Замена и ремонт коробки передач Лада Калина своими руками

Замена кпп lada kalina sedan (ваз калина)

Лада Калина – надежная машина, которая хорошо зарекомендовала себя на отечественных дорогах. В каждом поколении производители исправляли недостатки и вносили какие-то новшества. При эксплуатации автомобиля изнашиваются некоторые узлы, которые требуют ремонта или замены. Например, с течением времени необходимо менять сцепление. Замена сцепления на Калине своими руками — процедура довольно трудоемкая, но вполне может быть выполнена в домашних условиях. В статье подробно описан весть процесс, а также прилагается видео.

Инструкция по замене

С помощью сцепления передается крутящий момент от трансмиссии двигателю. Осуществляется передача благодаря тросу сцепления, который соединяет силовой агрегат с коробкой передач и обеспечивает старт авто, переключение передач и торможение. Благодаря рычажному механизму автомобиль приводится в движение.

Какое сцепление выбрать?

Существует несколько видов сцепления, отличающиеся:

  • принципом работы: электрические, механические и комбинированные;
  • рабочей средой: воздушная и масляная ванна;
  • механизмом: замкнутые и попеременно замкнутые группы механизмов;
  • количеством дисков: одно-, двух- и многодисковые;
  • количеством пружин: с одной и несколькими;
  • двухпоточные.

Сцепление – сложный механизм, поэтому перед его самостоятельной заменой на Ладе Калине следует внимательно изучить конструкцию и особенности механизма.

На ВАЗ 1117, 1118 и 1119 устанавливают сцепления 190 и 200 мм. Определить диаметр можно по количеству болтов крепления стартера. Для 190 мм их 3, а для 200 мм – 2. В комплект сцепления входит диск сцепления, корзина и выжимной подшипник. Наиболее популярными являются изделия марок: Valeo, Sachs, Luk, ВИС, Kraft.

При использовании привода от других моделей нужно обращать внимание на маховик, тип которого определяется по количеству шпилек стартера. В Ладе Калина их два, в ВАЗ 2108 — три. Ресурс сцепления зависит от узлов и условий эксплуатации. Качественного привода может хватить на 100 тыс. километров.

Если в дороге произошли неприятности со сцеплением, то лучше вызвать эвакуатор или отбуксировать автомобиль другим транспортным средством, иначе это может привести к поломке коробки передач.

Инструменты

Для замены сцепления автомобиль необходимо поднять, так как часть работ выполняется снизу. Для этого можно воспользоваться подъемником, эстакадой или смотровой ямой. Из инструментов и материалов для процедуры замены своими руками нужно приготовить:

  • новый комплект;
  • набор инструментов;
  • подпорку для двигателя;
  • емкость для слива масла;
  • чистые тряпки.

При демонтаже коробки передач нужно слить масло. Если работы проводятся самостоятельно, то слить нужно всю смазку. Если есть помощник, то можно слить часть жидкости из проводов, чтобы не побежало масло при их отсоединении.

Этапы

Для проведения замены своими руками автомобиль нужно поставить на эстакаду или обеспечить доступ к днищу машины другим способом. Замена сцепления на Лада Калина заключается в:

    Вначале работы проводятся сверху. Для этого следует открыть капот.

Таким образом, замена сцепления на Лада Калина может быть выполнена своими руками без помощи мастеров из автосервиса.

Видео «Замена сцепления на Лада Калина»

В этом видео показан подробно процесс замены привода на Калине.

Добро пожаловать! Масла — они бывают разными, начиная от пищевых и заканчивая теми которые используются в автомобилях, а именно в шестернях и других соприкасающихся деталях друг с другом они нужны, вить если взять например двигатель автомобиля, то он работает благодаря очень многим узлам и самый прочный узел (Деталь) который и подвергается нагрузкам, это идёт коленчатый вал, поршневая группа и блок цилиндров (И ещё некоторые другие детали, всех не будем называть), коленвал постоянно крутиться при этом поршня которые на нём установлены подвергаются очень большому трению (Они об стенки цилиндров трутся и если бы не масло, то долго двигатель не жил бы, сами представьте что будем если металл об металл будет тереться, а если учитывать ещё тот факт что коленвал крутиться лишь на одном холостом ходу в районе 800 оборотов в минуту, «а это где то 13 полных оборотов в секунду», то вы сами должны уже понимать что автомобиль так долго не проедет, если металл не будет смазываться), вот поэтому масло и используется в таких узлах как двигатель, коробка передач, редуктор и т.д., кстати насчёт коробки не объяснили, в ней происходит точно такая же ситуация как и с двигателем, шестерни которые располагаются в ней крутятся и трутся друг об друга, тем самым они тоже должны смазываться, шестерни в коробки состоят из металла, если смазка к ним не будет доходить (Нету масла в коробке к примеру), то по началу с шестерён будет лететь металлическая стружка (Металл за счёт трения сдирается) и в конечном итоге коробку либо же заклинит, либо она вообще перестанет работать и двигатель лишь один будет крутиться.

Примечание! Замена масла в коробке на Ладе Калине производится при наличие следующих инструментов: Во-первых обязательно гаечные ключи будут нужны или если у вас есть накидные то это ещё лучше (Резьбу не сорвёте), во-вторых специальный шприц понадобится который продаётся в автомагазинах по разумной цене, вы просто консультанту скажите что вам нужен шприц для заливки масла в коробку и он вам сразу же подберёт тот который нужно (Дорогие не берите, смысла в них нет, они только тем людям нужны которые постоянно автомобили чинят, а если вы для себя делаете, то и обычного будет вполне достаточно), ну и ёмкость будет нужна в которую масло из коробки сливаться будет, примерно литров на 5 ёмкость возьмите, вообще в коробку всего то 3.1 литр входит, но просто на 4 литра ёмкости не бывает (Хотя возможно и бывает, но её очень трудно найти), да и сразу лучше ёмкостью с запасом запастись, чтобы проблем никаких не было и ничего не выливалось наружу!

Краткое содержание:

  • Замена масла в коробке передач
  • Дополнительный видео-ролик

Где находится коробка передач? В передне приводных автомобилях у неё местонахождение одно и то же (Не важно какой двигатель), для наглядности пример где она находится, показан на автомобиле Лада Приора с 16 клапанным двигателем (Вид снизу автомобиля), на фото данная коробка в круг обведена, она имеет металлический корпус который имеет своё научное название и этот корпус показан на фото зелёной стрелкой, а правильное название у него такое: «Картер коробки передач автомобиля», но кроме этого у коробки есть ещё и картер сцепления (Указан синей стрелкой), который закрывает маховик и диск сцепления, скрепляются оба картера между собой гайками и болтами (Одна из гаек для наглядности указана жёлтой стрелкой).

Когда нужно менять масло в коробке передач? Если верить и следовать советам завода изготовителя (Что мы вам не рекомендуем), то масло подлежит смени Аж! Через 70.000 тыс. км., но масла вить разные бывают и у всех них есть свой срок годности, который кстати на коробке указан (Там дата изготовления будет, если срока годности не указано, то либо через 3 года меняйте его с момента изготовления, либо через 5 лет, просто опять же всё от масла зависит, но в основном все масла по лет 5 ходят, но и по 3 года есть некоторые), кроме срока годности нужно знать качественное масло вы купили или же нет, если на коробке ничего толком не указано, коробка без этикеток или строчки криво написаны и есть недочёты по написанию (Плохо краску видно к примеру), то такое масла вообще не рекомендуем заливать в машину, ну или же если всё таки хотите и нет денег на дорогие масла, то хотя бы смену его производите не через 70.000 тыс. км., а через 40.000-50.000 к примеру, но если всё же купили хорошее трансмиссионное масло которое в книжке по эксплуатации у вас указано, то можно и до 60.000 тыс. км., после заливки на нём ездить и кстати все рекомендации завода по замене масла каждые 70.000 тыс. км., подразумевают тот факт, что вы будете использовать настоящее масло которое в книжке указано, а не подделку, поэтому если вы такое найдёте (А масла на данный момент очень много людей подделывают) то можете и до 70.000 на нём ездить, но всё же мы не рекомендуем, если есть возможность производите смену масла по чаще, хуже от этого не будет.

Примечание! Ещё кой что вы должны знать, с завода не в один русский автомобиль не заливается хорошего дорого масла, связано это и с экономией и с ненадобностью, просто первые тысячи километров пока в двигатели все детали притираются, с них летит стружка и т.д., после прохождения небольшого пробега (Как правило это 2500 тысячи километров) данные масла сливаются и меняются на новые, а именно на более дорогие и ездить на которых предполагается уже не 2500 тысячи километров, а 15.000 тыс., в коробку же вливают тоже не очень дорогое масло с завода (Как правило это минеральное масло) его через 2500 менять не нужно, но после того как автомобиль проедет примерно 30.000 тыс. км. сменить же его не помешает!

Как заменить масло в коробке передач на ВАЗ 1117-ВАЗ 1119?

Примечание! Прежде чем начать, хотелось бы вам рассказать как можно сделать приспособление при помощи которого нужно заливать масло в коробку, плюс его заключается в том, что он заменяет шприц для заливки масла (То есть шприц покупать уже не нужно), делается это приспособление из подручных средств и очень быстро, в начале воронку или же бутылку (2-х литровую) найти придётся (На фото бутылка как вы уже успели заметить), после нахождения (Если это бутылка то разрежьте её как на фото показано) нужно будет шланг подходящего диаметра найти и соединить его с горлышком бутылки либо воронки, всё это дело потом обмотать скотчем или же хорошей плотной изо-лентой, так чтобы всё держалось и можно считать что приспособление собрано, без траты денежных средств и своими руками (Что очень радует), если потом воронка будет нужна, то её после всех операций отмыть можно будет или чтобы не заморачиваться, найдите бутылки и используйте её вместо воронки!

Сливание: 1) Сперва к коробке нужно будет добраться, где она находится мы уже вам показывали, поэтому либо автомобиль на яму загонять придётся, либо же поднимать его домкратом (Домкратом если будете поднимать, то оба передних колеса вывешивайте и проследите за тем чтобы передняя часть ровно висела, потому что если на бок она завалится, тогда масло из коробки не сможет всё вылиться так как оно в уголок в картере забьётся от того что автомобиль стоит не ровно), после чего убедитесь что защита вам позволяет добраться до сливной пробки (Эта пробка показана на фото ниже, она отворачивается на нём), если же не позволяет, тогда снимайте её выкрутив все болты и гайки и опять же подбирайтесь к этой пробки, после того как подберётесь, очистите её металлической щёткой от грязи чтобы во внутрь коробки эта грязь не попала и отверните полностью пробку, подставив под неё при этом ёмкость.

2) После отворачивания пробки, дождитесь пока всё масло сольётся при этом поглядывайте в него, если оно будет сильно загрязнено или если в нём вы обнаружите металлическую стружку, тогда произведите промывку коробки передач и на будущее, если у вас стружка прямо отчётливо видна, то переключайте коробку аккуратней, а то со временем она придёт в негодность и меняйте масло в ней тоже во время и заливайте качественное и тогда этой стружки у вас не будет, так вот промывка производится следующим образом, берётся промывочное масло (В автомагазинах продаётся, специально для коробки передач берите) и заливается примерно 1.3 литра, заливается оно как и обычное масло, то есть вынимается щуп проверки уровня масла из коробки (Его сверху из под капотного пространства вынимать нужно, на маленьком фото пример вынимания показан) и после чего в это заливное отверстие вставляется либо специальное приспособление, либо же шприц берётся купленный в магазине и в него набирается промывочное масло и точно так же он вставляется в это отверстие, после чего шприц выдавливается и тем самым выдавливая всё масло в коробку, а если у вас специальное приспособление то в него заливается данное промывочное масло на 1.3 литра, после заливания вывесить будет нужно либо 1 или же сразу два передних колеса и завести машину включив первую передачу, она обязательно должна будет поработать минуты 2-3 и это масло сливается, через сливное отверстие и на его место заливается новое, точно по такой же схеме.

Примечание! Если обнаружится что вам нужно будет делать промывку, то не забудьте сливную пробку завернуть, перед тем как масло заливать в коробку, а так же при отворачивании любой сливной пробки, возьмите за привычку протирать её от старого масла, потому что в ней магнит расположен который всю грязь к этой пробки притягивает и после заливании нового масла, получается так что эта грязь с ним смешивается, что очень не желательно!

Заливание: Как новое масло заливать мы уже сказали, но вот есть один нюанс, шестерня пятой передачи находится на самом верху и чтобы она лучше смазывалась и дольше не изнашивалась, рекомендуем масло в коробку заливать на 200 грамм больше (По щупу смотреть нужно) чем это требует отметка MAX на щупе, ко всему этого шуметь коробка меньше будет и не забывайте поддерживать постоянно этот уровень, заглядывая для этого в коробку передач при этом.

Дополнительный видео-ролик: Ниже мы закрепили ролик в котором подробно показан процесс замены масла в Коробки Переключения Передач, ко всему этому там ещё показывается снятие корпуса воздушного фильтра, его по сути можно и не снимать, но сняв, работу будет провести по легче и ещё один нюанс, в ролике рассказывают о том что масло по щупу должно быть по середине между отметками MIN и MAX, заливать новое масло до такого уровня мы вам вообще не рекомендуем, потому что все шестерни должны смазывать нормально, тогда и коробка долго будет ходить и шума меньше от неё будет.

Замена и ремонт коробки передач Лада Калина своими руками

Для всех жителей Новосибирска появилась возможность приобрести КПП в розничных автомагазинах.

ул. Рассветная 17/2

Для всех жителей Санкт-Петербурга появилась возможность приобрести и установить КПП у наших партнеров.

Заказать обратный звонок

Укажите ваше Имя и Номер телефона и мы вам обязательно перезвоним!

  • Главная >
  • Как снять-установить КПП >
  • Снятие и установка Коробки Перемены Передач (КПП) 1118-19

Снятие и установка Коробки Перемены Передач (КПП) 1118-19

Работу проводим на автомобильном подъемнике.

Отсоединяем провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Для удобства работы снимите воздушный фильтр.

(Для удобства работы можно снять передние колеса.)

Снимаем левую часть брызговика двигателя.

Если коробку передач снимают для ремонта, слейте из нее масло.

Выверните четыре болта крепления передней крышки картера сцепления…

… и снимаем крышку.

Отсоедините рычаги передний подвески от поворотных кулаков, для чего выверните по два болта крепления шаровых опор к кулакам с обеих сторон автомобиля.

Оперев монтажную лопатку на картер коробки передач, выдавите из нее внутренние шарниры левого…

… и правого привода передних колес. Отведите приводы от коробки передач, перемещая наружу соответствующие амортизаторные стойки передней подвески.

Отсоедините колодки жгутов проводов от выключателя света заднего хода, от соленоида блокировки включения передачи заднего хода…

… и от датчика скорости.

Отверните гайки двух болтов крепления кронштейна реактивной тяги к коробке передач , извлеките болты…

… и отведите вниз тягу вместе с кронштейном.

Промаркируйте любым способом взаимное положение тяги управления коробкой передач и хвостовика шарнира штока переключения передач , чтобы при обратной установке сохранить регулировку привода.

Ослабьте затяжку гайки стяжного болта хомута крепления тяги управления коробкой передач…

… и отсоедините тягу от шарнира штока переключения передач.

Отсоедините от коробки передач нижний конец троса привода сцепления.

Отсоедините от кронштейна , расположенного на коробке передач рядом с отверстием для указателя уровня масла , держатель троса привода дроссельной заслонки.

Выверните задний болт крепления кронштейна катушки зажигания.

Выверните два верхних болта крепления коробки передач к двигателю, одновременно крепящие второй поддерживающий кронштейн. Отведите трос привода дроссельной заслонки вместе с кронштейном в сторону.

Установите под двигатель надежную опору или вывесите его с помощью грузоподъемного механизма.

Отсоедините от кузова кронштейн крепления левой растяжки , не отсоединяя от него растяжку. Отведите растяжку вместе с кронштейном в сторону и закрепите любым доступным способом. (например, привязав проводом).

Отверните гайку нижнего правого крепления коробки передач к двигателю и снимите со шпильки нижний конец распорки впускной трубы. При необходимости ослабьте затяжку гайки верхнего крепления этой распорки.

Установите надежную опору под коробку передач.

Выверните болт левого нижнего крепления коробки передач к двигателю.

Выверните два болта крепления подушки левой опоры силового агрегата к кронштейну опоры…

…отверните три гайки крепления кронштейна к коробке передач , снимите установленные под гайками пружинные шайбы…

… и снимите кронштейн.

Выверните три болта крепления кронштейна задней опоры силового агрегата к коробке передач.

Сдвиньте коробку передач максимально назад (первичный вал должен выйти из сцепления). Придерживая коробку передач , уберите опору и выньте коробку из-под автомобиля.

Устанавливайте коробку передач и все снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.

Toyota Motor Corporation — История длиною в жизнь!

“Без прошлого нет настоящего”

Сакиши Тойода — Отец — Отца

14 февраля 1867 года в префектуре Сизуока родился Сакиши Тойода (Sakichi Toyoda). Так как он был первым сыном у родителей, то по Японским традициям он стал в своей семье kacho, или как у нас принято главой дома, и унаследовал обязательства своего отца и его профессию плотника. Но несмотря на свои обязательства к плотницкому ремеслу Сакиши не проявлял никакого интереса и в 1885 г. решил стать изобретателем. С этого момента, в течение последующих тридцати пяти лет он занимался модернизацией ткацких станков.

В 1890 году Сакиши Тойода конструирует первую собственную конструкцию ручного деревянного ткацкого станка. Не имея профобразования, Сакиши Тойода учился методом проб и ошибок — он верил в способность получить все необходимые ему знания, непосредственно работая с промышленным оборудованием. Сакиши понимал, что японская промышленность должна двигаться вперед небольшими шагами и занимать рыночные ниши, которые проигнорировали западные компании. Он осознал важность непрерывных модернизаций оборудования вне зависимости от состояния конкуренции.

Сакиши Тойода умер 30 октября 1930 года. Когда жители Нагоя провожали Сакиши туда, откуда не возвращаются, они прославляли его как человека, всегда идущего по зову сердца к своей мечте, не пасующего ни перед какими трудностями, на полную катушку использовавшего благоприятные возможности эпохи Мэйдзи [период в истории Японии с 23 октября 1868 по 30 июля 1912, когда императором был Муцухито. Император Муцухито взял имя Мэйдзи, которое означает «просвещённое правительство». Этот период ознаменовался отказом Японии от самоизоляции и становлением её как мировой державы. ― прим.ред] и приложившего все усилия для того, чтобы его страна заняла достойное место в мире.

Кииширо Тойода — “Основатель Toyota Motor Company”

В 1930 году, согласно посмертной воле Сакиши, его сын Кииширо Тойода приступает к изучению производства автомобилей. Как профессиональный инженер, Кииширо понимает, что единственно правильный путь для начала прогресса — воспользоваться уже имеющими успешными разработками. В 1930 году Кииширо Тойода обращается к совету директоров компании Toyoda Automatic Loom Works с просьбой о выделении площадей для организации автомобильной исследовательской лаборатории.

Основатель Toyota Motor Company Кииширо Тойода, старший сын Сакиши Тойода, родился в префектуре Сизуока в 1894 году. В 1920-м он закончил Tokyo Imperial University, получил диплом инженера-машиностроителя и в том же году поступил в компанию своего отца Toyoda Spinning and Weawing Company. Для начала он выделил помещение в Toyoda Automatic Loom Works, где начал самостоятельное изучение небольшого двигателя внутреннего сгорания. Спустя три года совет директоров Toyoda Automatic Loom согласился на учреждение автомобильного подразделения компании, и в сентябре 1934-го Кииширо и его сотрудники завершили разработку первого двигателя модели А. Первый легковой автомобиль и первый грузовик с идеально продуманными внутренностями сошли с конвейера через год.

В 1931 году автомобильно-исследовательская лаборатория начинает работу по препарированию американских двигателей внутреннего сгорания — все разбирается “до винтика”, изучается, ломается. Тойода пытается выбрать прототип двигателя для собственного производства. Эти работы продолжаются несколько лет. Кииширо стремится разработать уникальную японскую систему автомобильного производства, которая должна учитывать характерную для этой страны ограниченность пространства и ресурсов, а также приспособляемость и разносторонность навыков ее населения.
В 1933 году в компании Toyoda Automatic Loom Works, Ltd. создается автомобильное подразделение, которое возглавляет Кииширо Тойода. К этому времени уже был выбран базовый двигатель для копирования — рядный шестицилиндровый Chevrolet.

В 1934 году, после года борьбы с ненадежностью компонентов, на основе “шевролетовского” был подготовлен к производству “собственный тойодовский” двигатель, названный ТИП А. Как только был готов двигатель, сразу же начались работы по подготовке автомобиля, причем сразу по двум направлениям — легковому и грузовому.

В 1935 году завершается разработка прототипа легкового автомобиля A1 и прототипа грузового автомобиля G1.Кииширо понимал, что для успешной конкуренции с такими могущественными западными компаниями, как GM и Ford, Toyota должна вкладывать средства в исследования и разработки. Поэтому еще в 1936 году он организовал исследовательскую лабораторию в Токио. Кииширо хотел разработать чисто японскую систему производства, которая бы учитывала характерную для этой страны ограниченность пространства и ресурсов. Американские производители могли позволить себе создавать запасы комплектующих и строить для их хранения специальные склады — места было предостаточно. А у японцев был интеллект, быстрая обучаемость, способность схватывать все на лету и восточная усидчивость и целеустремленность. Поэтому на заводах приобреталось оборудование общего, а не специального назначения, которое адаптировалось к местным условиям и превращалось во многоцелевое.

На западе широко практиковали «обучение на рабочем месте». Такой подход приводил к повышенному расходу ресурсов, которого не могли себе позволить японцы. Кииширо мечтал о системе, в которой ни один элемент не создавался бы прежде, чем в нем возникнет необходимость, что позволяло бы избежать хранения деталей, а значит, и бесполезного расходования средств. Поэтому на заводе его компании основным лозунгом стали слова «точно вовремя».

В 1936 году утверждается логотип компании Тойота (Toyota MotorCorporation), и запускаются в производство седан AA, фаэтон AB, а также грузовик AG. Кроме этого, в 1936 году происходит первая экспортная поставка грузовика G1 — 4 автомобиля отправляются в Северный Китай.

В 1937 году автомобильное подразделение Toyoda Automatic Loom Works, Ltd. выделяется в самостоятельную компанию – ToyotaMotor Company, Ltd (TMC). К этому времени Тойода получает “госзаказ” на 3000 грузовиков для японской армии.Заказ военных грузовиков Toyota был настолько выгоден, что через год — в 1938 году — позволил братьям Тойода построить новый настоящий автозавод Honsha Plant в городке Коромо. Поныне это место является центром империи Тойота — много лет спустя городок даже был переименован в Тойота за заслуги корпорации перед отечеством.

Дальнейшей целью фирмы становится выкуп и основание компаний, которые когда-либо занимались конкретно производством автомобильных деталей. Делали это, в основном, для того чтобы избежать проблем с поставкой продукции. Также Кииширо Тойода в 1940 году открыл Институт химических и физических исследований. В целях обеспечения компании металлом в этом же году был создан Toyota Seiko Ltd – крупнейшее и в наше время производство по изготовлению калиброванной стали марки Aichi Steel Works и прутков. Через год появился еще завод, продукцией которого стали станки и оборудование – Toyota Machine Works Co., Ltd. И в этом же 1941 году началось производство легкового авто АЕ. В 1942-м выпустили грузовик КВ, и в 1947 году вышел легковой грузовик, именованный SB, и малолитражное пассажирское авто SA. 1947 год ознаменовался для компании и выпуском стотысячного автомобиля.

Благодаря новой системе производства, очень повысилась эффективность работы фирмы. Стало возможным заняться поставкой автомобилей на рынок по вполне конкурентоспособным ценам. Впрочем, качество машин так и осталось не особо высоким, и менеджмент компании неустанно трудился над устранением этого недостатка. И вот, наконец, в 1950-х годах качество стало расти, после того как фирма начинает заниматься разработкой собственных автомобилей. К тому времени была уже основана отдельная компания Toyota Motor Sales Co. Ltd, занимающаяся исключительно сбытом продукции.

ОЦЕНКА УРОВНЯ ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИИ КОМПАНИИ «TOYOTA MOTOR», ХАРАКТЕРИСТИКА ЕЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ГЛОБАЛЬНОЙ БИЗНЕС-СЕТИ

На сегодняшний день «Toyota Motor» – один из ведущих автопроизводителей, занимающий 8 место в рейтинге 500 крупнейших мировых компаний. Япония занимает второе место в мире по индексу значимости автомобильной промышленности в национальной экономике (53%), уступая лишь США (89%) [3]. На протяжение более 80 лет компания успешно ведет свою деятельность в теперь уже 160 странах мира [1]. «Toyota» выпускает более 7 млн. автомобилей в год, а это значит, что каждые несколько секунд с конвейеров ее завода сходит новая машина. На предприятиях компании по всему миру трудится примерно 300 тысяч человек. «Toyota Motor» – это яркий пример знаменитого «японского экономического чуда», образец успешного менеджмента и создатель новой производственной философии.

Компания выпускает пассажирские, грузовые автомобили и автобусы под брендами Toyota, Lexus, Scion, Daihatsu, Hino.

История автопроизводителя Toyota берет свое начало в 1937 году, когда Киичиро Тойода отделил автомобильное подразделение от главного семейного бизнеса – производства промышленных ткацких станков.

Заводы компании Тойота расположены по всему миру – в Японии, Австралии, Индии, Шри-Ланке, Канаде, Индонезии, Польше, Южной Африке, Турции, Колумбии, Великобритании, США, Франции, Бразилии, Португалии, Аргентине, Чехии, Мексике, Малайзии, Тайланде, Пакистане, Египте, Китае, Вьетнаме, Венесуэле, на Филиппинах и в России.

Распределение производственных предприятий и дистрибьюторов компании Тойота в регионах мира, 2014г.

Регион Количество производственных предприятий Количество дистрибьюторов
Северная Америка
Латинская Америка
Европа
Африка
Азия (кроме Японии)
Океания
Ближний Восток
Всего (зарубежная торговля)

При сегментации рынка и выявлении целевой аудитории Toyota руководствуется своей знаменитой философией “правильный автомобиль в нужном месте”. Рассматривая рынок каждой страны в отдельности, компания, тем не менее, выделяет несколько глобальных центров концентрации своей активности. Рынок США является безусловным приоритетом компании. Это связано с тем, что в США потребляют 25% всей произведенной продукции, то есть, почти столько же, сколько в самой Япония [1].

Рынок Европы остается для компании наиболее непознанным и, в то же время, наиболее перспективным. Как показано на диаграмме выше, в странах Европы компания реализует лишь 11% своего общего производства.

Рисунок 1. Продажи автомобилей Тойота по регионам мира, 2014г.

Факторы, способствующие выходу компании на мировые рынки:

– развитие внутреннего рынка, то есть насыщение товарами и необходимость реализации за рубежом;

– эксклюзивная технология регулирования производственных процессов («камбан»), избегающей разнообразных убытков — материальных, временных, технических;

– научные разработки технического характера;

– создание новых представительств Toyota System Research Inc. (вместе с Fujitsu Ltd., в 1990 году), Toyota Soft Engineering Inc. (вместе с Nihon Unisys, Ltd., в 1991 году), Toyota System International Inc. (вместе с IBM Japan Ltd. и Toshiba Corp., в 1991 году) и другие;

– опубликование Хартии Земли (The Earth Charter) – разработки в области экологичности производства автомобилей;

– разработка инновационного делового решения и производство двигателей нового поколения с изменением фаз газораспределения (VVT-i);

– повышение эффективности сбытовой деятельности путем укрепления рыночных позиций.

Для того чтобы определить степень транснационализации компании необходимо рассчитать следующие индексы:

1. индекс транснациональности (the «Transnationlity Index»):

Iтр = (Аз/Ао + Пз/По + Шз/Шо) : 3 (1)

где: – Iтр — индекс транснациональности;

– Аз — зарубежные активы;
– Ао — общие активы;
– Пз — объем продаж товаров и услуг зарубежными филиалами;
– По — общий объем продаж товаров и услуг;
– Шз — зарубежный штат;
– Шо — общий штат работников компании.

I тр «Тойота Мотор» = 61,71% + 85,17%+52,9% / 3 = 52,9%

2. индекс интернационализации (the «Internationalization Index»)

где: – Iинтр – индекс интернационализации;

– Nзф – число зарубежных филиалов;

– Nо – общее количество филиалов.

I интр «Тойота Моторс» = 50 / 66 = 75%

Таким образом, на основе расчета данных индексов можно сделать вывод о том, что степень транснационализации компании «Тойота Мотор» высокая, и большая часть активов ТНК находится за пределами страны базирования.

Компания Toyota Motor разработала свою рыночную стратегию на разных уровнях – глобальном уровне, региональном уровне, и на национальном уровне на основе оценки потребностей клиента. Одним из ключевых факторов для проектирования стратегии сегментации, таргетинга и позиционирования «Toyota» всегда является анализ состояния рынка, экономики, покупательной способности целевой аудитории и ее потребительских предпочтений.

Основополагающими элементами и одновременно ориентирами маркетингового планирования «Toyota», позволившими компании завоевать доверие клиентов, являются показатели [5]:

– экологической чистоты продукта;

– низких эксплуатационных затрат продукта;

– качества послепродажного обслуживания.

Фундаментальная инновационная политика корпорации «Toyota» шлифовалась десятилетиями. Применение системного подхода TPS обеспечило успех продвижения моделей автоконцерна на мировом рынке [4].

Уникальным инновационным проектом концерна «Toyota» стал выпуск гибридного автомобиля Prius в 1997г. Prius должен был стать первым в мире инновационным автомобилем XXI века. По мнению руководителей появление гибридного Prius решало экологические проблемы выбросов в окружающую среду. Инвестиции в разработку были окуплены успешными продажами в Японии и Европе, а в США инновационный автомобиль стал самым продаваемым.

С целью развития транспортной системы и обеспечения безопасности водителей, пассажиров и пешеходов в будущем, компания Тойота в США значительно расширила программу исследований и объявила о дополнительных инвестициях в размере $35 миллионов на разработки в этой области до 2020 года. За последние три года научно-исследовательский центр технологий безопасности Тойота в США запустил 34 исследовательских проекта с 17 партнерскими организациями. Среди проектов, реализованных центром, – системы по предотвращению аварийных ситуаций, системы безопасности пассажиров-детей, а также безопасности пешеходов, например:

– компоненты системы безопасности и помощи SafetySense;

– контроль курсовой устойчивости IDDS с дополнительными функциям;

– полный привод с автоматическим подключением;

– полностью светодиодная оптика;

– «умные» камеры панорамного обзора;

– вспомогательная система автоматизированного управления автомобилем на скоростных автомагистралях (AHDA);

– система контроля за соблюдением разметки (Lane Trace Control);

– интерактивный интерфейс «человек-машина»;

– инновационный радар SPAD LIDAR;

– трехмерный проекционный дисплей 3D HUD.

Динамика финансирования сферы НИОКР

компании «Тойота Мотор»

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2013 г. 2014 г.
Тойота
Объем финансирования НИОКР, млрд. дол. США 11,5 10,95 8,5 8,9 9,6
Доля расходов на НИОКР в объеме валового дохода, % 3,6 4,4 3,8 3,8 4,2

Итогом применения системных инноваций автогигантом «Toyota» стало прочное положение, занимаемое на автомобильном рынке. Социальный эффект от применения инноваций достигается в результате открытия новых направлений и выхода в свет новых моделей «Toyota»:

– TPS гарантированно защищает персонал и совершенствует систему взаимоотношений между сотрудниками, кроме того создает стимул к обучению и непосредственно внедрению инноваций;

– разработка инновационных моделей и инновационные решения в моделях уже существующих привлекает талантливых и перспективных сотрудников;

– повышается качество обслуживания клиентов.

Получаемый же компанией «Toyota» доход и успешность брендов обеспечивает концерну положение лидера.

Таким образом, компания «Toyota Motors» добилась репутации производителя автомобилей высокого качества во всех странах мира. Такого результата удалось достичь благодаря неукоснительному следованию принципам Производственной системы Тойота и строгому контролю качества на каждой стадии производства. Это ключ к созданию автомобилей, полностью соответствующих международным стандартам качества «Toyota».

1. Данные официального сайта корпорации Toyota Motor Corporation. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:http://www.toyota-global.com

2. Данные годового отчета компании Toyota Motor Corporation, “Worldwide Operations”, 2014г. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.toyota.ru/

3. Конахина, Н.В. Тенденции интеграции в автомобильной промышленности // Труды XII Международной научно-практической конференции. — СПб.: Изд-во Политехн. Университета. — 2007. — С. 200

4. Морозова О.Е. Системные инновационные проекты на примере концерна «Toyota Motor Company» // Научные технологии. — 2013. — [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.nauteh.ru/index.php/conference-cnf-2013-04/140-a

5. Bhandari S. Analysis of Toyota Marketing Strategy // Journal of International Marketing. — 2008. — №6. — P.41.

Создание летающего автомобиля как результат менеджмента промышленных образцов (на примере компании Тойота) Текст научной статьи по специальности « Экономика и бизнес»

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина А.С., Кадирмитова С.Л., Котова Д.Д., Шайдуллина А.Р.

В работе исследована история компании Toyota Motor Corporation в сфере объектов интеллектуальной собственности с 1933 по 2014 г. Объектом исследования является менеджмент промышленных образцов Японии на примере компании Toyota, предметом является изучение различий в системе законодательства промышленных образцов . В исследовании проведена сравнительная характеристика менеджмента в сфере промышленных образцов между Россией и Японией. На основе данного анализа сделаны выводы по системе менеджмента в сфере промышленных образцов .

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ильина А.С., Кадирмитова С.Л., Котова Д.Д., Шайдуллина А.Р.

CREATION OF A FLYING VEHICLE AS THE RESULT OF MANAGEMENT OF INDUSTRIAL DESIGNS (CASE STUDY OF TOYOTA COMPANY)

The paper explores the history of Toyota Motor Corporation in the field of intellectual property from 1933 to 2014. The object of the article is the management of industrial designs in Japan based on the case study of Toyota. The subject of the study is differences in the system of legislation of industrial designs . The paper provides a comparative description of management in the field of industrial designs between Russia and Japan. Based on this analysis, conclusions are drawn on the management system in the field of industrial designs .

Текст научной работы на тему «Создание летающего автомобиля как результат менеджмента промышленных образцов (на примере компании Тойота)»

СОЗДАНИЕ ЛЕТАЮЩЕГО АВТОМОБИЛЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ МЕНЕДЖМЕНТА ПРОМЫШЛЕННЫХ

ОБРАЗЦОВ (НА ПРИМЕРЕ КОМПАНИИ ТОЙОТА)

Ильина А.С.1, Кадирмитова С.Л.2, Котова Д.Д.3, Шайдуллина А.Р.4

l, 2, 3, 4 Казанский инновационный университет имени В. Г. Тимирясова, Казань, Россия

* Корреспондирующий автор (kaz03[at]yandex.ru)

В работе исследована история компании Toyota Motor Corporation в сфере объектов интеллектуальной собственности с 1933 по 2014 г. Объектом исследования является менеджмент промышленных образцов Японии на примере компании Toyota, предметом является изучение различий в системе законодательства промышленных образцов. В исследовании проведена сравнительная характеристика менеджмента в сфере промышленных образцов между Россией и Японией. На основе данного анализа сделаны выводы по системе менеджмента в сфере промышленных образцов.

Ключевые слова: летающий автомобиль, промышленные образцы, менеджмент объектов интеллектуальной собственности.

CREATION OF A FLYING VEHICLE AS THE RESULT OF MANAGEMENT OF INDUSTRIAL DESIGNS (CASE

STUDY OF TOYOTA COMPANY) Research article

Ilyina A.S.1, Kadirmitova S.L.2, Kotova D.D.3, Shaidullina A.R.4

1 2 3 4 Kazan Innovative University named after V.G. Timiryasov, Kazan, Russia

* Corresponding author (kaz03[at]yandex.ru)

The paper explores the history of Toyota Motor Corporation in the field of intellectual property from 1933 to 2014. The object of the article is the management of industrial designs in Japan based on the case study of Toyota. The subject of the study is differences in the system of legislation of industrial designs. The paper provides a comparative description of management in the field of industrial designs between Russia and Japan. Based on this analysis, conclusions are drawn on the management system in the field of industrial designs.

Keywords: flying car, industrial designs, intellectual property management.

Идея летающего автомобиля как реализация мечты человека о свободе на основе полета в воздухе в цифровой экономике преобразовалась в реальном пространстве. Известно, что с давних времен люди мечтали о свободном полете. Ощущение полета, который должен дать летающий автомобиль, пока остаются недоступным для массового потребления. Но один из крупнейших мировых автопроизводителей, японская компания Toyota, представила свое видение летающего автомобиля будущего в реальном формате. По замыслу создателей, летающий автомобиль должен будет участвовать в церемонии открытия Олимпиады 2020 как параде технологических новшеств цифровой экономики в области спорта высших достижений. Это значит, что новейшее транспортное средство как объект интеллектуальной собственности становится реальностью благодаря развитию цифровой экономики, менеджменту объектов интеллектуальной, в том числе, промышленной, собственности соответствующих систем: мезоуровня, под которым в настоящем исследовании понимается уровень страны, микроуровень или уровень конкретной организации.

Отсюда задачами настоящего исследования являются:

1. Сравнительный анализа менеджмента промышленных образцов в РФ и Японии. 2.Анализ менеджмента объектов интеллектуальной собственности (в том числе, промышленных образцов) на примере компании Тойота. 3. Вывод по проведенному исследованию. Объектом исследования выступает система менеджмента промышленных образцов на мезо,- микроуровнях. Предметом исследования является система менеджмента промышленных образцов в РФ и Японии, в компании Тойота как первого в мире производителя летающего автомобиля.

При изучении российского законодательства в сфере промышленных

образцов, выделили основные критерии, которые сравнили с законодательством Японии в сфере промышленных образцов.

Нами проведен сравнительный анализ нормативно-правовых актов в сфере менеджмента промышленных образцов в России и Японии в следующих областях: критерии охраны, процедура регистрации промышленных образцов, процедура защиты промышленных образцов, компетенции ответственных лиц или патентных поверенных. По каждой анализируемой области сделаны следующие выводы:

1. В области «критерии охраны». Здесь нами выделен ряд законодательных актов, в Японии выявлен более обширный ряд правовых актов [1], [3], [22].

2. В области «процедуры регистрации промышленных образцов»: в России и Японии процедура регистрации промышленных образцов проходит в несколько этапов. Процесс регистрации в обеих странах проходит идентично [2], [17];

3. В области «Процедура защиты промышленных образцов»: по результатам анализа максимальный срок действия патента на промышленный образец в России и Японии достигает не более 25 лет. В Японии полезная модель подлежит охране на протяжении 10 лет, так же как и в России [6], [23].

4. В области «Компетенции ответственных лиц или патентных поверенных»: сравнив компетенции патентных поверенных обеих стран, можно сделать вывод, что компетенции идентичны [6], [23].

По результатам сравнительного анализа менеджмента промышленных образцов можно сделать вывод, что патентование в обеих странах проходит по сходным критериям.

Концепция гибридного транспортного средства, которое может как летать, так и передвигаться по дорогам, в разное время по-разному реализуется разработчиками на основе внедрения при их разработке технологических инноваций [12], [13]. Так, один из первых летающих автомобилей Airphibian был построен в 1946 году [10], [11]. Несмотря на то, что разработки в области летающих автомобилей ведутся уже давно, подобные транспортные средства все ещё редки.

Понимание интеллектуальной собственности, и составляющие авторского и патентного права сформировались в период эпохи просвещения. В это время было разработан один из первых источников нормативно-правового регулирования рассматриваемых отношений, именуемых законов об авторском праве – статус Анны изданный в Англии в 1709 году [15], [16], [17]. Также в эту историю внес вклад крупнейший автопроизводитель Toyota. История компании началась с 1933 года выпуском ткацких станков (см. табл. 1).

Таблица 2 – Эволюция менеджмента ОИС на примере компании Toyota

Дата Значимые события* Объекты интеллектуальной собственности**

1933 г. Полученные средства с продажи патента на производство ткацких машин, были направленны на создание отдела по производству автомобилей. Создание отдела по производству автомобилей.

1937 г. Автомобильный департамент преобразовался в отдельную компанию. Создание компании Toyota Motor Corporation.

1957 г. Компания Toyota выходит на американский рынок и экспортирует автомобили. Выход на американский рынок.

1989 г. Компания Toyota создала и зарегистрировала свою торговую марку и эмблему. Создание эмблемы Toyota.

2014 г. Стартап Cartivator совместно с компанией Toyota запатентовали коммерческую версию летающей машины Skydrive. Получен патент на разработку летающей машины Skydrive в Японии.

Примечание: * – на основе сайта www.toyota.ru, ** – самостоятельный вывод на основе [7]

Японская группа Cartivator на сегодняшний день трудится над проектом летающего автомобиля – квадрокоптера Skydrive. Создатели модели планируют построить колоссально большой складной квадрокоптер-электромобиль, а именно конструкция будет иметь длину в 2,9 метра, данная модель сможет передвигаться по дорогам общественного пользования. Предположительно ожидаемая максимальная скорость электромобиля будет достигать 100 километров в час в режиме квадрокоптера и 150 километров в час в режиме автомобиля [11], [12], [13].

19.01.2014 компания по производству и исследованию автомобилей Toyota Motor Engineering & Manufacturing North America, принадлежащая Toyota Motor Company, подала заявку на выдачу патента модели летающего автомобиля. 23 июня 2016 года патент был выдан компании организацией USPTO (Бюро патентов и торговых марок США – United States Patent and Trademark Office) с соответствующим номером US20160176256A1 [19].

Анализируя существующие показатели компании, складывается мнение, что её успех мало что может пошатнуть. Стоит отметить, что Toyota реализует наши мечты, мечты человечества, создавая летающий электромобиль. Выявить и назвать основные причины успеха компании довольно непросто, потому что здесь нельзя не учесть трудолюбие и отдачу сотрудников, выдержка руководства, а также оригинальность и исключительные технологические решения. Все это и привело к успеху и высокой репутации компании Toyota. В завершение можно сделать следующие выводы: 1. Проведенный сравнительный анализа менеджмента промышленных образцов в РФ и Японии показал, что патентование в обеих странах проходит по сходным критериям. 2.Анализ менеджмента объектов интеллектуальной собственности (в том числе, промышленных образцов) на примере компании Тойота с 1993 по 2014 гг. на основе анализа данных информационного портала компании показал, что в основе менеджмента ОИС в компании находится менеджмент объектов промышленного права. Недостатком настоящего исследования выступает ограниченный объем информации, использованный для анализа данных. Однако значимым результатом исследования является формирование понимания того, что эффективный менеджмент объектов промышленного права на микроуровне позволяет обеспечить технологический прорыв мезосистемы в условиях развития цифровой экономики.

Авторы исследования выражают благодарность научным руководителям – Шаймиевой Эльмире Шамилевне. д.э.н., профессору кафедры менеджмента, ЧОУ ВО «Казанского инновационного университета им. В.Г.Тимирясова (ИЭУП)», Гумеровой Гюзель Исаевне, д.э.н., профессору, профессор Департамента Менеджмента ГОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве России».

The authors of the study are grateful to the supervisors -Shaimieva Elmira Shamilevna, PhD in Economy, Professor, Department of Management, Private Higher Education Institution “Kazan Innovation University named after V.G. Timiryasov,” Gumerova Guzel Isaevna, PhD in Economy, Professor of the Department of Management, State Educational Institution of Higher Professional Education “Financial University under the Government of Russia.”

Conflict of Interest

Список литературы / References

1. Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, утв. приказом Минобрнауки России от 29 окт. 2008 г., N 325. – М.: Патент, 2009.- 94 с.

2. Официальный сайт «Федеральная служба по интеллектуальной собственности Роспатент» [Электронный ресурс] – URL: https://rupto.ru/ru (дата обращения 10.02.2020)

3. Закон от 1993 г. № 47 «О предотвращении недобросовестной конкуренции» [Электронный ресурс] – URL http://www.japaneselawtranslation.go.jp/law/detail_main?id=83&re=&vm=2 (дата обращения 10.02.2020)

4. Закон СССР от 10.07.1991 N 2328-1 «О промышленных образца»)

5. Закон Японии от 14.12.2002г. № 122 «Об интеллектуальной собственности» [Электронный ресурс] – URL https://www.cas.go.jp/ дата обращения 10.02.2020)

6. ГК РФ ст. 1363 „Сроки действия исключительных прав на изобретение, полезную модель и промышленный образец” [Электронный ресурс] – URL http://www.gk-rf.ru/statia1363 (дата обращения 10.02.2020)

7. Закон Японии от 26.04.2000 г. № 48 «О патентных поверенных» ст. 7 16-2 [Электронный ресурс] – URL http://www.japaneselawtranslation.go.jp/law/detail_main?re=&vm=2&id=2981 дата обращения 10.02.2020)

8. Закон Японии от 13.04.1959 г. № 123 «О полезной модели» Revew [Электронный ресурс] – URL http://www.japaneselawtranslation.go.jp/law/detail_main?id=43&vm=2&re= дата обращения 10.02.2020)

9. Закон Японии от 13.04.1959 г. № 125 «О промышленных образцах» [Электронный ресурс] – URL http://www.japaneselawtranslation.go.jp/law/detail/?id=44&vm=04&re=02 дата обращения 10.02.2020)

10. Шеве Г. Менеджмент 4.0 цифровой экономики Германии: опыт и инструменты для цифровой экономики России . Шеве Г., Хюзиг С., Гумерова Г., Шаймиева Э. // Казань : Изд-во «Познание» Казанского инновационного университета, 2020. – 75 с.

11. Гумерова Г.И. Прямые иностранные инвестиции и технологические инновации . Гумерова Г.И., Шаймиева Э.Ш. // Казань, Изд-во КФУ 2009. 285 с.

12. Шаймиева Э.Ш. Методология формирования, развития и управления технологическими инновациями в процессе модернизации промышленности мезосистем . Шаймиева Э.Ш. // автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук / Казанский национальный исследовательский технологический университет. Казань, 2012. 56 с.

13. Гумерова ГИ. Анализ управления технологическими инновациями на промышленных российских предприятиях: источники финансирования, инновационная стратегия . Гумерова ГИ., Шаймиева Э.Ш. // Актуальные проблемы экономики и права. 2012. № 3 (23). С. 93-103.

14. ФЗ от 30 декабря 2008 г. №316-ФЗ «О патентных поверенных» [Электронный ресурс] – URL: http://base.garant.ru/12164270/ дата обращения 10.02.2020)

15. Гумерова Г. И. К вопросу о концепции жизненного цикла технологии . Гумерова Г. И., Шаймиева Э. Ш. // Инновации. 2008. №8. С. 71-75

16. Шаймиева Э.Ш. Актуальная исследовательская проблематика диффузионного (адопционного) процесса для формирования инновационно-технологической системы региона /. Шаймиева Э.Ш. // Инновационный Вестник Регион. 2010. №4. С. 2-8

17. Гумерова Г. И. Формирование концептуальных положений модели управления знаниями в организации: теоретико-методический подход (на основе эмпирического исследования) / Гумерова Г.И, Шаймиева Э.Ш. // Актуальные проблемы экономики и права. 2013 №.3 (27). С. 71-81.

18. Официальный сайт Nikkei Asian Revew [Электронный ресурс] – URL https://asia.nikkei.com/ дата обращения 10.02.2020)

19. Официальный сайт «Закона и правосудия Канады» [Электронный ресурс] – URL https://laws-lois.justice.gc.ca/eng/acts/p-4/ дата обращения 10.02.2020)

20. Официальный сайт компании Тойота [Электронный ресурс] – URL https://www.toyota.ru/ (дата обращения 20.02.2020)

21. United States Patent and Trademark Office, Revew [Электронный ресурс] – URL http://patft.uspto.gov/

22. «Патентный закон Российской Федерации» от 23.09.1992. N 3517 [Электронный ресурс] – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_979/ (дата обращения 10.02.2020)

23. Японское патентное ведомство Revew [Электронный ресурс] – URL https://www.wipo.int/portal/en/index.html дата обращения 10.02.2020)

Список литературы на английском языке / References in English

1. Administrativnyj reglament ispolnenija Federal’noj sluzhboj po intellektual’noj sobstvennosti, utv. prikazom Minobrnauki Rossii ot 29 okt. 2008 g., N 325 [Administrative regulations of execution by the Federal service for intellectual property, UTV . by order of the Ministry of education and science of Russia on October 29. 2008, N 325]. – M.: Patent, 2009.- 94 p. [in Russian]

2. Oficial’nyj sajt «Federal’naja sluzhba po intellektual’noj sobstvennosti Rospatent» [Official website of the Federal service for intellectual property Rospatent»] [Electronic resource]- URL https://rupto.ru/ru (accessed: 10.02.2020) [in Russian]

3. Zakon ot 1993 g. № 47 «O predotvrashhenii nedobrosovestnoj konkurencii» [Law No. 47 of 1993 “On prevention of unfair competition»] [Electronic resource]- URL http://www.japaneselawtranslation.go.jp/law/detail_main?id=83&re=&vm=2 (accessed: 10.02.2020) [in Russian]

4. Zakon SSSR ot 10.07.1991 N 2328-1 «O promyshlennyh obrazcah» [Law of the USSR of 10.07.1991 N 2328-1 “On industrial designs»] [in Russian]

5. Zakon Japonii ot 14.12.2002g. № 122 «Ob intellektual’noj sobstvennosti» [Law of Japan No. 122 of 14.12.2002 “On intellectual property»] [in Russian]

6. GK RF st. 1363 [Article 1363 of the civil code of the Russian Federation ” Terms of validity of exclusive rights to an invention, utility model and industrial design”] [Electronic resource] – URL http://www.gk-rf.ru/statia1363 (accessed: 10.02.2020) [in Russian]

7. Zakon Japonii ot 26.04.2000 g. № 48 «O patentnyh poverennyh» st. 7 16-2 [Law of Japan No. 48 of 26.04.2000 “on patent attorneys” art. 7 16-2] [Electronic resource] – URL http://www.japaneselawtranslation.go.jp/law/detail_main?re=&vm=2&id=2981 (accessed: 10.02.2020) [in Russian]

8. Zakon Japonii ot 13.04.1959 g. № 123 «O poleznoj modeli» Revew [Law of Japan No. 123 of 13.04.1959 “On utility model” Review] [Electronic resource]- URL http://www.japaneselawtranslation.go.jp/law/detail_main?id=43&vm=2&re= (accessed: 10.02.2020) [in Russian]

9. Zakon Japonii ot 13.04.1959 g. № 125 «O promyshlennyh obrazcah» [Law of Japan No. 125 of 13.04.1959 “on industrial designs» ] [Electronic resource] – URL http://www.japaneselawtranslation.go.jp/law/detail/?id=44&vm=04&re=0 (data obrashhenija 10.02.2020) [in Russian]

10. Sheve G., Hjuzig S., Gumerova G., Shajmieva Je. Menedzhment 4.0 cifrovoj jekonomiki Germanii: opyt i instrumenty dlja cifrovoj jekonomiki Rossii // Kazan’ : Izd-vo «Poznanie» Kazanskogo innovacionnogo universiteta, 2020. – 75 p. [in Russian]

Системные инновационные проекты на примере концерна «Toyota Motor Company»

Переход российской экономики от стадии рецессии к состоянию устойчивого развития невозможен без реализации инновационных проектов на всех уровнях: общегосударственном, региональных, корпоративных, отдельных предприятий и организаций. Однако процессы разработки, внедрения и продвижения инноваций на рынке зачастую сопряжены с необходимостью обеспечения комплекса мер по их поддержке как со стороны органов государственной и муниципальной власти, так и со стороны коммерческих структур.

Одним из способов сопровождения инновационных проектов является привлечение аутсорсинговых организаций как на отдельных стадиях их реализации, так и в полном технологическом цикле. Под инфраструктурной поддержкой инновационных проектов со стороны аутсорсинговых компаний мы понимаем обеспечение инструментария аутсорсингового управления как отдельными функциональными процессами инновационного проекта, так и комплексного механизма, способствующего решению задачи повышения эффективности его реализации.

Инфраструктурное сопровождение инновационного проекта со стороны аутсорсинговых организаций может представлять собой как отдельные виды поддержки, так и целый комплекс механизмов, направленных на повышение эффективности его разработки, внедрения и выведения на рынок. В качестве основных причин, обуславливающих привлечение аутсорсинговых предприятий к процессам создания и продвижения инноваций, можно выделить следующие:

1. Комплексный подход аутсорсинговых компаний к проектированию, внедрению и последующему сопровождению инноваций.

2. Поиск нестандартных решений новых проблемных задач.

3. Экономия издержек на персонале.

4. Расширение спектра зон применения готовых инновационных решений.

Ожидаемыми результатами от внедрения аутсорсинга как инструмента коммерческой поддержки инновационных проектов являются: повышение их рентабельности, снижение периода окупаемости, рост прибыли.

Необходимо отметить, что аутсорсинговые компании функционируют в разных областях предпринимательской деятельности и охватывают различные сферы народного хозяйства. Однако, как правило, их деятельность на рынке ограничена конкретной направленностью, что является основным препятствием для обеспечения комплексного подхода при решении задач по комплексной поддержке инновационных проектов. Поэтому процесс выведения инновационных решений на аутсорсинг сопряжен с необходимостью для заказчика заключения нескольких аутсорсинговых контрактов с различными организациями. Это приводит к определенным сложностям, среди которых можно выделить следующие:

1. Недостаточную слаженность действий между аутсорсинговыми предприятиями.

2. Увеличение факторов риска для реализации инновационного проекта, связанных с необходимостью коррекции сроков выполнения этапов при возникновении сбоев у отдельных аутсорсинговых организаций.

3. Сложность заключения договоров с учетом специфики функционирования отдельных аутсорсинговых компаний.

4. Рост накладных расходов, сопряженный с необходимостью оплаты разным аутсорсинговым партнерам.

5. Инерционность при возникновении непредвиденных обстоятельств, а также внесении коррективов в процесс реализации инновационного проекта.

Перечисленные факторы создают дополнительные риски на всех этапах выполнения, внедрения и развития инновационных проектов. Анализ научных источников в области управления инновациями позволяет сделать вывод о том, что последний является высокорисковой сферой экономической деятельности [1–3]. Поэтому недостаточно обоснованный подход при выборе аутсорсингового партнера может привести не к снижению, а к дополнительному увеличению рисков. Это является основной причиной того, что зачастую аутсорсинг в качестве системы поддержки инновационных проектов используется точечно, в конкретных сферах.

На рис. 1 схематично показаны основные зоны применения коммерческой поддержки инновационных проектов.

Рис. 1. Основные области применения коммерческой поддержки инновационных проектов

Рис. 2. Типология аутсорсинговой деятельности, используемой в АСК «Зенит – Сервис»

В свою очередь, аутсорсинговые организации также заинтересованы в получении заказов на обеспечение поддержки инновационных проектов. В качестве основных причин этого можно выделить:

1. Стабильность партнерских отношений с заказчиком и предсказуемость доходов как взаимовыгодной формы сотрудничества в течение периода непосредственной реализации проекта, а также при его последующем сопровождении.

2. Возможность планомерного распределения кадровых ресурсов на поддержку проекта.

3. Профессиональный интерес.

4. Повышение конкурентоспособности и устойчивости аутсорсингового предприятия на рынке вследствие расширения диапазона и уровня компетенций своих сотрудников, развития материально-технического оснащения аутсорсинговой компании.

5. Повышение престижности аутсорсинговой компании на рынке.

Для восполнения недостатка монопрофильной направленности аутсорсинговой деятельности автором была разработана и реализована модель аутсорсингово-сервисного кластера в г. Ростове-на-Дону. Данный кластер представляет собой корпоративное объединение юридически независимых предприятий, функционирующих на рынке в различных сферах аутсорсинговой деятельности на протяжении нескольких лет [4]. Целью создания кластера является обеспечение возможности реализации комплексных механизмов, направленных на обеспечение как инфраструктурной поддержки инновационных проектов, так и сопровождение широкого спектра отдельных задач предприятий-заказчиков. Для повышения устойчивости кластерной структуры на рынке также задействуется розничный сектор сервиса потребителей. В качестве ядра кластера была выбрана компания «Зенит – Сервис», деятельность которой осуществляется в сфере ИТ-аутсорсинга.

Обеспечение инфраструктурной поддержки инновационных проектов в рамках аутсорсингово-сервисного кластера (АСК) «Зенит – Сервис» в настоящее время может строиться одновременно по нескольким направлениям. К ним относятся:

1. Сопровождение разработки бизнес-планов и программ инновационных проектов.

2. Проведение технической экспертизы.

3. Широкий спектр ИТ-сопровождения.

4. Ремонтно-восстановительные операции электронной, вычислительной и оргтехники.

5. Проектирование и монтаж систем видеонаблюдения, контроля доступа, пожарной сигнализации.

6. Бухгалтерское сопровождение.

7. Кадровое сопровождение.

8. Юридическая поддержка.

9. Охранная деятельность.

10. Туристическая деятельность.

Аутсорсинг как форма функционирования кластера имеет векторы направленности одновременно – как во внешнюю, так и во внутреннюю его среды. Внешняя – традиционно ориентирована на осуществление коммерческой деятельности кластера на рынке; внутренняя – позволяет реализовать комплекс функционально-управленческих механизмов, способствующих обеспечению эффективной взаимосвязи элементов кластерной системы [5]. На рис. 2 схематично показана типология аутсорсинговой деятельности по типам, видам и формам, используемым в аутсорсингово-сервисном кластере (АСК) «Зенит – Сервис».

Рис. 3. Алгоритм этапов выполнения аутсорсинговой поддержки инновационных проектов

Функциональный спектр коммерческой поддержки инноваций кластерной структуры значительно превосходит возможности отдельных аутсорсинговых предприятий, что является основным достоинством данной формы корпоративного взаимодействия. С другой стороны – повышается устойчивость и надежность бизнес-процессов самих компаний, входящих в состав кластера, за счет получения стабильных долгосрочных заказов и диверсификации возможностей реализации их коммерческой деятельности на рынке.

Деятельность аутсорсингово-сервисного кластера представляет собой пример реализации системной инновации, поскольку имеет место создание на рынке инновационной кластерной модели, целью которой является разработка, внедрение, текущее сопровождение и развитие других инновационных структур. Такой подход соответствует определениям понятия: «системная инновация», а также его признакам, приведенным в [6, 7].

В зависимости от типа используемого аутсорсинга (полный, частичный, усовершенствованный), степень влияния аутсорсинговой компании на процессы создания и развития инновационного проекта может быть различной [8]. Однако это не оказывает влияния на общий алгоритм аутсорсинговой поддержки, приведенный на рис. 3.

Следует отметить, что аутсорсинговые организации могут быть привлечены на любой стадии поддержки инновационных проектов в зависимости от необходимости выведения части функционала на данный вид инфраструктурного управления. Такие задачи могут быть определены как текущими условиями реализации инноваций, так и появляться как результат изменения условий и факторов, возникающих во внутренней или внешней его средах, необходимых для осуществления проекта. Также аутсорсинговые механизмы могут привлекаться в случаях необходимости оперативного профессионального вмешательства в процессы обеспечения поддержки проекта при возникновении нештатных ситуаций, недостаточно качественного выполнения расчетов, прогнозов и так далее.

Оценка эффективности аутсорсингового сопровождения процессов реализации инновационных проектов может заключаться в выполнении сравнительного анализа между ожидаемыми характеристиками от внедрения инновационного проекта на рынке без обеспечения аутсорсингово-инфраструктурной поддержки, и при ее использовании. К таким характеристикам относятся:

1) время реализации отдельных этапов инновационного проекта;

2) ожидаемый уровень инвестиций;

3) изменение доли рынка;

5) обеспечение надежности перспективного функционирования инновационной системы, включающей в себя: экономическую устойчивость, технологическую стабильность работы технической инфраструктуры; организацию юридического сопровождения и защищенности проекта и так далее.

Зачастую аутсорсинговые структуры привлекаются лишь для выполнения задач по текущему сопровождению результатов реализации инновационных проектов. Это происходит в случаях, если основной субъект инновационной деятельности самостоятельно выполняет все этапы его разработки, становления и выведения на рынок. При таком подходе целью аутсорсингового сопровождения является обеспечение стабильности и надежности поддержания работоспособности технологических процессов инновационных проектов, что является важнейшим условием их эффективного функционирования и поступательного развития.

Ответственность аутсорсера за нарушение временных, количественных и других параметров инфраструктурного сопровождения инновационных проектов должна быть четко определена в договорах, имеющих структуру SLA (service level agreement). Последняя ориентирована преимущественно на аутсорсинговую деятельность и является общепризнанной мировой практикой для данной сферы. В контрактах детально выделены этапы, периоды, количественные и качественные показатели выполнения отдельных задач, требуемый результат аутсорсинговой деятельности. Также определена ответственность за нарушение заданных параметров аутсорсингового сопровождения объекта.

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: привлечение аутсорсинга в качестве гибкого инструмента инфраструктурной поддержки инновационных проектов оказывает существенное воздействие на конечный результат его реализации. Однако качество сопровождения проекта со стороны аутсорсера в значительной степени зависит от ряда следующих факторов: детальной проработки его параметров; количественных и качественных показателей инфраструктурной поддержки; мер ответственности аутсорсера за нарушение условий определенных в SLA-контракте.

Издательство «НАУЧНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

МОСКВА, тел. +7(495)-142-86-81

  • Главная
  • Книги
  • НОВЫМ АВТОРАМ
  • МОНОГРАФИИ
  • УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
  • СБОРНИКИ МАТЕРИАЛОВ
  • СПРАВОЧНИКИ
  • АРХИВ КОНФЕРЕНЦИЙ
  • УСЛОВИЯ УЧАСТИЯ
  • НАШИ РЕКВИЗИТЫ
  • ПОЛИТИКА КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ
  • ОТПРАВИТЬ МАТЕРИАЛ Ответственному Лицу :
  • – Бобкова Елена Юр.
  • – Миндлин Юрий Бор.
  • Серия «ЭКОНОМИКА и ПРАВО»
  • Серия «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ»
  • Серия «ЕСТЕСТВЕННЫЕ и ТЕХНИЧЕСКИЕ НАУКИ»
  • Серия «ПОЗНАНИЕ»

Системные инновационные проекты на примере концерна «Toyota Motor Company»

О.Е. Морозова, (Зав. лабораторией, Финансовый университет при Правительстве РФ)

Конференция 04
” ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА”

Материалы II международной научно-практической конференции

” ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ:
ТЕОРИЯ, МЕТОДОЛОГИЯ, ПРАКТИКА”

г. Москва, 23 апреля 2013 года

Возможность инновационного развития предопределена необходимостью экономического роста и причинами политического характера. Инновации (англ. innovation, лат. novatio) – новшества, нововведения – предназначены повышать эффективность действующей системы. Их отличием от технических изобретений является использование интеллектуального потенциала, оригинальных решений и подразумевает под собой получение прибыли. Либо, если говорить об инновациях, совершенствующих менеджмент, маркетинг – это результативность, направленная на оптимизацию управленческих процессов. Риски, сопровождающие инновационную деятельность, должны быть оправданы экономической эффективностью, появлением на мировом рынке товаров и услуг, способных не только составить успешную конкуренцию, но и наполнить внутренний рынок качественно новыми продуктами. Экономическая сфера – совокупность отношений людей, возникающих при создании и перемещении материальных благ.

В экономике под социальной сферой понимают совокупность отраслей, предприятий, организаций, задачей которых является повышение уровня жизни населения в здравоохранении, социальном обеспечении, коммунальном обслуживании и т.д. Здесь результатом внедрения новшеств является не получение доходов – инновационные изменения призваны ускорить преобразовательные процессы. Социальным эффектом от применения новшеств могут быть:

  • создание новых рабочих мест в результате образования новых предприятий, инновационных инфраструктур, возникновении инновационных отраслей;
  • приостановление оттока квалифицированных кадров;
  • повышение уровня обслуживания населения;
  • развитие мотивационного подхода в компаниях и т.д.

Системные инновации – это решения, совершенствующие, оптимизирующие, активизирующие работу одновременно всех подсистем компании (исследования и разработки, снабжение, логистика, производство, маркетинг, сбыт, персонал, технология, сервис, финансы и так далее).

Ярким примером успешного внедрения системных инновационных проектов наряду с эффективной финансовой политикой является японский концерн «Toyota Motor Company». Компания, выросшая из фирмы, специализирующейся на выпуске ткацких станков, добилась положительных результатов и стала крупнейшим автопроизводителем в мире.

Применение японскими менеджерами системной инновации – идеологического фундамента – TPS (Toyota Production System) и бережливого производства стали залогом успешных управленческих решений.

Дао Toyota существует в первую очередь благодаря сотрудникам компании, которые работают, общаются между собой, принимают решения и развиваются, совершенствуя друг друга и самих себя. При этом подходе поощряется, поддерживается и требуется участие всех. Это своего рода культура общения, философия менеджмента. Дао Toyota – это доверие к людям, наряду с четким разграничением функциональных обязанностей. Принципы Дао это:

  • Философия долгосрочной перспективы;
  • Правильный процесс дает правильные результаты (использование инструментов TPS);
  • Добавляй ценность организации через развитие своих сотрудников и партнеров;
  • Постоянное решение фундаментальных проблем стимулирует непрерывное обучение.

Философия долгосрочной перспективы включает в себя принятие управленческих решений с учетом долгосрочных планов, даже если это наносит ущерб краткосрочным финансовым целям. Используется прежде всего системный и стратегический подход при постановке целей, причем все оперативные решения должны быть подчинены такому подходу. Здесь важно осознать свое место в истории компании и стараться вывести ее на более высокий уровень.

Технологический процесс рассматривается, как непрерывный поток, способствующий выявлению проблем. Такое преобразование эффективно обеспечивает добавление ценности, экономит время и способствует движению изделий или информации и налаживанию связи между процессами и людьми, чтобы любая проблема выявлялась немедленно. Для оптимального пополнения и складирования запасов применяется система вытягивания. Ежедневный мониторинг потребительского спроса и равномерное распределение объема работ направлены на устранение потерь, перегрузки людей и оборудования. Решение стандартных задач, использование стабильных, воспроизводимых методов работы позволяет сделать результат более предсказуемым, а делегирование полномочий сотрудниками и творческое самовыражение повышают слаженность работы и стандарты качества выпускаемой продукции.

На воспитании лидеров, которые досконально знают свое дело, исповедуют философию компании, построен принцип добавления ценности организации. Отбор и мотивация незаурядных людей, создание сильной, стабильной производственной культуры с долговечными ценностными ориентациями и убеждениями, формирование межфункциональных групп приводят в конечном счете к достижению общей цели: получению высокого дохода. Соответственно, назначение на ключевые посты компаний лидеров, способных вывести предприятие на качественно новый уровень, совместив увеличение прибыли и рост конкурентноспособности – это также системная инновация.

Постоянное решение фундаментальных проблем стимулирует непрерывное обучение. Совместное обсуждение проблем и потенциальных решений вырабатывает единое мнение, куда двигаться дальше. Своевременное решение проблем предотвращает возникновение простоев, потери ресурсов.

Фундаментальная инновационная политика корпорации «Toyota» шлифовалась десятилетиями. Применение системного подхода TPS обеспечило успех продвижения моделей автоконцерна на мировом рынке.

Уникальным инновационным проектом концерна «Toyota» несомненно стал выпуск гибридного автомобиля Prius в 1997г. Prius должен был стать первым в мире инновационным автомобилем XXI века (прототип поначалу даже носил название G21 — «глобальный автомобиль XXI века»). По мнению руководителей появление гибридного Prius решало экологические проблемы выбросов в окружающую среду. В основе модели лежит гибридный привод, совмещающий бензиновый (либо газовый) двигатель и два электрических мотор-генератора. Для разработки данного автомобиля президентом концерна для инженеров компании были поставлены жесткие временные рамки. Несмотря на то, что задача казалась достаточно сложной – создать совершенно иную технологию при «медлительной» философии корпорации, революционную модель начали производить на два месяца дедлайна. На фоне тотальной озабоченности глобальным потеплением Prius выглядел реальным решением экологической транспортной проблемы. Инвестиции в разработку были окуплены успешными продажами в Японии и Европе, а в США инновационный автомобиль стал самым продаваемым. Появление Prius было продиктовано потребностью в продукции такого уровня, поэтому успех инновационного автомобиля и профессиональная маркетинговая политика принесли желаемую прибыль концерну «Toyota». С точки зрения применения системных инноваций данный проект интересен тем, что помимо фундаментальных инноваций, учитывая масштабность разработки Prius, влияние на полученный положительный результат оказали различные виды системных инноваций: с помощью точечных инноваций были усовершенствованы локальные элементы автомобиля; пространственные инновации применялись в ходе создания инвестиционного портфеля при разработке Prius, плоскостные инновации использовались при нестандартных маркетинговых ходах. Многомерная инновация в данном случае – возникновение потребности в гибридных автомобилях, повлекшая за собой выпуск инновационных машин конкурентами.

Хотелось бы отметить, что именно применение системных инноваций позволяет концерну занимать лидирующее положение и увеличивать производственные мощности. «Toyota» выпускает автомобили, занимающие различные сегменты рынка. Бренд Lexus ориентирован на выпуск автомобилей люкс-класса, топ-менеджерами компании было принято решение о выпуске автомобилей, способных конкурировать с машинами представительского уровня. Scion – позиционируются, как молодежные авто. Компания «Daihatsu Motor» специализируется на производстве микролитражных автомобилей (Q-класс в Японии или А-класс в Европе), малолитражных автомобилей классов В и С (по европейской классификации), компактных и средних внедорожников, минивэнов. Бренды Lexus, Scion были изобретены специально с учетом вкусов американских потребителей.

Ещё до производства Prius инновационным стал выпуск полноприводного RAV4, рассчитанного на молодежную аудиторию, сочетающего в себе преимущества компактного седана (маневренность и небольшой расход топлива) с преимуществами внедорожника (улучшенная проходимость и грузоподъемность). RAV4 завоевывал такой важный стратегический сегмент, как продажи автомобилей класса SUV – «автомобилей для активного отдыха». Маркетинговая концепция машин этого класса оформлялась в 80-е годы, а «Toyota» стояла у истоков разработки.

Немаловажным направлением в развитии «Toyota Motor Company» стало открытие дочерней компании Toyota Racing Development, созданной для участия автомобилей в различных соревнованиях. Тюнинг-ателье занимается не только постройкой и доработкой болидов, но и производит ограниченные серии машин для частных клиентов. TRD тюнинговала автомобили Toyota, участвующие с 2002 года в соревнованиях Формулы-1 и национальных гонках Super GT. Инновационные технические решения усовершенствования деталей спортивных автомобилей можно отнести в данном случае к инновациям линейным, а также точечным, поскольку тюнинг – это не просто внешняя отделка, а искусство придать каждому автомобилю индивидуальный стиль, своё лицо. Тюнингуют и внутренние детали машины, что в условиях спортивных соревнований требует особого умения и четкой работы мастеров, и внешний вид автомобиля. Если говорить о частном тюнинге, то применение инновационных подходов к совершенствованию узлов и агрегатов, установке сверхмощных и сверхлегких двигателей, дизайнерским решениям (от банальных наклеек, тонировки до пластиковых навесок) в результате чего изменяются технические характеристики и автомобиль становится эксклюзивным, рассчитаны на получение высокого дохода, кроме того, опять же совершенствуется и оттачивается система продаж компании, основанная на индивидуальном подходе к клиенту, в соответствии с его запросами и пожеланиями.

Итогом применения системных инноваций автогигантом «Toyota» стало прочное положение, занимаемое на автомобильном рынке. Социальный эффект от применения инноваций достигается в результате открытия новых направлений и выхода в свет новых моделей «Toyota»:

  • TPS гарантированно защищает персонал и совершенствует систему взаимоотношений между сотрудниками, кроме того создает стимул к обучению и непосредственно внедрению инноваций;
  • разработка инновационных моделей и инновационные решения в моделях уже существующих привлекает амбициозных, талантливых и перспективных сотрудников;
  • повышается качество обслуживания клиентов.

Получаемый же компанией «Toyota» доход и успешность брендов обеспечивает концерну положение лидера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1 . Джеффри К. Лайкер. Дао Тойота/ Джеффри К. Лайкер. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2005 – 402с.

Читайте также:
Регулировка карбюратора ВАЗ 2107
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: