут расползтись. Поэтому на участках, где имеется высокая глубина залегания грунтовых вод, такие тропы рекомендуется укладывать на высокую подушку или заливать сплошной лентой.

Кроме того, заливать тропинки рекомендуется только в сухую погоду, иначе подготовленные траншеи расползутся от дождя.

Необходимые инструменты и материалы

При устройстве садовых дорожек из бетона понадобятся:

  • доски для создания опалубки;
  • крепежные изделия;
  • арматурные стержни для укрепления конструкции;
  • рулетка, строительный уровень, моток веревки (можно шпагат), колышки для разметки;
  • деревянные рейки;
  • бетономешалка (при отсутствии придется воспользоваться большой емкостью для замешивания раствора);
  • щебень, песок, цемент марки М500;
  • добавки для гидроизоляции;
  • молоток, ножовка по дереву, грабли, правило.

Проект дорожки

На этом этапе необходимо продумать дизайн дорожек, поэтому перед началом работ желательно составить эскиз, в который будут входить:

  • план расположения дорожек;
  • привязка всех размеров к поворотам;
  • примерное указание ширины дорожной ленты;
  • обозначения мест, где необходимо подсыпание или срезание грунта.

На данном этапе продумывают дизайн будущих дорожек, поэтому до начала работ составляют эскиз.

Кроме того, необходимо учесть и такие нюансы, как возможная прокладка водопровода и канализации, телефонного кабеля, обустройство подъездной части.

Расчет веса строительных материалов

Прежде чем приступать к набору материалов, необходимо сделать правильные расчеты. Песок и щебень могут пролежать до следующего ремонта, цемент же к длительному хранению не пригоден. Поэтому сначала рекомендуется просчитать, какой объем стройматериалов понадобится для работы.

В зависимости от типа почвы рассчитывается толщина слоя бетона:

Болотистая почва Глинистая почва Суглинок
Бетон — 7-8 см

Помимо бетонной кладки, необходимо учитывать и песчаное основание, высота слоя которого составляет от 10 до 15 см.

Расчет веса стройматериалов производится по формуле ДхШхВ, где Д — длина дорожки, Ш и В — ширина и высота соответственно.

Например, нужна дорожка с шириной 1 м, длиной 5 м и высотой 0,1 м. Высота песчаной подушки будет приниматься 10 см.

Тогда согласно формуле можно получить следующее:

  • при объеме песка (принимается строительный материал по ГОСТу) 1х5х0,1 = 0,5 м³ — вес песка из справочника будет равен 775 кг;
  • при объеме бетона 0,5 м³ соотношение среднего веса составит 1075 кг.

Исходя из расчета пропорций «цемент-песок-щебень» в частях 1:3:1 и общего веса кубометра бетона, равного по справочнику 1075 кг (общий вес разбивается на 5 равных частей), можно получить следующие значения:

  • цемент — 215 кг;
  • песок — 645 кг;
  • щебень — 215 кг.

Как выполнить разметку

Используя эскиз, следует обозначить места пролегания дорожек. Для этого необходимо воспользоваться колышками с натянутой между ними веревкой.

Для обозначения места пролегания дорожек используют колышки с натянутой между ними веревкой.

Колышки нужно вбивать в землю на одинаковом расстоянии друг от друга. Когда разметка всей дорожки будет полностью готова, можно приступать к земляным работам, т.е. к выемке грунта для устройства траншеи под тропинки.

На этом этапе необходимо снять верхний пласт земли для подготовки основания под дорожку общей высотой в 20 см (10 см песчаной подушки и 10 см бетона). Если требуется дополнительный дренаж из щебня, то добавляют к этому еще 10 см.

По окончании земляных работ и подготовки траншеи под заливку бетона приступают к устройству опалубочной конструкции.

Как монтировать опалубку

В качестве опалубки используются обрезные доски или толстые фанерные листы с ровной внутренней поверхностью.

Если нет смазки, то можно использовать отработанное машинное масло.

Пошаговую инструкцию по устройству опалубки можно представить так:

  1. Установка досок производится в траншеи на предварительно подготовленное основание. Опалубку можно ставить сразу всю или постепенно, по мере освобождения досок, высота должна равняться высоте планируемой тропинки. Горизонтальность конструкции необходимо проверять строительным уровнем.
  2. На предварительно утрамбованное дно засыпают слои песка и щебня (при необходимости).
  3. Укладывают сетку из армированных стержней.
  4. Через каждые 2-2,5 м поперек траншеи устанавливаются доски толщиной до 20 мм, которые примут основную нагрузку при заливке бетонной смеси. Они же будут выполнять функцию компенсационных швов, благодаря которым бетонные полотна не растрескаются при температурных перепадах.

Если требуется устроить дорожки изогнутой формы, то вместо досок используются фанера или пластиковые панели, которые легко прогнуть в нужном направлении.

В целях экономии сил и снижения затрат на материалы опалубку можно монтировать частями.

Для опалубки подойдут обрезные доски.

Как обустроить подушку

Подушку устраивают для распределения нагрузки. Кроме того, выполняя роль дренажа, песчаный слой пропускает влагу и не дает деформироваться дорожкам.

На утрамбованное дно перед песчаной засыпкой можно уложить слой гидроизоляции, в качестве которой выступает геотекстиль, рубероид или агроволокно.

В регионах с почвой повышенной влажности и низкими температурами в зимнее время рекомендуется добавлять к песчаному слою щебневый — так бетонные сооружения не разъедутся вследствие пучения промерзающего грунта и не образуют трещин. Высота щебневого слоя должна лежать в пределах 10-12 см.

Подготовка бетона и замешивание

Исходя из расчетов составляется смесь из цемента, песка и щебня, в которую добавляется вода и пластификаторы. Состав замешивается и доводится до однородной сметанообразной консистенции средней вязкости.

Щебень используется средних фракций, размером 10-20 мм. При устройстве тропок с повышенной нагрузкой рекомендуется брать щебень с фракцией 40 мм.

Замес желательно производить с помощью бетономешалки, особенно это касается большого объема работ. Если бетономешалки нет, то придется изготавливать раствор вручную. Для этого в емкость засыпаются все компоненты и тщательно перемешиваются лопатой, после чего в смесь вливается вода и снова перемешивается до получения однородной массы.

Замешивание раствора.

Пластификаторы желательно использовать в небольшом количестве, для того чтобы удобнее было распределять заливку по траншее. Перебор с добавками может снизить прочность марки бетона.

Самую простую присадку-пластификатор можно приготовить самостоятельно, используя следующие исходные материалы:

  • силикатный клей;
  • гашеная известь;
  • ПВА;
  • любое моющее средство.

Вместо силикатного клея можно использовать жидкое стекло, а в качестве моющего средства подойдет стиральный порошок или хозяйственное мыло.

Если дорожки планируется устроить цветными, то с бетонной смесью необходимо разводить пигментные красители требуемого колера.

Армирование и заливка

В качестве армирующих элементов также можно использовать мелкие осколки битого кирпича, сетку Рабица, куски старой проволоки, обрезки металлической трубы и старые метизы. Если используется цельносварная сетка, то под нее необходимо подготовить опоры из кусков кирпича.

Перед заполнением дно траншеи рекомендуется пролить небольшим количеством воды во избежание проседания грунта под нагрузкой бетона. Во время заливки смесь необходимо протыкать в нескольких местах по всей площади, чтобы выпустить воздух.

После заливки весь раствор разравнивается граблями до появления цементного молочка. Залитую конструкцию желательно укрыть пленкой и оставить до полного застывания, периодически увлажняя поверхность во избежание образования трещин и пустот.

Рекомендуется заливать бетон таким образом, чтобы высота дорожки была на 3-5 см выше общего уровня грунта. Кроме того, желательно делать тропы слегка выпуклыми в центре. Это защитит дорожку от повреждений, загрязнения размывающейся почвы и от скопления луж.

При пересечении дорожками водопровода, канализации или мест прокладки кабеля необходимо применить футляр для предотвращения повреждения инженерных коммуникаций.

Заключительные работы

С краев удаляется мусор, места опалубки засыпаются грунтом и утрамбовываются. Через неделю самодельную дорожку можно вводить в эксплуатацию.

Если вновь устраиваемая бетонная тропинка присоединяется к старой или подходит встык к отмостке из бетона, то между ними желательно проложить термическую прокладку для образования деформационного шва. Это поможет создать подвижное соединение для того, чтобы бетонные сооружения не оказывали друг на друга взаимного давления.

Декор бетонных дорожек

Бетонные полотна на даче украшают для придания эстетичности садовому участку. Декорирование тропок можно производить либо перед заливкой, либо самое позднее — через сутки.

Существуют такие способы, как окрашивание, штамповка, применение различных форм и т.д.

Декорировать тропки можно перед заливкой или через сутки.

Покраска

Покраску дорожек можно производить либо на этапе замешивания раствора, либо после застывания готового дорожного полотна.

Для восстановления цвета (когда потребуется освежить старую краску) можно воспользоваться следующей инструкцией:

  1. Удалить грязевый слой с дорожки, для сегментных тропинок — убрать сорную траву в межплиточных швах.
  2. Снять слой старой краски металлической щеткой, очистить от пыли.
  3. Замазать сколы и трещинки на поверхности, используя заделку для бетона (герметик, шпатлевку или затирочную смесь).
  4. Обезжирить дорожку составом для выведения пятен.
  5. Покрыть бетонную поверхность грунтовкой в 2 слоя. Первый слой должен полностью просохнуть, и только после этого можно наносить второй.
  6. Окрасить высохшую поверхность краской. Колеровать можно в несколько слоев для насыщенности цвета, но при этом стоит учесть, что интервал между нанесением слоев должен составлять не менее 12 часов. Это время, необходимое для полного схватывания краски с поверхностью и ее высыхания.

Чтобы стойкость цвета держалась как можно дольше, рекомендуют окрашивать дорожку проникающими смесями с пигментными добавками.

Окрашивать бетон рекомендуется полиакриловыми красками, предназначенными для наружных работ: они отличаются водоотталкивающими свойствами и паропроницаемостью, бетон может «дышать» и будет защищен от разрушения влагой. Кроме того, полиакриловые смеси устойчивы к воздействию ультрафиолета и не подвержены царапинам.

При работе с краской можно использовать кисть, валик или распылитель, но следует учесть, что первые два инструмента дают большой расход материала, к тому же оставляя пузырьки воздуха и полосы, а распылитель может образовать потеки при передержке.

Использование форм и трафаретов

Трафареты и формы могут применяться при заливке раствора, и в этом случае устройство опалубочной конструкции не требуется.

Шаблон устанавливается в траншею, заливается бетонной смесью и разравнивается. Спустя 2-3 часа форму можно снимать и ждать полного застывания и набора марочной прочности уже без ограничителя. Такие дорожки являются сегментными и состоят из отдельных элементов.

Несмотря на скорость монтажа, элементы тоже необходимо периодически увлажнять водой до полного застывания бетона.

Штамповка

Выбирая штампы в магазине, следует руководствоваться жесткостью шаблона — чем плотнее материал, тем легче и быстрее будет проходить штамповка.

Этим способом можно имитировать укладку бутового камня, брусчатки, доски и различного стройматериала.

Другие способы

Не менее интересными и легкими вариантами декорирования являются следующие:

  1. Имитация плитняка. Для этой цели на поверхности бетона, который еще окончательно не застыл, наносятся прорези. Их можно будет заполнить либо затиркой, либо раствором бетона другого цвета. Рисунок на такой дорожке будет похож на укладку плитняка.
  2. Укладка мозаики. Сюда подойдет любой битый материал: осколки кафельной плитки различного цвета, битый кирпич, разноцветные камешки и галька, и даже старые пуговицы. Главное условие: вдавливать мелкие детали не слишком глубоко, проделывать утапливание элементов на не полностью застывшей поверхности.
  3. Создание узоров. Рельефные рисунки можно создать с помощью различных отпечатков при бетонировании дорожек. Это могут быть листья, мелкие и крупные ракушки, следы рук и ног.

Уход за дорожками из бетона

Как и любая другая конструкция, бетонная поверхность требует ухода. Помимо простой уборки мусора и загрязнений, бетонные тропки рекомендуется мыть из шланга, сметать пыль и грязь, вовремя удалять сорную траву, пробивающуюся через швы.

Для увеличения срока службы бетонную поверхность пропитывают гидроизоляционными составами, появляющиеся трещины заделывают затирочными смесями.

12 советов по укладке садовых дорожек из бетона своими руками

Какой садовый участок или загородный дом обходится без дорожек? Прежде всего, они служат для передвижения хозяев, поэтому должны быть прочными и правильно расположенными. Также они являются украшением территории, с помощью дорожек можно не только создать интересный декор, но и зрительно увеличить участок, если сделать тропинки более длинными. Дорожки сегодня создают из массы самых разных материалов: плитки, щебня, искусственного камня, но самым популярным остается бетон, ведь он является оптимальным по соотношению цены и качества. Более того, садовые дорожки из бетона несложно сделать своими руками.

№1. Чем хороши бетонные дорожки?

Прежде, чем обустраивать на своем участке бетонные дорожки, необходимо знать обо всех преимуществах и недостатках. К основным достоинствам тропинок, выполненных из бетона, можно отнести:

  • простота монтажа, все сделать можно самостоятельно без помощи специалистов;
  • низкая цена (по сравнению с другими вариантами);
  • возможность изготовления любых форм и размеров при наличии соответствующей опалубки;
  • обширные возможности декорирования (добавление пигмента в раствор, использование камня, мозаики и других украшений);
  • прочность и долговечность;
  • противостояние пагубному влиянию окружающей среды (влаге, морозу и т.д.).

Среди недостатков можно назвать:

  • отсутствие возможности перепланировки. Поскольку это капитальное сооружение и сменить направление после окончания работ будет практически нереально, то необходимо заранее распланировать как само сооружение, так и всю окружающую территорию;
  • трудоемкость подготовительных работ. Чтобы конструкция была действительно качественной и надежной, потребуется приложить достаточно сил и потратить немало времени на подготовку материалов;
  • возникновение трещин. Иногда в межсезонье могут происходить сдвиги почвы, в результате чего конструкция бетона может постепенно разрушаться, в том числе и от перепадов температур.

Если же сравнивать бетонные дорожки с другими вариантами по достоинствам и простоте обустройства, то они во многом выигрывают. С этим связано и желание самостоятельно организовать такие тропки на участке. С его начать и что учесть?

№2. Каковы этапы создания бетонных дорожек?

Весь процесс создания бетонных дорожек можно поделить на такие этапы:

  • проектирование и разметка почвы;
  • подготовка грунта;
  • монтаж опалубки;
  • формирование подушки;
  • установка армирующих элементов и заливка бетона.

№3. Какие инструменты и материалы понадобятся?

Перед началом работ стоит запастись всем необходимых, а именно:

  • цемент не ниже марки 300;
  • песок;
  • щебень;
  • гидроизоляционные добавки в бетон;
  • куски фанеры, досок или металла для создания опалубки;
  • деревянные или стальные колышки;
  • кувалда или молоток для забивания колышков;
  • емкость для замешивания раствора;
  • пара лопат;
  • стальная строительная сетка;
  • гладилка для выравнивания поверхности дорожки;
  • мастерки и шпатели.

№4. Как спроектировать дорожку?

Первым делом нужно продумать, где будут располагаться дорожки, кто и когда по ним будет перемещаться, отчего зависит их ширина и форма. На бумаге можно начертить план участка, указать на нем расположение всех построек и важных зон, соединить их прямыми линиями, которые будут осями для будущих дорожек. Тропки могут оставаться ровными и прямыми только между огромных грядок, в остальных случаях их лучше сделать чуть изогнутыми, чтобы придать территории интересный вид и сделать перемещение более комфортным и удобным.

Ширина дорожки, которая ведет от ворот к центральному входу дома, должна быть около 2 м, для вспомогательных тропок хватит ширины 0,8-1 м, между грядками можно обустроить дорожки шириной около 0,5 м. Те дорожки, по которым будет перемещаться авто, должны быть по ширине никак не уже самой машины.

№5. Как правильно рассчитать вес строительных материалов?

Чтобы в процессе строительных работ не пришлось в экстренном порядке докупать цемент или песок, лучше заранее хотя бы приблизительно оценить то количество материалов, которое понадобится. Слой бетона в разных условиях может отличаться: для тяжелой глинистой почвы – 5-7 см, для песчаной и легкой суглинистой – 10 см. Кроме того, если почва болотистая, то нужно предусмотреть слой гравия толщиной 5 см. В любом случае понадобится так называемая подушка, которая выполняется из песка и имеет толщину 10-15 см.

Расчет всех необходимых материалов достаточно простой. Допустим, необходимо построить дорожку шириной Ш = 1 м, длиной Д = 10 м и толщиной Т = 10 см (0,1 м), а подстилающий слой песка будет равен П = 0,1 м:

  • для организации песчаной подушки количество необходимое количество песка высчитывается как Ш*Д*П. В нашем случае получается 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, вес кубометра песка составляет 2400 кг, поэтому необходимо 2400 кг для выполнения подстилающего слоя;
  • бетон можно готовить в пропорции 3 части песка и по 1 части щебня, цемента и воды, но встречаются и другие варианты, о чем позже. Удобнее сначала рассчитать объем необходимого бетона по формуле Ш*Д*Т, выходит 1м*10м*0,1м=1м 3 . Согласно справочной информации, средний вес кубометра бетона составляет 2800 кг. Полученный вес объема бетона можно поделить на 5 частей, не учитывая воду: 2800/5=560 кг – вес одной части, т.е. цемента. Остальное 2240 кг – это вес песка, щебня и воды. Могут понадобиться еще и красители, пластификаторы, водоотталкивающие добавки и т.д.

Конечно же, данный расчет не претендует на строгую математическую точность, но позволяет приблизительно понять, сколько и чего понадобится.

№6. Как выполнить разметку?

По заранее подготовленному плану расположения садовых дорожек уже непосредственно на местности необходимо определить, где будут проходить тропки. Их месторасположение обозначают деревянными колышками, которые вбивают на одинаковом расстоянии друг от друга и протягивают между ними веревку. Это самый простой и нетрудоемкий этап работ.

№7. Как подготовить грунт?

На данном этапе начинают выбирать верхний слой почвы в местах расположения тропки. Удаляют землю вместе с мелкими корнями, которые могут начать перегнивать, образовывать пустоты, в которых может скапливаться вода, а при ее замерзании и увеличении объема будет осуществляться дополнительное давление на дорожку.

Если слой «подушки» из песка будет 10 см, и бетона – 10 см, то при учете, что лучше, чтобы дорожка на 3-5 см возвышалась над уровнем грунта, нужно будет выбрать 10см+10см-3см = 17 см почвы. Если необходим дренажный слой гравия, то добавить к полученному значению нужно еще 5-10 см. Выбирается слой почвы при помощи лопаты.

№8. Как монтировать опалубку?

Опалубка – конструкция для заливки бетона. Изготавливается она из дерева. Если требуется сделать плавные линии или изгибы, всегда можно применить фанеру или иной гибкий материал. Опалубку монтируют сразу или частями, так как бетон заливается постепенно. Второй вариант также сэкономит затраты на материалы.

Опалубка должна на 5-10 см выступать над уровнем земли. На дно подготовленной траншеи необходимо уложить строительную сетку, а через каждые 5-6 м будущей дорожки установить поперек доски, которые играют роль компенсационных швов. Благодаря им бетонная тропа при изменениях температуры не будет трескаться, возлагая нагрузку на доски. Высота компенсационных швов должна совпадать с высотой дорожки.

№9. Как обустроить подушку?

Так называемая подушка под бетонной дорожкой выполняет несколько функций, основные из них:

  • распределение нагрузки бетона;
  • дренаж.

Песчаная основа хорошо пропускает воду, а значит, почва под дорожкой не будет промерзать, провоцируя деформацию тропы. Под песком многие специалисты советуют организовать слой из утрамбованного щебня, но нужно это не всегда. Со временем песок может уйти в грунт вместе с проходящей сквозь него водой, поэтому под него лучше уложить слой гидроизоляции из рубероида, геотекстиля или агроволокна. Последние два проявляются себя очень хорошо, так как не гниют и отлично пропускают влагу.

Слой песка нужно хорошо утрамбовать. Возможно, для этого его придется намочить, так как пустот внутри оставаться не должно. Поверхность должна быть ровной, чтобы слой бетона распределялся равномерно. Стоит отметить, что альтернативой песку может стать бетонная стяжка или плоские камни, но их толщину нужно учесть при углублении траншеи.

№10. Подготовка бетона и замешивание

Единственно правильных пропорций в соотношении песка, цемента, гравия, воды и прочих составляющих бетона нет. Что касается количества воды, то лучшим будет вариант 1 части воды на 4 части цемента, но по мере приготовления состава, воду можно подливать для улучшения пластичности.

Для дорожек с небольшими нагрузками можно выбрать такое соотношение цемента, песка и гравия, как 0,5:5:4. Для автомобильных дорожек подойдет пропорция 1:1,5:2,5. Многие специалисты использую универсальный состав прочного бетона, где цемент, песок и щебень соотносятся в пропорции 1:3:1. Используются также добавки, которые придают бетону необходимых качеств.

Лучше выбрать цемент не ниже М300, песок можно взять речной, щебенку размером 10-20 мм. Оптимально подходит гранитная. Если нагрузка на тропки большая, то можно взять более крупную фракцию щебени в 40 мм. Смешивать все ингредиенты удобно в бетономешалке или растворосмесителе, но при их отсутствии подойдет любая емкость типа корыта или же просто большой стальной лист. Сначала смешивают песок и щебень, потом добавляют цемент, получается серая масса. После этого добавляют половину из необходимого количества воды, перемешивают, а потом понемногу доливают остальную воду, чтобы состав стал нужной консистенции.

По идее, чем гуще бетон, тем он прочнее, но с более жидким проще работать и равномерно его распределять. Чтобы упростить себе задачу, можно в состав добавить немного пластификатора, который делает бетон более пластичным и текучим без лишнего количества воды.

№11. Армирование и заливка

На подушку из песка укладывается арматура или армирующая сетка, поверх которой заливается бетон. Дно траншеи можно дополнительно полить водой, чтобы оно не просело под весом бетона. Слой разравнивают и уплотняют до появления так называемого цементного молочка, которое придает бетону отличные прочностей характеристики и позволяет ему затвердевать, а не высыхать. Чтобы бетон затвердевал, а не сох, рекомендуют периодически смачивать поверхность водой или же накрыть ее полиэтиленом. Некоторые вообще расстилают полиэтиленовую пленку под бетон, но это не самый лучший способ.

Чтобы в будущем на дорожках не скапливалась вода и не образовывались лужи, можно центральную ее часть сделать чуть выше, чем боковые. На следующий день, когда раствор чуть затвердел, но еще мягкий, можно декорировать поверхность. Например, можно в хаотичном порядке сделать борозды, имитируя каменную поверхность. На следующий день в борозды заливается окрашенный в белый или красный цвет цементный раствор.

№12. Заключительные работы

Через 2-3 дня после заливки бетона можно снимать опалубку и вытаскивать колышки. Деформированные колышками места обрабатываются раствором с гидроизоляционной добавкой. Края дорожки очищаются от мусора, засыпаются оставшейся землей и трамбуются. Уже через несколько суток по дорожке можно будет ходить.

Так как садовая дорожка несет еще и декоративную форму, ей можно придать интересный внешний вид. Это либо имитация природного камня, о чем было упомянуто выше, либо придание характерной текстуры, окрашивание, либо вдавливание гальки, пуговиц, осколков кафеля на этапе застывания. В местах, где ходят не так много, можно делать не монолитную бетонную дорожку, а отливать плиты определенной формы. Дешевизна и простота сделали бетон самым популярным вариантом для создания самых разных садовых дорожек.

Материал подготовлен при поддержке строймагазина «Русский строитель«

Как своими руками сделать дорожки из бетона на даче

Садовые и дачные тропинки нуждаются в благоустройстве. Сделать это можно по-разному: засыпка гравием или керамзитом, укладка плитки. Есть еще один вариант: заливка бетонной смесью. Получается долговечное, прочное, ровное уличное покрытие. Если есть желание, его можно украсить и получить качественную имитацию мокрого камня, брусчатки, плитки. Разберемся во всех тонкостях изготовления садовых дорожек из бетона своими руками.

Как залить бетоном тропинку

Виды тропинок из бетона

Бетон можно считать разновидностью искусственного камня, его можно купить или изготовить самостоятельно. Покупают обычно бетонную уличную плитку. Она выпускается в самых разных расцветках и формах: имитация камня, брусчатки, всевозможные геометрические и абстрактные фигуры. Владельцу остается только уложить ее на место. Но есть и другие разновидности бетонных дорожек. Коротко охарактеризуем каждую.

Монолитная лента

Заливается цельными полосами, что дает сооружению высокую прочность. При правильном обустройстве способна выдержать вес не только людей, но и транспорта. Лента может быть любой формы, ее, если есть желание, изготавливают самостоятельно. Бетон долговечен и прост в уходе, его можно декорировать по своему вкусу. К недостаткам монолита относят сложность в обустройстве и проектировании. Если допущены ошибки, бетонная смесь в короткое время покроется трещинами и раскрошится.

Отливка дорожек с помощью форм

Раствор заливается в уложенные на подготовленную основу формы-опалубки, в которых и отвердевает. Получается отделка, имитирующая камень, кирпичную кладку. Формы самых разных размеров и вида можно купить в строительных магазинах.

Иногда, если нужна несложная конфигурация, их делают самостоятельно. Изготовить садовые дорожки из бетона с помощью формы проще, чем монолит. Ведь работать приходится с небольшими фрагментами. Если форм-опалубок несколько, процесс заливки движется очень быстро.

Штампованный бетон

Разновидность монолита. После заливки на мокрый раствор специальным штампом наносится рисунок. Это может быть имитация брусчатки, дикого камня, дерева, плитки. Штамп с усилием утапливается во влажный материал, после чего поверхность посыпается песком. После отвердения на бетонной основе остаются отпечатки, из которых складывается рисунок. Поверхность может быть окрашена и дополнительно покрыта защитными составами. Примеры можно увидеть на фото.

Инструкция по обустройству монолитной дорожки-ленты

Вариантов обустройства садовой тропинки из бетона много. Один из самых востребованных — лента-монолит. Мы подготовили подробную инструкцию, как залить монолитную дорожку из бетона на даче своими руками.

1. Проектирование сооружения

Начинают с выбора места, где будет проложена тропка, и ее направления. Выбирать нужно участки, по которым чаще всего ходят. На новой территории траектории движения пока нет, ее придется прокладывать, ориентируясь на свои предположения. Например, понадобится тропа к хозяйственным постройкам, цветнику, бассейну и т.п.

Надо обойти объекты, около которых нежелательно укладывать бетонное покрытие. Это, к примеру, деревья, особенно крупные. Со временем их корневая система способна разрушить сооружение, а стекающая с кроны вода будет провоцировать порчу бетона. Нежелательно укладывать покрытие поверх инженерных коммуникаций. Это затруднит их ремонт и может повредить магистралям.

Определив направление дорожек, выбирают их ширину. Комфортной считается ширина 0,6-0,8 м, но, если участок небольшой, можно сделать тропинки уже.

Последним надо решить, нужны ли бордюры. Они защищают сооружение от осыпаний, помогают вывести четкий край и уменьшают объем земельных работ при монтаже. Правда, при этом усложнят работы и делают их дороже. Поэтому их используют не всегда.

2. Разметка тропинки

По всей длине будущей тропы вбивают колышки. Расстояние между ними должно быть 300-500 см. Обязательно ставят колышки в углах, на поворотах. С помощью строительного уровня намечают уклон сооружения. Его нужно делать обязательно, чтобы на поверхности не образовывались лужи. Уклон от центра тропы к краям выполняют по ходу заливки. А вот продольный наклон дорожки закладывается в процессе разметки.

Оптимальная величина уклона — 2 мм на каждый метр длины. Сток нужно направлять по естественному снижению рельефа. Если такого нет, надо продумать, куда будет поступать отводящаяся с дороги вода. Нельзя, чтобы она направлялась, например, под стены здания. На колышки наносят отметки, показывающие будущий уровень поверхности. Затем по ним натягивают шнуры, которые станут ориентирами при строительстве.

3. Подготовка основания

Технология подготовительных работ зависит от того, будет устанавливаться бордюр или нет. Разберем оба варианта.

С монтажом бордюра

Начинают с подготовки канавок для установки бордюрных камней. Для этого вдоль тропки выкапывают ямы шириной чуть больше ширины бордюра. Глубина должна быть такой, чтобы две трети высоты камня находилось на поверхности. Когда все будет готово, приступают к установке. На дно канавки выливают порцию цементно-песчаной смеси. На нее ставят бордюрный камень. Его внутренний край выставляют точно по натянутому шнуру. Правильно выставленный бордюр простукивают резиновой киянкой или деревянным молотком, чтобы уплотнить соединение. Остальные камни укладывают аналогично.

С установкой опалубки

Опалубку ставят, если бордюров не будет. Она «удерживает» жидкую бетонную массу до отвердения. Потом конструкцию снимают. Для ее изготовления берут доски или фанеру. Потребуется доска толщиной 2-3 см. Можно брать необрезную, но один край все равно придется подрезать. Это нужно, чтобы край дорожки был ровным. Фанера гладкая, но менее прочная. Она хорошо гнется, поэтому ее выбирают, если тропка будет изогнутой. Работы по изготовлению опалубки проводятся в такой последовательности.

  1. Копают траншею. Ее ширина должна быть равна ширине будущей тропинки. Глубина зависит от типа сооружения. Если предполагается, что по покрытию будет ездить транспорт, углубляют на 250-400 мм. Такую же глубину выбирают и для слабых грунтов. Для пешеходных тропинок достаточно 200-250 мм глубины.
  2. Дно выкопанной траншеи уплотняют. Можно сделать это трамбовкой или несколько раз пролить поверхность водой, немного утрамбовать и дать высохнуть.
  3. Устанавливают опалубку. Выставляют доски или полосы фанеры, ориентируясь на разметочный шнур. Чтобы детали не упали, с внешней стороны их подсыпают землей. Перед заливкой опалубку смазывают отработкой или жидким мылом, чтобы проще было потом снять.
  4. Ставят поперечные перегородки. Они могут быть металлическими, деревянными или пластиковыми. Перегородки нужны для формирования температурно-компенсационных швов, необходимых для нивелирования сезонных нагрузок. Расстояние между перегородками — 150-250 см. Если будет выполняться армирование, поперечины ставят реже.

После установки опалубки или бордюров основание накрывают геотекстилем или геосеткой. Поверх него обустраивают песчаную подушку. Ее высота — немного больше половины глубины траншеи. Можно поступить иначе. На дно засыпать песок, а сверху слой щебня. Но при этом надо понимать, что щебенка должна быть некрупной, фракция — не больше 20 мм.

Следующий этап — армирование. Оно проводится не всегда, только если будущая дорожка будет подвергаться значительным нагрузкам или грунт под ней слабый и пучинистый. Для армирования берут сетку из прутка толщиной 0,3-0,5 см с размерами ячеек от 5 до 10 см. Укладывают арматуру, разделяя ее на участках компенсационных швов. Глубина закладки должна быть такой, чтобы поверх прутков находилось минимум 3 см бетонной смеси. Иначе металл начнет ржаветь.

Как сделать правильно садовые дорожки на даче из бетона своими руками

Дачные дорожки не предполагают сильных нагрузок, однако это не повод пренебрегать строительными правилами и нормами. Заливка дорожек бетоном достаточно проста, главное учесть некоторые нюансы мощения дорожек для дачи.

Как сделать правильно садовые дорожки из бетона своими руками, и какие чаще всего ошибки допускают при заливке дачных дорожек?

Мы воспользовались советами опытных строителей, изучили технологическую документацию и подготовили простую инструкцию о том, как заливать дорожки бетоном своими руками.

Садовые дорожки на даче из бетона – с чего начать

Прежде чем закупать щебенку, песок и цемент, либо заказывать бетономешалку стоит посчитать что выгоднее. Для этого надо четко определиться, где и как будут проходить ваши дорожки (длина, ширина, повороты и т.п.) После этого, тщательно просчитайте количество материала, который понадобится, а также оцените свои силы и наличие времени.

При заливке дорожек бетоном есть несколько вариантов: либо заказать бетономешалку (машину с уже готовым бетоном), либо приготовить бетонную смесь самостоятельно. Готовый бетон всегда дороже, однако может избавить от трудоемкого процесса замеса и сэкономит массу времени.

Но машина с бетоном не к каждому участку сможет подъехать. Да и готовый бетон надо будет быстро раскидать по дорожкам, пока он не застыл – а для этого, возможно понадобятся дополнительные рабочие руки. Зато, 15-20 минут и дорожки залиты.

Такой вариант подходит не каждому, кто собирается делать бетонные дорожки своими руками – тут надо и друзей созвать, и погоду подгадать, и машину заказать к тому времени, когда уже основа под дорожку будет готова, и подъезд обеспечить к своему участку.

Чаще всего бетон готовится самостоятельно, на месте. Процесс требует больше времени и усилий, зато дешевле. Если вы решили состав бетона для дорожек сделать самостоятельно, тогда надо тщательно подойти к выбору материалов: цемента, песка, и щебенки.

Какой цемент для садовых дорожек купить?

Для садовых дорожек из бетона подойдет портландцемент марки М300, М400, М500. Цементы этих марок морозоустойчивы, влагостойки и обладают высоким скрепляющим свойством. Чаще используют марку М 300. По прочности цемент этой марки уступает М 500 и М 400, но по цене выигрывает. При этом, для садовых дорожек, не предполагающих высоких нагрузок, вполне подходит. При покупке цемента не забывайте про качество.

Покупайте цемент у проверенных производителей. Нельзя использовать просроченный или отсыревший цемент, это приведет к разрушению дорожки.

Какой песок лучше для бетона карьерный или речной?

При изготовлении бетонной смеси лучше использовать карьерный песок, но намытый, без примесей глины. Речной же песок при заливке садовых дорожек бетоном, быстро оседает. Его конечно тоже можно использовать, но тогда в смесь надо добавлять больше цемента – а это неоправданные и ненужные затраты.

Ведь речной песок значительно дороже карьерного, он чище, не содержит примесей и благодаря природной шлифовке имеет гладкую форму. Речной песок крупной фракции хорошо использовать для изготовления подушки под бетонную дорожку, особенно если наблюдается нестабильность грунта.

В итоге для бетонной дорожки в идеале нам понадобится два вида песка: речной для создания подушки, и карьерный для добавления его в бетон.

Какой фракции щебень нужен для бетона?

Щебенку в бетон для садовых дорожек рекомендуют добавлять более мелкой фракции, тогда дорожка будет более прочной. Лучше использовать гравийный щебень он более крепкий, однако его стоимость в разы выше, чем, к примеру, известковый. Так как садовая дорожка – это не крупное промышленное сооружение, то вполне можно обойтись вместо щебня и битым кирпичом, все зависит от финансовой возможности и доступности тех или иных материалов.

Как правильно сделать бетонный раствор – что стоит учесть

Бетонный раствор делается путем перемешивания сухих ингредиентов: цемента, песка и щебня и добавления в однородную массу воды.

Для садовых дорожек готовят бетон в следующих пропорциях: на ведро цемента – 3 ведра песка и 4 ведра щебенки. Воду следует добавлять на глаз и смотреть по консистенции. Бетон должен быть немного тягучим, не слишком жидким и не слишком густым.

Важно все тщательно перемешать. Хорошо если у вас или у соседа есть электрическая бетономешалка, тогда процесс замеса пойдет куда быстрее, чем вручную. Покупать ее не всегда выгодно для одноразового использования, цены на такой агрегат колеблются от 10 до 100 тыс. рублей.

Бетон можно перемешать вручную. Для этого подойдет емкость, к примеру старая чугунная ванна или корыто, которую не жалко использовать для таких целей. Мешать бетон можно лопатой, но лучше и равномерней получается обычной садовой тяпкой.

Прежде чем приступить к замесу бетона, основу под дорожки следует полностью подготовить, ведь цемент схватывается достаточно быстро от 30 минут до 1 часа.

Делать садовые дорожки лучше в теплую погоду. В дождь заливать дорожки не стоит, она будет очень долго застывать, а в сухие и жаркие дни бетон сохнет быстро и прокрывается сухой коркой, поэтому в сухую погоду его лучше периодически поливать водой, для равномерного высыхания. Идеальной для заливки дорожки температура около 20 градусов при стопроцентной влажности воздуха.

Если вы решили сделать дорожки в минусовую температуру или до + 5 градусов, тогда в смесь надо добавить специальные присадки, добавки и прогрев, иначе, вода в бетоне превратится в лед, расширится и приведет к трещинам на садовых дорожках.

Подушка под дорожку – основа садовой дорожки из чего состоит и на что влияет

От того, какую основу вы заложите под бетонную дорожку зависит целостность и долговечность всей конструкции. Поэтому, подойти к подготовительному этапу надо тщательно, тогда ваша бетонная дорожка на даче будет служить долгие годы и не потрескается.

Что такое подушка под дорожку и для чего ее делают?

Подушка под дорожку – это основание, так называемый пирог из различных материалов, на который непосредственно будет заливаться сам бетон.
Подушку под бетонную дорожку делают для того, чтобы:

  • А) исключить растительность сквозь цемент;
  • Б) придать плотность грунту;
  • В) создать дренаж.

Основная задача подушки – создать благоприятные условия, которые не дадут бетону растрескаться и просесть из-за скапливания грунтовых вод или пучения грунта.

При создании подушки мы должны добиться того, чтобы лишняя влага с дорожки уходила в почву, а растительность не просачивалась сквозь бетон.
Для этого используют щебень, песок и геотекстиль.

Подушка под садовую дорожку из бетона – состав основания

По правилам, после того как вы сняли верхний слой дерна и удалили все корневища (минимум на 5-7 см), надо накрыть землю геотекстильной тканью, чтобы сквозь нее не прорастали растения, затем насыпать щебенку, которая будет отличным дренажем для отвода влаги, затем снова накрыть ее геотекстилем.

После этого надо насыпать песок и как следует пролить его водой для усадки. Многие в целях экономии, пренебрегают и не прокладывают ткань между щебнем и песком, а зря, потому что со временем песок просачивается сквозь гравий и дорожку начинает вести. Все это отражается на прочности верхнего бетонного покрытия, и появляются трещины.

Песок следует тщательно выровнять, утрамбовать, и желательно оставить на пару дней для того, чтобы он как следует просел.

Опалубка для бетонных дорожек – как и из чего делают

Опалубку монтируют из досок, фанеры или других подобных материалов. Если вы для залива дорожки будете заказывать машину с готовым бетоном, тогда опалубку нужно сделать по всей длине дорожки, а если вы бетон сделаете самостоятельно, тогда достаточно сделать опалубку на часть дрожки, а затем, после затвердевания первой части можно повторно ее использовать.

В любом случае, чтобы избежать растрескивания бетона из-за перепада температуры, его следует заливать частями, то есть предусмотреть швы для компенсации расширений и сжатий бетона на садовой дорожке.

Заливка бетонных дорожек

Так как садовые дорожки не подвергаются тяжелым нагрузкам, то толщина бетона вполне может быть 5-7 см. Этого будет достаточно для дорожки га даче, но если вы предполагаете, что на дорожку (площадку) будет ставиться автомобиль, тогда бетон следует залить толщиной в 10-12 см.

Приступайте к заливке только тогда, когда все подготовительные работы сделаны. Если дорожки широкие, то следует позаботиться об уклоне для того, чтобы не застаивалась дождевая вода.

В целях придания прочности, дорожку из бетона армируют металлической сеткой.

Раствор следует заливать постепенно периодически разравнивая его.

Когда нужное количество бетона будет залито по нему надо пройтись правилом или доской для более сильного уплотнения. После того, как раствор слегка схватится его выравнивают шпателем.

Важно! Бетон должен затвердеть, а не высохнуть, для этого садовую дорожку в процессе затвердевания следует смачивать водой, особенно в сухую погоду.

Бетонные дорожки – отличная альтернатива камню или плитке. По крайней мере по цене это значительно выгоднее, а прочность ничуть не хуже. А для придания интересного вида дорожке из бетона – можно воспользоваться различными формами и красками. Если интересно как можно украсить свой участок и придать ему неповторимый вид за счет обычного невзрачного бетона, читайте в статье: «Дорожки в саду по формам».

Как правильно сделать дорожки из бетона своими руками: пошаговая инструкция

Дорожки из бетона являются неотъемлемой частью оформления придомовой или парковой зоны. Доступная пошаговая инструкция позволит правильно сделать бетонные дорожки своими руками.

Инструменты и материалы

Для изготовления дорожек из бетона нужны такие стройматериалы:

  • старые доски, фанеры, вагонка или пластик для монтажа опалубки;
  • металлическая арматура;
  • веревка с колышками для разметки территории;
  • измельченный камень для строительных работ (щебень или гравий);
  • песок с портландцементом;
  • гидроизоляционные добавки.

Из инструмента понадобятся: рулетка, грабли с лопатой, молоток, ножовка по дереву, мастерок, строительный уровень и правило. В домашних условиях раствор обычно замешивают в корыте, но если есть возможность арендовать бетономешалку, то это существенно ускорит создание дорожки.

Проект дорожки

Первоначально нужно определиться, как будет оформлена дорожка. Для этого нужно начертить эскиз, который в себя должен включать:

  • схему расположения дорожки в саду, придомовой территории;
  • размерную привязку к поворотам;
  • размеры бетонной конструкции;
  • места, на которые нужно подсыпать или убирать грунт.

Важным моментом при составлении плана бетонной дорожки является продумать и учесть: прокладку канализации, водопровода, телефонного кабеля и т. д.

Определяемся с уклонами

Чтобы на изготовленной конструкции не застаивалась вода, лужи, необходимо придать поверхности конструкции соответствующие уклоны. Их делают каждый метр со значением 2 миллиметра.

Особенности при определении уклонов:

  1. Отвод воды производится на природные участки, расположенные ниже рабочей территории.
  2. При наличии ливневой канализации, сброс проектируется в ее лотки.
  3. Если дорожка из бетона находится близко к зданию, то отвод воды производится в сторону.
  4. При определении уклонов конструкции в основном учитывается поперечный перепад, однако, не стоит забывать и о продольной высоте.

Для небольшой территории отвод воды для бетонных дорожек проектируется в одну сторону, но для большой площади – предусматривается в две стороны относительно оси.

Также избавиться от скопления луж, повреждений и загрязнений на тропинке поможет простой метод – дорожку следует сделать слегка выпуклой по центру.

Как выполнить разметку

Для выполнения разметки необходимо воспользоваться начертанным эскизом, на котором помечено место размещения дорожки и перенести его на реальный участок.

На местности расположение тропинки обозначается колышками, которые равномерно располагают друг от друга. Затем тонкой веревкой их связывают между собой.

Подготовка грунта

После выполнения разметки, в грунте нужно выкопать траншею под дорожку. Важно помнить, что будущие тропинки из бетона должны находиться на 3–5 сантиметров выше уровня земли. Это значение нужно вычитывать при расчете глубины траншеи.

При расчете глубины траншеи также учитывается слой песчаной подушки и бетонной смеси (по 10 сантиметров каждый). В результате верхний шар почвы нужно убрать на 15–17 см, однако стоит понимать, что значение может меняться. Если при изготовлении дорожки необходимо применить дополнительный дренаж из щебня, то добавляется к этому расчету еще 10 см.

Установка бордюров

При выполнении дорожки из цемента своими руками неровной конфигурации бордюры не требуются. Однако, если тропинка имеет прямоугольный, ровный вид, можно применить бордюрные камни. Это придаст тропинке завершенный и лаконичный вид.

Чтобы установить бордюр, необходимо выкопать канаву, глубина которой должна составлять 6–10 см ниже бордюра и шириной 5–10 см с обеих сторон камня. Далее, укладывается слой бетона, а на него – бордюрные камни. После установки, выравнивания и уплотнения – заливается раствор на высоту и ширину канавы. Таким образом, бордюрные камни будут прочно закреплены.

Как монтировать опалубку

Опалубка для дорожек является вспомогательной конструкцией, позволяющей придать бетонной смеси нужную форму. Для прямых участков опалубки можно использовать старые деревянные доски, а для получения изогнутых линий – прочную, гладкую фанеру.

Опалубку можно изготовлять всю полностью или постепенно – по мере освобождения оборудования. Каждый сам решает, какое устройство опалубки его больше устраивает. Чтобы в дальнейшем конструкцию можно было легко разобрать, необходимо на внутреннюю часть досок нанести смазочный материал.

Существует и несъемная опалубка в виде бордюрного камня, которая устанавливается по периметру дорожки, однако она очень редко используется.

  1. На подготовленную основу – траншею устанавливаются доски, которые должны соответствовать высоте тропинки или выступать на 3–10 см над грунтом. Доски сбиваются между собой дополнительными рейками с наружной стороны конструкции.
  2. Изогнутые линии тропинки монтируются фанерными листами, используя подсыпку из песка.
  3. Поперек траншеи, каждые 2–2,5 метра, деревянные доски закрепляются распорками. Они должны быть выше уровня тропинки на 3 сантиметра. Данное сооружение примет основную нагрузку при бетонировании. Кроме того, распорки будут служить своего родом компенсационными швами, которые предотвратят появление трещин на бетоне при высоких температурах.

Горизонтальность всего строения контролируется строительным уровнем.

Как обустроить подушку?

Чтобы распределить нагрузку смеси под бетонные дорожки используется подушка. Также она применяется в качестве дренажа, т. е. песок пропускает воду и не дает разрушаться тропинке.

Дно дорожки тщательно утрамбовывается и при необходимости укладывается гидроизоляционный слой: агроволокно или геотекстиль. Гидроизоляция увеличит морозостойкость конструкции и предотвратит коррозию арматуры. Далее насыпается слегка увлажненный песок, который необходимо разровнять граблями для устранения пустот. Подготовленную подушку нужно хорошо утрамбовать и выровнять, что позволит равномерно распределить бетонную смесь.

Чтобы на бетонной дорожке на даче не образовывались трещины, к слою из песка нужно добавить измельченный камень. В большей степени это касается участков, находящихся в условиях повышенной влажности и низких температур.

Подготовка бетона и замешивание

В зависимости от области применения, пропорции бетона для дорожек могут изменяться. Основными компонентами служат цемент, песок и измельченный камень для строительных работ (щебень или гравий). Для тропинок с малыми нагрузками используются соответственно пропорции 0,5:5:4, для более прочных – 1:1,5:2,5.

Большинство строителей предпочитают более классический состав смеси, состоящий из цемента, песка и щебня, замешанных как 1:3:1 соответственно.

Количество добавляемой воды должно обеспечить густую однородную массу. Обычно соотношение воды к цементу составляет 1:4.

Для увеличения прочности будущего бетона, в раствор для дорожек добавляют специальные добавки. Зимой при замешивании раствора применяют противоморозные добавки.

Для получения хорошей бетонной массы используется песок, измельченный камень для строительных работ с фракцией 10–20 мм и цемент марки М300. Для дорожек, на которые будут воздействовать большие нагрузки, например, по ним будет ездить транспорт, щебень нужно брать крупной фракции, например, 40 мм.

Замешивание раствора лучше производить в бетономешалке, при ее отсутствии подойдет любая большая емкость. Изготовить бетонную смесь в домашних условиях можно способом «пирожок»: все ингредиенты тщательно перемешиваются на полу, далее создается горка с углублением посередине, в которую понемногу вливается жидкость.

В первую очередь смешивается песок и щебень, далее добавляется цемент. Когда будет получена однородная серая масса – вливается вода, половина от нужного количества. Остальная добавляется по мере необходимости, пока не будет получена однородная масса.

Считается, что чем гуще цементный раствор, тем он прочнее, однако более жидкая смесь равномерно распределяется и в целом забетонировать площадку становится проще. Получить пластичный бетон без добавления лишней жидкости можно при небольшом добавлении пластификаторов.

Пигментные красители желаемого цвета добавляются в раствор, если бетонные тропинки планировалось сделать цветными.

Армирование и заливка

Арматура укладывается на песчаную подушку. Чаще всего используются металлическая сетка или прутья. В качестве армирующих компонентов также можно применять мелкий камень, ломанный кирпич, старые метизы и так далее. При добавлении фиброволокна увеличится прочность.

Прежде чем заполнить траншею раствором, необходимо полить ее небольшим количеством жидкости, это позволит избежать проседание почвы под бетоном.

Заливка бетонных дорожек производится за один раз, чтобы конструкция была монолитной. Если не получается это сделать, то бетонирование нужно прекращать на компенсационных швах, так как они и так выступают своего рода разделителями секций. Чтобы убрать ненужный воздух, во время бетонирования, смесь протыкается в разных местах.

После проведения всех этих этапов, раствор выравнивается при помощи строительного правила или гладилки, до тех пор, пока не появится цементное молочко. Залитую траншею, во избежание появления трещин, периодически опрыскивают.

Заключительные работы

По истечению трех дней после цементирования траншеи, убираются опалубка и колышки. Далее, гидроизоляционным раствором обрабатываются места, контактирующие с сооружением, что позволит избежать разрушения дорожки.

Тропинка очищается от отходов, а места, где находилась опалубка – засыпаются землей и плотно утрамбовываются. Через семь дней бетонная дорожка, сделанная своими руками готова к эксплуатации.

Стоит учесть, если новая тропинка будет соединяться с другим бетонным сооружением, то между ними необходимо производить термическую прокладку для формирования деформационного шва. Такое подвижное соединение не позволит конструкциям деформировать друг друга во время возможного расширения бетона.

Декор бетонных дорожек

Чтобы приусадебный участок выглядел более изысканным, производится декорирование тропинок. Существует ряд разнообразных методов, например, окрашивание, штамповка, применение форм и другие.

Покраска

Специалисты рекомендуют окрашивать бетонные дорожки полиакриловой краской, которая применяется для внешних работ. Она имеет водоотталкивающие свойства, паропроницаемость, устойчива к высокой температуре и не подвергается царапинам.

Для увеличения прочности дорожки используются поливинилхлоридные, полиуретановые и латексные краски.

Категорически запрещается применять краски на основе масел, они не защищают конструкцию от появления трещин, царапин и ведут к ее разрушению.

Покраска тропинок осуществляется двумя способами:

  1. Бетонная смесь замешивается вместе с красителями. Основными преимуществами такого способа являются – стойкость и насыщенность цвета, несложность, удобство.
  2. Колор наносится уже после застывания дорожки. Однако, при этом методе цветной бетон со временем тускнеет и стирается. Чтобы этого не произошло, нужно применить проникающие смеси с пигментными добавками.

Чтобы восстановить цвет тропинки из бетона нужно:

  • убрать с дорожки грязь, траву и мелкий мусор;
  • металлической щеткой убрать небольшой слой старой краски;
  • замазать трещины и царапины на поверхности тропинки герметиком;
  • с помощью средства для выведения пятен – обезжирить дорожку;
  • произвести грунтовку поверхности тропинки в два слоя;
  • покрасить краской с добавлением проникающих смесей и пигментными добавками;
  • для получения насыщенного цвета краску можно наносить в несколько слоев с интервалом в 12 часов.

Для покраски используют кисть и валик, однако при их использовании наблюдается большой перерасход материала; распылитель – образовывает потеки.

Использование форм и трафаретов

При использовании форм или трафаретов не нужно монтировать опалубку. В готовую траншею устанавливается желаемая форма, в нее заливают раствор, который затем разравнивается. Трафарет убирается через 2–3 часа.

Такие дорожки являются своего рода мозаикой, состоящей из отдельных фрагментов, которые нужно периодически поливать водой.

Штамповка

При этом способе сперва нужно зацементировать траншею, а затем на еще не застывший раствор ставятся штампы, имитирующие разные рисунки. Например, брусчатку, кирпич, доски, камень и другие. Такая технология декорирования получила названия печатный бетон.

При покупке штампа необходимо ориентироваться на плотность и жесткость материала, из которого они изготовлены. Чем они прочнее, тем легче и эффективнее будет ложиться узор на тропинку.

Другие способы

Существует много вариантов художественного оформления, дизайна бетонных дорожек на даче, сделанных своими руками. Виды декорирования бетонных конструкций:

  1. Моделирование укладки плитняка. На незастывшем бетоне наносятся прорези, которые необходимо затереть.
  2. Имитация мозаики. Для ее реализации можно использовать: гальку, камни разной формы, большие пуговицы, битый кирпич или плитку. Подготовленный материал аккуратно вдавливается поверхность тропинки, которая не полностью застыла, создавая разнообразные рисунки.
  3. Создание фактурных, рельефных узоров. Декорированные рисунки создаются при помощи листьев, ракушек, ткани, следов от рук или ног.
  4. Применение готовых бетонных плит для садовых дорожек, которые выполняются в разных вариациях.

Уход за бетонными дорожками

Чтобы дорожки прослужили длительное время, за ними нужно ухаживать:

  • убирать загрязнения;
  • удалять траву, которая появляется через швы;
  • поливать тротуарную дорожку из шланга;
  • пропитывать гидроизоляционными составами;
  • удалят царапины и трещины.

Преимущества бетонных дорожек

Придомовые, садовые дорожки из бетона, сделанные своими руками, как и любые конструкции обладают преимуществами и недостатками.

  • простота при обустройстве;
  • экономия времени;
  • невысокие затраты;
  • надежность и практичность;
  • устойчивая крепость сооружения;
  • применение разных форм;
  • многообразие декорирования.
  • образование трещин;
  • конструкции дают усадку;
  • деформирование тропинки;
  • при необходимости – трудно перепланировать сооружение.

А вы уже создавали бетонные дорожки для дома? Предлагаем поделиться полученным опытом и результатами в комментариях.

кто и чем копал зимой траншею в -20c

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь. Как стать трастовым.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Ломом мерзлое, далее лопатой. Участвовал по молодости в рытье могилы, зимой. Ну, у директора теща померла, он строителей на кладбище и меня попросил помочь-приглядеть за процессом. Я вместе с ними и копал. Давно это было, в начале 90-х.

Мерзлое долбили, потом, наверное в полуметре от поверхности, лед кончился и далее копалось обычно.

Зимой темнеет рано, провозились долго. Неприятно, в общем.

По делу: лом-карандаш. Не докопал – хорошо укрой начатое, чтобы на следующий день с лома не начинать. Я так думаю.

Т.к. вы неавторизованы на сайте. Войти.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Смотроая яма зимой

Приветствую всех! В январе у нас стояли сильные морозы и грунтовая вода в моей раскопанной яме покрылась льдом. Лед прочный, можно ходить. Посоветуйте как быть? В планах расширить котлован и возможно опустить на дно металлическую бадью высотой около 1м, в качестве основания для всей конструкции. Но есть проблема: в виде крупного куска строительного мусора, торчащего из стены. Он мешает опустить корыто на проектную глубину. Как быть? Пробовать
сломать лед, откачать воду, может замерзнет дно? Потом расколоть и убрать эту глыбу. Или оставить все до лета и по колено в сырой глине всем этим заниматься? Есть еще один негативный фактор зимней попытки : вода выдает конденсат на все что есть в гараже, гараж превращается в “карабыль в арктике”.

Комментарии 83

Копать надо на раз, по малому уровню грунтовых вод. Сразу отпускать металлическую яму и затапливать, чтоб всосало типа. Анкерить перед и зад под переводы стен, чтоб не выперло. На место болта в днище вкрутить кран шаровый для сброса давления подпора грунтовых вод в будущем.

Так и хочу сделать. Кроме того что якорить в стороны . Один торец в планах привритб к овощной яме. Вот только правильно ли это? Иначе судно получится с еще более большим водоизмещением, грузоподьемностью примерно 2.6 т.

Вспомнил анекдоты про северный флот, один какулит, другой откалывает, третий откатывает, пока заморожено можно посухому копать, а так сейчас всяких жиж для бетон морозов и ТП аквастопов полно

Шуриком седня загнал сверло в лед вода непошла. Будто лед 10см минимум. Попробовать колоть, смотреть. зима в этом году очень холодная. Может до дна промерзло?

глубина промерзания считается от поверхности и конечно в стороны стенок ямы, поэтому если есть желание копать мерзлый грунт и делать гидроизоляцию, то сейчас самое оно

Лед подолбил седня. 20см толщина. Походу промерзло с грунтом. Нужен совет по эффективному методу копа мерзлоты? Ибо за час вот такой результат. Пытался тупой ломик забивать маленькой кувалдой- тяжко идет, мини кирокой с дугой стоооны молотка, разбил прорубь, до грунта не дошел. Насыпал соли на маленький участок, посмотрю на эффект. А болгаркой лед пилить, какой эффект?

Перфоратор и в путь

Перфиком идет. Спс. Соль тоже нормально жгет.

Diamondblack11

Лед подолбил седня. 20см толщина. Походу промерзло с грунтом. Нужен совет по эффективному методу копа мерзлоты? Ибо за час вот такой результат. Пытался тупой ломик забивать маленькой кувалдой- тяжко идет, мини кирокой с дугой стоооны молотка, разбил прорубь, до грунта не дошел. Насыпал соли на маленький участок, посмотрю на эффект. А болгаркой лед пилить, какой эффект?

отбойный молоток в прокат взять

Я бы отказался в данном случае от затем с ямой. ( при таком уровне грунтовых вод). Можно подумать о альтернативе — миниэстакаду например.

Авто бмв седан. Гараж на пригорке . Трапы надо будет такие делать что придется из гаража напротив заезжать.

Закрыть яму плотно, чтоб не парила. А потом по жаре и сухому все продолжить. К чему срочность и героизм копания в жиже?!

Суше чем сейчас за весь год не было. В августе за 2суток набирается 35-40см уровень стабильно. Мне сказали что пики снижения грунтовых вод август и февраль. Вот сейчас как раз тот самый зимник пик подойдет . Летом тяжко копал глинянное болото на нлубине 1.5

А зачем в таком месте яма? Это же постоянно сырость будет. Все будет гнить.

выдолбить лед, опустить корыто
только вопрос, вы вкурсе как эти кесоны прижимают машины к крыше гаража всплывая? нет не в курсе?
и это не шутка.

Я лично наблюдал такую картину. У Волги как будто крыши ни когда не было. Впечатало в потолок.

Тело, впёрнутое в воду,
Выпирает на свободу
Силой выпертой воды
Телом, впёрнутым туды
это Архимед гад такие подлянки придумал.

Тело, впёрнутое в воду,
Выпирает на свободу
Силой выпертой воды
Телом, впёрнутым туды
это Архимед гад такие подлянки придумал.

С конца мая копаю яму на форуме никогдамне слышал о таком.

если это не юмор.
то куб метр на метр на метр выталкивает из воды с силой в тонну.
физика школьный курс.
посчитайте объем своего корыта и прикиньте силу всплытия.

По моим расчетам на всплытие ( не инженерные формулы ) по закону ахимеда физика 8 класс школы. 1.7 т мне надо нагрузить из них 600 кг только эта бадья. И надо учитывать еще такое караблестроительное понятие как-ватерлиния. В теории этот “кубометр” -необходио полностью погрузить в жидкость, чтоб он выдал всплытие силой в 1 тонну. По результатам мониторинга летом осенью уровень поднимался не выше 40 см. Соглашусь, надо весной еще промониторить пики уровня и после этого считать.

многие про это не думают, не задумываются так скажем.
я вам про это сказал, теперь вы в курсе, а дальше сами думайте, всплывет или не всплывет. и как сделать чтоб не всплыла.
предупреждены.

Я якорил в первом гараже мет. яму. Там мега сырое место было. Грунт перед воротами на 10 см. поднимало зимой.
Ничего не давануло за пять лет, потом продал. И купил в более приличном и сухом месте с нормальным бетонным подвалом и ямой.
Якорил под фундамент старыми обрезками уголков и швелераов. Черметом в общем.

Приветствую! Если опустить кессон неполной высоты, надо делать хорошую гидроизоляцию. Верховодка будет насыщать бетон и в яме будет всегда сыро. Лучше убрать лёд, придать яме проектные очертания, по полу сделать подбетонку, по всей площади ямы раскатать и склеить рулонный технониколь в 2 слоя с перехлестом и заливать гидробетон класс не ниже В35. Или использовать геомембрану, толщиной не менее 1,5мм. Получится дорого, долго, но зато сухо и надежно. И сделать до весны, иначе потом в грязи и воде вообще ничего не получится.

Не, идея про гидофобные сорта бетона отпала уже.

Приветствую! Если опустить кессон неполной высоты, надо делать хорошую гидроизоляцию. Верховодка будет насыщать бетон и в яме будет всегда сыро. Лучше убрать лёд, придать яме проектные очертания, по полу сделать подбетонку, по всей площади ямы раскатать и склеить рулонный технониколь в 2 слоя с перехлестом и заливать гидробетон класс не ниже В35. Или использовать геомембрану, толщиной не менее 1,5мм. Получится дорого, долго, но зато сухо и надежно. И сделать до весны, иначе потом в грязи и воде вообще ничего не получится.

Херня это все. Ничего тебе не поможет
Раньше жил в низине. Грунтовые воды в пол метре проходили. Практически 1штык копнешь и влажная земля уже шла. Фундамент дома всего 50 см был, правда изба деревянный сруб был. Ворота играли (зимой слишком сильно открывалась щель между створками, а летом наоборот зажимало створки) . Яма точно также как у тебя весной заливало, летом уходила сама. Че только не делал за эти 20 лет. Более менее понравилось. в полкирпича поднимаешь стену сколько надо, обычно 1,60, дальше с внутренней стороны просто заливаешь жидким стеклом ( около 3см) . Вода сквозь стекло не проходила, да, пол заливаешь, НО, сделать дренажи вниз. То есть вода в яме будет, но её откачать можно и поработать спокойно. Но через неск дней опять водой 15см набирается. Потом просто засыпал эту яму наполовину. Сделал эстакаду из досок, и когда надо было её ставил за 5 минут, ремонтировал машину и убирал её. Вообщем думаю что это самый идеальный вариант. То есть яма из кирпича приблизительно 75 -80 см, дальше на неё накладывашь эстакаду в 75-80 си. Всееее. А эти все бочки-железо и бетоны вода выпихнет все равно.
Сейчас живу, , на горе, , , яма 175см, воды нет.

У меня в этом гараже, купленного недавно, есть яма овощная из листов толщиной десятка наверно И стоит уже наверно 20 лет только наклонилась на пару градусов. Я думаю это произошло в первые годы. И ее все не почем. Не всплыла и не покоробило ее морозным пучением. Вот раньше как делали в СССР.

В советские времена на такую металлическую яму сверху наливали несколько тонн бетона. Поэтому она и не всплывает.

Я вижу частично крышу этой ямы, бетона не земечал. Песок, грунт 50см и все. Если только ее внутри та не якорили по ленту.

Известен случай. когда железная “яма” весной всплыла и машину подняла.

И не один. В моем ГСК рассказывали, что многие находили свои машины под потолками с мятыми крышами.

Сейчас холодно для всяких действий, дождись лета или хотяб чтобы в яме лёд растаял . Насчёт подвала, в данном случае, имеет смысл, если решить проблему с водой и глубиной ямы минимум в свой рост

Читайте также:
Как сделать желонку для скважины своими руками: бурение и чистка без затрат
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: