Самостоятельная оклейка автомобиля винилом

Как правильно клеить пленку на автомобиль

Содержание

Какие инструменты и материалы потребуются для оклейки авто пленкой
Какой пленкой лучше обклеить авто
Подготовка автомобиля к оклейке винилом
Способы оклейки авто пленкой
Как самому обклеить авто пленкой мокрым способом
Как правильно клеить пленку на авто сухим методом
Снятие виниловой пленки с машины

Покрытие кузова пленкой является сегодня самым распространенным и востребованным видом тюнинга автомобиля, благодаря небольшой стоимости, эффективности и доступности этого способа для большинства автовладельцев. Большое разнообразие пленок на ПВХ основе различного вида и цвета, предоставляет широкие возможности, проявить фантазию и сделать свое авто по-настоящему эксклюзивным и выделяющимся из потока машин на дороге. В процессе оклеивания кузова автомобиля нет ничего сложного, и при желании эти работы можно выполнить самостоятельно.

Камуфляжная виниловая пленка для автомобиля

Какие инструменты и материалы потребуются для оклейки авто пленкой

Прежде всего следует отметить, что оклейка авто пленкой своими руками требует обязательного соблюдения технологии нанесения пленочного покрытия, а также наличия места для производства этих работ, где можно создать нужные температурные условия и абсолютную чистоту. В помещении должна быть умеренная влажность, хорошее освещение и температура не ниже 20 о С. Чтобы обклеить машину виниловой пленкой понадобятся такие инструменты и материалы:

  • сама виниловая пленка выбранного вида в нужном количестве;
  • ножницы и острый канцелярский нож;
  • распылитель и мыльный раствор, приготовленный из воды и моющего средства или автошампуня в пропорции 10:1;
  • пластиковый или войлочный ракель;
  • спирт или растворитель для обезжиривания поверхности, лучше всего для этих целей подходит уайт-спирит;
  • технический фен;
  • малярный скотч;
  • сухая ветошь из мягкой не ворсистой ткани;
  • праймер 3М — состав, усиливающий адгезивные свойства клеящего слоя пленки.

Все это должно быть заранее подготовлено и находиться под рукой при работе.

Праймер 3M

Какой пленкой лучше обклеить авто

Сегодня существует два вида пленок для оклеивания кузова автомобиля — виниловые и полиуретановые. Пленочные покрытия на виниловой основе выпускаются в многообразии видов и расцветок, что позволяет использовать их для преображения дизайна экстерьера. Они хоть и защищают ЛКП кузова от воздействия ультрафиолета и мелких повреждений, но по своим защитным свойствам уступают антигравийным пленкам из полиуретана, которые бывают только прозрачные и используются исключительно для защиты кузова.

Для тюнинга и стайлинга автомобиля чаще всего применяются виниловые пленки, что объясняется не только их разнообразием, но и более низкой ценой.

Такие пленки по способу производства, бывают двух видов:

  • каландрированные;
  • литые.

Виниловые пленки HEXIS

Литые пленки более качественны и долговечны, они выпускаются в большем ассортименте видов и цветовых гамм, но стоят несколько дороже каландрированных. Какую пленку выбрать для своего автомобиля, каждый решает сам. Но, если вы решили выполнить оклейку машины своими руками, лучше выбирать литую пленку, более качественную, с которой работать легче. Существуют следующие виды виниловых пленок (автовинила):

  • прозрачные и цветные;
  • матовые и глянцевые;
  • перламутровые и пленки с эффектом металлик;
  • графические пленки, предназначенные для нанесения рисунка методами цифровой печати;
  • текстурные пленки, с поверхностью, стилизованной под различные материалы, к которым относится и пленочное покрытие под карбон;
  • пленки типа «хамелеон», цвет которых меняется под разными углами зрения.

Виниловая пленка хамелеон

Выбор действительно очень большой, и все здесь зависит от вашего вкуса, и от того, какой эффект вы хотите получить, прибегая к подобному роду тюнинга. Но, в любом случае, нужно покупать пленку известных брендов, если вы хотите, чтобы она легко легла на любые детали кузова со сложным рельефом поверхности и продержалась, как можно, дольше. Наиболее популярными и пользующимися спросом во всех странах мира, являются следующие торговые марки:

  • 3М Scotchprint (США);
  • KPMF (Великобритания);
  • Hexis (Франция);
  • ORACAL (Германия).

Чтобы определить, какое количество пленки понадобится для оклеивания, необходимо знать площадь всех элементов кузова, на которые она будет наноситься. Выполнить точно такие обмеры достаточно сложно, поэтому для приблизительного подсчета потребности в материале и его стоимости, пользуются проверенными на практике данными.

Читайте также:
Самодельные колеса для вездехода: как ободрать покрышки,

Для полного оклеивания кузова автомобиля, которое рекомендуется применять при использовании автовинила, принимается следующий расход пленки, в зависимости от класса авто:

  • компактные авто В-класса — от 18 до 21 кв. м;
  • машины среднего класса (С-class) 23–24 м 2 ;
  • большие семейные авто D-class 25–27 м кв.;
  • автомобили бизнес класса (Е-class) — от 27 до 30 м кв.;
  • спорткупе S-класса 30–34 м 2 ;
  • компактные внедорожники 25–30 кв. м;
  • большие внедорожники 34–37 м 2 .

Виниловая пленка в рулонах

Лучше всего покупать автовинил в рулонах шириной 1,52 м, чтобы при оклеивании крупных элементов кузова, не пришлось делать стыки.

Подготовка автомобиля к оклейке винилом

Чтобы пленочное покрытие дольше держалось, перед тем, как обклеить машину пленкой, авто нужно соответствующим образом подготовить. Для этого необходимо:

  • хорошо вымыть автомобиль с автошампунем и тщательно осмотреть его ЛКП на предмет наличия повреждений и стойких загрязнений;
  • при наличии оставшихся пятен от насекомых или битума, удалить их с помощью растворителя или спирта;
  • отполировать ЛКП кузова, к более гладкой поверхности адгезия клеевого слоя пленки будет значительно сильнее;
  • обезжирить сложные элементы кузова;
  • протереть весь автомобиль сухой тряпкой.

Подготовка автомобиля к оклейке винилом

Способы оклейки авто пленкой

Для нанесения пленочного покрытия сегодня используются два способа:

  • сухой;
  • мокрый.

Между собой они во многом сходны и отличаются лишь технологией наложения пленки на обрабатываемую поверхность.

При сухом способе пленка сразу прикладывается к поверхности, без предварительной подготовки последней. В действиях оклейщика должна присутствовать максимальная точность и уверенность движений, потому что клеевой слой будет сразу прилипать к оклеиваемой детали кузова. Преимуществами такого способа являются:

  • экономия времени на проведение работ;
  • более качественная адгезия;
  • отсутствие необходимости в длительной сушке автомобиля после нанесения пленки.

Выполнять оклеивание авто сухим методом могут позволить себе лишь опытные профессионалы, набившие руку при ежедневном выполнении подобных операций.

Инструмент для оклейки авто пленкой

Мокрый метод предполагает накладывать пленочное покрытие на поверхность, обработанную мыльным раствором. Это позволяет при ошибках в наложении пленки, откорректировать ее положение относительно детали кузова. Такой способ идеально подходит для начинающих оклейщиков, или для тех, кто решил нанести пленочное покрытие своими руками.

Если вы решили изменить внешний вид своей машины, путем нанесения автовинила, нужно обязательно определиться, как обклеить автомобиль пленкой — весь кузов или отдельные его детали. Сегодня многие специализированные автосервисы предлагают различные варианты, когда наносят пленку, в том числе и на отдельные детали:

  • задний и передний бампер;
  • капот и крышу;
  • крылья автомобиля;
  • двери и пороги.

При использовании виниловой пленки, желательно покрывать ею полностью весь кузов, потому что такой материал не пропускает ультрафиолет. И ЛКП не покрытых пленкой элементов кузова, к моменту ее удаления, может успеть выгореть на солнце, и будет заметно отличаться от остальной части машины.

При использовании виниловой пленки, желательно покрывать ею полностью весь кузов

Как самому обклеить авто пленкой мокрым способом

Технология оклейки автомобиля мокрым способом довольно простая. Чтобы выполнить эту работу своими руками, необходимо:

  • Произвести разметку материала, для чего, не снимая подложки, приложить пленку к каждому элементу кузова и разметить линию отреза.
  • По выполненной разметке произвести раскрой материала. Выполнять работы нужно на ровной поверхности с использованием канцелярского ножа и ножниц, оставляя со всех сторон небольшой запас пленки.
  • Равномерно разбрызгать мыльный раствор по всей поверхности оклеиваемой детали кузова, не оставляя на ней сухих мест, чтобы исключить прилипание пленки к кузову.
  • Положив соответствующую выкройку на ровную поверхность лицевой стороной вниз, аккуратно удалить бумажную подложку с клеевого слоя.
  • Постараться, как можно более точно, наложить пленку на кузовной элемент, слегка её натягивая, и фиксируя на верхних углах. Если это не получилось сделать с первого раза, нужно приподнять материал и откорректировать его положение относительно границ детали кузова.
  • Пластиковым ракелем разгладить пленку от центра к краям, вытесняя из-под нее мыльный раствор.
  • После удаления мыльной воды, повторить данную процедуру, нагревая пленку техническим феном, и одновременно разглаживая ее от центра к краям войлочным ракелем. Температура сушки должна быть в пределах 50–70 о C. Это делается для активизации клеевого слоя. Старайтесь не перегревать при этом пленочную поверхность. Фен нужно держать под углом в 45 о и не ближе 20 см от поверхности пленки.
  • Подрезать края пленки, оставляя запас 5 мм, промазать их праймером и, загибая, приклеить к торцевой поверхности детали, разглаживая пластиковым ракелем.
  • Протереть оклеенную поверхность сухой ветошью и оставить машину сушиться при той же температуре на 24 часа.
Читайте также:
Подключение противотуманных фар на Газель

Для окончательной адгезии пленки понадобится еще 4–10 дней. В течение этого срока, не следует быстро ездить на автомобиле и производить его мойку.

Ракель 3M пластиковый с фетровой полосой для авто пленки

Как правильно клеить пленку на авто сухим методом

Технология сухого оклеивания машины автовинилом отличается от мокрого способа лишь тем, что пленка после удаления подложки накладывается на сухую поверхность элементов кузова.

Технология сухого оклеивания машины

Такую работу лучше всего выполнять с помощником, а при работе придерживаться следующих рекомендаций:

  • для более точного наложения пленки, нужно внимательно разметить материал и сделать раскрой с небольшим запасом;
  • не снимая подложки, примерить выкройку, обозначив ее края на кузове малярным скотчем;
  • снимать подложку только на ровной поверхности, избегая ее склеивания;
  • нанесение пленки начинать с участка детали, имеющего меньший радиус закругления, с тем, чтобы при дальнейших операциях слегка растягивать материал;
  • при неточном наложении слегка разогреть пленку и, сняв ее с оклеиваемой поверхности, выполнить операцию более точно.

Снятие виниловой пленки с машины

Нанесение пленочных покрытий на кузов автомобиля является востребованным видом стайлинга, популярность которого объясняется еще и тем, что в любой момент, пленку можно легко удалить без ущерба для ЛКП, вернув машину к прежнему состоянию, или оклеив ее другим материалом.

Для снятия автовинила необходимо:

  • прогреть авто в теплом помещении или на солнце;
  • нагревая поверхность техническим феном до 70–80 о С, поддеть пленку с одного из краев и начать медленно оттягивать ее вверх под острым углом, продвигаясь к центру покрытия;
  • дойдя до середины, повторить процедуру, начав уже с другого края;
  • особенно аккуратно нужно удалять пленку с пластиковых деталей, чтобы не перегреть их и не деформировать;
  • если после снятия пленки, на поверхности ЛКП остались следы клеевого слоя, удалить их с помощью растворителя или спирта.

При соблюдении всех технологических требований снятие автовинила с машины, как и оклеивание кузова, можно вполне выполнять своими руками, не обращаясь к услугам специализированных сервисов.

Оклейка автомобиля пленкой своими руками

Многие автолюбители считают, что оклейка автомобиля пленкой позволит им быстро и эффектно изменить внешность своего авто. А если выполнить её своими руками, то можно будет немного сэкономить. По большому счету, преобразить машину возможно разными способами. Но, по сравнению с оклейкой пленкой, например, та же покраска кузова – более сложная и дорогая операция.

В настоящее время автомобилистам предлагается большой выбор виниловых пленок. Изменить можно дизайн, как всего автомобиля, так и отдельных его элементов. Это может быть лишь изменение цвета или же достижение эффектов 3D или 4D. На любой вкус можно найти пленочный материал и самостоятельно наклеить его на кузов.

Инструменты и материалы для оклейки автомобиля пленкой

Для выполнения качественной оклейки потребуется несколько важнейших материалов:

  1. Виниловая пленка;
  2. Моющее средство из расчета 1 л на 10 л воды;
  3. Малярный скотч;
  4. Спирт или растворитель;
  5. Хлопчатобумажная салфетка.

Также, чтобы оклеить пленкой автомобиль, необходимо подготовить следующие инструменты и электроприборы:

  1. пластиковый ракель (шпатель);
  2. войлочный ракель;
  3. канцелярский нож;
  4. ножницы;
  5. профессиональный фен;
  6. разбрызгиватель.

Расчет пленки для оклейки авто и ее стоимость

При расчете объема пленки необходимо учесть несколько факторов, таких, как вид пленки, тип кузова автомобиля и квалификация работника, проводящего оклейку.

Принято за основу брать следующие показатели для полной оклейки кузова:

  • седан – 17-19 метров;
  • универсал, кроссовер – 18-23 метра;
  • внедорожник – 23-30 м.
Читайте также:
Чем можно обезжирить лобовое стекло и как это правильно сделать

Небольшие автомобили можно оклеивать пленкой шириной 137 см. Для остальных моделей предпочтительнее использовать более широкий винил – 152 см.

Стоимость виниловой пленки зависит от производителя и вида материала. Например, пленка из Тайваня 3D карбон предлагается за 450 рублей за метр. Ширина рулона 152 см, длина – 30 м. Срок службы составляет 5 лет.

У того же производителя имеется черная пленка с 4D эффектом по цене 750 руб. за метр.

Подготовка автомобиля к оклейке винилом

Виниловая пленка будет хорошо держаться за лакокрасочный слой кузова только тогда, когда поверхность каждого элемента будет чистой.

  • Для начала нужно вымыть автомобиль с применением автошампуня, после чего тщательно исследовать поверхность.
  • При наличии битумных пятен, прилипших песчинок, следов насекомых необходимо воспользоваться спиртом или растворителем.
  • Еще лучше после мойки выполнить полировку автомобиля. На идеально чистом и гладком кузове любая пленка будет превосходно выглядеть.
  • Следующим подготовительным этапом будет разметка материала. Для этого к кузовному элементу нужно приложить пленку и разметить линию отреза. При помощи ножниц и канцелярского ножа вырезается кусок требуемой формы.

Способы оклейки авто виниловой пленкой

Приклеить виниловую пленку к кузову автомобиля можно двумя способами.

  1. Для новичков лучше всего подойдет мокрый способ нанесения винилового покрытия. Принцип действия заключается в увлажнении клеящего слоя 10%-ным раствором моющего средства. Благодаря такой обработке можно поправить пленку или переместить ее в случае неровного наложения. Однако после укладки пленочного материала необходимо будет полностью удалить влагу. Для этого вам понадобятся ракели и фен.
  2. Тем специалистам, которые могут с первой попытки точно и ровно приложить пленку, подойдет сухой способ приклеивания. Работа будет выполнена гораздо быстрее, а покрытие послужит автомобилисту более длительный срок.

Технология оклейки автомобиля пленкой мокрым способом

  1. Подготовленный к нанесению кусок виниловой пленки укладывается на ровную поверхность и удаляется бумажная подложка. Важно следить за тем, чтобы участки пленки клеящей поверхностью не соприкасались друг с другом.
  2. Моющий раствор при помощи разбрызгивателя наносится на элемент кузова, подготовленный под оклейку. Вся поверхность должна быть равномерно увлажнена, чтобы пленка не приклеилась раньше времени на сухом участке.
  3. Теперь необходимо точно разложить пленку на кузовной элемент. Если сделать это с первой попытки не удалось, необходимо приподнять материал и выполнить вторую попытку. Материал должен лежать ровно без складок и перекосов.
  4. Для приглаживания пленки по кузовной поверхности понадобится пластиковый ракель. Работать этим инструментом нужно начинать с центральной части, приглаживая и расправляя пленку к краям.
  5. После приглаживания феном необходимо подсушивать материал, однако нельзя допускать перегрева, иначе пленку можно расплавить. Оптимальная температура сушки находится в пределах 50-70 градусов.
  6. Когда пленка будет полностью приклеена к кузовному элементу, нужно взять войлочный ракель и выгнать воздушные пузырьки из-под покрытия. Большие пузырьки можно прогреть феном и сделать прокол. Маленькие пузырьки исчезнут сами через 1-2 недели.
  7. Лишняя пленка после приклеивания обрезается, а поверхность протирается сухой салфеткой. Окончательно виниловая пленка приклеится к кузову в течение недели. В этот период не следует мыть машину, а также ездить на высокой скорости.

Как снять виниловую пленку с машины

Срок службы у винилового покрытия достаточно небольшой, поэтому рано или поздно стает вопрос о том, как снять виниловую пленку с машины. Оказывается все довольно легко. При желании снова изменить дизайн автомобиля или просто удалить винил следует сделать несколько простых операций.

  1. Машина несколько часов прогревается в теплом помещении (20 градусов и выше) или на солнце.
  2. Пользуясь промышленным феном, поверхность нагревается до 70-80 градусов. Сразу же нужно удалять пленку под острым углом, двигаясь от краев к центру.
  3. Осторожно нужно работать при снятии виниловой пленки с пластиковых поверхностей. Лучше установить меньшую температуру нагрева, чем испортить первоначальный вид и форму деталей.
  4. Если на поверхности остались следы клеевого слоя, можно воспользоваться спиртом или растворителем для их удаления.
Читайте также:
Как снять фару на Лада Гранта своими руками: фото и

Ничего сложного при работе с виниловой пленкой нет. От автолюбителя требуется лишь спокойствие, аккуратность и неторопливость. Чтобы работа шла без досадных сбоев, лучше выполнять оклейку с помощником.

Видео: оклейка автомобиля пленкой своими руками

Как правильно обтянуть салон машины виниловой пленкой (фото галерея)

Наскучил интерьер автомобиля? Есть простой способ обновить детали салона, который в случае необходимости позволяет вернуть все в первоначальное состояние. Рассмотрим процесс оклейки пластиковых элементов винилом (пленкой), а также узнаем о наиболее популярных расцветках этого материала.

Вопрос АВТОВАЗу: Будет ли добавлено красок торпеде или изменена структура пластика?

Ответ: На комплектацию Exclusive LADA Vesta запланировано применение декоративных вставок и облицовок с оригинальным рисунком.

Почему виниловая пленка лучше покраски

Знаете, почему автолюбители делают обклейку салона виниловой пленкой, а не красят его из баллончика? Причин несколько:

  • возможность выбрать сложные расцветки в виде текстуры (например, карбон или дерево);
  • проще вернуть детали первоначальное состояние (удалить пленку проще, чем краску);
  • не токсично (лак и краска требуют хорошо проветриваемого помещения);
  • обтягивать детали пленкой можно без снятия (краской это выполнить намного сложней).

Купить недорогую виниловую пленку можно на AliExpress.

Как обклеить салон винилом своими руками

Процесс обтяжки пленкой универсален, то есть инструкция одинаковая для всех моделей Лада (Веста, Гранта, Калина, Приора, Ларгус, Нива 4х4 и XRAY), а также машин иностранного производства. Особенности будут только в ходе демонтажа деталей салона.

Особенности обтягивания деталей:

  • при работе с неровными поверхностями (изогнутые, кривые) необходимо растягивать пленку, нагревая ее феном;
  • пленку с текстурами (карбон, дерево и др.) сильно растягивать нельзя, текстура будет не ровной;
  • старайтесь пальцами касаться только за край самоклеющейся поверхности.
  1. Обезжириваем лицевую и обратную поверхности (пленка будет заворачиваться);
  2. Прикладываем пленку к детали, чтобы она не имела натяжений и максимально прижималась к поверхности без нагрева;
  3. Нагреваем пленку и растягиваем ее во все стороны. Стараемся тянуть, как можно меньше;
  4. При работе с углами – укладываем пленку на ребро, на прилежащие стороны она уложится автоматически;
  5. Срезаем лишнюю пленку по периметру. Пленки на обратной стороне углов быть не должно;
  6. Подворачиваем пленку к обратной стороне детали.

Руководство по перетяжке деталей пленкой на видео:

Опытный мастер способен обтянуть пленкой деталь без ее снятия, то есть прямо на панели (торпедо).

Варианты отделки интерьера автомобилей Лада

Варианты тюнинга салона пленкой можно увидеть на фото (работы выполнены при помощи Photoshop специально для Лада.Онлайн). Для сравнения выкладываем по три изображения современных автомобилей: Лада Приора, Гранта, Калина, Веста, XRAY, Ларгус и Нива 4х4:

  1. Штатный салон;
  2. Пленка под дерево;
  3. Карбоновая пленка.

Самые популярные расцветки виниловой пленки

По статистике запросов в сети интернет самые популярными считаются:

  1. карбоновая пленка;
  2. пленка под дерево;
  3. матовая пленка;
  4. золотая (для кузова);
  5. пленка «хром»;
  6. зеркальная пленка;
  7. 3D текстура.

А как вы относитесь к такому тюнингу салона? Как лучше доработать интерьер, пленкой или краской? Приходилось ли вам обтягивать пластиковые элементы своими руками? Какие были сложности в ходе этой операции? Выкладывайте свои варианты оклейки салона и участвуйте в опросе. Следите за тем, чтобы интерьер машины был гармоничным и законченным, уделите внимание выбору подходящих по цвету чехлов сидений.

Оклейка авто виниловой пленкой своими руками

Оклейка автомобиля пленкой своими руками кажется несложным процессом. На самом деле вероятность испортить автовинил, вследствие отсутствия теоретических знаний и практических навыков, крайне высокая. Рассмотрим, как правильно клеить пленку на дверные ручки, зеркала, в местах изгибов и впадин. Особое внимание обратим на стилизованный под карбон автовинил, работа с которым имеет характерные особенности.

Инструмент, материалы

Для работы вам потребуются:

  • ракель, при помощи которого пленка разглаживается, выгоняются пузыри воздуха;
  • канцелярский ножик, которым будет удобно подрезать остатки пленки;
  • распылитель, в обиходе использующийся для сада и огорода. Нам он нужен для распыления мыльного раствора;
  • фен. При температуре выше +20ºС за неимением мощного строительного фена вполне сгодится даже бытовой;
  • обезжириватель;
  • праймер, усиливающий адгезию клеевого слоя;
  • бумажные салфетки. Таковые используются при покраске автомобиля для удаления грязи и обезжиривания. Чтобы покрытие служило долго, не вспучивалось и не отставало от краев, поверхность должна быть идеально чистой. Если автовинил клеится не на машину, совсем недавно покинувшую стены автосалона, то рекомендуем купить глину для кузова автомобилей. Она поможет удалить въевшиеся смолистые отложения, вычистить грязь из микропор и трещин ЛКП авто. Это улучшит адгезию и продлит срок службы пленки;
  • сухая ветошь для удаления остатков влаги.
Читайте также:
Переделка печки Нивы (установка вентилятора от ВАЗ 2108)

Пленку под карбон или любой другой текстуры можно клеить с использованием мыльного раствора (мокрый способ) либо всухую. Оклейка автомобиля сухим способом обеспечивает более надежное схватывание клеевого слоя и лучшее прилегание на изгибах, но не слишком подходит для работы без опыта. Мокрая поверхность прощает больше ошибок, так как пленку проще сдвинуть и поднять для удаления воздуха.

Какие пленки легче клеить

Если у вас не опыта работы с автовинилом, что вполне вероятно, если вы читаете эту статью, не рекомендуем выбирать для своего автомобиля самые дешевые пленки. Ввиду плохого качества, они сложны в оклейке, так как имеют плохую эластичность, часто подвержены усадкам и вспучиванию. Понимание многих вещей придет к вам лишь непосредственно при оклейке своими руками. Поэтому, чтобы не испортить дорогой материал, крайне настоятельно рекомендуем купить небольшой отрезок самой дешевой пленки для тренировок. Можете обтянуть, к примеру, пластик в салоне под карбон, а уже потом переходить к оклейке сложных деталей автомобиля и больших площадей.

Начинающим рекомендуем выбирать материал с каналами на внутреннем слое. Из-под такого винила гораздо проще удалить пузыри воздуха. Также не стоит тренироваться на пленках под карбон, если только вы не клеите ее на малозаметную небольшую деталь салона. Прямоугольная структура изображения не позволяет растягивать материал, стилизованный под карбон, так как сразу визуально заметны искажения. Обычный автовинил в этом плане прощает гораздо больше ошибок, а поэтому первый опыт оклейки автомобиля имеет больше шансов на успех.

Ремонт повреждений ЛКП

Виниловый материал не только не скрывает дефекты кузова авто, но и может сделать их более заметными (особенно, если это матовое покрытие или пленка-карбон). Предпочитая автовинил покраске автомобиля, вы должны понимать, что подготовка должна быть не менее тщательной.

Особое внимание стоит уделить участкам коррозии, так как под пленкой процесс коррозирования будет продолжаться, что очень быстро приведет к отслоению или вспучиванию автовинила.

Если кузов авто находится в удовлетворительном состоянии, чаще всего достаточно скрыть большие сколы и глубокие царапины. Если повреждения не слишком сильные, можно обойтись без шпатлевания и грунтования. В обратном случае вам нужно:

  • обезжирить зону повреждения, зачистить абразивом Р120. Очаги коррозии необходимо обработать преобразователем ржавчины, а затем загрунтовать эпоксидным грунтом;
  • зашпатлевать дефект универсальной шпатлевкой;
  • зачистить шпатлевку сначала абразивом Р120, а затем в чистовую Р320;
  • загрунтовать места шпатлевания акриловым грунтом;
  • зачистить грунт абризивом Р320 на начальном этапе и Р600-Р800 на финишной стадии.

Каждый из процессов мы описывать не стали, так как уже посвящали отдельные статьи шпатлеванию и грунтования своего авто.

Подготовка автомобиля

От качества подготовки напрямую зависит уровень адгезии, следовательно, и ее долговечность.

  1. Автомобиль должен быть тщательно вымыт. Лучше всего использовать мойку высокого давления, так как наша первоочередная задача – выбить грязь из-под уплотнителей и пазов, куда будет подворачиваться пленка.
  2. Для качественной оклейки глянцевой, матовой или стилизованной под карбон пленкой, необходимо снять молдинги, дверные ручки, антенну и т.д.
  3. При необходимости используйте очиститель битумных пятен. Протрите поверхность глиной с водой.
  4. Используя ракель и ветошь, очистите все пазы, пространство под уплотняющими резинками, а также края кузовных деталей, на которые будет подворачиваться пленка.
  5. Особое внимание обратите на удаление силиконовых и жировых отложений. Распылите обезжириватель на поверхность, а затем сотрите сухой салфеткой растворившиеся отложения. Также возможно использование двух салфеток: смоченной в обезжиривателе и сухой.

Праймер, мыльный раствор, кройка

Рецепт приготовления мыльного раствора достаточно прост: несколько капель средства для чистки посуды, к примеру Fairy, на 1 л чистой воды.

Читайте также:
Как заменить масло в АКПП Тойота Прадо 120

Праймер следует использовать только при необходимости:

  • в местах сложных углублений и впадин, где для удаления складок требуется натяжение пленки;
  • по краям кузовных деталей, куда будет заворачиваться материал;
  • внутренние канты колесных арок автомобиля, где есть пескоструйное воздействие от колес, вибрации от локеров и т.д.;
  • если вы по каким-то причинам залапали клеевой слой на пленке, уменьшив тем самым его адгезионные свойства.

Вполне понятно желание перестраховаться и нанести праймер еще и по периметру кузовных элементов авто. Но это лишнее, если вы соблюли предыдущие рекомендации. Использование праймера может даже повлечь за собой негативные последствия. Если вы клеите, к примеру пленку под карбон, на некачественно окрашенный кузовной элемент, то есть вероятность, что спустя 3-4 года снятие пленки произойдет вместе с кусками лака.

Советы по выкройке предлагаем посмотреть в видеоуроке.

Самостоятельная оклейка

Рекомендации, которые помогут вам оклеить авто своими руками:

  • для покрытия карбоновой либо иной другой пленкой капота, крыши либо других больших площадей автомобиля, пригласите помощников. Они будут держать материал, а вы сможете, начиная с центра, спокойно удалить все морщины и пузыри воздуха. Самостоятельно оклеить такие площади сухим способом и вовсе крайне сложно;
  • начинайте разглаживать пленку с наиболее плоской поверхности, постепенно продвигаясь к краям;
  • для покрытия углублений и изгибов слегка нагрейте материал. Это сделает его более эластичным. Следите за температурой, чтобы не расплавить пленку;
  • для покрытия изгибов с острыми ребрами первое натяжение пленке следует давать только в направлении ребра. После оклейки ребра покрываются оставшиеся плоскости.

Поскольку все тонкости работы своими руками рассказать невозможно, предлагаем вам посмотреть видео работы профессионалов.

Удаление воздуха, правильные завороты, карбон

После разогрева пленки и заворачивания не следует сразу отрезать остатки. Дайте материалу остынуть. Правильную технику удаления воздуха и заворотов предлагаем посмотреть на видео. Если вы собираетесь тюнинговать свой автомобиль карбоновой пленкой, рекомендуем изучить YouTube-канал Уроки Автовинила ValdeVay, на котором специалист делится реальным опытом оклейки авто виниловой пленкой.

Техника правильной оклейки авто пленкой

После приобретения автомобиля владелец желает как можно дольше сохранить новый вид машины. Каждая царапина и микротрещина для водителя, как настоящая рана. Для увеличения срока эксплуатации и лучшей сохранности машины осуществляется оклейка авто пленкой. Процедура позволяет минимизировать повреждение корпуса, а также сэкономить на покраске транспортного средства. Материал можно использовать в труднодоступных местах и на поверхностях разных форм. Пленка прекрасно растягивается и без труда клеится на кузов автомобиля. С её помощью владелец автомобиля на долгое время сможет забыть о сколах и микроцарапинах.

Оклейка автомобиля пленкой

Оклейка автомобиля пленкой своими руками

Преобразить свой автомобиль сегодня может каждый водитель. Оклейка автомобиля пленкой – один из самых простых и доступных способов придать машине товарный вид и сделать ее презентабельнее. Конечно, к процедуре необходимо готовиться и в процессе работы соблюдать технологию нанесения.

Начнем с того, что владелец авто может наносить пленку двумя способами: на сухую и мокрую поверхности. Выбор остается за водителем, но лучше рассчитывать на собственную аккуратность и скорость.

Для достижения хорошего результата следует работать с помощником. Процесс оклейки подразумевает выполнения следующих правил и рекомендаций:

  • Разглаживайте материал с плоских поверхностей, двигаясь к краю.
  • Чтобы пленка идеально ложилась на изгибы и углубления, ее делают эластичной, нагревая до определенной температуры.
  • Не стоит сильно растягивать материал.
  • Если обнаружен воздух под пленкой, нужно попытаться разгладить материал с помощью ракеля.

Оклейка автомобиля пленкой своими руками

Инструменты и материалы для оклейки автомобиля пленкой

Оклейка авто сухим или мокрым способом не может производиться без специальных материалов и инструмента. Для успешной работы мастеру понадобится:

  • автомобильная пленка;
  • сухая, мягкая, не ворсистая ткань;
  • канцелярский нож и ножницы;
  • фен профессиональный, но допускается и применение обычного;
  • пластиковый или войлочный ракель;
  • распылитель с мыльным раствором (обработка поверхности с применением чистой воды затруднительна);
  • малярный скотч;
  • обезжириватель (прекрасно подойдет уайт-спирит).
Читайте также:
Модуль обхода иммобилайзера можно изготовить самим: схема, примеры,

Если пленка очень большая, лучше работать с помощником.

Какие пленки легче клеить

На рынке автотоваров владелец машины может приобрести литую или каландрированную пленку. Считается, что первый вид для транспортных средств подходит более всего, так как отлично наносится на углубления и изгибы.

Помимо вида пленки, качество и технология поклейки зависит от способа нанесения – сухого или мокрого. Первый способ считается трудным и работы следует выполнять очень быстро, так как пленка прилипает моментально к поверхности автомобиля, и ошибки устранить уже не удастся. Несмотря на это, покрытие наносится за один раз и служит длительное время.

Значительно легче оклеить автомобиль, смоченный водным раствором. Главным преимуществом является то, что материал в процессе работы можно снять в любой момент и переместить в другое место. В этом случае важно убрать все остатки воды, чтобы избежать появление пузырей.

Расчет пленки для оклейки авто и ее стоимость

Оклейка автомобиля требует тщательной подготовки. Перед началом работ следует рассчитать объем материала. Это нужно делать, учитывая ряд факторов, среди которых модель автомобиля, тип пленки, уровень знаний и квалификация мастера.

Оклейка автомобиля пленкой

Для небольших транспортных средств рекомендуется приобрести материал, ширина которого не менее 137 см; для остальных авто достаточно будет 152 см. Чтобы оклеить кузов седана, мастеру понадобится около 17–19 м пленки; для внедорожника понадобится не менее 23–30 м; для универсалов и кроссоверов – 18–23 м.

Стоимость автопленки напрямую зависит от качества, производителя, характеристик материала (цвет, глянец и т. д.). Например, 3D-пленка сроком эксплуатации 5 лет, шириной рулона 152 см и длиной 30 м продается по цене 450 рублей за метр. Если же покупатель желает приобрести пленку 4 D, стоимость увеличивается до 750 рублей.

Подготовка автомобиля к оклейке винилом

Для успешного проведения работ поверхность авто должна быть тщательно подготовлена, а именно: вымыта, очищена и обезжирена. Для мытья кузова используют специальный шампунь или любое моющее средство. Спирт и растворитель помогут избавиться от пятен, следов насекомых и песчинок, прилипших к поверхности. Идеально чистый кузов можно получить путем проведения полировки машины.

И, наконец, можно приступать к разметке пленки. Для процедуры понадобится канцелярский нож и ножницы. Приложив материал к поверхности, необходимо отметить линию размера и сделать другие необходимые метки.

Подготовка автомобиля к оклейке винилом

Праймер, мыльный раствор, кройка

Для приготовления мыльного раствора понадобится моющее средство и вода. Пропорция 1:10. Моющее средство обеспечит комфортное нанесение материала. Оклейка авто виниловой пленкой в автосалонах производится с применением праймера. Необходимость его использования возникает в труднодоступных местах, где нужно натянуть материал; по краям детали, куда заворачивается пленка и в случае, если клеевой слой получил отпечатки мастера, ухудшив его свойства.

Кройка пленки начинается с бамперов: переднего и заднего. Как правило, бамперы по длине получаются около трех метров. Для точного замера крыльев и «юбки» идеально подойдет рулетка. Раскраивать пленку нужно экономно, используя каждый сантиметр. Вырезая материал для арки, остатки можно загнуть или использовать на другую поверхность, например, порог или зеркала. При кройке дверей рекомендуется сделать небольшой запас.

Способы оклейки авто виниловой пленкой

Для профессионалов однозначно подойдет сухой способ оклеивания. Работа производится с первой попытки и делается очень быстро. Качество покрытия высокое, а материал прослужит долгое время.

Новичкам рекомендуется второй способ – мокрый. Суть заключается в оклейке с применением раствора для увлажнения слоя пленки. Это позволяет перемещать материал после его нанесения, исключает неровности и ошибки.

Сухой способ оклеивания авто

Технология оклейки автомобиля пленкой мокрым способом

Итак, рассмотрим процедуру оклейки авто мокрым способом поэтапно:

  • Подготовьте поверхность. Чтобы материал наносился легко и в результате выглядел в тон авто, необходимо очистить поверхность машины, тщательно отполировав ее, убрав неровности и обезжирив. Далее, кузов высушивается мягкой сухой тряпкой.
  • Уложите покрытие на кузов авто. Рекомендуется начинать работу с небольших участков, имеющих наименьший радиус изгиба поверхности. Это нужно для того, чтобы пленка тянулась по поверхности, а не сжималась. На этом этапе делаются пометки скотчем, и определяется нужный размер пленки. Перед оклейкой поверхность необходимо опрыскать мыльным раствором (моющее средство + вода в пропорции 1:10, соответственно).
  • Нагрейте винил. Температура нагрева не должна быть больше 60 градусов, иначе это может спровоцировать повреждение или полную деформацию пленки.
  • Начните приклеивание кусочков. Рекомендуется соблюдать принцип «один кусок на одну часть кузова». Если же одним куском приклеить пленку не получается, лучше сделать небольшой нахлёст одного фрагмента материала на другой, чтобы в дальнейшем избежать попадания воды и воздуха. Работать ракелем нужно с середины к краям, как при поклейке обоев. Конец свисающего полотна не должен склеиться!

Процедура оклеивания авто довольно трудоемкая и кропотливая. После окончания работ рекомендуется подождать 10 дней, чтобы материал хорошо просох и крепко соединился с покрытием кузова. Для этого лучше ездить с небольшой скоростью.

Технология оклейки автомобиля пленкой мокрым способом

Читайте также:
Замена ремня ГРМ на Renault Logan 1, 6 8 клапанов с фото

Удаление воздуха, правильные завороты, карбон

Чтобы избежать проблем и некачественного нанесения пленки, рекомендуется подождать, пока материал остынет после его нанесения на поверхность. Обнаружив воздух под пленкой, необходимо аккуратно проткнуть пузырь кончиком лезвия вдоль поверхности и провести пальцем по наклеенному материалу. Изъян будет незаметен. Пузыри маленького диаметра рассасываются самостоятельно через некоторое время.

Правильные завороты необходимо делать в процессе разогрева винила. С помощью профессионального фена материал нагревается, в месте заворота натягивается и ложится на уголок. Пленку обязательно нужно вытянуть, чтобы она хорошо обволакивала углы. После завершения работ следует прогреть поверхность, подождать пока она остынет и только после этого обрезать лишний материал.

Карбоновая пленка клеится на чистую, обезжиренную поверхность. Материал крепится на поверхность малярным скотчем или магнитами, после чего вырезается заготовка нужных размеров. Рекомендуется оставить по 3–5 см запаса. Снимая защитное покрытие, необходимо медленно и аккуратно приклеивать материал, начиная от центра и двигаясь к краям. Все работы выполняются с помощью ракеля. В борьбе с пузырями и неровностями поможет теплый воздух. Края подгибаются под бампер и фиксируются термоустойчивым клеем.

Оклеивание авто пленкой карбон

Как снять виниловую пленку с машины

Как и всё в нашей жизни, виниловая пленка имеет срок годности. Для удаления материала с поверхности автомобиля необходимо выполнить следующие рекомендации:

  • Автомобиль можно оставить на солнце или в помещении, где температура превышает 20 градусов. Далее, при помощи фена поверхность нагревают до 70–80 градусов.
  • Удаляется покрытие от края к центру под острым углом.
  • Если после завершения процедуры на поверхности все еще остались участки с пленкой, их удаляют спиртом или растворителем.

Процедура снятия пленки довольно проста, но в то же время кропотлива и длительна. Работу нужно проводить аккуратно и без спешки.

Советы специалистов

С целью увеличения срока эксплуатации пленки рекомендуется оставлять по 2–3 см материала, чтобы была возможность подвернуть его за край элемента. При обработке больших участков лучше всего работать в теплом месте и не использовать машину в течение суток после процедуры. В первые дни после обработки следует бережно относиться к авто, так как материал более подвержен различным воздействиям. Чтобы не повредить поверхность ракелем, можно прокатать воздух руками.

Оклейка автомобиля требует концентрации, спокойствия и веры в свои силы. Правильно подобранный материал обеспечит прекрасное покрытие машины и прослужит длительное время.

Переборка кпп 2109

Большинство владельцев 2108-21099 знают о проблеме со включением, а иногда и выбиванием 2-ой передачи. И я оказался не исключение)))
Так как стоимость работ на СТО меня не особо устроила, я решил сам перебрать кпп.
Как потом выяснилось, ничего в этом сложного нет. Без проблем с мурзилкой можно смело лезть в кпп!))
Изучив очень много статей в интернете, изучив все тонкости, и я принялся за работу в тот момент, пока машина красилась (естественно красился только голый кузов), а всё остальное было в гараже и требовало немного ремонта.
Отвёз коробку на автомойку. Мне её там хорошенько вымыли.
На след день разбирал коробку, раскладывал по листочкам каждую детальку и подписывал очередной номер снятия))))
Ох как это было нудно
Первая проблема возникла с гайками на валах, которые смог открутить только мой отец.
Вторая проблемка получилась с болтами, крепящие металлическую пластину, которая держит подшипники первичного и вторичного валов, под крестовую отвертку.
Ну ни как они не хотели откручиваться, что аж сломал 2е свои любимые большие отвертки, пока не приобрел ударную отвертку))))
Ударная стала новой любимицей, отвертка СУПЕР)))
Открутив пластину обнаружил развалившийся пластмассовый сепаратор подшипника вторичного вала(((

Читайте также:
Как снять фару на Лада Гранта своими руками: фото и

И естественно шариковые подшипники были заменены на подшипники с металлическим сепаратором
А роликовые просто новыми

С горем пополам выковыриваем круглогубцами стопорные кольца подшипников и снимаем картер…
Обнаружил лопнувшую пружинку в механизме переключения передач, которая уменьшает люфт рычага и помогает выключать передачу.

Пробежался по всем автомагазинам и поиски увенчались неудачей((((
И конечно все как один предлагали купить механизм в сборе за 1700 р, усердно утверждая что у меня нету выбора, что всё ровно придется купить его.
Специально за пружинкой я даже мотался на наше производство ГОК, в попытке найти что нибудь похожее, но увы…
Но на зло всем продавцам магазинов я естественно нашел помощь в GOOGLE(всегда к нему обращаюсь) и нашел интересную идею поставить пружинку с пробки радиатора ВАЗ Классика.
Очень удачно подошла для экспиремента старая пробка с 6ки отца)))
Ну и конечно она подошла как родная.

Улавливающий стружку магнит на дне картера напоминал маленького ёжика)))

После тряпочки с саляркой он стал просто квадратом(((
А так хотел оставить его как домашнего любимца)))))

Механизм снят, валы достал.
Вся внутренность была вычищена и вымыта соляркой и стало внутри как у новой кпп)))

На вторичном валу поменял все 5 синхронизаторов, и где то прочитал что чем больше зазор между шестерней передачи и синхронизатором, тем легче синхру остановить шестерню для включения последней…
По скольку муфты и шестерни не имели выработки, то менять их я не стал.
Всё аккуратно и с мурзилкой собираем всё обратно как было.
Ну и куда же без косяков?
А такие нашлись когда пытался вставить вилку переключения в муфту 1ой и 2ой передач…
После целого дня и ночи размышлений с книгой вспоминая, что собрал не так и только проснувшись утром меня осенило что муфта насажена на вал не той стороной.
Разобрав и собрав снова вал особо аккуратно, поставил вилку…Иииии…прям как бальзам на душу, всё встало на место)))
НАДПИСЬ В КОНЦЕ ИНСТРУКИИИ ПО КНИГЕ ЗАВЕЛА МЕНЯ В ТУПИК!
“ЛИШНИХ ДЕЛАЛЕЙ ОСТАТЬСЯ НЕ ДОЛЖНО!
Осмотрев всё вокруг на столе я обнаружил того самого, бывшего ёжиком, магнит…(((пришлось еще раз разобрать, что бы он вырос и снова стал маленьким ёжиком лет так через 10)))
Вдвоём с другом Денисом, мы разполовинили и собрали коробку обратно за 15 минут)))

А вот куда ставится прокладка фиксатор, я так и не нашел((()))
Ну и полностью собрав коробку я обнаружил что забыл поменять сальник первичного вала который подтекал(((((((((((((((НЕГАТИВ
Ну и конечно же не без помощи моего друга и брата кое как выковыряли этот сальник

И сразу был доработан колокол под 10ый маховик.На фото вроде видны места снятия лишнего металла

Ну и конечно же куда же без небольшого тюнинга.
Аля жесткий карданчик

И на машине уже весит и ждет карданчик короткоходная кулиса)))
Как видно из текста выше что кпп ВАЗ 2109 просто не реально собрать не правильно!
Кпп уже стоит на машине и опробована на ходу.Вторая передача теперь включается без треска, а вот к рычагу нужно привыкать, так как ход стал короче ну и соотвецтвенно тяжелее)))

Спасибо если вы дочитали этот нудный, как мне кажется, отчет)))
Подписывайтесь, ставьте лайк.
Вопросы, комментарии, ответы и советы оставляйте здесь или лично мне, чем смогу тем помогу))))

Читайте также:
Раздатка Dymos для УАЗ Патриот

Ремонт коробки передач ВАЗ-2109

Ремонт коробки передач ВАЗ-2109 включает следующие этапы:

2_34.jpg

1. Снимаем КПП с ВАЗ-2109. Очищаем ее от грязи с помощью солярки и тряпки.

2. Вынимаем щуп уровня масла из КПП.

3. Устанавливаем КПП картер сцепления вертикально, открутив болт 1 и 2 гайки 3 крепления кронштейна троса сцепления. Снимаем кронштейн 2 троса сцепления с КПП.

4. Откручиваем остальные 4 гайки крепления задней крышки.

5. Снимаем заднюю крышку.

6. Откручиваем болт крепления вилки 5-й передачи.

7. Зафиксируем валы КПП от проворачивания.

8. Откручиваем гайку крепления первичного вала.

9. Откручиваем гайку крепления вторичного вала.

10. Снимаем шестерню 5-й передачи вместе с синхронизатором и вилкой с вторичного вала.

11. Снимаем с синхронизатора упорную пластину и вынимаем из паза муфты вилку.

12. Снимаем шестерню 5-й передачи с синхронизатора с кольцом 1.

13. Снимаем втулку с вторичного вала.

14. Снимаем шестерню 5-й передачи с первичного вала.

15. Откручиваем четыре винта с использованием ударной отвертки и снимаем упорную шайбу 2 с вторичного вала.

16. Снимаем стопорные кольца подшипников валов.

17. Откручиваем 3 пробки фиксаторов и осторожно извлекаем шарики фиксаторов.

18. Откручиваем пробку фиксатора заднего хода, снимаем уплотнительное кольцо и извлекаем пружину фиксатора.

19. Извлекаем шарик фиксатора, наклонив коробку.

20. Откручиваем 12 гаек и болт крепления картера КПП.

21. Отделяем картер КПП от картера сцепления, вставив отвертку в пазы

22. Снимаем картер коробки передач с картера сцепления.

23. Откручиваем болты вилок переключения передач 1–2-й и 3–4-й.

24. Приподнимаем шток переключения 1–2-й передач, он выйдет из опоры 3, затем поворачиваем против часовой стрелки, выйдет его головка 1 из зацепления с блокировочной скобой.

25. Поверните шток переключения 3–4-й передач и снимаем шток с вилкой.

26. Поворачиваем шток включения 5-й передачи и снимаем шток.

27. Вынимаем ось шестерни заднего хода.

28. Сдвигаем шестерню заднего хода до упора в механизм передач, поворачиваем на 30– 40 градусов и снимаем промежуточную шестерню.

29. Вынимаем первичный и вторичный валы.

30. Вынимаем дифференциал из картера сцепления.

31. Отворачиваем 3 болта механизма передач и снимаем механизм передач.

32. Вынимаем магнит из картера сцепления.

33. Отворачиваем гайку крепления и снимаем корпус с шестерней привода спидометра.

34. Выворачиваем из картера КПП выключатель заднего хода.

35. Выпрессовываем подшипник вторичного вала.

36. Снимаем маслосборник.

37. Выпрессовываем подшипник первичного вала.

38. Запрессовываем новые передние подшипники валов в картер сцепления.

39. Сдвигаем кромку защитного чехла штока.

40. Отворачиваем болт рычага передач, снимаем рычаг и вынимаем шток передач.

41. Заменяем порванный защитный чехол шарнира штока.

42. Для замены сцепления выпрессовываем сальники.

43. Удалите небольшие повреждения шлифовальной шкуркой на картере сцепления и КПП или замените.

44. Проверяем посадочные места под подшипники в картере сцепления и КПП. Если есть износ, то заменяем картеры.

45. Проверяем роликовые подшипники, при повреждении заменяем.

46. Проверяем штоки переключения передач, при повреждении заменяем.

47. Проверяем сальники полуосей, при наличии дефекта сальники заменяем.

48. Проверяем сальник первичного вала и сальник штока в передач, при дефектах заменяем.

49. Очищаем магнит от частиц износа элементов. Если есть повреждения, заменяем магнит.

50. Очищаем от старого герметика плоскости картеров сцепления и КПП. Собираем КПП в обратном порядке.

51. Устанавливаем валы в картер сцепления.

52. Обильно смазываем все трущиеся элементы маслом.

54. Не забываем устанавливать на место магнит.

55. Перед установкой картера КПП на картер сцепления наносим на их герметик по всему периметру.

Подробнее о работе сцепления можно почитать тут.

Устанавливаем двигатель на автомобиль и радуемся хорошим динамическим характеристикам после ремонта коробки передач ВАЗ-2109.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: