Обслуживание и регулировки сцепления ЯМЗ-236

Сцепление ЯЗМ 238 инструкция по регулировке

Сцепление, механизм, который постоянно испытывает нагрузку. Максимальных значений она достигает в моменты начала движения или переключения передач. Именно очень важно, чтобы сцепление было правильно отрегулировано – это гарантия длительно работоспособности, как самого механизма, так и сохранности других деталей трансмиссии. Особенно это правило касается сцепления ЯМЗ 238, давайте разберемся почему.

  1. Конструктивные особенности
  2. Необходимое техобслуживание сцепления
  3. Регулировка сцепления
  4. Замена сцепления
  5. Уход за сцеплением

Конструктивные особенности

Сцепление этой модели обычно устанавливается на тяжелую мощную технику.

ЯМЗ 238 – это сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа цилиндрические пружины у механизма имеют периферическое расположение.

Мощность двигателя и собственно конструктивные особенности механизма очень часто приводят к тому, что неправильно настроенное сцепление запросто может выйти из строя. Дабы избежать поломки, необходимо с периодичностью как минимум раз в полгода проводить диагностику и регулировку сцепления ЯМЗ 238.

Необходимое техобслуживание сцепления

Каждый раз, приступая к ТО сцепления необходимо придерживаться строгой последовательности, дабы не упустить ничего важного и вовремя заметить неполадку:

  1. Первым делом следует проверить и в случае необходимости отрегулировать свободный ход муфты, отвечающей за включение сцепления (зазор должен составлять 3,2–4 мм).
  2. Далее, необходимо проверить механизм на отсутствие ведения. (проверка производится при заведенном двигателе на первой передаче и с выключенным сцеплением).

В случае если выяснить, что значение далеки от предельной нормы – выход один, регулировка трансмиссии ЯМЗ 238.

Регулировка сцепления

  • Начинать регулировку следует с измерения свободного хода педали сцепления. Для ЯМЗ 238 он должен составлять от 34 до 43 мм. Проверять значение следует с помощью линейки, спустив загодя воздух из пневмосистемы. Итак, если, что-то не в порядке приступаем к регулировке. Однако прежде все-таки убедитесь, зазор между торцом задней крышки корпуса клапана и стопорным кольцом в пределах нормы — 3,5+0,2 мм. При необходимости отрегулируйте и его.
  • Далее, необходимо обязательно отрегулировать зазор от второго ведомого диска до упорного кольца оттяжных рычагов. (он должен быть в пределах 64 мм).
  • Далее, регулируем и зазор упорным кольцом и подшипником муфты включение механизма ЯМЗ 238. Здесь значения колеблются в рамках 3,6 мм. Обратите внимание, что полное отсутствие этого зазора может привести к поломке нажимного подшипника и неисправности в работе ведомого диска.

Если принятые меры не помогают, а неисправность в работе сцепления сохраняется, скорее всего, регулировка не панацея и потребуется замена механизма.

Схема сцепления ЯМЗ 238

Замена сцепления

В первую очередь для того чтобы самостоятельно заменить сцепление ЯМЗ 238 на новое, необходимы специфические навыки и как минимум один помощник. Если все это имеется, то серьезных проблем, скорее всего, не возникнет. Приступаем к работе:

  • Сначала придется снять коробку передач, это необходимо, чтобы подобраться к маховику и кожуху сцепления.
  • Далее, отворачиваем крепления кожуха к маховику и снимаем выжимной диск.
  • Отворачиваем планки автоматической регулировки хода среднего диска и снимаем разрезные кольца со штока.
  • Снимаем ведомый, средний, первый ведомый и ведущий диски сцепления.

Готово, теперь можно приступать к установке нового сцепления:

  • Начинаем с установки первого ведомого диска. Он ставится удлиненным концом ступицы в сторону маховика.
  • Далее, очередь 1 и 2 дисков.
  • После ставим средний ведущий диск со штоками.
  • Устанавливаем нажимной диск и при помощи 8 болтов центрируем ведомые диски по отношению к оси коленвала. Найдя нужное положение, окончательно затягиваем боты.
  • После следует надеть разрезные кольца и установить на место упорные планки автоматической регулировки отхода для среднего нажимного диска.
  • Еще раз убедитесь, что все собранно правильно и все – можно ставить на место коробку передач.

В целом процесс получается весьма длительным и трудоемким. Проведение работ может занять в зависимости от ситуации до нескольких дней. И, главное, следует понимать, что ошибки в сборе недопустимы. Неправильно установленные детали могут привести к разрушению механизма ЯМЗ 238 и повреждению коробки передач. Поэтому в случае если вы неуверены в себе лучше обратиться к специалистам. Квалифицированные работники выполнят замену с необходимыми гарантиями.

Уход за сцеплением

Чтобы сцепление проработало как можно дольше и не вышло неожиданно из строя необходимо соблюдать несколько простых правил:

  • Периодически проверяйте свободный ход педали, а также смазывайте привод и подшипник муфты включения.
  • Дабы уменьшить износ элементов сцепления не следует долго держать ногу на педали и использовать пробуксовку сцепления, для того, чтобы снизить скорость движения.

Устройство и принципы работы механизма сцепления МАЗ

Сцепление МАЗ — это механизм, необходимый для стабильной работы трансмиссии. Оно передает тяговое усилие на маховик мотора ЯМЗ.

Устройство и принципы работы

Конструкция сцепного механизма включает в себя такие элементы, как:

  • маховик;
  • гидравлический усилитель руля;
  • накладки;
  • пружинное устройство, прижимающее диск к корпусу маховика;
  • вилка выключения сцепления, привод выключения сцепления;
  • муфта нажимного типа;
  • вал педали сцепного устройства;
  • нажимной диск;
  • двухдисковое или однодисковое лепестковое устройство;
  • выжимной подшипник;
  • защитный кожух;
  • ведущий вал трансмиссии.

  1. Когда водитель нажимает на педаль, начинает проворачиваться вал.
  2. Между вилкой и муфтой нажимного типа образуется зазор.
  3. Муфта вместе с подшипником начинает перемещаться, из-за чего подшипник оказывает давление на внутреннее кольцо рукоятки.
  4. Рукоятка отводит нажимной диск от ведомого диска.
  5. Пружинный механизм сжимается, из-за чего диск смещается к маховику силового агрегата.
  6. Шлицы ведомого диска перемещаются к шлицам первичного вала КПП.
Читайте также:
Ремонт и замена топливного насоса на Ауди 100 2, 3

Как проводится ремонт

Основные неисправности и способы их устранения:

  1. Механизм сцепления пробуксовывает. Это может быть связано с отсутствием свободного хода педали, заеданием поршневой части, износом фрикционных накладок. В этом случае рекомендуется отрегулировать свободный ход педали, при помощи керосина прочистить все цилиндрические элементы и клапаны, заменить поврежденные накладки и цилиндры.
  2. Сцепление ведет или не полностью выключается. Такая неисправность может быть вызвана неверно отрегулированной длиной штока цилиндра, недостаточным уровнем давления воздуха в пневматической системе, нарушением герметичности манжета поршневой части, выходом из строя оттяжных рычагов. Следует заново отрегулировать длину штока, осмотреть пневматическую систему и при необходимости устранить негерметичность, промыть цилиндры, заменить все поврежденные и износившиеся детали.
  3. Педаль не возвращается в первоначальное положение. Рекомендуется отрегулировать зазор между задней крышкой и стопорным кольцом, заменить износившиеся клапаны, передвинуть держатель пружинного механизма ближе к тяге, устранить дефекты тяг, очистить и смазать цилиндрические элементы системы.

Как заменить

Замена сцепления выполняется в несколько этапов:

  • демонтаж;
  • разбор;
  • сборка;
  • установка.

Как снять

Для того чтобы демонтировать механизм сцепного устройства, необходимо выполнить следующие действия:

  1. Установить транспортное средство на специальную платформу или смотровую яму.
  2. Демонтировать аккумуляторную батарею.
  3. Снять воздушный фильтрующий элемент.
  4. Убрать брызговики мотора, которые находятся в нижней и боковой части отсека силового агрегата.
  5. Демонтировать поперечину переднего подвесного механизма.
  6. Убрать привод передних ведущих колес.
  7. Слить масляную жидкость.
  8. Отсоединить датчик скорости при помощи отвертки.
  9. Снять выключатель заднего хода.
  10. Убрать держатель моторного жгута.
  11. Открутить крепежные болты и снять картер стартера.
  12. Отсоединить от кронштейна коробки передач опоры двигателя.
  13. Сдвинуть сцепление назад.
  14. Демонтировать первичный вал механизма.
  15. Открутить крепежные болты с кожуха сцепного механизма. Болты отворачивают по очереди, в 2-3 приема.
  16. Демонтировать нажимной диск вместе с кожухом.

Сборка

Этапы сборки механизма сцепления:

  1. Собрать ведомый диск. Для этого необходимо прикрепить к пластичному пружинному устройству фрикционные накладки.
  2. Собрать нажимной диск. Нужно смазать ролики специальной жидкостью, заложить их в отверстие оттяжных рукояток, вставить рычаг в паз, который находится на диске нажимного типа, установить палец. Присоединить к рычагам опорные вилки и зашплинтовать.
  3. Собрать нажимной диск с кожухом. Это необходимо делать под прессом, который сможет сжать пружины и вкрутить болты в опорные вилки. Под пресс кладут диск ведомого типа, сверху — нажимной диск. На специальные выступы устанавливают теплоизолирующие шайбы и сами пружинные механизмы. Прижимают кожух при помощи пресса и закручивают крепежные болты.
  4. Установка дисков в картер сцепного механизма.

Порядок действий во время установки сцепления:

  1. Установить диск ведомого типа так, чтобы удлиненный конец ступицы был направлен в сторону маховика.
  2. Установить ведущий дисковый элемент со штоками.
  3. Установить второй ведомый диск, у которого удлиненный конец ступицы будет направлен в сторону коробки передач.
  4. Установить нажимной диск.
  5. Присоединить к конструкции разрезанные регулировочные кольца.
  6. Установить упорные планки, закрепить их при помощи кожуха.
  7. Установить механизм сцепления на маховик, проверить зазор между упорными кольцами и шайбами, включив механизм сцепления.

Как поставить диски

Многих водителей интересует, как устанавливается диск сцепления на МАЗе.

Для того чтобы поставить диски сцепления, необходимо:

  1. Отсоединить карданный вал.
  2. Демонтировать с колес тормозной барабан и колодки.
  3. При помощи гаечного ключа открутить крепежные элементы с полуосей и вытянуть их.
  4. Открутить винты, регулирующие положение фланца карданного вала и редуктора.
  5. Отключить контакты проводов датчика, который отвечает за включение фар заднего хода.
  6. При помощи гаечного ключа на 12 открутить крепежные винты с защитного кожуха механизма сцепления.
  7. Демонтировать кожух.
  8. При помощи небольшого лома отодвинуть корпус коробки передач от силового агрегата.
  9. Убрать корзину с маховика.
  10. Зафиксировать маховик.
  11. Снять поврежденные дисковые элементы и заменить их на новые. Ведомый диск сцепления должен быть направлен в сторону КПП, а нажимной ставится так, чтобы ступица была направлена в сторону мотора.
  12. Собрать сцепной механизм, выполнив все действия в обратном порядке.

Обслуживание

Техническое обслуживание данного механизма выполняется следующим образом:

  1. Проводят внешний осмотр педали, при необходимости регулируют ее свободный ход.
  2. Прокачивают гидравлический привод.
  3. Проводят диагностику крепежных элементов картера, при необходимости затягивают гайки.
  4. Проводят внешний осмотр оттяжного пружинного устройства, смазывают подшипники и гидравлическую муфту.
  5. Проверяют работоспособность выключателя сцепления и втулки валика.
  6. Осматривают на износ и наличие повреждений вилки и педали сцепного механизма.
  7. Проверяют работу механизма путем переключения передач транспортного средства на месте и во время разгона.
  8. Устраняют неправильно выставленные промежутки между опорными кольцами и шайбами.
  9. Устраняют негерметичность системы и смазывают все цилиндрические элементы специальной жидкостью.
  10. Проверяют зазор между штоками и поршневой частью главного цилиндрического устройства.

Как провести регулировку

Действия при регулировке сцепления МАЗ:

  1. Отрегулировать свободный ход педали. Для этого нужно поставить ногу на педаль и выжать газ до упора. Если требуется, то уменьшить или увеличить ход данного устройства.
  2. Отпустить педаль и измерить расстояние до нижней отметки сцепного механизма.
  3. Наибольшая амплитуда хода не должна превышать 16 см.
  4. Затянуть все крепежные элементы.
  5. Измерить свободный ход педали.

После того как водитель отрегулировал сцепной механизм, необходимо выполнить регулировку корзины сцепления МАЗ:

  1. Установите транспорт на специальную платформу.
  2. Открутите крепежные болты, которые соединяют коробку передач и кузов автомобиля.
  3. Демонтируйте коробку передач.
  4. Открутите винты диска нажимного типа и демонтируйте его.
  5. Проведите осмотр корзины и замените поврежденные и износившиеся детали.
  6. Отрегулируйте расположение лапок.
  7. При помощи регулировочной рукоятки установите лапки в положения, которые показаны в руководстве пользователя по ремонту МАЗа.
  8. Затяните все крепежные винты до упора.
  9. Соберите механизм, повторив все действия в обратном порядке.
Читайте также:
Кузов на Рено Логан оцинкованный или нет?

Как прокачать сцепление на МАЗе

Прокачка сцепления необходима, когда плохо переключаются передачи или в гидравлическую систему попал воздух.

Перед началом процедуры рекомендуется заполнить бак гидравлического привода рабочей жидкостью до отметки 1-1,5 см. Удалить с клапанов цилиндра выпускного типа все загрязнения, снять защитный кожух, убрать колпак с верхней части главного цилиндра и надеть на нее специальный шланг для прокачки.

Постепенно необходимо опускать свободный конец шланга в рабочую жидкость, залитую в гидравлический привод, слегка надавливая на педаль сцепного механизма. Между нажатиями должен быть интервал 1-2 секунды. Всего необходимо сделать 4 надавливания.

При первом нажатии педаль должна быть погружена в жидкость, в это время необходимо отвернуть клапан на пол-оборота. Во время 2, 3 и 4 — прокачиваются все механизмы системы. Когда пропадут пузырьки, нужно прекратить нажимать на педаль. Если во время процедуры уровень рабочей жидкости снижается на 2/3, необходимо восполнить недостающий объем.

Сцепление МАЗ: регулировка, однодисковое лепестковое устройство установка, 236, ЯМЗ, 238, как прокачать, замена, корзина, как поставить диски, сборка, установка, двухдисковое, как ставится диск

Ответы на популярные вопросы. Чаще всего водители Урал 4320 сталкиваются с такими проблемами:

  1. Пробуксовка. Может быть из-за истирания накладок фрикционных диска, в случае замасливания трущихся поверхностей, поломки привода выключения или пружины нажимной.
  2. «Ведение». Это происходит из-за сбоев в работе привода выключения, деформации диска нажимного, превышения предельной кривизны и биения диска ведомого, а также разрушения его накладок.
  3. Шумы в сцеплении. Могут появиться ввиду отсутствия в подшипнике муфты выключения смазки или в случае его разрушения, износа.

Чтобы исправить эти поломки, нужно заменить изношенные элементы сцепления на новые. Иногда проводится монтаж/демонтаж сцепления. Перед проведением ремонтных работ необходимо тщательно очистить рабочее место, подготовить инструмент, если причина неисправности известна – купить нужные детали Урал 4320 для сцепления, лучше оригинальные.

Демонтаж сцепления

С мотора сцепление снимается вместе с коробкой передач. Выполняется это в следующем порядке:

  1. Гайка крепления смазочного шланга откручивается.
  2. В полость картера сцепления проталкивается смазочный шланг.
  3. Коробка передач снимается. На упорном кольце пружины диафрагменной должна остаться муфта выключения сцепления.
  4. Паз муфты выключения полукруглый совмещается с усом выступающим предохранительного кольца. Его нужно чем-нибудь утопить и удерживать так через центральное отверстие муфты.
  5. Замковое кольцо поворачивается относительно втулки, чтобы совпали пазы втулки и выступы кольца.
  6. Муфта проталкивается в сторону маховика до упора. Кольцо пружинное должно выйти из канавки фасонной упорного кольца и занять место в прямоугольной. Это будет положение «д».
  7. Муфта отсоединяется. Чтобы это выполнить, ее нужно переместить в направлении, обратном от маховика. Кольцо пружинное при этом остается в прямоугольной канавке (положение «е»), далее из нее извлекается.
  8. Диск нажимной с кожухом снимается. Для этого крепежные болты сцепления постепенно отворачиваются в несколько приемов. Не допускаются сильные перекосов пружины. Дефектовка деталей проводится в разобранном сцеплении. Выясняются, какие запчасти потребуются.

Сборка и регулировка сцепления

Сборку нажимного комплекта следует производить в приспособлении, показанном на рис. 235 и под ручным прессом. Приспособление состоит из подставки, имеющей установочный размер от привалочной плоскости кожуха сцепления до плоскости нажимного диска 27 ±0,1 мм. В центре подставки болтом 7 крепится оправка 8 для регулировки контрольного размера нажимного комплекта Б (см. рис. 33), равного 64±0,5 мм. В оправке расположены четыре плавающих упорных сухаря 6 (см. рис. 235).

При установке нажимного комплекта в приспособление сухари упираются в лапки оттяжных рычагов 4 и в зависимости от их положения выступают или утопают относительно поверхности оправки. Длина оправки выбрана таким образом, чтобы при установке ее на оттяжные рычаги нажимного комплекта с правильно отрегулированным контрольным размером сухари располагались заподлицо с поверхностью оправки. В контрольный размер 64±0,5 мм нажимного комплекта сцепления входит еще толщина упорного кольца оттяжных рычагов, которая составляет 6±0,1 мм, а так как нажимной комплект регулируется в приспособлении без упорного кольца, то он должен быть отрегулирован на размер, уменьшенный на эту величину, т. е. на 58±0,5 мм.

Сборку и регулировку производят в следующей последовательности:

  • на подставку 11 приспособления кладут рабочей поверхностью вниз нажимной диск, зафиксировав его четырьмя шипами в пазах подставки;
  • в оттяжные рычаги 4 вставляют игольчатый подшипник (по 20 иголок в каждое отверстие). Иголки укладывают на смазке ЦИАТИМ-201 или соответствующей ей другой пластичной смазке;
  • на оттяжные рычаги устанавливают вилки 6 (см. рис. 33);
  • вставляют оси вилок;
  • устанавливают подсобранные рычаги в пазы проушин нажимного диска;
  • вставляют оси рычагов;
  • надевают на оси вилок пружины упорного кольца;
  • закрепляют оси рычагов и вилок специальными замковыми шайбами, прогнув середину перемычки фартука;
  • на концы пружин упорного кольца 14 надевают четыре петли 10;
  • ставят на бобышки нажимного диска нажимные пружины 20, предварительно положив под них шайбы с термоизолирующими прокладками 21.

При использовании нажимного диска, проточенного по рабочей поверхности на 1 мм, под каждую нажимную пружину 20 (со стороны направляющих стаканчиков кожуха) для сохранения нажимного усилия сцепления кладут стальную шайбу толщиной 1 мм.

Читайте также:
Чем покрасить колесные диски: какая автомобильная эмаль лучше?

Далее нужно поставить кожух 19 сцепления на направляющие штифты приспособления. Все направляющие стаканчики кожуха должны войти в нажимные пружины, а резьбовые хвостовики вилок оттяжных рычагов в отверстия кожуха. Используя пресс, необходимо поджать кожух привалочной поверхностью к приспособлению и закрепить болтами, после чего освободить его из-под пресса. На резьбовые хвостовики вилок навернуть регулировочные гайки 3, установить оправку для регулировки положения оттяжных рычагов 4 и закрепить ее болтом 7 (см. рис. 235) После этого регулировочными гайками 3 регулируют положение оттяжных рычагов 4 так, чтобы они все одновременно касались упорных сухарей 16 оправки 8, которые должны находиться заподлицо с ее верхней поверхностью. Этим самым при установке упорного кольца обеспечивается контрольный размер между рабочими поверхностями нажимного диска и упорного кольца.

На регулировочные гайки 3 кладут пластины 2, затем стопорные планки и опорные пластины вилок рычагов, после чего завертывают все восемь стопорных болтов. После затяжки болтов вилки оттяжных рычагов не должны иметь осевого люфта. Болты контрятся отгибкой усов стопорных планок. Установив на оттяжные рычаги упорное кольцо, закрепляют его петлями так, чтобы оно одновременно касалось опорных поверхностей всех четырех рычагов.

Биение торца упорного кольца относительно рабочей поверхности нажимного диска не должно превышать 0,4 мм на радиусе 45 мм. Повышенное биение указанных поверхностей может привести к выходу из строя фрикционных накладок ведомого диска сцепления и прижогам рабочих поверхностей маховика и нажимного диска.

Установка на мотор сцепления

  1. При помощи специальной оправки устанавливается на маховике ведомый диск. Фрикционная накладка на пружинной пластине располагается к диску нажимному, удлиненная ступичная часть – наружу от мотора.
  2. Диск нажимной с кожухом монтируется в сборе при обеспечении соосного положения отверстий маховика и крепления кожуха сцепления.
  3. Болты сцепления заворачиваем вручную на глубину не менее четырех миллиметров.
  4. Пределы момента затяжки болтов – 60-70 Нм. Нужно поэтапно затягивать, равномерно, не допуская перекосов пружины.
  5. Кольцо нужно сцентрировать относительно оси коленного вала специальной оправкой.

Нет в наличии:

Код детали Наименование Количество на модель, шт.
3 338062 Шпонка 22х9,5 сегментная 2 Нет в наличии
8 258038-П29 Шплинт 3,2х16 4 Нет в наличии
9 339640-П29 Палец 3 Нет в наличии
13 200265-П29 Болт М8-6gх40 1 Нет в наличии
14 5557Я-3504026 Рычаг вала педали тормоза 1 Нет в наличии
16 4320Я3-1602060 Рычаг вала педали сцепления 1 Нет в наличии
18 4320-3504010-01 Педаль тормоза 1 Нет в наличии
19 4320-1602070-02 Буфер 2 Нет в наличии
21 4320-1602091 Наконечник регулировочный 2 Нет в наличии
23 5557Я-3504058 Рычаг управления тормозным краном в сборе 1 Нет в наличии
24 264020-П29 Масленка 1.3 1 Нет в наличии
25 293508-П29 Шайба 2 Нет в наличии
26 258056-П29 Шплинт 4х40 2 Нет в наличии
28 4320-3504065 Тяга в сборе 1 Нет в наличии
32 260087-П52 Палец 12х35 4 Нет в наличии
33 258052-П29 Шплинт 4х20 5 Нет в наличии
34 4320Я3-1602032 Вал привода выключения сцепления 1 Нет в наличии
37 4320Я3-1602027 Кронштейн 1 Нет в наличии
38 250640-П29 Гайка М20х1,5-6Н 1 Нет в наличии
39 4320Я5-1602185 Трубка 1 Нет в наличии
42 200263-П29 Болт М8-6gх35 4 Нет в наличии
43 250514-П29 Гайка М12-6Н 1 Нет в наличии
44 4320Я3-1602180 Вилка 1 Нет в наличии
46 200319-П29 Болт М10-6gх50 1 Нет в наличии
49 8512 Фитинг гидравлический 8-М14х1,5-S 2 Нет в наличии
50 337779-П29 Штуцер 1 Нет в наличии
51 339098-П29 Хомут крепления шланга 2 Нет в наличии
54 252016-П29 Шайба 14 2 Нет в наличии
55 6363-1602170 Шланг 1 Нет в наличии
56 00-10-00 Хомут червячный (12-22) 2 Нет в наличии

Не можете найти необходимую деталь из группы Привод педалей сцепления и тормоза на УРАЛ-4320-60? Проконсультируйтесь у наших специалистов по телефону 8-800-700-19-88 или по эл. почте Мы обязательно вам поможем!

Особенности установки коробки передач

  1. Кольцо на муфте повернуть так, чтобы выступы не совпадали с пазами втулки подшипника (положение «а»).
  2. Муфту отвернуть до упора.
  3. Коробку передач установить и зафиксировать болтами.
  4. Муфту выключения сцепления сместить к упорному кольцу до упора.
  5. По часовой стрелке поворачивая вал вилки отключения сцепления, муфту сместить от мотора (положение «в»).
  6. Убедиться в том, что муфта вошла в зацепление с кольцом упорным. Для этого нужно приложить дополнительное усилие в направлении от мотора.
  7. Коробка передач закрепляется окончательно.

Вернуться к списку статей>>>

Как регулировать сцепление на маз 5365 двигатель 238?

На МАЗы традиционно устанавливают двигатели ЯМЗ-238.

Двигатель ЯМЗ 238 подразумевает сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа, цилиндрические пружины у механизма имеют периферическое расположение.

Мощность двигателя и собственно конструктивные особенности механизма очень часто приводят к тому, что неправильно настроенное сцепление может выйти из строя. Чтобы избежать поломки двигателя, необходимо хотя бы раз в полгода проводить диагностику и регулировку сцепления ЯМЗ 238.

Правила эксплуатации автомобиля МАЗ предусматривают регулировки:

размеров величины отхода ведущего среднего диска, которые обеспечивают необходимые зазоры рабочих поверхностей сцепления после его выключения,

зазорной величины торца крышки клапанного корпуса и регулировочной гайки,

хода педали сцепления.

Для регилировки сцепления потребуется набор ключей (рожковых и накидных) и линейка со штангенциркулем.

В первую очередь следует проверить и при необходимости отрегулировать свободный ход муфты, отвечающей за включение сцепления (зазор должен составлять 3,2–4 мм). Проверять значение следует с помощью линейки, спустив воздух из пневмосистемы. Зазор между торцом задней крышки корпуса клапана и стопорным кольцом должен быть в пределах нормы – 3,5+0,2 мм.

Читайте также:
Как изготовить полироль для кузова автомобиля своими руками

Затем надо отрегулировать зазор от второго ведомого диска до упорного кольца оттяжных рычагов (он должен быть в пределах 64 мм. Далее регулируется зазор между упорным кольцом и подшипником муфты включение (должен быть в пределах 3,6 мм). Полное отсутствие этого зазора может привести к поломке нажимного подшипника и неисправности в работе ведомого диска.

Если эти меры не помогают, то есть неисправность в работе сцепления сохраняется, то скорее всего потребуется замена механизма.

как установить задний мост от супера на маз 500?

Скажу сразу, многие запчасти на «МАЗ-500» стало проще купить, ориентируясь в поиске на запчасти для «Супера».

Заменить задний мост не так сложно, как кажется. Пригодится стандартный проверенный набор инструментов.

Для начала нужно снять старый мост. Перед установкой нового моста нужно демонтировать кронштейны энергоаккумуляторов, срезать («болгарка» в помощь!) нижние накладки на мост и верхние площадки рессор (советую сразу приварить их к мосту на то расстояние, которое было на прежнем мосте).

Далее необходимо закатить «суперовский» мост под «МАЗ» и поднять его под рессоры. Подошла очередь крепления стремянками рессор (заранее приобретите четыре стремянки для «Супера»). При помощи стремянок мост прикручивается волшебным образом легко. Потом остается только приварить нижние накладки на балку моста и подключить тормозные трубки к энергоаккумулятору.

Ну, и в заключение, нужно вернуть колеса на место. У нашего «МАЗА» шины на 300, все встало хорошо.

Удачной замены и Вам!

Как регулировать лепестковую корзину сцепления на грузовике?

Здравствтуйте. Отвечая на Ваш вопрос, можно сказать, что лепестковое сцепление грузовика состоит из следующих деталей: маховик; нажимной диск с пружинами; ведущий диск с накладками и гасителем колебательных волн; вилка; осевой вал; выжимной подшипник; пружина; капот; конструкционные накладки. Для регулировки корзины лепесткового сцепления необходимо:

поставить машину на смотровую яму и снять с помощью лебедк коробку;

осмотреть выжимной подшипник, пружины и цанги;

открутить крепление диска к маховику двигателя;

снять нажимной механизм, придеживая ведущий диск;

осмотреть поверхность и сделать регулировку лапок относительно площади диска;

проверить изменение положения лапок при помощи пластины, при этом их круглые поверхности должны соприкасаться с шаблоном, расположенным на ступице;

после регулировки корзины лепесткового сцепления закрутить метизы до упора.

Сцепление ЯМЗ-236

Двухдисковое сцепление ЯМЗ-236 – фрикционное, сухое, диафрагменное вытягиваемого типа.

Диски сцепления ведомые диаметром 400 мм, с гасителем крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа, с накладками фрикционными на асбестовой основе.

Муфта выключения сцепления со специальным радиально-упорным подшипником, при выключении перемещается к двигателю.

Технические характеристики и параметры сцепления ЯМЗ-236

Максимальный крутящий момент двигателя, Нм. – 700

Масса вращающихся частей, кг – 70

Момент инерции диска ведомого, кг.м2 – 0,09 х 2

Размеры шлиц ведомого диска, мм – 42х34х6

По мере износа фрикционных накладок сцепления средний ведущий диск под действием нажимных пружин нажимного диска перемещается к маховику, кольца 2 при этом упираются в кожух сцепления, перемещаясь по штокам 1 и сохраняя размер между кольцами и тарельчатыми пружинами.

При установке сцепления ЯМЗ-236 с механизмом автоматической регулировки отхода среднего диска на маховик соблюдать следующий порядок:

– Установить передний ведомый диск.

– Установить средний ведущий диск со штоками.

– Установить задний ведомый диск.

– Установить нажимной диск с кожухом в сборе, закрепив его на маховике при помощи восьми коротких болтов.

– Надеть четыре тарельчатые пружины выпуклой стороной к разрезным кольцам.

– Установить четыре упорных планки и закрепить их с кожухом к маховику при помощи восьми длинных болтов.

После установки сцепления ЯМЗ-236 на маховик убедиться в том, что кольца на штоках стоят с упором в кожух, обеспечивая зазор 1,2±0,1 мм между кольцами и тарельчатыми пружинами при включенном сцеплении.

При износе накладок ведомых дисков торец муфты выключения сцепления упрется в торец крышки подшипника первичного вала коробки передач; в этом случае изношенные накладки ведомых дисков заменить новыми.

Отсутствие свободного хода муфты выключения сцепления приведет к выходу из строя нажимного подшипника и усиленной пробуксовке ведомых дисков.

Свободный ход муфты выключения сцепления (размер «А») регулировать изменением длины тяги механизма выключения или длины штока цилиндра усилителя в зависимости от конструкции механизма выключения в соответствии с указанием инструкции по эксплуатации транспортных средств.

Регулировка положения упорного кольца оттяжных рычагов корзины сцепления ЯМЗ-236

При сборке нажимного диска (корзины) сцепления ЯМЗ-236 с кожухом в сборе отрегулировать положение упорного кольца.

Эту регулировку производить в приспособлении, имеющем установочный размер 27±0,1 мм (рис. 51) регулировочными гайками 6 отжимных рычагов при фиксированном положении кожуха и нажимного диска.

Регулировкой обеспечить размер «В», равный 64±0,1 при этом упорные поверхности все четырех оттяжных рычагов 5 должны одновременно касаться упорного кольца 4.

Перекос упорного кольца приведет к неравномерному отходу нажимного диска сцепления (корзины) ЯМЗ-236 при выключении сцепления или ненормальной его работе.

После регулировки положения упорного кольца регулировочными гайками 6 установить стопорные 7 и опорные 8 пластины регулировочных гаек. Завернуть все восемь болтов крепления стопорных и опорных пластин, установив пружинные шайбы под головки болтов.

Читайте также:
Самоделки из бензопилы своими руками: лодочный мотор

В случае использования нажимного диска (корзины) с кожухом в комплекте с ведомыми дисками после ремонта, на которых установлены фрикционные накладки толщиной 4,15 мм, при регулировке положения упорного кольца размер «В» установить равным 67±0,1 мм.

Рис.51. Приспособление для сборки нажимного диска сцепления ЯМЗ-236 с кожухом в сборе

1 – подставка; 2 – направляющий штифт; 3 – болт крепления кожуха; 4 – упорное кольцо оттяжных рычагов; 5 – оттяжной рычаг; 6 – регулировочная гайка; 7 – стопорная пластина; 8 – опорная пластина; 9 – нажимной диск

Регулировка сцепления ЯМЗ-236

В эксплуатации сцепления периодически проводить регулировку свободного хода муфты выключения сцепления.

Свободный ход муфты выключения сцепления регулировать изменением длины тяги механизма выключения или длины штока цилиндра усилителя в зависимости от конструкции механизма выключения сцепления.

Свободный ход муфты выключения сцепления, определяемый зазором между упорным кольцом и подшипником муфты (3,2-4,0 мм) регулировать в соответствии с указаниями по эксплуатации автомобиля.

Снятие сцепления ЯМЗ-236

Снятие сцепления ЯМЗ-236 с двигателя, укомплектованного коробкой передач, производиться с предварительным снятием коробки передач.

Снятие коробки передач и сцепления с двигателя, установленного на транспортное средство, производится в следующем порядке:

Провести работы по подготовке коробки передач для снятия:

– отсоединить поддерживающую опору силового агрегата, установленную на коробке передач;

– отсоединить карданный вал от фланца вторичного вала;

– отсоединить привода сцепления и коробки передач и другое, препятствующее перемещению коробки передач от двигателя на ≈ 300 мм и опусканию или подъему коробки передач.

Установить на верхнюю крышку коробки передач специальный рым (см. рисунок 11) вместо опоры рычага переключения или механизма дистанционного управления коробки передач.

Отвернуть гайку крепления шланга смазки к стенке картера и протолкнуть шланг вместе с масленкой в полость картера сцепления, при этом оттяжная пружина и скоба пружины также будут отсоединены от стенки картера и могут упасть в полость картера, на что необходимо обратить внимание.

Отвернуть болты крепления картера сцепления к картеру маховика, оставив 2 – 3 болта не отвернутыми.

После зачаливания коробки передач грузоподъемным устройством (кран, лебедка и т.п.) или подвода передвижного подъемника под коробку передач, отворачивают оставшиеся 2-3 болта крепления картера и перемещают коробку передач от двигателя до выхода первичного вала из ведомого диска, при этом вилка выключения сцепления, перемещаясь вместе с коробкой передач разворачивается вместе с валом в сторону двигателя и выходит из зацепления с муфтой.

После снятия коробки передач с картером сцепления муфта выключения остается на упорном кольце.

Снять оттяжную пружину и ее скобу (если они не разъединились сами).

Снять муфту выключения сцепления ЯМЗ-236 с упорного кольца в следующей последовательности:

– используя полукруглый паз на краю корпуса муфты выключения, обращенном к диафрагменной пружине, нащупать пальцем ус предохранительного кольца и, утопив его (шпилькой, болтом и т.п.), через центральное отверстие муфты, отверткой деформируя кольцо вывести ус из отверстия втулки, что обеспечит возможность разворота замкового кольца на втулке;

– снова используя полукруглый паз муфты повернуть замковое кольцо относительно втулки таким образом, чтобы выступы кольца совпали с лысками на втулке;

– протолкнуть муфту в сторону маховика до упора, обеспечивая минимальные перекосы относительно оси коленчатого вала, при этом пружинное кольцо выйдет из фасонной канавки упорного кольца и войдет в прямоугольную;

– снять муфту, для чего переместить ее в обратном направлении (от маховика), при этом пружинное кольцо останется в прямоугольной канавке упорного кольца, извлечь кольцо из прямоугольной канавки с помощью отвертки и установить его на втулку муфты.

Снять с маховика корзину сцепления ЯМЗ-236 и диск ведомый в следующем порядке:

– для обеспечения безопасности вставить шлицевую или гладкую оправку в шлицевое отверстие ведомого диска и внутреннее кольцо подшипника в коленчатом вале. Необходимый тип оправки используется в зависимости от модели сцепления.

– вывернуть два диаметрально расположенных болта крепления кожуха и завернуть монтажные шпильки;

– постепенно в несколько приемов отвернуть оставшиеся 10-ть болтов крепления кожуха, не допуская значительных перекосов диафрагменной пружины (для предотвращения перекосов пружины и предупреждения срыва начальных витков резьбы в маховике рекомендуется перед отворачиванием болтов крепления кожуха под головки 4-х болтов крепления нажимного диска к кожуху установить монтажные шайбы;

Обслуживание и регулировки сцепления ЯМЗ-236

Регулировка сцепления ЯЗМ 238

Регулировка сцепления ямз 238. Возможные неисправности и пути рушения проблемы. Подробное руководство к действию.

Сцепление, механизм, который постоянно испытывает нагрузку. Максимальных значений она достигает в моменты начала движения или переключения передач. Именно очень важно, чтобы сцепление было правильно отрегулировано – это гарантия длительно работоспособности, как самого механизма, так и сохранности других деталей трансмиссии. Особенно это правило касается сцепления ЯМЗ 238, давайте разберемся почему.

Сцепление ЯМЗ 238

Конструктивные особенности

Сцепление этой модели обычно устанавливается на тяжелую мощную технику.

ЯМЗ 238 – это сухое двухдисковое сцепление фрикционного типа цилиндрические пружины у механизма имеют периферическое расположение.

Мощность двигателя и собственно конструктивные особенности механизма очень часто приводят к тому, что неправильно настроенное сцепление запросто может выйти из строя. Дабы избежать поломки, необходимо с периодичностью как минимум раз в полгода проводить диагностику и регулировку сцепления ЯМЗ 238.

Читайте также:
Залегание поршневых колец, причины и способы устранения

Необходимое техобслуживание сцепления

Каждый раз, приступая к ТО сцепления необходимо придерживаться строгой последовательности, дабы не упустить ничего важного и вовремя заметить неполадку:

  1. Первым делом следует проверить и в случае необходимости отрегулировать свободный ход муфты, отвечающей за включение сцепления (зазор должен составлять 3,2–4 мм).
  2. Далее, необходимо проверить механизм на отсутствие ведения. (проверка производится при заведенном двигателе на первой передаче и с выключенным сцеплением).

В случае если выяснить, что значение далеки от предельной нормы – выход один, регулировка трансмиссии ЯМЗ 238.

Регулировка сцепления

  • Начинать регулировку следует с измерения свободного хода педали сцепления. Для ЯМЗ 238 он должен составлять от 34 до 43 мм. Проверять значение следует с помощью линейки, спустив загодя воздух из пневмосистемы. Итак, если, что-то не в порядке приступаем к регулировке. Однако прежде все-таки убедитесь, зазор между торцом задней крышки корпуса клапана и стопорным кольцом в пределах нормы — 3,5+0,2 мм. При необходимости отрегулируйте и его.
  • Далее, необходимо обязательно отрегулировать зазор от второго ведомого диска до упорного кольца оттяжных рычагов. (он должен быть в пределах 64 мм).
  • Далее, регулируем и зазор упорным кольцом и подшипником муфты включение механизма ЯМЗ 238. Здесь значения колеблются в рамках 3,6 мм. Обратите внимание, что полное отсутствие этого зазора может привести к поломке нажимного подшипника и неисправности в работе ведомого диска.

Если принятые меры не помогают, а неисправность в работе сцепления сохраняется, скорее всего, регулировка не панацея и потребуется замена механизма.

Привод выключения сцепления гидравлический УРАЛ-5557

Главный цилиндр 7 (рис. 27) установлен в мотоотсеке и крепится на кронштейне к передней панели кабины. На поршень воздействует толкатель 13 (рис. 28), который через рычаг соединен с педальным механизмом 8 (см.рис. 27).

При воздействии на педаль сцепления давление жидкости из главного цилиндра передается по трубке 31, шлангу 24 в пневмогидравлический усилитель (ПГУ). В ПГУ жидкость давит на шток и одновременно открывает клапан пневмосистемы.

Пневматическая часть состоит из баллона 22 емкостью 8 литров, установленного на заднем кронштейне аккумуляторных батарей, одинарного защитного клапана 21, трубопроводов. Запитка осуществляется от отдельного контура пневмосистемы.

Одинарный защитный клапан установлен на баллоне и предназначен для разделения воздушной магистрали, идущей от отдельного контура пневмосистемы к баллону, и сохранения давления в ней независимо от падения давления в основных контурах. На баллоне установлен кран слива конденсата и клапан контрольного вывода 18.

Подвод воздуха к ПГУ осуществляется трубкой 17 и шлангом 16.

Тлавный цилиндр сцепления. Конструкция главного цилиндра показана на рис. 28. При необходимости ремонта при сборке кольцо 14 установить как показано на рис. 28.

Внутреннюю поверхность цилиндра, резиновые кольца и манжету при сборке смазать тормозной жидкостью.

Рис. 27. Привод управления сцеплением:

1 — бачок компенсационный; 2 — крышка бачка; 3 — болт; 4 — гайка; 5,14,23 — кронштейны; 6 — упор цилиндра; 7 — цилиндр главный; 8 — механизм педальный; 9,32 — пружины; 10 — педаль тормоза; 11—упор педали сцепления; 12,15 —тяги педали тормоза; 13 —рычаг управления тормозным краном; 16,24,33 — шланги; 17,19,31—трубки привода сцепления; 18 — клапан контрольного вывода; 20 — тройной защитный клапан; 21 — клапан защитный одинарный; 22 — баллон воздушный; 25 — рычаг вала вилки выключения сцепления; 26 — шток; 27 — усилитель пневмогидравлический (ПГУ); 28 — клапан прокачки ПГУ; 29 — болт упорный кронштейна; 30 —педаль сцепления; L= 185-200 мм; L1 = 254 мм; L2 =30-40 мм

Пневмогидравлический усилитель сцепления (ПГУ)

содержит корпус 1 (рис. 29), внутри которого расположены поршень 5 и шток 4. Поршень со штоком подвижно уплотнены в корпусе и могут перемещаться в осевом направлении. Поршень уплотнен в корпусе при помощи резиновой манжеты 9, а шток — двумя уплотнительными резиновыми кольцами 3.

Рис. 28. Цилиндр главный:

1 —пробка; 2,7 —кольца резиновые; 3 —пружина возвратная; 4 —чашка поджимной пружины; 5 —пружина поджимная; 6 —штуцер подводной; 8 —корпус цилиндра; 9 — поршень; 10 — манжета; 11 — кольцо стопорное; 12 — чехол защитный; 13 — толкатель; 14 — кольцо; 15 —кольцо уплотнительное; b = 0,2-0,6 мм

Корпус со стороны поршня закрыт крышкой 6, сквозь которую проходит шток. На конце штока закреплена вилка 8, которой ПГУ крепится к рычагу вилки выключения сцепления. В центре крышки 6 установлен резиновый грязесъемник 7, который очищает шток от грязи и предотвращает попадание ее внутрь корпуса.

С другой стороны корпуса 1 установлена вилка 14, при помощи которой ПГУ через кронштейн крепится к коробке передач. Вилка 14 имеет фланец, уплотненный в корпусе резиновым кольцом 13. В нижней части корпуса имеется выпускное окно 10, имеющее резиновый клапан. Клапан предотвращает попадание грязи внутрь корпуса.

В верхней части корпуса установлен клапан 2 для удаления воздуха из полости

О. К корпусу 1 при помощи двух болтов прикреплен клапан управления ПГУ, состоящий из корпуса 18, закрытый с двух сторон пробками 15 и 21. Внутри корпуса 18 расположены золотник 20 и воздушный клапан 17. Золотник подвижно уплотнен в корпусе двумя резиновыми кольцами и подпружинен относительно корпуса витой цилиндрической пружиной 19. Пружина 19 отодвигает золотник 20 от воздушного клапана до упора в пробку 21. Золотник имеет осевое и ради¬альное отверстия, которые сообщают полости Р и Ц.

Читайте также:
Реверсивное движение это - реверсивное движение на мосту, штрафы, начало дороги, светофор

Рис. 29. Усилитель пневмогидравлический сцепления:

1 —корпус; 2 —клапан прокачки; 3 —кольца уплотнительные; 4 —шток; 5 —поршень; 6 — крышка; 7 — грязесъемник; 8 —вилка; 9 — манжета; 10 —окно выпускное; 11—пробка; 12 —клапан управления; 13 —кольцо; 14 — вилка; 15,21— пробки; 16,19 —пружины; 17 — клапан воздушный; 18 —корпус; 20 —золотник; В,С,Б,Е,Б,С,К —полости; а —подвод сжатого воздуха; Ь — подвод рабочей жидкости

Воздушный клапан 17 пружиной 16 прижат к седлу, выполненному внутри корпуса, и разобщает полость Е с полостью Я.

Полость В системой отверстий связана с полостью Я, полость С и Э — с выпускным окном. Полости К и Э связаны между собой отверстиями. Полость К через присоединительное отверстие в пробке 21 при помощи трубопроводов связана с главным гидроцилиндром выключения сцепления. Полость Е через присоединительное отверстие в пробке 15 трубопроводом связана с ресивером. Из полости Е имеется вывод сжатого воздуха для привода управления усилителем.

Регулировка хода педали сцепления.

Регулировку проводить при полностью прокачанной системе и при отсутствии сжатого воздуха в пневматической части привода 22 в следующем порядке:

— ослабить контргайку упора 11 (см.рис. 27) и завернуть его до упора в педаль;

— перевести главный цилиндр 7 сцепления в верхнее положение в овальных отверстиях кронштейна 5;

— упором 6 и болтами 3 зафиксировать главный цилиндр;

— нажать педаль сцепления до упора в пол;

— проверить чистоту выключения сцепления (сцепление не должно «вести»);

— если сцепление «ведет», добиться выключения сцепления, перемещая главный цилиндр вниз с шагом 1/2 оборота упора 6, ослабив болты 3;

— затянуть болты 3 крепления главного цилиндра 7 моментом 44-56 Н.м (4,4-5,6 кгс.м);

— упором 11 отрегулировать свободный ход педали, зазор между толкателем 13 (см. рис. 28) и поршнем 9 должен быть Ь = 0,2-0,6 мм, что соответствует ходу педали 1-3 мм;

— с износом фрикционных накладок ведомого диска сцепления рычаг 25 (см. рис. 27) поворачивается против часовой стрелки, минимально допустимый размер Ц=254 мм. При достижении минимального размера Ц проверить состояние накладок, если оно удовлетворительно, переставить рычаг 25 на один шлиц по часовой стрелке;

— замерить ход штока 26 при давлении воздуха 800 кПа (8,1 кгс/см2), что соответствует отсечке регулятора давления, который должен быть в пределах Ц = 30-40 мм.

Прокачка. При замене тормозной жидкости или ремонте гидравлической части привода необходимо прокачать систему в следующем порядке:

— заполнить компенсационный бачок 1 тормозной жидкостью;

— снять защитный колпачок клапана 28, надеть шланг прокачки на клапан, отвернуть клапан на 1/2-3/4 оборота и погрузить конец шланга в чистый, прозрачный сосуд с тормозной жидкостью;

— ослабить гайку 4 и при появлении первых капель жидкости затянуть;

— резко нажать на педаль сцепления 30 при открытом клапане и медленно отпускать при закрытом клапане до тех пор, пока не прекратится выход пузырьков воздуха из шланга. Если выход пузырьков воздуха с жидкостью прекратился, затянуть клапан прокачки.

Чтобы при прокачке воздух не засасывался главным цилиндром, нужно следить, чтобы уровень жидкости в компенсационном бачке был всегда более половины, а конец шланга находился постоянно в жидкости.

Критерием полной прокачки является резкое возрастание усилия на педали при ее перемещении на величину Ь2 = 35-40 мм после выбора свободного хода.

Возможна ускоренная прокачка гидропривода сцепления с использованием внешнего источника сжатого воздуха, для этого:

— заполнить компенсационный бачок тормозной жидкостью;

— снять защитный колпачок клапана 28, надеть шланг прокачки на клапан, отвернуть клапан на 1/2-3/4 оборота и погрузить конец шланга в чистый, прозрачный сосуд с тормозной жидкостью;

— надеть шланг от внешнего источника сжатого воздуха на головку крышки 2 компенсационного бачка 1;

— при подаче воздуха давлением не более 200-250 кПа (2,0-2,5 кгс/см2) добиться отсутствия выхода пузырьков воздуха из трубки.

Обслуживание пневмогидропривода сцепления заключается в периодическом осмотре элементов привода, очистке от грязи и проверке:

— герметичности гидравлической и пневматической частей;

— уровня жидкости в компенсационном бачке и затяжки резьбовых соединений;

— плотности прилегания упорного болта 29 к картеру коробки передач.

При эксплуатации автомобиля дополнительно проводятся следующие работы:

— ежедневно проверять исправность сцепления и уровень жидкости в компенсационном бачке главного цилиндра, при необходимости долить. Уровень жидкости в бачке должен быть на 15-20 мм ниже верхней кромки заливной горловины;

— при техническом обслуживании в начальный период эксплуатации проверить свободный ход педали сцепления, который должен быть 1-3 мм;

— при сезонном техническом обслуживании (один раз в два года) сменить тормозную жидкость в гидроприводе сцепления. Уровень жидкости в бачке должен быть на 15-20 мм ниже верхней кромки заливной горловины. Применяемая тормозная жидкость «Томь» или «Нева», «Роса». При температуре ниже минус 40 °С разбавить тормозные жидкости этиловым спиртом в количестве 18-20 % по весу. Количество применяемой жидкости 0,5 л.

Обслуживание и регулировки сцепления ЯМЗ-236

Сцепление модели ЯМЗ-238 двухдисковое, сухое, фрикционного типа, с периферийным расположением цилиндрических пружин. Кожух 16 (рис. 1) сцепления, штампованный из листовой стали, с нажимным диском 19 в сборе устанавливается на маховике 20 двигателя, а ведомые диски 21 — на шлицевой части первичного вала коробки передач.

Читайте также:
Растяжка ваз своими руками

Передний и задний ведомые диски устанавливаются в определенном положении, как показано на рисунке.

Ведомые диски сцепления зажимаются постоянным усилием цилиндрических нажимных пружин 17 между маховиком двигателя, средним и нажимным дисками.

Под пружины со стороны нажимного диска подложены термоизолирующие прокладки 18. Нажимной и средний ведущие диски связаны с маховиком четырьмя шинами, находящимися на наружной поверхности дисков.

Сборка сцепления автомобиля Урал

Рычаги в сборе с опорными вилками. Для облегчения сборки игольчатых подшипников предварительно вставить в отверстия рычага технологические шарики из мягкой резины 0 8,8-9,5 мм, затем между шариками и стенкой отверстия вставить ролики, слегка смазанные маслом. Совместив отверстия опорной вилки и рычага, вставить короткий палец вилки, вытолкнув при этом шарик, и зашплинтовать палец. При сборке сферический выступ внутреннего конца рычага должен быть направлен в одну сторону с резьбовым концом вилки.

Собирать подшипники можно и обычным способом с нанесением на поверхность отверстия слоя консистентной смазки, причем во второе отверстие рычага ролики закладывать после сборки рычага с вилкой. Нажимный диск в сборе с рычагами. Соблюдая разметку, сделанную при разборке, установить рычаг в паз кронштейна. Совмещая отверстия, вставить палец и зашплинтовать его. Аналогично установить остальные рычаги. При этом головки пальцев должны быть направлены в одну сторону. Нажимный диск с кожухом. Установить нажимный диск в приспособлении, на выступы диска наложить теплоизолирующие шайбы и поставить на них нажимные пружины. На пружины опустить кожух сцепления так, чтобы центрирующие отбортовки вошли внутрь пружин, метка «0» была совмещена с меткой на диске, а резьбовые концы опорных вилок вошли в соответствующие отверстия. Навернуть на резьбовые концы вилок регулировочные гайки, слегка нажимая на кожух. Совместить отверстия на опорных поверхностях кожуха сцепления с резьбовыми отверстиями приспособления, поставить центрирующие болты, завертывая их постепенно и последовательно.

Установить втулки в фасонные отверстия пружинных пластин, завернуть болты крепления этих пластин (момент затяжки 1,0- 1,5 кгс-м), затем застопорить их, отогнув тонкий буртик втулки на грань головки болта.

Ключом завернуть до упора регулировочные гайки. Установить опорные прижимные пластины на регулировочные гайки и завернуть болты крепления до соприкосновения концов пластины с кожухом.

Если заводская комплектность нарушена, нажимный диск с кожухом в сборе следует статически балансировать с точностью 90 гс-м. Для устранения дисбаланса допускается высверливать металл из бобышек диска.

Устройство коробки передач ваз 2107

Коробка передач – один из важнейших агрегатов в устройстве любого механического транспортного средства, дающий возможность взаимодействия двигателя и колёсной базы, вследствие чего и происходит движение. Когда коробка по тем или иным причинам приходит в негодность, дальнейшая полноценная эксплуатация автомобиля уже невозможна. Отечественные автомобили не являются исключением.

Российская автомобильная промышленность хоть и преуспевает в продаже авто бюджетного класса, но называться успешной никак не может. Сборка, не имеющая равных по количеству претензий к себе, частые визиты на станции технического обслуживания, быстрая коррозия кузовных элементов, бедный и неказистый интерьер – эти вечные спутники не покидают «Ладу» с момента начала ее производства и по сей день.

Единственное преимущество так называемых в народе «ТАЗов» — относительно невысокая цена, как на сами машины, так и на обслуживание. Но справедливости ради нужно сказать, что когда дело доходит до трансмиссии – жалоб от пользователей поступает меньше всего. В частности, коробка передач ВАЗ 2107 славится, как ни странно, своей долговечностью и относительно небольшим количеством возникающих по части сервиса проблем.

В то же время было бы несправедливо говорить, что ремонт коробки передач ВАЗ 2107 – нечто из ряда вон выходящее, а её работа происходит без нареканий.

ОПИСАНИЕ КПП ВАЗ 2107

Само собой, технологии 6-ти и более ступеней переключения передач, а уж тем более с автоматической селекцией едва ли добрались до ВАЗ 2107 – в её основе инженерами заложена старая добрая механическая пятиступенчатая трансмиссия. Впрочем, вряд ли заднеприводному старожилу автомира необходимо что-то большее.

коробка передач ваз 2107

На спортивные лавры он не претендует, поскольку количество лошадей под капотом годится только на то, чтобы сдвинуть автомобиль с места и поддерживать безопасную для водителя и пассажиров скорость до 120-130 км/ч. Крутящий момент, хоть и тоже совсем небольшой, зато «5-ступка» прекрасно перерабатывает и передаёт его на колёсную базу.

Простота – залог успеха, как известно, и хотя бы в этом смысле конструкторы автомобильного завода «ВАЗ» не прогадали с коробкой «семёрки». В сравнении с аналогичными механизмами у иномарок, коробка семёрки не имеет излишеств и делает упор на проверенное временем устройство. Как показывает практика, регулярная замена масла в КПП и пренебрежение забавами наподобие резких разгонов с места смогут продлить жизнь трансмиссии вплоть до нескольких сотен тысяч километров пробега.

Из очевидных недостатков коробки можно отметить издаваемый ей во время эксплуатации шум. Его уровень невозможно уменьшить никакими манипуляциями. А учитывая плохую звукоизоляцию салона ВАЗ 2107, это может доставить значительный дискомфорт всем, кто в нём находится. Однако если использовать машину исключительно как «рабочую лошадку», чтобы добираться из пункта «А» в пункт «Б», на это можно просто не обращать внимания.

Читайте также:
Всё о индексе скорости шин

УСТРОЙСТВО

Вся трансмиссия «семёрки жигулей» заключена в блок, закрывающийся с обеих сторон крышками. Селектор передач расположен сверху. Работа коробки основывается на трёх валах:

  • первичный;
  • промежуточный;
  • вторичный.

Первичный фактически выступает с шестернями, которые вращаются на подшипнике в картере коробки, одним целым. Вторичный является его продолжением: на нём расположены шестерёнки первой, второй и третьей скоростей. Они двигаются по заданной траектории и взаимодействуют таким образом с шестерёнками промежуточного вала.

Величина вращательного момента напрямую зависит от диаметра шестерёнок, который у различных валов в КПП на ВАЗ 2107 несколько различается. Вращение вторичного вала происходит на подшипниках, один из которых – роликовый — расположен спереди, а остальные – на задней крышке и в картере.

Функция промежуточного вала – передача вращательного момента в нужном количестве между вторичным и первичным, от первого из названных ко второму соответственно. Как и в случае с первичным, сам промежуточный вал и шестерни составляют единый механизм. Вращение осуществляется на шарикоподшипниках. Блоки, отвечающие за пятую и заднюю передачи, расположены здесь.

В левой части корпуса коробки располагается отверстие, через которое производится доливка и замена масла трансмиссии. Между крышками и блоком расположены герметичные прокладки для минимализации риска подтёков рабочей жидкости.

ВАЖНО: минимально необходимое количество масла для нормального функционирования механической КПП на ВАЗ 2107 – 1,5 литра. Некоторые автовладельцы, чтобы упростить процедуру, осуществляют заливку прямо в месте стыка селектора с корпусом коробки. Разумеется, это гораздо легче, нежели доливка рабочей жидкости через отверстие на поддоне.

Сам процесс переключения осуществляется с помощью вилок, которые активируются рычагом. Как только он меняет своё положение, шарнир сцепляется одним концом с выемкой на оси, а другим – с вилкой. Поскольку рычаг отвечает за перемещение вилки, этот процесс и влечёт сцепление шестерней вторичного и промежуточного валов. Передача переключается, когда происходит замыкание цепи её вращательного момента – тогда вторичная ось начинает двигаться со скоростью, отвечающей передаточному числу.

РЕМОНТ

На ВАЗ 2107 5-ступенчатая коробка, которая, несмотря на сравнительную простоту своего устройства, может прийти в негодность по классическим для МКПП причинам:

НЕ ТРАТЬТЕ ДЕНЬГИ НА ПЕРЕКРАСКУ!
Теперь Вы сами сможете всего за 5 секунд убрать любую царапину с кузова вашего автомобиля.

  • износ по естественным причинам: большой пробег, ненормированная эксплуатация и выработка ресурса составными частями, несоответствие погодных условий желаемым, и как следствие — уменьшение ресурса, и т.д.;
  • несоответствие рабочей жидкости стандартам, пригодным для нормальной работы трансмиссии;
  • неоригинальные запасные части, имеющиеся в составе коробки;
  • повреждение корпуса КПП механическим воздействием;

Когда дело касается коробки передач, даже если это «Жигули», оптимальным вариантом будет поручить диагностику и обслуживание специалистам на СТО. Благо, отремонтировать её обойдётся не слишком дорого, за исключением редких случаев, требующих полной замены всего механизма, когда более целесообразно будет уже приобрести такой же новый автомобиль.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Производство автомобиля осуществлялось с 1982 по 2013 годы. Комплектации ВАЗ 2107 предусматривают наличие двигателей малого объёма и мощности, от 1,3 до 1,7 литра. Минимальное количество лошадиных сил – 64, максимальное – 135.

Пятиступенчатой механикой комплектуются все вариации без исключения. Время разгона до 100 километров в час варьируется от 13 до 17 секунд, в зависимости от ДВС. Хотя максимально допустимая скорость авто – 180 километров в час, превышать отметку в 140 не рекомендуют даже сами инженеры. Опасность обусловлена низшей оценкой по автомобильным стандартам безопасности (не самое удачное расположение двигателя, хрупкие кузовные материалы и т.д.), высокой вероятностью возникновения заноса из-за малого веса – 1040 килограммов — и привода на задние колёса.

Даже средний расход топлива — 9-10 литров — нельзя назвать преимуществом машины, поскольку гораздо более серьёзные аналоги с 3-х и даже более литровыми агрегатами потребляют сопоставимое количество бензина. Дизельных версий ВАЗ 2107, к слову, не предусмотрено.

Сохраните ссылку чтобы не потерять, она Вам понадобиться:

Коробка передач на ВАЗ 2107: конструктивные особенности и ремонт

КПП ВАЗ 2107 — конструктивно сложное устройство, предназначенное для преобразования крутящего момента от ДВС автомобиля и его передачи на другие элементы трансмиссии. Переключение скоростей (передач) в такой коробке происходит ступенчато.

Указанную КПП 2107 стали ставить на авто с 1982 года, при этом до сегодняшнего дня эту коробку считают наиболее продвинутым агрегатом среди «классической» механики.

Коробка 2107 — пятиступенчатая МКПП, всего имеет шесть скоростей: пять передач переднего хода и одну заднюю скорость. Далее мы подробнее рассмотрим, как устроена и работает коробка ВАЗ 2107.

Коробка переключения передач ВАЗ 2107

Не смотря на то, что среди всей линейки автомобилей ВАЗ седьмая модель конструктивно одна из самых доступных и простых в обслуживании, не каждый сможет провести диагностические и ремонтные работы самостоятельно. Это обусловлено тем, что автомобиль имеет как простые, так и сложносоставные узлы и агрегаты. Так вот, МКПП 2107 относится ко второму типу.

Коробка 5-и ступка ВАЗ 2107: конструктивные особенности, схема переключения

Схема КПП ВАЗ 2107 (пятиступка), практически такая же, как и в четырех ступенчатой коробке, разница лишь в наличии еще одной пятой скорости, включаемой путем перемещения рычага влево до конца и вперед. КПП ВАЗ 2107 5 ступка позволяет изменять частоту крутящего момента в пяти разных позициях:

  • движение вперед с разной скоростью в соответствии с передачами от 1 до 5;
  • движение назад при включении шестой (задней) передачи.
Читайте также:
Углы установки передних колес Нива 2121, Нива 2131

Переключение передач в пятиступенчатой коробке осуществляется так же, как и в классической четырехступенчатой. Выжимая сцепление, нужно передвигать рычаг переключения скоростей на нужную позицию, соответствующую скоростному режиму автомобиля.

Внутри коробки находятся такие основные элементы:

  • Первичный вал ВАЗ 2107 — вал с четырьмя зубчатыми шестернями (один из основных элементов коробки). Первичный вал, являясь одним целым с шестернями, вращается вместе с ними на подшипнике, который фиксируется в нижней части КПП и уплотнен сальником;
  • Вторичный вал с десятью шестернями, являясь продолжением первичного вала, имеет шестерни первой, второй и третьей передачи. Все шестерни на вторичном валу имеют различные габариты для обеспечения преобразования величины крутящего момента. Вращается вторичный вал на подшипниках, так же как и первичный;
  • Промежуточный вал является своеобразной «прослойкой» между вторичным и первичным валами и имеет шестерни, являющиеся с ним одним целым. Именно через них от одного вала к другому передается крутящий момент;

Коробка передач 2107 имеет передаточные числа и технические характеристики, похожие на КПП ВАЗ 2105. Параметры пятиступенчатой коробки ВАЗ 2107:

  • главная пара — 4.1/3.9 (4.3);
  • 1-я передача — 3.667 (3.667);
  • 2-я передача -2.100 (2.100);
  • 3-я передача — 1.361 (1.361);
  • 4-я передача — 1.00 (1.00);
  • 5-я передача – 0.820 (0.801);
  • Задняя передача — 3.530 (3.530).

К основным техническим характеристикам коробки можно отнести работу в связке с однодисковым сцеплением, которое имеет только одну (центральную) нажимную пружину и работу синхронизаторов на каждую передачу переднего хода.

Признаки и причины возникновения неисправностей коробки

Коробка передач на ВАЗ 2107 считается достаточно надежным узлом, однако при длительной эксплуатации некоторые ее элементы по тем или иным причинам могут выйти из строя. Если появились первые нарушения в работе КПП, во избежание возникновения более серьезных поломок, необходимо как можно быстрее диагностировать и устранить проблему.

Перечень основных поломок МКПП ВАЗ 2107, причины их возникновения и методы устранения разнообразны. При этом важно обращать внимание на такие признаки, а также правильно подбирать методы ремонта:

    • Передачи включаются произвольно либо не включаются вовсе (износ подвижных деталей КПП (пружина, шарниры), стирание блокирующих колечек на синхронизаторах, износ пружины синхронизатора, износ зубчиков на шестернях). Проблему устраняют путем замены неисправных деталей, либо проведением капитального ремонта коробки;
    • Передачу, при включении выбивает, двигатель подвергается большим нагрузкам (включение сцепления не до конца, заклинивание шарнира на рычаге переключения, неисправность рычага переключения, деформация вилок в КПП). Проблему устраняют так: регулировка механизмов сцепления, зачистка шарнирных соединений, замена рычага или замена целого набора вилок;

    Ремонт коробки ВАЗ 2107

    Учитывая все конструктивно-эксплуатационные особенности КПП ВАЗ 2107, проведение ремонтных работ самостоятельно возможно только при условии большого опыта в обслуживании и ремонте такого рода агрегатов. Если в ремонте нуждается коробка на ВАЗ 2107, основные этапы ремонтных работ:

    • подготовка (наличие необходимого инструмента, ямы либо эстакады);
    • установка автомобиля на яму/эстакаду, слив масла из КПП др.);
    • демонтаж коробки;
    • разборка и дефектовка;
    • устранение неисправностей;
    • сборка и установка коробки на место.
    • торцевой ключ на «10» и «19»;
    • отвертка с крестообразным лезвием;
    • пинцет и две отвертки с тонким плоским лезвием;

    Общий порядок действий следующий:

    • установить автомобиль на смотровую яму либо на эстакаду;
    • отсоединив провод от минусовой клеммы на АКБ, слить рабочую смазывающую жидкость КПП (трансмиссионное масло);
    • сняв панель радиоприемника и нажав на рычаг, вставить плоскую отвертку в отверстие запорной втулки коробки для вывода ее наружу;
    • сняв стержень с рычага, пинцетом извлечь из рычага упругую резиновую вставку демпфера;

    Что в итоге

    Как видно, КПП ВАЗ 2107 является далеко не самым простым типом МКПП. По этой причине важно осуществлять только квалифицированный ремонт агрегата, своевременно обслуживать КПП и т.д.

    Напоследок отметим, что устранить неисправность зачастую можно только после демонтажа и разборки КПП. По этой причине, при условии недостаточных знаний и опыта, от самостоятельного проведения ремонта или обслуживания пятиступенчатой коробки на ВАЗ 2107 лучше отказаться. Оптимальным решением будет обратиться к специалистам на СТО.

    Передачи включаются туго или не включаются скорости на механической коробке передач: основные причины неисправности и возможные неполадки.

    Неполадки рычага КПП: рычаг коробки болтается, скрипит, туго перемещается и т.д. Ремонт рычага механической коробки переключения передач, рекомендации.

    Назначение тросиков МКПП (тросов коробки), неисправности и замена тросов коробки передач. Как поменять тросы МКПП, тонкости и нюансы.

    Выбор трансмиссионного масла для КПП Лада Гранта: механическая, автоматическая и роботизированная коробка передач Lada Granta. Рекомендации.

    Тросовая коробка переключения передач на автомобиле Лада Гранта ( Lada Granta c тросиковой коробкой): особенности и плюсы тросовой КПП на Гранте.

    Разновидности КПП Лада Гранта: механическая, автоматическая и роботизированная. Плюсы и минусы, какую коробку передач Lada Granta лучше выбрать, советы.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: