Как снять автомобиль с регистрации юридическому лицу

Снять авто с учета юр. лицо

Содержание

Снятие с учета автомобиля юр. лица выполняется по нескольким причинам, например, после утилизации или в связи с утратой. Перед продажей делать это необязательно, так как покупатель обязан переоформить транспортное средство на себя в отведенный срок. Но не все автовладельцы строго придерживаются регламента ГАИ, нарушают сроки. В этом случае можно снять автомобиль юридического с учета, как правильно и быстро это сделать, расскажем в статье.

Что такое снятие авто с учета для юр лиц?

Наиболее распространенная причина снятия машины с учета юр. лицом – продажа, когда покупатель проигнорировал сроки перерегистрации и не подал заявление в ГАИ в течение 10 дней. В этом случае на прежнего собственника продолжают начислять транспортный налог. Если новый владелец нарушит правила дорожного движения на купленном авто, штраф также придет на имя продавца. Во избежание подобных проблем стоит проверить статус машины на 11-й день после сделки купли-продажи, если она не переоформлена, обратиться с заявлением в ГАИ для внесения изменений в регистрационные данные.

Перед тем как снять с учета автомобиль юридическому лицу нужно подготовить документы, перечень небольшой. Результат процедуры – исключение транспортного средства из государственного реестра, перемещение данных о нем в архивный список. После этого эксплуатация авто незаконна. Если покупателя остановят инспекторы ДПС, оштрафуют на 5000 рублей за вождение незарегистрированного ТС. Номерные знаки признаются недействительными, поэтому при перерегистрации авто новому собственнику придется получать новые ГРЗ. Также он заплатит штраф в размере 1500 рублей за нарушение сроков перерегистрации ТС после покупки.

Где снять автомобиль с учета юридическому лицу?

Для внесения изменений в регистрационные данные собственник автотранспортного средства может обратиться в любое отделение Москвы, независимо от регистрации и места постановки ТС на учет. Чтобы снять машину юридического лица с учета, доверенному лицу компании нужно выбрать подходящее подразделение, записаться на прием, чтобы не стоять в очередях, собрать документы и подать заявление.

Записаться заранее можно на портале Госуслуг, подав электронное заявление. Также доверенное лицо может встать в электронную очередь в ГИБДД, распечатав талон на подходящее время в терминале самообслуживания. Если вы хотите пройти процедуру максимально просто и в удобное время, обращайтесь в нашу компанию!

Как снять автомобиль с регистрации юридическому лицу?

Снятие с учета автомобиля юридическим лицом, как правило, выполняется сотрудником компании, так как руководители редко сами обращаются в ГАИ. На сотрудника должна быть составлена доверенность. В ней необходимо указать данные доверителя и доверенного лица, данные автотранспортного средства (модель, марка, год выпуска, VIN, реквизиты ПТС), дату и место составления, срок действия документа. Дополнительно можно прописать полномочия доверенного лица.

Независимо от отделения, куда обращается представитель организации, снятие автомобиля с учета для юридических лиц выполняется в стандартном порядке. По регламенту процедура должна занимать не больше получаса, но обычно длится дольше. Справку, подтверждающую выполнение процедуры, заявитель получает в день обращения, несколько раз посещать отделение не нужно.

Как снять авто с учета юридического лица:

  1. Проверить статус транспорта, если он продан. Для проверки стоит использовать сайт ГИБДД, auto.ru или avtocod.ru, ввести VIN или регистрационный номер авто. Или определить другие основания для снятия машины с учета юр. лицом (утилизация, утрата, хищение, вывоз за границу)
  2. Собрать документы. Для снятия с учета транспортного средства юридического лица нужны:
    • Заявление
    • Паспорт заявителя
    • Доверенность на представление интересов организации (должна быть заверена подписью генерального директора и печатью компании)
    • Приказ о назначении на должность (если генеральный директор лично обращается в ГИБДД)
    • Договор купли-продажи или другой документ, подтверждающий право собственности
    • Копии ПТС и СТС (при наличии)
  3. Выбрать отделение, где будет выполнена процедура, записаться на прием
  4. Обратиться в ГИБДД с документами, подать заявление
Читайте также:
Отключение иммобилайзера ВАЗ, Нива Шевроле и других авто (АПС-4 и АПС-6)

Оплата государственной пошлины предусмотрена только при вывозе авто за границу, так как для этого требуются транзитные номерные знаки. Если автомобиль продан, утилизирован или утрачен, процедура бесплатная для владельца.

Как снять автомобиль с учета юр. лицу га Госуслугах?

На сайте Госуслуг можно подать заявление для прекращения регистрации проданного автотранспортного средства, для вывоза за пределы РФ, в связи с утилизацией, утратой или хищением. Функция доступна зарегистрированным пользователям, поэтому представитель организации должен авторизоваться под учетной записью юридического лица.

Порядок снятия с регистрационного учета автомобиля юридическим лицом через Госуслуги:

  1. Авторизация
  2. Переход в раздел «Транспорт и вождение», категорию «Регистрация транспортного средства»
  3. Выбор услуги «Снятие ТС с учета при утилизации или вывозе за границы РФ»
  4. Выбор действия в зависимости от причины прохождения процедуры. Если юр. лицо снимает авто с учета после продажи, необходимо выбрать пункт «Прекращение регистрации транспортного средства прежним владельцем через 10 дней после продажи»
  5. Заполнение заявления (скан-копию ДКП нужно загрузить на сайт)
  6. Подача электронного заявления

Если снятие авто с учета юр. лицом выполняется после продажи, а заявление подано на сайте Госуслуг, лично посещать отделение не нужно. Подтверждение прекращения регистрации пользователь сайта получает в электронном виде в течение нескольких часов. На протяжении следующих 10 дней Госавтоинспекция передает соответствующие данные в Федеральную налоговую службу, после чего начисление транспортного налога прекращается.

Как снять машину с учета через Госуслуги

По закону новый собственник обязан зарегистрировать купленное авто в течение 10 дней с момента заключения договора купли-продажи. Но если он медлит, продавец может самостоятельно снять машину с учета, подав заявление на Госуслугах. Это же можно сделать, если продажи не было, просто собственник больше не пользуется авто.

Вы можете снять машину с учета через Госуслуги или стандартно путем обращения в ГИБДД. Но если у вас есть подтвержденный аккаунт на госпортале, лучше провести процедуру там. Это сэкономит ваше время и ускорит процесс снятия авто с регистрации. На Бробанк.ру рассмотрим, как это сделать.

Когда собственник может снять машину с учета

Прекращение регистрации означает прекращение пользования транспортным средством. После снятия с учета собственник больше не сможет управлять авто. Причины могут быть следующими:

  1. Продажа автомобиля. Бывает, что новые собственники тянут резину и не ставят авто на учет. Тогда у собственника возникают финансовые риски, и в его интересах как можно быстрее прекратить регистрацию.
  2. Собственник больше не желает пользоваться машиной. Например, авто больше не эксплуатируется, или есть намерение сдать ее в утилизацию.
  3. Если собственник планирует продажу машины, оставляя за собой ее номера. Тогда авто снимается с учета, покупатель после получает новые номера и регистрирует ТС уже с ними.

Если машина угнана, собственнику также нужно позаботиться о снятии ее с учета, чтобы не платить обязательный транспортный налог.

Если речь о продаже транспортного средства, то право снятия с учета возникает у собственника по истечении 10 дней с момента заключения договора купли-продажи. Право подтверждается самим договором, экземпляр которого должен быть на руках у продавца.

Зачем снимать машину с учета

Пока гражданин владеет транспортным средством, у него возникают обязанности по уплате налога. Каждый год он должен оплачивать в ФНС налог на прошедший год. И не важно, пользовался он автомобилем или нет. Если авто зарегистрировано, собственник платит налог.

Еще один важный момент — штрафы, которые могут приходить собственнику после продажи машины. Новый владелец может нарушать ПДД, попадать под камеры, а приписывать эти долги будут тому, на кого зарегистрировано ТС.

Читайте также:
Замена сайлентблоков передних рычагов на автомобилях Ваз-2108, Ваз-2109, Ваз-2110, Ваз-2114, Ваз-2115

Если новый владелец вдруг попадет в ДТП, причинит кому-то ущерб, реальный собственник также может от этого пострадать. Так что, если вы видите, что покупатель не спешить ставить машину на учет, лучше снять ее с регистрации. Что дальше — это уже проблема нерасторопного покупателя.

Бывает так, что покупатель не может поставить авто на учет из-за долгов продавца: пристав наложил запрет на регистрационные действия. Ситуация сложная, пока не будет закрыт долг, авто будет числиться за прежним хозяином. Более того, его даже могут забрать за долги. Порой приходится разрывать договор купли-продажи через суд.

Убедитесь, что авто стоит на учете

Прежде чем снять с учета автомобиль через Госуслуги, убедитесь, что оно действительно все еще на вас зарегистрировано. А если речь не о продаже, а о прекращении регистрации ТС по личному желанию, нужно убедиться, что нет никаких запретов от судебных приставов.

Проверка на предмет регистрации и ограничений проводится на сайте ГИБДД. Необходимо просто ввести ВИН, и система выдаст информацию:

Информация будет выглядеть так. Внизу, после данных автомобиля, указываются даты последних владений ТС. По ним можно сделать вывод, зарегистрировал ли новый собственник машину на себя:

Ниже на этой же странице можно “пробить” машину по базе судебных приставов, то есть проверить ее на запреты на регистрационные действия:

Как снять авто с учета через Госуслуги: пошаговая инструкция

Итак, вы приняли решение снять машину с регистрации через Госуслуги. Вне зависимости от мотивов, операция выполняется по одному сценарию. Обратите внимание, что благодаря госпорталу это действие можно провести полностью удаленно без посещения Госавтоинспекции.

Как снять машину через Госуслуги:

1. Зайти на сайт под своими учетными данными и через поиск найти услугу “Регистрация транспортного средства”. Здесь увидите ссылки с поводами для снятия. Мы будем рассматривать самый распространенный вариант, когда покупатель не оформил машину на себя в положенный срок в 10 дней — последняя ссылка:

2. Откроется страница с подробным описанием процедуры и условий ее проведения. Обратите внимание, что операция проводится бесплатно, пошлину платить не нужно. После ознакомления с информацией нажимайте на кнопку “Получить услугу”:

3. Приступаете к заполнению заявления на снятие машины с учета. Заявление может направить только собственник ТС со своего аккаунта на Госуслугах, его данные система автоматически внесет в форму. Нужно дополнить их указанием места регистрации.

4. Далее нужно указать сведения об автомобиле, который снимается с учета. Это регистрационный номер, сведения об СТС и дата заключения договора купли-продажи. С этого дня должно пройти минимум 10 суток, иначе заявление не примут.

5. Следующий раздел — указание данных о том, кто купил у вас машину. Предполагается, что сведения можно взять в договоре купли-продажи, экземпляр которого обязательно остается у продавца:

6. Последний шаг — загрузка документа, который подтверждает сделку и переход права собственности. В нашем случае это договор купли-продажи авто. Его можно отсканировать или сделать качественные фото и прикрепить к заявлению. После нажимаете кнопку “Подать заявление”:

Портал направит электронное заявление в Госавтоинспекцию, которая проверит данные. Если нареканий нет, продажа автомобиля подтверждена, принимается положительное решение. Оно появляется в личном кабинете заявителя на Госуслугах.

После получения информации о положительном решении не мешает снова обратиться к базе ГИБДД и проверить, снята ли машина с учета. Но сделайте это немного позже, так как данные попадаю в систему не сразу.

По каким причинам может прийти отказ

Обычно никаких проблем не бывает. Если на машине нет никаких ограничений, если договор купли-продажи составлен верно, Госавтоинспекция снимает авто с регистрации, освобождая бывшего собственника от бремени платить штрафы и транспортный налог.

Читайте также:
Рейтинг 7 лучших автомобильных пылесосов — ТОП 7

Отказ может случиться по причине наложенного на авто запрета на регистрационные действия от судебных приставов. Это значит, что у собственника есть долги, по которым возбуждено исполнительное производство. Порой доходит до смешного, запрет можно схлопотать за недоплату скромных сумм в 100 рублей и даже меньше.

Если вы увидели запрет, пробейте себя по базе судебных приставов. В перечне долгов увидите сумму и данные пристава, который ведет взыскание. Погасите долг и обратитесь к приставу, чтобы он снял ограничения. После этого снова попытайтесь снять авто с учета Госуслуги.

При наличии неверно составленного договора купли-продажи, или если в нем есть ошибки в существенных данных, также может последовать отказ. Поэтому оформляйте сделку крайне внимательно.

Как снять автомобиль юридического лица с регистрационного учета? Нюансы и особенности процедуры

У юридического лица помимо пользования и распоряжения автомобилем, возникает в ходе финансово-хозяйственной деятельности необходимость снять его с учета. После регистрации договора купли-продажи и вступления его в силу, транспортное средство должно быть снято с учета и зарегистрировано покупателем. Ответственность за перерегистрацию несёт новый владелец.

Что нужно для осуществление процедуры?

Распространенной считается ситуация, когда новый автовладелец в течение 10 дней не предпринял ничего, чтобы перерегистрировать автомобиль на себя. В таком ракурсе инициатором снятия автомобиля с учета должен выступить продавец, чтобы обезопасить себя от начисления ИФНС транспортного налога, а также снять с себя ответственность за уплату штрафов, не имеющих никакого отношения к прошлому владельцу.

У организации при ежегодной сдачи налоговой декларации по транспортному налогу выявятся ошибки, проданный или списанный автомобиль в течение года был зарегистрирован на прежнего собственника, такое стечение обстоятельств обяжет его:

  1. пересдать налоговую отчетность с включением автомобиля;
  2. пересчитать транспортный налог;
  3. доплатить разницу в бюджет;
  4. снять с учета и предоставить в ИФНС новые сведения.

В этом случае автомобиль в реестре определяется как проблемный и накладывается запрет на перерегистрацию, он будет временным.

При снятии с учета автомобиль исключается из реестра ТС, происходит перемещение машины в архивный список и запрет на эксплуатацию. Подобное случается, когда осуществляются утилизация, списание или перегон за границу.

Для снятия транспортного средства с учета или прекращения регистрации необходимо личное присутствие бывшего автовладельца, при себе нужно иметь документ, удостоверяющий личность, в части юридических лиц надежным будет взять приказ на руководителя о его назначении на должность или доверенность на осуществление данных действий.

Как это сделать?

Поэтапно следует предпринять следующее:

  1. Выявить факт перерегистрации или её отсутствия покупателем (о том, как можно узнать, снята ли машина с учета после продажи, читайте тут). Определить статус автомобиля в реестре поможет заявление в ГИБДД и обращение лично, альтернативой будет проверка через сайт ГИБДД в разделе «Проверка истории автомобиля». Для этого нужно знать следующее:
    • ВИН-код.
    • Номер кузова или номер шасси.

В ходе проверки узнать ФИО нового владельца будет нельзя, но дата регистрации автомобиля будет доступна для просмотра, по ней можно определить, выходит ли дата за пределы периода владения продавца.
Определить основание, по которому снятие с учета целесообразно и правомерно:

  • продажа или дарение ТС;
  • мена места жительства собственника;
  • утилизация автомобиля;
  • перевоз за границу (о том, как получить справку о снятии автомобиля с учёта в ГИБДД для налоговой службы и при переезде в другую страну, читайте тут).
  • Подготовить документы:
    • паспорт;
    • заявление о снятии с учета;
    • приказ на назначение на должность руководителя;
    • договор купли-продажи, если сей факт является причиной (о том, как правильно снять с учета ГИБДД бывшему собственнику автомобиль, проданный по договору купли-продажи, можно узнать здесь);
    • доверенность, если имеет место быть поручение третьему лицу снять с учета автомобиль;
    • учредительные документы юридического лица.

    Больше о том, какие документы нужно подготовить для снятия автомобиля с учета юридическому и физическому лицу, читайте в этой статье.

  • Обратиться и подать документы в МРЭО ГИБДД. Привязки к месту регистрации или проживания не существует. После осуществления данной процедуры процесс снятия с учета ТС считается завершенным.
  • Процедура перерегистрации для продавца по истечение установленного времени является бесплатной, поэтому есть смысл проверить должным образом оформленную связь между автомобилем и покупателем.

    Прекращение регистрации машины через Госуслуги

    В 2019 году продавец автомобиля не должен предпринимать дополнительные действия для прекращения регистрации транспортного средства. Машина должна быть снята с учета автоматически после обращения покупателя в ГИБДД.

    Однако на практике некоторые покупатели не спешат ставить машину на учет. В этом случае регистрация на старого собственника не прекращается в течение длительного времени и он может, например, получить автоматические штрафы за чужие нарушения.

    Чтобы избежать подобных неприятностей, продавцу следует проверить, была ли прекращена регистрация автомобиля. И если этого не произошло в течение 10 дней, то нужно обратиться в ГИБДД и снять машину с учета.

    В этой статье речь пойдет о том, как прекратить регистрацию автомобиля онлайн, то есть не выходя из дома:

    Что требуется для снятия машины с учета через Интернет?
    1. Продавец должен иметь аккаунт на портале Госуслуг.
    2. Должно пройти 10 календарных дней с момента продажи машины. Если этот срок не вышел, то портал не даст Вам отправить заявление.
    3. Нужно проверить, что предыдущий собственник не зарегистрировал машину на себя.
    4. Для обращения следует отсканировать договор купли-продажи автомобиля, т.к. его нужно приложить к заявлению.

    Прекращение регистрации машины после продажи через Госуслуги
    1. Перейдите на портал Государственных услуг www.gosuslugi.ru/ и войдите в свой личный кабинет.
    2. В верхней части экрана нажмите на кнопку “Услуги”:

    В разделе “Транспорт и вождение” выберите пункт “Регистрация транспортного средства”.

    3. На следующей странице выберите раздел “Снятие ТС с учета при утилизации или вывозе за границы РФ”. По смыслу данный пункт не подходит, однако именно за ним скрывается нужное нам меню:

    4. На следующем шаге выберите пункт “Прекращение регистрации транспортного средства прежним собственником по истечении 10 суток со дня заключения сделки купли-продажи, при отсутствии регистрации транспортного средства за новым собственником”:

    5. Нажмите на синюю кнопку “Получить услугу” в правой части страницы:

    После этого Вы попадете непосредственно на страницу для заполнения заявления.

    Заполнение заявления на прекращение регистрации
    6. Разделы заявления “Тип заявителя”, “Персональные данные собственника ФЛ”, “Документ, удостоверяющий личность” и “Адрес регистрации” заполняются автоматически на основе данных Вашего аккаунта. Если это необходимо, то внесите изменения в указанные поля.

    7. В разделе “Укажите регистрационные номера транспортного средства” следует ввести:
    7.1 номер автомобиля (без пробелов с кодом региона);
    7.2 серию и номер свидетельства о регистрации (если копия СТС не сохранилась, то данный номер можно посмотреть в договоре о продаже машины);
    7.3 дату продажи машины.

    8. В разделе “Сведения о новом собственнике” нужно записать данные покупателя автомобиля (их можно найти в договоре продажи машины):

    8.1 ФИО;
    8.2 дату рождения;
    8.3 адрес;
    8.4 паспортные данные.

    Некоторые поля при этом являются необязательными и их можно не заполнять.

    9. В разделе “загрузка документов” нужно приложить копию договора о продаже машины. Если договор составлен на нескольких листах, то приложите несколько файлов.

    После этого остается только нажать на кнопку “Подать заявление” и дождаться результатов его рассмотрения.

    Прекращение регистрации через Госуслуги осуществляется через интернет, то есть водителю не требуется посещать подразделение ГИБДД.

    Так что если Вы продали машину, а новый владелец ее почему-то не зарегистрировал, то подайте заявление на прекращение регистрации. Вся процедура займет не более 15 минут, зато Вы убережете себя от штрафов и прочих неприятностей.

    Снятие авто с ООО которое ликвидировано

    Добрый день! Подскажите столкнулся с ситуацией: В 2016 году купил автомобиль,поставил на учет на свою компанию,в 2019 году налоговая компанию ликвидировала в связи с тем что за год не сдавалась отчетность! Хочу сейчас снять ее с учета и оформить на себя как на физ лицо! Возможно ли это? какие документы понадобятся и не возникнут ли вопросы при перерегистрации? Спасибо

    В этом случае могут быть проблемы, поскольку решение относительно имущества не принято.

    Юридически исключение записи из ЕГРЮЛ влечет за собой прекращение правоспособности (ч.3 ст. 49 ГК РФ) юридического лица, т.е. нет записи, нет лица.

    Однако поскольку имеется имущество, то его можно распределить решением учредителя, и лучше через суд установить факт права собственности на имущество учредителя.

    ЗАтем уже обращаться в ГИБДД за постановкой на учет, либо же распределить решением учредителя и обращаться в ГИБДД. ТАм вероятно откажут в регистрации и через суд обязать их поставить на учет автомобиль.

    Если остались вопросы, напишите. Готов на них ответить!

    С уважением, юрист Дмитрий.

    Безусловно наличие решения суда — это наиболее надежный вариант, поскольку ГИБДД примет его без проблем.

    Но тут есть нюансы. Сколько у Вас было участников ОБщества?

    Дополнительно следует разъяснить.

    В силу пункта 3 статьи 49 ГК РФ правоспособность юридического лица возникает с момента его создания и прекращается в момент внесения в ЕГРЮЛ сведений о его прекращении.

    Поскольку Гражданское законодательство не содержит специальных норм относительно такой процедуры как исключение из ЕГРЮЛ сведений о юридическом лице, то возможно применение норм Гражданского кодекса РФ по аналогии.

    На основании пункта 1 статьи 61 ГК РФ ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам, за исключением случаев предусмотренных федеральным законом.

    Согласно пункту 8 статьи 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.

    Согласно пунктам 1,2 статьи 21.1. Федерального закона от 08 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее — недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

    При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

    Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений о возбуждении производства по делу о банкротстве юридического лица, о проводимых в отношении юридического лица процедурах, применяемых в деле о банкротстве (подпункт «и.2» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

    Согласно пункту 1 ст. 58 ФЗ-14 от 08.02.1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью» оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности: в первую очередь осуществляется выплата участникам, общества распределенной, но невыплаченной части прибыли; во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества, пропорционально их долям в уставном капитале общества.

    В пункте 1 статьи 8 ФЗ-14 от 08.02.1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью» также определено, что участник общества вправе получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

    Вот здесь пример судебного решения – Решение № 2-1433/2018 2-1433/2018

    М-1344/2018 М-1344/2018 от 25 октября 2018 г. по делу № 2-1433/2018, Сальский городской суд (Ростовская область) –

    Таким образом, как ранее указывал, что можете сначала признать право собственности на транспортное средство, а уже потом обращаться в ГИБДД за постановкой на учет.

    Принцип работы турбины на дизельном двигателе

    Турбонаддув обязан свои появлением пресловутой немецкой рачительности и практичности во всём. Ещё Рудольфу Дизелю и Готлибу Даймлеру, в конце XIX века, не давал покоя такой вопрос. Как же так: выхлопные газы просто так выбрасываются в трубу, а энергия, которой они обладают, не приносит никакой пользы? Непорядок… В веке двадцать первом, двигатели, оснащённые турбиной, давно перестали быть экзотикой и используются повсеместно, на самой разной технике. Почему турбины получили распространение прежде всего на дизельных двигателях и каков принцип работы этих полезных агрегатов, разберём далее – в строго научно-популярной, но наглядной и понятной каждому форме.

    Об истории изобретения и внедрения турбонаддува

    Итак, идея «пустить в дело» энергию отработанных выхлопных газов появилась уже вскоре после изобретения и успешных опытов применения двигателей внутреннего сгорания. Немецкие инженеры и первопроходцы автомобиле- и тракторостроения, во главе с Дизелем и Даймлером, провели первые опыты по повышению мощности двигателя и снижению расхода топлива с помощью нагнетания сжатого воздуха от выхлопов.

    Готдиб Даймлер выпускал вот такие автомобили, а уже задумывался о внедрении системы турбонаддува

    Но первым, кто построил первый эффективно работающий турбокомпрессор, стали не они, а другой инженер – Альфред Бюхи. В 1911 году он получил патент на своё изобретение. Первые турбины были таковы, что использовать их было возможно и целесообразно только на крупных двигателях (например, судовых).

    Далее турбокомпрессоры начали использоваться в авиационной промышленности. Начиная с 30-х годов ХХ века, в Соединённых Штатах регулярно запускались в «серию» военные самолёты (как истребители, так и бомбардировщики), бензиновые двигатели которых были оснащены турбонагнетателями. А первая в истории грузовая автомашина с турбированным дизельным мотором была сделана в 1938 году.

    В 60-е годы корпорация «Дженерал Моторс» выпустила первые легковые «Шевроле» и «Олдсмобили» с бензиновыми карбюраторными двигателями, оснащёнными турбонаддувом. Надежность тех турбин была невелика, и они быстро исчезли с рынка.

    Oldsmobile Jetfire 1962 года – первый серийный автомобиль с турбонаддувом

    Мода на турбированные моторы вернулась на рубеже 70-х/80-х, когда турбонаддув начали широко использовать в создании спортивных и гоночных автомобилей. Приставка «турбо» стала чрезвычайно популярной и превратилась в своеобразный лейбл. В голливудских фильмах тех лет супергерои нажимали на панелях своих суперкаров «магические» кнопки «турбо», и машина уносилась вдаль. В реальной же действительности турбокомпрессоры тех лет ощутимо «тормозили», выдавая существенную задержку реакции. И, кстати, не только не способствовали экономии топлива, а наоборот, увеличивали его расход.

    Труженик советских полей – трактор К-701 «Кировец» с турбонаддувом

    Первые действительно успешные попытки внедрения турбонаддува в производство автомобильных двигателей серийного производства осуществили в начале 80-х годов «SAAB» и «Mercedes». Этим передовым опытом не замедлили воспользоваться и другие мировые машиностроительные компании.

    Почему в итоге турбины получили распространение именно на дизельных, а не бензиновых двигателях? Потому что дизельные моторы имеют гораздо большую степень сжатия воздуха, а их выхлопные газы – более низкую температуру. Соответственно, требования к жаропрочности турбины гораздо меньше, а её стоимость и эффективность использования – гораздо больше.

    Устройство системы турбонаддува

    Система турбонаддува состоит из двух частей: из турбины и турбокомпрессора. Турбина служит для преобразования энергии отработанных газов, а компрессор – непосредственно для подачи многократно сжатого атмосферного воздуха в рабочие полости цилиндров. Главные детали системы – два лопастных колеса, турбинное и компрессорное (так называемые «крыльчатки»). Турбокомпрессор представляет собой технологичный насос для воздуха, приводимый в действие вращением ротора турбины. Единственная его задача – нагнетание сжатого воздуха в цилиндры под давлением.

    Составные части устройства турбонаддува:

    • корпус компрессора;
    • компрессорное колесо;
    • вал ротора, или ось;
    • корпус турбины;
    • турбинное колесо;
    • корпус подшипников.

    Основа системы турбонаддува – это ротор, закреплённый на специальной оси и заключённый в особый жаропрочный корпус. Беспрерывный контакт всех составных частей турбины с чрезвычайно раскалёнными газами определяет необходимость создания как ротора, так и корпуса турбины из специальных жаропрочных металлосплавов.

    Крыльчатка и ось турбины вращаются с очень высокой частотой и в противоположных направлениях. Это обеспечивает плотный прижим одного элемента к другому. Поток отработанных газов проникает вначале в выпускной коллектор, откуда попадает в специальный канал, что расположен в корпусе турбо-нагнетателя. Форма его корпуса напоминает панцирь улитки. После прохождения этой «улитки» отработанные газы с разгоном подаются на ротор. Так и обеспечивается поступательное вращение турбины.

    Ось турбонагнетателя закреплена на специальных подшипниках скольжения; смазка осуществляется подачей масла из системы смазки моторного отсека. Уплотнительные кольца и прокладки препятствуют утечкам масла, а также прорывам воздуха и отработанных газов, а также их смешиванию. Конечно, полностью исключить попадание выхлопа в сжатый атмосферный воздух не удаётся, но в этом и нет большой необходимости…

    Как работает турбина дизельного двигателя

    Мощность любого двигателя и производительность его работы зависит от целого ряда причин. А именно: от рабочего объёма цилиндров, от количества подаваемой воздушно-топливной смеси, от эффективности её сгорания, а также от энергетической части топлива. Мощность двигателя возрастает пропорционально росту количества сжигаемого в нём за определённую единицу времени горючего. Но для ускорения сгорания топлива необходимо увеличение запаса сжатого воздуха в рабочих полостях мотора.

    То есть, чем больше за единицу времени сжигается горючего, тем большее количество воздуха потребуется «впихнуть» в мотор (не очень красивое слово «впихнуть» здесь, тем не менее, очень хорошо подходит, поскольку сам мотор не справится с забором избыточного количества сжатого воздуха, и фильтры нулевого сопротивления в этом ему не помогут).

    В этом, повторимся, и состоит основное назначение турбонаддува – в наращивании подачи воздушно-топливной смеси в камеры сгорания. Это обеспечивается нагнетанием сжатого воздуха в цилиндры, которое происходит под постоянным давлением. Оно происходит вследствие преобразования энергии отработанных газов, проще говоря, из бросовой и утерянной – в полезную. Для этого, прежде чем выхлопные газы должны быть выведены в выхлопную трубу, а далее и, соответственно, в атмосферу, их поток направляется через систему турбокомпрессора.

    Этот процесс обеспечивает раскручивание колеса турбины («крыльчатки»), снабжённого специальными лопастями, до 100-150ти тысяч оборотов в минуту. На одном валу с крыльчаткой закреплены и лопасти компрессора, которые нагнетают сжатый воздух в цилиндры двигателя. Полученная от преобразования энергии выхлопных газов сила используется для значительного увеличения давления воздуха. Благодаря чему и появляется возможность впрыскивания в рабочие полости цилиндров гораздо большего количества топлива за фиксированное время. Это даёт значительное увеличение как мощности, так и КПД дизеля.

    Дизельная турбина в разрезе

    Проще говоря, турбосистема содержит две лопастных «крыльчатки», закреплённых на одном общем валу. Но находящихся при этом в отдельных камерах, герметично отделённых друг от друга. Одна из крыльчаток вынуждена вращаться от постоянно поступающих на её лопасти выхлопных газов двигателя. Поскольку вторая крыльчатка с нею жёстко связана, то и она также начинает вращаться, захватывая при этом атмосферный воздух и подавая его в сжатом виде в цилиндры двигателя.

    Необходимые дополнения в состав системы турбонаддува: клапаны, интеркулер

    Не один десяток лет потребовался инженерам, чтобы создать действительно эффективно работающий турбокомпрессор. Ведь это только в теории всё выглядит гладко: от преобразования энергии отработанных газов можно «вернуть» утерянный процент КПД и значительно увеличить мощность двигателя (например, со ста до ста шестидесяти лошадиных сил). Но на практике подобного почему-то не получалось.

    Кроме того, при резком нажатии на акселератор приходилось ждать увеличения оборотов мотора. Оно происходило только через некоторую паузу. Рост давления выхлопных газов, раскрутка турбины и загонку сжатого воздуха происходили не сразу, а постепенно. Данное явление, именуемое «turbolag» («турбояма») никак не удавалось укротить. А справиться с ним получилось, применив два дополнительных клапана: один – для перепускания излишнего воздуха в компрессор через трубопровод из двигательного коллектора. А другой клапан – для отработанных газов. Да и в целом, современные турбины с изменяемой геометрией лопаток даже своей формой уже значительно отличаются от классических турбин второй половины ХХ века.

    Дизельный турбокомпрессор «Бош»

    Другая проблема, которую пришлось решать при развитии технологий дизельных турбин, состояла в избыточной детонации. Детонация эта возникала из-за резкого увеличения температуры в рабочих полостях цилиндров при нагнетании туда дополнительных масс сжатого воздуха, особенно на завершающей стадии такта. Решать данную проблему в системе призван промежуточный охладитель наддувочного воздуха (интеркулер).

    Кроме того, современная система турбонаддува двигателя не обходится без:

    • регулировочного клапана (wastegate). Он служит для поддержания оптимального давления в системе, и для его сброса , при необходимости, в приёмную трубу;
    • перепускного клапана (bypass-valve). Его предназначение – отвод наддувочного воздуха назад во впускные патрубки до турбины, если нужно снизить мощность и дроссельная заслонка закрывается;
    • и/или «стравливающего» клапана (blow-off-valve). Который стравливает наддувочный воздух в атмосферу в том случае, если дроссель закрывается и датчик массового расхода воздуха отсутствует;
    • выпускного коллектора, совместимого с турбокомпрессором;
    • герметичных патрубков: воздушных для подачи воздуха во впуск, и масляных – для охлаждения и смазки турбокомпрессора.

    Применение турбонаддува в мировом машиностроении

    На дворе двадцать первый век, и никто уже не гонится за тем, чтобы название его легкового автомобиля было с модной в веке ХХ-м приставкой «турбо». Никто и не верит более в «магическую силу турбины» для резкого ускорения автомобиля. Смысл применения и эффективность работы системы турбонаддува всё-таки не в этом.

    Разумеется, наиболее эффективен турбонаддув при его использовании на двигателях тракторов и тяжёлых грузовиков. Он позволяет добавить мощности и крутящего момента без возникновения перерасхода топлива, что очень важно для экономических показателей эксплуатации техники. Там он и используется. Нашли своё широкое применение турбосистемы также на тепловозных и судовых дизелях. И это наиболее мощные из созданных человеком турбин для дизельного двигателя.

    Разрушители легенд. Турбонаддув дизеля. Часть №2. Интеркулер.

    Для чего нужен интеркулер?

    Для того чтобы ПОЛНОСТЬЮ сжечь 1кг горючего(любого углеводородного) нужно около 3,5 кг кислорода. Такое количество кислорода содержится в 15кг воздуха.

    Двигатель для приготовления горючей смеси не взвешивает ни топливо, ни окислитель. И то и другое в цилиндры поступает отмеренное ОБЪЁМАМИ. На примитивных двигателях никто и не пытался измерять сколько реально входит воздуха в цилиндры или впрыскивается топлива. По большому счёту на дизелях это и сегодня нафиг не нужно. Но ужесточение экологических норм с одной стороны и желание производителя заявить как можно бОльшую мощность двигателя с другой стороны — заставляют таки обвешивать дизель кучей датчиков. Что же делают эти датчики? Эти датчики позволяют понять сколько у нас на каждом такте поступает в камеру сгорания воздуха в ГРАММАХ и сколько поступает топлива в ГРАММАХ. И очень прецизионно ограничить подачу топлива в двигатель — буквально на грани от разрешённого законодательством.

    Плотность и вязкость углеводородного топлива очень сильно зависит от температуры:

    Плотность воздуха ещё сильнее зависит от температуры:

    Потому для прецезионного смесеобразования нужно знать и температуру топлива и температуру воздуха. Но цель данной статьи не смесеобразование(этот вопрос мы уже разобрали в предыдущих статьях), а вполне прикладная задача — как напихать в цилиндры двигателя максимальное количество МОЛЕКУЛ воздуха.

    Для сжатия воздуха обычно используется турбокомпрессор. Именно он позволяет удвоить, а то и утроить ДАВЛЕНИЕ воздуха во впускном коллекторе двигателя — соответственно удвоить, а то и утроить количество поступающего в цилиндры воздуха, а значит — позволит спалить и топлива больше и получить в итоге повышенную мощность с неизменного объёма двигателя.

    Ну а при чём же здесь интеркулер?

    При быстром(адиабатическом) сжатии воздуха его температура пропорционально растёт.
    При сжатии воздуха до давления в 0.5атм избытка воздух нагреется на 45С просто в результате сжатия. Если сжимать воздух до давления 1атм избытка — то он нагреется уже на 85С. В современных высокофорсированных дизелях воздух сжимается до 2-3 атмосфер и его температура увеличивается до 200 градусов. Понятно, что за счёт теплопередачи от раскалённых лопаток, корпуса турбины и стенок впускного коллектора воздух будет нагрет ещё заметно сильнее.

    Но с ростом температуры снижается ПЛОТНОСТЬ воздуха.

    Если проанализировать грубо — то получается приблизительно такая зависимость при сжатии воздуха температурой +20С:

    наддув 0,5атм — повышение темп воздуха на 45С — падение плотности воздуха на 15%
    наддув 0,7атм — повышение темп воздуха на 65С — падение плотности воздуха на 23%
    наддув 1атм — повышение темп воздуха на 85С — падение плотности воздуха на 30%
    наддув 1,5атм — повышение темп воздуха на 100С — падение плотности воздуха на 34%
    наддув 2атм — повышение темп воздуха на 125С — падение плотности воздуха на 42%
    наддув 3атм — повышение темп воздуха на 160С — падение плотности воздуха на 55%

    Считаем на пальцах:
    Если турбина у нас качает 1атм избытка — то мы надеемся на удвоение количества(массы) воздуха, загоняемого в цилиндры. Но без эффективного интеркулера из-за снижения плотности воздуха при сжатии мы получим не удвоение МАССЫ воздуха, а лишь: Х*2100*70=1,4Х
    Увы и ах!

    Именно поэтому старые безинтеркулерные дизеля с примитивными турбинами(с давлением в прыжке до 0,7атм) и не блещут приростом мощности. Ибо — Х*1,7100*77=1,31Х
    30% прироста МАКСИМУМ даже теоритически.
    Практически всё обычно намного хуже из-за организации топливоподачи на этих дизелях.

    Интеркулер позволяет заметно снизить температуру сжатого воздуха и таким образом повысить его плотность. Понятно, что охладить воздух после турбины обратно до температуры забортного воздуха практически не реально, но стремится к этому стОит. Правда на серийных автомобилях производитель этим вопросом редко заморачивается — потому мы и наблюдаем интеркулеры смешных размеров, нахлобученные поверх двигателей не в самом удачном с точки зрения охлаждения месте — сбить пиковую температуру(и вписаться в эконормы) хватает и таких. Именно из-за понижения выбросов азотистых соединений интеркулер и стал стандартным узлом любого турбодизеля — до такой степени стандартным(как и сам ТУРБОдизель), что надписи типа “2.8 intercooler turbo” давно исчезли с кузовов автомобилей.

    Существует ещё один интересный момент.
    В отличие от турбонагнетателя, где на “утрамбовку” воздуха затрачивается довольно существенная мощность(не верьте утверждениям, что турбина утилизирует “дармовую” энергию выхлопных газов — ничего дармового в этом мире не бывает), на “утрамбовку” воздуха интеркулером таких колоссальных затрат энергии обычно не требуется. Потому на режимах частичной мощности эффективный интеркулер позволяет значительно “разгружать” турбонагнетатель — ведь давление на впуске в двигатель можно снизить пропорционально росту плотности воздушного заряда.

    Опять считаем на пальцах:
    Пусть турбина давит 0.7атм избытка. Воздух нагревается на 65С. Плотность воздуха при этом падает на 23%.
    Если установить интеркулер, который обеспечит снижение температуры сжатого турбиной воздуха хотя бы на 40-45С — то плотность воздуха после интеркулера возрастёт на 15%. Можно снизить давление турбины на эти 15% — до 0,45атм избытка. Мощность двигателя останется прежней — воздуха в граммах поступает одинаковое количество, а вот расход топлива заметно снизится — ведь сжимать воздух приходится до существенно меньших значений.

    На допотопных турбинах с вестгейтом эффект экономии топлива за счёт этого эффекта выражен слабо — ведь энергия выхлопных газов за счёт установки интеркулера снижается незначительно и турбина давит ровно столько, сколько может. На турбинах с управляемой геометрией, регулируемой механическим клапаном(или примитивным электронным контроллером), тоже выигрыш не велик — все эти системы стремятся обеспечить максимально возможное давление(то самое при котором начинает открываться клапан сброса) невзирая на то, нужно ли на данном режиме работы настолько высокое давление или нет. Давайте ещё раз вспомним — ТУРБИНА на распространённых ТУРБОдизелях обеспечивает от 20 до 35% тяги. Другими словами — при нажатии на газульку до 23 её хода нам давление турбины НЕ НУЖНО ВООБЩЕ!
    Поэтому на частичных нагрузках из-за ненужного наддува заметно страдает общий КПД двигателя. А вот при управлении геометрией турбины компьютером поумнее — можно получить значительную экономию топлива за счёт точного дозирования наддува. Речь идёт о реальных 10-15% расхода — именно столько получали владельцы ZD30 просто крутя регулировку штока геометрии турбины в сторону снижения давления. Но тупое снижение давления турбины вызывает и снижение максимальной мощности двигла.

    По фуншую же нужно ВСЕГДА поддерживать давление на впуске всего лишь ЧУТЬ ВЫШЕ необходимого для полного сжигания топлива(количество потребного топлива определяется газулькой) — тогда будет доступна и ВСЯ ВОЗМОЖНАЯ(турбина ZD30 качает без вреда для себя до 1,7атм избытка — что даёт момент до 620Нм долговременно при наличии эффективного интеркулера) мощность двигателя и экономия топлива на режимах частичной мощности. Турбина с изменяемой геометрией как раз позволяет ХУДО-БЕДНО вытворять такие вещи.

    Почему худо-бедно?
    Об этом читайте в следующих статьях.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: