Советы для обладателей снегоходов Тайга и Буран

Что брать с собой при катании на снегоходе?

Обратите внимание, этот список предназначен для покатушек выходного дня, когда пробег за выходные не превышает 300-400 км и ночуете Вы дома. Для длительных же походов с ночевкой в лесу надо готовится основательнее.

Я думаю, что все снегоходчики в свое время сидели в лесу или в чистом поле. У кого-то техническая поломка: ремень вариатора “кончился”, свечки “умерли”, топливо “ушло”. Кто-то просто застрял по самые хмм: по самые воздухозаборники. И практически во всех случаях мы корим себя за то, что надо было взять с собой бензопилу/ключ на 2,5/кувалдометр (нужное подчеркнуть). Новоиспеченные владельцы снегоходов особенно часто кладут баальшой болт на вещи, которые нужно возить с собой. А зря: Как раз в этой статье я и познакомлю тебя, дорогой читатель, с тем, что будет необходимым в поездке.

Итак, начнем. Инструмент. Для владельцев российских снегоходов и владельцев иномарок эти понятия разные. Обладатель русского чуда знает, что такое всякие съемники, отъемники и прочий металлолом. Хозяева же иномарок этим себя не отягощают. Перечислять все размеры и виды ключей бесполезно, тем более у разных снегоходов и крепеж разный. Но общие вещи есть:

  • Свечник. Всегда необходимо иметь с собой.
  • Отвертки. Крестовую и плоскую. Еще хорошо прикупить отвертку с короткой ручкой, ей удобнее подлезать в укромные уголки. Также на прилавках есть отвертка, из которой можно вытянуть длинный стержень с магнитиком на конце. Очень полезная штука, ведь винтики имеют очень неприятное свойство выпадать из рук и заваливаться в укромные уголки.
  • Плоскогубцы. Вдруг не найдется нужного ключа.

Производители не делают много разных размеров крепежа. Иногда достаточно всего нескольких инструментов для всех гаечек-болтиков. Так что мой совет – покопайтесь со снегоходом часок и посмотрите, какой крепеж у Вас. Лично мне пришлось добавить к заводскому комплекту инструментов всего несколько ключей.

Идем дальше по списку. Всякие полезности:

  • Телефон. Никогда не уезжайте без телефона! Это опасно для жизни!
  • GPS-навигатор. Особенно полезен для тех, кто любит пробиваться.
  • Карта. Можно дополнить компасом.
  • Аптечка. Не забудьте научиться пользоваться до поездки.
  • Фонарь. Если Вы поломаетесь ночью, починиться без этого девайса будет нереально, даже если поломка ерундовая.
  • Батарейки. Они имеют неприятную особенность сажаться в самый неподходящий момент, так что следует еще обзавестись и механическим фонариком. Нажимая на ручку такого фонаря, Вы будете раскручивать динамку, от которой фонарь и работает.
  • Источник огня. Спички, сухое горючее. Газовая зажигалка на холоде “сдохнет”, вместо нее подойдет зажигалка на “бензинчике-керосинчике”.
  • Лопатка. Мне друг подарил складную. Очень удобно, занимает всего пару килобайтов.
  • Топор. Часто приходится разворачиваться, если на пути небольшой завал. Иногда развернуться очень тяжело.
  • Канистра с бензином. Очень удобно использовать эспедиционные канистры. Владельцам снегоходов с большим бензобаком не обязательно, а вот обладателям “Рыси”, бак у которой всего 20 литров, очень советую.
  • Моторное масло для снегохода. Если Ваш снегоход снабжен маслобаком, и Вы перед выездом убедились, что этот бак полный, то масло Вам не пригодится. Это актуально, если смазка совместная, то есть масло заливается прямо в бензобак.
  • Изолента. Всегда и везде. Вдруг что отвалится ;)))
  • Трос. Для буксировки сломанного снегохода.
  • Веревка. Вещь нужная. Можно применять для запуска двигателя, если “накрылся” стартер, или связывать плохих парней.
  • Еда и питье в термосе. Питьем может быть как чаек, так и глинтвейнчик.;))) Пикник – неотъемлемая часть зимнего отдыха. Как приятно остановиться на полянке и перекусить, попивая чаек.
  • Нож. А колбасу на пикнике чем резать?
  • Запасные перчатки. Неприятно ездить в мокрых.
  • Тряпка. Протереть свечи или, например, стекло.

Далее у нас запасные части для снегохода. Всегда надо иметь с собой:

  • Ремень вариатора.
  • Ремень вентилятора (если у Вашего снегохода воздушное охлаждение).
  • Свечи.
  • Если Вы знаете слабые места Вашего снегохода, то включите в этот список нужные Вам запчасти и возите их с собой.

Ну вот и все. Многие подумают: “Куда же мне это все запихнуть?” Конечно, владельцу “спорта” половина вещей из этого списка просто не нужна. Точнее нужна, но он об этом не догадывается. Но багажных емкостей от этого не прибавляется. В таком случае надо брать только самое необходимое. Каждый должен решить для себя, что ему действительно необходимо. Например, катаясь на своей “Рыси”, я не имел при себе топора, но он у меня обязательно появится в новом сезоне. Для хранения необходимых вещей как нельзя кстати подойдут всевозможные кофры для снегоходов.

Читайте также:
Как рассчитать расход газа на автомобиле

Само собой, не забудьте прихватить хорошее настроение и надежных друзей. Будьте уверены, Ваш отдых удастся на 100%!

Сколько стоит содержать снегоход

Если без него не выжить

Я живу в селе Усть-Цилемского района Республики Коми.

До ближайшего города далеко — 450 км. Когда в Москве весной +20 °C, у нас все еще +10 °C. От долгой зимы не уехать ни на каком снегоходе.

В 2015 году муж купил снегоход «Буран» за 222 000 Р . Родственники из города считали это развлечением и пустой тратой денег. Им не понять: когда нет водопровода и центрального отопления, сложно выжить без снегохода.

Расскажу, для чего пригодится снегоход в деревне и сколько мы тратим на его содержание.

Зачем нужен снегоход

Для кого-то снегоход — это развлечение и возможность погонять на природе. Но мы на «Буране» возим воду, дрова и стройматериалы — так же, как и наши соседи. Еще муж ездит на нем на рыбалку два раза в неделю и каждый раз привозит по 5—6 кг рыбы.

Соседи без снегохода покупают дрова у частников — на это уходит 3000 Р в месяц. Доставка 100 литров воды обойдется еще в 200 Р — без водопровода этого объема хватит на несколько дней. Снегоход помогает нам экономить 4000—5000 Р в месяц только на дровах и воде.

стоит наш снегоход

Односельчане, у которых нет стиральной машины, возят на снегоходах одежду, чтобы стирать ее на уличной колонке. А на рыбалку и охоту люди ездят на лошади, машине, на лыжах или ходят пешком. Но автомобиль проедет не везде, да и лошадь вряд ли сможет конкурировать со снегоходом на рыхлом, тяжелом снегу.

Так что снегоход для нас — это необходимость, без него зимой в далекой деревне просто не выжить. Тем более что у нас нет машины.

Как выбрать снегоход

За снегоходом мы ездили в Усть-Цильму: там купили модель АДЕ с мощностью двигателя 34 лошадиных сил за 222 тысячи рублей. Литера «Д» обозначает модель с длинной платформой, а «Е» — электростартер. Максимальная скорость нашего снегохода — 50 километров в час.

Муж заранее выбрал снегоход марки «Русская механика»: он считает, российская техника не подведет при наших −30 °C. «Бураны» бывают короткими и длинными: 2,7 и 3,1 м. Мы взяли снегоход подлиннее, потому что у него лучше проходимость. Еще длинный снегоход сможет тянуть прицеп с грузом до 500 кг, а короткий — только до 250 кг. Если снегоход нужен, чтобы просто покататься, — берите короткий, а для длительных поездок по глубокому снегу и перевозки грузов — длинный.

Снегоход нельзя перегружать, иначе он станет неповоротливым и застрянет в снегу, а ходовая часть не выдержит нагрузки: вытянется цепь на коробке передач и коробка сломается. Придется разгружать и ремонтировать. Нам лишние хлопоты ни к чему, сказано в инструкции 500 кг — грузим не больше 500 кг.

У модели АДЕ впереди одна лыжа — такой снегоход маневреннее, чем тот, что оснащен двумя, но менее устойчив. Если вы хотите на снегоходе ездить в чистом поле, подойдет модель с двумя лыжами, а для поездок в лес за дровами — с одной.

Гарантия, налог, права

В 2015 году на наш «Буран» давали гарантию на один год. Мы могли бесплатно отремонтировать его у официального дилера, если бы обнаружили брак. С 1 августа 2016 года «Русская механика» дает гарантию уже на три года.

Дилерские центры на сайте «Русская механика»

Но дилерских центров у нас поблизости нет, поэтому с поломками справляемся сами. Например, в первую же неделю у снегохода оторвалась рукоятка ручного стартера. Еще срывались дюралюминиевые шкивы на вентиляторе охлаждения. Муж самостоятельно установил и ручку, и шкивы.

Гарантия действует только в том случае, если владелец соблюдает правила эксплуатации техники и обслуживает ее так, как указано в руководстве, а это не всегда удается. Например, муж не подтягивал головки цилиндров на двигателе, так как, чтобы добраться до гаек, нужно снять много элементов. Еще мы не регулировали зажигание, как это рекомендует производитель.

Читайте также:
Как определить размер камеры колеса детской коляски?

Снегоход нужно поставить на учет в региональный Гостехнадзор в течение 10 дней после покупки и получить номера. На практике так происходит редко: люди просто катаются по лесу, им не нужны все эти условности.

По закону, чтобы ездить на «Буране», человек должен иметь права тракториста-машиниста категории А1. Если прав нет и в глухом лесу вдруг остановит инспектор, могут оштрафовать на 5000—15 000 Р . А если снегоход не будет зарегистрирован, добавят еще 500—800 Р штрафа.

Владельцы снегоходов обязаны платить транспортный налог. В разных регионах суммы отличаются: в Коми за снегоход мощностью до 50 лошадиных сил нужно платить 5 рублей за каждую лошадку — то есть до 250 Р в год.

Обслуживание и дополнительные траты

За четыре года наш снегоход прошел 7000 километров, и мы потратили на него 27 000 Р .

Практические отзывы об эксплуатации снегохода Тайг

Народное мнение об снегоходе Тайга.

Вы решились купить снегоход Тайга. Но перед покупкой снегохода, все же хотите поинтересоваться мнением от людей уже имеющих снегоходную технику в собственности. Мы просмотрели множество форумов любителей снегоходов и составили список комментариев имеющих, как положительные так и отрицательные отзывы.

При чтении примите к сведению, что владельцы снегохода не пишут фраз в своих отзывах: «Не стоит покупать Тайгу», «Буран», «не приобретайте Ski-Doo». Из этого следует вывод «покупать или не покупать» снегоход, любого из производителей снегоходной техники, решает каждый за себя сам.

По мере предъявленных задач к выбираемому снегоходу, возрастают требования к нему в процессе эксплуатации. Так, если кому то достаточно просто прокатиться по полю с семьей, то другому необходимо поохотиться подальше в тайге в труднопроходимой местности или преодолеть горную местность.

В данной статье, мы приведем отзывы владельцев снегоходов, имеющие практический опыт эксплуатации отечественных снегоходов в разных уголках страны, протестировав их работу в различных метеоусловиях и поделившиеся тем, как справляется «Тайга» и «Буран» с выполнением поставленных перед ними задач.

Леонид, Республика Мордовия.
«В эксплуатации четыре сезона «Тайга» в пятой комплектации. Почти во всем устраивает. Расход топлива 30-35 литров на сто километров. Проходимость отличная. Мелкий кустарник до 7 сантиметров в диаметре с легкостью подминает. Под сиденье легко помещается 30 метров троса и лебедка, топор там же. «Слуса» — воду со льдом и снегом с легкостью переносит.»

Сергей, Новосибирск.
«Решил объехать ручей – съехал на бок – остановился – увидел стаявший лед и отсутствие снега, подумал «сейчас съеду-провалюсь» В принципе, так и получилось. Было в январе 2017. Размотал лебедку, сцепил с фаркопом сзади и за тополь, благо находился он в метре от меня, рванул на полном газу. «Тайга» имеет отличную проходимость по лесной местности, ну и по разным рельефам. А вот отбойник на передок поставить нужно обязательно. Сваривают сейчас снегоходы не ахти.»

Александр, Архангельск.
«На моем фото отлично видно «посадку» Тайги (масса снегохода сосредоточена полностью на лыжах) в больших сугробах снегоход садится всем днищем и залипает, что бы вытащить его приходиться уминать снег или вовсе разворачивать руками и ставить на след.

А вот вес снегохода «Буран» размещается на прилично далекое расстояние под двигатель гусеницы, если сел хватить просто обтоптать снег, раскачать и выехать. Ни чего, не имею против двух-лыжных снегоходов, но мой выбор лег на «Буран» (очень люблю проводить ночь в теплом месте).»

Артем, Московская область, город Домодедово.
На моей «Тайге» накатано уже 3000 километров. Перевожу снегоход из Домодедово в Рыбинские леса. Охочусь там с другом. В случае серьезной неисправности придется ее там и оставить. Снегоход там имеет лишь егерь, если до него добраться пешком 40-50 километров и техника на ходу. Сделал новую смесь (один карбюратор, снизу на 2 канавку иглу, плюс масла по более 1:40, на данный момент пока на ходу. Под сиденье по возможности засунул все то, что может пригодится для ремонта. По мелкому ремонту за несколько лет эксплуатации, много чего заменил. Но хорошо, хоть не на охоте, а на даче (при катании по полям). Пару раз в году приезжаю на охоту. Иностранец взять конечно есть желание, но пока не готов выкинуть энную сумму денег. Тайга на данный момент полностью устраивает со всеми ее недоработками.

Читайте также:
Установка акустики в лада гранта своими руками

Станислав, Пермский край.
«Тайга свободно передвигается по рыхлому снегу имея на борту двух человек. Расходуя примерно при этом 25 литров на 80 километров.»

Денис, Сахалин.
«Имеется риск вернуться домой на лыжах или пешком.»

Михаил, Кемеровская область, город Новокузнецк.
«Влезу в разговор. На этих выходных решили провести тест-драв при участии снегоходов: Тайга, Ямаха-Викинг, Ямаха-Браво. Все модели предварительно прошли обкатку. Заправив по полному баку бензина на попавшейся по пути заправке, я и два приятеля с отличным настроением отправились покорять лес. Проехав 300 метров встал Браво. Более часа пытались реанимировать, так и не пришли к сути неисправности. Прицепив к Тайге, транспортировали домой.

Пока тащили Браво, встал и Викинг его тоже на Тайге оттащили к дому. Причина неисправности оказалась распространённой – в бензине, вода. Подключили канистру с проверенным бензином в качестве бака, снегоходы завелись. Слили баки и заправили новым бензином, Ямахи заработали в штатном режиме. Кстати на Тайге бензин не был заменен. Для проверки надлежащего состояния техники и подготовке к следующим выходным, прокатился на всех трех.

Мои выводы:
Браво, как мопед, слишком низкая посадка. Больше 60 километров скорость не набирает. По рыхлому снегу, при большом весе приятеля снегоход двигался уверенно – Снегоход легкий. Отсутствует задний ход, развернуть снегоход возможно руками, без особых усилий. Стоимость меньше Тайги.

Викинг: Посадка высокая – мотает, скорость не больше Тайги, сядешь на нем — один не вытащишь, без сторонней помощи. По проведенному тесту, Тайга с обычной комплектацией (стартер, один карбюратор, нет раздельной подачи масла) мне пришлась по душе. Отличная копия Ski-Doo. Нет желания тратиться на оригинал, Тайга отличный выбор в качестве бюджетного снегохода.»

Евгений, Якутия.
«Снегоход Тайга в сравнении с Буран имеет множество недостатков. Ниже перечислю.

Меньше тяга двигателя (можно сравнить группу поршневую.) Поэтому при езде на высоких оборотах – в большинстве случаев получаем перегрев.
Сложные регулировки.

  1. Очень неудобное расположение навесного оборудования (обвеска и расположение) двигателя, делает проблемной обычную замену ремня вариаторного (не хватка места), не говорю уже карбюраторной регулировке с 2 Микуни на работающем двигателе.
  2. Очень много пластиковых и резиновых деталей, при минус 40, нет возможности использования паяльной лампы для запуска двигателя.
  3. Тяжело подниматься в гору и с трудом преодолевает резкие подъемы и крутые спуски – сносит. Распределение веса на гусеницу и две лыжни обеспечивает устойчивость снегохода, но вот произвести наклон вызывает сложности.
  4. Обладает плохой тяговой силой.
  5. Привередлив в топливе.
  6. Низкое лобовое стекло, не защищает водителя от снега и ветра.
  7. Открытая ходовая часть не защищает от попадания валежника и встречного мусора, итд. Плюс при езде по наледи значительно лучше, чем открытая у Бурана.
  8. Заправляя при сильном ветре, все сиденье Тайги облито бензином.
  9. Сразу вышел из строя обогрев руля, отлетел задний брызговик, так как при заднем ходе в сугробе задирается под гусеницу, свечной наконечник пробит, штатный фаркоп Тайги за 600 километров пробега выточил серьгу на водило нарт.
  10. Крупные габариты, требуют более раскатанных и широких трасс, что для Бурана не актуально.
  11. Более высокая стоимость.

Приведены часто встречающиеся недостатки, которые осложняют эксплуатацию в республике Саха снегохода Тайга. Буран способен передвигаться при рабочем, одном правом цилиндре с одной движущейся гусеницей.»

Дмитрий, Волгоград.
Возразим.

  1. «Странное суждение. На крайний случай возможно включить пониженную передачу. Нагрев происходит только у людей с кривыми руками. Для снятия показаний температуры нагрева двигателя, разработано масса приборов.
  2. Сложнее чем у Бурана, думаю нет.
  3. Не смешите снегоходчиков. Если не в курсе, то не стоит писать всякую ересь. Регулировка отличная. Замена вариаторного ремня не более 2-5 минут.
  4. Не применял, ничего не могу сказать.
  5. Управление снегохода при наклоне зависит от прокладки между сиденьем и рулем.
  6. Не спорю, но и пониженная передача предназначена.
  7. Выбор топлива в наши дни разнообразный. Для глуши думаю это важный критерий.
  8. Стекло и в самом деле нужно по более.
  9. Что, вы подразумеваете под «открытая»? На вашем Буране имеются чехлы защитные? Охочусь в лесу и проблем с валежником у меня нет. Обратите внимание на пункт 6.
  10. Не думаю, что это создает определенные проблемы.
  11. Что касается фаркопа, он используется по инструкции, а не по вашим потребностям. На моем брызговике прикреплен гос. номер, не потерял и не изогнул. Другие перечисленные вами запчасти это расходный материал и большого внимания к ним уделять не стоит.
  12. Тайга по габаритам нормальная для эксплуатации по лесным просекам, в самом лесу гоняет на отлично. На немного конечно шире чем у Бурана, но вот управляемость в разы лучше.
  13. Разница в цене про между Тайгой и Бураном не слишком велика.
  14. Из всего перечисленного вами, следует вывод: я самый умный и передвигаюсь на Буране, остальные на Тайге просто лохи.»
Читайте также:
Ремонт блока абс своими руками

Юрий, Свердловская область, город Верхняя Пышма.
«Доброго дня форумчане! «Мечта моя сбылась». Задав вопросы и получив на них ответы в теме: «Желаю ездить на снегоходе и охотиться» и ознакомился с темой «Снегоход для охоты» Все же купил Тайгу в пятой комплектации. Дилер скинул цену при торгах на снегоход и осуществил доставку до места, за определенную оплату. Сразу прокатился. Зима -7, отлично.

Для начала проехал по улицам деревни, для начального ознакомления с машиной. Поставил технику в гараж. Проверил затяжку гаек, электро-разъемов, болтов, шлангов и соединения трубок. Почти все в норме. Выехал снова на улицу но уже на поле в снег. Испытал управление и как передвигаться. Решил попробовать передвижение по большим заносам и снегу порыхлее. При обкатке газ на полную не даю, закопался несколько раз по полной. Обтоптал снегоход вылез. Пришел к выводу техника уважает резвость и тогда бежит отлично. Рулевое управление слегка огорчила, управлять требуется специфично, приспособился.

Принял к сведению про лыжные накладки, думаю нужно взять. По рыхлому снегу нужно вваливать, либо задирать морду, что бы не проваливалась.

На второй день. Снегоход заночевал все же в гараже с обогревом. По утру съездил на авто до заправки за маслом и бензином про запас. Температура – 30. В Сибири, большие перепады температуры воздуха, обычное дело. Выехал из гаража на улицу, осуществил прогрев Тайги и заглушил. Снегоход простоял часа 2. Пытаюсь завести по инструкции, не выходит.

В раздумьях пришел к выводу, что двигатель проходит обкатку и не притерся. Бензин с хорошим маслом, выкрутил свечи и крутанул на массе, свечи подогрелись, завернул. Завелся со стартера с первой попытки. Помчал по моим местам, полям, оврагам. Температура тем временем упала до -35. Если бы, передвигался на лыжах по времени бы заняло не менее 5 часов, а вот на снегоходе долетел за 30 минут.

Охотиться не собирался, моя цель была научится езде на снегоходе. По склонам управление затруднено, как и писали в теме, но справиться возможно. По такой местности на одной лыже я думаю по легче. Но вот по полям движение – это сказка, более 60 разогнать не пытался, но впечатлений от езды на Тайге масса.»

Юрий, Свердловская область, город Верхняя Пышма.
«Приветствую люди! В эти выходные температура -26, -28, поехал в на снегоходе в первый раз на охоту. Со дня приобретения снегохода прошло 18 дней, наездил по полям и деревне 250 километров при температуре от -23 до –30 (обкатал). Охота была в основном в сосновом лесу. По следу ездил на Тайге после Бурана. Проезжал с трудностями, видимо опыта вождения снегохода у меня мало, но вот Буран при передвижении по лесной местности точно имеет большое преимущество, о чем много говорили. В этом, я убедился собственноручно.

Буран режет клином словно утюг, не проваливается, так как он из железа, только срывает кору с деревьев. Моя Тайга заваливается и зацепляется. Условия, точно не подходят для обкатки нового снегохода, жалел его, но все равно ему досталось. Выехали на открытое пространство, тут следование по следу бурана прекратилось, вот, как раз на такой местности стал сказываться мой недостаток опыта вождения снегохода. В лесу Буран проделал отличную дорогу и я следовал по следу. Но вот на открытом пространстве все преимущества Бурана перед Тайгой отпали. Надрываясь он пытался развить скорость, но бесполезно. На Тайге я вжал газ и снегоход легко вылетел на «Глиссер».

Читайте также:
Экспедиционный багажник на Ниву Шевроле: выбираем лучшее

Разогнавшись Тайга стала легка в управлении на открытой местности. Стрельнуть мне так и не стало возможным, я выполнял свои поставленные задачи. Вечером под рюмку водочки и мяско, разобрали все полеты и «за» и «против». На новые выходные снова рванем в лес. Тайга больших хлопот на данный момент мне не принесла. Ослабла затяжка замка зажигания, насоса ручной подкачки топлива. Резиновый кожух замка зажигания (закрывающий личинку от попадания снега) полностью замерзает, что мешает самостоятельному вращению ключа из положения «вкл.» стартера. Пошла трещина по ветровому стеклу, похоже стукнуло веткой. Бампер помят при столкновении с березой. Правит не буду, заменю на другой, изготовленный из стальной трубы.»

Игорь, Москва.
«Связался с товарищем и попросил составить список по эксплуатации его снегохода Тайга СТ-500 Д в пятой комплектации. Копию списка пишу ниже дословно:

Снегоход Тайга-500, приобретен 11 февраля 2008 года, по цене 176 тысяч рублей.

  1. Пробег 650 километров, произвел ремонт вариатора. Грузики вариатора 1250 рублей, плюс работа 1500 рублей, равно 2750 рублей.
  2. Пробег 800 километров. Заменил ведомый шкив трансмиссии 6000 рублей, работа 700 рублей, равно 6700 рублей.
  3. Пробег 1300 километров, смена поршневой. Поршень Австрия 4000Х2 плюс 1200 кольца, плюс работа 7000 рублей, плюс прокладки 600 рублей. Итого: 16800 рублей.
  4. Пробег 2000 километров. Пришел в негодность масленый насос, привело к капитальному ремонту двигателя. 2 цилиндра 7000 рублей, плюс поршни 2 штуки 8000 рублей, плюс кольца 1200, плюс вал коленчатый 5000 рублей, плюс подшипники, прокладки, сальники 2500 рублей, плюс работа 9000 рублей. Итого: 32700 рублей.
  5. Пробег 2000 километров. Абгрейд на 1 карбюратор. Микуни карбюратор производство Япония диффузор на 32 6000 рублей, плюс впускной коллектор 1500, плюс глушитель карбюратора 2000 рублей, работу произвел сам. Итого: 9500 рублей.
  6. Ремонт и покупка запчастей по мелочи: крышка бака, тройник на топливо привод ручного насоса, замена на металл, трос привода газа, отказ обогрева ручек газа, ручка газа, усиление корпуса сиденья снегохода.
  7. Пробег 2400 километров. С нечеловеческими усилиями снегоход продан за 130000 рублей 25 февраля 2009 года. С наилучшими пожеланиями, твой друг и соратник Алексей!

Прошу вашего совета, по поводу какой снегоход выбрать из линейки «Тайга» для охоты? Думаю взять Тайгу-Патруль с гусеницей 60 сантиметров или Тайгу-Патруль 550 SWT. В какой комплектации лучше брать?» Иностранцы не рассматриваем, денег на них нет.»

Дима, Минусинск.
«Зарубежные конечно хорошо, но цены кусаются. 3 месяца сам выбирал. Взял в январе «Тайгу» 5-ой комплектации. Прошел обкатку. Претензий пока нет. Заменил заводские свечи на «горячие», заводится с полпинка при -34. Укомплектовал широкими накладками на лыжи, теперь все тип топ. Но все же Буран по лесу бегает приоритетнее. «Как слон по джунглям». Для нужд охоты пока думаю достаточно, в с мыле скорости и мощности.»

Игорь, Москва.
«Большое благодарю! Буду решать. Если не трудно, форумчане напишите свое мнение по поводу сопоставления Бурана АДЕ с Тайгой.»

Дима, Минусинск.
«Не благодарите! Не за, что Игорь. На своей первой Тайге, я накатал примерно 10000 километров по тайге с завалами из валежника. Катаюсь там, где иностранца жалко. Ездил несколько раз с людьми на Буранах, охотились вместе. Вывозили мясо лосей на нартах в одну ходку. Все отдают голос в пользу Тайги. На Буране составляет неудобство езда стоя, одному и без обогрева ручек. Заправлялся перед выездом и проезжал до 190 километров, в зависимости от условия передвижения.

Непредвиденных ситуаций может быть пара.

  1. Не угробить Тайгу в первый же сезон. Не стоит, без специальных навыков, заезжать в самую чашу и пытаться перескакивать валежники наобум, возможно разрезать гусеницу об острые обломки веток, которые невозможно заметить в глубоком сугробе. Первая моя гуска именно так и пришла в негодность.
  2. Плюсом покупал Тайгу первой модели с 1 карбюратором. У приятеля при наличии 2-х тащит хуже, потому, что два настроить одинаково вызовет большие сложности. Первый цилиндр рвет во весь опор, а второй – халявничает. Есть знакомые переделывали на 1 карбюратор. Читал множество мнений, что Буран очень крут по ремонту. Но не прочитал ни одного комментария во сколько обходиться эта замечательная крутость.»
Читайте также:
Сколько хранится моторное масло, на что влияет срок годности, и можно ли использовать просроченное масло

Валентин, Омск.
«Лично я приобрел, после долгого выбора Тайгу-Патруль 550 SWT. Послушал высказанные мнения, советовали Ямаху или другого иностранца. Но вот лишних денег нет, переплачивать в два, а то и в три раза за Японца. Б/У снежики покупать тоже сомнительное занятие, зависит от езды бывшего хозяина.

Консультировался с менеджером «Русской Механики» он уверял, что Тайга ни, чем не уступает западным снегоходам. Поверил, купил! Просьба не критиковать сильно. Я пока новичок в снегоходной технике, но надеюсь Тайга-Патруль, не разочарует меня сильно.»

Советы для обладателей снегоходов Тайга и Буран

Для подготовки снегохода к зимнему сезону, вам стоит учитывать, что подготовить снежного коня, не так быстро как бы, вам хотелось. Поэтому стоит рассчитывать время на подготовку — минимум один день, плюс время на ремонт и покупку запчастей к снегоходу.

1. Производим зарядку аккумулятора, примерно в течении 12 часов. Проверяем электролит, если ваш АКБ – обслуживаемый. Подключаем к снегоходу аккумулятор, проверяем способен ли он в обычном темпе крутить стартер, в случае если заряд быстро расходуется, то следует заменить батарею на новую, предварительно ее зарядить.

2. Перед тем, как завести снегоход, слейте старый бензин и наполните свежим. Проверьте уровень антифриза. Все эти рекомендации следует провести до реального запуска двигателя, для того, чтобы свечи не пришли в непригодность из-за некачественного топлива и недостаточной искры. Также следует поменять свечи, если с третьей попытки снегоход не завелся. Замена свеч не помогла-впрысните автомобильный, эфирный аэрозоль для холодного запуска в воздухозаборник двигателя.

3. Запустив мотор, нужно прогреть до его рабочей температуры для того, чтобы заменить масло (касается четырехтактных). Дело в том, что вариатор и двигатель работают вместо коробки передач, на высоких оборотах (пример: снегоход трогается на 4000 оборотов в минуту.) Поощрить новым маслом его полезно.

4. Перед сезоном советуем заменить масло в редукторе.

5. Стоит проверить натяжку цепи, слабо натянутая цепь, быстро износится и произойдет обрыв. Чтобы ее натянуть, ослабляем контргайку и от руки вворачиваем регулировочный болт, далее заворачиваем на четверть оборота гаечным ключом. В любом случаем при данной процедуре следует ознакомиться с инструкцией для вашей модели снегохода.

6. Проверяем трос газа – Курок не должен клинить, ходить должен легко, при любом повороте руля. На карбюраторе и курке газа крепятся 2 датчика и работают они в паре. В случае если концевик сработал на руле (сброшен полностью газ), а на карбюраторе не произошла сработка датчика, это означает, что привод заслонки или трос заклинил или вовсе замерз. В данном случае блок управления двигателя принудительно сбросит обороты. Стоит смазать тросик газа. Не рекомендуется смазывать консистентными смазками, так как они сильно густеют при минусовой температуре воздуха.

7. Проверяем ремень вариатора, очень важная деталь вашего снегохода. Стоит убедиться в том, что из ремня не вылезают нити, отсутствуют полукруглые потертости, нет черных полос перегрева, которые значительно мешают нормальной работе. Новые ремень легко привести в негодность, если вы пытались вытянуть застрявший снегоход «газом». В данной ситуации советуем попробовать сдвинуть самостоятельно снегоход в сторону, облегчая при этом выезд из препятствия. Лучше немного потратить своей физической силы, чем возвращаться пешком за новым ремнем по сугробам. Советуем также не выезжать без запасного ремня, для него на многих моделях предусмотрено место под капотом. Не стоит запускать двигатель со снятым ремнем или открытым кожухом, в таких ситуациях без нагрузки он развивает огромные оборы при которых вариатор разлетится по кускам, что может значительно повредить ваше здоровье.

8. Переходим к осмотру лыж. С проблемами лыж очень редко приходиться сталкиваться, а вот металлические коньки установленные на них, играют важную роль в управляемости снегохода. Поэтому убедитесь, что напайки на них в надлежащем состоянии.

9. Склизы — пластиковые направляющие по которым движется гусеница. Следует следить за их состоянием, нельзя допускать, чтобы износ выходил за контрольную линию, своевременное устранение недостатков исключит повреждения шасси. Замена шасси весьма трудоемкий и дорогостоящий процесс. Стоит также обратить внимание на катки, они должны иметь равномерную рабочую поверхность без износа и беспрепятственно вращаться.

Читайте также:
Что такое объем двигателя и как рассчитать

10. Натяжение гусеницы. Для этого следует приподнять хвост снегохода, замерить провис. Заранее посмотрите в инструкцию, так как провис гусеницы может отличаться на разных моделях и марках снегохода. Очень важно, чтобы гусеница была натянута правильно. Недотянутая или перетянутая гусеница способна уничтожить трансмиссию.

11. Не забываем шприцевать консистентной смазкой узлы подвески, на многих снегоходах – это необходимость.

Проделав все выше написанные рекомендации, не забываем проверить рабочее состояние фары и габаритов.

Надеемся, что наши советы помогут вам избежать поломок и дорогостоящего ремонта, весь снегоходный сезон.

Советы для обладателей снегоходов Тайга и Буран

Я бы буран взял на твоем месте,ямаха была ничего плохого нет но если чисто на охоту то буран. Сам не ювелир на нем,середняк но есть ребятки что чудеса творят за рулем бурана в тайге пролазя почти всюду!Ямаха же этого не сможет,передвигаться на ней веселей и быстрей разве что.Оба жручие примерно одинаково.

Ну для меня здесь в первую очередь надёжность. Буран кстати может конденсат хавать) ямаха боюсь нет))) Такое ощущение что выбираю между уазом и иномаркой)))

eugins, весь анабар на ямахах на конденсате ездит! Ноу проблем! Ямаха в тундре в 1000 раз лучше, но не в тайге походу.

Буран есть буран везде можно ездить хоть -50 -60 спокойно заведешь поломки можно на ходу отремонтировать

сначала скажи для чего тебе снегоход?

для проверки сетей, для путика, для охоты на дикого оленя, для покатушек?
если просто ездить ямаха лучше, если в лесу гоняться за зверем то буран, но сомневаюсь, что человек не знающий буран будет так делать. так что покупай ямаху

Бочик, Во-во. По ходу буран все таки надо знать, а то с такими техническими знаниями как у меня можно и окочуриться где нибудь на морозе) а так для любительской охоты – боровая, ДСО.

Если опыта в бурановедении нету то купи ямаху. Буран капризная техника. Если не знаешь как ремонтировать окоченеешь на морозе. У меня самого буран. Сам не ас по ее ремонту. Поэтому один Далеко от дома не езжу. Максимум 10-15 км.

биирсаха, махтал

биирсаха, я думаю надо же когда то учиться=)

Буран ломается при ежедневной эксплуатации. А городскому охотнику он прослужит лет десять, без серьезных поломок. Так что бери буран и в лес, пока тепло

в прошлом году ездил на охоту был буран новый и иномарка своим ходом 40 км до базы иномарка по дороге не идет буран шел отлично . из за иномарки шли долго и в лесу не едет две лыжи и буран газовой горелкой прогрели и завели а иномарка эл стартер грели долго .сам не буранист вид с боку..

В лесу однозначно Буран. Надо приварить броню толщ 2 мм снизу, пеньки под снегом будет проскакивать

Если финансы позволяют можно сразу запасной двигатель, редуктор с цепью, балансир прикупить. Ремни вариатора и вентилятора само собой.

Только вроде определились и на тебе)))

Насчет надежности Ямахи в последнее время есть очень большие сомнения. Ремонт дорогущий. Некоторые запчасти только под заказ. У знакомых все развалилось. Нынче редуктор ремонтировали. А Бурка есть Бурка. Паялкой подогрел и вперед. Если вовремя смазывать, подтягивать года на три активной эксплуатации хватает. После конечно по тихой влаживаться. Зато запчастей полно. В любой избушке можно одолжить детальку. По топливу неприхотлив. Проедет везде, даже там где пешком не пройдешь.

Лучше этого нет!

Arctic Cat XF 9000 High Country LTD – просто бомба! Моя мечта сбылась! Всегда мечтал купить такой мощный, более чем 1000 кубов! Мото Братан точка com – спасибо вам за это!

Изучи хорошо матчасть , а то какой-нибудь предохранитель сгорит и придется 50-100 км пешим топать , были такие случаи. Иномарка – это тоже всего лишь кусок железа , только получше сделано чем Бурка. Далеко ездить лучше в спарку , больше шансов живым остаться.

Читайте также:
ВАЗ 2110 дергается при движении

Что нужно знать о грузоподъемности автомобиля и как определить значение по ПТС? Алгоритм расчета

Многие автомобилисты не задумываются о таком параметре своей машины, как грузоподъемность. Они используют транспортное средство на пределе или даже превышая все допустимые нормы. И зря. Ведь это может привести к неприятным последствиям.

Грузоподъемность автомобиля можно определить, используя данные, указанные в ПТС. Как рассчитать, расскажем в настоящей статье.

  1. Что это такое?
  2. Как определить?
  3. Как узнать класс ТС?
  4. Определяем разрешенную массу ТС
  5. Вычисляем разницу между показателями
  6. Можно ли изменить?
  7. Штраф за перегруз авто

Что это такое?

Если кратко, то – это величина, показывающая, какое количество груза, в том числе живого (пассажиров), может безопасно транспортировать автомобиль.

Как отмечалось, многие не обращают внимания на этот параметр, а зря. Он является чрезвычайно важным. Несколько аргументов в подтверждение:

  1. Если автомобиль перегружен, есть риск, что в нем что-нибудь сломается в пути. Например, не выдержат элементы подвески, лопнут шины. В худшем случае, это может привести к ДТП с тяжелыми последствиями. В лучшем – придется обратиться в автосервис, потратить какую-то, скорее всего, значительную сумму денег, некоторое время перемещаться на общественном транспорте.
  2. За перегруз ТС предусмотрены штрафы. Об этом еще пойдет речь в рамках настоящей статьи.
  3. В некоторых населенных пунктах есть участки, где проезд авто с массой, превышающей определенные параметры, недопустим. Это еще полбеды. Устанавливаются специальные камеры и прочее оборудование, которое позволяет выявлять правонарушение, о котором идет речь, в автоматическом режиме. Одно дело, когда, скажем, грузовую «ГАЗель» в центре города обнаружил сотрудник ГИБДД. Вероятность этого не так высока. Другое дело, когда на участке стоит камера и фиксирует каждое нарушение.

Как определить?

Сразу же отметим, что это вполне реально. При этом показателя грузоподъемности в ПТС нет, но есть другие параметры, которые помогут вычислить, какая нагрузка допустима для того или иного автомобиля.

Как узнать класс ТС?

Для этого нужно внимательно посмотреть на первую страницу в ПТС, где указаны все важные сведения об автомобиле. В пунктах 2 и 3 содержится информация о классе. Он обозначается латинской буквой и словом. Например: «B, легковые».

Информация о классе не раскрывает точных цифр грузоподъемности. Но уже можно сделать определенные выводы. Например, если указано, что автомобиль легковой, то, очевидно, что он не сможет увезти на себе 3 тонны груза, потому что разрешенная максимальная масса у «легковушек» всего-то 3,5 тонны.

Кроме того, есть и ограничения по пассажирам – не более 8 человек на легковой автомобиль. Впрочем, с классами все хорошо, когда речь идет об отечественном транспорте. Используются данные, предоставляемые заводом-изготовителем. Если же авто поставляется из какой-то другой страны, то класс определяют на таможне.

Случаются ошибки. Крупный легковой автомобиль могут причислить к классу грузовиков, что, очевидно, не будет соответствовать действительности.

Определяем разрешенную массу ТС

В паспорте автомобиля есть пункты 14 и 15, в которых указывается масса авто. В первом – без нагрузки. Во втором – разрешенная максимальная. Что это за показатели?

Масса без нагрузки – это вес автомобиля, готового к пути: с учетом массы всех технических жидкостей и водителя. Кстати, стандартный вес одного человека – водителя или пассажира, определяется в 75 килограммов. Это европейская норма. Ранее, в России использовали старую советскую норму – 80 килограммов.

Вычисляем разницу между показателями

Зная вышеуказанные параметры, можно вычислить грузоподъемность транспортного средства. Для этого из разрешенной максимальной массы вычитаем массу без нагрузки.

Еще про Советский союз: в стране продавалась сметана на вес. Можно было прийти со своей баночкой. Её взвешивали. Потом взвешивали банку, наполненную сметаной. Из общего веса вычиталась масса баночки. И определялась масса продукта. Так и с автомобилем. Из разрешенной максимальной массы нужно вычесть массу без нагрузки. Результат и будет являться показателем грузоподъемности.

Можно ли изменить?

Данный вопрос нужно рассматривать в двух аспектах:

  1. Увеличение грузоподъемности.
  2. Исправление ошибок.

Если речь идет о первом случае, то единственный вариант – внесение изменений в конструкцию автомобиля.

Данные изменения должны быть согласованными и безопасными. Естественно, придется обращаться в экспертное учреждение, для получения заключения о том, что автомобиль можно эксплуатировать с учетом внесения изменений в конструкцию. Нужно будет обратиться в ГИБДД, чтобы изменить данные в ПТС и в СоР ТС.

Читайте также:
Тахометр счетчик - Инструкция по установке и эксплуатации ТС-011

Отметим, что шансов ездить на модифицированном автомобиле не так много. ГИБДД не приветствует изменение параметров автомобиля. В принципе, это вполне логично.

Если же, скажем, на таможне, была допущена какая-то ошибка – например, неверно указана максимальная разрешенная масса, то нужно действовать по следующему алгоритму:

  1. Следует обратиться в органы ГИБДД с просьбой провести экспертизу.
  2. К назначенному времени нужно подогнать авто к месту проведения экспертизы.

Компетентный специалист, используя специальное оборудование, определит массу авто без нагрузки и разрешенную максимальную массу. Если ошибка имеет место, то в ПТС и СТС внесут изменения.

Штраф за перегруз авто

В КоАП РФ есть статьи 12.21 и 12.23. Первая из них касается нарушения правил перевозки груза, вторая – правил перевозки пассажиров. Но ответственность одинаковая – штраф 500 рублей. Правда, за нарушение правил перевозки людей может быть наложен и более серьезный штраф. Но это уже касается особых случаев, например, перевозки детей, и специальных субъектов – должностных лиц и т. п.

Представляется, что не нарушать законодательство в сфере перевозки грузов нужно не потому, что за это можно получить штраф, а потому, что такие действия ставят под угрозу безопасность дорожного движения.

О чем расскажет ПТС: как обманывают покупателей подержанных автомобилей

Каждый автомобиль имеет паспорт транспортного средства или ПТС. Это крайне важная бумага, которая содержит данные о собственниках машины, начиная с его въезда в страну или с момента полной сборки и получения документов — зависит от происхождения.

Для отсутствия ПТС у б/у автомобиля бывают только веские причины. Единственный безобидный вариант – если предыдущим владельцем паспорт транспортного средства был потерян, и взамен был получен дубликат ПТС. В остальных случаях отсутствие у автомобиля паспорта неизбежно означает серьезные проблемы, такие, с которыми автомобиль покупать крайне нежелательно.

Содержание

  • О чем расскажет паспорт транспортного средства
  • Что должно насторожить покупателя
  • Как обманывают покупателей
  • Как избежать обмана

О чем расскажет паспорт транспортного средства

Александр Макаров, руководитель компании «Автоэксперт66»:

— ПТС бывает оригинальным и дубликатом. Оригинальный выдается либо заводом-изготовителем, либо акцизной таможней.

Дубликат ПТС выдается по двум причинам: когда заканчивается место в ПТС (было большое количество собственников у авто, много лишних записей в ПТС), либо по причине утери ПТС.

Обычно на полях в дубликате ПТС ставится отметка: выдан новый ПТС взамен либо утилизированного ПТС (это первый случай), либо утерянного ПТС.

Самое опасное — покупать машину с дубликатом ПТС, выданным по причине утери. Особенно, свежую. Вероятность того, что ПТС не потеряли, а он просто лежит в банке или каком-нибудь ломбарде очень высока.

ПТС дает понять историю автомобиля, сколько было собственников, сколько по времени собственники владели автомобилем.

Сейчас количество собственников можно посмотреть по базе ГИБДД, но там не отображается реальная ситуация. Там отмечается количество собственников, которые поставили автомобиль на учет. По факту человек мог купить автомобиль, год на нем проездить и через год его продать, так и не зарегистрировав его на себя.

Бывает еще такое, что ПТС полный, кончились места для записи владельцев, а по факту по базе ГИБДД пробивается один собственник. Допустим, если машина была в лизинге, будет много записей о смене юр. лиц, и тем самым в ПТС не останется свободных мест.

Что должно насторожить покупателя

Антон Носов, эксперт по подбору автомобилей с пробегом:

— Покупателя должно насторожить, например, если у б/у автомобиля первые собственники активно сменялись в Московской области, причем без постановки на учет, а потом машина оказалась в регионах, например, в Тюмени. Обычно так бывает с краденными и битыми авто, чтобы было проще реализовать такие машины.

Вот пример, перекуп в ПТС не вписан, ПТС дубликат, причем по базе всего три собственника, номера питерские, и машина просто просилась на экспертизу. Через неделю человек купил и поехал ставить на учет, и автомобиль арестовали, так как двигатель и некоторые другие маркированные запчасти оказались с угнанной машины.

Было так, что вин-номер в ПТС и на кузове совпал, а на блоках авто оказался другой вин-номер, который пробивался «в розыске». У такого автомобиля ПТС также дубликат, а собственников по сайту ГБДД всего двое.

Также в ПТС должен быть номер двигателя, который обязан совпадать с указанным на блоке самого двигателя. Если номер двигателя другой, должна быть отметка о замене, если нет, то отказываемся от авто, либо проходим процедуру перерегистрации.

При наличии газового оборудования должна быть отметка в ПТС о переоборудовании. Если нет – либо снимаем газ, либо, опять же, проходим процедуру перерегистрации.

Не рекомендуется покупать авто, если в ПТС нет свободных мест, т.к. в некоторых МРЭО отправляют к хозяину получать дубликат. Это не очень удобно, особенно если авто покупали в другом городе.

Рекомендация такая: брать собственника, ехать в ГИБДД, и в окне розыска, либо с помощью консультации по базам ГИБДД проверять машину. Сайт ГАИ видит не все запреты и аресты. Авто прогоните через осмотр, где ГАИ сверит все бирки и таблички, после чего уже оформлять страховку и договор.

Как обманывают покупателей

Егор Бушмелев, автомобилист:

— К счастью, сам я всегда проверяю авто перед покупкой по всем возможным базам, но вот один мой товарищ сильно пострадал от действий мошенников. Он не хочет называть своего имени по понятным причинам, но рассказать историю согласен: приобрел б/у автомобиль «Ауди А6», кузов живой, привод полный, мотор в нормальном состоянии. Он поехал ставить автомобиль на учет, инспектор заметил подозрительные трещины вокруг вин-номера, и машину не зарегистрировали.

Стали все проверять, выяснилось, что у автомобиля в ПТС указан другой VIN-номер. Это вскрылось позднее, когда для машины стали заказывать запчасти, и каталог предложил их для совершенно другой комплектации: на переднем приводе, с дизельным мотором, и другого цвета и года. Выхода особо не было, и он продал автомобиль.

Уже после, пробив автомобиль по базам, мы обнаружили, что у машины не только поддельный ПТС и перебиты всевозможные номера, но что она и вовсе была угнана в Москве в 2001 году, причем у какого-то видного деятеля, вроде депутата.

Конечно, моему товарищу следовало озадачиться всеми этими вопросами предварительно – ведь по указанному VIN-номеру в ПТС он уже мог без проблем выяснить, что номер не соответствует комплектации автомобиля, следовательно, покупка обернется серьезными проблемами. Как минимум, всегда следует пробивать по базам основные моменты, такие как серийные номера и прочее, это даст общее представление об автомобиле.

При этом с владельцами там было не слишком подозрительно, всего два или три человека, при том, что машина уже в возрасте, это можно считать нормальным, как и наличие дубликата ПТС, ведь оригинальный за почти 17 лет уже наверняка закончился бы.

Читайте также:
Регулировка сцепления КАМАЗ своими руками

Как избежать обмана

Если вы не хотите оказаться в такой ситуации, проверьте историю автомобиля с помощью сервиса «Автокод». Проверка по VIN-номеру сообщит все подробности о ПТС автомобиля, с точностью определив его марку, модель, цвет, комплектацию, все необходимые номера (двигателя, кузова, гос.номера), а также технические данные. Из полного отчета вы узнаете:

  • реальный пробег;
  • наличие ограничений ГИБДД;
  • нахождение в угоне, кредите, аресте;
  • таможенную историю;
  • историю штрафов;
  • информацию об ОСАГО и многое другое.

Ниже представлен пример полного отчета:

Благодаря проверке через Автокод вы будете уверены в автомобиле, который собираетесь купить, и избавитесь от рисков при покупке машины. Сервис подходит, если нужно проверить один или несколько автомобилей. Если вам нужно постоянно пробивать большое количество машин, воспользуйтесь сервисом безлимитных проверок авто «Автокод Профи». Подписка на безлимитные проверки авто стоит 2 500 рублей в месяц. «Автокод Профи» позволяет добавлять комментарии к отчетам, создавать свои списки ликвидных ТС, быстро сравнивать варианты и хранить данные об автомобилях в упорядоченном виде.

Перед заключением договора купли-продажи также советуем проверить владельца авто через специальный сервис. Проверка покажет, есть ли у продавца проблемы с законом, действителен ли его паспорт, имеются ли долги и исполнительные производства.

Если обнаружатся серьезные проблемы, от сделки лучше отказаться. Посмотреть пример отчета

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: