Бензин из опилок

Применяем пиролиз опилок в домашних условиях для получения топлива

Любые древесные отходы можно использовать для получения горючего пиролизного газа.

По соотношению объем/выделение тепла пиролизный газ уступает природному газу (разница в 25–50 % в пользу природного), поэтому его можно использовать в обычных котлах, но в большем объеме.

Кроме того, пиролизный газ можно использовать в качестве топлива для автомобильных двигателей, однако мощность будет ниже на:

  • 20–40% по сравнению со сжиженным природным газом (пропан, метан, бутан);
  • 30–50% по сравнению с бензином.

Тем не менее, машина будет ехать, а затраты на горючее окажутся существенно ниже. Ведь при езде в обычных режимах мотор никогда не используют на полную мощность.

Единственным минусом использования пиролизного газа окажется меньшее ускорение во время разгона, то есть сложней будет обгонять машины на трассе.

В статье мы расскажем о том:

  • что такое пиролиз;
  • какое оборудование используют для пиролиза;
  • как очищают пиролизные газы;
  • как применяют пиролизные газы.

Что такое пиролиз?

Пиролиз – это термическое разложение древесины, в результате которого целлюлоза распадается на:

  • водород;
  • угарный газ (СО);
  • азот;
  • водяной пар;
  • углекислый газ (СО2).

Пиролиз начинается при температуре 300–400 градусов и протекает при отсутствии кислорода.

Однако для самоподдерживающей реакции необходимо небольшое количество кислорода, чтобы часть древесины горела и поддерживала высокую температуру. Поэтому в пиролизных установках процесс протекает при сильном дефиците кислорода (15–30 % от необходимого).

Если же подать больше кислорода, то пиролизные газы сгорят прямо в установке.

В процессе пиролиза древесина распадается на различные газы и небольшое количество неорганических остатков, поэтому образование золы в пиролизных установках в десятки раз меньше, чем при обычном сжигании отходов древесины.

Эффективность пиролиза напрямую зависит от влажности древесины – чем влажней древесина, тем больше тепла нужно для термического разложения и тем больше в пиролизном газе водяного пара.

Поэтому отходы древесины предварительно сушат в специальных установках, о которых вы можете прочитать в статье Оборудование для переработки древесины.

Какое топливо подходит для получения газа?

Процесс пиролиза может протекать в любой органике, однако чаще всего для получения газа используют древесные отходы, ветки и другой аналогичный материал.

На теплотворную способность готового топлива влияют плотность и влажность исходного материала, причем под плотностью подразумевают именно удельный вес древесины.

Чем влажней топливо, тем больше энергии будет расходоваться на поддержание процесса пиролиза и тем выше окажется содержание водяного пара на выходе.

Вместе с опилками в газогенератор можно загружать стружку и щепу из здоровой или больной древесины, а также любые отходы обработки и переработки древесины в сухом виде.

Кроме того, в качестве топлива можно использовать даже опавшую листву и древесную кору, однако их теплотворная способность гораздо ниже, чем у здоровой древесины, поэтому время работы газогенератора на одной закладке топлива будет гораздо меньше.

Газогенераторные установки

Аппараты и устройства для получения пиролизного газа называют газогенераторными установками.

Они представляют собой герметичную печь с регулируемой подачей воздуха и возможностью перекрытия дымохода.

Чтобы снизить требования к дымоходу, воздух в них подают принудительно, используя для этого центробежные насосы.

Причем либо используют насос с изменяемой производительностью (это делают с помощью частотного преобразователя), либо устанавливают несколько насосов, чтобы обеспечить максимальную подачу воздуха в режиме розжига.

Когда содержимое установки разгорается, подачу воздуха сокращают, оставляя лишь минимум, необходимый для поддержки оптимальной температуры.

В результате из установки начинает выходить густой черный дым, который содержит несгоревший углерод (сажу) и пиролизные газы.

Сразу использовать этот газ нельзя из-за большого количества сажи, поэтому его очищают с помощью различных устройств, наиболее популярные из которых циклоны.

Собранную циклоном сажу можно или загружать вместе с отходами древесины в газогенераторную установку или продавать производителям шин. Ведь сажа – один из основных компонентов, доля которого доходит до 30 %.

Кроме того, из пиролизного газа удаляют водяной пар, что повышает температуру его сгорания. Для этого газ проводят через охладитель, где водяной пар конденсируется в виде капелек воды.

По мере накопления воды ее сливают через специальный кран, расположенный внизу охладителя.

После этого газ подают в фильтр тонкой очистки, в качестве которого используют электростатические устройства, картонные картриджи и емкость с водой.

Электростатические устройства работают за счет различной электрической емкости газа и любых твердых частиц.

Под воздействием статического электричества твердые частицы прилипают к положительному или отрицательному электроду (зависит от электрического потенциала частицы), а газ проходит без препятствий.

Электроды необходимо периодически очищать от налипшей на них сажи.

Картонные фильтры работают по принципу сетки – они пропускают через себя газы и твердые частицы, которые меньше размера пор, пронизывающих весь картридж, поэтому его приходится регулярно менять, что обходится недешево.

Вода в емкости не задерживает газ, но улавливает мельчайшие твердые частицы сажи. По мере загрязнения воду сливают и заливают новую. Слитую воду выпаривают, чтобы получить сажу, которую затем либо отправляют в газогенераторную установку, либо продают производителям покрышек.

Особенности оборудования

Несмотря на то, что опилки – это тоже древесина и основные принципы получения газа из них такие же, для их переработки нельзя использовать обычные газогенераторы.

Читайте также:
Установка сигнализации своими руками на ВАЗ 2114, 2115

Это связано с особенностями движения воздуха через массив топлива.

Крупные древесные отходы прилегают друг ко другу неплотно, поэтому воздух между ними легко проходит в любую сторону.

Когда топливная емкость заполнена опилками, то воздух между ними проходит очень слабо, равно как не может пройти и пиролизный газ.

Поэтому в установках, предназначенных для получения пиролизного газа из опилок и стружки, воздух подается в нескольких местах, а отверстие для выхода газа расположено сверху.

Собираясь покупать газогенератор, не забудьте уточнить, предназначен ли он для работы на опилках и стружке. Ведь генераторы, предназначенные для переработки крупных отходов, плохо работают с мелкими, а предназначенные для мелких отходов могут перерабатывать и крупные.

Стоимость газификаторов

Мы подготовили таблицу, в которую включили наиболее популярные модели газогенераторных установок.

Большинство из них предназначены для совместного использования с отопительными котлами, однако их можно приспособить и для других целей.

Кроме того, в список мы включили полупромышленный газогенератор для автомобиля. Чтобы уточнить его параметры и подобрать наиболее подходящий для вашего автомобиля, необходимо связаться с поставщиком по ссылке, которая указана в таблице.

Модель Дополнительные функции Мощность/производительность Цена тысяч рублей Сайт продавца или производителя
КДО-1 Газогенератор с камерой сгорания и теплообменником для нагрева воды (котел). Возможна покупка без теплообменника и камеры сгорания 15-100 кВт 169 bmpa.info
КСДО-125 Газогенератор с пультом управления и водяным отопительным котлом. При желании может быть установлен другой котел, а также возможна покупка комплекса без котла 125 кВт 495 tayur-kotly.ru
КХ-100В Газификатор без дополнительного оборудования 100 м3 газа в час 2700 ooo-smog.promportal.su
УГК Газогенератор для автомобиля 50-100 кВт 460 belgorod.promportal.su
УДСО-60 Газификатор без дополнительного оборудования 60 кВт 300 pifmaster.ru

Как сделать газогенератор самостоятельно?

Высокая стоимость промышленных и полупромышленных газогенераторов вынуждает многих делать эти устройства самостоятельно. Тем более, ничего особо сложного в этом нет.

Мы подготовили ссылки на тематические форумы, где обсуждают изготовление различных моделей газогенераторов.

Там же вы найдете советы, облегчающие поиск материалов для изготовления этого устройства, а также различные рекомендации, которые помогут выбрать ту или иную модель для самостоятельного изготовления.

Вот ссылки на тематические форумы:

  1. Форумхаус – изготовление автомобильного газогенератора.
  2. Форум самогонщиков – изготовление газогенератора из пиролизного котла.
  3. Вашдом – изготовление газогенератора и обсуждение различных моделей.
  4. ОстметаллИнфо – изготовление газогенератора для кузнечного горна и рассуждения о его преимуществах и недостатках.

Способы использования пиролизного газа

Этот газ используют для различных нужд.

К газогенератору можно подключить кухонную печь и огонь на ней будет лишь немногим меньше того, который получают, сжигая пропан или бутан.

К нему можно подключить автоген (потребуется более качественная очистка) и при подаче кислорода температура пламени достигнет двух тысяч градусов.

На таком газе хорошо работают газовые электрогенераторы и автомобильные двигатели.

Бензиновый автомобильный мотор, после небольшой переделки, неплохо работает на газе, вырабатываемом газогенераторной установкой.

Дизельный двигатель также может работать на таком газе, но потребуется более серьезная переделка топливной системы.

Полной мощности от такого двигателя не получить, но от ¼ до ½ он выдаст, если хватит производительности газогенератора.

В условиях постоянного роста цен на топливо газогенератор, установленный в багажнике машины позволит серьезно снизить расходы на горючее. Это особенно актуально для тракторов, моторы которых работают в одном режиме.

Однако чаще всего пиролизный газ используют для отопления. Ведь 3–4 килограмма опилок дают ту же тепловую энергию, что и 1 м 3 природного газа.

Если есть возможность бесплатно или дешево доставать опилки, то экономия получается весьма ощутимой. Поэтому деревоперерабатывающие предприятия, цеха и пилорамы можно отапливать, не тратя денег на покупку энергоресурсов, ведь стружка, щепа и опилки на таких предприятиях появляются постоянно и в огромных объемах.

Адаптация для работы на новом топливе

Из-за большого содержания азота теплотворная способность пиролизного газа ниже, чем любого природного или сжиженного газа.

Для правильного сгорания и выделения нужного количества тепла необходимо увеличивать подачу газа.

Для этого в кухонных печах и отопительных котлах без электронного управления рассверливают жиклеры.

В котлах с электронным управлением увеличивают диаметр жиклеров и меняют прошивку (программное обеспечение).

В автомобилях необходимо полностью переделывать топливную систему, поэтому проще всего перевести на пиролизный газ карбюраторные машины.

Мы рекомендуем переводить на пиролизный газ лишь недорогую технику, которая не находится на гарантии.

Использование неподходящего под какие-то стандарты топлива нередко является основанием для отказа в гарантийном ремонте.

Кроме того, переводить любое оборудование на приролизный газ необходимо только после тщательного изучения форумов, на которых пользователи делятся опытом подобных работ.

Также мы рекомендуем максимально серьезно отнестись к очистке топлива, это не только повысит его теплотворную способность, но и снизит риск засорения топливной системы отопительного прибора.

Видео по теме

О пиролизе отходов переработки древесины смотрите в этом видео:

Заключение

Пиролизный газ, который получают из опилок и других отходов древесины, является эффективным и недорогим топливом.

Поэтому использование пиролизных газогенераторов оправдано в тех случаях, когда есть доступ к очень дешевым или бесплатным отходам древесины.

Бензин из опилок и морской капусты

Перспектива

В прошлом номере приложения «Новые промышленные технологии» мы опубликовали материал В. К. Борина, посвященный возможности перехода отечественного железнодорожного транспорта к, казалось бы, устаревшим видам транспорта – паровозам и газотурбовозам. Автор доказывает, что в большинстве российских регионов их применение может быть перспективно с точки зрения развития инфраструктуры отдаленных регионов. Так, например, использование новых, усовершенствованных паровозов может быть актуально в горнодобывающей промышленности и лесном хозяйстве. Незаслуженно забытые газотурбовозы имеют более высокий, по сравнению с дизельными машинами, КПД и более экологичны.

Однако в статье редакцией был намеренно пропущен один важный аспект. Говоря о переводе железнодорожного транспорта на газ, автор имел в виду не природный, а синтетический материал. Дело в том, что во многих уголках страны, далеких от месторождений нефти и газа, есть возможность вырабатывать эти виды топлива, не прибегая к помощи буровых машин.

Читайте также:
Стоит ли покупать фуру и начинать заниматься грузоперевозками?

Вниманию всех скептиков! Редакция прекрасно понимает, как далеки от практического применения изложенные автором идеи. Но, согласитесь, от этого они не становятся менее привлекательными…

Вместе с тем нефть, газ, уголь, торф и природные сланцы имеют ту же физическую и химическую основу, что и кустарники, травы, сельхозкультуры, водоросли – органику.

Поэтому сегодня совершенно реальной представляется возможность с помощью новейших биотехнологий во многих регионах России в больших масштабах наладить выпуск заменителей ГСМ, т.е. получать их искусственным (синтетическим) путем с помощью материалов растительного происхождения. Прежде всего это относится к бензину.

Топливо вокруг нас

Заменителем бензина является спирт: метиловый (метанол) и винный (этанол).

Первый можно вырабатывать из угля, синтезированного газа, древесины, природных сланцев, торфа, травы, водорослей, бытовых отходов на свалках, сухого канализационного ила и т.д. Полученный из этого сырья спирт перерабатывают в бензин на специальных химических установках (реакторах). Он имеет достаточно высокое октановое число и не нуждается в антидетонаторах (присадках), предотвращающих взрыв топлива. Одновременно при его применении в двигателях уменьшается выброс в атмосферу вредных веществ (окислов свинца, азота и др.) и улучшаются ходовые качества автомобиля – особенно динамика разгона.

Еще в начале 1980-х годов в СССР были разработаны первые технологии получения технического спирта (метанола) из уголь-водо-метаноловой пульпы с помощью пара, технологии получения синтез-газа, а затем метанола, из бурого угля, и технологии получения метанола и синтетического бензина из неделовой древесины, в том числе – из опилок и кустарников. Тогда же были проведены исследования этих процессов, которые показали, что в процессе переработки выход полезных продуктов составил в среднем от 70 до 90%. Из нестандартного сырья получали газ, бензин, а также остаток в виде мазута, который можно было использовать как котельное топливо.

В Румынии из опилок получали древесный спирт (метанол), из которого затем в специальных химических реакторах путем пиролиза, т.е. разложения спирта при высокой температуре, получали бензин. КПД такого процесса составлял 50%, а теплотворность самого бензина была на 25% выше, чем у метанола, что соответствует бензину марки А-80 и выше.

В странах, бедных горючим, уже давно используется растительное сырье. Так, в Бразилии используется около 30% всей биомассы. Гектар специальных плантаций дает сырье, равное 28 тоннам нефти. В Швеции с целью получения искусственных ГСМ созданы специальные плантации быстрорастущих деревьев и кустарников, главным образом ивы и ольхи, вырастающих за год-два.

В СССР ученые Московского института горючих ископаемых использовали южную акацию, из которой с помощью разных технологий получали до 67% жидких углеводородов для моторного топлива и сырья нефтехимического синтеза.

В России же в настоящее время существуют десятки видов растений, деревьев и кустарников, пригодных для таких целей, а их естественные запасы громадны. Кроме того, возможно и специальное выращивание технических видов растений, деревьев, кустарников для получения из них синтетического бензина. Это не только поможет коренным образом изменить экономическую ситуацию в агропромышленном комплексе и лесном хозяйстве России, но и позволит восстанавить почву, расширить лесные насаждения, улучшить экологическую обстановку и т.д. При этом растительность – возобновляемый источник сырья и энергии, поэтому в России при рациональном использовании он будет неисчерпаем.

Помимо этого, существуют технологии получения синтез-газа и моторного топлива из торфа, запасы которого в стране весьма значительны.

Ботриококкус, зеленая водоросль, предки которой принимали участие в образовании нефти, и сегодня произрастает в воде многих озер. Поэтому ее и другие водоросли также можно выращивать в промышленных масштабах – и они смогут заменить нефть. Морские водоросли типа ламинарии (морской капусты) также являются сырьем для получения синтетического бензина.

В Австрии получают синтез-газ, а затем бензин из материала бывших свалок. А в Германии разработана технология получения нефти из сухого канализационного ила. Выход полезного продукта из тонны этого сырья составляет около 180-270 кг.
Все перечисленное может быть использовано и в современной России.

Российские резервы

Другим резервом для производства синтетического бензина является винный спирт – этанол. В Бразилии получают этанол из кожуры апельсинов и бананов, косточек персиков, стеблей сахарного тростника, пищевых отходов и т.д. В нашей стране тоже были разработаны технологии получения бензина на основе этилового спирта. Для этого получают спирт-сырец (в народе – самогонку или чачу), а затем его перерабатывают в синтетический бензин, октановое число которого не ниже, чем у обычного бензина. Причем его сжигание дает значительно меньшее количество вредных выбросов в атмосферу.

Читайте также:
Почему не крутит реле стартера на ВАЗ 2114: Не работает или плохо крутит

В России имеются большие резервы в организации производства бензина на основе этанола. Получать его можно из злаковых, картофеля, овощей, ягод, фруктов, сахарной свеклы, бобовых, медоносных трав, отходов сельхозпереработки и т.д. Реализация на практике указанной возможности откроет перед страной значительные экономические и социальные перспективы. Для этого необходима законодательная легализация производства бензина из этилового спирта и организация такого производства в каждом районе страны при соответствующем соблюдении технологии и наличии установок (мини-заводов). Это может стать и основой для развития малого и среднего предпринимательства.

Развитие технологического цикла

В производстве синтетического бензина, а затем и других видов ГСМ могут быть задействованы разные отрасли агропромышленного комплекса страны – от зерноводства и животноводства до переработки сельхозпродукции, а также спиртовая и ликерно-водочная промышленность. Агропром и предприниматели с помощью науки могут организовать производство синтетического дизельного топлива (солярки) и моторного масла из рапса, подсолнечника и других масляничных культур, а также из животного жира. Так, в Новой Зеландии из двух килограммов бараньего жира получают три литра дизельного топлива.

Существующие технологии позволяют уже сегодня производить синтетическое дизельное топливо в разных регионах России в целях самообеспечения, не покупая его в больших количествах у нефтепереработчиков. Дальнейшая разработка и внедрение новых технологий получения синтетических ГСМ позволят увеличить количество и качество этих видов энергоносителей. Появление значительного количества более дешевого синтетического топлива уменьшит рынок потребления нефтепродуктов и снизит цены на них.

В производстве синтетических ГСМ могут принять участие сельское и лесное хозяйство, угольная и торфодобывающая промышленность, химическая и машиностроительная отрасли народного хозяйства, малый и средний бизнес. Это приведет к изменению финансовых потоков внутри страны, уменьшению зависимости России от мировых цен на нефть, развитию производства. Кроме того, появится возможность экспорта дешевого синтетического топлива за границу. В то же время данный процесс будет способствовать рациональному использованию природных ресурсов в России.

В малой энергетике России, особенно в северных, сибирских, дальневосточных регионах и сельской местности, массовое производство синтетических ГСМ из местных природных ресурсов и отходов позволит вырабатывать дешевую электроэнергию на небольших автономных бензиновых и дизельных электростанциях (стационарных или передвижных) для производственных и бытовых нужд, включая производство синтетических ГСМ. Это увеличит экономию электроэнергии в большой энергетике, снизит цены на нее, а также цены на ГСМ из нефти, производимых, на промышленных предприятиях.

В сельском хозяйстве России производство синтетических ГСМ из растительного сырья, животного жира и отходов переработки для самообеспечения и на продажу может послужить основой для его быстрого подъема и дальнейшего развития. Данный процесс приведет к расширению посевных площадей, восстановлению плодородия земли и повысит занятость сельского населения. Использование собственного синтетического топлива в бензиновых и дизельных электростанциях для производственных и бытовых энергетических нужд, а также само обеспечение сельхозтехники синтетическим ГСМ сделает сельское хозяйство независимым от поставщиков ГСМ из нефти и энергетиков и позволит сократить затраты на ГСМ и электроэнергию, тем самым снизить себестоимость сельхозпродукции.

Наконец, производство синтетического ГСМ позволит получать из нефти больше другого, более дешевого топлива, например авиационного или ракетного. В итоге перечисленное приведет к уменьшению и перераспределению рынка потребления нефти и газа, а также к снижению цен на них и рациональному использованию их в России.
В следующем номере газеты мы расскажем нашим читателям о перспективах изготовления моторных топлив и смазочных материалов на основе семян рапса. Исследования на эту тему и в России, и за рубежом проводятся давно и заслуживают пристального внимания.

Биотопливо из леса

Читайте также

Растёт спрос на биотоплива – горючие жидкости, изготовленные из возобновляемых биологических ресурсов. Один из них – древесина. Можно ли из древесины получать топливо, не уступающее нефтяному?

Первое, что нужно уяснить – это то, что именно бензина или керосина из дерева сделать нельзя. Оно не поддаётся разложению на углеводороды с прямой цепью, из которых главным образом состоят нефтепродукты. Однако это не означает, что из него нельзя получать вещества, способные заменить нефтепродукты.

Некоторые любят табуретовку

Первый в списке, конечно же, спирт. Из древесины можно получать два различных вида спирта. Первый, который так и называется древесным – по-научному метиловый спирт. Это вещество очень похоже на привычный этиловый спирт, как по горючести, так и по запаху и вкусу. Однако метиловый спирт отличается тем, что весьма ядовит, и приём его внутрь может привести к смертельному отравлению. Вместе с тем он является высококачественным моторным топливом, его октановое число даже выше, чем у этилового спирта, и намного выше, чем у обыкновенного бензина.

Технология получения метилового спирта из древесины очень проста. Он получается путём сухой перегонки, или пиролиза. Точнее, он является одной из составных частей жижки – смеси кислородсодержащих органических веществ, отделяющихся от свежевыгнанной древесной смолы. Однако выход полученного таким образом спирта слишком мал, чтобы он мог использоваться в качестве топлива. Это делает подобную технологию получения топлива бесперспективной.

Читайте также:
Причины ДТП - основные, по вине пешехода, водителя

Однако из древесины можно получить и этиловый спирт, в намного больших количествах. Этот спирт – так называемый гидролизный – получается при разложении целлюлозы, основного компонента древесины, с помощью серной кислоты. Вернее, при разложении целлюлозы получаются сахара, которые в свою очередь могут быть переработаны в спирт обычным путём. Этот способ получения этилового спирта весьма распространён в промышленности, именно гидролизным способом получают практически весь технический спирт, применяемый в непищевых целях.

Этиловый спирт может быть использован как непосредственно вместо бензина, так и в качестве присадки к бензину. Путём таких присадок получаются различные сорта биотоплива, популярные, в частности, в таких странах, как Бразилия.

Получение этилового спирта путём гидролиза древесины экономически несколько менее выгодно, чем получение его из различных сельскохозяйственных культур. Однако выгодной стороной такого способа получения биотоплива является то, что он не требует отведения сельскохозяйственных площадей под «топливные» культуры, не дающие пищевых продуктов, а позволяет использовать для его производства территории, задействованные в лесном хозяйстве. Это делает получение биотопливного этанола из древесины достаточно практичной технологией.

И терпентин на что-нибудь полезен

Недостатком этанола как топлива является его низкая теплота сгорания. При использовании в двигателях в чистом виде он даёт или меньшую мощность, или больший расход, чем бензин. Решить эту проблему помогает смешивание спирта с веществами с высокой теплотой сгорания. И не обязательно это продукты из нефти: в качестве такой присадки вполне годится скипидар, или терпентин.

Скипидар – тоже продукт переработки древесины, а если конкретно – хвойной: сосен, елей, лиственниц и других. Он достаточно широко применяется как растворитель, а наиболее очищенные его сорта находят применение в медицине. Однако лесоперерабатывающая промышленность в качестве побочного продукта производит большое количество так называемого сульфатного скипидара – низшего сорта, содержащего ядовитые примеси, не только неприменимого в медицине, но и находит весьма ограниченное применение в химической и лакокрасочной промышленности.

Вместе с тем скипидар из всех продуктов переработки древесины более всего похож на нефтепродукт, точнее – на керосин. Он отличается весьма высокой теплотой сгорания, может использоваться как горючее в керосиновых примусах, лампах, керогазах. Пригоден он и в качестве моторного топлива, правда, непродолжительное время: если его заливать в баки в чистом виде, двигатели вскоре выходят из строя из-за засмоления.

Однако скипидар можно использовать в качестве топлива не в чистом виде, а в качестве присадки к этанолу. Такая присадка не сильно снижает октановое число этилового спирта, но повышает теплоту его сгорания. Ещё одна положительная сторона такой технологии изготовления биотоплива в том, что скипидар денатурирует спирт, делает его непригодным для употребления внутрь в качестве алкоголя. А социальные последствия широкого внедрения неденатурированного спирта в качестве топлива могут стать весьма тяжелыми.

Лигниновые отходы – в доходы!

Такой компонент древесины, как лигнин, считается малополезным. Его применение в промышленности значительно менее широкое, нежели у целлюлозы. Несмотря на то, что он находит применение в производстве строительных материалов и в химической промышленности, чаще его просто сжигают прямо на лесохимпроизводстве. Однако, как выясняется, при пиролизе лигнина можно получить более разнообразные продукты, чем при пиролизе целлюлозы.

Лигнин состоит главным образом из ароматических циклов и коротких прямых углеводородных цепей. Соответственно, при его пиролизе получаются преимущественно углеводороды. Однако, в зависимости от технологии пиролиза, можно получать как продукт с высоким содержанием фенола и родственных ему веществ, так и жидкость, напоминающую нефтепродукты. Эта жидкость также пригодна в качестве присадки к этиловому спирту для получения биотоплива.

Разработаны технологии и установки для пиролиза, которые могут потреблять как лигнин из отвалов, так и неразделённые на лигнин и целлюлозу отходы древесины. Более высокие результаты получаются при смешивании лигнина или древесных отходов с мусором, состоящим из выброшенного пластика или резины: пиролизная жидкость получается более нефтеподобной.

Мирный атом и опилки

Ещё одна технология получения биотоплива из древесины разработана совсем недавно российскими учёными. Она относится к области радиохимии, то есть химических процессов, протекающих под воздействием радиоактивного излучения. В опытах учёных из ИФХЭ им. Фрумкина опилки и другие отходы древесины подвергались одновременному воздействию сильного бета-излучения и сухой перегонки, причём нагревание древесины проводилось именно с помощью сверхсильной радиации. Удивительно, но под воздействием радиации состав продуктов, получаемых при пиролизе, изменился.

В пиролизной жидкости, полученной «радиоактивным» способом, было обнаружено высокое содержание алканов и циклоалканов, то есть углеводородов, содержащихся главным образом в нефти. Эта жидкость получилась значительно легче нефти, сравнимой, скорее, с газоконденсатом. Причём экспертиза подтвердила пригодность этой жидкости для использования в качестве моторного топлива или переработки в высококачественные топлива, такие, как автомобильный бензин. Думаем, что это не заслуживает особого упоминания, но проясним ради успокоения страхов радиофобов: бета-излучение не способно вызывать наведённую радиоактивность, поэтому топливо, получаемое этим способом, безопасно и не проявляет радиоактивных свойств само.

Что пускать в переработку

Понятно, что предпочтительнее использовать для производства биотоплива не цельные стволы деревьев, а отходы переработки древесины, такие, как опилки, щепу, веточки, кору, да и тот же лигнин, который идёт в отвалы и печи. Выход этих отходов с гектара поваленного леса, конечно же, ниже, чем древесины в целом, но не следует забывать, что они получаются в качестве побочного продукта в производственных процессах, которые уже идут на многих предприятиях страны, соответственно, отходы производства дешевы и для их получения не нужно вырубать или засаживать под вырубку дополнительные площади леса.

Читайте также:
Инструкция лада калина настройка часов

В любом случае, древесина является ресурсом возобновляемым. Способы восстановления лесных площадей давно известны, а во многих регионах страны наблюдается даже и неконтролируемое зарастание лесом заброшенных сельскохозяйственных земель. Так или иначе, Российская Федерация не относится к странам, где к сбережению леса следует относиться со всем тщанием; площадей нашего леса и его потенциала к самовосстановлению вполне достаточно, чтобы загрузить полностью и лесоперерабатывающую промышленность, и производство биотоплив, и многие другие производства.

Похожие сюжеты

Компания Блю Лейк Пауер (Blue Lake Power LLC) объявила о своих планах заново запустить свою биотопливный перерабатывающий завод, расположенный в Блю Лейк, штат Калифорния (Blue Lake, California), уже в июле текущего года.

Недавно опубликованные отчеты сообщают, что корпорация Clean Energy Finance Corporation (CEFC) свидетельствует о совместном сжигании возобновляемых древесных отходов для понижения эмиссий австралийских угольных электростанций. Такой план является частью проекта по получению так называемой чистой энергии на территории страны.

Как стало недавно известно, компания Goldman Sachs Group намеревается расширить сферу своего влияния и планирует увеличить японскую индустрию биотоплива.

Бензин из опилок: 9 рублей за литр!

СКОЛЬКО СТОИТ ОТКРЫТЬ БИЗНЕС В ОБЛАСТИ ДЕРЕВООБРАБОТКИ?

Сегодня на Казанской ярмарке завершаются две выставки – «Деревообработка» и «Интермебель». Их участники в один голос говорят, что кризис для них кончился – продажи деревообрабатывающего оборудования и мебели идут вверх. Как можно заработать на этом росте, каково состояние этого рынка в целом, выяснял побывавший на выставках корреспондент БИЗНЕС Online.

Более 90 компаний из 30 городов России, а также представительства фирм из Германии, Турции, Бельгии, Швейцарии, США, Тайланда, Индии, Испании, Италии, Австралии, Китая, Польши, Португалии приехали на Казанскую ярмарку. На выставке представлено оборудование для деревообработки, производства каркасных домиков, мебели, фурнитура, отделочные материалы, готовая мебель и многое другое. Несмотря на то, что кризис вроде бы кончился, интерес к выставке стал ниже: даже в кризисный 2009-й в экспозиции участвовали 116 компаний из 37 городов России. Правда, в этом году несколько шире представлены иностранные компании.

Саженцы сибирской сосны и голубой ели, можжевельника и липы – бери и сажай. Настоящая лесная мебель из древесных чурбаков и плетеные ивовые корзины. И даже домики из оцилиндрованного бревна… Сразу за воротами ярмарочного комплекса татарстанские лесничие представляли свои богатства. Рядом – лесозаготовительная техника японской фирмы «Камацу». На открытой площадке – пилорамы и бревна: сегодня здесь прошел конкурс лесопильных бригад «Хозяин тайги» – победителю вручена пилорама.

ОТ БИЗНЕСА В ГАРАЖЕ – К СЕРИЙНОМУ ПРОИЗВОДСТВУ

Сколько стоит оборудование, чтобы открыть небольшой бизнес по деревопереработке? Если начинать с малого, – скажем, с роспуска бревна на доски, можно купить пилораму за 130-160 тыс руб. Такие пилорамы могут быть не только электрическими, но и бензиновыми: можно собрать и установить прямо на делянке в лесу.

Но не все так просто. «Откровенно говоря, деревообработка в Татарстане развита очень слабо, – сказал нам Антон Павлов, директор представительства «Ками-Волга» в ПФО. – Здесь нет крупных деревообрабатывающих предприятий, и это понятно – в Татарстане мало леса. Мы больше сотрудничаем с Марийской Республикой, с Кировской областью… Рынок Татарстана еще требует больших инвестиций в деревообработку. Современная технология деревообработки достаточно дорогостоящая, она сложна в технологическом плане – нужны сушильные камеры, линии по профилированию, по сращиванию древесины… Одним станком может обойтись только человек, который занимается этим делом в гараже – можно купить станок за сто тысяч рублей и работать для себя. Но, кстати, многие из наших клиентов в регионах так и начинают – сначала делают для себя, потом для соседей, набивают руку – появляются излишки и начинается развитие… А если мы говорим о серийном производстве, то инвестиции будут серьезные, начиная от 20 миллионов рублей».

Что нужно предпринимателю, чтобы заняться лесопереработкой? «Самое главное – это четко видеть рынок сбыта, – говорит президент компании WoodProm Ринат Хисамов. – Проблема с российским клиентом – в том, что они хотят заняться лесопереработкой, но слабо знают рынок. Кроме того, надо четко представлять себе, какая будет рабочая сила, логистика, какое будет сырье – все это влияет на стоимость бизнес-проекта. Исходя из этого мы готовы полностью сделать проект бизнеса, подобрать и поставить оборудование. Можно, конечно, просто продавать оборудование по прайсу, а уж как вы будете его использовать, дело ваше. Но это не наш подход – все должно быть комплексно. Ведь вы же не будете покупать «Феррари» и ездить по лесным дорогам, правильно. »

ПРОИЗВОДСТВО МЕБЕЛИ: ДОСТАТОЧНО СОБСТВЕННЫХ РУК?

Что нужно для того, чтобы заниматься производством корпусной мебели? Любой умелец может сегодня, сделав проект, заказать распиловку плит МДФ или ЛДСП нужных размеров. А затем достаточно дрели, чтобы собрать получившуюся конструкцию.

Читайте также:
Замена масла в коробке передач Датсун

Если говорить серьезно, то минимальный комплект для производства корпусной мебели может обойтись ориентировочно тысяч в триста. Нужны как минимум раскроечный, кромкооблицовочный, сверлильный станки. Далее этот бизнес можно развивать, приобретая оборудование для изготовления нестандартных деталей: гнутых, полукруглых, стеклянных…

«Кризис кончился, наше производство имеет достаточно заказов, – говорит Александр Судомонин, представитель нижегородской компании «Карат», занимающейся производством оборудования для работы со стеклом. – Стекло сейчас в моде: посмотрите, стеклянные перегородки, стеклянные столы ставят повсюду. Наше оборудование предназначено для работы с листовым стеклом – для его транспортировки, раскройки, сверления, полировки кромок. Свой бизнес в этой области можно открыть буквально с нуля. Минимальный комплект оборудования стоит в пределах полумиллиона».

«Мебельное производство – зачастую не первый вид деятельности для собственника, зачастую это рынок для вложения средств, – считает Виталий Востряков, руководитель направления самарской компании «Атомак». – Рынок развивается, он встал на ноги после кризиса. Мы отмечаем заметный рост интереса к оборудованию как для деревообработки, так и для производства мебели. Интересуются не только небольшими станками, но и комплектацией целых производств. Сколько стоит минимальный комплект для производства мебели? Это сложный вопрос, и очень многое зависит от того, что вы будете производить, с каким качеством, из чего…»

КОТЕЛ НА ПЕЛЕТАХ ИЗ ОПИЛОК УСТУПАЕТ РАЗВЕ ЧТО ГАЗОВОМУ

На выставке было много любопытного: винтовые сваи и дома из бруса, оборудование для декоративного оформления мебельных панелей и станки для сборно-щитового домостроения. Нас заинтересовало оборудование для переработки отходов. Куда девать опилки? С таким вопросом сталкивается любое серьезное деревообрабатывающее производство. Из опилок можно делать брикеты, в том числе и угольные, а также пелеты для отопительных котлов. Пелеты – это гранулы из прессованных опилок длиной 1-1,5 см и диаметром до 30 мм.

«Еще несколько лет назад, когда жидкое топливо было дешевле, интереса к этой тематике было немного, – отмечает Виталий Кириенко, представитель компании «ЭкоДревТверь». – Однако сейчас отопительные котлы на пелетах уступают разве что газовым. Когда газ будет стоить 6-7 рублей за кубометр, котлы такого типа выйдут в лидеры. В деревообработке много опилок – можно сжигать и их, а можно делать из опилок пелеты. Рынок этого вида топлива сейчас развивается – котлы на пелетах позволяют отапливать производственные помещения и даже целые поселки».

ФОРУМ «ЛЕС И ЧЕЛОВЕК»: ОТ ВЫРАЩИВАНИЯ ДО ПЕРЕРАБОТКИ

Интересно, что в рамках выставок «Интермебель» и «Деревообработка» на Казанской ярмарке вчера прошел и IV региональный форум «Лес и человек – Казань». Форум организован министерством лесного хозяйства РТ, союзом лесопромышленников и лесоэкспортеров России, ОАО «Казанская ярмарка» при поддержке правительства, минпромторга РФ и федерального агентства лесного хозяйства. В работе форума принимали участие работники лесного хозяйства республики, предприниматели, ученые, производители лесоперерабатывающего оборудования, мебели и комплектующих.

– Ситуация в лесном хозяйстве республики в последние годы сложилась не слишком благоприятная, – признался на церемонии открытия форума Наиль Магдеев, министр лесного хозяйства РТ. – Однако в последние годы положение выправляется. Реализуются крупные инвестиционные проекты. Это строительство крупнейшего в России селекционно-семеноводческого центра на 12 миллионов саженцев с закрытой корневой системой, которое продолжается сейчас в Сабинском районе. В ОЭЗ «Алабуга» совместно с нашими турецкими партнерами, компанией Kastamonu Integrated Wood Industry, строится завод по переработке низкосортной древесины – и в конце 2012-начале 2013 года это сырье также будет востребовано.

Сейчас, по данным минлесхоза, в питомниках Татарстана выращивают 20 миллионов саженцев. Новый центр, который выйдет на проектную мощность в сентябре, будет работать на возобновление лесов всего Приволжского федерального округа. На его строительство Татарстан в рамках своей части финансирования выделяет около 400 миллионов, общая стоимость проекта – примерно 600-700 миллионов рублей, пояснил министр журналистам. Масштабная цель – поэтапно увеличить лесистость республики. Когда-то на территории Татарстана леса занимали более половины территории, теперь – 17,4 процента. Это немного по сравнению с соседними регионами. Так, лесистость Марийской республики – 55,6%, Чувашии – 32%, Кировской области – 63,5%, Нижегородской – 48%.

ТЕНЕВОЙ ОБОРОТ РОССИЙСКОГО РЫНКА ЛЕСОЗАГОТОВКИ – $1,5 МЛРД

– Мы каждый год встречаемся, это уже традиция… Не знаю, можно ли назвать хорошей традицией то, что мы говорим о проблемах, которые не решаются, – с такой пессимистичной ноты начал свой доклад Тимур Иртуганов – вице-президент союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России.

Более чем вдвое по сравнению с докризисным уровнем упал экспорт древесины, на четверть снизилась лесозаготовка. В тяжелом положении машиностроение: в 2010 году выпущено всего 286 лесозаготовительных машин (а в начале девяностых их делали тысячами). При этом 53% лесозаготовок просто нерентабельны. Лесной кодекс не способствует закрепление в лесах стабильных и надежных арендаторов – есть достаточно много административных барьеров, отталкивающих бизнес от лесоразработок.

– Отдельно стоит сказать о проблемах незаконной заготовки леса, – продолжает Тимур Иртуганов. – По оценкам экспертов, легально заготавливается лишь 15 процентов древесины. Объем «теневой экономики» на рынке лесозаготовок составляет 1,5 миллиарда долларов. Вскоре мы можем столкнуться с ограничением поставок на европейский рынок – с 2013 года вступает в силу регламент, согласно которому поставщику древесины необходимо будет доказывать ее легальность.

Читайте также:
Реверсивное движение это - реверсивное движение на мосту, штрафы, начало дороги, светофор

Есть также проблемы с научными разработками, с подготовкой кадров, с государственной поддержкой отрасли…

Впрочем, по словам Иртуганова, видны и положительные изменения. За последние несколько лет решена масса вопросов лесопромышленников. Критическая масса обращений предпринимателей дает свои плоды – чиновники повернулись лицом к отрасли. Большие средства привлекаются для решения наиболее капиталоемких отраслевых проблем. Речь идет о глубокой переработке древесины, строительстве нескольких целлюлозно-бумажных комбинатов (а их в России за последние 30 лет не построено ни одного – в результате произошел передел рынка, причем не в пользу российских производителей). Действует программа лизинга – под 2,5% годовых можно приобрести лесозаготовительную и лесоперерабатывающую технику на длительный срок. Фактически – на срок эксплуатации. Это, по мнению Иртуганова, серьезные возможности для обновления лесопромышленного комплекса России.

НИЗКАЯ ГЛУБИНА

Большая часть проблем лесного хозяйства – из-за низкой глубины переработки древесины, считает Николай Кожемяко – замруководителя государственного научного центра лесопромышленного комплекса РФ. На сегодняшний момент лес перерабатывается на 60% , остальное идет в отходы. Чаще всего предприниматели занимаются переработкой хвойных пород древесины, оставляя за бортом низкосортные лиственные породы. Однако новые технологии позволяют из той же осины сделать брус, не уступающий по своим качествам дубу.

Но самое интересное – это возможность производства из отходов моторного топлива.

– Нами разработана лабораторная установка по производству топлива, – заявил Кожемяко. – В ближайший год мы планируем выйти на уровень промышленной установки, что позволит тем же лесхозам, леспромхозам, лесоперерабатывающим предприятиям получать любые виды топлива стандарта ЕВРО-4. Это и дизельное топливо, и даже 95-й бензин. По нашим расчетам, себестоимость одного литра 95-го бензина составит 9 рублей.

Если посмотреть на наши заправки, где ценники в последнее время переписываются чуть ли не через день, цена «опилочного» бензина – более чем «вкусная».

Дмитрий Катаргин
Фото Сергея Елагина
Видео Максима Тимофеева

Бензин из опилок

Иван Марков, житель села Олонок Боханского района, открыл предприятие по производству инновационного строительного материала, который во всем мире называют «вечным деревом». Экологически чистый материал получают из опилок. С помощью новых технологий, опробованных в Олонках, можно не только утилизировать отходы лесопиления, но и производить бензин.

Видео о переработке опилок в топливо

Иван Марков в прошлом человек военный, окончил ИВВАТУ и академию им. Жуковского в Москве. Кандидат технических наук, в 1987 году защитил диссертацию, читал курс о восстановлении авиационной техники в военном училище. В перестройку, когда в армии началось сокращение, его опыт оказался невостребованным.

В 1995 году предприниматель начал бизнес в сфере лесной отрасли и быстро понял, что торговать круглым лесом невыгодно и неправильно. Изучив опыт по переработке отходов лесозаготовки и деревообработки, он совместно с компаньонами в 2005 году создал в Олонках новое производство на базе лесоперерабатывающего предприятия. От разворованной пилорамы остались лишь стены и огромные долги. Предприятие полностью восстановили, разработали собственные технологии, установили новое оборудование по производству древесно-полимерного композита (ДПК).

Инновационный строительный материал – удачный союз дерева и пластика, его еще называют «жидким» или «вечным» деревом. Из него делают террасные напольные покрытия, половую доску, паркет, сайдинг, брус. Композит состоит из трех частей – древесного наполнителя, полимерной связки, технологических добавок и красителей.

Древесно-полимерный композитный профиль с высоким содержанием древесины можно пилить, строгать рубанком, вбивать в него гвозди. Обладая всеми лучшими природными свойствами дерева, экологически чистый ДПК не гниет, не плесневеет и не поддается интенсивному горению.

Будущее за биотопливом из опилок

В прошлом году в России работало лишь пять таких производств, и за ними будущее, – уверен Иван Львович.

Опилки для производства бензина

В области производится 25 млн кубов древесины в год. 30–40% от них – отходы: щепа, опилки. Их бросают, в лучшем случае пускают на растопку. Это, по статистике, 10 млн кубометров. Если переработать хотя бы 50% этого объема по предлагаемым нами технологиям, можно получить в бюджет области дополнительно 3 млрд рублей, – подсчитывает предприниматель. – При этом будут организованы высокорентабельные производства и новые рабочие места.

На предприятии есть своя подстанция (650 кВт), тепловую энергию здесь получают, перерабатывая отходы и используя котлы с технологией пиролиза. Имеется порядка 500 кубов лесосеки и полный цикл переработки круглого леса с объемом распиловки 1000 кубов в месяц. Отходы при этом перерабатываются в высоколиквидную продукцию. В месяц в дело идет 300 кубов опилок. Из них, превращенных в древесно-полимерный композит, делают 2 тыс. кв. м террасной доски.

Оборудование для производства топлива из опилок

Оборудование на заводе внушительное – бурильная машина для измельчения древесных отходов, сушильный комплекс сыпучих древесных отходов, мельница. В пиловочном цехе работают две пилорамы – одна распускает бревно, вторая проводит обрезку готовой продукции. Затем из опилок делают древесную муку, которая после просушки и дальнейшей обработки, добавления полимеров и красителей превращается в холодный гранулят. Из накопителя она поступает на калибровочный стол, становясь современным строительным материалом, за которым на иркутских рынках идет самая настоящая охота.

Читайте также:
Штраф за высадку пассажиров маршрутки вне зоны остановки

Но на лаврах предприниматель почивать не собирается, у него вполне амбициозные планы. Занимаясь производством, Иван Марков продолжает разрабатывать новые проекты по рациональному использованию лесных ресурсов. Несколько лет он работает с Государственным научным центром лесного комплекса России, Сибирской академией наук, Международным фондом биоэнергетики и конструктивной экологии.

Из отходов лесопиления в Москве на опытной установке ученые получили синтез-газ, метил, метанол и бензин «евро-95». Последний стоит 14,5 рубля за литр. На заправке в Москве его цена – 28 рублей. Давайте задумаемся над этим. Нефть мы когда-то выкачаем, а дерево – ресурс возобновляемый, – говорит Марков.

У себя в Олонках он готов запустить подобную бензиновую установку, но нужны капиталовложения. Цена вопроса – десятки миллионов рублей. И тогда производство бензина из опилок станет реальностью.

Есть у него интересный проект, разработанный совместно с иркутским институтом лесной промышленности.

Два года назад в институте мы запустили установку по производству модифицированной древесины. Она уникальна, защищена патентом. С ее помощью можно производить брус, который благодаря своей технологии в пять раз прочнее обычного. Это наше ноу-хау. Подобного производства в регионе нет, – делится Иван Львович.

Еще один проект по рациональному освоению лесосырья есть у энергичного предпринимателя. При переработке неликвидной древесины – осины и березы, основную массу планируется пустить на доску для производства мебели. А отходы можно будет перерабатывать в активированный уголь для пищевой промышленности и очистки воды. С применением запатентованных технологий специалисты из Олонок могут проводить, например, очистку стоков в Байкальске.

– Мы сможем смонтировать там специальную установку, которая удешевит процесс очистки шламоотвалов. При этом еще будет своя электроэнергия, – говорит предприниматель.

По его словам, даже остановленный много лет назад кирпичный завод в Олонках при помощи новых технологий можно реанимировать, удешевить энергозатратный процесс обжига. На местной глине и по новым технологиям завод способен выпускать по 5–10 млн штук кирпича в год.

Нам также рассказывают, что зарубежные партнеры, ознакомившись с возможностями олонкинских мастеров, предложили апробировать в регионе строительство комплексного модульного жилья.

Иван Марков надеется, что его предприятие станет точкой роста в Усть-Орде, а власти обязательно заинтересуются его планами.

В области производится 25 млн кубов древесины в год. 30–40% от них – отходы. Если переработать хотя бы 50% этого объема по предлагаемым нами технологиям, можно получить в бюджет области дополнительно 3 млрд рублей.

Руководитель администрации Усть-Ордынского Бурятского округа, заместитель губернатораАнатолий Прокопьев:

– Без решения вопросов экономического характера нельзя говорить о развитии территории. Предпринимательство в Усть-Ордынском округе представлено 554 организациями малого бизнеса. Это предприятия лесозаготовки, производства пищевых продуктов, торговли. На 1 января текущего года на территории зарегистрировано около 2 тыс. индивидуальных предпринимателей. Большая их часть сосредоточена в сельскохозяйственной сфере. В округе работают 410 КФХ и 45 тыс. личных подсобных хозяйств.

Оказание мер государственной поддержки малым формам хозяйствования на селе идет через реализацию программ. Так, на федеральном уровне принята программа «Начинающий фермер», работают областные профильные программы по поддержке сельхозтоваропроизводителей. Мы ставим перед собой задачу – проводить разъяснительную полномасштабную работу с гражданами, чтобы работающие в округе предприниматели входили в указанные программы. Мы также понимаем – необходимо решать вопросы переработки сельхозпродукции.

Вместе с КФХ в УОБО есть крупные предприятия, которые успешно работают и решают социальные проблемы на селе. Например, ООО «Хадайское», чей опыт сегодня востребован. Мы следим за деятельностью таких предприятий, с тем, чтобы оказывать им поддержку, в том числе и консультационного характера.

Наряду с сельхознаправлением, сегодня необходимо отрабатывать вопросы в сфере лесопереработки. Если проехать по территории, можно увидеть, насколько остро стоит проблема переработки отходов лесопиления: захламляются большие участки земли, страдает экология. Первые шаги в решении проблемы сделаны в Осинском и Боханском районах. Предприниматель из Осинского района Анатолий Ахметчин запустил оборудование для изготовления топливных брикетов и печи для производства древесного угля. Сейчас производство прочно «встало на ноги» и выпускает уникальный продукт – экологически чистое топливо из материала, который считался бесхозным мусором.

Предприниматель из Олонок Иван Марков из отходов лесопиления изготавливает отделочный материал. Этот проект начал действовать не так давно, но, я думаю, у него есть хорошие перспективы. Безусловно, такие идеи надо поддерживать.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Регулировка ГБО на карбюраторном двигателе

Регулировка газового оборудования на карбюраторном двигателе автомобиля очень важна для обеспечения его нормальной работы. В этой статье рассматривается, как подключить газовое оборудование к карбюратору – поэтапный порядок выполнения таких работ, с учетом особенностей различной техники.

Процедура регулировки электронного редуктора

Электронный редуктор, такой, например, как Томасетто, предусматривает наличие двух основных регулировок ГБО на карбюраторных автомобилях:

  • давление во второй ступени (ее можно назвать чувствительностью);
  • объем газов, проходящих по каналу при холостом ходе.

Мотор должен быть заведен на бензиновом топливе и прогрет до номинального температурного уровня. Число оборотов на холостом ходу устанавливается до тысячи в минуту. Подача выключается и вырабатывается бензин. Регулировки находятся в следующем исходном положении:

  • максимальное выворачивание дозатора (газовый канал открыт на наибольшую площадь сечения, при двухсекционном каждая камера регулируется отдельно: для первой – наибольшее раскрытие, для второй – минимальное);
  • винт, определяющий холостой ход, заворачивается до крайнего положения и выкручивается на пять витков;
  • винт, регулирующий чувствительность, устанавливается в промежуточном положении.
Читайте также:
Процесс замены вилки педали сцепления на ВАЗ 2107: фото- и видеообзор

Сперва нужно установить холостой ход. Для этого машина заводится на газовом топливе, с помощью подсоса производится установка оборотов до двух тысяч в минуту. Затем постепенно подсос убирается, и вращением винта, определяющего холостой ход, обороты устанавливаются по максимуму. Эти операции повторяются до полного убирания подсоса и устойчивой работы двигателя в режиме холостого хода.

Выставляется максимум оборотов с помощью винта, регулирующего холостой ход. Постепенно заворачивается винт, определяющий чувствительность. При потере оборотов они добавляются винтом, регулирующим холостой ход. Если это не выходит, то регулировка чувствительности закручивается на пару оборотов, и процедура повторяется.

В конце настройки этот винт получится завернутым практически до упора, при этом число оборотов мотора при работе вхолостую достигает максимального значения – около 1,2 тысячи в минуту. После этого убавляется данный показатель – немного ниже номинала, закручиванием винта холостого хода, затем, слегка его выкрутив, устанавливается около тысячи оборотов в минуту.

Далее нужно настроить чувствительность этого узла: постепенно отворачивается одноименная регулировка, пока не скажется на оборотах мотора при работе вхолостую, и закручивается примерно на один оборот в обратном направлении. Если все сделано правильно, при резком нажатии на педаль газа силовая установка должна чутко реагировать.

Третий этап состоит в настройке дозатора. При заведенном моторе устанавливаются обороты до трех с половиной тысяч в минуту, и закручивается винт механического газового дозатора, пока они не начнут меняться. Затем эту регулировку нужно отвернуть на половину – три четверти витка.

Для двухсекционного дозатора, предусматривающего раздельную настройку по секциям, вышеупомянутое относится к первой из них, вторая ставится на треть настроенной ранее.

Если в вашем редукторе давление настраивается по первой ступени, то мотор следует заглушить, закрыть патрубок расхода газа. Затем, воспользовавшись контрольным отверстием, которое закрывается болтом, подключить в полость первой ступени манометр, позволяющий замерить давление до полутора кгс/см.кв.

Силовая установка заводится, и на холостом ходу выставляется уровень давления – около 0,4 кгс/см.кв. Затем холостой ход и чувствительность редуктора регулируются еще раз. Следует учитывать повышенную газоопасность данных работ, поэтому, если у вас нет уверенности в надежности подключения, нужно обратиться в сервисный центр.

Внимание! Работы по регулировке двухсекционного дозатора представляют повышенную газовую опасность. Будьте осторожны.

Настройка вакуумного редуктора

Существует две разновидности вакуумных редукторов:

  • предусматривающие раздельную регулировку на холостых оборотах, а также чувствительности;
  • имеющие объединенный регулятор этих двух настроек.

В первом случае настройка выполняется аналогично регулировке электронного редуктора, описанной выше. Если регулятор совмещен, как в ГБО Ловато 2 поколения для машин с карбюратором, регулировка состоит в следующем:

  • машина заводится с использованием газа, подсосом выполняется настройка оборотов, до двух тысяч в минуту;
  • подсос постепенно убирается, обороты устанавливаются максимально, подкручиванием винта, настраивающего холостой ход;
  • той же регулировкой настраивается количество оборотов, около тысячи в минуту или немного больше;
  • аналогичной настройкой обороты еще снижаются меньше номинального значения, а затем вновь поднимаются до тысячи в минуту.

Таким образом осуществляется настройка ГБО Ловато 2 поколения на карбюратор.

Регулировка дозатора

Завершающим этапом является настройка дозатора. Для этого машину нужно завести на газовом топливе и установить обороты – около трех тысяч в минуту. Не нужно применять подсос, лучше привлечь напарника. Затем закручивается винт, регулирующий дозатор, пока обороты не начнут меняться.

Нужно полностью удостовериться в присутствии данной границы, поиграв винтом в ту и другую сторону. От этого порога регулировочный винт выкручивается на половину – три четверти витка. После небольшой регулировки холостого хода можно считать ГБО на карбюратор настроенным.

Также рекомендуется проверить правильность настройки газового оборудования на карбюраторный двигатель по концентрации в выхлопе кислорода и угарного газа. Уровень СО не должен превышать 0,45 %. Наладка проводится с использованием винтов, подающих воздух на карбюратор и регулирующих холостой ход редуктора. Если показатель занижен, нужно добавить во второй из указанных настроек, в обратной ситуации – наоборот.

Проверка содержания кислорода в отечественных условиях представляет определенную проблему. Для этого выполняется настройка ГБО следующим образом:

  • кислородный датчик, предназначенный для впрысковых модификаций «Лады», устанавливается в глушителе за «штанами», это выполняется посредством предварительно вваренной переходной гайки;
  • контакты на подогрев подсоединяются аналогично клапану газа, для сигнализации используется экранированный провод, подведенный к торпеде и подключенный к тестеру.

В результате регулировка ГБО происходит под вашим постоянным контролем. Если тестер показывает уровень напряжения 0,2-0,8 В, значит, все нормально, меньший уровень – кислорода не хватает, больший – в избытке. Однако, в зависимости от нагрузки и режима работы двигателя, эти параметры могут изменяться, поэтому точная подстройка все равно необходима.

Обратите внимание! Возможность регулировки уровня кислорода достигается только после установки дополнительного оборудования.

Еще более интересный вариант – применение эмулятора лямбда зонда, предусматривающего возможность цветовой индикации. Три светодиода, по принципу светофора, сигнализируют об оптимальности работы. К этому устройству можно подключить микропроцессорный блок, позволяющий управлять регулировкой электронного дозатора, но с такими работами невозможно справиться самостоятельно, и требуется обратиться на СТО. К тому же это удовольствие не из дешевых.

Читайте также:
Замена масла в коробке передач Датсун

В заключение

Подытоживая сказанное, хочется отметить, что описанные в материале настройки применимы, в основном, к ГБО второго поколения. У некоторых автолюбителей может возникнуть вопрос: можно ли поставить ГБО 4 поколения на карбюратор? Учитывая, что такое оборудование разрабатывалось для современных автомобилей с моторами инжекторного типа, для карбюраторного его применить, конечно, возможно. Однако в этом случае большинство наворотов такого ГБО не будет задействовано по причине технической неприспособленности этих машин; особенно сказанное относится к отечественной технике.

Поэтому на авто с карбюраторными двигателями рациональнее устанавливать газовое оборудование первого и второго поколений.

Для чего нужен редуктор на газовом баллоне

В домах, где невозможно подключение к газовой магистрали, устанавливают газгольдер или используют баллон со сжиженным газом. Последний вариант особенно выгоден, если в коттедже живут непостоянно или применяют газ только для приготовления пищи. Нормальная подача газа из баллона к плите и колонке зависит от функциональности редуктора.

  1. Назначение газового редуктора
  2. Устройство и принцип работы
  3. Прямой
  4. Обратный
  5. Типы редукторов
  6. Критерии выбора
  7. Установка и настройка редуктора
  8. Стандарты подсоединения к системе
  9. Регулировка
  10. Неисправности и ремонт
  11. Что делать, если газовый редуктор замерзает

Назначение газового редуктора

Редуктор для газового баллона

Газовая смесь в баллоне находился под большим давлением. Это облегчает перевозку, так как позволяет в относительно небольшой емкости перевозить большой объем голубого топлива. Однако оборудование – колонка, котел, генератор – рассчитано на низкое давление бытового газа – не более 0,3–0,6 МПа. Чтобы обеспечить такую трансформацию, необходим адаптер.

Газовый редуктор – приспособление для снижения давления газовой смести на выходе из баллона или трубы. Эта же конструкция поддерживает постоянный напор газа вне зависимости от того, как изменяется наполненность емкости.

Устройство и принцип работы

Приспособление может иметь разную конструкцию, форм-фактор и механизм срабатывания, но основная схема газового редуктора включает следующие элементы:

  • запорная пружина;
  • мембрана, реагирующая на давление смеси;
  • редуцирующий клапан.

Принцип работы газового редуктора основан на противодействии двум прилагаемым силам. Упругая пружина пытается перекрыть клапан и прервать выход природного газа. Мембрана, напротив, старается открыть клапан. На гибкую пластину давит редуцированный газ – с низким напором. Когда его напор снижается, давление, которое оказывает мембрана на клапан, превышает противодействие запорной пружины и клапан отворяется.

Рабочее положение редуктора – запертое, когда газ не выходит.

По конструкции различают приборы прямого и обратного действия. Классифицируют приспособления и по типу газа: редукторы, пригодные для ацетиленовых баллонов, не годятся для водородных.

Прямой

Редукторы прямого и обратного действия устроены схожим образом. Конструкция включает:

  • штуцер, обеспечивающий подачу газовой смеси;
  • манометр – указывает на давление в емкости;
  • обратная пружина, перекрывающая клапан;
  • ячейка для сжиженного газа;
  • клапан – от его смещения зависит объем выходящего газа;
  • предохранительное устройство – срабатывает, если в камере давление достигло критической величины;
  • выходной манометр – указывает на рабочее давление;
  • ячейка низкого давления – здесь размещается смесь для подачи в домовую сеть;
  • регулирующий винт – он регламентирует смещение мембраны;
  • запорная пружина;
  • мембрана – гибкая пластинка, отворяющая клапан;
  • штифт между пружиной и клапаном.

Через штуцер в камеру высокого давления попадает газ из баллона под большим напором. Он давит на запорную пружину, которая прижимает редуцирующий клапан к седлу, не позволяя газу проникать в камеру.

В этот момент на мембрану действуют две противоположные силы: пружина, пытающаяся открыть клапан, и газ низкого давления в редуцирующей камере. Если давление смеси уменьшается, пружина выпрямляется, так как сопротивление падает. Клапан смещается и приоткрывается. Газ перетекает в камеру низкого давления. Как только здесь давление становится выше нормы, мембрана смещается и ограничивает проникновение газовой смеси. В камере газ разрежается и через выходное отверстие подается в шланг или трубу.

Регулируют нормальное рабочее давление с помощью винта: он изменяет ход пружины, тем самым снижая или повышая рабочее давление подаваемой смеси. За величиной наблюдают по выходному манометру.

Обратный

Отличается от прибора прямого действия характером силы противодействия. В первом случае клапан открывается при возникновении избыточного давления балонного газа, а во втором – при недостатке его в рабочей камере.

Смесь из баллона попадет в рабочую полость и сдавливает клапан. При этом он перекрывает подачу газа через редуктор. При регулировке винтом запорная пружина сдавливается, мембрана выгибается, что приводит к открытию клапана. При этом газ может поступать в рабочую камеру.

Одновременно с повышением давления в редукторе увеличивается давление в рабочей камере. В конце концов под действие напора с двух сторон мембрана выравнивается, передаточный диск опускается и отпускает пружину, а последняя вдавливает клапан в посадочное седло и запирает его. Когда разница напора вновь оказывается большой, мембрана выгибается и клапан вновь открывается.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: